Рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произношения» в 8 классе для глухих учащихся

1
0
Материал опубликован 5 November 2017

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа- интернат

для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово

Утверждено:

Директор ГОКУ

«СКШИ г. Черемхово»

__________________ Бонах С. А.

приказ №____________________

от «_______» 20______ года

Рабочая программа по предмету

«Развитие речевого слуха

и формирование произношения»

8 класс для глухих учащихся

Разработала учитель слуховой работы

Патракеева С.П.

2017 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Развитие речевогослуха и формирование произношения» для 8-го класса глухих учащихся составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (составитель Т. С. Зыкова, 2003 год)

Цель программы: обучение учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё, формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих;формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Задачи:

Интенсивное развитие остаточного слуха у глухих школьников;

Создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи;

Закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного слуха;

Обучение учащихся восприятию речи на слух и слухозрительносо звукоусиливаюшей аппаратурой и без нее;

Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования развития речевого слуха и формирования произношения;

Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся;

Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, текстов и диалогов.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методические пособия:

Волкова К. А. Произношение. 5-6 классы школ глухих./ К. А. Волкова.- М.; Изд-во Просвещение, 1972.-200с.

Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих. [ Учебное пособие для учителя] / сост. Н. Ф. Слезина.- М.; Изд-во Просвещение, 1986.-240с.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования аналитико-синтетического метода. Темы, предусмотренные программой, изучаются в течение всего учебного года концентрично. На первоначальном этапе слуховой тренировки при восприятии речевого материала используются ситуации. Постепенно роль ситуации ограничивается: школьники воспринимают незнакомый по звучанию речевой материал не только в контексте, но и вне его, т. е. учащиеся воспринимают на слух речевой материал в разных комбинациях. Объем речевого материала, впервые предлагаемого на слух, зависит от индивидуальных возможностей учащихся. Новый материал предлагается только в том случае, если ученик достаточно хорошо усвоил материал предыдущих занятий.

Содержание рабочей программы включает два раздела:

Развитие речевого слуха;

Формирование произношения.

Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать речевой материал: фразы, словосочетания, слова и слоги. Обучение восприятию на слух проводится на материале слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанных с изучением учебных предметов, текстов, диалогов. Сначала речевой материал различается с рабочего расстояния, а затем с резервного, т е отодвигаясь от микрофона на оптимальное расстояние (для каждого ученика индивидуально).

На индивидуальных занятиях в старших классах при восприятии речевого материала широко используется догадка, ситуация, контекст, которыми следует учить пользоваться учащихся. Ученики учатся опознавать на слух и слухо-зрительно довольно большой объем речевого материала. Так постепенно увеличивается слуховой словарь ученика, усложняется его конструкция.

Программа по развитию речевого слуха включает следующие разделы:

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся.

Работа с текстом или диалогом.

Речевой (пестрый) материал, предлагаемый ученикам для восприятия, подбирается со всех общеобразовательных предметов.

Тексты и диалоги, предлагаемые в программе, составлены на основе того речевого материала, которым ученик пользуется при выполнении поручений и ответах на вопросы.

Работа при обучении восприятию текста на слух осуществляется в такой последовательности:

1 занятие: Текст дважды предлагается ученику на слух, после каждого предъявления учитель выясняет, что понял ученик. Текст предлагается ученику для опознавания его по фразам (используются таблички рассыпного текста). При этом дети делают аппликации, зарисовки, составляют макеты, последовательно располагают серии картинок.

2 занятие: Ученик самостоятельно составляет рассыпной текст. Проводится работа над труднопроизносимыми словами и над содержанием текста: ученик выполняет задания по тексту.

3 занятие: Учитель дает образец выразительного чтения текста. Проводится работа над словесным и логическим ударениями, над нормами орфоэпии, над интонацией. На этом этапе идет опознавание на слух фраз, слов, словосочетаний в разных комбинациях.

4 занятие: На этом этапе идет восприятие на слух фраз, похожих на фразы из текста. Проводится работа над выразительным чтением текста. Ученик самостоятельно пересказывает текст.

Работа над диалогом осуществляется в следующей последовательности:

1 занятие: Диалог дважды предлагается ученику на слух, после каждого предъявления учитель выясняет, что понял ученик. Диалог предлагается ученику для опознавания его по фразам (используются таблички рассыпного диалога). Затем ученик читает диалог, одновременно обыгрывая его с фигурками. На этом этапе разыгрывается диалог по ролям.

2 занятие: Ученик самостоятельно составляет диалог из разрезного текста и идет восприятие фраз из диалога на слух. Проводится работа над выразительным чтением диалога. Затем ученик самостоятельно разыгрывает диалог с фигурками.

В процессе всего индивидуального занятия учитель постоянно работает над формированием произношения ученика. Ошибки в произношении учащихся исправляются путем подражания речи учителя, сопряженным проговариванием. Речь учителя является образцом, поэтому она должна быть естественной, выразительной.

Специальный путь формирования произносительной стороны речи и развития речевого слуха реализуется на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете. Индивидуальное занятие делится на две части: первая часть занятия отводится работе над произношением, а вторая часть- на специальную работу по развитию речевого слуха. При этом в процессе работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия речи учитель добивается максимальной реализации произносительных возможностей ученика, в ходе работы над произношением целенаправленно развивает слуховое восприятие элементов речи воспитанников.

Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени

сложности с использованием разных видов речевой деятельности. Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки. При подборе речевого материала учитывают его необходимость в общении, используют материал, знакомый по содержанию и грамматическому оформлению, соответствующий фонетическим задачам занятия, доступный произношению ученика

Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития учащегося.

Программа произношения включает следующие разделы:

Работа по развитию речевого дыхания.

Работа над голосом.

Работа над звуками речи

Работа над словом и фразой.

Формирование и развитие ритмико-интониционной структуры речи.

Индивидуальное занятие должно быть построено и насыщено материалом таким образом, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия ими речи на слух или слухо-зрительно. Для этого педагог использует различные виды деятельности: беседа, рассказ педагога, выполнение поручений, составление предложений, рассматривание иллюстраций, рисование, составление аппликаций, работа с фигурками и рассыпным текстом, слуховые диктанты и др., которые способствуют пониманию речевого материала и поддержанию у учеников интереса к занятиям.

Формы контроля:

Проведение контрольных работ по полугодиям;

Проведение контрольно-обобщающих уроков;

Проверка внятности речи (по спискам Э. Леонгард)

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе на обследование детей отводится 6 часов и на контрольные работы 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся к концу 8 класса должны уметь:

Воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с организацией учебной деятельности и с изучением общеобразовательных предметов, текстов и диалогов;

Воспринимать слухозрительно с помощью индивидуальных слуховых аппаратов тексты до 17-20 предложений.

Произносить на одном выдохе до 12-15 слогов.

Произносить речевой материал голосом нормальной силы, высоты и тембра, в нормальном темпе, слитно или деля фразу на синтагмы.

Соблюдать словесное и логическое ударения, изменять темп речи.

Закрепление правильного произношения сочетаний согласных звуков.

Совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков (по усмотрению учителя в соответствии с состоянием произношения ученика)

Соблюдать в речи основные правила орфоэпии.

Ознакомление ученика с основными недостатками его произношения и их коррекция.

Учебный план

Разделы, темы

Общее

количе-

ство

часов

Теоретическиеипракти-

ческие

занятия

Контрольные занятия

1

Обследование слуха, произносительных навыков.

3

3

 

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Труд людей.

Пестрый материал 1 недели.

Текст «Картофель» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 2 недели.

Текст «Картофель» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 3 недели.

Диалог «Картофель» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

1

2

1

2

1

2

 

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Наша Родина.

Пестрый материал 4 недели.

Текст «Санкт-Петербург» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 5 недели.

Текст «Санкт-Петербург» (3, 4 занятия)

6

1

2

1

2

6

1

2

1

2

 

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Родная природа.

Пестрый материал 6 недели.

Текст «Дельфины» (1. 2 занятия)

Пестрый материал 7 недели.

Текст «Дельфины» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 8 недели.

Диалог «Дельфины» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

2

1

2

1

2

 

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

Известные музеи.

Пестрый материал 9 недели.

Текст «Третьяковская галерея» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 10 недели.

Текст «Третьяковская галерея» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 11 недели.

Диалог «Третьяковская галерея» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

1

2

1

2

1

2

 

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

Наша природа.

Пестрый материал 12 недели.

Текст «Белый медведь» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 13 недели.

Текст «Белый медведь» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 14 недели.

Диалог «Белый медведь» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

1

2

1

2

1

2

 

7

7.1

7.2

Контрольная работа по РРС за I полугодие.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа.

3

2

1

8

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

Из истории.

Пестрый материал 15 недели.

Текст «Золотые ложки» (1.2 занятия)

Пестрый материал 16 недели.

Текст «Золотые ложки» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 17 недели.

Диалог «Золотые ложки» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

1

2

1

2

1

2

 

9

9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

9.6

9.7

9.8

Из истории.

Пестрый материал 18 недели.

Текст «Карандаш» (1.2 занятия)

Пестрый материал 19 недели.

Текст «Карандаш» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 20 недели.

Диалог «Карандаш» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 21 недели.

Диалог «Карандаш» (3, 4 занятия)

12

1

2

1

2

1

2

1

2

12

1

2

1

2

1

2

1

2

 

10

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

Известные музеи.

Пестрый материал 22 недели.

Текс «Первопечатник» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 23 недели.

Текст «Первопечатник» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 24 недели.

Диалог «Первопечатник» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

1

2

1

2

1

2

 

11

11.1

11.2

11.3

11.4

11.5

11.6

Это интересно.

Пестрый материал 25 недели.

Текст «Интерьер» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 26 недели.

Текст «Интерьер» (3, 4 занятия)

Пестрый материал 27 недели.

Диалог «Интерьер» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

1

2

1

2

1

2

 

12

12.1

12.2

12.3

12.4

12.5

12.6

Наша природа.

Пестрый материал 28 недели.

