Программа дополнительного образования «Знатоки» (краеведческого направления)

4
0
Материал опубликован 25 October 2020 в группе


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»



ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЗНАТОКИ»

(краеведческого направления)

для учащихся начальных классов

Срок реализации программы– 4 года



Составитель: Остапова Е. В.,

учитель начальных классов, ГОУ РК «Республиканский центр образования»







г. Сыктывкар

2020 г.

Оглавление


1

Пояснительная записка

3

2

Содержание

4

3

Учебно-тематический план

8

4

Материально-техническое обеспечение

12

5

Литература

13

6

Приложение

Тематическое планирование


14





































Пояснительная записка.

Краеведение – это эффективное средство обучения и воспитания ребят. Оно способствует расширению кругозора, воспитанию любви к малой Родине, интереса к своей семье, своему народу, высокой нравственности. Это средство соблюдения преемственности в передаче жизненного опыта, обычаев, традиций. Оно помогает шире, глубже познакомиться с родным краем, тружениками – создателями истории малой Родины, способствует в сохранении того, что находится на грани исчезновения.

Актуальность программы в том, что курс краеведения призван ввести обучающихся в мир познания родного края и способствовать осмыслению своей роли в жизни села, района, города, республики.

Данная программа по краеведению разработана для младших школьников 7-10 лет. Она предусматривает еженедельные занятия кружка.

Программа разработана с учетом приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Цель: Приобщение младших школьников к культурным, нравственным ценностям родного края, создание условий для самосознания себя как частицы своего народа.

Задачи:

Знакомить с окружающей природой и социальной средой.

Прививать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа.

Воспитывать любовь к родителям, друг другу.

Развивать стремление к познанию.

Раскрывать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка и развивать их.

Беречь природу и разумно пользоваться её дарами.

Вести работу над сплочением детского коллектива.














Содержание

Характеристика программы:

Тип программы – дополнительная образовательная

Направленность – краеведческая

Вид – модифицированная

Построение кружка составлено с учётом формирования теоретических знаний и практических умений младшего школьника. На занятиях в кружке ребята углубляют и расширяют свои представления о родном крае, о малой Родине. Для повышения интереса учащихся к изучению истории, культуры, природы и быта населения края проводятся беседы с преподавателями, посещают музеи, выставки, этноцентр, организуются встречи с ветеранами, героями села, поселка, города, тружениками разных профессий. Кроме того, члены кружка приобретают положительный опыт в организации и проведении исследовательской и проектной работы: сбор необходимого материала через школьный и краеведческий музей, библиотеку, участие в экскурсиях, опрос жителей; обобщение и систематизация материала; оформление работ в виде рисунков, сочинения, сообщения, доклада, отчёта. Формируются навыки презентации своей работы: выступление на сборах, утренниках, школьных, городских, районных конференциях, оформление наглядной агитации.

Программа построена на основе цикличности. Разделы повторяются и дополняются из класса в класс.

Таблица 1

Разделы программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Я и моя семья

Я и моя семья

Я и моя семья

Я и моя семья

Школа

Школа

Школа

Школа

Мой дом

Моя улица

Моя село (поселок, город)

Мой район

Природа и мы

Природа и мы

Природа и мы

Природа и мы

Малая Родина

Малая Родина

Малая Родина

Малая Родина

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Итоговое занятие


Развитие процесса познания происходит постепенно от непосредственно окружающих детей объектов и явлений, достаточно им привычных (семья, школа, друзья), к более удалённым в пространственном и временном отношении.

Особенности каждого года занятия:

Учащиеся I-II классов знакомятся непосредственно с окружающим их миром – семья, школа, улица, ближайшая зелёная зона. Объектом изучения является главным образом настоящее. Учащиеся выясняют, где и в каком качестве трудятся родители, близкие; кто из родственников воевал, какие имеет награды. Дети знакомятся со школьным зданием, дорогой в школу. Кружковцы учатся внимательно смотреть вокруг себя, наблюдать, запоминать, зарисовывать всё интересное, что увидели в природе, в окружающей среде. Практическое значение – помочь учащимся ориентироваться в своём селе, посёлке, городе. Для этого в большей степени рекомендуются ознакомительные прогулки.

