Программа дополнительного образования «Знатоки» (краеведческого направления)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЗНАТОКИ»
(краеведческого направления)
для учащихся начальных классов
Срок реализации программы– 4 года
Составитель: Остапова Е. В.,
учитель начальных классов, ГОУ РК «Республиканский центр образования»
г. Сыктывкар
2020 г.
Оглавление
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Содержание | 4 |
3 | Учебно-тематический план | 8 |
4 | Материально-техническое обеспечение | 12 |
5 | Литература | 13 |
6 | Приложение Тематическое планирование | 14 |
| | |
Пояснительная записка.
Краеведение – это эффективное средство обучения и воспитания ребят. Оно способствует расширению кругозора, воспитанию любви к малой Родине, интереса к своей семье, своему народу, высокой нравственности. Это средство соблюдения преемственности в передаче жизненного опыта, обычаев, традиций. Оно помогает шире, глубже познакомиться с родным краем, тружениками – создателями истории малой Родины, способствует в сохранении того, что находится на грани исчезновения.
Актуальность программы в том, что курс краеведения призван ввести обучающихся в мир познания родного края и способствовать осмыслению своей роли в жизни села, района, города, республики.
Данная программа по краеведению разработана для младших школьников 7-10 лет. Она предусматривает еженедельные занятия кружка.
Программа разработана с учетом приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Цель: Приобщение младших школьников к культурным, нравственным ценностям родного края, создание условий для самосознания себя как частицы своего народа.
Задачи:
Знакомить с окружающей природой и социальной средой.
Прививать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа.
Воспитывать любовь к родителям, друг другу.
Развивать стремление к познанию.
Раскрывать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка и развивать их.
Беречь природу и разумно пользоваться её дарами.
Вести работу над сплочением детского коллектива.
Содержание
Характеристика программы:
Тип программы – дополнительная образовательная
Направленность – краеведческая
Вид – модифицированная
Построение кружка составлено с учётом формирования теоретических знаний и практических умений младшего школьника. На занятиях в кружке ребята углубляют и расширяют свои представления о родном крае, о малой Родине. Для повышения интереса учащихся к изучению истории, культуры, природы и быта населения края проводятся беседы с преподавателями, посещают музеи, выставки, этноцентр, организуются встречи с ветеранами, героями села, поселка, города, тружениками разных профессий. Кроме того, члены кружка приобретают положительный опыт в организации и проведении исследовательской и проектной работы: сбор необходимого материала через школьный и краеведческий музей, библиотеку, участие в экскурсиях, опрос жителей; обобщение и систематизация материала; оформление работ в виде рисунков, сочинения, сообщения, доклада, отчёта. Формируются навыки презентации своей работы: выступление на сборах, утренниках, школьных, городских, районных конференциях, оформление наглядной агитации.
Программа построена на основе цикличности. Разделы повторяются и дополняются из класса в класс.
Таблица 1
Разделы программы
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Я и моя семья | Я и моя семья | Я и моя семья | Я и моя семья |
Школа | Школа | Школа | Школа |
Мой дом | Моя улица | Моя село (поселок, город) | Мой район |
Природа и мы | Природа и мы | Природа и мы | Природа и мы |
Малая Родина | Малая Родина | Малая Родина | Малая Родина |
Итоговое занятие | Итоговое занятие | Итоговое занятие | Итоговое занятие |
Развитие процесса познания происходит постепенно от непосредственно окружающих детей объектов и явлений, достаточно им привычных (семья, школа, друзья), к более удалённым в пространственном и временном отношении.
Особенности каждого года занятия:
Учащиеся I-II классов знакомятся непосредственно с окружающим их миром – семья, школа, улица, ближайшая зелёная зона. Объектом изучения является главным образом настоящее. Учащиеся выясняют, где и в каком качестве трудятся родители, близкие; кто из родственников воевал, какие имеет награды. Дети знакомятся со школьным зданием, дорогой в школу. Кружковцы учатся внимательно смотреть вокруг себя, наблюдать, запоминать, зарисовывать всё интересное, что увидели в природе, в окружающей среде. Практическое значение – помочь учащимся ориентироваться в своём селе, посёлке, городе. Для этого в большей степени рекомендуются ознакомительные прогулки.