Текст «Скворец» (1, 2 занятия)

Пестрый материал 29 недели.

Текст «Скворец». (3, 4 занятия)

Пестрый материал 30 недели.

Диалог «Скворец» (1, 2 занятия)

9

1

2

1

2

1

2

9

1

2

1

2

1

2

 

13

13.1

13.2

Контрольная работа по РРС за II полугодие.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа.

2

1

1

14

Обследование слуха, произносительных навыков.

1

1

 

15

Проверка внятности.

1

 

1

16

Контрольно-обобщающий урок.

1

 

1

17

Экзамен.

1

 

1

 

Всего:

102

97

5

Содержание программы.

Тема №1.Обследование слуха, произносительных навыков.

Тема №2.Труд людей.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Золотая осень», «Летний отдых», «Труд людей осенью».

Работа с текстом: « Картофель».

Составление диалога по тексту: « Картофель».

Работа над диалогом: «Картофель».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №3. Наша Родина.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Северная столица нашей родины», «Эрмитаж».

Работа с текстом: «Санкт-Петербург».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №4. Родная природа.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Легенда», «Дельфины», «Какую пользу приносят дельфины людям?».

Работа с текстом: «Дельфины».

Составление диалога по тексту: «Дельфины».

Работа над диалогом: «Дельфины».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №5. Известные музеи.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Музеи», «Третьяковская галерея», «Художники».

Работа с текстом: «Третьяковская галерея».

Составление диалога по тексту: «Третьяковская галерея».

Работа над диалогом: «Третьяковская галерея».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №6. Наша природа.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Арктика», «Медведь-охотник», «Медвежата».

Работа с текстом: «Белый медведь».

Составление диалога по тексту: «Белый медведь».

Работа над диалогом: «Белый медведь».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №7.Контрольная работа по РРС за I полугодие.

Тема №8. Мы и искусство

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Деревянная посуда», «Хохлома», «Как делают деревянные ложки?».

Работа с текстом: «Золотые ложки».

Составление диалога по тексту: «Золотые ложки».

Работа над диалогом: «Золотые ложки».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №9. Из истории.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «История карандаша», «Виды карандашей», «Школьная жизнь».

Работа с текстом: «Карандаш».

Составление диалога по тексту: « Карандаш».

Работа над диалогом: «Карандаш».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №10В мире интересного.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Книга - друг человека», «Первые книги», «Иван Федоров», «Памятник Ивану Федорову».

Работа с текстом: «Первопечатник».

Составление диалога по тексту: «Первопечатник».

Работа над диалогом: «Первопечатник».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №11. Это интересно.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Описание помещения», «Виды интерьера», «Описание школьного помещения».

Работа с текстом: «Интерьер».

Составление диалога по тексту: «Интерьер».

Работа над диалогом: «Интерьер».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №12. Наша природа.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Скворцы», «Скворцы- друзья человека», «Пересмешник».

Составление диалога по тексту: «Скворец».

Работа над диалогом: «Скворец».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).

Тема №13. Контрольная работа по РРС за II полугодие.

Тема №14. Обследование слуха, произносительных навыков.

Тема №15. Проверка внятности.

Тема №16. Контрольно-обобщающий урок.

Тема №17. Экзамен.

Учебно-методические средства обучения.

Методическая литература.

1 Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей6-9 лет. /сост. О. В. Епифанова.- Волгоград: Изд-во Учитель, 2010.- 179с.

2 Белущенко В. А.Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха./В. А.Белущенко, А. Е. Наумова, М. Ю.- Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2006.-108с.

3 Власова Т. М.Фонетическая ритмика./ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт А. Н.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 1996.-236с.

4 Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей. / А. А. Гуськова.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.

58 Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.

/ И. Ю. Кондратенко.-М.: Изд-во АЙРИС ПРЕСС, 2012.- 64с.

6Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия./ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.-154с.

7Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса./ Т. К. Королевская, В. Я. Стаценко.–М.; Изд-во Экзамен, 2005.- 192с.

8 Кузьмичева Е. П.Развитие устной речи у глухих школьников. / Е.П.Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-136с.

9 Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. / Е. П. Кузьмичева.- М.: Изд-во Просвещение, 1991.- 160с.

10 Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах./ Р. И. Лалаева.-М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.- 223с.

11Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха./под. ред. В. И. Селиверстова.- М.:Изд-во ВЛАДОС, 2001.-288с.

12 Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов./ Е. А. Пожиленко.- М.:Изд-во ВЛАДОС, 2002.- 216с.

13 Сурдопедагогика. / под. ред. Е. Г. Речицкой.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.- 655с.

14 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения./ М. Ф. Фомичева.-М. –Воронеж: Изд-во ИПП, 1997.-304с.

Дидактическая литература.

1 Волкова К. А. Произношение. 5-6 классы школ глухих./ К. А. Волкова.- М.; Изд-во Просвещение, 1972.-200с.

2 Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. / Н. С. Жукова. –М.: -Изд-во ЗКСМО, 2013.-120с.

3 Журавлева А. Е. Домашняя логопедия. / А. Е. Журавлева, В. В. Федиенко.-М.:- Изд-во ЭКСМО, 2013.-112с.

