Коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения для 9 класса VIII вида

4
0
Материал опубликован 28 April 2021

Проект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения с использованием ЦОР.

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Учитель: Окочутина С.В.

Предмет РСи ФП

Попов Артём Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст., Слухопротезирован на оба уха слуховыми цифровыми аппаратами, Артикуляционный аппарат в норме. Отработанный речевой материал воспринимает на расстоянии до 3,5 -4 м. 9 класс

Тема: Звуки З-Ж. работа над логически ударением и дыханием. Речевой материал с урока чтения

Тип: закрепление знаний

Продолжительность учебного занятия – 40 мин

Цель: развитие слухового восприятия на речевом материале по теме: И,С, Тургенев Рассказ «Муму» . Формирование интереса к предмету через использование ИКТ.

Задачи:

Образовательная:

закрепление навыков восприятия речевого материала по рассказу «Муму»» .

Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звуков [з]- [ж];

Продолжать учить правильно произносить звуки [з]- [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Развивающая:

коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений (работа с текстом, ответы на вопросы);

коррекция зрительной и слуховой памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

развитие общей моторики, согласование движения и речи. Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия;

развитие фонематических процессов.


Воспитательная:

воспитание положительной мотивации к учению;

создание ситуации успеха в процессе работы над текстом;

стимулирование речевой активности.


Дидактические материалы:

Методика развития слухового восприятия. Л.П. Назарова, М. «Просвещение », 1980 г.,

Развитие речевого слуха. Кузмичева Е.П., М., «Просвещение» 1989г


Оборудование (с указанием использованного ЦОР): компьютер, наборное полотно для составления плана работы, таблички, текст «Утопление МУМУ». Артикуляционные профили звуков /з-ж/

Презентация занятия в Power Point, тетрадь.


Этапы учебного занятия


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Используемые цифровые ресурсы

Орг. момент




Поздоровайся со мной шёпотом.

Поздоровайся с гостями громко.

Какой будет урок? Скажи нормально.

-Внимательно слушай и повторяй.

-Какое у тебя настроение?

- Твой любимый учебный предмет чтение?

- Каких писателей и поэтов ты знаешь?

Какое произведение вы изучаете на уроке чтения?

- Сегодня на занятии нам нужно очень хорошо поработать, чтобы показать все, что мы знаем и умеем.

Здравствуйте, Светлана Владимировна.

Здравствуйте.

Сейчас будет урок слуховой работы.

У меня хорошее настроение

Да, чтение.

Мы изучаем …..

Я знаю …….

Мы изучаем …..






Сообщение темы

План работы

Что будем делать на индивидуальном занятии?

-Спроси, какая тема урока.

- Послушайте словосочетания и назови тему занятия: (глухонемой от рождения, сложенный богатырём,

новое житьё, ухаживал за питомицей, подержал на привязи, визг Муму).

А вот над какими звуками будем работать, тебе нужно отгадать по профилям

( карточки профилей).

3. Сообщение темы занятия.

- А сейчас ты узнаешь, что мы будем делать. Послушай.

План:

1.Будем работать над голосом, дыханием.

2.Учиться различать звуки З-Ж.

3.Работать над логическим ударением.

4.Работать с отрывком из рассказа «Муму».

5. Писать слуховой диктант.

Повтори.

Я не знаю.



Глухонемой от рождения, сложенный богатырём,

новое житьё, ухаживал за питомицей, подержал на привязи, визг Муму.

Я думаю будем работать над рассказом «Муму».



Это профили звуков З и Ж.





1.Будем работать над голосом, дыханием.

2.Учиться различать звуки З-Ж.

3.Работать над логическим ударением.

4.Работать с отрывком из рассказа «Муму».

5. Писать слуховой диктант.



Голосовые и дыхательные упражнения.

Говори гласные звуки протяжно

А__О__У__И__Ы__Э__

Говори гласные звуки кратко

АО У И ЫЭ (под счёт, маршируя)

З_______________________ Ж_________________________

З__________Ж______________

- Пока мы с тобой учились правильно дышать, к нам прилетела настоящая снежинка. Давай заставим нашу снежинку кружиться. Возьми снежинку и подуй на неё.

Скажи на одно выдохе

За-зо-зу-зэ-зо! (выдох).

Жа-жо-жу-жэ-жо! (выдох).

Послушай и повтори так же

зажи́зажи́зажи́

жа́зежа́зежа́зе

зажозу́зажозу́

Послушай, какую строчку я скажу. Повтори.

Прочитай слова и запомни их.

Избы зажмурил между позади разжал глаза

-Скажи эти слова на одном выдохе по порядку.

Начало говори громким голосом, конец – шепотом.

Скажи предложение на одном выдохе:

Москва осталась.

Москва осталась позади.

Вот Москва осталась позади.

Вот уже Москва осталась позади.

- Что ты делал?




А___О____У_____И____Ы____Э___


АОУИЫЭ


З_______________________ Ж_________________________

З__________Ж______________



Выполняет упражнение


За-зо-зу-зэ-зо! (выдох).

Жа-жо-жу-жэ-жо! (выдох).


зажи́зажи́зажи́

жа́зежа́зежа́зе

зажозузажозу

зажозу́зажозу́


Избы зажмурил между позади разжал глаза


Избы зажмурил между позади разжал глаза




Москва осталась.

Москва осталась позади.

Вот Москва осталась позади.

Вот уже Москва осталась позади.


Я пел гласные звуки, говорил слоги, слова, предложения

Слайд №1





Слайд № 2









Слайд «3







Слайд № 4


Произношение

Работа над дифференциацией звуков З-Ж

Сейчас мы будем работать над звуками з-ж

-Что ты будешь делать?

Я буду правильно говорить звуки з-ж







Артикуляционная гимнастика

-Будем делать артикуляционные упражнения.

Рассмотри картинки, вспомни, как называются упражнения для язычка, выполни их перед зеркалом.

-Что ты делал?


«Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим зубки», «Блинчик», «Улыбка», «Дудочка».


Я дела артикуляционные упражнения.

Слайд 5


Уточнение профиля произношения














Характеристика звука




Чтение слогов.





























Чтение слов.













Чтение словосочетаний








Чтение предложений








Посмотри на картинки артикуляции звуков и сравни звуки:

Губы …...

3yбы …………

Кончик языка……………,

спинка языка …………….

Голос …………..

Xapaктepистка звyка [3] - твердый звoнкий сoглaсный.

Осoбeннoсти apтикyляции звука [Ж].

Гyбы ………………..

Зубы …………………….

Язык………….

Бoкoвыe кpaя языкa …………..

Гoлoс ………………..


-Дай характеристику звукам.




Скажи слоги наоборот игра с мячом

ЗА – ЖА             ЖА – ЗА

ЗУ – ЖУ             ЖУ – ЗУ

ЗО – ЖО             ЖО – ЗО


Прочитай слоги:

громко умеренным голосом шёпотом

АЗА – АЖА ОЗА – ОЖА УЗА – УЖА

АЗО – АЖО ОЗО – ОЖО УЗО – УЖО

АЗУ – АЖУ ОЗУ – ОЖУ УЗУ – УЖУ


-Слушай внимательно. Замени звук З на Ж. Повтори чётко:

ОЗА - ОЖА

УЗЕ -УЖЕ

АЗА - АЖА

ЗМУ – ЖМУ

ЗМО – ЖМО

ЗБЕ - ЖБЕ

ИЗН - ИЖН

ЗДУ – ЖДУ

ЗМА – ЖМА

ЗВО – ЖВО

Составь слова и повтори

Зажмурился, позади, между, разжал, позади


Прочитай и исправь ошибки в словах:

на доске

Узе, покажались, жалито, неподвизный,

нажад, раж, вижга, бежмолвен, глажа, ражбегались, нажад, беж.

Что ты делал?


Сложи словосочетания (карточки слов):

Остался ( каким?) визга

Поглядывала (как?) назад

Относило (куда?) неподвижным

Не слышал (чего?) без страха

Прочитай громким голосом.

Что ты делал?


- Слушай и повторяй предложения.

Герасим отвернулся, зажмурился и разжал руки.

Лодку относило назад к городу.

Крепкую дружбу топором не разрубишь

При произнесении звука з

Губы растянуты в улыбке.

3yбы сближeны.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.

eсть гoлoс

[3] - твердый звoнкий сoглaсный.Осoбeннoсти apтикyляции звука [Ж].

Гyбы выдвинуты вперед и округлены.

Зубы сближены.

Язык в форме чашечки.

Бoкoвыe кpaя языкa пpижаты к верхним коренным зубам.

Есть гoлoс.

