Урок развитие слуха и формирование произношения «Река Ангара» (7 класс, 4 занятие)
Учитель слуховой работы: Климова Елена Анатольевна
Место работы: ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Предмет: развитие слуха и формирование произношения
Образовательная технология: развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями и речью (Л.П. Назарова). Реабилитация детей с потерей слуха осуществляется при использовании остаточного слуха и сохранных анализаторов. Особое значение приобретает использование в процессе познавательной деятельности зрительных, тактильных, моторных, вибрационных ощущений и развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти. Развитие слухового восприятия способствует формированию у детей произношения, понимания речи окружающих (говорящих детей, педагогов, родителей), расширения представлений об окружающей действительности и, в конечном итоге, адаптации и социализации. Возможность восприятия речи детьми с недостатками слуха значительно увеличивается за счет звукоусиливающей аппаратуры, современных компьютерных технологий, инновационных образовательных программ, способствующих развитию высших психических функций и мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование и прогнозирование.
Ученик: Вадим С. (7 класс глухих), двусторонняя сенсоневральная глухота (наследственная), на слух различает и опознает хорошо отработанный речевой материал на расстоянии 0,1 – 0,15 метра от ушной раковины в сверхмощных цифровых индивидуальных слуховых аппаратах.
Тема урока: Текст «Ангара» (4-е занятие)
Задачи: 1. Опознавать на слух и правильно воспроизводить речевой материал текста «Ангара», обиходно-разговорный словарь по теме «Легенда о Байкале»;
2. Расширять словарный запас по данной теме;
3. Воспитывать навыки самоконтроля за произношением звуков в самостоятельной речи;
4. Работать над развитием логического мышления через разгадывание загадок, выполнение теста по теме и тексту, самостоятельное составление диалога по тексту «Ангара»
Оборудование: компьютерная презентация по тексту «Ангара», компьютерный тест «Река Ангара», документальный фильм «У края чарующей бездны», карточка с текстом «Ангара», физическая карта России, компьютер, телевизор, DVD.
Ход урока
I. Орг. момент
- [Здравствуй, Вадим]1 (Здравствуйте, Елена Анатольевна)2
- [Как у тебя дела?] (У меня все хорошо. Спасибо, у меня все замечательно.)
II. Работа по тексту «Ангара»
1. Актуализация знаний
- [Расскажи правила внятной речи] (Нужно правильно произносить все звуки, правильно ставить ударение в словах, соблюдать нормы орфоэпии. Произносить слова и фразы плавно, слитно. Не нужно торопиться, когда говоришь.)
2. Сообщение плана урока (слайд)
- Сегодня на уроке будем составлять диалог по тексту «Ангара», работать над логическим ударением, узнаем интересные факты об Ангаре, выполним тест «Река Ангара»
- [Чем займемся сегодня на уроке?] (ученик читает план урока на слайде)
3. Загадка
- [Отгадай загадку: Летом бежит,
Зимой спит,
Весна настала –
Опять побежала.] (Я думаю, что это река.)
- Почему так решил? (Потому что ….)
4. Работа над дыханием
- [О какой реке мы читаем текст?] – (Мы читаем об Ангаре.)
- [Покажи на карте исток и устье реки Ангары] – (Дайте, пожалуйста, атлас.
- Вот исток Ангары – озеро Байкал
Устье Ангары – река Енисей.)
- Повтори. [Ангара] (ученик повторяет за педагогом,
[река Ангара] необходимо следить за слитным и плавным
[Река Ангара вытекает] произнесением фраз)
[Река Ангара вытекает из Байкала]
[река Ангара вытекает из озера Байкал]
4. Работа над логическим ударением
- Будем работать над логическим ударением на предложении [Река Ангара вытекает из озера Байкал]
- [Откуда вытекает река Ангара?] - (Река Ангара вытекает из озера Байкал)
- [Какая река вытекает из озера Байкал?] - (Река Ангара вытекает из озера Байкал)
- [Река Ангара впадает в озеро Байкал?] - (Река Ангара вытекает из озера Байкал)
5. Просмотр фрагмента фильма «У края чарующей бездны»
- Посмотри и скажи [это исток или устье реки Ангары?]