На втором и третьем году занятий расширяются и углубляются знания о местном социуме, знакомятся с достопримечательными местами и зелёной зоной района, области, республики. Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с начальным экологическим и эстетическим воспитанием.
Постепенно «наводят мостик» настоящее – прошлое, используя простейшие приёмы сопоставления и опираясь на образное мышление. Темы III и IV классов предполагают изучение событий истории, жизни, деятельности героев Отечественной войны, живших на территории своего края. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 7-10 лет. Набор в группу свободный, при желании детей заниматься.
Таблица 2
Организационно-педагогические основы обучения
Сроки реализации программы | Кол-во часов в неделю | Время одного занятия | Режим занятий | Кол-во обуч-ся | Кол-во недель в уч. году | Кол-во часов в год |
I год | 1 час | 35 мин | 1 раз в неделю по 1 ч | | 33 | 33 |
II год | 1 час | 45 мин | 1 раз в неделю по 1 ч | | 34 | 34 |
III год | 1 час | 45 мин | 1 раз в неделю по 1 ч | | 34 | 34 |
IV год | 1 час | 45 мин | 1 раз в неделю по 1 ч | | 34 | 34 |
| | | | | Итого | 135 |
Формы проведения занятий: всем составом, групповые. При проведении исследовательских работ – индивидуальные, групповые, всем составом.
Ожидаемые результаты:
Ребята научатся осознавать значимость национальной принадлежности
Ребята получат определённый объём знаний по истории, географии, культуре, литературе, природе местности, в которой проживают.
Ребята будут с уважением и любовью относиться к малой Родине
Ребята познают мир национальной культуры
Ребята сформируют экологическое отношение к среде обитания и правила поведения в ней
Ребята должны научиться собирать краеведческий материал, уметь систематизировать и оформлять исследовательскую работу под руководством учителя, получить навыки презентации своей работы.
Краеведческая работа включает следующие этапы:
I Подготовительный:
1. Планирование;
2. Подготовка инвентаря и оборудования;
3. Сбор предварительного материала.
II Реализация:
Реализация
Выполнение творческих задач.
Обобщение материала.
Прохождение намеченного маршрута
с выполнением поставленных туристических задач,
краеведческих задач,
задач общественно-полезной работы на маршруте.
III Подведение итогов:
Составление учащимися устных и письменных отчётов, подготовка и выступление на сборах, утренниках и т.д. с творческими отчётами, оформление наглядной агитации.
1-2 классы оформляют свои отчёты в виде рисунков, аппликаций, устного рассказа, сочинений-миниатюр и т.п.
Учащиеся 3-4 класса используют те же формы творческих отчётов и кроме того создают небольшие выставки своих работ, простейших коллекций, докладов и т.п.
Учащиеся всех классов совместно с родителями участвуют в разнообразных конкурсах.
Таблица 3
Рекомендуемые темы проектных работ
Класс | Раздел | Тема |
1 | Я и моя семья | «Родословная роспись имён» |
Малая родина | «Герб дома, улицы, села, посёлка (на выбор)» | |
2 | Я и моя семья | «Профессии членов семьи». |
3 | Моё село | «Топонимика села» |
4 | Мой район | «Достопримечательности – достойные и примечательные» |
Таблица 4
Рекомендуемые темы для исследовательской работы
Класс | Раздел | Тема |
2 | Моя улица | «Интересное рядом». |
3 | Малая родина | «Герои проживают рядом» |
4 | Я и моя семья | «Семейные реликвии». |
Школа | «Ими гордиться школа» |
По окончании IV года обучения ребята должны:
Знать
Знать много интересного о своём доме и своей школе;
Иметь начальные знания по краеведению;
Знать названия персонажей народных сказок, легенд;
Иметь знания о природе родного края;
Приобрести знания об особенностях национальной культуры;
Иметь представление об исследовательской работе.
Уметь
Фиксировать то, что наблюдаем и изучаем;
Выступать с докладом перед классом, на школьной линейке, на городской, республиканской конференции;
Показывать на карте свою Родину.
Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности по программе дополнительного образования «Знатоки» используется такая форма учета, как «Портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («Цифровое портфолио»).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план I года обучения:
Название раздела: | Теория: | Практика: | Общее количество часов |
Я и моя семья | 3 | 4 | 7 |
Школа | 3 | 3 | 6 |
Мой дом | 3 | 4 | 7 |
Природа и мы | 3 | 4 | 7 |
Малая Родина | 3 | 2 | 5 |
Итоговое занятие | 1 | | 1 |
Всего: | 16 | 17 | 33 |
Содержание программы I года обучения
Я и моя семья
Что в имени моём? (Имя и его значение).
