12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоусова Ольга Олеговна204
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Нижнетагильская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

___________/Т.Я. Зубрилова /

Протокол № ___________

от «__» _________ 2016 г.

 

Согласовано

Заместитель директора

по УР

__________/С.Н. Кузьмина/ «___» ____________ 2016 г.

 

Утверждено

Директор

__________/О.Ю. Леонова /

Приказ №______________

от «___»__________2016 г.

Программа коррекционной работы по развитию слуха и формированию произношения для учащихся

4 В класса

на 2016 – 2017 учебный год

 

Составитель программы:

Белоусова О. О.

учитель первой категории

г. Нижний Тагил

2016 год

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования детей с нарушенным слухом относятся их социальная адаптация и интеграция в мир слышащих людей.

Полноценное овладение глухим ребенком устной речью (лексикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны. Одним из условий обучения устной речи является развитие речевого слуха, который формируется в процессе специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня словесной речи.

Работа по развитию речевого слуха на индивидуальных занятиях в 4 классе заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи с ИСА и без них. Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения. Речевой материал для занятий отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, знакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.

Цель индивидуальных занятий по развитию нарушенной слуховой функции –максимальное использование и развитие слуховых возможностей учащихся для формирования и развития устной речи, как средства общения и познания окружающей действительности в условиях усиленного компонента слухоречевой среды, направленного на развитие и коррекцию речевого слуха.

Достижение целей осуществляется через решение следующих задач:

1.Мобилизация слуховых возможностей обучающихся, формирование на этой основе навыков слухо – зрительного восприятия речи окружающих.

2.Выработка слухового и слухо – зрительного самоконтроля.

3.Формирование, развитие и использование способностей воспринимать устную речь на слух со звукоусиливающей аппаратурой и без, исключая зрение.

4.Развитие памяти, словесно – логического мышления, внимания, создание комфортности обучения.

5.Воспитание интереса учащихся к занятиям по развитию речевого слуха.

6.Обогащение слуховых представлений об окружающей действительности посредством использования аудиозаписей.

Индивидуальные занятия по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произношения входят в число дисциплин, включённых в учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильская СКОШИ».

На уроках по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произношения идёт работа по развитию речевого слуха и формированию произношения. Рабочая программа составлена по развитию нарушенной слуховой функции. По формированию произношения составляется план индивидуально на каждого школьника, так как необходимо учитывать их произносительные возможности, состояния голоса и уровень развития речевого дыхания. План работы представлен в фонетических дневниках.

Работа по развитию нарушенной слуховой функции строится в следующих направлениях:

- Развитие нарушенной слуховой функции;

- Уточнение и накопление словарного запаса;

- Развитие психических процессов.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I, II вида. М. Просвещение, 2003 г.

4. Образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа -интернат».

Программа адресована обучающимся 4 «в» класса, ориентирована она на глухих детей со сложной структурой дефекта.

Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности. Это связано с отсутствием самостоятельной речи, быстрой утомляемостью, ограничением словарного запаса, отставанием в развитии мышления, памяти, преобладанием игровых интересов, задержкой развития эмоционально-волевой сферы, тяжелыми формами расстройства речевого развития, нарушениями речевого дыхания, голоса. Учитывая психологические особенности и возможности обучающихся, содержание программы адаптировано к уровню их развития. Учёт особенностей учащихся класса требует, чтобы при изучении материала обязательно происходило многократное его повторение. Для активизации учащихся на занятиях используются различные виды деятельности: выполнение поручений, составление аппликаций, работа с фигурками, рассыпным текстом, презентации на компьютере. Эти виды деятельности способствуют уточнению понимания речевого материала, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

- речевой материал обиходно – разговорного характера и относящейся к организации учебной деятельности;

- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- тексты;

- развивающие упражнения.

К концу учебного года глухие учащиеся 4В класса умеют: воспринимать на слух фразы, словосочетания, слова; опознавать на слух речевой материал.

Слабослышащие обучающиеся умеют:

• воспринимать на слух с аппаратами и без них знакомый по значению речевой материал (слова, словосочетания, фразы): обиходно – разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся;

• воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 0, 5 – 1 м (учащиеся со второй степенью тугоухости), 0,1 – 0,2 м (учащиеся с третьей степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,25 – 3 м (учащиеся со второй степенью тугоухости), 1 – 1,5 м. (учащиеся с третьей степенью тугоухости);

• воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 6 – 9 простых предложений), содержание которых близко опыту детей, на более близком расстоянии.

