12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Новикова Наталья Юрьевна21
0

Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет "Театральный сундучок"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звёздочка»

г. Малая Вишера Новгородской области




Программа одобрена на районном

постоянно-действующем семинаре:

протокол № __________________

от «_____»____________ 20____г.
















ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

по театрализованной деятельности

«Театральный сундучок»










Автор программы: воспитатель первой

квалификационной категории Н.Ю. Новикова

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации программы: 1 год








г. Малая Вишера

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Театр – волшебный край,

в котором ребёнок радуется играя,

а в игре он познаёт мир».

[С.И. Мерзлякова]

Современная педагогика всё больше внимания уделяет эмоциональной сфере личности ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, развивают воображение, память, коммуникативность, раскрывают его творческие возможности. Театрализованная деятельность всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью, так как в её арсенале – замечательные художественные средства: интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т.д. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, т.к. участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской театрализованной игры.

Цель программы: развитие творческих способностей детей, через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

Приобщать детей к театральной культуре (знакомство с театром, с театральными профессиями, атрибутами, с разными видами кукольных театров и т.д.);

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты);

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские (актёрские) умения;

Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных;

Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь;

Воспитывать культуру поведения в театре.

Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 лет.

Сроки реализации образовательной программы1 год.

Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по15-20 минут.


Наполняемость группы: ведущей формой организации занятий является групповая. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Формы работы кружка:

с детьми: рассказы, беседы, игры-беседы о театре, чтение художественной литературы, рассматривание наглядного материала и иллюстраций, игры-драматизации по текстам коротких стихов, потешек, скороговорок, разыгрывание знакомых сказок и инсценировок, просмотр кукольных представлений, спектаклей и беседы по ним.

с родителями: изготовление и подбор атрибутов: изготовление кукол и игрушек, костюмов, декораций; участие в совместных инсценировках, выставках поделок по сказкам, совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта), посещение выступлений своих детей, выездных театров со своими детьми.







Содержание учебного материала на год:


Тема занятия

Программное содержание

часы

теория/практика

Сентябрь «Путешествие в мир театра»

1-я неделя. Игра-беседа «Что такое театр!» (показ слайдов, картин, фотографий, альбома с иллюстрациями «Всё о театре»).







2-я неделя. Беседа-рассказ «Давайте, познакомимся с видами театров!».













3-я неделя. Знакомство с театральными профессиями (артист, художник, гример, парикмахер, музыкант, костюмер).





4-я неделя. Беседа-игра «Тишина! Идёт спектакль!».




Дать детям представление о театре, как о разновидности искусства, о его устройстве; вызвать интерес и желание заниматься театрализованной деятельностью; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.





Познакомить детей с различными видами театров; дать представление о разных видах кукольных театров: бибабо, пальчиковый, настольный, театр картинок на фланелеграфе, (магнитный) и др.; углублять интерес к театрализованной деятельности; обогащать словарный запас.





Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.







Познакомить детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете; вызвать интерес и желание играть; воспитывать дружеские взаимоотношения.




1













1











1











1

Октябрь

1-я неделя. Знакомство с устным народным творчеством «Волшебный сундучок». Игры с бабушкой Забавушкой.












2-я неделя. «Потешки в гости к нам приходят»: «Кисонька-мурысонька»,

«Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси» и др.









3- неделя. «Наши уточки с утра» (театр картинок).














4-я неделя. Посещение детского театра «Дорофей» из г. Великий Новгород

на базе ДОУ совместно с родителями.



Формировать интерес к УНТ (потешки, загадки, скороговорки); учить детей отгадывать загадки, выразительно читать потешки, чётко проговаривать скороговорки; развивать ассоциативное мышление, воображение; учить сочетать речь с движением;

воспитывать коммуникативные качества.





Продолжать знакомить с УНТ. Вспомнить с детьми потешки; формировать желание обыгрывать потешки по ролям с помощью масок-шапочек; учить имитировать звуки и повадки животных; чётко и выразительно выговаривать слова, соблюдая интонацию.




