Публикация «Профориентация в рамках учебной программы дополнительного образования технического направления»
Что такое мультимедиа и зачем это вообще нужно. Существует некоторое заблуждение, что мультемедийные занятия – это создание только анимации. Но слово мультимедиа имеет основание не от слова мультфильм (мульт, мультик). А от значения множественность предметов или действий – мульти.
Мультимедиа – это интерактивные системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной графикой, видеокадрами и текстом.
Вот и получается, что на занятиях студии «Мультимедиа» ребята учатся работе с устройствами визуального и аудиального пространств, знакомятся с современным медиапространтсвом, понятием интернет контента и инструментами для его создания.
Поскольку мы все находимся в огромном информационном потоке, то мы вынуждены быстро анализировать эту информацию и развивать критические мышление. И если нам с вами нужно было к этому привыкать, поскольку долгое время мы не имели доступа к такому широкому ресурсу информации как интернет, то современный ребенок «Рожден со смартфоном в руках».
И вот здесь появляется задача современного педагога – научить ребенка анализировать информацию, не поглощать все подряд, а находить качественный медиаконтент и соответственно создавать его самостоятельно.
Но современный процесс обучения – это не только про рассказать и показать как устроено, это еще и про практическое применении в жизни полученных навыков и умений. И отсюда мы начнем говорить о профориентации.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов – это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.
Что мы можем здесь сделать и как мы можем дать эту информацию детям. Учебные программы дополнительного образования в отличие от образовательных школьных программ имеют место для некоторого педагогического творчества, которое может помочь решить этот вопрос. Например, мы можем внедрять образовательные проекты или задания, которые будут направлены на знакомство с разными профессиями.
Не столь важно заложить в ребенке интерес и любовь к какой-то конкретной профессии, сколько необходимо развивать в нем определенные, присущие именно ему способности и таланты. Помочь ему открыть свои способности и научить применять их в жизни. Сориентировать сегодняшнего школьника на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от плодов его труда.
Условно, профориентационную работу по программе можно разделить на основные направления:
1) Информационно-просветительское;
2) Диагностическое;
4) Обучающее или формирующее.
Информационно-просветительское направление
Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий: экскурсии, встречи со специалистами, познавательные беседы, профориентационные занятия, учебные фильмы, использование СМИ, различные ярмарки профессий.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.
Пока это звучит слишком широко, ведь мы это все должны сделать в рамках нашего творческого объединения. Рассмотрим на примере мультимедиа. Здесь мы можем создать учебную задачу в рамках изучения какой-то темы. Например, в учебной программе мы вносим раздел: Фотография. Задача: познакомить ребят с устройством фотокамерами, видами фотографий. Ели вы просто расскажете про камеру, покажете готовые фотографии и разрешите «Один раз щелкнуть». Это будет не эффективно, ребята ничего не запомнят, им будет скучно и с фотоаппаратом они не подружатся. Ни с какой профессией не познакомятся. Поэтому мы можем дать им творческое задание. Берем разный реквизит: шапки, листики, шарфы, книги, тетради, подсвечники и т.д.
Разбиваем детей на пары и даем задачу создать образ и историю к образу в течении 10 минут. Ребята обсуждают, придумываю. В паре 1 фотограф, другой модель. По желанию они могут меняться. По итогу задания ребята усвоят учебный материал и попробуют на себе профессии: модель, фотограф, криэйтор. (Криэйтор- это человек, который создает какие-то концепты, креативы для рекламных кампаний).
Можно дальше развить задание: нарисовать персонажа по образу, который они придумали, написать историю(сценарий) его жизни и взаимодействия с персонажами других команд. (Сценарист, писатель, концепт-художник).
А если вы дадите еще самостоятельное задание- сделать фоторепортаж про семью, друзей, домашнего питомца. То вы расширите их навыки и познакомите с профессией – журналист.
Здесь не должно быть смущения, что это информационно-просветительский пункт. Мы ведь можем спокойно давать информацию для лучшего усвоения через игры, практические задания и т.д. Решение реальных задач, а не сухо заученный текст научит ребенка мыслить самостоятельно, помимо того, что он обучится чему-то, узнает что-то.
После того, как ребёнок прошёл опыт таких своеобразных профессиональных проб, проводится рефлексия. Лучше всего это получается в контексте тренинга. В дружеском кругу ребята делятся своими впечатлениями и рассказывают, оправдались ли их ожидания.
Диагностическое направление.
Это направление реализуется в 2-х видах:
самопознание, исследование учеником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обуславливающих профессиональный выбор. Конечно, когда мы говорим о ранней профориентации рано говорить о конкретном профессиональном выборе.
И тут основной задачей становится – самоанализ. Нам поможет обсуждение завершенных работ группой. Сделали ребята фотографии, подготовили тексты к ним, выступили перед товарищами, показали. Одногруппники вместе с педагогом обсудили, ученики сами сравнили также комментируют свои работы, самостоятельно выявляя сильные и слабые стороны. Рассказали какая деятельность им понравилась при выполнении задания и почему.
Обучающее или формирующее.
В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд определенных компетенций. И это, как раз то, что он получает уже от узкого направления деятельности творческого кружка.
Если это мультимедиа, то это, например, умение писать сценарий, снимать, монтировать, создавать мультфильмы.
Сегодня я бы хотела показать вам свой образовательный проект, в котором я постаралась реализовать все то, о чем я говорила. Это видео проект «Дети в музее». Проект находится в кейсе моей учебной программы «Видеорепортаж». Основная задача: знакомство с камерой, видами видеосъемок. Основная цель: научить самостоятельно создавать видеоматериал, проводить исследовательскую деятельность.
В рамках проекта ребята посетили 2 музея нашего города, где познакомились с профессией экскурсовод, геолог, архитектор, ювелир, историк. При создании видеоролика они смогли попробовать себя в профессиях: оператор, корреспондент, мультипликатор.
В завершении своего выступления я хочу поделиться с вами 2 отличными сайтами о профессиях. Чтобы вашим ученикам было интересно изучать что-то новое, это, в первую очередь, должно быть интересно вам. А чтобы интерес не утихал нам важно подпитывать свое любопытство. Спасибо за внимание.