4 Пфафенродт. А. Н. Произношение. [ Учебное пособие для 1 класса школ слабослышащих] / А. Н. Пфафенродт, М. Е. Кочанова, И. Б. Маргалина.- М.; Изд-во Просвещение, 1993.-256с.

5 Пфафенродт. А. Н. Произношение. [ Учебное пособие для 2 класса школ слабослышащих] / А. Н. Пфафенродт, М. Е. Кочанова.- М.; Изд-во Просвещение, 1994.-240с.

6 Пфафенродт. А. Н. Произношение. [ Учебное пособие для 2 класса II вида] / А. Н. Пфафенродт.- М.; Изд-во Просвещение, 2000.-256с.

7 Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих.

[ Учебное пособие для учителя] / сост. Н. Ф. Слезина.- М.; Изд-во Просвещение, 1983.-248с.

8 Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих.

[ Учебное пособие для учителя] / сост. Н. Ф. Слезина.- М.; Изд-во Просвещение, 1986.-240с.

9 Новоторцева Н. В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки.[ Логопедические тетради] / Н. В. Новоторцева.- Ярославль; Изд-во Академия развития, 1999.-64с. (9 тетрадей)

10 Щербакова Е. К. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения слабослышащих детей./ Е. К. Щербакова.- Ярославль; Изд-во Академия развития, 2001.-80с. ( 4 тетради )

Дидактические материалы.

1 Предметные картинки по темам: учебные вещи, игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, транспорт, домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, предметы личной гигиены, овощи, фрукты, продукты питания.

2 Иллюстрации по декоративно-прикладному искусству по темам: «Полох-Майдан», «Гжель», «Жостово», «Городец», «Хохлома», «Урало-Сибирская роспись», «Мезенская роспись», «Северодвинская роспись».

3 Репродукции картин.

4Речевой материал по формированию произносительных навыков на звуки «Б», «Д», «Г-К», «Х», «Л», «Р», «Ц», «Ш-Щ», «Ч»,

5Голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения.

6Пальчиковая гимнастика.

7Нормы орфоэпии, интонация.

8Составление рассказов по опорным вопросам.

9 Фильмотека к текстам и диалогам по темам: “Озеро Байкал”, “Жизнь млекопитающих”, “Русские народные сказки” , “Мультфильмы”, “Голоса птиц и зверей”, “Великие географические открытия”, “Явления природы”, “ Страны мира”, “Солнечная система”, “Кошки и собаки”, “Животные Африки”, “Первый космонавт”? “Древний Египет”, “Древняя Греция”.

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.

Сайты интернет-ресурсов.

http://www.logoped.ru/

http://defectolog.ru/

http://www.logopunkt.ru/

http://www.defectus.ru/

http://www.logopedmaster.ru/

Оборудование и приборы.

1 Тренажер речевой комплексный «Интон-М»;

2 Телевизор «AKIRA»;

3 DVD –плеер «LG»;

4 Компьютер;

5 Доска;

6 Зеркало;

7 Профили звуков.

Средства контроля.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля используются:

I Контрольная работа по выполнению программного материала по развитию речевого слуха.

Методика проведения контрольных работ:

Контрольные работы по развитию речевого слуха проводятся 2 раза в год в конце полугодий. Контрольные работы составляются учителями, ведущими индивидуальную работу по развитию речевого слуха и формированию произношения. Обследуется восприятие фраз разными сенсорными способами (на слух или слухозрительно, применяется звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты). Фразы предъявляются последовательно, каждая не более 2 раз. Ученик повторяет то, что воспринял и отвечает на вопрос, выполняет поручение. Учитель записывает ответы ученика в протокол, отмечая особенности воспроизведения речевого материала: если фраза полностью воспринята, ставится количество слов во фразе; если фраза воспринята с ошибками, то фиксируется количество воспринятых слов.

При обработке ответов учащихся можно использовать формулу:

Р= уровень восприятия фраз.

F = общее количество фраз, принятых по смыслу;

g- количество слов, воспринятых во фразе;

a – количество слов во фразе;

- сумма.

В результате получается уровень (процент) восприятия фраз учеником. Из года в год объём речевого материала, опознаваемого слухо-зрительно и на слух увеличивается.В конце учитель анализирует контрольную работу (соотношение общего количества слов к точно воспринятым словам).

II Контрольно-обобщающий урок по развитию речевого слуха и формированию произношения по определению состояния уровня речи учащихся.

Методика проведения контрольно-обобщающих уроков:

Контрольно-обобщающий урок проводится в конце учебного года. Подготовка и проведение контрольно-обобщающего урока проходит в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема – за четыре недели до контрольно

обобщающего урока.

На втором этапе учитель слуховой работы подбирает речевой материал. Обя-

зательным условием является участие в контрольно-обобщающем уроке всех учеников класса. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ученика (наличие звуков в речи ребенка, которыми насыщается выступление; увеличивается объем текста для хорошо успевающего ученика и сокращается для слабоуспевающего). Содержание речевого материала должно быть направлено на реализацию возможностей определенного ученика.