На втором и третьем году занятий расширяются и углубляются знания о местном социуме, знакомятся с достопримечательными местами и зелёной зоной района, области, республики. Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с начальным экологическим и эстетическим воспитанием.

Постепенно «наводят мостик» настоящее – прошлое, используя простейшие приёмы сопоставления и опираясь на образное мышление. Темы III и IV классов предполагают изучение событий истории, жизни, деятельности героев Отечественной войны, живших на территории своего края. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого.

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 7-10 лет. Набор в группу свободный, при желании детей заниматься.

Таблица 2

Организационно-педагогические основы обучения


Сроки реализации программы

Кол-во часов в неделю

Время одного занятия

Режим занятий

Кол-во обуч-ся


Кол-во недель в уч. году

Кол-во часов в год

I год

1 час

35 мин

1 раз в неделю по 1 ч


33

33

II год

1 час

45 мин

1 раз в неделю по 1 ч


34

34

III год

1 час

45 мин

1 раз в неделю по 1 ч


34

34

IV год

1 час

45 мин

1 раз в неделю по 1 ч


34

34






Итого

135

Формы проведения занятий: всем составом, групповые. При проведении исследовательских работ – индивидуальные, групповые, всем составом.

Ожидаемые результаты:

Ребята научатся осознавать значимость национальной принадлежности

Ребята получат определённый объём знаний по истории, географии, культуре, литературе, природе местности, в которой проживают.

Ребята будут с уважением и любовью относиться к малой Родине

Ребята познают мир национальной культуры

Ребята сформируют экологическое отношение к среде обитания и правила поведения в ней

Ребята должны научиться собирать краеведческий материал, уметь систематизировать и оформлять исследовательскую работу под руководством учителя, получить навыки презентации своей работы.

Краеведческая работа включает следующие этапы:

I Подготовительный:

1. Планирование;

2. Подготовка инвентаря и оборудования;

3. Сбор предварительного материала.

II Реализация:

Реализация

t1603608280aa.gift1603608280ab.gif


Выполнение творческих задач.

Обобщение материала.


Прохождение намеченного маршрута

с выполнением поставленных туристических задач,

краеведческих задач,

задач общественно-полезной работы на маршруте.


III Подведение итогов:

Составление учащимися устных и письменных отчётов, подготовка и выступление на сборах, утренниках и т.д. с творческими отчётами, оформление наглядной агитации.

1-2 классы оформляют свои отчёты в виде рисунков, аппликаций, устного рассказа, сочинений-миниатюр и т.п.

Учащиеся 3-4 класса используют те же формы творческих отчётов и кроме того создают небольшие выставки своих работ, простейших коллекций, докладов и т.п.

Учащиеся всех классов совместно с родителями участвуют в разнообразных конкурсах.

Таблица 3

Рекомендуемые темы проектных работ

Класс

Раздел

Тема

1

Я и моя семья

«Родословная роспись имён»

Малая родина

«Герб дома, улицы, села, посёлка (на выбор)»

2

Я и моя семья

«Профессии членов семьи».

3

Моё село

«Топонимика села»

4

Мой район

«Достопримечательности – достойные и примечательные»


Таблица 4

Рекомендуемые темы для исследовательской работы

Класс

Раздел

Тема

2

Моя улица

«Интересное рядом».

3

Малая родина

«Герои проживают рядом»

4

Я и моя семья

«Семейные реликвии».

Школа

«Ими гордиться школа»

По окончании IV года обучения ребята должны:

Знать

Знать много интересного о своём доме и своей школе;

Иметь начальные знания по краеведению;

Знать названия персонажей народных сказок, легенд;

Иметь знания о природе родного края;

Приобрести знания об особенностях национальной культуры;

Иметь представление об исследовательской работе.


Уметь

Фиксировать то, что наблюдаем и изучаем;

Выступать с докладом перед классом, на школьной линейке, на городской, республиканской конференции;

Показывать на карте свою Родину.

Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности по программе дополнительного образования «Знатоки» используется такая форма учета, как «Портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («Цифровое портфолио»).


















Учебно-тематический план

Учебно-тематический план I года обучения:

Название раздела:

Теория:

Практика:

Общее количество часов

Я и моя семья

3

4

7

Школа

3

3

6

Мой дом

3

4

7

Природа и мы

3

4

7

Малая Родина

3

2

5

Итоговое занятие

1


1

Всего:

16

17

33

Содержание программы I года обучения

Я и моя семья

Что в имени моём? (Имя и его значение).

Зачем и клад, коли в семье лад.

Чудесное древо есть у меня.

Оно мне – семья,

И оно мне – родня.

Практическая работа: рисунок с изображением членов семьи, рисунок – автопортрет, сбор фотографий для презентации, опрос родителей, родственников, составление простейшего генеалогического древа, элементы исследовательской работы.

Школа

Школа заботится о нас, мы - о школе.

Дорога в школу.

Школьная библиотека.

Практическая работа: экскурсии, моделирование.

Мой дом

В этом доме я живу.

Мои соседи, мои друзья.

Интересные дома.

Практическая работа: рисунки домов, организация выставки; Акция «Добро своему дому».

Природа и мы

В гости к осени.

Зимняя сказка.

Встречаем весну.

Практическая работа: рисунки, поделки из природного материала, экскурсии, посадка деревьев и цветов, изготовление и вывешивание скворечников, кормушек.

Малая Родина

Наш край – часть большой Родины.

Государственные символы.

Сказки моего народа

Практическая работа: работа в школьном краеведческом музее, в библиотеке.

Завершается годовой цикл утренником.


Учебно-тематический план II года обучения:

Название раздела:

Теория:

Практика:

Общее количество часов

Я и моя семья

3

4

7

Школа

2

3

5

Моя улица

3

3

6

Природа и мы

3

4

7

Малая Родина

5

3

8

Итоговое занятие

1


1

Всего:

17

17

34

Содержание программы II года обучения

Я и моя семья

И в праздники и в будни мы дела найдём.

Профессии членов семьи.

Диалог со старшим поколением.

Практическая работа: элементы исследовательской работы по теме

«Профессии членов семьи».

Школа

Школа – нам, мы – школе.

Школьный музей.

Практическая работа: составление и решение задач «Школа – нам, мы – школе», сбор материала для школьного краеведческого музея, акция «Наши дела на радость школе».

Моя улица

Люблю я пешие прогулки

Домики, скверы и переулки.

Интересное рядом.

Практическая работа: рисунки, моделирование, экскурсии.

Природа и мы

Удивительный мир природы.

Природа и наше здоровье.

Мы твои друзья, природа.

Практическая работа: выпуск газет, плакатов, экологический десант.

Малая Родина

Художники и писатели о родном крае.

Легенды и предания моего народа.

Практическая работа: рисунки, конкурсы.

Завершается годовой цикл выставкой.

Учебно-тематический план III года обучения:

Название раздела:

Теория:

Практика:

Общее количество часов

Я и моя семья

2

3

5

Школа

2

2

4

Моя малая родина

4

4

8

Природа и мы

4

4

8

Малая Родина

4

3

7

Итоговое занятие

1

1

2

Всего:

17

17

34

Содержание программы III года обучения

Я и моя семья

У бабушек и дедушек – золотые руки.

Этому я научился у своих родных.

Практическая работа: творческая мастерская, сбор материала для выставки, выставка, сочинение.

Школа

Учителя нашей школы.

Традиции школы.

Практическая работа: сбор информации, выпуск журнала, участие в традиционных мероприятиях школы.

Моё село (поселок, город)

Культурные и исторические места нашего села (поселка, города).

Новое в нашем селе (поселке, городе).

На благо людей.

Мы - хозяева своего села (поселка, города).

Практическая работа: проект «Герб нашего села» или « Мы хозяева своего села».

Природа и мы

Природа родного края.

Чем богата республика (край, область).

Мы твои друзья, природа

Практическая работа: экологический десант, посадка деревьев и цветов.

Малая Родина

Мой край в годы войны с фашистами.

Герои проживают рядом.

Практическая работа: элементы исследовательской работы, уход за памятником воинам Вов.

Завершается годовой цикл вечером организованным и проведённым совместно с родителями.


Учебно-тематический план IV года обучения:

Название раздела:

Теория:

Практика:

Общее количество часов

Я и моя семья

2

3

5

Школа

2

3

5

Мой район

5

4

9

Природа и мы

3

3

6

Малая Родина

3

3

6

Итоговое занятие

2

1

3

Всего:

17

17

34

Содержание программы IV года обучения

Я и моя семья

Семейные реликвии.

Почему мне дома хорошо.

Практическая работа: элементы исследовательской работы, организация выставки, сочинение.

Школа

Образование в прошлом и сейчас

Гордость за выпускников.

Практическая работа: исследовательская работа «Выпускники нашей школы».

Мой район

Культурные и исторические объекты, места нашего района, края.

Новое в нашем районе, крае, республике.

Лучшие люди нашего района, края, республики.

Практическая работа: сбор материала, выпуск газеты, журнала.

Природа и мы

Что такое Красная книга.

Географический атлас республики, края.

Охраняемые территории.

Практическая работа: работа с атласом, сбор материала, подготовка презентаций, сообщений, докладов, оформление выставки.

Малая Родина

Как жили люди нашего края в далёком прошлом.

По страницам истории края.

Художники, писатели, поэты об истории края.

Практическая работа: изучение литературы, составление кратких сообщений.

Завершается годовой цикл конференцией.





Материально-техническое обеспечение

Наименование комплекта средств обучения (оборудование, в том числе техническое, расходный материал и пр), используемого в реализации программы

Количество

Видеокамера

1

Фотоаппарат

3

Ноутбук или компьютер

5

Мультимедийный проектор

1

Экран для м/проектора

1

Диктофон

2

Микрофон

1

Принтер лазерный цветной

1

Сканер

1

Планшет

5

Звуковые колонки

2

Картридж для принтера

7

Флэш-накопитель

3

Бумага для офисной техники формат А4

5

Ватман

30

Краски художественные акриловые

30

Гуашь

10

Набор художественных кистей

10

Цветные карандаши

10

Фломастеры

10

Коврик для творчества

10

Клей

10

Ножницы

10

Цветная бумага

30

Набор белого картона

10

Набор цветного картона

10

Магнитная доска

2

Стеллаж для выставки

2

Стенды

3

Кнопки

10

Маркер

10

Папки для документации

50

Файлы

100






Литература.

Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» - http://dop.edu.ru/article/6392/instrumentarii-rabotnika-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-sbornik-metodicheskikh-ukazanii-i

Багаутдинова Ф.Г//«Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе». Москва 2002г.

Лебедева, Е. В. Краеведение: работа на перспективу / Е. В. Лебедева // Специалист. 2009. N 9. С. 18. ISSN 0869-5210.

Жеребцов И.Л, Савельева Э.А, Сметанин А.Ф // «История республики Коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1996г.

Каракчиев А.А, Новиков Н.С, Рыбаков Ф.Ф// Экономика Республики Коми: история, современность, культуры будущего. Сыктывкар – Киров 2001г.

Котелина Н.С, Мартыненко В.А //«Целебные растения севера». Коми книжное издательство 1988г.

Атлас республики Коми Москва. Дизайн. Информация. Картография 2001

«Детям о культуре народа Коми (Часть I, II, III, IV) (методические рекомендации) КРИП и ПК Сыктывкар 1994г., 1995г.

Историко–культурный атлас республики Коми. Издательский дом «Дрофа» Издатель «Д и К» 1997г.

Классный руководитель. Научно-методический журнал. Москва 2001г.

Краеведение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Сыктывкарский городской творческий клуб учителей начальных классов «Поиск». Сыктывкар 2005г

Республика Коми энциклопедия т. I, II, III. Сыктывкар Коми книжное издательство 1997г.













Тематическое планирование

1 КЛАСС

Тема

Содержание

Кол-во часов (теорет-их)

Практическая работа

Кол-во часов (практич-их)

Я и моя семья – 3 часа теория/ 4 практика

Что в имени моём?

Имя и его значение. Соответствие имен сказочных героев их делам и поступкам. Традиции семьи в выборе имён.


1 час

Проект «Родословная роспись имён»

Опрос родителей. Работа с источниками. Схематическое изображение значения имени. Составление рассказа-рассуждения.

1 час

Зачем и клад, коли в семье лад.


Члены семьи, их обязанности. Пословицы и поговорки о семье.


1 час

Интервьюирование. Рисунок с изображением членов семьи, их обязанностей по дому. Рассказ. Рисунок пословицы или поговорки о семье. Разучивание стихотворений о семье.

1 час

Чудесное древо есть у меня.

Оно мне – семья,

И оно мне – родня.

Члены семьи. Генеалогическое древо. Мудрость старости. Послушание.

1 час

Интервьюирование. Составление простейшего генеалогического древа. Сбор фотографий для презентации. Презентация.

2 часа

Школа – 3 часа теория/3 часа - практика

Школа заботится о нас, мы - о школе.

История школы. Традиции, правила, устав школы.

1 час

Экскурсия для знакомства со школьным зданием. Составление свода правил поведения в школе.

1 час

Дорога в школу.

Двор возле дома, название улиц, достопримечательности, школьный двор. Улицы, названные в честь воинов. Местоположение школы.

1 час

Моделирование безопасного пути в школу.

1 час

Школьная библиотека.

Предназначение библиотек, в том числе школьной. Литература по краеведению. Правила поведения в библиотеке.

1 час

Знакомство с расписанием, мероприятиями библиотеки. Знакомство с правилом расположения литературы. Определение местоположения книг, журналов. Мастерская «Айболита».

1 час

Мой дом – 3 часа теория/ 4 часа практика

В этом доме я живу.

Адрес. Понятие «дом». Значение дома в жизни человека.

1 час

Рисунки домов. Бережное отношение к дому, к придомовой территории. Акция «Добро своему дому». Рассказ об акции.

2 часа

Мои соседи, мои друзья.

Знакомство. Дружба. Порядочность. Взаимопомощь.

1 час

Рисунок пословицы и поговорки на тему.

1 час

Интересные дома.

Дома с историей.

1 час

Выставка картин «Интересные дома»

1 час

Природа и мы – 3 часа теория/ 4 часа практика

В гости к осени.

Изменения в животном и растительном мире края. Произведения местных писателей и поэтов. Особенности сбора урожая.

1 час

Экскурсия. Поделки из природного материала

1 час

Зимняя сказка.

Красота природы. Погода. Птицы края. Произведения местных писателей и поэтов.

1 час

Изготовление кормушек. Экскурсия.

1 час

Встречаем весну.

Красота природы. Погода. Произведения местных писателей и поэтов.

1 час

Посадка деревьев, кустарников, цветов. Изготовление скворечников.

2 часа

Малая родина – 3 часа теория/ 2 часа практика

Наш край – часть большой Родины.

Малая родина. Первоначальные знания об истории.

1 час

Работа в школьном краеведческом музее, в библиотеке.

1 час

Государственные символы.

Символика города, края.

1 час

Проект «Герб дома, улицы, села, посёлка (на выбор)»


Сказки моего народа

Сказки, сказания. Особенности.

1 час

Рисунки сказочных персонажей.

1 час

Итоговое занятие – 1 час теория

Утренник

На тему занятий по выбору

1 час

Разучивание стихотворений, песен, сценок. Оформление зала.










2 КЛАСС

Тема

Содержание

Кол-во часов (теорет-их)

Практическая работа

Кол-во часов (практич-их)

Я и моя семья – 3 часа теория/4 часа практика

И в праздники и в будни мы дела найдём.

Обязанности членов семьи дома. Семья в час отдыха. Общественно-полезный труд.

1 час

Совместные мероприятия с родителями.

1 час

Профессии членов семьи.

Профессии членов семьи, место работы.

1 час

Проект по теме «Профессии членов семьи».

2 часа

Диалог со старшим поколением.

Произведения о детстве и отрочестве в наше время и в прошлом. Детство и война.

1 час

Интервьюирование людей старшего поколения на тему «Два детства»

1 час

Школа – 2 часа теория/ 3 часа практика

Школа – нам, мы – школе.

История школы. Традиции, правила, устав школы.


1 час

Составление и решение задач «Школа – нам, мы – школе». Акция «Наши дела на радость школе».

2 час

Школьный музей.

Музеи. Экспонаты музея. История создания.

1 час

Сбор материала для школьного музея. Описание предмета – «Легенда предмета»

1 час

Моя улица – 3 часа теория/ 3 часа практика

Люблю я пешие прогулки,

Домики, скверы и переулки.

Название улиц, расположение домов. История улиц, переулков, домов.

1 час

Экскурсия-прогулка по ознакомлению с названиями улиц, расположением домов.


1 час

Интересное рядом.

Интересные объекты местности.

2 часа

Исследовательская работа «Интересное рядом».

Рисунки, фотографии, презентации, модель улицы.

2 часа

Природа и мы – 3 часа теория/ 4 часа практика

Удивительный мир природы.


Особенности природы края. Охрана природы.

1 час

Составление рассказа, сказки на тему «О чем рассказал лес». Выпуск газет, плакатов.

1 час

Природа и наше здоровье.

Польза природы для человека. Лекарственные растения. Охрана природы.

1 час

Рисунки, кроссворды детей на тему «Лекарственные растения края»

1 час

Мы твои друзья, природа.

Моё отношение к природе. Как моя семья относится к природе.

1 час

Интервьюирование членов семьи. Экологический десант.

2 часа

Малая родина – 5 часов теория/ 3 часа практика

Художники и писатели о родном крае.

Художники, писатели родного края, их произведения.

2 часа

Знакомство с музеями, выставками, библиотеками.

2 часа

Легенды и предания моего народа.

Легенды, предания.

История возникновения.

3 часа

Творческие работы учащихся

1 час

Итоговое занятие – 1 час

Выставка

На тему занятий по выбору.

1 час

Сбор материала для выставки. Описание.




3 КЛАСС


Тема

Содержание

Кол-во часов (теорет-их)

Практическая работа

Кол-во часов (практич-их)

Я и моя семья – 2 часа теория/ 3 часа практика

У бабушек и дедушек – золотые руки.

Труд и творчество людей старшего поколения. Изменения, произошедшие в крае в последние годы.

1 час

Интервьюирование. Сбор творческих работ, фотографий труда старшего поколения. Сочинение, рассказ.

1 час

Этому я научился у своих родных.

Народные промыслы. Роль старшего поколения в воспитании детей.

1 час

Творческая мастерская.

2 часа

Школа – 2 часа теория/ 2 часа практика

Учителя нашей школы.

Историческая справка: «Учителя школы».

1 час

Опрос, интервьюирование. Сбор информации, выпуск журнала.

1 час

Традиции школы.

История школы. Традиции.

1 час

Участие в традиционных мероприятиях школы.

1 час

Моё село (поселок, город) – 4 часа теория/ 4 часа практика

Культурные и исторические места нашего села (поселка, города).

Знакомство с историческими и культурными памятниками. Бережное отношение к ним.

Памятники героям ВОВ.

1 час

Экскурсии в музеи, прогулки по историческим местам. Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Организация передвижной выставки. Умение ориентироваться, находить нужный объект.


Новое в нашем селе (поселке, городе).

Новые объекты на местности, их предназначение.

1 час

Зарисовки, рассказы. Построение туристического маршрута. Умение ориентироваться, находить нужный объект.

1 час

На благо людей.

Предприятия нашего села (поселка, города). Рассказы тружеников производства.

1 час

Экскурсия на производство (по возможности)

1 час

Мы - хозяева своего села (поселка, города).

Название, топонимика села (поселка, города). Роль созидательного труда жителей.

1 час

Акция «Мы – хозяева своего села (посёлка, города)»

Проект «Топонимика села»

2 часа

Природа и мы – 4 часа теория/ 4 часа практика

Природа родного края.

Растительный и животный мир родного края. Бережное отношение к нему.

1 час

Выставка рисунков, фотографий. Создание презентации. Поиск фильмов по теме.

1 час

Чем богата республика (край, область).

Богатство края: лес, полезные ископаемые…

2 часа

Создание презентации, буклета. Поиск фильмов по теме.

1 час

Мы твои друзья, природа

Зелёные зоны, заповедники. Правила поведения в природе. Экология.

1 час

Экологический десант, посадка деревьев и цветов.

2 часа

Малая родина – 4 часа теория/ 3 часа практика

Мой край в годы войны с фашистами.

События истории и жизни края в годы войны.

2 часа

Уход за памятником воинам Вов.


1 час

Герои проживают рядом.

Жизнь, труд, подвиги людей в годы ВОВ

2 часа

Исследовательская работа «Герои проживают рядом»

2 часа

Итоговое занятие – 1 час теория

Вечер памяти

По разделу «Малая родина»

1 час

Подготовка материала

1 час

4 КЛАСС

Тема

Содержание

Кол-во часов (теорет-их)

Практическая работа

Кол-во часов (практич-их)

Я и моя семья – 2 часа теория/3 часа практика

Семейные реликвии.

Семейный быт в прошлом и сейчас. Награды старшего поколения за труд и битву в годы ВОВ.

1 час

Исследовательская работа «Семейные реликвии». Организация выставки

2 часа

Почему мне дома хорошо.

Семейные ценности неизменны.

1 час

Сочинение

1 час

Школа – 2 часа теория/ 3 часа практика

Образование в прошлом и сейчас

Образование в прошлом и сейчас.

1 час

Изучение репродукций, произведений.

1 час

Гордость за выпускников.

Выпускники школы. Их достижения. Выпускники – участники войн.

1 час

Исследовательская работа «Ими гордиться школа»

2 часа

Мой район – 5 часов теория/ 4 часа практика

Культурные и исторические объекты, места нашего района, края.

Культурные и исторические объекты. Памятники, мемориальные доски, в том числе героям ВОВ.

2 часа

Первоначальные навыки работы с исторической картой.

Проектная работа «Достопримечательности – достойные и примечательные». Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Поиск фильмов по теме.

2 часа

Новое в нашем районе, крае, республике.

Предприятия, стройки района, края, республики. Человек труда. Роль созидательного труда.

1 час

Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Поиск фильмов по теме. Выпуск газеты, журнала.

1 час

Лучшие люди нашего района, края, республики.

Деятели культуры и науки края. Люди, внесшие большой вклад в историю района, края, республики. Увековеченные имена земляков. Роль созидательного труда.

2 часа

Составление кратких сообщений, презентаций.

1 час

Природа и мы – 3 часа теория/ 3 часа практика

Что такое Красная книга.

Редкие виды растительного и животного мира края, республики. Мероприятия по охране. Заповедники, Заказники.

1 час

Изучение Красной книги: растительного и животного мира края, республики. Организация выставки рисунков, фотографий.

1 час

Географический атлас республики, края.

Географический атлас республики, края. Условные обозначения.

1 час

Работа с атласом. Чтение условных обозначений.

1 час

Охраняемые территории.

Охраняемые территории республики, края.

1 час

Сбор фотографий, буклетов, открыток по теме. Поиск фильмов по теме.

1 час

Малая родина – 3 часа теория/ 3 часа практика

Как жили люди нашего края в далёком прошлом.

Знания о прошлом края. Для чего надо знать о прошлом. Почему необходимо беречь то, что осталось от прошлого.

1 час

Изучение литературы, видео материала, составление кратких сообщений

1 час

По страницам истории

По страницам истории края, республики, области.

1 час

Изучение литературы, видео материала, составление кратких сообщений.

1 час

Художники, писатели, поэты об истории края.

Художники, писатели, поэты об истории края.

1 час

Экскурсия в музей, на выставку. Изучение литературы.

1 час

Итоговое занятие – 2 часа теория/ 1 час практика

Конференция «Люблю тебя, мой край родной»

Дается понятие о своем крае как составной части Родины.

Примечание: по любому разделу на выбор

2 часа

Подготовка презентаций, сообщений, докладов. Оформление выставки. Подготовка и проведение конференции.

1 час





14



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.