Программа детского творческого объединения «Кукольный театр»
Программа
детского творческого объединения «Кукольный театр»
Срок реализации – 1 год
(2019 – 2020 уч. год)
Руководитель: Аралова Нина Ивановна
Список детей
Борзды Алена — 6 класс
Громов Никита — 6 класс
Дудина Анастасия — 6 класс
Климаев Никита — 6 класс
Климаева Кристина — 6 класс
Лысенко Константин — 6 класс
Лисицын Иван — 6 класс
Москаленко Ольга — 6 класс
Нацинец Екатерина — 6 класс
Поварницын Игорь — 6 класс
Панов Вадим — 6 класс
Сахарова Валерия — 6 класс
Скатов Юрий — 6 класс
Чернышев Захар — 6 класс
Пояснительная записка
Личность ребенка формируется в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Театрализованная игра позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитании. Театральная деятельность помогает раскрыть духовный и творческий потенциал детей и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде, является средством коррекции личностного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
На занятиях предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий (физминутка), что способствует сохранению физического и социального здоровья ребенка.
Реализация программы детского творческого объединения «Кукольный театр» создает благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей.
Реализация программы детского творческого объединения «Кукольный театр» создает благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей.
Образовательная программа соответствует:
- современным целям общего образования;
- основным положениям Концепции модернизации российского образования;
- перспективным целям образования и воспитания в коррекционной школе.
Концептульная идея программы: включение в творческую деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Методологической основой программы является:
- концепция деятельностного подхода ( А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн );
- идея развивающего обучения ( Л. С. Выготский );
- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
- теория игры ( Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, М. Д. Маханева, Л. В. Артемова и др.);
- теоретические и методические разработки в области театральной педагогики (Н. И. Чистякова, Н. А. Ветлугина, А. П. Ершова, В. М. Букатова, Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, О. Коржова, Л. Иванцова и др.);
Новизна и оригинальность программы состоит:
- в систематизации средств и методов театрально – игровой деятельности, направленной на коррекцию личности ребенка с проблемами в развитии;
- в использовании разных видов кукольного театра;
- в использовании авторских пьес (сочиненных педагогом и детьми);
- в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся и их родителей.
Программа в ряде элементов перекликается с существующими в данной области (ее технологической основой можно считать программу «Актерское мастерство» А. П. Ершовой и В. М. Букатова). Но все содержательные и методические аспекты настоящей программы адаптированы к занятиям объединения в условиях коррекционной школы и комплекса ознакомительных, исполнительских и творческих занятий.
В общепедагогическом плане программа ориентирована на развитие и коррекцию коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребенка, содействие социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявление и развитие задатков и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание уделяется созданию развивающей среды, индивидуальной работе с каждым ребенком, а также совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Частнодидактический аспект программы связан с развитием творческих способностей детей в конкретных направлениях:
- художественно-речевая, музыкально-игровая, сценическая и театрализованная деятельность;
- основы кукловождения и упражнения для совершенствования речи и моторики рук;
- технология изготовления кукол.
Цель программы – создание условий для творческого развития и коррекции личности ребенка посредством театрализованных игр.
Задачи:
образовательные — совершенствование навыков сценического мастерства; приобретение знаний и умений анализировать пьесу, давать характеристику героям.
Развивающие — развитие творческой самостоятельности; развитие коммуникативных качеств; развитие образного мышления.
Воспитательные — формирование эстетического вкуса; воспитание творческого отношения к деятельности.
Познавательные: знакомить учащихся с историей кукольного театра; различными видами кукольного театра; технологией изготовления кукол, декораций; знакомить с художественными произведениями, народным фольклором.
Развивающие: развивать моторику рук, координацию движений; речь, память и творческие способности детей;
Обучающие: изучать особенности различных видов кукольного театра; овладевать навыками кукловождения; осваивать технику постановки голоса, его тембрального диапазона и интонационной выразительности;
Социально-педагогические: формировать общественно-активную личность, способную реализовывать свои навыки театральной деятельности в учебе, во внеурочное время; организовывать самостоятельную и сотворческую театральную деятельность учащихся и их родителей;
Эстетические: формировать эмоционально-эстетическое отношение к восприятию мира; пробуждать интерес к литературе, творчеству;
Коррекционные: осуществлять профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития через формирование навыков коммуникативного общения; коррекцию эмоциональных нарушений; мелкой моторики;
Воспитательные: повышать интерес к коллективной сотворческой деятельности учащихся и их родителей, способствующей укреплению семейных связей; воспитание доброты, целеустремленности и трудолюбия;
Оздоровительные: создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе занятий театрализованными играми.
В основе работы по программе – общепедагогические принципы последовательности, систематичности, доступности, эффективности обучения.
В процессе реализации программы были использованы следующие подходы:
Полихудожественный подход – в театрализованных играх развиваются различные виды творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», но и как «художники», оформляющие спектакль. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Индивидуальный подход – роль педагога в организации кружка «Кукольный театр» очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка ( его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает эффективность работы по программе.
Деятельностный подход - результат деятельности детей, продукт их творчества – изготовление кукол, декораций, атрибутов, постановки с использованием разных видов кукольного театра– включение детей в разнообразные виды художественной творческой деятельности, создание ситуации успеха при рисовании, сочинительстве, инсценировании помогают скорректировать отставание в развитии ребенка, стимулирует его самостоятельные действия, позволяют более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.
При организации театрализованных занятий используются практические методы и приемы обучения: метод игровой импровизации, служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера; специальные коррекционные упражнения на развитие высших психических функций, мелкой моторики; метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяются рассказ и чтение педагога, рассказ детей, беседа, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение. Работа осуществляется с опорой на сохранные возможности детей, адекватна нарушению в развитии ребенка, способствует коррекции вторичных отклонений.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – ознакомление с литературным произведением, распределение ролей, показ педагогом способа действия и т.д., так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок. Доминантной формой обучения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Структура занятия зависит от цели, каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. Перед началом занятия проводится пальчиковая гимнастика. Комплексы пальчиковых гимнастик педагог выбирает самостоятельно, т.к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна.
Программа рассчитана на один год обучения.
Задачи обучения:
- совершенствовать организаторскую и активно-исполнительскую деятельность детей;
- совершенствовать навыки кукловождения;
- расширять репертуар театрализованных игр;
- обеспечить участие воспитанников в районных и зональных конкурсах;
Работа с родителями является необходимым условием эффективной организации деятельности детского объединения и включает:
- проведение родительских собраний;
- совместные праздники;
- непосредственное участие родителей в деятельности творческого объединения.
Условиями успешности этой работы являются:
- информированность родителей о процессе работы объединения, в котором занимается ребенок;
- создание заинтересованности родителей в развивающем результате занятий ребенка в творческом объединении;
- организация сотворческой деятельности детей и родителей, установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий.
Задача педагога – убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребенка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого воспитанника с учетом его индивидуально – психофизиологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами.
Предполагаемое количество обучающихся: 14 человек. Возраст детей: 12 – 13 лет. Количество занятий составляет один час, продолжительность занятий может колебаться в зависимости от возраста детей, уровня и направленности программы работы, конкретных образовательных и творческих задач.
Ожидаемые результаты: развитие речи детей и мелкой моторики рук; укреплением союза с родителями.
Эффективность программы оценивается количеством и качеством театрализованных постановок с помощью различных видов кукольного театра, высокой организаторской и активно-исполнительской деятельности детей, степени участия детей в конкурсах детского творчества различного уровня.
Увеличилось количество воспитанников – участников школьных, районных конкурсов детского творчества:
- Лауреат первого внутришкольного отборочного тура районного фестиваля – конкурса детского художественного творчества «Золотой ключик» в номинации «Детский театральный коллектив» (грамота, 2018год);
- Первое место в первом отборочном туре внутришкольного конкурса детского самодеятельного творчества «Хрустальный башмачок» в номинации «Театр» (грамота, 2019год);
- Лауреат районного конкурса школьного детского самодеятельного творчества «Хрустальный башмачок» в номинации «Театр» (диплом, 2019 год);
- Первое место в первом отборочном туре внутришкольного конкурса детского самодеятельного творчества «Хрустальный башмачок» в номинации «Художественное чтение» (диплом, 2019 год).
Предполагается дальнейшее участие в краевых и региональных конкурсах.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает раскрыть духовный и творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В организации и осуществлении данной программы занят педагог, имеющий 38-летний стаж работы. Участники детского объединения – учащиеся 6 классов, дети 12-13 летнего возраста, имеющие разный уровень психического развития и творческих способностей.
Смета расходов:
Магнитофон – 1 шт.
Видеокамера – 1 шт.
Фотоаппарат – 1 шт.
Фонограммы – 5 шт.
Ширма стационарная – 1 шт.