Учебная деятельность организуется в форме индивидуальных занятий по три урока в неделю с каждым учеником.

Входной контроль школьников осуществляется в форме обследования.

Итоговый контроль учащихся по развитию слухового восприятия проводится с помощью контрольных фраз в конце первого, второго полугодия и за год и выражается в процентном отношении.

Содержание программы

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Качество образования как результат

Содержание

Учебно – методическое обеспечение

Взаимодействие

Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Предметная составляющая

Коррекционная составляющая

 

I Триместр

1 период

Обследование

02.09

-

09.09

Голос, Дыхание

Темп речи

Ударение

Орфоэпия

Определение рабочего расстояния.

Определение резервного расстояния.

Проверка произношения.

Проверка слуха без ИСА

Проверка слуха ИСА

         

 

«На уроке»

12.09

-

16.09

Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

I 1 – 5

II 1 – 5

Развитие внимания

Сюжетные картинки, таблички, текст

Учитель

воспитатель

 

«Осень»

19.09

23.09

Знать признаки осени

Уметь пересказать рассказ, опираясь на картинки

I 6 – 10

II 6 – 10

Развитие внимания

Презентация таблички

Воспитатель

учитель

 

«В саду»

26.09

30.09

Расширять представления о способах планирования своей деятельности

Уметь передать знания в рисунке

I 11 – 15

II 11 – 15

Развитие внимания

Картинки, таблички, текст

Учитель

родители

1.

2 период

«В школе»

10.10

14.10

Расширять представления о помещениях школы

Уметь называть предметы в классе

I 1 – 5

II 1 – 5

Развитие внимания

Сюжетные картинки таблички ИКТ

Воспитатель

родители

2.

«Осенние работы»

17.10

21.10

Иметь представление о состоянии личного здоровья и способах его сохранения

Уметь сказать о своём самочувствии

I 6 – 10

II 6 – 10

Развитие внимания

Сюжетные картинки, карточки

диалог

Воспитатель

учитель

3.

«Белка»

24.10

28.10

Знать отличительные признаки животного мира родного края

Уметь рассказать о белке по картинке

I 11 – 15

II 11 – 15

Развитие внимания

Презентация

Учитель

 

«Мой класс»

31.10

04.11

Расширять представления о помещениях школы

Уметь называть предметы в классе

I 16 – 20

II 16 – 20

Развитие внимания

Таблички ИКТ

Воспитатель

учитель

 

«Осень в лесу»

07.11

-

11.11

Иметь представление о взаимосвязях в природе

Уметь описывать природу

I 21 – 25

II 21 – 25

Развитие внимания

Презентация, таблички

Воспитатель

родители

№ п/п

Раздел

Кол – во

часов

Качество образования как результат

Содержание

Учебно – методическое обеспечение

Взаимодействие

Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Предметная составляющая

Коррекционная составляющая

 

II Триместр

3 период

«Пожар в лесу»

21.11

25.11

Иметь представление об особенностях образа жизни в конкретной ситуации

Уметь рассказать с помощью табличек, картинок

I 1 – 5

II 1 – 5

Развитие памяти

Картинки таблички

Учитель

родители

 

«День рождения»

28.11

02.12

Иметь представление об отношениях в ближайшей микросреде

Уметь отвечать на вопросы по тексту

I 6 – 10

II 6 – 10

Развитие памяти

Таблички

диалог

презентация

Воспитатель

родители

 

«Миша заболел»

05.12

09.12

Иметь представление о состоянии личного здоровья и способах его сохранения

Уметь сказать о своём самочувствии

I 11 – 15

II 11 – 15

Развитие памяти

Таблички диалог

Воспитатель

Учитель родители

 

«Зима»

12.12

16.12

Знать основные признаки зимы

Уметь рассказывать по картинкам

I 16 – 20

II 16 – 20

Развитие памяти

Презентация таблички РСВ

Родители

воспитатель

 

«Дежурный»

19.12

-

23.12

Иметь представление об ответственности в учебной деятельности

Уметь рассказать об обязанностях дежурного

I 21 – 25

II 21 – 25

Развитие памяти

Таблички

диалог

презентация

Учитель

родители

 

«Новый год»

26.12

-

29.12

Иметь представление о типах поведения в конкретных ситуациях

Уметь рассказать стихотворение

I 26 – 30

II 26 – 30

Развитие памяти

Таблички

диалог

презентация

Учитель

Родители

воспитатель

1.

4 период

«Уборка»

09.01

-

13.01

Знать нормы поведения в семье

Уметь применять полученные знания в жизни

I 1 – 5

II 1 – 5

Развитие памяти

Сюжетные картинки таблички

Воспитатель

2.

«Снеговик»

16.01

-

20.01

Знать нормы поведения на улице

Уметь рассказывать о своём досуге

I 6 – 10

II 6 – 10

Развитие памяти

Текст, таблички, ИКТ

Учитель родители

3.

«Столовая»

23.01

-

27.01

Знать основные способы планирования своей деятельности

Уметь отвечать на вопросы по табличкам

I 11 – 15

II 11 – 15

Развитие памяти

Сюжетные картинки, разрезной текст

Учитель

родители воспитатель

4.

«Семья»

30.01

-

03.02

Иметь представление о типах поведения в конкретных ситуациях

Уметь рассказать текст с помощью презентации

I 16 – 20

II 16 – 20

Развитие памяти

Предметные картинки, презентация

Учитель

воспитатель

родители

5.

«Зимой в лесу»

06.02

-

10.02

Знать основные признаки времён года

Уметь вести диалог по теме с помощью картинок

I 21 – 25

II 21 – 25

Развитие памяти

презентация таблички загадки

Воспитатель

родители

6.

«Военная игра»

13.02

-

17.02

Иметь представление об особенностях образа жизни в конкретной ситуации

Уметь продолжить предложение

I 26 – 30

II 26 – 30

Развитие памяти

Сюжетные картинки, разрезной текст

Учитель

воспитатель

родители

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Качество образования как результат

Содержание

Учебно – методическое обеспечение

Взаимодействие

Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Предметная составляющая

Коррекционная составляющая

 

III триместр

5 период

«На горке»

27.02

-

03.03

Знать нормы поведения на улице

Уметь рассказывать о досуге

I 1 – 5

II 1 – 5

Развитие мышления

Сюжетные картинки, таблички

Воспитатель

родители

 

«Подарок маме»

06.03

-

10.03

Иметь представление об отношениях на бытовом уровне

Уметь отвечать на вопросы по тексту

I 6 – 10

II 6 – 10

Развитие мышления

Сюжетные картинки, текст, ИКТ

Учитель Воспитатель

 

«Друг помог»

13.03

-

17.03

Иметь представление об особенностях образа жизни в конкретной ситуации

Умение вести диалог

I 11 – 15

II 11 – 15

Развитие мышления

Текст, таблички

Родители Воспитатель

 

«В марте»

20.03

-

24.03

Знать основные признаки весны

Уметь рассказывать о приметах весны

I 16 – 20

II 16 – 20

Развитие мышления

Текст, презентация, таблички

Учитель воспитатель родители

 

«Собака – друг человека»

27.03

-

31.03

Расширять представления о способностях домашних животных

Уметь рассказывать по картинкам

I 21 – 25

II 21 – 25

Развитие мышления

Презентация, таблички

Учитель воспитатель родители

 

«В умывальной»

03.04

-

07.04

Формировать основные навыки безопасной организации повседневной жизни

Уметь рассказывать текст по картинкам

I 26 – 30

II 26 – 30

Развитие мышления

Текст, картинки, таблички

Учитель воспитатель

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Качество образования как результат

Содержание

Учебно – методическое обеспечение

Взаимодействие

Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Предметное составляющая

Коррекционное составляющая

 

6 период

«В апреле»

17.04

21.04

Знать основные признаки времён года

Уметь рассказать о погоде

I 1– 3

II 1 – 3

Развитие мышления

Сюжетные картинки таблички, текст

Воспитатель учитель

 

«Зоопарк»

24.04

28.04

Иметь представление об особенностях образа жизни в конкретной ситуации

Умение вести диалог

I 4 – 6

II 4 – 6

Развитие мышления

Сюжетные картинки, таблички, текст

Учитель родители

воспитатель

 

«9 мая»

02.05

-

05.05

Иметь представление о наиболее известных датах

Уметь отвечать на вопросы по тексту с опорой на таблички

I 7 –10

II 7 – 10

Развитие мышления

Картинки, текст, ИКТ

Воспитатель родители

учитель

 

«Голуби»

10.05

-

16.05

Расширять представления о птицах

Уметь отвечать на вопросы по тексту

I 11 – 15

II 11 – 15

Развитие мышления

Сюжетные картинки, ИКТ

Учитель, родители

 

Обследование

17.05

-

28.05

Проверка слуха речью с СА, без СА

Проверка внятности и звукопроизношения

Контрольная работа по выполнению программного материала по РРС.

       

 

Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности

I Триместр

1 период

Какое время года закончилось?

Что ты делала летом?

Назови мебель.

Расскажи о себе.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Когда бывает ранняя осень?

Когда бывает поздняя осень?

Осенью дни короче.

Осенью ночи длиннее.

Какая температура воздуха на улице?

Осенью часто идёт дождь.

Осенью дует холодный ветер.

Тебе нравится осень?

Мне нравится (не нравится) осень.

Птицы улетают в тёплые страны.

                                                        2 период

Сегодня 5 уроков.

Сейчас урок математики.

Сколько сегодня уроков?

Ты живешь далеко от школы?

Спроси, какие будут завтра уроки?

Осенью в садах поспевают фрукты.

В огородах поспевают овощи.

Какие овощи ты знаешь?

Дай мне морковь и помидор.

Из овощей готовят салат.

Какие листья на деревьях осенью?

Какие листья на деревьях летом?

На деревьях жёлтые листья.

Здравствуйте, Ольга Олеговна.

Сколько тебе лет?

Я учусь в четвёртом классе.

Меня зовут ...

Какой сейчас урок?

На улице холодно.

Иди в класс.

Какое время года ты любишь?

Полей цветы.

Возьми красную ручку.

Мне нужна книга.

Где лежат книги?

                                                     II Триместр

                                                       3 период

У тебя есть дома животные?

У меня есть кошка.

Как зовут твоего животного?

Собака – друг человека.

Назови домашних животных.

У тебя работает аппарат?

На уроке чтения мы читаем.

Какой будет урок?

Положи красные фигуры справа.

Убери тетрадь в стол.

Ты здоров?

Иди к врачу.

Что у тебя болит?

У меня болит голова.

Я здоров.

Попроси клей.

У тебя есть карандаши?

Положи альбом на парту.

Что тебе нужно?

Будем рисовать зиму.

В каком классе ты учишься?

Назови зимние месяцы.

Какое время года?

Зима холодное время года.

Кто дежурный в классе?

В классе 5 человек.

Завтра в школе праздник.

Пойдём гулять на улицу.

Дед Мороз принесёт детям подарки.

С Новым годом.

                                                       4 период

Учителя зовут …

Максим прибирает на столе.

Сколько месяцев в году?

Как зовут девочку?

Назови пассажирский транспорт.

Назови свой адрес.

Кто твой друг (подруга)?

Какой номер твоего дома?

Какой номер твоей квартиры?

С кем из ребят вашего класса ты дружишь?

Вчера был вторник, а сегодня среда.

Что мы делали?

У вас в квартире есть горячая вода?

Кто работает в больнице?

Что ты ела на завтрак (обед)?

Какой ты национальности?

Почему снег тает?

Как одеваются люди зимой?

Я катался на лыжах.

В воскресенье я ходил на каток.

Что будешь делать вечером?

Сегодня понедельник, а завтра вторник.

Утром делаем зарядку.

Мама на работе.

Я люблю свою семью.

23 февраля – день защитника отечества.

Февраль – конец зимы.

Я сам сделал подарок.

Солдаты защищают Родину.

Какое время года?

                                                            III Триместр

                                                               5 период

Какого цвета ручка?

Возьми коробку в шкафу.

Дайте мне, пожалуйста, карандаш.

Когда у тебя день рождения?

Я раскрасил квадрат.

Мою маму зовут…, сестру зовут….

Какой подарок ты подаришь маме?

Я подарю маме открытку.

8 марта – женский день.

На улице много снега.

У тебя есть бабушка?

Мою бабушку зовут…

Завтра я поеду домой.

