Рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произношения» (7 класс слабослышащий)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа – интернат
для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово
Утверждено
Директор ГОКУ СКШИ г. Черемхово
________________Н.В. Морозова
приказ №___ от _________2018 г.
Рабочая программа
по предмету
«Развитие речевого слуха и
формирование произношения»
(7 класс слабослышащий)
разработала учитель слуховой работы
Пархоменко Инна Анатольевна
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида Развитие слухового восприятия и формирование произношения. Москва, Просвещение, 2003г. Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др. М.: Просвещение, 2003. – 558с.
Цель программы обучения:
- формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих;
- построение системы коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Задачи:
· Интенсивное развитие речевого слуха глухих школьников;
· Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
· Закрепления правильного произношения звуков, совершенствование навыка речевого общения;
· Обучение учащихся восприятию речи на слух с индивидуальным слуховым аппаратом;
· Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования развития слухового восприятия и обучение произношению.
· Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся;
· Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.
Содержание рабочей программы направлено на формирование умения слабослышащего школьника воспринимать определенный речевой материал на слух; воспроизводить его; действовать адекватно воспринятому; на формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию.
Требования программы составлены с учетом состояния слуховой функции учащихся и уровня развития их устной речи. Подобранный для занятий речевой материал отвечает задачам устного общения и мотивирован ситуацией. В программе содержится речевой материал и тексты.
Речевой материал условно разбит на разделы:
речевой материал обиходно-разговорного характера;
речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся;
тексты;
диалоги.
Речевой (пёстрый) материал обиходно – разговорного характера и речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся подбирается из разных тематических групп. Он содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты, диалоги. При подборе пёстрого материала учитывается необходимость его повторяемости, трансформации, комбинирования, перефразирования, что способствует развитию у учащихся навыков вариативного его использования в различных коммуникативных ситуациях. Слабослышащий школьник учится вслушиваться в речевую информацию, узнает знакомые по звучанию слова и фразы, воспроизводит их. Используются различные виды деятельности (выполнение поручений, составление аппликаций, работа с фигурками, рассыпным текстом, слуховые диктанты и т.д.), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержания у учащихся интереса к занятиям.
В процессе работы слабослышащие школьники учатся выполнять поручения, воспринятые на слух, отвечать на вопросы, воспринимать на слух тексты. Реакция учащегося при восприятии речевого материала на слух должна быть естественной: получив поручение, он выполняет его и сообщает, что сделал, выслушав вопрос – отвечает, не повторяя его.
Работа по обучению восприятию на слух текстов ведется в течение всего учебного года. При обучении восприятию на слух текста последовательно осуществляются все этапы работы:
1 занятие - восприятие текста на слух целиком и рассказывание того, что воспринято; опознавание на слух текста по фразам;
2 занятие - опознавание на слух фраз, словосочетаний и слов в разных комбинациях. При работе с текстом широко используются таблички, рассыпной текст;
3 занятие - после того как проведена работа по технике чтения текста, выясняется понимание учащимися содержания текста с помощью вопросов и заданий. При этом ученик не только отвечает на вопросы педагога, но и сам задает их, воспринимая ответы на слух;
4 занятие - итогом работы является целостное восприятие текста на слух и его самостоятельный пересказ.
Работа над диалогом происходит после того как ученик познакомился с текстом.
1 занятие – сначала диалог рассказывает и обыгрывает с фигурками учитель. Ученик воспринимает диалог на слух дважды, каждый раз повторяя то, что понял. Затем ученик воспринимает на слух диалог по фразам и воспроизводит их, упражняясь в выразительном и правильном произнесении фраз. Ученик читает диалог, одновременно обыгрывая его с фигурками.
2 занятие – Ученик сам составляет диалог из разрезного текста. Он проверяет, как составил диалог, воспринимая речь учителя на слух. Диалог разыгрывается по ролям, одну исполняет учитель, другую – ученик, затем учитель и ученик при разыгрывании диалога меняются ролями. Как итог ученик разыгрывая диалог, говорит за обе фигурки.
Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы. Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учащихся навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы. Работа над голосом предполагает формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи. Работа над словом направлена на формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой предусматривает формирование и развитие у учащихся навыков её произнесения в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы).
Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий в себя:
- Пфафенродт, А.Н. Произношение [Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2-е отделение)] /А.Н. Пфафенродт, – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на обследование слуха и произношения 4 часа и 4 часа на проведение контрольной работы по развитию слухового восприятия, контрольно обобщающего урока, проверку внятности речи.
Основной формой организации учебного процесса является урок – индивидуальное занятие с учащимся.
Формы контроля:
- проверка уровня состояния речи на контрольно-обобщающем уроке;
- проверка внятности произношения по спискам слов Э.И. Леонгард;
- контрольные работы по проверке восприятия речи на слух и слухозрительно.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате прохождения программного материала учащиеся должны уметь:
· Воспринимать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал (слова, словосочетания, фразы) произносимый как учителем, так и товарищами на оптимальном расстоянии, обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов; воспринимать на слух с индивидуальным слуховым аппаратом тексты до 15-20 предложений.
· Воспринимать речевой материал на слух без индивидуального слухового аппарата. 6 м (1 степень тугоухости), 3,5м (2 степень тугоухости), 0,3-0,5м(3 степень тугоухости) а с индивидуальным слуховым аппаратом на расстоянии 10-15м (1 степень тугоухости), 6-10м (2 степень тугоухости), 5-6 м (3 степень тугоухости).
· Правильно выделять синтагмы при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи. Соблюдать логическое ударение в диалоге. Закрепить дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции. Выразительное чтение наизусть стихотворения.
Учебно – тематический план
№ п\п |
Раздел темы |
кол-во часов |
теоретические и практические занятия |
контрольные занятия |
1 |
Обследование произносительных навыков, уровня речевого развития, соблюдения норм орфоэпии, воспроизведения интонационной стороны речи. Обследование состояния слуха с индивидуальным слуховым аппаратом и без него по группам слов (по Нейман Л.В.). |
2 |
2 |
|
2 |
Тема «Родная природа» |
6 |
6 |
|
2.1 |
Пестрый материал 1 недели. Текст «Урок на всю жизнь». (1-2 занятие). |
2 |
2 |
|
2.2
|
Пестрый материал 2 недели. Текст «Урок на всю жизнь». (3-4 занятие). |
2 |
2 |
|
2.3
|
Пестрый материал 3 недели. Диалог по тексту. (1-2 занятие). |
2 |
2
|
|
3 |
Тема «Осень» |
12 |
12 |
|
3.1
|
Пестрый материал 4 недели. Текст «Золотая осень» (1-2 занятие). |
2 |
2
|
|
3.2
|
Пестрый материал 5 недели. Текст «Золотая осень» (3-4 занятие). |
2 |
2 |
|
3.3
|
Пестрый материал 6 недели. Диалог по тексту. (1-2 занятие). |
2 |
2
|
|
3.4 |
Пестрый материал 7 недели. Текст «Поздняя осень» (1-2 занятие). |
2 |
2 |
|
3.5 |
Пестрый материал 8 недели. Текст «Поздняя осень» (3-4 занятие). |
2 |
2 |
|
3.6 |
Пестрый материал 9 недели. Диалог по тексту (1-2 занятие). |
2 |
2 |
|
4 |
Тема «Человек человеку - друг» |
12 |
12 |
|
4.1
|
Пестрый материал 10 недели. Текст «Шар в окошке» (1-2 занятие). |
2 |
2
|
|
4.2
|
Пестрый материал 11 недели. Текст «Шар в окошке» (3-4 занятие). |
2 |
2
|
|
4.3
|
Пестрый материал 12 недели. Диалог по тексту (1-2 занятие). |
2 |
2 |
|
4.4
|
Пестрый материал 13 недели. Текст «На льдине» (1-2 занятие). |
2
|
2
|
|
4.5
|
Пестрый материал 14 недели. Текст «На льдине» (3-4 занятие). |
2 |
2
|
|
5
|
Подготовка к контрольной работе Контрольная работа за I полугодие |
1 1 |
1
|
1 |
6 |
Тема «Зима» |
6 |
6 |
|
6.1
|
Пестрый материал 15 недели. Текст «Красавица Зима» (1-2 занятие). |
2 |
2
|
|
6.2
|
Пестрый материал 16 недели. Текст «Красавица Зима» (3-4 занятие).
|
2
|
2 |
|
6.3
|
Пестрый материал 17 недели.
Диалог по тексту (1-2 занятие). |
2
|
2 |
|
7 |
Тема «Зимующие птицы» |
6 |
6 |
|
5.1
|
Пестрый материал 18 недели. Текст «Необыкновенная птица» (1-2 занятие) |
2 |
2 |
|
5.2
|
Пестрый материал 19 недели. Текст «Необыкновенная птица» (3–4 занятие). |
2 |
2 |
|
5.3
|
Пестрый материал 20 недели. Диалог по тексту (1-2 занятие). |
2
|
2
|
|
8 |
Тема «Весна» |
6 |
6 |
|
8.1 |
Пестрый материал 21 недели. Текст «Сыновья» (1-2 занятие) |
2 |
2 |
|
8.2 |
Пестрый материал 22 недели. Текст «Сыновья» (3-4 занятие) |
2 |
2 |
|
8.3 |
Пестрый материал 23 недели. Диалог по тексту (1-2 занятие). |
2 |
2 |
|
9 |
Тема «Родная природа» |
6 |
6 |
|
9.1
|
Пестрый материал 24 недели. Текст «Деревья цветут» (1-2 занятие). |
2
|
2 |
|
9.2
|
Пестрый материал 25недели. Текст «Деревья цветут» (3-4 занятие). |
2
|
2
|
|
9.3
|
Пестрый материал 26 недели. Диалог по тексту (1-2 занятие). |
2 |
2
|
|
10 |
Тема «Спорт» |
12 |
10 |
|
10.1
|
Пестрый материал 27недели. Текст «Зарядка» (1-2 занятие). |
2
|
2 |
|
10.2
|
Пестрый материал 28 недели. Текст «Зарядка» (3-4 занятие). |
2
|
2
|
|
10.3
|
Пестрый материал 29 недели. Диалог по тексту (1-2 занятие). |
2
|
2
|
|
11 |
Контрольно-обобщающий урок Проверка внятности произношения |
1 1 |
|
1 1 |
12 |
Подготовка к контрольной работе Контрольная работа за II полугодие |
1 1 |
1 |
1
|
13 |
Обследование произносительных навыков, уровня речевого развития, соблюдения норм орфоэпии, воспроизведения интонационной стороны речи. Обследование состояния слуха с индивидуальным слуховым аппаратом и без него по группам слов (по Нейман Л.В.). |
2
|
2 |
|
|
Итого |
68 |
64 |
4 |
Содержание рабочей программы
Тема 1. Обследование произносительных навыков, уровня речевого развития, соблюдения норм орфоэпии, воспроизведения интонационной стороны речи. Обследование состояния слуха с индивидуальным слуховым аппаратом и без него по группам слов (по Нейман Л.В.).
Тема 2. «Родная природа»
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, связанных с учебной и вне учебной деятельностью, обиходно – разговорного характера на темы: «Летний отдых», «Полевые цветы и лесные ягоды», «Берегите природу».
Работа над текстом «Урок на всю жизнь» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
Тема 3. «Осень»
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, связанных с учебной и вне учебной деятельностью, фраз обиходно – разговорного характера на темы: «Приметы осени», «Признаки ранней осени», «Погода поздней осенью», «Изменения в природе поздней осенью».
Работа над текстом «Золотая осень» - 4 занятия, работа над диалогом к тексту – 2 занятия. Работа над текстом «Поздняя осень» - 4 занятия, работа над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
Тема 4. «Человек человеку - друг».
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, связанных с учебной и вне учебной деятельностью, фраз обиходно – разговорного характера на темы: «Школьные друзья», «Забота о заболевших родных и друзьях ».
Работа над текстом «Шар в окошке» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над текстом «На льдине» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
Тема 5. Подготовка к контрольной работе за I полугодие. Контрольная работа за I полугодие
Тема 6. «Зима»
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз связанных с учебной и вне учебной деятельностью, фраз обиходно – разговорного характера на темы: «Погода зимой», «В зимнем лесу».