Зачем и клад, коли в семье лад.
Чудесное древо есть у меня.
Оно мне – семья,
И оно мне – родня.
Практическая работа: рисунок с изображением членов семьи, рисунок – автопортрет, сбор фотографий для презентации, опрос родителей, родственников, составление простейшего генеалогического древа, элементы исследовательской работы.
Школа
Школа заботится о нас, мы - о школе.
Дорога в школу.
Школьная библиотека.
Практическая работа: экскурсии, моделирование.
Мой дом
В этом доме я живу.
Мои соседи, мои друзья.
Интересные дома.
Практическая работа: рисунки домов, организация выставки; Акция «Добро своему дому».
Природа и мы
В гости к осени.
Зимняя сказка.
Встречаем весну.
Практическая работа: рисунки, поделки из природного материала, экскурсии, посадка деревьев и цветов, изготовление и вывешивание скворечников, кормушек.
Малая Родина
Наш край – часть большой Родины.
Государственные символы.
Сказки моего народа
Практическая работа: работа в школьном краеведческом музее, в библиотеке.
Завершается годовой цикл утренником.
Учебно-тематический план II года обучения:
Название раздела: | Теория: | Практика: | Общее количество часов |
Я и моя семья | 3 | 4 | 7 |
Школа | 2 | 3 | 5 |
Моя улица | 3 | 3 | 6 |
Природа и мы | 3 | 4 | 7 |
Малая Родина | 5 | 3 | 8 |
Итоговое занятие | 1 | | 1 |
Всего: | 17 | 17 | 34 |
Содержание программы II года обучения
Я и моя семья
И в праздники и в будни мы дела найдём.
Профессии членов семьи.
Диалог со старшим поколением.
Практическая работа: элементы исследовательской работы по теме
«Профессии членов семьи».
Школа
Школа – нам, мы – школе.
Школьный музей.
Практическая работа: составление и решение задач «Школа – нам, мы – школе», сбор материала для школьного краеведческого музея, акция «Наши дела на радость школе».
Моя улица
Люблю я пешие прогулки
Домики, скверы и переулки.
Интересное рядом.
Практическая работа: рисунки, моделирование, экскурсии.
Природа и мы
Удивительный мир природы.
Природа и наше здоровье.
Мы твои друзья, природа.
Практическая работа: выпуск газет, плакатов, экологический десант.
Малая Родина
Художники и писатели о родном крае.
Легенды и предания моего народа.
Практическая работа: рисунки, конкурсы.
Завершается годовой цикл выставкой.
Учебно-тематический план III года обучения:
Название раздела: | Теория: | Практика: | Общее количество часов |
Я и моя семья | 2 | 3 | 5 |
Школа | 2 | 2 | 4 |
Моя малая родина | 4 | 4 | 8 |
Природа и мы | 4 | 4 | 8 |
Малая Родина | 4 | 3 | 7 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 17 | 17 | 34 |
Содержание программы III года обучения
Я и моя семья
У бабушек и дедушек – золотые руки.
Этому я научился у своих родных.
Практическая работа: творческая мастерская, сбор материала для выставки, выставка, сочинение.
Школа
Учителя нашей школы.
Традиции школы.
Практическая работа: сбор информации, выпуск журнала, участие в традиционных мероприятиях школы.
Моё село (поселок, город)
Культурные и исторические места нашего села (поселка, города).
Новое в нашем селе (поселке, городе).
На благо людей.
Мы - хозяева своего села (поселка, города).
Практическая работа: проект «Герб нашего села» или « Мы хозяева своего села».
Природа и мы
Природа родного края.
Чем богата республика (край, область).
Мы твои друзья, природа
Практическая работа: экологический десант, посадка деревьев и цветов.
Малая Родина
Мой край в годы войны с фашистами.
Герои проживают рядом.
Практическая работа: элементы исследовательской работы, уход за памятником воинам Вов.
Завершается годовой цикл вечером организованным и проведённым совместно с родителями.
