Программа дополнительного образования «Занимательный русский язык» (14–17 лет)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета ННТ (филиал) Директор ННТ (филиал)
ФГБОУ ВО «ЮГУ» ФГБОУ ВО «ЮГУ»
от «____»__________2020 г. _______________2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 16 недель
Автор-составитель:
Таирова Зульфия Абукаровна,
преподаватель русского языка и литературы
Нижневартовск
-2020-
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Русский язык является, пожалуй, одним из самых сложных школьных предметов для изучения. Сложным он представляется школьникам потому, что практически на каждое правило в нем есть те или иные исключения. Именно поэтому за основу своей программы я взяла занимательные задания по русскому языку. Занятия, в которых используются игровые моменты, должны привлечь внимание ребят и облегчить непростую задачу развития речи, развития грамотности, понимания необходимости изучения родного русского языка.
Большое внимание в данной программе уделяется работе с текстом. Фактически это направление является основным, т.к. в последнее время наблюдается тенденция непонимания учащимися смысла прочитанных текстов.
Программа направлена на развитие мотивации к более глубокому изучению русского языка, а также стремлению развивать свои интеллектуальные возможности.
В данной программе особое внимание уделяется грамматике. В учебниках по русскому языку она излагается в основном как свод определений и правил. Объяснительные тексты к этим определениям и правилам отсутствуют, а между тем грамматические явления нуждаются в содержательных текстах. Именно эту погрешность я и хочу исправить с помощью этой программы. Она содержит небольшие рассказы по определенным темам. После рассказов содержатся вопросы и задания для учащихся.
1.1. Цель и задачи образовательной программы
Цель программы: расширить и закрепить у школьников среднего звена знания по русскому языку; дать понятие о разделах русского языкознания, способствовать развитию творческих способностей личности школьника и обучающегося среднего профессионального звена; развивать грамотность подопечных, умение понимать смысл написанного и сказанного, умение самим составлять связное высказывание посредством написания лингвистического сочинения; воспитывать желание и способность работать в коллективе.
Задачи:
-ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по русскому языку;
-формировать и развивать навыки грамотного, свободного владения устной и письменной речью;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
выполнения заданий;
- привитие вкуса к самостоятельной работе;
- развитие умения учащихся применять теорию на практике;
-совершенствовать и развивать умение читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
-совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме своё
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
- преподнесение основ теоретических знаний в виде занимательных заданий;
- воспитание у учащихся настойчивости, инициативы, самостоятельности, желания писать грамотно;
-развитие памяти, кругозора, умения преодолевать трудности при решении сложных заданий.
1.2. Трудоемкость ДОП:
Срок освоения программы – 32 часа.
Учебная нагрузка – 2 часа в неделю.
1.3. Форма обучения – очная
1.4. Категория слушателей ДОП:
Учащиеся школ города и района, обучающиеся учреждений среднего профессионального образования. Возрастная категория – 14-17 лет. Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.
1.5. Нормативно-правовые документы
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 №196).
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утв. Правительством РФ 04.09.2014 №1726-р).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 18.11.2015 №09-3242).