Какой сейчас месяц?

День недели среда.

Назови времена года.

Будем слушать, говорить, играть.

Иди мыть руки.

Чем будем заниматься на уроке?

Назови дни недели.

Сегодня хорошая погода.

Положи машину справа, а самолёт слева.

На уроке рисования мы рисуем.

Чем занимался в классе?

Я решал примеры.

Какое время года наступило?

Дома я помогаю маме.

Назови месяцы весны.

Прилетели первые птицы.

Юрий Гагарин – первый космонавт.

                                                             6 период

Я живу в городе Нижний Тагил.

Мы ходили в магазин.

Я смотрел мультфильмы.

Наш класс дружный.

Мы вместе играем и гуляем.

Перед едой, мой руки.

Когда поел, скажи спасибо.

Сегодня ярко светит солнце.

У тебя дома растут цветы?

Какой следующий месяц?

Я живу в России.

Открой сумку.

Достань дневник.

9 мая – День Победы.

Июнь, июль, август – лето.

В каком классе ты учишься?

Попроси тетрадь.

Дай мне тарелку и вилку.

Сейчас урок математики.

Какая сегодня погода?

Будем отвечать на вопросы.

Какое сегодня число?

Вставь пропущенные числа

Ветер дует.

Запиши ответы на вопрос.

                                                            2 период

Разбери слово по составу.

Раздели текст на предложения.

Определи склонение у существительного.

Сколько сантиметров в одном метре?

В одном метре сто сантиметров.

Напиши план работы.

Возьми мел.

Составь предложение по картинке.

Реши примеры.

Убери клей в шкаф.

Кончились осенние каникулы.

Подпиши картинки.

Возьми пластилин.

Твоя семья большая или маленькая?

Какой суп ты любишь?

Раздай учебники.

Посмотри на право.

Нарисуй овощи (фрукты).

Начерти отрезок.

Покажи и назови овощи и фрукты.

Измерь длину отрезка.

Найди сумму чисел 12 и 3.

Реши задачу.

Назови домашний адрес.

О ком говорится в рассказе.

 

                                                               II Триместр

                                                                3 период

Что означают сигналы светофора?

Красный свет – стой, жёлтый – внимание, зелёный – иди.

Делу – время, а потехе – час.

Это пословица.

Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Для чего нужен компас?

Назови формы поверхности Земли.

Равнина, холм, горы – это формы поверхности Земли.

Измени слово по падежам.

Найди периметр прямоугольника.

Дай цветную бумагу.

Назови домашних животных.

В какой школе ты учишься?

Вытри доску.

Найди неизвестное число.

Назови диких животных.

О чём рассказ?

Попроси ножницы.

Какое время года?

Саша читает.

Я учусь в четвертом классе.

Считай по одному от 10 до 20.

Назови части тела.

Положи белый картон на стол.

Закрой книгу.

Назови автора рассказа.

Вчера было воскресенье.

Напиши: 10, 50.

Тополь, берёза – деревья.

                                                           4 период

Прочитай сказку по ролям.

Вытри парту.

Как зовут воспитателя?

Какие признаки зимы ты можешь назвать?

Спиши рассказ.

Сколько десятков в числе 19.

Скворцы перелётные птицы.

Тебе понравилась сказка?

Земля покрыта снегом, на улице холодно.

Назови праздники, которые бывают зимой.

Новый год, Рождество, день Защитника Отечества.

Реши уравнение.

Чему равен второй множитель?

Какие части речи ты знаешь?

Существительное, прилагательное, глагол.

Что обозначает глагол?

Глагол обозначает действия предмета.

Назови времена глаголов.

Настоящее, будущее, прошедшее время.

Как найти площадь квадрата?

Какие рассказы о зиме вы читали на уроке чтения?

На уроке чтения мы читали рассказ …

Сон лучшее лекарство.

Когда ты утром просыпаешься, ты сразу встаёшь с постели?

Наступили зимние каникулы.

Покажи где доска?

Ребята пошли в библиотеку.

Какой сейчас урок?

Сколько единиц в числе 26.

Раздай тетради.

                                                         III Триместр

                                                          5 период

Назови зимние месяцы.

Прочитай рассказ по ролям.

Напиши предложение по картинке.

Около дома растут деревья.

Какой день недели был вчера?