Учебно-тематический план IV года обучения:
Название раздела: | Теория: | Практика: | Общее количество часов |
Я и моя семья | 2 | 3 | 5 |
Школа | 2 | 3 | 5 |
Мой район | 5 | 4 | 9 |
Природа и мы | 3 | 3 | 6 |
Малая Родина | 3 | 3 | 6 |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 3 |
Всего: | 17 | 17 | 34 |
Содержание программы IV года обучения
Я и моя семья
Семейные реликвии.
Почему мне дома хорошо.
Практическая работа: элементы исследовательской работы, организация выставки, сочинение.
Школа
Образование в прошлом и сейчас
Гордость за выпускников.
Практическая работа: исследовательская работа «Выпускники нашей школы».
Мой район
Культурные и исторические объекты, места нашего района, края.
Новое в нашем районе, крае, республике.
Лучшие люди нашего района, края, республики.
Практическая работа: сбор материала, выпуск газеты, журнала.
Природа и мы
Что такое Красная книга.
Географический атлас республики, края.
Охраняемые территории.
Практическая работа: работа с атласом, сбор материала, подготовка презентаций, сообщений, докладов, оформление выставки.
Малая Родина
Как жили люди нашего края в далёком прошлом.
По страницам истории края.
Художники, писатели, поэты об истории края.
Практическая работа: изучение литературы, составление кратких сообщений.
Завершается годовой цикл конференцией.
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование комплекта средств обучения (оборудование, в том числе техническое, расходный материал и пр), используемого в реализации программы | Количество |
Видеокамера | 1 | |
Фотоаппарат | 3 | |
Ноутбук или компьютер | 5 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экран для м/проектора | 1 | |
Диктофон | 2 | |
Микрофон | 1 | |
Принтер лазерный цветной | 1 | |
Сканер | 1 | |
Планшет | 5 | |
Звуковые колонки | 2 | |
Картридж для принтера | 7 | |
Флэш-накопитель | 3 | |
Бумага для офисной техники формат А4 | 5 | |
Ватман | 30 | |
Краски художественные акриловые | 30 | |
Гуашь | 10 | |
Набор художественных кистей | 10 | |
Цветные карандаши | 10 | |
Фломастеры | 10 | |
Коврик для творчества | 10 | |
Клей | 10 | |
Ножницы | 10 | |
Цветная бумага | 30 | |
Набор белого картона | 10 | |
Набор цветного картона | 10 | |
Магнитная доска | 2 | |
Стеллаж для выставки | 2 | |
Стенды | 3 | |
Кнопки | 10 | |
Маркер | 10 | |
Папки для документации | 50 | |
Файлы | 100 |
Литература.
Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» - http://dop.edu.ru/article/6392/instrumentarii-rabotnika-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-sbornik-metodicheskikh-ukazanii-iБагаутдинова Ф.Г//«Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе». Москва 2002г.
Лебедева, Е. В. Краеведение: работа на перспективу / Е. В. Лебедева // Специалист. 2009. N 9. С. 18. ISSN 0869-5210.
Жеребцов И.Л, Савельева Э.А, Сметанин А.Ф // «История республики Коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1996г.
Каракчиев А.А, Новиков Н.С, Рыбаков Ф.Ф// Экономика Республики Коми: история, современность, культуры будущего. Сыктывкар – Киров 2001г.
Котелина Н.С, Мартыненко В.А //«Целебные растения севера». Коми книжное издательство 1988г.
Атлас республики Коми Москва. Дизайн. Информация. Картография 2001
«Детям о культуре народа Коми (Часть I, II, III, IV) (методические рекомендации) КРИП и ПК Сыктывкар 1994г., 1995г.
Историко–культурный атлас республики Коми. Издательский дом «Дрофа» Издатель «Д и К» 1997г.
Классный руководитель. Научно-методический журнал. Москва 2001г.
Краеведение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Сыктывкарский городской творческий клуб учителей начальных классов «Поиск». Сыктывкар 2005г
Республика Коми энциклопедия т. I, II, III. Сыктывкар Коми книжное издательство 1997г.
