Программа дополнительного образования «Баскетбол»
Дополнительная общеразвивающая программа
Физкультурно - спортивной направленности
«Баскетбол»
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Приданниковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования Красноуфимский округ
Возраст обучающихся 11-15 лет
Срок обучения 1 год
Автор-составитель:
Некрасов Сергей Николаевич,
учитель физической культуры
д. Приданниково, 2020
| |
Пояснительная записка
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования.
Модифицированная образовательная программа «Баскетбол» составлена на о согласно Положению о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и рабочих программах, реализуемых в муниципальном автономном образовательном учреждении Приданниковская СОШ, муниципальное образование Красноуфимский округ.
Программа разработана в соответствии с:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Программа имеет спортивно-массовую направленность и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции:
создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;
способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;
выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.
Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности.
Развитие интелекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
разноуровневость;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.
Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.
2. Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой баскетбола.
3. Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.
4. Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области баскетбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
5. Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
6. Проведение профориентации.
Основными формами учебного процесса в группах являются:
- теоретические и групповые практические занятия,
- соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры,
- педагогическое тестирование.
Особенности реализации программы дополнительного образования: количество часов и место проведения занятий. Программа дополнительного образования «Баскетбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов. Принадлежность к дополнительному образованию определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по дополнительному образованию проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. 1 раза в неделю. Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Программа личностного развития и формирования
универсальных учебных действий
Работа по личностному развитию и формированию универсальных учебных действий
производится согласно Программе личностного развития и формирования универсальных учебных действий МАОУ «Приданниковская СОШ».
Предметные результаты обучения. Изучать историю баскетбола и запоминать имена выдающихся отечественных баскетболистов. Овладевать основными приёмами игры в баскетбол. Соблюдать правила безопасности, чтобы избежать травм при занятиях баскетболом. Выполнять контрольные упражнения и тесты. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки.
Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности. Моделировать технику освоенных игровых действий и приёмов.
Личностные результаты обучения. Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Метапредметные результаты обучения. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Техника безопасности при организации занятий. | 1 |
2 | История развития баскетбола. | 1 |
3 | Передачи мяча. | 7 |
4 | Остановки и перемещения. | 5 |
5 | Броски в корзину. | 7 |
6 | Ведения мяча. | 5 |
7 | Игры и соревнования. | 9 |
8 | Всего | 35 |
Содержание учебного плана
1. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях. Требования безопасности по окончании занятий.
2. Теоретическая подготовка. Состояние и развитие баскетбола в России. Профилактика травматизма. Общая характеристика спортивной подготовки. Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и тактическая подготовка. Физические качества и физическая подготовка.
3. Физическая подготовка. ОФП: Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы. Упражнения для всех групп мышц. Упражнения для развития силы, ловкости, быстроты, выносливости. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.
4. Техническая подготовка. Обводка соперника. Ведение, остановка в два шага и прыжком. Броски мячом в корзину с места, после остановки, жонглирование мячом.
5. Тактическая подготовка. Выход для получения мяча и отвлечения соперника. Атака корзины соперника. Игра один на один в нападении и защите.
6. Промежуточная и итоговая аттестация. Усвоение изученного материала. Результаты выступления на соревнованиях и индивидуальные игровые показатели. Выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.
7. Соревнования. Участие в соревнованиях на основании «Календаря спортивно-массовых мероприятий». Контрольные игры на учебно-тренировочных занятиях. Товарищеские встречи. «Кэс баскет».
8. Летняя оздоровительная работа. Участие в семинарах, мастер-классах, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Учебно – тематическое планирование
№ урока | Тема занятий |
Правила соревнований по баскетболу. Правила техники безопасности при проведении занятий по физической культуре | |
Ведение мяча по прямой с изменением скорости передвижения. | |
Ведение одной рукой. В движении: ведение левой и правой рукой с переводами перед собой, за спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение 2 мячей одновременно. | |
Перемещения баскетболиста. Игра 1x0 с завершением после прохода под корзину. | |
Шагом, бегом, приставными шагами, с изменением скорости и направления. | |
Остановки баскетболиста прыжком. | |
Передача мяча двумя руками от груди. | |
Передача мяча одной рукой от плеча. | |
В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках 2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест | |
Ловля мяча после различных видов передач | |
Ловля одной рукой в парах на месте и в движении | |
Игра в защите. История развития баскетбола в мире и России. | |
Индивидуальные перемещения защитника | |
Борьба за отскок, отсекание | |
Личная защита (прессинг) | |
Зонная защита. | |
Игра в нападении | |
Открывание. | |
Быстрый отрыв. | |
Бег 500, 1000, метров. Бросок и ловля мяча из различных положений тела. | |
Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. | |
Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. | |
Участие в соревнованиях по баскетболу среди школы. | |
Игра 1x1 в ограниченном пространстве. | |
Игра в квадрате. | |
Правила техники безопасности при проведении занятий по физической культуре | |
Правила соревнований по баскетболу. | |
Свободная игра 3x3 на половине площадки. | |
Ведение одной рукой. В движении: ведение левой и правой рукой с переводами перед собой, за спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение 2 мячей одновременно. | |
Перемещения баскетболиста в защитной стойке. | |
Шагом, бегом, приставными шагами, с изменением скорости и направления. | |
Остановки баскетболиста прыжком. Контрольные нормативы по ОФП (Челночный бег, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места.) | |
Передача мяча двумя руками от груди | |
Передача мяча одной рукой от плеча. Контрольные нормативы по СФП (обводка конусов, штрафной бросок, жонглирование двумя мячами). | |
В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках 2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест. |
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы «Баскетбол»
Описание кадровых условий реализации дополнительной общеобразовательной программы «Баскетбол»
системе непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников МАОУ «Приданниковская СОШ»
*Педагоги дополнительного образования являются внутренними совместителями.
Ф.И.О., должность, педагогический стаж, квалификационная категория | Полное название организации, проводившей курсовую подготовку, название программы курсов (если есть, то учебный модуль), количество часов, сроки проведения курсов |
Некрасов Сергей Николаевич, учитель физической культуры, 1 квалификационная категория. | ГАОУ ДПО СО "ИРО" ДПП «Современные подходы в реализации учебного предмета «Физическая культура» в условиях ФГОС основного общего и среднего общего образования» (40 час.), 2020 год |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ. Спортивный инвентарь: баскеттобльные мячи -15 штук; набивные мячи - 5 штук;; гимнастические скакалки для прыжков 10 штук; гимнастические маты - 10 штук; баскетбольные мячи - 5 штук теннисные мячи -10 штук; Спортивные снаряды: гимнастические скамейки –2 штуки; гимнастическая стенка – 4 пролета.
Формы учёта знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы дополнительного образования
Контрольные упражнения.
Общая физическая подготовка. | |
Челночный бег 3x10 метров. | 8.6 секунд. |
Прыжок в длину с места. | 160 сантиметров. |
Сгибании разгибание рук в упоре лежа. | 27 раз. |
Специальная физическая подготовка. | |
Обводка 5 конусов. | 20 секунд. |
Жонглирование двумя мячами. | 10 раз. |
Штрафной бросок. | 5 из 10 метров. |
Список литературы используемой педагогом:
1. «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.
3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
4. Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от гениев баскетбола. М. «Эксмо». 2017 -368 стр.
5. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с.