Назови двузначное число.

Ты любишь яблоки?

Какая погода зимой?

Составь задачу по рисунку.

Я учусь в четвёртом классе.

Раздели текст на части.

Ты будешь делать ёлку.

Вырежи круг.

Покажи глаза и нос.

Мне нравится эта игра.

У тебя есть бабушка или дедушка?

Дежурный вытирает доску.

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

Врач, учитель, повар – профессии.

Прочитай план рассказа.

Для работы нужен пластилин.

Вова надевает пальто, он пошёл гулять.

Что стоит на столе?

Открой книгу на странице 15.

Измерь длину отрезка.

Девочка пришла в магазин.

Россия – моя Родина.

Отгадай загадку.

Обведи по шаблону лапы.

Что делает мальчик?

                                                        6 период

Расскажи о режиме дня.

Врач лечит людей.

Какие овощи ты знаешь?

Составь предложение из слов.

Измерь стороны квадрата.

Что здесь лишнее: нос, уши, ручка.

Назови признаки весны.

Снег тает, солнце греет, бегут ручьи.

Что обозначает имя прилагательное?

Имя прилагательное обозначает признак предмета.

В Красную книгу занесены редкие животные и растения.

Возьми три книги из шкафа.

Сколько минут в часе.

Назови дни недели.

Напиши предложение о лете.

 

                                                          III. Тексты

                                                          I Триместр

                                                           1 период

Текст № 1 « На уроке».

Идёт урок рисования. Учитель сказала нарисовать картину. Ира взяла зелёную, жёлтую

и красные краски. Она нарисовала цветы. Затем она нарисовала дом. Ира взяла синюю

краску и нарисовала три шарика. Красивая получилась картина.

Текст №2 «Осень».

После лета приходит осень. Солнце светит редко, часто идёт дождь. Жёлтые, красные

листья опадают с деревьев на землю. Птицы улетают в тёплые края. Люди надевают

куртки, сапоги. На улице холодно и сыро. Ребята берут на прогулку зонты.

Текст 3 «В саду».

Ранней осенью Света с мамой убирали урожай в саду. Света собирала смородину,

а мама сливы. Потом Света собрала помидоры. А мама убрала лук, морковь, капусту.

Мама похвалила Свету. Хорошая помощница растёт у мамы.

                                                          2 период

Текст № 1 «В школе».

Девочка Аня рисовала дом. Она нарисовала большой красный квадрат. Потом она

нарисовала синий треугольник. Затем Аня нарисовала чёрный маленький

прямоугольник и жёлтый квадрат. Получился красивый дом. Скоро у мамы праздник.

Эту картину девочка подарит маме.

Текст № 2 «Осенние работы».

Осенью в сад и огороде убирают урожай. На огороде собирают вкусные овощи. В саду

собирают фрукты: сладкие яблоки и груши. Ребята помогают взрослым. Настя собирает

морковь. Алёша и Илья складывают фрукты в корзину. Хороший урожай собрали ребята!

Текст № 3 «Белка».

Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу. Забросил Витя удочку и удивился. По реке

плыли белки. Вдруг зверьки стали тонуть. Мальчики решили помочь животным. Они ловили

белок сачками и руками. Мальчики выловили всех белок из воды. Ребята помогли

животным.

Текст № 4 «Мой класс».

Я учусь в 4 классе. Мой класс большой и светлый. В классе стоят парты. На стене висит

доска. Около окна стоит шкаф. В шкафу лежат книги, тетради. На подоконниках стоят

цветы. В классе мы делаем домашнее задание.

Текст № 5 «Осень в лесу».

Дикие животные живут в лесу. Белка живёт в дупле. Медведь спит в берлоге. Лиса

живёт в норе. Птицы делают гнёзда на дереве. А у зайца дома нет. Он спит под кустом.

Скоро наступит зима. Звери готовят запасы еды на зиму.

                                                              II Триместр

                                                              3 период

Текст № 1 «Пожар в лесу»

В августе дед пошёл в лес. В лесу деревья и трава были сухие. Поднялся ветер, стало

трудно дышать. Начался лесной пожар. Дед побежал и упал. Вдруг из-под ног деда

выбежал заяц. Звери чуют огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем и вышел

из огня.

Текст № 2 «День рождения».

У Максима день рождения. Сегодня ему 10 лет. Пришли Женя и Саша. Они поздравляют

Максима. Ребята принесли подарки. Женя принес мяч, а Саша – машинку. Максим

угощает ребят чаем и тортом.

Текст № 3 «Миша заболел».

Миша заболел. Он чувствует себя очень плохо. У него болит живот. Пришёл врач.

Он посмотрел мальчика. Мама дала Мише лекарство. Он выпил лекарство. Скоро

Миша будет здоров.

Текст № 4 «Зима».

Больше всего я люблю зиму. Погода зимой морозная, холодная. Воздух чистый и свежий.

Солнце светит ярко, но греет мало. Реки и озёра покрыты льдом. Часто идёт белый,

пушистый снег. Деревья и кусты надевают на себя снежные шапки. Дети катаются на

санках, на коньках. Лепят из снега снеговиков, играют в снежки.

Текст № 5 «Дежурный».

В классе 4 человека. Саша дежурный. Он вытирает доску. Марина и Валя вытирают

парты и стол. Дима подметает пол. Ира поливает цветы. Ребята убирают класс.

Они помогают Саше. В классе порядок.

Текст № 6 «Новый год».

Скоро наступит Новый год. Мама с сыном собрались украшать ёлку. Мама стала

доставать пакет с игрушками. Пакет порвался и игрушки разбились. Мама расстроилась.

Сын взял цветную бумагу и картон. Из картона сделал трубочку. Из бумаги нарезал

полоски. Всё склеил, получился фонарик. И мама с сыном украсили ёлку.

 

                                   4 период

Текст № 1 «Уборка».

Был пасмурный день. Небо было покрыто тучами. Целый день шёл снег с дождём.

В этот день Коля с сестрой не гуляли. Они решили прибраться в квартире. Коля подмёл пол веником. Сестра вытерла пыль. Потом сестра стала мыть посуду. Ребята помогли маме. Мама была довольна детьми.

Текст № 2 «Снеговик».

Ребята пошли на улицу. Зимой на улице весело. Утром выпало много снега. Дети стали лепить снеговика. Снеговик получился большой. На голове у него ведро. А вместо носа морковка. Ребята сделали ему глаза из пуговиц. Дети рады.

Текст № 3 «Столовая».

Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурная Даша. Дежурная положила на стол ложки и вилки. Принесла хлеб и чай. Воспитательница налила суп. Дети ели вкусный суп. Потом они ели картофель с котлетой. Обед был очень вкусный.

Текст № 4 «Семья».

Это семья. В моей семье 7 человек. В комнате сидят мама, папа, бабушка, дедушка и ребята. В комнате одна девочка и два мальчика. Папа читает газету. Бабушка вяжет шарф. Дедушка смотрит телевизор. Маленькая девочка играет с куклой. Мальчики строят дорогу из кубиков.

Текст № 5 «Зимой в лесу».

Сегодня мы пойдем в лес. Тихо и красиво в лесу. Деревья и кусты покрыты снегом. Птицы спрятались от холода. Под деревом спит в берлоге медведь. Тепло ему под снегом. Белка прыгает с дерева на дерево. Иногда заяц пробежит. Голодный волк бродит по лесу. Как красиво в зимнем лесу!

Текст № 6 «Военная игра».

Дети гуляют во дворе. Саша предложил поиграть в военную игру. Игорь - шофёр. У шофёра машина. Вова - лётчик. У лётчика самолёт. Саша - солдат. У солдата автомат. Мальчики готовятся защищать Родину.

                                                                III Триместр

                                                                   5 период

Текст № 1 «На горке».

Во дворе дома стоит снежная горка. Дети катаются с горки на санках. Два мальчика сидят на санках вместе. Сейчас они помчатся с горы вниз. После мальчиков с горки покатилась Маша. Санки перевернулись, Маша упала в снег. Коля увидел, что Маша упала. Он оставил свои санки и поспешил на помощь. Коля помог Маше подняться.

Текст № 2 «Подарок маме».

Сегодня праздник. Лена пришла из школы. Мамы дома не было. Она ещё не вернулась с работы. Лена подмела комнату и помыла посуду. Потом она нарисовала красивые цветы. Она подарит рисунок маме. Мама будет рада.

Текст № 3 «Друг помог».