Тематическое планирование
1 КЛАСС
Тема | Содержание | Кол-во часов (теорет-их) | Практическая работа | Кол-во часов (практич-их) |
Я и моя семья – 3 часа теория/ 4 практика | ||||
Что в имени моём? | Имя и его значение. Соответствие имен сказочных героев их делам и поступкам. Традиции семьи в выборе имён. | 1 час | Проект «Родословная роспись имён» Опрос родителей. Работа с источниками. Схематическое изображение значения имени. Составление рассказа-рассуждения. | 1 час |
Зачем и клад, коли в семье лад. | Члены семьи, их обязанности. Пословицы и поговорки о семье. | 1 час | Интервьюирование. Рисунок с изображением членов семьи, их обязанностей по дому. Рассказ. Рисунок пословицы или поговорки о семье. Разучивание стихотворений о семье. | 1 час |
Чудесное древо есть у меня. Оно мне – семья, И оно мне – родня. | Члены семьи. Генеалогическое древо. Мудрость старости. Послушание. | 1 час | Интервьюирование. Составление простейшего генеалогического древа. Сбор фотографий для презентации. Презентация. | 2 часа |
Школа – 3 часа теория/3 часа - практика | ||||
Школа заботится о нас, мы - о школе. | История школы. Традиции, правила, устав школы. | 1 час | Экскурсия для знакомства со школьным зданием. Составление свода правил поведения в школе. | 1 час |
Дорога в школу. | Двор возле дома, название улиц, достопримечательности, школьный двор. Улицы, названные в честь воинов. Местоположение школы. | 1 час | Моделирование безопасного пути в школу. | 1 час |
Школьная библиотека. | Предназначение библиотек, в том числе школьной. Литература по краеведению. Правила поведения в библиотеке. | 1 час | Знакомство с расписанием, мероприятиями библиотеки. Знакомство с правилом расположения литературы. Определение местоположения книг, журналов. Мастерская «Айболита». | 1 час |
Мой дом – 3 часа теория/ 4 часа практика | ||||
В этом доме я живу. | Адрес. Понятие «дом». Значение дома в жизни человека. | 1 час | Рисунки домов. Бережное отношение к дому, к придомовой территории. Акция «Добро своему дому». Рассказ об акции. | 2 часа |
Мои соседи, мои друзья. | Знакомство. Дружба. Порядочность. Взаимопомощь. | 1 час | Рисунок пословицы и поговорки на тему. | 1 час |
Интересные дома. | Дома с историей. | 1 час | Выставка картин «Интересные дома» | 1 час |
Природа и мы – 3 часа теория/ 4 часа практика | ||||
В гости к осени. | Изменения в животном и растительном мире края. Произведения местных писателей и поэтов. Особенности сбора урожая. | 1 час | Экскурсия. Поделки из природного материала | 1 час |
Зимняя сказка. | Красота природы. Погода. Птицы края. Произведения местных писателей и поэтов. | 1 час | Изготовление кормушек. Экскурсия. | 1 час |
Встречаем весну. | Красота природы. Погода. Произведения местных писателей и поэтов. | 1 час | Посадка деревьев, кустарников, цветов. Изготовление скворечников. | 2 часа |
Малая родина – 3 часа теория/ 2 часа практика | ||||
Наш край – часть большой Родины. | Малая родина. Первоначальные знания об истории. | 1 час | Работа в школьном краеведческом музее, в библиотеке. | 1 час |
Государственные символы. | Символика города, края. | 1 час | Проект «Герб дома, улицы, села, посёлка (на выбор)» | |
Сказки моего народа | Сказки, сказания. Особенности. | 1 час | Рисунки сказочных персонажей. | 1 час |
Итоговое занятие – 1 час теория | ||||
Утренник | На тему занятий по выбору | 1 час | Разучивание стихотворений, песен, сценок. Оформление зала. | |
2 КЛАСС
Тема | Содержание | Кол-во часов (теорет-их) | Практическая работа | Кол-во часов (практич-их) |
Я и моя семья – 3 часа теория/4 часа практика | ||||
И в праздники и в будни мы дела найдём. | Обязанности членов семьи дома. Семья в час отдыха. Общественно-полезный труд. | 1 час | Совместные мероприятия с родителями. | 1 час |
Профессии членов семьи. | Профессии членов семьи, место работы. | 1 час | Проект по теме «Профессии членов семьи». | 2 часа |
Диалог со старшим поколением. | Произведения о детстве и отрочестве в наше время и в прошлом. Детство и война. | 1 час | Интервьюирование людей старшего поколения на тему «Два детства» | 1 час |