На третьем этапе за три недели до контрольно-обобщающего урока начинает-

ся непосредственная подготовка: работа над произнесением текста каждого ученика, репетиции.

На уроке присутствуют 3 аудитора, которые оценивают речевую деятельность учащихся последующим критериям.

1 Знание речевого материала (декламация)

5- без ошибок

4- с запинками

3- ребенок подглядывает в листочек

2- читает по бумажке

1- читает с запинками

2. Общая внятность речи.

5- речь внятная, смысл всего речевого материала понятен

4- речь недостаточно внятная. Смысл не понятен. Понятны отдельные слова и фразы.

3- речь маловнятная, понятны отдельные слова

2- речь невнятная, непонятны даже отдельные слова

0- речи нет

3. Выразительность.

5- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию. Артистичность.

4- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию, но выражено в меньшей степени

3- выражено в меньшей степени

2- не выражено

4. Нормы орфоэпии.

5- соблюдает все нормы

4- нормы знает, но может допускать ошибки

3-много ошибок

2- не соблюдает

5. Слитность.

5- речь слитная, плавная, без ошибок

4- тоже, но с незначительными ошибками

3- скандированная речь

2- послоговое чтение

1- побуквенное чтение

6. Ударение.

5- без ошибок

4- единичные ошибки

3- равноударное

7. Чтение материала (знакомого и незнакомого)

5- читает с соблюдением норм орфоэпии, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение

4- допускает незначительные ошибки (сам себя исправляет)

3- допускает ошибки (исправляет по подсказке учителя)

2- допускает ошибки (не исправляет даже после подсказки учителя)

Члены комиссии оценивают речь каждого ученика, оценки заносятся в протоколы. Результаты суммируются и выводятся средние баллы, которые заносятся в итоговый протокол. На основании оценок, полученных за участие в контрольно-обобщающем уроке, проводится диагностирование уровня состояния речи обучающихся, включая и внятность речи в динамике.

Уровень состояния речи определяется по средней оценке речевой деятельности обучающихся.

Уровни состояния речи:

I уровень – высокий, общение со слышащими вызывает незначительные трудности в понимании отдельных слов, но общий смысл высказывания понятен. Средний балл 4,50 – 5.

II уровень – выше среднего, общение со слышащими вызывает затруднения в понимании отдельных фраз. Общий смысл высказываний может быть в основном понятен. Средний балл 4,00 – 4,49.

III уровень – средний, состояние речи вызывает трудности в понимании смысла высказывания. Могут быть понятны отдельные слова или фразы. Средний балл 3,50 – 3,99.

IV уровень – ниже среднего, состояние речи практически не позволяет понять смысл высказывания. Понятны отдельные слова. Средний балл 3,00 – 3,49.

V уровень – низкий. Речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. Средний балл 2,50 – 2,99.

VI уровень – нулевой. Речи нет, присутствуют отдельные недифференцированные звукокомплексы. Средний балл 2 – 2,49.

III Проверка внятности речи по спискам Э. Леонгард.

Методика проверки внятности речи:

Проверка внятности речи проводится в конце учебного года в каждом классе по одному списку, где прослеживается динамика речевого развития ученика. При проведении проверки ученику предлагается прочитать весь список. Ассистенты, прослушав слова из данного списка, записывают ответы ребенка в протокол. При анализе результатов отмечают правильное количество воспринятых слов каждым ассистентом. Результаты подсчитываются по данной формуле:

P-внятность речи;

F – общее количество воспринятых слов 3 ассистентами.

Списки Э. И. Леонгард.

Список № 1.

Сын, мох, залп, борщ, план, пот, май, соль, банк, тень, масло, лампа, цапля, запах, аист, вилы, вафли, змей, сорт, ум, вечер, иней, бензин, борец, берет, весло, болтун, щётка, сетка, голос, шофёр, дятел, семья, гранит, дедушка, ласточка, комната, чайка, няня, яма, лопата, расчёска, подушка, монета, печенье, берлога, колодец, словарь, февраль, рука.

Список № 2.

Ёрш, лифт, сон, нос, март, путь, рост, бой, двор, дом, клетка, корень, дворец, петух, донор, люстра, знамя, касса, люди, ящик, ива, ландыш, карман, конверт, заслон, балет, закат, звонок, жажда, еда, крыльцо, лотос, енот, звезда, хлебница, трещина, зарево, чтение, ягода, черника, фанера, аптека, корова, какао, качели, железо, урожай, разговор, ученик.

Список № 3.

Свет, час, холм, щи, порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, номер, ужин, слово, ноготь, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, песня, туча, ведро, усы, метро, лопата, забор, змей, плакат, дыра, камыш, перо, изба, лентяй, лыжница, селезень, окорок, птенчик, занавес, пение, горошек, редиска, солонка, телятник, черешня, картина, колесо, человек, конура, аллея.

Список № 4

Дно, грамм, соль, банк, тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, пух, горн, змей, ум, сорт, снегирь, ладонь, компот, ходики, музей, дождик, тряпка, щётка, сетка, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, кофта, мясо, чайка, няня, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, яма, стая, почта, рука, словарь, февраль, сметана, продавец, генерал, океан, обои.

