12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Новикова Наталья Юрьевна21 |
Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет "Театральный сундучок"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звёздочка»
г. Малая Вишера Новгородской области
Программа одобрена на районном
постоянно-действующем семинаре:
протокол № __________________
от «_____»____________ 20____г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
по театрализованной деятельности
«Театральный сундучок»
Автор программы: воспитатель первой
квалификационной категории Н.Ю. Новикова
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год
г. Малая Вишера
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется играя,
а в игре он познаёт мир».
[С.И. Мерзлякова]
Цель программы: развитие творческих способностей детей, через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
Приобщать детей к театральной культуре (знакомство с театром, с театральными профессиями, атрибутами, с разными видами кукольных театров и т.д.);
Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты);
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские (актёрские) умения;
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных;
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь;
Воспитывать культуру поведения в театре.
Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 лет.
Сроки реализации образовательной программы — 1 год.
Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по15-20 минут.
Наполняемость группы: ведущей формой организации занятий является групповая. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Формы работы кружка:
с детьми: рассказы, беседы, игры-беседы о театре, чтение художественной литературы, рассматривание наглядного материала и иллюстраций, игры-драматизации по текстам коротких стихов, потешек, скороговорок, разыгрывание знакомых сказок и инсценировок, просмотр кукольных представлений, спектаклей и беседы по ним.
с родителями: изготовление и подбор атрибутов: изготовление кукол и игрушек, костюмов, декораций; участие в совместных инсценировках, выставках поделок по сказкам, совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта), посещение выступлений своих детей, выездных театров со своими детьми.
Содержание учебного материала на год:
Тема занятия | Программное содержание | часы | |
теория/практика | |||
Сентябрь «Путешествие в мир театра» | 1-я неделя. Игра-беседа «Что такое театр!» (показ слайдов, картин, фотографий, альбома с иллюстрациями «Всё о театре»). 2-я неделя. Беседа-рассказ «Давайте, познакомимся с видами театров!». 3-я неделя. Знакомство с театральными профессиями (артист, художник, гример, парикмахер, музыкант, костюмер). 4-я неделя. Беседа-игра «Тишина! Идёт спектакль!». | Дать детям представление о театре, как о разновидности искусства, о его устройстве; вызвать интерес и желание заниматься театрализованной деятельностью; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. Познакомить детей с различными видами театров; дать представление о разных видах кукольных театров: бибабо, пальчиковый, настольный, театр картинок на фланелеграфе, (магнитный) и др.; углублять интерес к театрализованной деятельности; обогащать словарный запас. Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. Познакомить детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете; вызвать интерес и желание играть; воспитывать дружеские взаимоотношения. | 1 1 1 1 |
Октябрь | 1-я неделя. Знакомство с устным народным творчеством «Волшебный сундучок». Игры с бабушкой Забавушкой. 2-я неделя. «Потешки в гости к нам приходят»: «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси» и др. 3- неделя. «Наши уточки с утра» (театр картинок). 4-я неделя. Посещение детского театра «Дорофей» из г. Великий Новгород на базе ДОУ совместно с родителями. | Формировать интерес к УНТ (потешки, загадки, скороговорки); учить детей отгадывать загадки, выразительно читать потешки, чётко проговаривать скороговорки; развивать ассоциативное мышление, воображение; учить сочетать речь с движением; воспитывать коммуникативные качества. Продолжать знакомить с УНТ. Вспомнить с детьми потешки; формировать желание обыгрывать потешки по ролям с помощью масок-шапочек; учить имитировать звуки и повадки животных; чётко и выразительно выговаривать слова, соблюдая интонацию. Рассмотреть картинки, вспомнить знакомую потешку; учить раскладывать и двигать картинки на фланелеграфе; отрабатывать умение обыгрывать потешку по ролям, выразительно проговаривать слова с определённой интонацией и силой голоса. Активизировать познавательный интерес к кукольному театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; воспитывать любовь к театральному искусству. | 1 1 1 2 |
Ноябрь | 1-я неделя. Поиграем с пальчиками «Вышли пальчики гулять»: пальчиковые игры: «Мои весёлые пальчики», «Я перчатку одеваю», «Солнечный зайчик» и др. 2-я неделя. «Стоит в поле теремок, теремок». Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. Работа над речью (интонация, выразительность, сила голоса). 3-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр). 4-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр). | Развивать мелкую моторику рук для свободного кукловождения; учить детей выполнять движения пальцев рук в соответствии с текстом игры, интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу; воспитывать партнёрские отношения между детьми. Учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; проговаривать отдельные фрагменты; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству. Познакомить детей с настольным театром; развивать умение разыгрывать сказку на столе под музыку; формировать навыки свободного кукловождения резиновой (мягкой) игрушкой; учить сопровождать движения кукол словами из текста. Закрепить приёмы кукловождения игрушек на столе под музыку; развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки; воспитывать доброжелательные отношения и умение играть рядом. | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1-я неделя. Поиграем с игрушками «Сказка на столе»: разыгрывание сказки «Теремок» (настольный театр). 2-я неделя. «Выросла репка большая - пребольшая». Слушание р.н. сказки «Репка» в аудиозаписи, рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 3-я неделя. Поиграем пальчиками: разыгрывание р.н. сказки «Репка» (пальчиковый театр). 4-я неделя. Поиграем пальчиками: разыгрывание р.н. сказки «Репка» (пальчиковый театр). | Продолжать учить детей сопровождать движения кукол словами из текста; развивать умение соблюдать в ходе инсценировки элементарные правила; воспитывать дружеское отношение друг к другу. Побеседовать по содержанию сказки: Кто понравился из героев, почему? Кем я хочу быть из героев сказки?; продолжать развивать эмоциональную выразительность детей через картинки; воспитывать интерес к народному творчеству. Познакомить детей с приёмами кукловождения игрушек пальчикового театра; развивать интерес к играм-инсценировкам; подводить детей к созданию выразительного образа героев; воспитывать артистические качества. Прививать устойчивый интерес к пальчиковому театру; продолжать знакомить детей с приёмами вождения кукол пальцами; учить разыгрывать знакомую сказку; подводить детей к выразительному исполнению ролей. | 1 1 1 1 |
Январь | 1-я неделя. Игра-путешествие «В гости к куклам би-ба-бо». 2-я неделя. «Колобок – наш Колобок, Колобок – румяный бок»». Чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 3-я неделя. Разыгрывание р.н. сказки «Колобок» (театр кукол би-ба-бо). 4-я неделя. Разыгрывание сказки «Колобок» (театр кукол би-ба-бо).
| Познакомить детей стеатром кукол би-ба-бо; развивать интерес к куклам би-ба-бо; продолжать формировать интерес к театрализованной деятельности. Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству. Познакомить детей с приёмами кукловождения кукол би-ба-бо; учить выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса: силу, ритм, дыхание. Вызвать желание разыгрывать сказку; обогащать яркими впечатлениями; развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке; воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества. | 1 1 1 1 |
Февраль | 1-я неделя. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 2-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» (театр кукол би-ба-бо). 3-я неделя. Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» (театр кукол би-ба-бо). | Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству. Совершенствовать навыки управления куклами би-ба-бо; выполнять движения рук в соответствии с текстом сказки под музыку по ролям; использовать выразительные средства голоса; воспитывать артистические качества. Совершенствовать навыки управления куклами би-ба-бо; | 1 1 1 |
Март | 1-занятие. Чтение р.н. сказки «Лиса, заяц и петух», рассматривание иллюстраций к сказке. Подвижная игра «Лиса и зайцы». 2-я неделя. «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один». Имитационные упражнения. 3-я неделя. «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!». Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюма. Распределение ролей (считалочкой). 4-я неделя. Инсценировка (показ) сказки «Лиса, заяц и петух» для детей своей группы. | Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через рассматривание иллюстраций; выполнять движения в соответствие со словами игры; воспитывать интерес к народному творчеству. Вспомнить героев сказки, с которыми познакомились на предыдущем занятии; учить изображать героев сказки характерными движениями, голосом, раскрывать характеры особенности; развивать воображение и способность к творчеству. Вызвать у детей желание вспомнить текст знакомой сказки; учить под музыку изображать героев сказки, подбирать соответствующую интонацию голоса для передачи черт характера; воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества. Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе, выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра. | 1 1 1 1 |