-( Я думаю, что это исток Ангары.)
- [Почему ты так решил?] – (Потому что виден Шаман-камень.)
- Верно. [А ты знаешь легенду, откуда появился Шаман-камень?] - (Да, я знаю легенду об Ангаре.)
- [Расскажи]
6. Легенда об Ангаре (рассказ ученика по слайдам)
(Легенда говорит, что у старика Байкала было много сыновей и только одна дочь – красавица Ангара. Ничего не жалел для карасавицы Анагары старик Байкал. Все богатства, которые приносили Байкалу сыновья, он отдавал красавице Ангаре. Далее легенда говорит, что Ангара горячо полюбила богатыря Енисея и ушла к нему из родного дома. Когда Ангара убегала из родного дома, рассерженный старик Байкал бросил вслед беглянке скалу. Теперь эту скалу называют Шаман-камнем. Он возвышается в истоке Ангары.)
7. Физминутка для глаз (презентация)
8. Интересные факты об Ангаре (слайд)
(все вопросы ученику предъявляются на слухо-зрительной основе, ответы на слайде появляются только после ответа ученика)
- Ты знаешь, сколько рек впадает в озеро Байкал?
- {В озеро Байкал впадает 336 рек и речушек.}3
- Как об этом говорится в легенде? – (это сыновья Байкала)
- [Байкал сточное или бессточное озеро?] (Байкал – сточное озеро)
- Почему? – (Из озера Байкал вытекает река Ангара)
- {Все реки и речушки приносят за год в озеро Байкал 58км3 воды}. Повтори.
- А ты знаешь, сколько воды выносит за год из озера Байкала Ангара?
- {Ангара выносит за год из Байкала 60 км3 воды.}
- Что об этом говорится в легенде? – Ничего не жалел ….
- А ты знаешь, что {в истоке Ангара никогда не замерзает.}
- Спроси у меня, какова ширина Ангары в истоке? ({Ширина Ангары в истоке около 1 км})
- Какова длина реки Ангара? – {Длина реки Ангара 1860 км}.
9. Диалог по тексту «Ангара» (перед учеником карточка с текстом, он задает учителю вопросы по тексту)
10. Работа на голое ухо (у ушной раковины)
- [Сними аппараты]
- Слушай и повторяй. [Озеро Байкал]; [река Ангара]; [Ангара вытекает из Байкала.]
- Надень аппараты
11. Тест «Река Ангара» (компьютерный тест в формате KTC Net)
- Будешь выполнять тест. Внимательно читай задание и выбирай правильный ответ.
Задания:
Исток реки Ангара: а) река Енисей
б) озеро Байкал
в) озеро Балхаш
г) река Лена
Какова ширина Ангары в истоке? а) 1,5 км
б) 800м
в) 1 км
г) 1 км 300 м
Какова длина Ангары? а) 1680 м
б) 1870 м
в) 1860 м
г) 200 м
Когда замерзает река в истоке? а) в декабре
б) в январе
в) в феврале
г) никогда
Сколько воды выносит Ангара из Байкала за год? а) около 60км3
б) около 50 км3
в) 51,35 км3
г) 30 км3
Подпиши фотографию. ( Шаман-камень)
Ангара впадает: а) в озеро Байкал
б) в реку Енисей
в) в Реку Иркут
г) никуда не впадает
- Какую оценку ты получил? (я получил… Я допустил ошибку в …задании.)
Итог
- [Что нового ты сегодня узнал?] - (сегодня я узнал…..
- [Как ты сегодня говорил?] – (ученик самостоятельно оценивает свою речевую деятельность, уточняя, что получилось, и где были допущены ошибки)
1 В квадратных скобках указывается речевой материал, предъявляемый ученику на слух.
2 В круглых скобках указываются предположительные ответы ученика)
3 Предложения, выделенные фигурными скобками, отражены на слайде.