Ширма переносная – 1 шт.
Ширма детская – 1 шт.
Доска для фланелеграфа – 1 шт.
Ширма для теневого театра – 1 шт.
Лампа – 1 шт.
Декорации
Атрибуты
Куклы – 24 шт.
Картинки для театра картинок
Картинки для фланелеграфа
Силуэты для теневого театра
Цветной картон – 5 шт.
Цветная бумага – 5 шт.
Картон – 5 шт.
Цветные карандаши – 13 шт.
Простые карандаши – 13 шт.
Краски – 13 шт.
Гуашь – 2 шт.
Кисточки – 15 шт.
Альбом для рисования – 13 шт.
Бумага А3 – 5 шт.
Используемая литература:
1. Гнедова О. А., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – М., 2007.
2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
3. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса., 2003.
4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.
5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр,, издательство «Арки». М., 2004.
6. Картушкина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых, «Творческий центр», М., 2005.
7. Поваляева М. А., Чебанян Г. Г. Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, Ростов-на Д., «Феникс» 2006.
8. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов-на Д.»Феникс» 2002.
9. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М.: НИИ художественного воспитания, 1990.
10. Чистякова М. И. Психогимнастика. Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, Владос, 1995.
11. Ярославцева И. Кукловедение для малышей. Основы кукловождения в детском саду. М.: Чистые пруды,2005.
12. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. – М. 1967.
Календарно- тематический план творческого объединения кукольный театр
6 класс (2019 – 2020 уч.год)
№ |
Содержание деятельности | Количество часов | Дата | ||
всего | теория | практика | | ||
1. | Введение. «Что такое театр». Школа-театр (сравнительная характеристика: педагог-актер, ученик-актер). Упражнения на развитие внимания, воображения. | 2 | 2 |
| 05.09; 12.09 |
2. | Сказка «Умный кот» (театр Петрушек). Ритмопластика «Разные лица», «Жадный медведь». | 3 | 1 | 2 | 20.09; 27.09: 03.10. |
3. | Творческий перессказ сказки. Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Экологическая сказка «Цветик-семицветик» (драматизация, театр Петрушек). | 3 | 1 | 2 | 10.10; 17.10: 24.10. |
4. | Играем в рифмы. Дидактическая игра «Придумай рифму». Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога. Сказка «Если хочешь иметь друзей» (фланелеграф). | 3 | 1 | 2 | 07.11; 14.11: 21.11. |
5. | Учимся четко говорить. Погружение в сказочную ситуацию. Сказка «Девочка и ромашка» (театр петрушек). | 2 | 1 | 1 | 28.11; 05.12; 12.12. |
6. | Рассказываем про любимые игры и сказки. Рассказы детей по ассоциациям. Сказка «Каша из топора» | 3 | 1 | 2 | 19.12,26.12; 10.01. |
7. | Рассказываем про любимые игры и сказки. Рассказы детей по ассоциациям. Сказка «Про маленького котенка» (театр картинок). | 2 | 1 | 1 | 16.01; 23.01. |
8. | Наши эмоции. Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию». Сказка «Как лес обидели» (театр петрушек, драматизация). | 3 | 1 | 2 | 30.01; 06.02; 13.02. |
9. | Изображение различных эмоций. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций. Сказки «Небылицы в лицах», «Самая красивая» ( театр Петрушек, драматизация). | 6 | 1 | 5 | 20.02; 27.02. 05.03; 12.03; 19.03. |
10. | Если ты поссорился с другом…Игра «Найди и покажи эмоцию». Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов. Итоговое выступление «Наш театр». Подготовка к празднику. | 4 | 1 | 3 | 02.04; 09.04; 16.04; 23.04 |
11. | «Мастерская актера» (совместная работа детей и родителей). Оформление альбома и презентации «Все о театре». | 4 | 2 | 2 | 07.05; 14.05; 21.05; 28.05. |
| Итого | 35 | 13 | 22 | |
Содержание тем
1. Введение «Что такое театр». Школа-театр (сравнительная характеристика: педагог-актер, ученик-актер). Упражнения на развитие внимания, воображения — 2 часа
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы детей через расширение представлений о театральных профессиях, о видах театрального искусства; основы исполнительской, зрительской и общей культуры. Значение компонентов кукольного спектакля (образ куклы, декорационное оформление, сценическая деталь); познакомить с целым миром новых слов и понятий: театр, актер, актриса, сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.
Развивающая: развивать творчество, воображение, фантазию; монологическую и диалогическую речь; работать над укреплением памяти и преодолением ее дефектов через охранительный режим.
Воспитательная: создать условия для воспитания и творческой самореализации общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера по взаимодействию. Формировать познавательный интерес, желание учиться; воспитывать стремление участвовать в театрализованных играх; формировать адекватность чувств; обогащать эмоциональную жизнь детей.
Теоретическое занятие – 2 часа. Школа-театр (сравнительная характеристика: педагог-актер, ученик-актер). Упражнения на развитие внимания, воображения. Показ иллюстраций, фотографий. Рассказы детей о посещении театров. Просмотр диска «Все о кукольном театре». Совместный поход с родителями в районный дом культуры для ознакомления с куклами и просмотра кукольного спектакля.
2. Сказка «Умный кот» (театр Петрушек). Ритмопластика «Разные лица», «Жадный медведь» - 3 часа
Задачи:
Обучающая – знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии; Учить детей изготавливать необходимые атрибуты и декорации, применяя раннее полученные знания и умения; раскрывать творческий потенциал личности ребенка. Учить вождению куклы.
Развивающая – побуждать мыслительную активность – умение оценивать поступки персонажей, анализировать, делать выводы; развивать творческое воображение, фантазию; развивать связную речь детей - умение строить диалоги между героями, расширять образный строй речи, следить за выразительностью образа; улучшать дикцию - тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков; развивать наблюдательность,
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к земле, ее обитателям; устойчивые нравственные качества, добрые чувства по отношению друг другу; пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду. Вырабатывать положительные привычки поведения. Воспитывать стремление участвовать в театрализованных играх. Воспитывать адекватность чувств и нравственные понятия о добре и зле, о дружбе.
Теоретическое занятие. Ритмопластика «Разные лица», «Жадный медведь». Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами, двигательные способности детей – ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке, за ширмой, не сталкиваясь друг с другом. Упражнения и игры с ручной куклой. Чтение сказки. Распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей детей. Чтение по ролям. Заучивание стихов. Индивидуальная работа.
Практическое занятие. Репетиции. Изготовление атрибутов и декораций. Театрализация сказки на школьном празднике Урожая.
3. Экологическая сказка «Цветик-семицветик» (драматизация, театр Петрушек). Творческий пересказ сказки. Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов — 3 часа
Задачи:
Обучающая – формировать элементарные представления о птицах, их пользе. Знакомить с произведениями русского народного творчества, в которых упоминаются персонажи – птицы. Учить понимать идейное содержание художественных произведений, пословиц и поговорок. Учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра и самостоятельно показывать детям младших классов.
Развивающая – развивать мышление, память, внимание; координацию и двигательную активность; выразительность и темп речи, силу голоса. Формировать лексико – грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение; развивать эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление.
Воспитательная – формировать познавательный интерес, желание учиться; интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества; эстетический вкус. Воспитывать чувство справедливости, чувство локтя и взаимовыручки; бережное и гуманное отношение к обитателям природы.
Теоретическое занятие. Игры на развитие двигательных функций, эмоционально – волевой сферы, звукопостановка. Работа по разъяснению идейного содержания сказки. Распределение ролей. Заучивание слов. Индивидуальная помощь. Музыкальное оформление.
Практическое занятие. Репетиции. Выступления в школе, детском саду «Светлячок».
4. Сказка «Если хочешь иметь друзей» (фланелеграф). Творческий перессказ сказки. Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов — 3 часа
Задачи:
Обучающая – знакомить детей с богатством родного языка; способствовать осмыслению нравственного подтекста литературного произведения; знакомить с чувствами, настроением героев, осваивать способы их внешнего выражения; побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания; осознавать причины того или иного настроения; учить управлять куклой.
Развивающая – развивать диалогическую и монологическую речь, осваивать интонационную и эмоциональную выразительность речи; развивать связную речь; координацию и двигательную активность.
Воспитательная – развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия; формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу; воспитывать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное, чувство собственного достоинства; вызывать стремление проявлять заботу друг о друге.
Теоретическое занятие. Творческий перессказ сказки. Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Цель: развивать умение последовательно и выразительно перессказывать сказку; учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов. Чтение басен вслух. Обсуждение содержания басен и их морали. Чтение сказки по ролям. Распределение ролей по желанию детей. Индивидуальная работа.
Практическое занятие. Репетиции басен. Выступления в школе, школе №3.
5. Сказка «Девочка и ромашка» (театр петрушек). Играем в рифмы. Дидактическая игра «»Придумай рифму». Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога — 2 часа.
Задачи:
Обучающая – развивать интерес к сценическому творчеству; активизировать познавательный интерес к разным видам кукольного театра; вырабатывать умение преодолевать трудности; учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.
Развивающая – развивать внимание, память, речь, дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию; выразительность и естественность речи; учить строить диалоги; развивать умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность; воспитывать стремление к точности и аккуратности в работе.
Воспитательная – воспитывать терпение, выдержку, доброжелательность, коммуникабельность; желание помочь друг другу; вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.
Теоретическое занятие. Играем в рифмы. Дидактическая игра «»Придумай рифму». Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога. Цель: развивать у детей дикцию; упражнять в придумывании рифмы к словам. Чтение сказки. Распределение ролей. Индивидуальная работа над интонацией. Техника безопасности за ширмой.
Практическое занятие. Ритмопластика. Репетиции. Выступление на родительском собрании.
6. Сказка «Каша из топора» ( театр петрушек, драматизация ). Учимся четко говорить. Погружение в сказочную ситуацию — 3 часа.
Задачи:
Обучающая – учить правильно оценивать поступки героев и события произведения; формировать умение анализировать и понимать содержание сказок; учить детей переносить в свою жизнь эмоциональную атмосферу радости, уверенности в себе; учить выполнять работу качественно, аккуратно; учить рисовать красками.
Развивающая – развивать речь, память, воображение; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение переключаться с одного образа на другой; стремление к достижению результата; способность к морально-этическим оценкам себя и других; обогащать словарь детей
Воспитательная – воспитывать любовь к животным, заботиться о них, Воспитывать желание из творческой театрализованной деятельности переносить в свою повседневную жизнь эмоциональную атмосферу радости, уверенности в своих действиях; этичность поведения.
Теоретическое занятие. Психогимнастика. Чтение сказки. Обсуждение. Распределение ролей. Индивидуальная работа. Учимся четко говорить. Погружение в сказочную ситуацию. Цель: отработать дикцию проговариванием скороговорок; развивать речь.
Практическое занятие. Рисование сюжетных картинок. Репетиции. Выступления в школе.
7. Сказка «Про маленького котенка» ( театр картинок).Рассказываем про любимые игры и сказки. Рассказы детей по ассоциациям — 2 часа.
задачи:
Обучающая – продолжать знакомить с историей Родины; формировать и расширять представления о героизме в Великой Отечественной войне; вызвать чувство гордости за свою страну, за свой народ; учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки; учить самостоятельно изготавливать необходимые атрибуты и декорации к сказке.
Развивающая – развивать познавательные способности детей; точность, прочность и скорость запоминания; умение с помощью жестов показать состояние человека; чувство юмора; развивать логическое мышление; активизировать словарь детей;
Воспитательная – на примере сказки воспитывать любовь и уважение к своей Родине; патриотические чувства: чувство гордости за свою страну; эмоционально-положительное отношение к воинам; чувство собственного достоинства, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. Формировать высшие духовные чувства: совести, долга, ответственности, самоотверженности.
Теоретическое занятие. Работа над жестами. Рассматривание иллюстраций; рассуждения детей. Чтение сказки. Рассказываем про любимые игры и сказки. Рассказы детей по ассоциациям. Цель: учить связно и логично передавать мысли; совершенствовать средства выразительности в передаче образа Распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа.
Практическое занятие. Изготовление атрибутов и декораций. Репетиции. Выступление на общешкольном родительском собрании.
8. Сказка «Как лес обидели» ( театр Петрушек). Наши эмоции. Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» - 3 часа.
Задачи :
Обучающая – познакомить детей с праздником космонавтики; учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения; расширить представления детей о роли собаки в жизни человека; побуждать детей сочинять коллективную сказку на основе прочитанного произведения; понимать содержание придуманной сказки; преодолевать застенчивость при выступлении, донести до зрителей смысл сказки; учить управлять куклой; учить изготавливать атрибуты к сказке; создать ситуацию успеха при сочинительстве.
Развивающая – развивать связную речь, память; творческую самостоятельность в сочинительстве и передаче образа; расширять общий кругозор; развивать логическую мысль, творческое воображение, выдумку; способность к эмоциональному сопереживанию.
Воспитательная – воспитывать внимательное отношение к животным, формировать стремление оберегать животный мир, проявлять заботу; способствовать повышению самооценки; совершенствовать навыки воплощения в игре. Воспитывать аккуратность, трудолюбие; доводить начатое дело до конца.
Теоретическое занятие. Наши эмоции. Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию». Цель: учить детей распознавать состояния по мимике: радость, грусть. Страх, злость; совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Игра «Веселые сочинялки». Чтение рассказов о космосе. Беседа, рассказы детей. Распределение ролей. Индивидуальная помощь актерам.
Практическое занятие. Репетиции.
9. Сказки «Небылицы в лицах», «Самая красивая» (театр петрушек, драматизация). Изображение различных эмоций. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций — 6 часов.
Задачи:
Обучающая – расширить и углубить представления детей о православных праздниках, о доброжелательном отношении к окружающим людям; формировать
мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры; приобщать детей к духовному богатству нашей Родины; совершенствовать навыки воплощения в игре и определенных переживаниях; учить технике изготовления атрибутов из папье-маше. Организовать сотворческую деятельность детей и их родителей.
Развивающая – развивать словесно-логическую память, речь, мышление; инициативность, эмоциональную отзывчивость, воображение; развивать выдержку и терпение; расширять образный строй речи; развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом.
Воспитательная – воспитывать глубокое уважение к христианским праздникам, доброе отношение друг к другу; уважение к зрителям, доброту и жизнелюбие; чувство коллективизма, взаимопомощи, трудолюбие, аккуратность при работе с бумагой и клеем; уметь прислушиваться к мнению других; корректировать самооценку; вырабатывать умение преодолевать трудности.
Изображение различных эмоций. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций. Цель: совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.
Теоретическое занятие. Чтение сказки. Распределение ролей. Чтение по ролям. Заучивание слов. Индивидуальная помощь.
Практическое занятие. Репетиции. Театрализация сказки перед детьми начальных классов.
10. Итоговое занятие «Наш театр». Преодолеем страх. Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеем страх». Ряжение в костюмы — 4 часа.
задачи:
Обучающая – учить детей выражать свое мнение по поводу предстоящего выступления; дружно и согласованно договариваться; сформировать навыки участия в театрализованном спектакле; учить детей подбирать для себя костюмы; готовить их к выступлению; развивать умения изготавливать декорации для спектакля; определить готовность детей к выступлению; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
Развивающая – активизировать детскую мысль; развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность; творческую самостоятельность в передаче образа, фантазию; речевые и пантомимические действия; расширять кругозор детей.
Воспитательная – воспитывать желание помочь друг другу, чувство товарищества; чувство коллективного творчества; уверенность; развивать эстетические чувства; развивать организаторские умения и навыки; организация сотворческой деятельности учащихся и их родителей; создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Преодолеем страх. Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеем страх». Ряжение в костюмы. Цель: закрепить умение детей изображать страх; учить преодолевать это состояние.
Теоретическое занятие. Ритмопластика. Распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей детей. Индивидуальная помощь.
Практическое занятие. Репетиции. Выступление в школе на родительском собрании.
11. Мастерская актера (совместная работа детей и родителей). Оформление альбома и презентации «Все о театре». Если ты поссорился с другом…Игра «Найди и покажи эмоцию». Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов — 4 часа.
Задачи:
Обучающая – обучение технике изготовления куклы; научить детей верить в свои силы и творческие способности; приучать детей использовать в самостоятельной деятельности навыки ручного труда, рукоделия, приобретенных на занятиях; продолжить работу в мастерской; формировать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца; учить преодолевать трудности; уметь видеть результат своего труда
Развивающая – развивать мелкую моторику рук; память, внимание, творческое воображение, инициативу; умение самостоятельно изготавливать кукол, делать мелкий ремонт.
Воспитательная – воспитывать эстетические чувства; чувства коллективизма, взаимопомощи, усидчивости; интерес к собственному творчеству; воспитывать аккуратность, внимание, целеустремленность; воспитывать стремление к совместной деятельности с родителями, разумной организации своего свободного времени.
Теоретическое занятие. Если ты поссорился с другом…Игра «Найди и покажи эмоцию». Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов. Цель: показать детям. Как легко могут возникнуть конфликты; учить находить выход из конфликтных ситуаций. Техника безопасности при работе с острыми предметами. Показ, объяснение, поощрение, помощь. Инд. помощь. Музыкальная пауза.
Практическое занятие. Ремонт кукол. Вязание и пошив кукол.