Апрель | 1-я неделя. Чтение р.н. сказки «Курочка ряба», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. 2-я неделя. «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое». Весёлый танец по теме сказки. 3-янеделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба», работа над отдельными эпизодами под музыку. Распределение ролей (считалочкой, по очереди, по желанию и т.д.) 4-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах. Имитационные упражнения «Изобрази героя». | Продолжать учить детей слушать сказку, следить за сюжетом; развивать эмоциональную выразительность детей через иллюстрации; воспитывать интерес к народному творчеству Продолжать учить детей работать над текстом, проговаривать слова и отдельные фразы с определённой интонацией и настроением в сочетание с жестами и мимикой; вызвать желание танцевать под музыку имитируя движения героев сказки. Распределить роли между детьми; учить передавать образы героев сказки под музыку; воспитывать интерес к театрализации. Совершенствовать умение инсценировать сказку, проявляя свои артистические способности; развивать в имитационных упражнениях умение изображать героев сказки характерными движениями и силой голоса. | 1 1 1 1 |
Май | 1-я неделя. Репетиция музыкальной сказки «Курочка ряба» в костюмах. 2-я неделя. Показ музыкальной сказки (мини спектакль) «Курочка ряба» для детей и педагогов ДОУ, родителей. 3-я неделя. Итоговое занятие. Посещение детского театра «Дорофей» из г. Великий Новгород на базе ДОУ совместно с родителями. | Совершенствовать умение инсценировать сказку, выразительно передавая образы героев; развивать социальные навыки общения; пополнять словарный запас. Вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности, в себе выступая перед зрителями; приобщать детей к искусству театра. Активизировать познавательный интерес к кукольному театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; воспитывать любовь к театральному искусству. | 1 1 2 |
Всего: | 36 ч. |
Ожидаемый результат:
ребёнок:
Способен обыграть простой сюжет литературного произведения;
Может передавать образ героя мимикой, жестами, интонацией;
Умеет управлять куклами в соответствии с текстом литературного произведения;
Проявляет интерес, желание к театральной деятельности;
Умеет взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Список литературы:
Журнал «Воспитатель: № 6/2010 г.
Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
А.Е. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии, М.: ТЦ Сфера, 2006.
Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М.: Издательство «Школьная Пресса», 200.
Тестовые задания мониторинга:
Тест № 1
Какая из перечисленных театральных профессий лишняя?
А) актёр
Б) повар
Тест № 2
Какое выразительное средство не использует актёр для передачи образа?
А) жесты
Б) запах
Тест № 3
Какого вида театра не существует?
А) пальчиковый
Б) животный
Тест № 4
Чего нет в театра?
А) сцены
Б) фонтана
Тест № 5
Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его реакции на то или иное действие это:
А) эмоции
Б) вредность
Тест № 6
Что не является эмоцией?
А) грусть
Б) жадность
Мониторинг
знаний и умений по театрализованной деятельности
за 20____/20____уч. год.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Основы театрального искусства | Звуковая культура речи | Художественно-образное развитие | Музыкальное развитие | Основы коллективной творческой деятельности | Итоговая оценка уровня развития |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
- «отлично»
- «хорошо»
- «удовлетворительно»
- «неудовлетворительно»
Оценка знаний, умений и навыков детей:
«Отлично» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
«Хорошо» – эмоциональная отзывчивость, интерес к театрализованной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
«Удовлетворительно» – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к театрализованной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.
«Неудовлетворительно» – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение ребёнка к театрализованной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).