Приказ №1142 от 20.08.2018 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 августа 2016 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
Название раздела Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Изучаем русский язык играя | 32 | 2 | 30 | |
1.1 | Введение. | 1 | 1 | 0 | Беседа |
1.2. | ЧернЫЙ или чернОЕ кофе. Доктор или докторша. Поэт или поэтесса. | 2 | 0 | 2 | Брейн-ринг |
1.3. | Грамматический род. Имеет ли грамматический род смысл? | 2 | 0 | 2 | «Умники и умницы» |
1.4. | Число имен существительных. Только множественное. «Свой читатель». | 2 | 0 | 2 | Мозговой штурм |
1.5. | Зачем нам необходимы падежи? Почему в русском языке 6 падежей? Самый частый падеж в русском языке. Вена, весною, о весне… Два окончания. | 4 | 0 | 4 | Конкурс «Самый умный» |
1.6. | Предлоги и падежи. | 2 | 0 | 2 | Творческое задание. Работа с текстами |
1.7. | Профессоры или профессора. Как правильно пишется слово гром во множественном числе? Листья или листы. | 2 | 0 | 2 | Работа по карточкам |
1.8. | У каких слов в русском языке только пять падежей? Трудные фамилии: «Про пана Трулялинского». | 2 | 0 | 2 | Игровые задания |
1.9. | Стихотворение «Мостовики». Как образуются ласковые слова в русском языке? | 1 | 0 | 1 | Работа с текстами |
1.10. | «Озаряющие» слова. Признак предмета. Прилагательные-определения. Стихи Пушкина и Лермонтова про Кавказ. | 2 | 0 | 2 | Работа с текстами. Составление текстов: описание, рассуждение, повествование |
1.11. | Употребление антонимов-прилагательных в произведениях русской литературы: Красная площадь, белые ночи, «Корень учения горек, а плод – сладок» и др. | 2 | 0 | 2 | Работа с текстами |
1.12. | «Тиха украинская ночь». «Талант» - найди краткие прилагательные в произведениях. | 2 | 0 | 2 | Игра «Путешествие в слово» |
1.13. | «Человек тверже камня, нежнее цветка». «На фронте нужны покрепче сапоги» - сравнительная степень проилагательных. | 2 | 0 | 2 | Карточки с заданиями |
1.14. | Образуй быстро. Рассказ о ветряной мельнице. Ода блокадному хлебу. Загадка помогла. | 2 | 0 | 2 | Конкурс «Самый умный» |
1.15. | Самая живая часть речи в русском языке | 1 | 0 | 1 | Игра «Путешествие в слово» |
1.16. | Сила русского глагола. | 1 | 0 | 1 | Тестовые задания. Работа с текстом |
1.17. | Видовые пары глаголов | 1 | 0 | 1 | Творческое задание |
1.18. | Вопросы для любознательных | 1 | 1 | 0 | Круглый стол |
2.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Изучаем русский язык играя
Тема 1.1. Введение. Познакомить обучающихся с программой «Занимательный русский язык», задачами обучения.
Тема 1.2. ЧернЫЙ или чернОЕ кофе. Доктор или докторша. Поэт или поэтесса.
Уметь верно определять род существительных.
Тема 1.3. Грамматический род. Имеет ли грамматический род смысл?
Уметь верно определять род существительных.
Тема 1.4. Число имен существительных. Только множественное. «Свой читатель».
Познакомить обучающихся с особенностями единственного и множественного числа в русском языке.
Тема 1.5. Зачем нам необходимы падежи? Почему в русском языке 6 падежей? Самый частый падеж в русском языке. Вена, весною, о весне… Два окончания.
Эффективно усвоить систему падежей русского языка.
Тема 1.6. Предлоги и падежи.
Эффективно усвоить систему падежей русского языка. Повторить служебные части речи.
Тема 1.7. Профессоры или профессора.
Как правильно пишется слово гром во множественном числе? Листья или листы. Обратить внимание учащихся на правильное произношение и ударение некоторых слов русского языка во множественном числе.
Тема 1.8. У каких слов в русском языке только пять падежей? Трудные фамилии: «Про пана Трулялинского».
Знать трудные случаи склонения имен и фамилий.
Тема 1.9. Стихотворение «Мостовики». Как образуются ласковые слова в русском языке?
Знакомство с суффиксами существительных, используемыми для образования различных форм слов.
Тема 1.10. «Озаряющие» слова. Признак предмета. Прилагательные-определения. Стихи Пушкина и Лермонтова про Кавказ.
Знать свойства прилагательных–эпитетов.
Тема 1.11. Употребление антонимов-прилагательных в произведениях русской литературы: Красная площадь, белые ночи, «Корень учения горек, а плод – сладок» и др.
Обратить внимание на эстетическую роль прилагательных-антонимов для понимания идейно-художественного содержания изучаемого произведения.
Тема 1.12. «Тиха украинская ночь». «Талант» - найди краткие прилагательные в произведениях.
Расширение понятий учащихся о кратких прилагательных.
Тема 1.13. «Человек тверже камня, нежнее цветка». «На фронте нужны покрепче сапоги» - сравнительная степень прилагательных.