Работа над текстом «Красавица Зима» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
Тема 7 «Зимующие птицы».
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз связанных с учебной и вне учебной деятельностью, фраз обиходно – разговорного характера на темы: «Птицы зимой», «Берегите птиц зимой».
Работа над текстом «Необыкновенная птица» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
Тема 8. «Весна».
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, связанных с учебной и вне учебной деятельностью, фраз обиходно – разговорного характера на темы: «Берегите маму», «Приметы весны».
Работа над текстом «Сыновья» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
Тема 9. «Родная природа».
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, связанных с учебной и вне учебной деятельностью, фраз обиходно – разговорного характера на темы: «Погода весной», «Деревья весной», «Лиственные деревья»
Работа над текстом «Деревья цветут» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
Тема 10 «Спорт»
Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, связанных с учебной и вне учебной деятельностью, фраз обиходно – разговорного характера «Виды спорта», «Уроки физкультуры».
Работа над текстом «Зарядка» - 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).
11. Контрольно-обобщающий урок
Проверка внятности произношения.
12. Подготовка к контрольной работе за II полугодие.
Контрольная работа за II полугодие.
13. Обследование произносительных навыков, уровня речевого развития, соблюдения норм орфоэпии, воспроизведения интонационной стороны речи.
Обследование состояния слуха с индивидуальным слуховым аппаратом и без него по группам слов (по Нейман Л.В.).
Учебно – методические средства обучения:
Литература:
1. Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», «Спец. дошкол. педагогика и психология» / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 224 с.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 228 с.
3. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя: в 2 ч.: ч. 1 / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 154 с.
4. Кузьмичева, Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: в 2 ч. – Ч. I: Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина; Ч.II: О работе учителя дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей / Е.П. Кузьмичева, Е.З Яхнина, О.В. Шевцова. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
5. Рау Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей./ Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
6. Феклистова С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха: пособие / С.Н. Феклистова. – Мн.: БГПУ, 2007. – 35 с.
7. Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учеб. – метод. пособие./ С.Н. Феклистова. – Мн.: БГПУ, 2008 – 46 с.
· Дидактические материалы:
1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста/ Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.
2. Щербакова Е.К. Свистящие звуки. Альбом №1.[ Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей] / Е.К. Щербакова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 80 с.
3. Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом №2. [Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей] Е.К. Щербакова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96 с.
4. Щербакова Е.К. Сонорные звуки. Альбом №3. [Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей] / Е.К. Щербакова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 80 с.
5. Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. [Альбом №4. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей] / Е.К. Щербакова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 80 с.
6. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2011. – 120 с.
· Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:
http://www.tvoyrebenok.ru/fony-dlya-prezentacij-shkolnye.shtml
http://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-46-15
· Оборудование и приборы:
1. Аппаратура индивидуального пользования для кабинетной работы. Тренажер речевой комплексный «Интон – М»;
2. Компьютер
3. Зеркало;
4. Справочные и опорные таблицы.
5. Шпатели;
6. Спирт.
Приложение №1.
Контрольная работа по РСВ за 1 полугодие
1. Когда начинается учебный год?
2. Назови полевые цветы наших лесов.
3. Какие ягоды есть в наших лесах?
4. Какие изменения в природе происходят осенью?
5. Дополни: Всё короче и короче дни, длиннее …. …..
6. Назови атмосферные осадки.
7. Где можно узнать лексическое значение слова?
8. Повтори: Лексика – это раздел науки о языке, который изучает слово.
9. Что это 3 ; 5
7 9
10.Назови числитель, знаменатель.
Всего 51 слово.
Контрольная работа по РСВ за 2 полугодие
1. Назови признаки весны.
2. Опиши, весеннюю погоду?
3. Как ты заботишься о заболевших родных и друзьях?
4. Какие деревья нарядила весна?
5. Дополни: Из своих лесных братьев и сестёр весной она самая заметная, ………. …. …
6. Как ты помогаешь своей маме?
7. Почему остальных мальчиков старик не считает сыновьями?
8. Назови служебные части речи.