Школа – 2 часа теория/ 3 часа практика | ||||
Школа – нам, мы – школе. | История школы. Традиции, правила, устав школы. | 1 час | Составление и решение задач «Школа – нам, мы – школе». Акция «Наши дела на радость школе». | 2 час |
Школьный музей. | Музеи. Экспонаты музея. История создания. | 1 час | Сбор материала для школьного музея. Описание предмета – «Легенда предмета» | 1 час |
Моя улица – 3 часа теория/ 3 часа практика | ||||
Люблю я пешие прогулки, Домики, скверы и переулки. | Название улиц, расположение домов. История улиц, переулков, домов. | 1 час | Экскурсия-прогулка по ознакомлению с названиями улиц, расположением домов. | 1 час |
Интересное рядом. | Интересные объекты местности. | 2 часа | Исследовательская работа «Интересное рядом». Рисунки, фотографии, презентации, модель улицы. | 2 часа |
Природа и мы – 3 часа теория/ 4 часа практика | ||||
Удивительный мир природы. | Особенности природы края. Охрана природы. | 1 час | Составление рассказа, сказки на тему «О чем рассказал лес». Выпуск газет, плакатов. | 1 час |
Природа и наше здоровье. | Польза природы для человека. Лекарственные растения. Охрана природы. | 1 час | Рисунки, кроссворды детей на тему «Лекарственные растения края» | 1 час |
Мы твои друзья, природа. | Моё отношение к природе. Как моя семья относится к природе. | 1 час | Интервьюирование членов семьи. Экологический десант. | 2 часа |
Малая родина – 5 часов теория/ 3 часа практика | ||||
Художники и писатели о родном крае. | Художники, писатели родного края, их произведения. | 2 часа | Знакомство с музеями, выставками, библиотеками. | 2 часа |
Легенды и предания моего народа. | Легенды, предания. История возникновения. | 3 часа | Творческие работы учащихся | 1 час |
Итоговое занятие – 1 час | ||||
Выставка | На тему занятий по выбору. | 1 час | Сбор материала для выставки. Описание. | |
3 КЛАСС
Тема | Содержание | Кол-во часов (теорет-их) | Практическая работа | Кол-во часов (практич-их) |
Я и моя семья – 2 часа теория/ 3 часа практика | ||||
У бабушек и дедушек – золотые руки. | Труд и творчество людей старшего поколения. Изменения, произошедшие в крае в последние годы. | 1 час | Интервьюирование. Сбор творческих работ, фотографий труда старшего поколения. Сочинение, рассказ. | 1 час |
Этому я научился у своих родных. | Народные промыслы. Роль старшего поколения в воспитании детей. | 1 час | Творческая мастерская. | 2 часа |
Школа – 2 часа теория/ 2 часа практика | ||||
Учителя нашей школы. | Историческая справка: «Учителя школы». | 1 час | Опрос, интервьюирование. Сбор информации, выпуск журнала. | 1 час |
Традиции школы. | История школы. Традиции. | 1 час | Участие в традиционных мероприятиях школы. | 1 час |
Моё село (поселок, город) – 4 часа теория/ 4 часа практика | ||||
Культурные и исторические места нашего села (поселка, города). | Знакомство с историческими и культурными памятниками. Бережное отношение к ним. Памятники героям ВОВ. | 1 час | Экскурсии в музеи, прогулки по историческим местам. Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Организация передвижной выставки. Умение ориентироваться, находить нужный объект. | |
Новое в нашем селе (поселке, городе). | Новые объекты на местности, их предназначение. | 1 час | Зарисовки, рассказы. Построение туристического маршрута. Умение ориентироваться, находить нужный объект. | 1 час |
На благо людей. | Предприятия нашего села (поселка, города). Рассказы тружеников производства. | 1 час | Экскурсия на производство (по возможности) | 1 час |
Мы - хозяева своего села (поселка, города). | Название, топонимика села (поселка, города). Роль созидательного труда жителей. | 1 час | Акция «Мы – хозяева своего села (посёлка, города)» Проект «Топонимика села» | 2 часа |
Природа и мы – 4 часа теория/ 4 часа практика | ||||
Природа родного края. | Растительный и животный мир родного края. Бережное отношение к нему. | 1 час | Выставка рисунков, фотографий. Создание презентации. Поиск фильмов по теме. | 1 час |
Чем богата республика (край, область). | Богатство края: лес, полезные ископаемые… | 2 часа | Создание презентации, буклета. Поиск фильмов по теме. | 1 час |
Мы твои друзья, природа | Зелёные зоны, заповедники. Правила поведения в природе. Экология. | 1 час | Экологический десант, посадка деревьев и цветов. | 2 часа |
Малая родина – 4 часа теория/ 3 часа практика | ||||
Мой край в годы войны с фашистами. | События истории и жизни края в годы войны. | 2 часа | Уход за памятником воинам Вов. | 1 час |
Герои проживают рядом. | Жизнь, труд, подвиги людей в годы ВОВ | 2 часа | Исследовательская работа «Герои проживают рядом» | 2 часа |
Итоговое занятие – 1 час теория | ||||
Вечер памяти | По разделу «Малая родина» | 1 час | Подготовка материала | 1 час |
4 КЛАСС
Тема | Содержание | Кол-во часов (теорет-их) | Практическая работа | Кол-во часов (практич-их) |
Я и моя семья – 2 часа теория/3 часа практика | ||||
Семейные реликвии. | Семейный быт в прошлом и сейчас. Награды старшего поколения за труд и битву в годы ВОВ. | 1 час | Исследовательская работа «Семейные реликвии». Организация выставки | 2 часа |
Почему мне дома хорошо. | Семейные ценности неизменны. | 1 час | Сочинение | 1 час |
Школа – 2 часа теория/ 3 часа практика | ||||
Образование в прошлом и сейчас | Образование в прошлом и сейчас. | 1 час | Изучение репродукций, произведений. | 1 час |
Гордость за выпускников. | Выпускники школы. Их достижения. Выпускники – участники войн. | 1 час | Исследовательская работа «Ими гордиться школа» | 2 часа |
Мой район – 5 часов теория/ 4 часа практика | ||||
Культурные и исторические объекты, места нашего района, края. | Культурные и исторические объекты. Памятники, мемориальные доски, в том числе героям ВОВ. | 2 часа | Первоначальные навыки работы с исторической картой. Проектная работа «Достопримечательности – достойные и примечательные». Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Поиск фильмов по теме. | 2 часа |
Новое в нашем районе, крае, республике. | Предприятия, стройки района, края, республики. Человек труда. Роль созидательного труда. | 1 час | Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Поиск фильмов по теме. Выпуск газеты, журнала. | 1 час |
Лучшие люди нашего района, края, республики. | Деятели культуры и науки края. Люди, внесшие большой вклад в историю района, края, республики. Увековеченные имена земляков. Роль созидательного труда. | 2 часа | Составление кратких сообщений, презентаций. | 1 час |
Природа и мы – 3 часа теория/ 3 часа практика | ||||
Что такое Красная книга. | Редкие виды растительного и животного мира края, республики. Мероприятия по охране. Заповедники, Заказники. | 1 час | Изучение Красной книги: растительного и животного мира края, республики. Организация выставки рисунков, фотографий. | 1 час |
Географический атлас республики, края. | Географический атлас республики, края. Условные обозначения. | 1 час | Работа с атласом. Чтение условных обозначений. | 1 час |
Охраняемые территории. | Охраняемые территории республики, края. | 1 час | Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Поиск фильмов по теме. | 1 час |
Малая родина – 3 часа теория/ 3 часа практика | ||||
Как жили люди нашего края в далёком прошлом. | Знания о прошлом края. Для чего надо знать о прошлом. Почему необходимо беречь то, что осталось от прошлого. | 1 час | Изучение литературы, видео материала, составление кратких сообщений | 1 час |
По страницам истории | По страницам истории края, республики, области. | 1 час | Изучение литературы, видео материала, составление кратких сообщений. | 1 час |
Художники, писатели, поэты об истории края. | Художники, писатели, поэты об истории края. | 1 час | Экскурсия в музей, на выставку. Изучение литературы. | 1 час |
Итоговое занятие – 2 часа теория/ 1 час практика | ||||
Конференция «Люблю тебя, мой край родной» | Дается понятие о своем крае как составной части Родины. Примечание: по любому разделу на выбор | 2 часа | Подготовка презентаций, сообщений, докладов. Оформление выставки. Подготовка и проведение конференции. | 1 час |
14