Программа дополнительного образования «Футбол»

2
0
Материал опубликован 14 October 2016

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида № 4»

 

Рассмотрена на педагогическом совете

Утверждена приказом № _____ школы-интерната I-II вида № 4

от ______________________

(протокол № _____ от __________)

Директор школы-интерната I-II вида

_________________Потницева Г.Н.

 

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«ФУТБОЛ»

 

Составитель программы:

педагог дополнительного образования

Петров Олег Геннадьевич

Возраст учащихся: от 13 до 17 лет

Срок реализации программы: 2 года

(2 часа в неделю, 72 часа в год.)

 

Великий Новгород

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Футбол» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании», федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-фз и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей ( Постановлением Правительства РФ от 07. 03. 1995 г. № 233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ, дополнена и расширена разделами «Техническая и тактическая подготовка игры в футбол» программы Г.А.Колодницкого,В.С. Кузнецова,М.В.Маслова «Футбол».

Данная программа адаптирована для условий государственного специального ( коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида № 4» и возрастных особенностей воспитанников (от 13 до 17 лет).

Программа «Футбол» предназначена для физкультурно-оздоровительной работы с учащимися школы (от 13 до 17 лет), проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Данная программа предоставляет доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению отдельными элементами техники и тактики игры в футбол, развитию физических способностей, приобретению теоретических сведений, а также навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

Новизна программы заключается в том, что в ней введен раздел «Техническая и тактическая подготовка игры в футбол»,благодаря чему введено большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование технико-тактических приемов, что позволяет привлечь как можно больше учащихся к занятиям по футболу и привить им любовь к этому виду спорта. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания.

Актуальность программы «Футбол» состоит в решении проблемы в более качественном физическом развитии детей по футболу, т.к. в основу программы положены нормативные требования по физической и технической подготовке, данные научных исследований и спортивной практики, опыт педагогов физической культуры и спорта.

Целесообразность программы заключается в том, что занятия по ней позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, т.к. количество учебных часов отведенных на изучение раздела «Футбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приемами. Программа актуальна на сегодняшний день, т.к. ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Систематические занятия футболом способствуют развитию у учащихся: силы, быстроты, выносливости, решительности, чувства коллективизма, а также улучшают деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной системы и др., что плодотворно сказывается на здоровье занимающихся.

Отличительной особенностью данной программы является упор на обучение и совершенствование технических приемов и тактических действий, развитие физических способностей, формирование знаний по теории и методике игры в футбол, что позволяет достигнуть более высокого результата. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.

Цель программы: формирование физической культуры личности в прцессе всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее основными правилами.

Задачи:

Образовательные:

формирование необходимых теоретических знаний;

обучение технике и тактике игры;

обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.

Воспитательные:

воспитание моральных и волевых качеств;

выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;

формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.

Развивающие:

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

совершенствование навыков и умений игры.

Ожидаемый результат – потребность в систематических занятиях футболом, повышение уровня общей физической подготовки, знание технических и тактических приемов футбола.

Способы проверки ожидаемого результата

Критерии

Показатели

Методы

1. Потребность в познании

1.1.Знания названий атрибутов футбола, технических и тактических элементов и умение их показывать

1.Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний

1.2. Знание технических и тактических элементов футбола.

1.3.Знание технико-тактических комбинаций

2. Потребность заниматься

2.1.Посещаемость занятий

2.2.Активность на занятиях

2.Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения

3. Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками

3.1.Умение самостоятельно организовать игровую деятельность

3.2. Активное участие в общешкольных мероприятиях

3.3.Умение исправить ошибки в технико-тактических элементах у себя и у своих сверстников

3.Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализ, метод одобрения

4. Опыт соревновательной деятельности

4.1.Участие в товарищеских встречах, соревнованиях.

4.2. Участие в сдаче контрольных нормативов

4.Оценка, испытания, контроль

5. Опыт ЗОЖ

5.1.Потребность в самостоятельных дополнительных занятиях

5.2.Самообслуживание, гигиена

5.Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - от 13 до 17 лет.

Срок реализации программы: 2 года ( 2 раза в неделю по 2 учебных часа: 72 часа.)

Форма и режим занятий.

Формы: занятия, контрольные испытания, товарищеские встречи, соревнования школьного и городского уровня.

Наполняемость групп составляет 20 человек, что соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и номативов СанПиНа 2.4.4.1251-03 и условиям государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида №4»

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-диагностика уровня сформированности знаний по теории программы;

в мае – контрольное тестирование по итогам обучения, контрольные игры с заданиями, товарищеские встречи, соревнования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения.

Тема

Часы

Техника безопасности.Введение.

2

Общая физическая подготовка.

10

3.Специальная физическая подготовка.

18

4.Техническая и тактическая подготовка

40

5.Правила игры.

2

Итого:

72


2 год обучения.

Тема

Часы

Техника безопасности. Введение.

2

Общая физическая подготовка.

10

Специальная физическая подготовка.

14

Техническая и тактическая подготовка.

40

Психологическая подготовка.

4

Правила игры.

Итого:

2

72

 

Содержание дополнительной образовательной программы.

1 год обучения.

1.Техника безапасности.Введение: Правила безопасности при занятиях футболом. Правила безопасности при выполнении игровых действий.История возникновения и развития футбола. Современное состояние футбола.Терминология в футболе.

2.Общая физическая подготовка.

Теория:Значение ОФП в подготовке футболистов.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренжерах, спортивные игры.

3.Специальная физическая подготовка.

Теория: Значение СПФ в подготовке футболистов.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые учавствуют в выполнении технических приемов, скорости, силы, координации, гибкости, выносливости ( скоростной, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим. Эстафеты, подвижные и спортивные игры.

4.Техническая и тактическая подготовка.

Теория: Значение технической подготовки в футболе. Значение тактической подготовки в футболе.Характеристика техники сильнейших футболистов.Анализ тактических действий футбольных команд.

Практика: Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты из различных исходных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой; ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой; выбивание мяча ударом ногой и ловля катящегося мяча.Индивидуальные и простые групповые тактические взаимодействия ( с мячом и без мяча) в нападении и в защите.Позиционное нападение без изменений и с изменением позиций игроков.Нападение в игровых заданиях с атакой и без атаки ворот. Двусторонняя игра по упрощенным правилам( с уменьшенным составом команд).

5.Правила игры.

Терминология в футболе. Правила игры.


2 год обучения.

1.Техника безопасности.Введение: Техника безопасности.Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности. Здоровый образ жизни и его значение.Физическая культура- средство укрепления здоровья.

2.Общая физическая подготовка.

Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта.

3.Специальная физическая подготовка.

Теория: Воздействие некоторых специальных упражнений на костно – мышечный аппарат.

Практика: Упражнения, сходные с основным видом действия не только по характеру нервно – мышечных усилий, но и по структуре движений. Специально- подготовительные упражнения. Подвижные и спортивные игры. Специальные эстафетыи контрольные упражнения ( тесты).

4.Техническая и тактическая подготовка.

Теория: Теоретические основы технического совершенствования.Характеристика игры команд соперников. Тактический анализ.

Практика: Закрепление и совершенствование ранее освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Удары помячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внутренней и внешней стороной стопы, носком, удары по мячу головой; финты; игра вратаря – ловля низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.Тактика позиционного нападения с изменением позиций игроков; нападение в игровых заданиях 3 : 1;3 : 2; 3:3; 2 :1 с атакой и без атаки ворот.Тактические приемы в нападении и в защите – индивидуальные, групповые, командные действия. Двусторонняя игра по правилам.

5.Психологическая подготовка.

Теория: Способы регуляции психического состояния.

Практика: Упражнения на релаксацию.Достижения оптимального боевого состояния перед соревнованиями. Сохранение оптимального боевого состояния во время соревнований.

6.Правила игры.

Правила игры в футбол.Организация игры в футбол. Основы судейской терминологии и жестов.Судейство.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

1. Программа основана на использовании общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности; основными принципами специальной физической подготовки являются: сбалансированное развитие физических качеств, сопряженность, опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.

2. Для стимулирования деятельности воспитанников используются активные методы обучения, воспитания и контроля. Все разделы программы объединяет игровой и соревновательный методы проведения занятий. Данные методы придают образовательноиу процессу привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоение материала, повышают эмоциональный фон занятий.

3.Технические приемы с мячами выполняются после освоения техники данного технического приема.При обучении тактическим и техническим действиям используются методы подводящих упражнений, метод расчлененного разучивания, метод целостного упражнения.

4.Обучение техническим и тактическим элементам осуществляется на занятиях и вне занятий, при индивидуальной работе над движениями, чтобы помочь каждому ребенку. При этом необходимо учитывать возраст требенка, его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.

5.Принцип доступности позволяет ребенку принимать участие в различных видах деятельности, ему более интересной: в соревнованиях, товарищеских встречах, организации соревновательной деятельности, судействе, контрольных играх.


Материально- техническое обеспечение.

Мячи футбольные;

Насос с иглой для надувания мячей;

Сетка для переноса и хранения мячей;

Футбольные ворота (для мини-футбола);

Сетки для футбольных ворот;

Жилетки игровые разного цвета;

Флажки разметочные с опорой;

Стойки для обводки;

Конусы;

Фишки;

Свисток судейский;

Секундомер.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ:

1.Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. «Футбол». – 3-е изд.испр.доп.-М: Физкультура и спорт, 2002

2.Андреев С.Н. «Играй в мини-футбол».- М.:Советский спорт, 1999

3.Лебедев Л.Г. «Все о футболе.Справочник»-М.: Советский спорт, 2003

4.Футбол:Правила игры.-М.:Физкультура и спорт,2003

5.Лях В.И. Зданевич А.А.Комплексная программа физического воспитания учащихся/Программы общеобразовательных учреждений.-М:Просвещение,2011

6.Сборник авторских программ педагогов- победителей конкурса «Сердце отдаю детям», М.2001

7.Спортивные игры.Под ред.А.Комарова и В.Хомутского.М.:Физкультура и спорт,2010

8.Колодницкий Г.А. Внеурочная детельность учащихся. Футбол: пособие для учителей и методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов.-М :Просвещение,2011

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.Андреев С.Н. «Футбол – твоя игра» Кн. Для учащихся сред. и ст. классов.- М:Просвещение, 2006

2.Литвтнов Е.Н. и др «Веселая физкультура» Учебник для учащихся.-М:Просвещение, 2007

3.Клусов Н.П.,Цуркан А.А.Стадионы во дворе: Кн. Для учащихся.-М:Просвещение, 2004

Комментарии
Комментариев пока нет.