9. Запиши римскими цифрами 3 век, 5век, 10 век.
10. Дождь, снег, град, иней, роса – это ……..
Всего 64 слова
Контрольные работы составляются учителями, ведущими индивидуальную работу по РРС и ФП. Обследуется восприятие фраз разными сенсорными способами (на слух или слухо-зрительно, применяется ЗУА или ИСА). Фразы предъявляются последовательно, каждая не более 2 раз. Ученик повторяет то, что воспринял и отвечает на вопрос, выполняет поручение. Учитель записывает ответы ученика в протокол, отмечая особенности воспроизведения речевого материала. В конце учитель анализирует контрольную работу ( соотношение общего количества слов к точно воспринятым словам).
При обработке ответов учащихся используется формула:
Р= уровень восприятия фраз.
F = общее количество фраз, принятых по смыслу;
g- количество слов, воспринятых во фразе;
a – количество слов во фразе;
- сумма.
В результате получается уровень (процент) восприятия фраз учеником. Из года в год объём речевого материала, опознаваемого слухо-зрительно и на слух увеличивается.
Приложение 2
Проверка уровня состояния устной речи
Контрольно-обобщающий урок по развитию речевого слуха и формированию произношения проводится в конце учебного года по выбранной учителем теме.
Подготовка и проведение контрольно-обобщающего урока проходит в несколько этапов.
На первом этапе определяется тема – за четыре недели до контрольно-обобщающего урока.
На втором этапе учитель слуховой работы подбирает речевой материал. Обязательным условием является участие в контрольно-обобщающем уроке всех учеников класса. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ученика (наличие звуков в речи ребенка, которыми насыщается выступление; увеличивается объем текста для хорошо успевающего ученика и сокращается для слабоуспевающего). Содержание речевого материала должно быть направлено на реализацию возможностей определенного ученика.
На третьем этапе за три недели до контрольно-обобщающего урока начинается непосредственная подготовка: работа над произнесением текста каждого ученика, репетиции.
Выступление всех обучающихся оценивается индивидуально специальной комиссией, состоящей их трех педагогов, не работающих на данном классе. Баллы каждого ученика суммируются, и выводится средняя оценка. По средней оценке определяется уровень состояния речи.
Знание речевого материала (декламация)
5- без ошибок
4- с запинками
3- ребенок подглядывает в листочек
2- читает по бумажке
1- читает с запинками
2-
Общая внятность речи.
5- речь внятная, смысл всего речевого материала понятен
4- речь недостаточно внятная. Смысл не понятен. Понятны отдельные слова и фразы.
3- речь маловнятная, понятны отдельные слова
2- речь невнятная, непонятны даже отдельные слова
0- речи нет
Выразительность.
5- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию. Артистичность.
4- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию, но выражено в меньшей степени
3- выражено в меньшей степени
2- не выражено
Нормы орфоэпии.
5- соблюдает все нормы
4- нормы знает, но может допускать ошибки
3-много ошибок
2- не соблюдает
Слитность.
5- речь слитная, плавная, без ошибок
4- тоже, но с незначительными ошибками
3- скандированная речь
2- послоговое чтение
1- побуквенное чтение
Ударение.
5- без ошибок
4- единичные ошибки
3- равноударное
2- много ошибок
Чтение материала (знакомого и незнакомого)
5- читает с соблюдением норм орфоэпии, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение
4- допускает незначительные ошибки (сам себя исправляет)
3- допускает ошибки (исправляет по подсказке учителя)
2- допускает ошибки (не исправляет даже после подсказки учителя)
Члены комиссии оценивают речь каждого ученика, оценки заносятся в протоколы. Результаты суммируются и выводятся средние баллы, которые заносятся в итоговый протокол. На основании оценок, полученных за участие в контрольно-обобщающем уроке, проводится диагностирование уровня состояния речи обучающихся, включая и внятность речи в динамике.
Уровень состояния речи определяется по средней оценке речевой деятельности обучающихся.
Уровни состояния речи:
I уровень – высокий, общение со слышащими вызывает незначительные трудности в понимании отдельных слов, но общий смысл высказывания понятен. Средний балл 4,50 – 5
II уровень – выше среднего, общение со слышащими вызывает затруднения в понимании отдельных фраз. Общий смысл высказываний может быть в основном понятен. Средний балл 4,00 – 4,49.
III уровень – средний, состояние речи вызывает трудности в понимании смысла высказывания. Могут быть понятны отдельные слова или фразы. Средний балл 3,50 – 3,99.
IV уровень – ниже среднего, состояние речи практически не позволяет понять смысл высказывания. Понятны отдельные слова. Средний балл 3,00 – 3,49.
V уровень – низкий. Речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. Средний балл 2,50 – 2,99.
VI уровень – нулевой. Речи нет, присутствуют отдельные недифференцированные звукокомплексы. Средний балл 2 – 2,49.
Приложение 3
Проверка внятности речи
Проверка внятности речи проводится в конце учебного года в каждом классе. В качестве материала используется один из списков, включающих 50 фонетически сбалансированных слов. Ассистенты записывают ответы ребенка в протокол. При анализе результатов отмечают правильное количество воспринятых слов.
Внятность речи устанавливается следующим образом:
- подсчитывается количество правильно понятых слов каждым аудитором;
- подсчитывается общее (по трем аудиторам) количество правильно понятых слов;
- вычисляется (в процентах) отношение количества правильно понятых слов к общему количеству переданных слов.
Три аудитора слушали 150 слов (50 х 3 = 150 слов)
Общее количество слов правильно понятых слов умножить на 100 и разделить на 150, получится внятность речи ученика (в процентах).
Рост уровня внятности слов свидетельствует о динамике речевого слуха.
Список № 1.
Сын, мох, залп, борщ, план, пот, май, соль, банк, тень, масло, лампа, цапля, запах, аист, вилы, вафли, змей, сорт, ум, вечер, иней, бензин, борец, берет, весло, болтун, щётка, сетка, голос, шофёр, дятел, семья, гранит, дедушка, ласточка, комната, чайка, няня, яма, лопата, расчёска, подушка, монета, печенье, берлога, колодец, словарь, февраль, рука.
Список № 2.
Ёрш, лифт, сон, нос, март, путь, рост, бой, двор, дом, клетка, корень, дворец, петух, донор, люстра, знамя, касса, люди, ящик, ива, ландыш, карман, конверт, заслон, балет, закат, звонок, жажда, еда, крыльцо, лотос, енот, звезда, хлебница, трещина, зарево, чтение, ягода, черника, фанера, аптека, корова, какао, качели, железо, урожай, разговор, ученик.
Список № 3.
Свет, час, холм, щи, порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, номер, ужин, слово, ноготь, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, песня, туча, ведро, усы, метро, лопата, забор, змей, плакат, дыра, камыш, перо, изба, лентяй, лыжница, селезень, окорок, птенчик, занавес, пение, горошек, редиска, солонка, телятник, черешня, картина, колесо, человек, конура, аллея.
Список № 4
Дно, грамм, соль, банк, тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, пух, горн, змей, ум, сорт, снегирь, ладонь, компот, ходики, музей, дождик, тряпка, щётка, сетка, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, кофта, мясо, чайка, няня, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, яма, стая, почта, рука, словарь, февраль, сметана, продавец, генерал, океан, обои.
Список № 5.
День, снег, тур, мыс, жизнь, кит, шар, лай, сеть, стул, ваза, хала, фокус, шуба, лента, зерно, тепло, девушка, тайга, юла, студия, птичница, ножницы, трение, лето, лампа, пятница, ванна, память, язва, ласка, буква, щепа, бревно, фонарь, письмо, черта, судья, смена, пила, охота, декада, бегемот, товарищ, здоровье, ячейка, тычинка, скипидар, телефон, машина.
Список № 6.
Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, час, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, депо, июнь, изба, жена, пошлина, сессия, топанье, стадия, музыка, ненависть, езда, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, высота.
Список № 7.
Вьюн, яр, звон, быт, пол, мысль, фант, цикл, щит, мул, тумба, яхта, тина, деньги, пламя, яма, ширма, слёзы, ясень, почва, клоун, перец, очки, ручей, старьё, воробей, депутат, пещера, телёнок, суета, столица, берёза, художник, синица, ссадина, выводок, техника, саженец, платина, работа, девочка, сатин, сазан, шептун, паштет, дефект, загон, свеча, тайга, село.