Дать понятие о формах сравнительной степени с приставкой по-.
Тема 1.14. Шурка. Образуй быстро. Рассказ о ветряной мельнице. Ода блокадному хлебу.
Правописание -н- и -нн- в прилагательных.
Тема 1.15. Самая живая часть речи в русском языке.
Дать понятие о глаголе.
Тема 1.16. Сила русского глагола.
Дать понятие об изобразительной силе глаголов – в динамике, в движении, в радости действия и достижении победы.
Тема 1.17. Видовые пары глаголов.
Закрепить понятие о совершенном и несовершенном видах глаголов, правописанием приставок, употребляемых с глаголами.
Тема 1.18. Вопросы для любознательных.
Закрепить знания, полученные в ходе занятий, за «Круглым столом» в форме «вопрос-ответ».
2.3 Календарный учебный график
№п/п | Месяц | Неделя | Кол-во часов |
1 | Месяц 1 | 1 неделя | 2 |
2 | Месяц 1 | 2 неделя | 2 |
3 | Месяц 1 | 3 неделя | 2 |
4 | Месяц 1 | 4 неделя | 2 |
5 | Месяц 2 | 1 неделя | 2 |
6 | Месяц 2 | 2 неделя | 2 |
7 | Месяц 2 | 3 неделя | 2 |
8 | Месяц 2 | 4 неделя | 2 |
9 | Месяц 3 | 1 неделя | 2 |
10 | Месяц 3 | 2 неделя | 2 |
11 | Месяц 3 | 3 неделя | 2 |
12 | Месяц 3 | 4 неделя | 2 |
13 | Месяц 4 | 1 неделя | 2 |
14 | Месяц 4 | 2 неделя | 2 |
15 | Месяц 4 | 3 неделя | 4 |
16 | Месяц 4 | 4 неделя | 2 |
Режим: 2 раза в неделю 1 занятие по 45 минут.
3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Контроль используется для оценки степени достижения цели и планируемых результатов обучения.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля результатов обучения |
знать: - основные функции языка; -основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь; -основные нормы русского литературного языка уметь: -оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления; -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления; -проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей русского языка; -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; -извлекать необходимую информацию из различных источников; -владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста; -применять на практике грамматические нормы русского литературного языка; -применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; -понимать и интерпретировать содержание исходного текста; -формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; -определять позицию автора; -высказывать свою точку зрения, уметь убедительно её доказать, приводя не менее двух аргументов из жизни или прочтенных произведений; -уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно | Текущий контроль в форме: Игровые задания; Тестирование; Конкурсы; Работа с текстами; Работа с карточками; Кроссворды; Итоговый контроль в форме: -вопросы для любознательных |
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по ДОП: преподаватели русского языка и литературы, имеющие высшее образование без требований к категории.
4.1. Материально-технические условия реализации программы
Практические занятия проводятся в учебных кабинетах Нижневартовского нефтяного техникума.
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий | Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования | Фактический адрес учебных кабинетов и объектов |
Учебный кабинет русского языка | Учебный кабинет (включая типовую мебель) – 12 мест Компьютер (в сборе) Проектор с экраном (мультимедиа) Принтер Наглядные пособия (грамматические таблицы) | г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 37, кабинет №2 |
4.2. Учебно-методическое обеспечение программы
Печатные учебные издания основной литературы
1. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Н. А. Герасименко – М.: «Академия», 2013 – 496 с.
Электронные учебные издания основной литературы, имеющиеся в электронном каталоге электронно-библиотечной системы
Антонова Е. С. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Академия, 2014 – 384 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.academia-moscow.ru]
Печатные учебные издания дополнительной литературы
Гольцова Н. Г. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М., 2016 – 336 с.
Гольцова Н. Г. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М., 2016 – 336 с.
Сенина Н.А. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг по новой демоверсии. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2015 – 313 с.
Г.Т.Егораева. Русский язык. Издательство «Экзамен». М. 2016 – 143 с.
Периодическое издание: Теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование» + Приложение
Периодическое издание: журнал «Русский язык и литература».