(

з - согласный, парный, звонкий.

ж- согласный, парный . звонкий



ЗА – ЖА ЖА – ЗА

ЗУ – ЖУ ЖУ – ЗУ

ЗО – ЖО ЖО – ЗО




АЗА – АЖА ОЗА – ОЖА УЗА – УЖА

АЗО – АЖО ОЗО – ОЖО УЗО – УЖО

АЗУ – АЖУ ОЗУ – ОЖУ УЗУ – УЖУ







ОЗА - ОЖА

УЗЕ -УЖЕ

АЗА - АЖА

ЗМУ – ЖМУ

ЗМО – ЖМО

ЗБЕ - ЖБЕ

ИЗН - ИЖН

ЗДУ – ЖДУ

ЗМА – ЖМА

ЗВО – ЖВО



Зажмурился, позади, между, разжал, позади

Я составлял и повторял слова.








Я исправлял ошибки в словах



Остался неподвижным

Поглядывала без страха

Не слышал визга

Поглядывала без страха


Я составлял и читал словосочетания




Герасим отвернулся, зажмурился и разжал руки.

Лодку относило назад к городу.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.





















Слайд №6






Слайд №7








Слайд № 8















Слайд № 9




Слайд № 10








Слайд № 11









Слайд № 12


Работа над дыханием и логическим ударением:

- Как нужно произносить длинное предложение? (С паузами, по частям)

- Прочитай предложение медленно.

Муму доверчиво и без страха поглядывала на Герасима и слегка махала хвостиком.

- Раздели предложение на синтагмы.

- На какие слова падает логическое ударение?

- Прочитай предложение еще раз в умеренном темпе, правильно бери дыхание.

Рефлексия.

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Молодец, ты справился со всеми заданиями.


Длинное предложение надо произносить с паузами, по частям


Муму доверчиво и без страха поглядывала на Герасима и слегка махала хвостиком.

Муму доверчиво и без страха/ поглядывала на Герасима / и слегка махала хвостиком.//


Муму доверчиво и без страха/ поглядывала на Герасима / и слегка махала хвостиком.//


Муму доверчиво и без страха/ поглядывала на Герасима / и слегка махала хвостиком.//


Мы изучали звуки З_Ж

Слайд № 13

Развитие слухового восприятия


Введение в тему.



- Сообщение темы. (За экраном)

-Тема занятия «Литература. Работа над отрывком из рассказа «Муму»

-Повтори тему.

Кто написал рассказ?

Выбери писателя ( Пушкин, Крылов, Тургенев)

Назови главных героев рассказа. Покажи.



«Литература. Работа над отрывком из рассказа «Муму»

Иван Сергеевич Тургенев

Герасим и Муму

Выбирает картинки




Различение на слух речевого материала без ЗУА.


Сними аппараты

Послушай и выполни задания:

- Встань около окна!

- Голову вверх!

- Голову прямо!

- Руки на плечи!

- Наклон головы вправо! Прямо.

- Наклон головы влево! Прямо.

- Присядь, руки вперед!

- Встань, руки вниз!

- Можно сесть.

Выполняет


Работа с текстом









































Различение предложений из текста.


- Послушай текст, посмотри на экран и постарайся запомнить. (За экраном.)

..А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги...

Что ты услышал?


- Придумай заголовок к тексту.


Подбери предложение к картинке.









Послушай и повтори:

Вот уже Москва осталась позади.

Она доверчиво и без страха поглядывала на него.

Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… и слегка махала хвостиком.































Ученик рассказывает


Как Герасим топит Муму.


Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу




Вот уже Москва осталась позади.

Она доверчиво и без страха поглядывала на него.

Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… и слегка махала хвостиком.

Слайд № 14


































Слайд № 15








Слайд № 16





Слуховой диктант

Будем писать слуховой диктант

Друг за дружкой, позади, между, разжал, позади, глаза, визга


Друг за дружкой, позади, между, разжал, позади, глаза, визга


Работа без ЗУА


Послушай и повтори:

Тургенев, зажмурился, Муму, позади, между, разжал, позади, глаза, Герасим

Тургенев, зажмурился, Муму, позади, между, разжал, позади, глаза, Герасим


Итог урока

Посмотри на план, все ли мы выполнили


-Что тебе понравилось?

-Дай оценку своей работе.

-Попрощайся.

Да, мы выполнили всё!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации