Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный мир фантазий» для детей средней группы

0
0
Материал опубликован 1 November 2020 в группе

Программа

дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Волшебный мир фантазий»


для детей средней группы

«Колокольчик»

на 2020-2021 учебный год.









Составила:

Шнайдер Наталья Владимировна











Пояснительная записка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Работая с бумагой, дети познают её свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (кисть, карандаш, ножницы). Рисование нетрадиционными техниками, аппликация нитью открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой, способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.




Актуальность:

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный мир фантазий» направлена на общее развитие ребёнка, создание ситуации успеха  в различных видах детской деятельности, и содержит задания различных видов с различными материалами.


Выделяются  четыре раздела:

1.     Работа с бумагой.

2.     Аппликация  нитками.

3.     Нетрадиционная техника рисования.

4.     Работа с пластилином.


Обучение проводится один раз  в неделю, во вторую  половину дня -  с детьми средней группы.   Осуществляется индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.   

  

Цель программы:

-Формирование восприятия явлений окружающей действительности и форм предметов через работу с различными материалами.

-Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.


Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, предусматривается решение следующих задач:

-Создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.

-Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.

-Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

-Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

-Вариативность творческих способностей.


В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ,  сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям. Материальное оснащение соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.


Работа с родителями:
-Организация выставок и мастер-классов,
-Индивидуальные беседы.
-Беседы, консультации, поручения родителям.


Календарно - тематическое планирование


Месяц,

блок.

Тема

Содержание занятия

Программное содержание

Материал

Сентябрь


Рваная бумага

«Лето»

Создать из оторванных цветных кусочков летнюю композицию.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев.

Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, шаблон «Летний пейзаж», клей, салфетки.


«Корзина овощей»

Сделать аппликацию из кусочков рваной бумаги.

Способствовать развитию навыков конструирования, воображения.

Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, шаблон корзины

с овощами, клей, салфетки.


«Осень золотая» 1


Сделать аппликацию из кусочков рваной бумаги.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги, создавать изображение осеннего пейзажа. Развивать моторику пальцев.

Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, салфетки.


«Осень золотая» 2


Сделать аппликацию из кусочков рваной бумаги.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности, моторику пальцев.

Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, салфетки.

Октябрь

Волшебные полоски


Поделки из бумажных полосок 1.

Выполнять базовые формы:

1. Кольцо

2. Клюв

3. Капелька

4. Глаз

5. Кренделек

6. Сердечко

7. Мебиус


Познакомить детей с базовыми формами из бумажных полосок, которые будут  являться основанием для будущих поделок.

Полоски бумаги, ножницы, клей, салфетка.


Поделки из бумажных полосок 2.

Выполнять базовые формы:

1. Кольцо

2. Клюв

3. Капелька

4. Глаз

5. Кренделек

6. Сердечко

7. Мебиус


Познакомить детей с базовыми формами из бумажных полосок, которые будут  являться основанием для будущих поделок.

Полоски бумаги, ножницы, клей, салфетка.


Тучка.

Сделать аппликацию из бумажных колец.

Научить детей склеивать из полосок кольцо, приклеивать его на картон, дорисовывать элементы.

Полоски бумаги голубого цвета, фломастеры, листы картона, клей, салфетка.


Цветы из  двух крестиков.

Научить детей склеивать цветок из двух крестиков.

Развивать моторику рук, чувства ритма и цвета.

Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.

Ноябрь


Аппликация

из

геометрических фигур.

Ёлочка и грибок.

Сделать аппликацию из треугольников, кругов, овалов.

Способствовать развитию навыков конструирования,  воображения, закреплять умение пользоваться ножницами.

Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка.


Воздушный змей.

Сделать аппликацию из треугольников.

Развивать воображение, закреплять умение пользоваться ножницами, разрезать фигуры на две части.

Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка.


Кораблик.

Сделать аппликацию из геометрических фигур.

Способствовать развитию навыков конструирования,  воображения, закреплять умение пользоваться ножницами.

Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка.


Машина и светофор.

Сделать аппликацию из геометрических фигур.

Способствовать развитию навыков конструирования,  воображения, закреплять умение пользоваться ножницами.

Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка.

Декабрь


Аппликация нитками.

Золотая рыбка.

Выкладывать подготовленные нити на шаблон, создавать рисунок.

Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику.

Клубки цветных ниток, клей, кисточка для клея, ножницы, картон с шаблоном.



Щенок.

Выкладывать подготовленные нити на шаблон, создавать рисунок.

Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику.

Клубки цветных ниток, клей, кисточка для клея, ножницы, картон с шаблоном.



Деревья в лесу.


Выкладывать подготовленные нити на шаблон, создавать рисунок.

Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику.

Клубки цветных ниток, клей, кисточка для клея, ножницы, картон с шаблоном.



Снеговик.

Аппликация с использованием ватных дисков или ваты.

Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику.

Вата или ватные диски, клей, кисточка для клея, ножницы, картон.


Январь


Нетрадиционная техника рисования:


Трафаретное рисование.

Птичка.

Выполнить рисунок с помощью трафарета и губки, дорисовать детали.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей.

Шаблон, альбомный лист, гуашь, поролоновая губка, кисть для рисования.

Тампонирование

Кошка.

Выполнить рисунок с помощью губки, дорисовать детали.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой с использованием поролона. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей.

Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка, кисть для рисования.

Пуантилизм

Дерево.

Выполнить рисунок с помощью ватной палочки.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм, рисование точками. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей.


Альбомный лист, гуашь, ватные палочки для рисования.


Яблоко.

Выполнить рисунок с помощью ватной палочки.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм, рисование точками. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей.



Альбомный лист, гуашь, ватные палочки для рисования.

Февраль


Нетрадиционная техника рисования:


Рисование крупой.

Медвежонок

Выполнить рисунок с помощью манной крупы, гуаши.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать креативное мышление, творческие способности.

Плотный картон (можно цветной), клей ПВА, пшённая крупа, гуашь, кисти, ёмкости для крупы.


Рыбки в аквариуме.

Выполнить рисунок с помощью пшённой крупы, гуаши.

Продолжать работу детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать креативное мышление, творческие способности.

Плотный картон (можно цветной), клей ПВА, пшённая крупа, гуашь, кисти, ёмкости для крупы.

Знакомая форма

Новый образ 1

Изобразить разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, растения и т.д., придать им человеческий облик.

Развивать воображение и художественно-творческие способности детей.

Альбомный лист, цветные  карандаши.


Ожившие предметы 2

Изобразить разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, растения и т.д., придать им человеческий облик.

Развивать воображение и художественно-творческие способности детей.

Альбомный лист, цветные  карандаши.

Март


Нетрадиционная техника рисования:


Шаблонография

Домашние животные (котёнок)

Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности.

Альбомный лист, цветные  карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур.


Домашние животные (щенок)

Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности.

Альбомный лист, цветные  карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур.


Дикие животные (лиса, заяц)

Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности.

Альбомный лист, цветные  карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур.


Дикие животные (белка, медведь)

Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности.

Альбомный лист, цветные  карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур.

Апрель


Пластилинография



Животные жарких стран

Создать пластилиновую картину  на шаблоне способом размазывания.

Знакомить детей с новой техникой, формировать навыки работы с пластилином, развивать творческие способности и мелкую моторику.

Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка.


Ромашка

Создать пластилиновую картину  на шаблоне способом размазывания.

Пробуждать у детей интерес к лепке, развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику.

Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка.

Мозаичная пластилинография

Бабочка 1

Выкладывать картинку пластилиновыми шариками.

Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику.


Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка.


Бабочка 2

Выкладывать картинку пластилиновыми шариками.

Формировать эстетический вкус, тренировать гибкость, координацию и мелкую моторику.

Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка.

Май


Контурная пластилинография



Весна 1

Выполнить поделку используя тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета и пластилиновые шарики.

Знакомить детей с новой техникой, обучать умению ориентироваться на листе бумаги, развивать творческие способности и мелкую моторику.

Картон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка.


Весна 2

Выполнить поделку используя тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета и пластилиновые шарики.

Знакомить детей с новой техникой, обучать умению ориентироваться на листе бумаги, развивать творческие способности и мелкую моторику.

Картон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка.

Модульная пластилинография

Дом, в котором я живу

Создать картину из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов.

Помочь детям в освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин.


Цветная бумага, ножницы, клей, салфетка.


Дом, в котором я живу

Создать картину из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов.

Помочь детям в освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин.


Цветная бумага зелёного, красного и жёлтого цвета, ножницы, клей, салфетка.


Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.


2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.


3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).


4. Н.В.Величко «Поделки из ниток» /http://www.liveinternet.ru/users/2709653/post353220776/


5. Дарья Колдина - Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий.


6. Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


7. интернет- ресурсы.

























Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации