Программа дополнительного образования «Футбол»
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида № 4»
Рассмотрена на педагогическом совете
Утверждена приказом № _____ школы-интерната I-II вида № 4
от ______________________
(протокол № _____ от __________)
Директор школы-интерната I-II вида
_________________Потницева Г.Н.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ФУТБОЛ»
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Петров Олег Геннадьевич
Возраст учащихся: от 13 до 17 лет
Срок реализации программы: 2 года
(2 часа в неделю, 72 часа в год.)
Великий Новгород
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Футбол» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании», федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-фз и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей ( Постановлением Правительства РФ от 07. 03. 1995 г. № 233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ, дополнена и расширена разделами «Техническая и тактическая подготовка игры в футбол» программы Г.А.Колодницкого,В.С. Кузнецова,М.В.Маслова «Футбол».
Данная программа адаптирована для условий государственного специального ( коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида № 4» и возрастных особенностей воспитанников (от 13 до 17 лет).
Программа «Футбол» предназначена для физкультурно-оздоровительной работы с учащимися школы (от 13 до 17 лет), проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Данная программа предоставляет доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению отдельными элементами техники и тактики игры в футбол, развитию физических способностей, приобретению теоретических сведений, а также навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
Новизна программы заключается в том, что в ней введен раздел «Техническая и тактическая подготовка игры в футбол»,благодаря чему введено большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование технико-тактических приемов, что позволяет привлечь как можно больше учащихся к занятиям по футболу и привить им любовь к этому виду спорта. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания.
Актуальность программы «Футбол» состоит в решении проблемы в более качественном физическом развитии детей по футболу, т.к. в основу программы положены нормативные требования по физической и технической подготовке, данные научных исследований и спортивной практики, опыт педагогов физической культуры и спорта.
Целесообразность программы заключается в том, что занятия по ней позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, т.к. количество учебных часов отведенных на изучение раздела «Футбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приемами. Программа актуальна на сегодняшний день, т.к. ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Систематические занятия футболом способствуют развитию у учащихся: силы, быстроты, выносливости, решительности, чувства коллективизма, а также улучшают деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной системы и др., что плодотворно сказывается на здоровье занимающихся.
Отличительной особенностью данной программы является упор на обучение и совершенствование технических приемов и тактических действий, развитие физических способностей, формирование знаний по теории и методике игры в футбол, что позволяет достигнуть более высокого результата. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.
Цель программы: формирование физической культуры личности в прцессе всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее основными правилами.
Задачи:
Образовательные:
формирование необходимых теоретических знаний;
обучение технике и тактике игры;
обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.
Воспитательные:
воспитание моральных и волевых качеств;
выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.
Развивающие:
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
совершенствование навыков и умений игры.
Ожидаемый результат – потребность в систематических занятиях футболом, повышение уровня общей физической подготовки, знание технических и тактических приемов футбола.
Способы проверки ожидаемого результата
Критерии |
Показатели |
Методы |
1. Потребность в познании |
1.1.Знания названий атрибутов футбола, технических и тактических элементов и умение их показывать |
1.Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний |
1.2. Знание технических и тактических элементов футбола. |
||
1.3.Знание технико-тактических комбинаций |
||
2. Потребность заниматься |
2.1.Посещаемость занятий 2.2.Активность на занятиях |
2.Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения |
3. Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками |
3.1.Умение самостоятельно организовать игровую деятельность 3.2. Активное участие в общешкольных мероприятиях 3.3.Умение исправить ошибки в технико-тактических элементах у себя и у своих сверстников |
3.Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализ, метод одобрения |
4. Опыт соревновательной деятельности |
4.1.Участие в товарищеских встречах, соревнованиях. 4.2. Участие в сдаче контрольных нормативов |
4.Оценка, испытания, контроль |
5. Опыт ЗОЖ |
5.1.Потребность в самостоятельных дополнительных занятиях 5.2.Самообслуживание, гигиена |
5.Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример |
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - от 13 до 17 лет.
Срок реализации программы: 2 года ( 2 раза в неделю по 2 учебных часа: 72 часа.)
Форма и режим занятий.
Формы: занятия, контрольные испытания, товарищеские встречи, соревнования школьного и городского уровня.
Наполняемость групп составляет 20 человек, что соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и номативов СанПиНа 2.4.4.1251-03 и условиям государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида №4»
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-диагностика уровня сформированности знаний по теории программы;
в мае – контрольное тестирование по итогам обучения, контрольные игры с заданиями, товарищеские встречи, соревнования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения.
Тема |
Часы |
Техника безопасности.Введение. |
2 |
Общая физическая подготовка. |
10 |
3.Специальная физическая подготовка. |
18 |
4.Техническая и тактическая подготовка |
40 |
5.Правила игры. |
2 |
Итого: |
72 |
2 год обучения.
Тема |
Часы |
Техника безопасности. Введение. |
2 |
Общая физическая подготовка. |
10 |
Специальная физическая подготовка. |
14 |
Техническая и тактическая подготовка. |
40 |
Психологическая подготовка. |
4 |
Правила игры. Итого: |
2 72 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1 год обучения.
1.Техника безапасности.Введение: Правила безопасности при занятиях футболом. Правила безопасности при выполнении игровых действий.История возникновения и развития футбола. Современное состояние футбола.Терминология в футболе.
2.Общая физическая подготовка.
Теория:Значение ОФП в подготовке футболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренжерах, спортивные игры.
3.Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СПФ в подготовке футболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые учавствуют в выполнении технических приемов, скорости, силы, координации, гибкости, выносливости ( скоростной, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим. Эстафеты, подвижные и спортивные игры.
4.Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в футболе. Значение тактической подготовки в футболе.Характеристика техники сильнейших футболистов.Анализ тактических действий футбольных команд.
Практика: Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты из различных исходных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой; ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой; выбивание мяча ударом ногой и ловля катящегося мяча.Индивидуальные и простые групповые тактические взаимодействия ( с мячом и без мяча) в нападении и в защите.Позиционное нападение без изменений и с изменением позиций игроков.Нападение в игровых заданиях с атакой и без атаки ворот. Двусторонняя игра по упрощенным правилам( с уменьшенным составом команд).
5.Правила игры.
Терминология в футболе. Правила игры.
2 год обучения.
1.Техника безопасности.Введение: Техника безопасности.Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности. Здоровый образ жизни и его значение.Физическая культура- средство укрепления здоровья.
2.Общая физическая подготовка.
Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта.
3.Специальная физическая подготовка.
Теория: Воздействие некоторых специальных упражнений на костно – мышечный аппарат.
Практика: Упражнения, сходные с основным видом действия не только по характеру нервно – мышечных усилий, но и по структуре движений. Специально- подготовительные упражнения. Подвижные и спортивные игры. Специальные эстафетыи контрольные упражнения ( тесты).
4.Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Теоретические основы технического совершенствования.Характеристика игры команд соперников. Тактический анализ.
Практика: Закрепление и совершенствование ранее освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Удары помячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внутренней и внешней стороной стопы, носком, удары по мячу головой; финты; игра вратаря – ловля низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.Тактика позиционного нападения с изменением позиций игроков; нападение в игровых заданиях 3 : 1;3 : 2; 3:3; 2 :1 с атакой и без атаки ворот.Тактические приемы в нападении и в защите – индивидуальные, групповые, командные действия. Двусторонняя игра по правилам.
5.Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию.Достижения оптимального боевого состояния перед соревнованиями. Сохранение оптимального боевого состояния во время соревнований.
6.Правила игры.
Правила игры в футбол.Организация игры в футбол. Основы судейской терминологии и жестов.Судейство.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1. Программа основана на использовании общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности; основными принципами специальной физической подготовки являются: сбалансированное развитие физических качеств, сопряженность, опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.
2. Для стимулирования деятельности воспитанников используются активные методы обучения, воспитания и контроля. Все разделы программы объединяет игровой и соревновательный методы проведения занятий. Данные методы придают образовательноиу процессу привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоение материала, повышают эмоциональный фон занятий.
3.Технические приемы с мячами выполняются после освоения техники данного технического приема.При обучении тактическим и техническим действиям используются методы подводящих упражнений, метод расчлененного разучивания, метод целостного упражнения.
4.Обучение техническим и тактическим элементам осуществляется на занятиях и вне занятий, при индивидуальной работе над движениями, чтобы помочь каждому ребенку. При этом необходимо учитывать возраст требенка, его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.
5.Принцип доступности позволяет ребенку принимать участие в различных видах деятельности, ему более интересной: в соревнованиях, товарищеских встречах, организации соревновательной деятельности, судействе, контрольных играх.
Материально- техническое обеспечение.
Мячи футбольные;
Насос с иглой для надувания мячей;
Сетка для переноса и хранения мячей;
Футбольные ворота (для мини-футбола);
Сетки для футбольных ворот;
Жилетки игровые разного цвета;
Флажки разметочные с опорой;
Стойки для обводки;
Конусы;
Фишки;
Свисток судейский;
Секундомер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ:
1.Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. «Футбол». – 3-е изд.испр.доп.-М: Физкультура и спорт, 2002
2.Андреев С.Н. «Играй в мини-футбол».- М.:Советский спорт, 1999
3.Лебедев Л.Г. «Все о футболе.Справочник»-М.: Советский спорт, 2003
4.Футбол:Правила игры.-М.:Физкультура и спорт,2003
5.Лях В.И. Зданевич А.А.Комплексная программа физического воспитания учащихся/Программы общеобразовательных учреждений.-М:Просвещение,2011
6.Сборник авторских программ педагогов- победителей конкурса «Сердце отдаю детям», М.2001
7.Спортивные игры.Под ред.А.Комарова и В.Хомутского.М.:Физкультура и спорт,2010
8.Колодницкий Г.А. Внеурочная детельность учащихся. Футбол: пособие для учителей и методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов.-М :Просвещение,2011
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1.Андреев С.Н. «Футбол – твоя игра» Кн. Для учащихся сред. и ст. классов.- М:Просвещение, 2006
2.Литвтнов Е.Н. и др «Веселая физкультура» Учебник для учащихся.-М:Просвещение, 2007
3.Клусов Н.П.,Цуркан А.А.Стадионы во дворе: Кн. Для учащихся.-М:Просвещение, 2004