Зимой дети поехали на лыжные соревнования. Ребята поехали вокруг озера. Первым побежал Миша. За ним шёл Кирилл. Вдруг выскочила собака. Кирилл поспешил на помощь. Он взял палку и отогнал собаку. Собака укусила Мишу за ногу. Кирилл помог Мише дойти до автобуса.

Текст 4 «В марте».

Вот и наступил март. Это первый месяц весны. Утром ещё стоят морозы. А днём капает с крыш. Повисли сосульки. Сначала они были маленькие. Потом стали расти и толстеть. Белые сугробы потемнели и начали оседать. В лужах воды купаются воробьи.

Текст № 5 «Собака – друг человека»

«Собака – друг человека» - гласит пословица. Собака помогает пастуху охранять овец от волков. На Севере собак запрягают в сани. На войне собаки помогают раненым. У пожарных на службе есть собаки. Во время пожара собаки выносят детей из огня. Собака никогда не оставляет человека в беде. Поэтому собаку называют другом человека.

Текст № 6 «В умывальне».

Наступило утро. Ребята проснулись. Серёжа взял зубную щётку и пасту. Он пошёл в умывальную. Серёжа чистит зубы. Никита моет лицо тёплой водой. Миша моет руки с мылом. Игорь вытирает лицо полотенцем.

                                                           6 период

Текст № 1 «В апреле».

Вот и пришла весна. На небе ярко сияет солнышко. На улице стало тепло. Выросла зелёная трава. Распустились жёлтые одуванчики. На деревьях выросли листики. Птицы строят гнёзда. Они радостно чирикают.

Текст № 2 «Зоопарк».

В субботу Зоя ходила в зоопарк. Она увидела много зверей. За высоким забором гуляли зебры, тигры, жирафы. В клетке играли медвежата. Ещё она увидела змею и орла. В воде сидел маленький бегемот. Зое очень понравилось в зоопарке. Дома она рассказала маме о животных.

Текст№ 3 «9 мая».

9 мая - большой праздник. День победы. В этот день закончилась война. На улицах весят флаги. Утром бывает парад. Люди гуляют нарядные и весёлые. Все поздравляют друг друга с праздником. Вечером будет салют.

Текст № 4 «Голуби».

Голуби — умные птицы. Они никогда не забывают своего дома. Всегда прилетают в своё гнездо. Поэтому люди придумали голубиную почту. Обматывают ножку голубя запиской и выпускают. Голубь летит домой и не останавливается в пути. Но бывает, что голубь не возвращается. Значит, его поймал недобрый человек.

 

                                           IV. Развивающие упражнения

                                         I Триместр – развитие внимания

1 период 

Игра «Найди ошибку».

Игра «Найди слово в слове

Игра «Отними слог».

2 период

Игра «Найди 5 отличий».

Игра «Найди все цифры».

Игра «Перепутанные линии».

Игра «Спрятанное слово».

Игра «Сложи и прочитай».

                                           II Триместр - развитие памяти

3 период

Игра «Что пропало».

Игра «Назови дни недели».

Игра «Считай дальше».

Игра «Что изменилось».

Игра «Запомни красные фигуры».

Игра «Какое слово я не назвала».

4 период

Игра «Запомни слова».

Игра «Вспомни и покажи».

Игра «Зеркало - дорисуй».

Игра «Найди тень».

Игра «Лабиринт».

Игра «Найди спрятанные предметы».

                                               III Триместр – развитие мышления

5 период

Игра «Из чего сделано?».

Игра «Назови предметы».

Игра «Назови одним словом».

Игра «Четвёртый лишний».

Игра «узнай по описанию».

Игра «что, кому нужно?».

6 период

Игра «Когда это бывает?».

Игра «Бывает – не бывает».

Игра «Чей хвост?».

Игра «Волшебный мешочек».


 

                                                        Список литературы

1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. Москва, 1990.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Просвещение, 1988.

3. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребёнка. М., 1954.

4. Кузьмичёва Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1986.

5. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей.

6. Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М., 1983.

7. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М: «Владос», 2001.

8. Никитина М.И. Сурдопедагогика М. «Просвещение» 2005.

9.  Ф.Ф. Рау,  Н. В. Слезина «Произношение»

10. Таптапова « Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса» Москва Просвещение 1984 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.