Список № 5.

День, снег, тур, мыс, жизнь, кит, шар, лай, сеть, стул, ваза, хала, фокус, шуба, лента, зерно, тепло, девушка, тайга, юла, студия, птичница, ножницы, трение, лето, лампа, пятница, ванна, память, язва, ласка, буква, щепа, бревно, фонарь, письмо, черта, судья, смена, пила, охота, декада, бегемот, товарищ, здоровье, ячейка, тычинка, скипидар, телефон, машина.

Список № 6.

Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, час, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, депо, июнь, изба, жена, пошлина, сессия, топанье, стадия, музыка, ненависть, езда, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, высота.

Список № 7.

Вьюн, яр, звон, быт, пол, мысль, фант, цикл, щит, мул, тумба, яхта, тина, деньги, пламя, яма, ширма, слёзы, ясень, почва, клоун, перец, очки, ручей, старьё, воробей, депутат, пещера, телёнок, суета, столица, берёза, художник, синица, ссадина, выводок, техника, саженец, платина, работа, девочка, сатин, сазан, шептун, паштет, дефект, загон, свеча, тайга, село.

Список № 8.

Тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, банк, соль, грамм, дно, сорт, снегирь, ладонь, компот, музей, ходики, змей, горн, пух, ум, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, сетка, щётка, дождик, тряпка, яма, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, няня, чайка, кофта, мясо, февраль, обои, сметана, продавец, океан, словарь, рука, почта, генерал, стая.

Список № 9

Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, чай, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, дело, июнь, изба, жена, езда, пошлина, сессия, топанье, стадия, ненависть, музыка, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, волна.

Список № 10.

Порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, щи, холм, свет, час, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, ноготь, слово, ужин, номер, метро, лапта, забор, змея, дыра, плакат, ведро, туча, песня, усы, лыжница, селезень, пение, окорок, занавес, лентяй, камыш, изба, птенчик, перо, аллея, орешник, картина, колесо, человек, конура, телятник, солонка, редиска, горошек.

Тексты

Картофель

500 лет назад приехали из дальнего плаванья корабли мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из Южной Америки, привезли семена картофеля. Долгое время его считали редкостью, изысканным угощением и подавали только в богатых домах.

В Россию картофель попал при ПетреI. Клубни картофеля были невелики и горьковаты. Крестьяне долго отказывались разводить «Чертово яблоко». Однако неурожай хлеба заставил обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение.

Теперь картофель – одна из самых распространённых культур в России. В современной русской кухне существует многие тысяча самых разнообразных блюд, использующих картофель.

Диалог.

-Ты любишь картофель?

Да. А вы?

Я тоже люблю блюда из картофеля.

-Какие блюда из картофеля ты знаешь?

-картофельное пюре, жареный картофель, картофель фри и другие блюда.

-А как к нам попал картофель?

-Прибыл он из Южной Америки.

-А в Россию кто привёз?

-В Россию привез картофель Петр I

-Крестьяне отказывались разводить картофель.

-Почему?

-Потому что, неурожай хлеба заставил обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение.

-Теперь картофель одна из самых распространённых культур в России.

Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург – большой красивый город, северная столица нашей Родины. Его основал Петр Первый в 1703 году. Сначала город назывался Санкт-Петербург, потом Петроград, затем Ленинград. Сейчас он снова называется Санкт-Петербург. В городе много мостов, красивых зданий, памятников. Главная река в городе –Нева. На берегах Невы находится самый большой и богатый музей в нашей стране – Эрмитаж. Музей занимает 5 зданий: Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В Эрмитаже хранится до двух с половиной миллионов произведений искусства. Эрмитаж - огромный всемирно известный музей.

Дельфины

В древние времена о дельфинах сложили немало легенд…Дельфины считались постоянными спутниками богов.

На самом деле дельфины – обычные животные, водятся они почти во всех морях. Это самые маленькие из семейства китов, всего три метра длиной. У них острые зубы, питаются они рыбой. Живут они обычно стаями по 15-40 животных.

У дельфинов хорошо развито чувство взаимопомощи. Если один из них зовет на помощь, другие быстро подплывают, подхватывают его с двух сторон и держат над водой, чтобы он мог дышать. Так же помогают они тонущему человеку.

Дельфины, кроме писка, издают множество различных ультразвуков. С помощью специальных приборов эти сигналы удалось не только слышать, но и записать на пленку. Дельфины отлично понимают приказы человека, легко поддаются дрессировке. В одной греческой легенде рассказывается о дельфине, который возил мальчика на своей спине через залив в школу.

Дельфины плавают со скоростью поезда, до пятидесяти километров в час. Эти дружелюбные забавные животные могут стать нашими большими друзьями

Диалог.

- Я вчера по телевизору смотрела передачу.

- Какую?

- О дельфинах.

- Что рассказывали о дельфинах?

- Поведали греческую легенду.

- Интересно. Расскажи.

- Греческая легенда поведала о дельфине, который каждый день возил через залив мальчика – в школу и обратно. Однажды мальчик заболел и умер.