Список № 8.
Тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, банк, соль, грамм, дно, сорт, снегирь, ладонь, компот, музей, ходики, змей, горн, пух, ум, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, сетка, щётка, дождик, тряпка, яма, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, няня, чайка, кофта, мясо, февраль, обои, сметана, продавец, океан, словарь, рука, почта, генерал, стая.
Список № 9
Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, чай, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, дело, июнь, изба, жена, езда, пошлина, сессия, топанье, стадия, ненависть, музыка, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, волна.
Список № 10.
Порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, щи, холм, свет, час, небо, сено, рыба, рамарыжик, муха, ноготь, слово, ужин, номер, метро, лапта, забор, змея, дыра, плакат, ведро, туча, песня, усы, лыжница, селезень, пение, окорок, занавес, лентяй, камыш, изба, птенчик, перо, аллея, орешник, картина, колесо, человек, конура, телятник, солонка, редиска, горошек.
Тексты
«Урок на всю жизнь»
Летом мы жили на даче. Помню наши прогулки в лес. Бабушка наша очень любила цветы, в комнате у неё всегда были букеты садовых цветов. Но полевых цветов в доме не было. Многие цветы стали уже исчезать.
Однажды мы собирали ягоды. Смотрим – бабуля стоит на коленях перед кустиком незабудок и говорит с ними: «Милые вы мои, красавицы». Она собрала сухие палочки и огородила незабудки. Возвращались мы из леса и вдруг увидели у брата в руках увядшие незабудки. Наша добрая, ласковая бабушка сорвала крапиву и у нас на глазах отстегала брата по голым ногам: «Зачем ты сорвал редкий цветок?» Это был урок нам на всю жизнь. Надо беречь красоту леса, поля, беречь всё живое.
«Золотая осень»
Все короче и короче дни, длиннее темные ночи. На опушке леса краснеет рябина. Золотой листвой покрыты берёзы, в алый бархат оделись осины и стройные клёны. Давно скосили и убрали луга и поля. Деревья и травы высыпали в землю свои семена и крепко заснули. Ярко зеленеет на дальнем поле свежая молодая озимь.
На колхозных полях и огородах идут последние осенние работы. Давно улетели на юг ласточки, а ещё раньше стрижи. Пролетели на теплый юг гуси. Всё реже греет осеннее солнышко. Скоро по утрам начнутся первые морозы.
«Поздняя осень»
В конце сентября в воздухе начинает холодеть. В октябре появляются иногда лёгкие морозы. Утром можно видеть, как побелела трава или крыша соседнего дома. Лужи начинают по ночам замерзать. Мелкие осенние дождики не похожи на летние грозовые дожди.
Ещё в конце августа появляются совершенно жёлтые золотистые ветки. С каждым днём всё больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня и осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но осенний ветер срывает последние листья. Поля мало- помалу пустеют. Цветы исчезли , трава пожелтела и клонится к земле.
Перелётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Вот уже и деревья стоят голые. Только на рябине висят красные гроздья. Появляется снег, остаётся на несколько часов, исчезает…
«Шар в окошке»
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт, потому что его болезнь заразна. Лежит Коля, глядит в окно. Скучно ему. Что увидишь, если лежишь!
И вдруг, видит Коля: красный шарик поднялся к самому окну! Постоял, стал дёргаться. Вверх- вниз. Вверх – вниз. Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал».
Стало Коле хорошо. Представил он, как Миша за верёвочку дёргает, а рядом ребята стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
«На льдине»
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей с сыном Володей. Выехали очень далеко. Володя радовался, что много ловилось рыбы. Вечером поели, потеплее завернулись и легли спать.
Вдруг ночью вскочил один рыбак и закричал, чтобы все встали. Оказалось, что льдину, на которой находились рыбаки, оторвало и понесло в море. Днём ветер усилился, волны заливали льдину, а кругом было только море.
И вдруг Володя увидел в небе самолёт. С самолёта упал мешок, там была еда и записка. Через час пришёл пароход и забрал людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал. Что на льдине унесло рыбаков. Он послал им на помощь самолёт и пароход.
«Красавица - Зима»
Разгулялась красавица-зима! Накрыла поля и луга тёплым белым покрывалом, одела деревья в белоснежные шубы, надела меховые шапки на верхушки деревьев, намела высокие сугробы. Накинула на кусты шаль из серебристого инея.
Выглянет солнышко и заискрится снег от солнечных лучей. А затянет небо серыми тучами, стоит лес задумчивый, таинственный. Словно в сказке. На белоснежном покрывале видны следы лесных жителей: вот косой проскакал, вот волк рыскал – искал добычу, а вот странный след по снегу- то лиса пыталась замести свой след хвостом. Хитрая плутовка!
«Необыкновенная птица»
Важный гордый снегирь сидит на ветке рябины. Узнать снегирей легко. Это птица небольшая, чуть крупнее воробья. У неё очень яркая и красивая окраска. Грудка и шейка ярко-красные, чистого и ровного тона. На голове чёрная шапочка. Крылья и хвост тоже чёрные. На крыльях можно разглядеть светлые полоски. Клюв у птицы чёрный, толстенький и широкий. Летает снегирь легко и красиво.
Как только пойдёт первый снег - жди снегиря. В начале зимы раздаётся их низкий, звонкий посвист: «Жю…..жю…жю – мы прибыли!». Снегирь – ранний зимний гость в наших лесах. Он так называется, потому что появляется с первым снегом. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит снегирь. Снегири украшают нашу зимнюю природу. Какая красивая птица!
«Сыновья»
Три женщины брали воду из колодца. Около колодца на скамейке сидел старенький дедушка. Женщины разговаривали о своих сыновьях.
Одна сказала, что её сын очень сильный, другая сказала, что её сын поёт, как соловей, а третья женщина сказала, что её сын обыкновенный мальчик. Набрали женщины воды в вёдра и пошли, и дедушка пошёл за ними. Тяжело женщинам нести воду.
Вдруг бегут навстречу три мальчика. Один мальчик камни большие поднимает с дороги и бросает в сторону, другой – песни поёт, а третий к матери подбежал, взял у неё тяжёлые вёдра и понёс домой. Спрашивают женщины у старика: «Понравились Вам наши сыновья? » А старик ответил: «А где сыновья? Я только одного видел».
«Деревья цветут»
Всем деревьям весна подарила цветной наряд. Кому яркий и броский. А кому совсем скромный. Пройдёшь мимо такого дерева и не заметишь такого подарка. Черёмуха . Из своих лесных братьев и сестёр весной она самая заметная, будто снегом осыпана. Склонит ветки над озером и любуется своей красотой.
Первой украсилась серебряными барашками верба. Кружевные гирлянды серёжек разбросала берёза по своим веткам. На каждой ёлке яркие жёлтые цветы – фонарики. Сосна украсилась нежными оранжевыми шишечками. Много от них пыльцы.
У дуба – богатыря цветы маленькие, незаметные. Клён разбросал свои цветы- щитки среди яркой ажурной листвы. А осень. Закружит ветер и опустит на землю кленовые носики. Много цветов- много плодов.
«Зарядка»
Каждое утро в определённый час тысячи мальчиков и девочек делают утреннюю зарядку. Как хорошо поспать ещё полчасика! Ведь впереди много трудных дел. Стоит ли задавать себе лишнюю работу - сгибаться и разгибаться, разводить руками и приседать? Стоит! Утреннюю зарядку недаром называют зарядкой. Эти десять минут заряжают человека на весь день. Ночью , пока мы спим, наше тело отдыхает. Его мышцы расслаблены, сердце и лёгкие работают в полсилы. Как же быстрее разбудить весь организм? Для этого существует зарядка. Это короткая гимнастика заставляет нашу кровь живее бегать по сосудам, суставы- расправиться, мышцы наполниться, силой, лёгкие- сильнее вдыхать воздух. В человеке просыпается бодрость, хорошее настроение, желание двигаться , работать. Без зарядки не обойтись!