Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный мир фантазий» для детей средней группы
Программа
дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебный мир фантазий»
для детей средней группы
«Колокольчик»
на 2020-2021 учебный год.
Составила:
Шнайдер Наталья Владимировна
Пояснительная записка.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Работая с бумагой, дети познают её свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (кисть, карандаш, ножницы). Рисование нетрадиционными техниками, аппликация нитью открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой, способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
Актуальность:
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный мир фантазий» направлена на общее развитие ребёнка, создание ситуации успеха в различных видах детской деятельности, и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
1. Работа с бумагой.
2. Аппликация нитками.
3. Нетрадиционная техника рисования.
4. Работа с пластилином.
Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - с детьми средней группы. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Цель программы:
-Формирование восприятия явлений окружающей действительности и форм предметов через работу с различными материалами.
-Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, предусматривается решение следующих задач:
-Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
-Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
-Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
-Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
-Вариативность творческих способностей.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям. Материальное оснащение соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Работа с родителями:
-Организация выставок и мастер-классов,
-Индивидуальные беседы.
-Беседы, консультации, поручения родителям.
Календарно - тематическое планирование
Месяц, блок. | Тема | Содержание занятия | Программное содержание | Материал |
Сентябрь Рваная бумага | «Лето» | Создать из оторванных цветных кусочков летнюю композицию. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, шаблон «Летний пейзаж», клей, салфетки. |
«Корзина овощей» | Сделать аппликацию из кусочков рваной бумаги. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, шаблон корзины с овощами, клей, салфетки. | |
«Осень золотая» 1 | Сделать аппликацию из кусочков рваной бумаги. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги, создавать изображение осеннего пейзажа. Развивать моторику пальцев. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, салфетки. | |
«Осень золотая» 2 | Сделать аппликацию из кусочков рваной бумаги. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности, моторику пальцев. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, салфетки. | |
Октябрь Волшебные полоски | Поделки из бумажных полосок 1. | Выполнять базовые формы: 1. Кольцо 2. Клюв 3. Капелька 4. Глаз 5. Кренделек 6. Сердечко 7. Мебиус | Познакомить детей с базовыми формами из бумажных полосок, которые будут являться основанием для будущих поделок. | Полоски бумаги, ножницы, клей, салфетка. |
Поделки из бумажных полосок 2. | Выполнять базовые формы: 1. Кольцо 2. Клюв 3. Капелька 4. Глаз 5. Кренделек 6. Сердечко 7. Мебиус | Познакомить детей с базовыми формами из бумажных полосок, которые будут являться основанием для будущих поделок. | Полоски бумаги, ножницы, клей, салфетка. | |
Тучка. | Сделать аппликацию из бумажных колец. | Научить детей склеивать из полосок кольцо, приклеивать его на картон, дорисовывать элементы. | Полоски бумаги голубого цвета, фломастеры, листы картона, клей, салфетка. | |
Цветы из двух крестиков. | Научить детей склеивать цветок из двух крестиков. | Развивать моторику рук, чувства ритма и цвета. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры. | |
Ноябрь Аппликация из геометрических фигур. | Ёлочка и грибок. | Сделать аппликацию из треугольников, кругов, овалов. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения, закреплять умение пользоваться ножницами. | Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка. |
Воздушный змей. | Сделать аппликацию из треугольников. | Развивать воображение, закреплять умение пользоваться ножницами, разрезать фигуры на две части. | Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка. | |
Кораблик. | Сделать аппликацию из геометрических фигур. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения, закреплять умение пользоваться ножницами. | Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка. | |
Машина и светофор. | Сделать аппликацию из геометрических фигур. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения, закреплять умение пользоваться ножницами. | Геометрические фигуры, ножницы, альбомный лист, клей, салфетка. | |
Декабрь Аппликация нитками. | Золотая рыбка. | Выкладывать подготовленные нити на шаблон, создавать рисунок. | Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику. | Клубки цветных ниток, клей, кисточка для клея, ножницы, картон с шаблоном. |
Щенок. | Выкладывать подготовленные нити на шаблон, создавать рисунок. | Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику. | Клубки цветных ниток, клей, кисточка для клея, ножницы, картон с шаблоном. | |
Деревья в лесу. | Выкладывать подготовленные нити на шаблон, создавать рисунок. | Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику. | Клубки цветных ниток, клей, кисточка для клея, ножницы, картон с шаблоном. | |
Снеговик. | Аппликация с использованием ватных дисков или ваты. | Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику. | Вата или ватные диски, клей, кисточка для клея, ножницы, картон. | |
Январь Нетрадиционная техника рисования: Трафаретное рисование. | Птичка. | Выполнить рисунок с помощью трафарета и губки, дорисовать детали. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей. | Шаблон, альбомный лист, гуашь, поролоновая губка, кисть для рисования. |
Тампонирование | Кошка. | Выполнить рисунок с помощью губки, дорисовать детали. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой с использованием поролона. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей. | Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка, кисть для рисования. |
Пуантилизм | Дерево. | Выполнить рисунок с помощью ватной палочки. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм, рисование точками. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки для рисования. |
Яблоко. | Выполнить рисунок с помощью ватной палочки. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм, рисование точками. Развивать воображение и художественно-творческие способности детей. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки для рисования. | |
Февраль Нетрадиционная техника рисования: Рисование крупой. | Медвежонок | Выполнить рисунок с помощью манной крупы, гуаши. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать креативное мышление, творческие способности. | Плотный картон (можно цветной), клей ПВА, пшённая крупа, гуашь, кисти, ёмкости для крупы. |
Рыбки в аквариуме. | Выполнить рисунок с помощью пшённой крупы, гуаши. | Продолжать работу детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать креативное мышление, творческие способности. | Плотный картон (можно цветной), клей ПВА, пшённая крупа, гуашь, кисти, ёмкости для крупы. | |
Знакомая форма | Новый образ 1 | Изобразить разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, растения и т.д., придать им человеческий облик. | Развивать воображение и художественно-творческие способности детей. | Альбомный лист, цветные карандаши. |
Ожившие предметы 2 | Изобразить разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, растения и т.д., придать им человеческий облик. | Развивать воображение и художественно-творческие способности детей. | Альбомный лист, цветные карандаши. | |
Март Нетрадиционная техника рисования: Шаблонография | Домашние животные (котёнок) | Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности. | Альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур. |
Домашние животные (щенок) | Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности. | Альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур. | |
Дикие животные (лиса, заяц) | Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности. | Альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур. | |
Дикие животные (белка, медведь) | Обрисовывать заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур, составить и изобразить объект или сюжетную картинку. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, творческие способности. | Альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки, шаблоны геометрических фигур. | |
Апрель Пластилинография | Животные жарких стран | Создать пластилиновую картину на шаблоне способом размазывания. | Знакомить детей с новой техникой, формировать навыки работы с пластилином, развивать творческие способности и мелкую моторику. | Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка. |
Ромашка | Создать пластилиновую картину на шаблоне способом размазывания. | Пробуждать у детей интерес к лепке, развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику. | Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка. | |
Мозаичная пластилинография | Бабочка 1 | Выкладывать картинку пластилиновыми шариками. | Развивать творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкую моторику. | Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка. |
Бабочка 2 | Выкладывать картинку пластилиновыми шариками. | Формировать эстетический вкус, тренировать гибкость, координацию и мелкую моторику. | Шаблон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка. | |
Май Контурная пластилинография | Весна 1 | Выполнить поделку используя тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета и пластилиновые шарики. | Знакомить детей с новой техникой, обучать умению ориентироваться на листе бумаги, развивать творческие способности и мелкую моторику. | Картон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка. |
Весна 2 | Выполнить поделку используя тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета и пластилиновые шарики. | Знакомить детей с новой техникой, обучать умению ориентироваться на листе бумаги, развивать творческие способности и мелкую моторику. | Картон, пластилин разного цвета, стеки, салфетка. | |
Модульная пластилинография | Дом, в котором я живу | Создать картину из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. | Помочь детям в освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин. | Цветная бумага, ножницы, клей, салфетка. |
Дом, в котором я живу | Создать картину из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. | Помочь детям в освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин. | Цветная бумага зелёного, красного и жёлтого цвета, ножницы, клей, салфетка. |
Литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
4. Н.В.Величко «Поделки из ниток» /http://www.liveinternet.ru/users/2709653/post353220776/
5. Дарья Колдина - Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий.
6. Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
7. интернет- ресурсы.