Программа по воспитанию и социализации детей 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Мир вокруг меня»

1
0
Материал опубликован 24 January 2022











ПРОГРАМА

по воспитанию и социализации детей 1 - 4 классов

с ограниченными возможностями здоровья

«Мир вокруг меня»

 

                                                                         

                                                         

                                         







Составитель: Рыбакова В.П.,

олигофренопедагог










Некрасовка – 2021 год

                       




Пояснительная записка


Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших задач для любого общества.

Понятие «ограничение возможности здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – важный этап становления личности и психического развития.

Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья – это комплекс действий и мероприятий, направленный на:

успешное развитие личностных качеств;

усвоение принятых норм морали и этики;

принятие установленных образцов поведения в обществе;

развитие познавательной деятельности, любви к учебе и труду.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение данной проблемы является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество.


Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и социализации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.


Задачи программы:

Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Развить у обучающихся способность к адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.

Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.








                         Принципы реализации программы

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность

воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания – отношение

педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.

Принцип природосообразности воспитания – научное понимание

взаимосвязи природных и социокультурных процессов. Воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности, основывающийся на

общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие

детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

Принцип воспитания в коллективе – воспитание, осуществляемое в

детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни.


Формы и методы реализации программы


В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразны формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, конкурс, составление и решение различных тематических кроссвордов.

В целях коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр.  Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.    

Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.  

        Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог старается отметить каждого участника, проведенной работы.  Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы.  В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.

Таким образом, в каждом виде деятельности   заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Направления деятельности


Программа воспитания и социализации направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся:

«Я – человек» – воспитание нравственных чувств, убеждений,

этического сознания.

Задачи:

- Формирование понятия о хороших и плохих поступках.

- Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

- Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

«Я – гражданин» – воспитание гражданственности, патриотизма,

уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- Формирование элементарных представлений о своей малой Родине, её людях, о ближайшем окружении и о себе.

Задачи:

- Воспитание интереса к государственным праздникам.

- Воспитание умения отвечать за свои поступки.

- Изучение правил поведения в школе, на улице, общественных местах.

«Я и природа»воспитание экологической культуры, культуры

здоровья и безопасного образа жизни.

Задачи:

- Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков.

- Воспитание ответственности за своё здоровье.

- Развитие навыков самосохранения, отработка моделей безопасного поведения.

- Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

«Дорога к прекрасному» – воспитание ценностного отношения к

прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Задачи:

- Воспитание положительного отношения к аккуратности и опрятности.

- Воспитание отрицательного отношения к некрасивым поступкам.

- Формирование интереса к чтению, детским фильмам, спектаклям, концертам.


Ожидаемые результаты


Сформированы в разной степени основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества.

Сформированы в разной степени умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.

Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее и старшее звенья.

Сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.



Тематическое планирование

Направление

Тема занятия

1

«Я – человек»

Беседа – рассуждение «Моя роль в коллективе».

2

«Я – человек»

«Вежливость слов и поступков» рассуждение детей о культуре поведения.

3

«Я – человек»

Диспут «Каким бы я хотел видеть своего друга?»

4

«Я – человек»

Практическое занятие «Школа вежливых наук» (что «можно», а что «нельзя»).

5

«Я – человек»

Час общения «Эти вредные привычки» разговор, о культуре поведения в обществе.

6

«Я – человек»

Час общения «Поговорим про настроение», учимся управлять своими эмоциями.

7

«Я – человек»

Час общения «Как вести себя в незнакомом обществе».

8

«Я – гражданин»

Фотоконкурс «Моя Малая Родина».

9

«Я – гражданин»

Соревнования «С чего начинается Родина?»

10

«Я – гражданин»

«Природа родного края».

11

«Я – гражданин»

Беседа «Ваши права и обязанности, ребята».

12

«Я – гражданин»

Ролевая игра «Я живу в обществе».

13

«Я – гражданин»

«Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда).

14

«Я и мое здоровье»

Беседа – рассуждение «Поговорим о нашем режиме»

15

«Я и мое здоровье»

«В гостях у Мой-додыра», выставка рисунков о личной гигиене.

16

«Я и мое здоровье»

Час общения «Здоровый образ жизни» рассуждение, что это такое и для чего это необходимо.

17

«Я и мое здоровье»

Практическое занятие «Мой любимый вид спорта» рисунок

18

«Я и мое здоровье»

День здоровья «Бегай быстрей, прыгай дальше…» малая олимпиада по легкой атлетике.

19

«Я и мое здоровье»

Викторина «Безопасность движения».

20

«Я и мое здоровье»

Практическое занятие «Здоровая пища для всей семьи», составление меню на день, изготовление салата.

21

«Дорога к прекрасному»

Трудовой десант «Тепло и уют моего класса», создание уюта в классе.

22

«Дорога к прекрасному»

Проведение анкетирования «Мир моих увлечений».

23

«Дорога к прекрасному»

Выставка поделок «Дары природы».

24

«Дорога к прекрасному»

«Осенний букет» составление композиции из сухоцветов.

25

«Дорога к прекрасному»

Практическое занятие «Лепка снежных фигур», воплощение детских фантазий.

26

«Дорога к прекрасному»

Конкурс поделок «Мастерская Деда Мороза».

27

«Дорога к прекрасному»

Изготовление подарков к Новому году.

28

«Дорога к прекрасному»

Изготовление подарков к 23 февраля.

29

«Дорога к прекрасному»

Изготовление подарков к празднику, посвященному международному женскому дню 8 марта.

30

«Дорога к прекрасному»

Озеленение пришкольной территории, совместная деятельность с родителями.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации