Программа по воспитанию и социализации детей 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Мир вокруг меня»
ПРОГРАМА
по воспитанию и социализации детей 1 - 4 классов
с ограниченными возможностями здоровья
«Мир вокруг меня»
Составитель: Рыбакова В.П.,
олигофренопедагог
Некрасовка – 2021 год
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших задач для любого общества.
Понятие «ограничение возможности здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – важный этап становления личности и психического развития.
Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья – это комплекс действий и мероприятий, направленный на:
успешное развитие личностных качеств;
усвоение принятых норм морали и этики;
принятие установленных образцов поведения в обществе;
развитие познавательной деятельности, любви к учебе и труду.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение данной проблемы является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество.
Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и социализации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Задачи программы:
Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Развить у обучающихся способность к адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Принципы реализации программы
Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:
Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность
воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
Принцип гуманистической направленности воспитания – отношение
педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.
Принцип природосообразности воспитания – научное понимание
взаимосвязи природных и социокультурных процессов. Воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности, основывающийся на
общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие
детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.
Принцип воспитания в коллективе – воспитание, осуществляемое в
детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни.
Формы и методы реализации программы
В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразны формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, конкурс, составление и решение различных тематических кроссвордов.
В целях коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.
Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.
Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог старается отметить каждого участника, проведенной работы. Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.
Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.
Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Направления деятельности
Программа воспитания и социализации направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.
Основные направления воспитания и социализации обучающихся:
«Я – человек» – воспитание нравственных чувств, убеждений,
этического сознания.
Задачи:
- Формирование понятия о хороших и плохих поступках.
- Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
- Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
«Я – гражданин» – воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Формирование элементарных представлений о своей малой Родине, её людях, о ближайшем окружении и о себе.
Задачи:
- Воспитание интереса к государственным праздникам.
- Воспитание умения отвечать за свои поступки.
- Изучение правил поведения в школе, на улице, общественных местах.
«Я и природа» – воспитание экологической культуры, культуры
здоровья и безопасного образа жизни.
Задачи:
- Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков.
- Воспитание ответственности за своё здоровье.
- Развитие навыков самосохранения, отработка моделей безопасного поведения.
- Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
«Дорога к прекрасному» – воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Задачи:
- Воспитание положительного отношения к аккуратности и опрятности.
- Воспитание отрицательного отношения к некрасивым поступкам.
- Формирование интереса к чтению, детским фильмам, спектаклям, концертам.
Ожидаемые результаты
Сформированы в разной степени основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества.
Сформированы в разной степени умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.
Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее и старшее звенья.
Сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.
Тематическое планирование
№ | Направление | Тема занятия |
1 | «Я – человек» | Беседа – рассуждение «Моя роль в коллективе». |
2 | «Я – человек» | «Вежливость слов и поступков» рассуждение детей о культуре поведения. |
3 | «Я – человек» | Диспут «Каким бы я хотел видеть своего друга?» |
4 | «Я – человек» | Практическое занятие «Школа вежливых наук» (что «можно», а что «нельзя»). |
5 | «Я – человек» | Час общения «Эти вредные привычки» разговор, о культуре поведения в обществе. |
6 | «Я – человек» | Час общения «Поговорим про настроение», учимся управлять своими эмоциями. |
7 | «Я – человек» | Час общения «Как вести себя в незнакомом обществе». |
8 | «Я – гражданин» | Фотоконкурс «Моя Малая Родина». |
9 | «Я – гражданин» | Соревнования «С чего начинается Родина?» |
10 | «Я – гражданин» | «Природа родного края». |
11 | «Я – гражданин» | Беседа «Ваши права и обязанности, ребята». |
12 | «Я – гражданин» | Ролевая игра «Я живу в обществе». |
13 | «Я – гражданин» | «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда). |
14 | «Я и мое здоровье» | Беседа – рассуждение «Поговорим о нашем режиме» |
15 | «Я и мое здоровье» | «В гостях у Мой-додыра», выставка рисунков о личной гигиене. |
16 | «Я и мое здоровье» | Час общения «Здоровый образ жизни» рассуждение, что это такое и для чего это необходимо. |
17 | «Я и мое здоровье» | Практическое занятие «Мой любимый вид спорта» рисунок |
18 | «Я и мое здоровье» | День здоровья «Бегай быстрей, прыгай дальше…» малая олимпиада по легкой атлетике. |
19 | «Я и мое здоровье» | Викторина «Безопасность движения». |
20 | «Я и мое здоровье» | Практическое занятие «Здоровая пища для всей семьи», составление меню на день, изготовление салата. |
21 | «Дорога к прекрасному» | Трудовой десант «Тепло и уют моего класса», создание уюта в классе. |
22 | «Дорога к прекрасному» | Проведение анкетирования «Мир моих увлечений». |
23 | «Дорога к прекрасному» | Выставка поделок «Дары природы». |
24 | «Дорога к прекрасному» | «Осенний букет» составление композиции из сухоцветов. |
25 | «Дорога к прекрасному» | Практическое занятие «Лепка снежных фигур», воплощение детских фантазий. |
26 | «Дорога к прекрасному» | Конкурс поделок «Мастерская Деда Мороза». |
27 | «Дорога к прекрасному» | Изготовление подарков к Новому году. |
28 | «Дорога к прекрасному» | Изготовление подарков к 23 февраля. |
29 | «Дорога к прекрасному» | Изготовление подарков к празднику, посвященному международному женскому дню 8 марта. |
30 | «Дорога к прекрасному» | Озеленение пришкольной территории, совместная деятельность с родителями. |