- А что дельфин?

- А дельфин всё ждал его на обычном месте и погиб от тоски.

- А я читал, что дельфины помогают тонущему человеку.

- Да. У дельфинов хорошо развито чувство взаимопомощи. Они помогают не только человеку, но и друг другу.

Третьяковская галерея.

Среди знаменитых музеев мира почётное место занимает Третьяковская галерея.

Здание Третьяковской галереи было построено в 1902 году в Москве, в Лаврушенском переулке, по эскизу Виктора Михайловича Васнецова.

Сейчас в собрании Третьяковской галереи насчитывается более ста тысяч произведений. В основе коллекции этого музея – личные собрания картин братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Знаменитая галерея носит их имена. Большую часть картин подарил Москве Павел Михайлович.

Многие картины Третьяковской галереи знакомы нам с детства. Это пейзажи Шишкина, морские пейзажи Айвазовского, исторические картины Сурикова, Крамского, работы Васнецова и других русских художников.

Диалог “ Третьяковская галерея “

- Я недавно ходил в музей. Там очень интересно.

- А в каком музеи ты был?

- Я был в Третьяковкой галерее.

- А где находится Третьяковская галерея?

- Галерея находится в Москве, в Лаврушенском переулке. А ты знаешь, кто основал музей?

- Нет. Расскажи.

- Основатель Третьяковской галереи – великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

- Очень интересно.

- А ты знаешь, что галерея носит имена братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых?

- Нет. А почему она так называется?

- Потому что в основе коллекции этого музея – личные собрания картин братьев Третьяковых.

- А какие ещё картины хранятся в Третьяковской галере?

- Картин много. Это пейзажи Шишкина, морские пейзажи Айвазовского, исторические картины Сурикова, Крамского, работы Васнецова и других русских художников.

Белый медведь

В полярном море, среди льдин, живёт самый большой медведь на земле – белый. Белый медведь – настоящий хозяин Арктики, самый сильный в Арктике зверь. Он неутомимый ходок, неутомимый пловец и очень хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв чёрный нос белой лапой. Или ловко ползёт к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.

Весь год бродят медведи-самцы по плавучим льдинам. А медведицы на зиму выходят на землю и прячутся в глубокие снежные норы-берлоги, где появляются крохотные медвежатки. До весны они спят да сосут молоко. А весной вся семейка вылезает из-под снега и отправляется бродить по ледяным полям.

Диалог «Белый медведь»

- Вчера я смотрел передачу о белых медведях.

- Ой, как интересно! Расскажи.

- Белый медведь- самый большой медведь на земле.

- А где он живёт?

- Белый медведь живёт в полярном море среди льдин. Он- настоящий хозяин Арктики.

- А как медведь охотится?

- Белый медведь- хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв чёрный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.

- А как медведи размножаются?

- Медведицы на зиму выходят на землю и прячутся в глубокие снежные норы-берлоги, где появляются крохотные медвежатки. До весны они спят да сосут молоко.

- А что происходит весной?

- А весной вся семейка вылезает из-под снега и отправляется бродить по ледяным полям.

Золотые ложки.

Деревянные расписные миски, ковши, ложки продавались по всей России на ярмарках. Их мастерили во многих местах. Особенно прославились изделия из села Хохлома на Волге. Отсюда и пошло название «хохломская роспись». Хохлома- старинный русский народный промысел, который возник в 17 веке.

Знаешь ли ты, как делают деревянные ложки? Сначала из дерева вытачивают, выдалбливают ложку или плошку. Потом покрывают олифой, натирают оловяннымпорошком, разрисовывают и сажают в печь. На хохломской посуде вьётся, кружится травка, а из неё выглядывают ягодки или цветы.

Золотом горят ложки и плошки. Красива и удобна деревянная посуда!

Диалог «Золотые ложки».

- Посмотри, какая красивая деревянная посуда.

- Эта деревянная посуда из села Хохлома на Волге.

- Интересно. Расскажи.

- Деревянные расписные миски, ковши, ложки продавались по всей России на ярмарках.

- А где их мастерили?

- Их мастерили во многих местах. Особенно прославились изделия из села Хохлома на Волге.

- Понятно. Отсюда и пошло название «хохломская роспись».

- Хохлома- старинный русский народный промысел, который возник в 17 веке.

- Знаешь ли ты, как делают деревянные ложки?

- Нет.

- Сначала из дерева вытачивают, выдалбливают ложку или плошку. Потом покрывают олифой, натирают оловянным порошком, разрисовывают и сажают в печь.

- Золотом горят ложки и плошки.

- Красива и удобна деревянная посуда!

Карандаш

У каждого школьника есть карандаш. А знаешь, как его сделать?

Когда-то люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли бледный след на бумаге. Потом появился карандаш.

Не всякое дерево годится на карандаш. Например, сибирский кедр или красный можжевельник – у них древесина режется гладко, её удобно строгать.

Графит добывают в горах. Он чёрный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна ещё глина, чтобы стерженёк карандаша был прочным. Нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.

На фабрике всё это проходит через умные машины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тонкие палочки. Много людей работало, чтобы получился карандаш!