Рассмотреть картинки, вспомнить знакомую потешку; учить раскладывать

и двигать картинки на фланелеграфе; отрабатывать умение обыгрывать потешку по ролям, выразительно проговаривать слова с определённой интонацией и силой голоса.






Активизировать познавательный интерес к кукольному театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; воспитывать любовь к театральному искусству.

1















1











1















2






Ноябрь

1-я неделя. Поиграем с пальчиками «Вышли пальчики гулять»: пальчиковые игры: «Мои весёлые пальчики», «Я перчатку одеваю», «Солнечный зайчик» и др.




2-я неделя. «Стоит в поле теремок, теремок». Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. Работа над речью (интонация, выразительность, сила голоса).




3-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр).








4-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр).






Развивать мелкую моторику рук для свободного кукловождения; учить детей выполнять движения пальцев рук в соответствии с текстом игры, интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу; воспитывать партнёрские отношения между детьми.



Учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; проговаривать отдельные фрагменты; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству.






Познакомить детей с настольным театром; развивать умение разыгрывать сказку на столе под музыку; формировать навыки свободного кукловождения резиновой (мягкой) игрушкой; учить сопровождать движения кукол словами из текста.





Закрепить приёмы кукловождения игрушек на столе под музыку; развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки; воспитывать доброжелательные отношения и умение играть рядом.







1











1











1













1








Декабрь

1-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр).





2-я неделя. «Выросла репка большая - пребольшая». Слушание р.н. сказки «Репка» в аудиозаписи, рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.







3-я неделя. Поиграем пальчиками: разыгрывание р.н. сказки «Репка» (пальчиковый театр).









4-я неделя. Поиграем пальчиками: разыгрывание р.н. сказки «Репка» (пальчиковый театр).




Продолжать учить детей сопровождать движения кукол словами из текста; развивать умение соблюдать в ходе инсценировки элементарные правила; воспитывать дружеское отношение друг к другу.




Побеседовать по содержанию сказки: Кто понравился из героев, почему? Кем я хочу быть из героев сказки?; продолжать развивать эмоциональную выразительность детей через картинки; воспитывать интерес к народному творчеству.





Познакомить детей с приёмами кукловождения игрушек пальчикового театра; развивать интерес к играм-инсценировкам; подводить детей к созданию выразительного образа героев; воспитывать артистические качества.





Прививать устойчивый интерес к пальчиковому театру; продолжать знакомить детей с приёмами вождения кукол пальцами; учить разыгрывать знакомую сказку; подводить детей к выразительному исполнению ролей.


1











1













1











1






Январь

1-я неделя. Игра-путешествие «В гости к куклам би-ба-бо».







2-я неделя. «Колобок – наш Колобок, Колобок – румяный бок»». Чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.







3-я неделя. Разыгрывание р.н. сказки «Колобок» (театр кукол би-ба-бо).











4-я неделя. Разыгрывание сказки «Колобок» (театр кукол би-ба-бо).













 

Познакомить детей стеатром кукол би-ба-бо; развивать интерес к куклам би-ба-бо; продолжать формировать интерес к театрализованной деятельности.



Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству.







Познакомить детей с приёмами кукловождения кукол би-ба-бо; учить выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса: силу, ритм, дыхание.





Вызвать желание разыгрывать сказку; обогащать яркими впечатлениями; развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке; воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.






1









1











1













1






Февраль

1-я неделя. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.






2-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» (театр кукол би-ба-бо).











3-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» (театр кукол би-ба-бо).

Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству.





Совершенствовать навыки управления куклами би-ба-бо; выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса; воспитывать артистические качества.









Совершенствовать навыки управления куклами би-ба-бо;




















1











1















1














Март

1-занятие. Чтение р.н. сказки «Лиса, заяц и петух», рассматривание иллюстраций к сказке. Подвижная игра «Лиса и зайцы».











2-я неделя. «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один». Имитационные упражнения.













3-я неделя. «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!». Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюма. Распределение ролей (считалочкой).









4-я неделя. Инсценировка (показ) сказки «Лиса, заяц и петух» для детей своей группы.


Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через рассматривание иллюстраций; выполнять движения в соответствие со словами игры; воспитывать интерес к народному творчеству.



Вспомнить героев сказки, с которыми познакомились на предыдущем занятии; учить изображать героев сказки характерными движениями, голосом, раскрывать характеры особенности; развивать воображение и способность к творчеству.



Вызвать у детей желание вспомнить текст знакомой сказки; учить под музыку изображать героев сказки, подбирать соответствующую интонацию голоса для передачи черт характера; воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества.







Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе, выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра.


1











1













1













1








Апрель

1-я неделя. Чтение р.н. сказки «Курочка ряба», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.





2-я неделя. «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое». Весёлый танец по теме сказки.









3-янеделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба», работа над отдельными эпизодами под музыку. Распределение ролей (считалочкой, по очереди, по желанию и т.д.)









4-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах. Имитационные упражнения «Изобрази героя».




Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству



Продолжать учить детей работать над текстом, проговаривать слова и отдельные фразы с определённой интонацией и настроением в сочетание с жестами и мимикой; вызвать желание танцевать под музыку имитируя движения героев сказки.





Распределить роли между детьми; учить передавать образы героев сказки под музыку; воспитывать интерес к театрализации.











Совершенствовать умение инсценировать сказку, проявляя свои артистические способности; развивать в имитационных упражнениях умение изображать героев сказки характерными движениями и силой голоса.




1











1











1















1










Май




1-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах.







2-я неделя. Показ музыкальной сказки (мини спектакль) «Курочка ряба» для детей и педагогов ДОУ, родителей.











3-я неделя. Итоговое занятие. Посещение детского театра «Дорофей» из г. Великий Новгород на базе ДОУ совместно с родителями.














Совершенствовать умение инсценировать сказку, выразительно передавая образы героев; развивать социальные навыки общения; пополнять словарный запас.




Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности, в себе выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра.








Активизировать познавательный интерес к кукольному театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; воспитывать любовь к театральному искусству.


1









1

















2


















Всего:

36 ч.





Ожидаемый результат:

ребёнок:

Способен   обыграть  простой  сюжет  литературного произведения;

Может передавать образ героя мимикой, жестами, интонацией;

Умеет управлять куклами в соответствии с текстом литературного произведения;

Проявляет интерес, желание к театральной деятельности;

Умеет  взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.


Список литературы:


Журнал «Воспитатель: № 6/2010 г.

Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

 М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

А.Е. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии, М.: ТЦ Сфера, 2006.

Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М.: Издательство «Школьная Пресса», 200.



Тестовые задания мониторинга:

Тест № 1

Какая из перечисленных театральных профессий лишняя?

А) актёр

Б) повар

Тест № 2

Какое выразительное средство не использует актёр для передачи образа?

А) жесты

Б) запах

Тест № 3

Какого вида театра не существует?

А) пальчиковый

Б) животный

Тест № 4

Чего нет в театра?

А) сцены

Б) фонтана

Тест № 5

Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его реакции на то или иное действие это:

А) эмоции

Б) вредность

Тест № 6

Что не является эмоцией?

А) грусть

Б) жадность



Мониторинг

знаний и умений по театрализованной деятельности

за 20____/20____уч. год.

 

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

Основы театрального искусства



Звуковая культура речи

Художественно-образное развитие

Музыкальное развитие

Основы коллективной творческой деятельности

Итоговая оценка уровня развития

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



- «отлично»

 - «хорошо»

 - «удовлетворительно»

   - «неудовлетворительно»


Оценка знаний, умений и навыков детей:


     «Отлично» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.

     «Хорошо» – эмоциональная отзывчивость, интерес к театрализованной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

     «Удовлетворительно» – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к театрализованной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

     «Неудовлетворительно» – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение ребёнка к театрализованной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.