Диалог по тексту «Карандаш»

- Ты знаешь, как делают карандаш?

- Нет. А ты знаешь?

- Да. Хочешь, расскажу?

- Расскажи, пожалуйста.

- Чтобы сделать карандаш, нужен труд людей различных профессий.

- Это как?

- Прежде всего, нужна хорошая древесина. Например, сибирский кедр или можжевельник.

- Почему?

- Потому что у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, ее удобно строгать.

- А что еще нужно для карандаша?

- Графит. Его добывают в горах. Но одного графита мало. Нужна еще хорошая глина, клей и жир.

- А зачем нужна глина?

- Чтобы стерженек карандаша был прочным.

- А клей и жир?

- Чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.

- Не просто сделать карандаш!

- Да. И уважая труд людей, надо беречь такую маленькую, простую, привычную вещь – карандаш!

Первопечатник.

В центре Москвы стоит памятник: человек в кафтане держит в руках отпечатанный лист книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник?

В 16 веке в России еще никто не умел печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки писцы. Рукописных книг было мало, но стоили они дорого.

В 1553 году в России была построена первая книгопечатня. Первопечатником стал Иван Федоров. Шрифт книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Начало глав украшал орнаментом.

Много книг за свою жизнь напечатал Иван Федоров.

Диалог «Первопечатник»

- Я недавно был в Москве.

- Что ты там видел интересного?

- В центре Москвы стоит памятник: человек в кафтане держит в руках отпечатанный лист книги.

- И кому поставлен памятник?

- Это памятник Ивану Федорову.

- За что же ему поставлен памятник?

- Иван Федоров был первопечатником.

- Интересно. А когда была напечатана первая книга?

- В 1553 году в России была построена первая книгопечатня. В этом году начали печататься первые книги.

- Понятно.

- А раньше были рукописные книги. Их многие месяцы переписывали от руки писцы.

- Много книг за свою жизнь напечатал Иван Федоров.

Скворец.

Скворцы для нас всегда желанные гости. Пользу скворцы приносят огромную. Они уничтожают вредных насекомых: саранчу, улиток, гусениц. Сельские жители любят этих птиц и прощают им небольшой вред, который они наносят плодовым деревьям. Потому и стараются люди принимать скворцов поближе к полям и огородам. Потому и развешивают для них домики.

Поздней осенью скворцы собираются в большие стаи и улетают на юг. Но они всегда возвращаются в свои скворечни.

Скворцы могут жить в неволе до пятидесяти лет. Они подражают пению других птиц, свисту человека. Они выучивают слова, насвистывают песни. Скворцы – умные и весёлые птицы.

Диалог.

- Я вчера читал статью о перелётных птицах.

- Расскажи.

- Мне понравился рассказ о скворцах.

- Интересно.

- Скворцы для людей всегда желанные гости.

- Почему?

- Потому что пользу скворцы приносят огромную. Они уничтожают вредных насекомых: саранчу, улиток, гусениц.

- Люди развешивают для них ломики.

- Да, особенно любят этих птиц сельские жители. Скворцы всегда возвращаются в свои скворечни.

- А ещё что ты прочитал?

- Скворцы могут жить в неволе до пятидесяти лет. Скворцов называют пересмешниками.

- Почему их так называют?

- Потому что они подражают пению других птиц, свисту человека.

- Скворцы – умные и весёлые птицы.

Контрольная работа за I полугодие

1.Повтори: Картофель – одна из самых распространённых культур в России.

2.Назови знаки препинания при прямой речи.

3.Кто основал Санкт-Петербург?

4.Повтори: Санкт-Петербург большой красивый город, северная столица нашей Родины.

5.Выдели орфограмму: коснулся, прикоснулся, касание.

6.Какие документы нужны в профессиональное училище?

7.Что такое легенда?

8.Дополни: Дельфины защищают человека от акул и…..

9.Какую пользу приносят дельфины людям?

10.Как привести дроби к общему знаменателю?

11.В каком городе находится Третьяковская галерея?

12.Какие ты знаешь музеи?

13.Для чего служит окончание?

14.Повтори: публицистический, художественный стиль.

15.Назови морфемы.

Всего слов:80

Контрольная работа за II полугодие

1.Покажи на карте зону арктических пустынь.

2.Скажи: самый большой медведь на Земле- белый.

3.На кого охотится белый медведь.

4.Из каких частей состоит словосочетание?

5.Определи наклонение глагола: читаю, прочитал бы, прочитай.

6.Дополни: растения поглощают углекислый газ, а выделяют….

7.Преобразуй обыкновенную дробь в десятичную 3

5

8.Найди ошибку: мельчайшая химическая неделимая частица это тело?

9.Расскажи, как делают карандаш?

10.Назови героев рассказа Чехова «Хамелеон».

11.Найди площадь прямоугольника….

12.Когда пишется А в корне.

13.Почему скворцы считаются друзьями человека?

14.Повтори: перпендикулярные прямые пересекаются под прямым углом.

15.Дополни: устное народное творчество-это….

Всего слов:86

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации