Рабочая программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальные шедевры»

3
0
Материал опубликован 26 March 2021 в группе

17


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Мурманска №133




Принято

на заседании педагогического совета

протокол №___ от «__»___________г

Утверждаю:

И.о. заведующей МАДОУ №133

_______________________________

Приказ №___ от «__» ___________г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальные шедевры»

(разработана на основе авторской программы и методических рекомендаций О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»)


(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,

раздел «Музыка»)









Составитель:

Цыбулина Виктория Валерьевна,

музыкальный руководитель










2020 год



1. Комплекс основных характеристик программы


Пояснительная записка


- Актуальность программы……………………………………………….......3

- Отличительные особенности программы………………………......4

- Адресат программы……………………………………………………….........4

- Объём и срок освоения программы……………………………….......4

- Формы обучения………………………………………………………….......... 4

- Особенности организации образовательного процесса......4

- Режим занятий, периодичность и продолжительность

занятий ...........................................................................4


1.2. Цель и задачи программы……………………………………….....4


1.3. Содержание программы……………………………………………....5


1.4. Планируемые результаты…………………………………………… 11


2. Комплекс организационно-педагогических условий.11


- Материально – техническое обеспечение……………………………. 11

- Информационное обеспечение…………………………………………..... 11

- Кадровое обеспечение……………………………………………………........11

- Формы аттестации……………………………………………………….............11


Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса……….12

- Методы обучения……………………………………………………….…...........14

- Формы организации образовательного процесса………………….15

- Педагогические технологии…………………………………………….........15

- Алгоритм учебных занятий……………………………………………..........15

- Критерии оценки уровня сформированности музыкальной

культуры.............................................................................16

- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов…..18


Список литературы………………………………………………….……............19





«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы


Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности, и творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве.

Необходимость ориентации ребенка дошкольного возраста на ценности мировой музыкальной культуры как части общей духовной культуры, является важным не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. «Музыкальная культура дошкольника» - это эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

Достижение основной задачи – воспитание любви к музыке и потребности в искусстве – возможно, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки путём систематического музыкально – слухового развития. Музыка побуждает различные эмоции и чувства, которые человек переносит в окружающую жизнь. Она является источником эстетических чувств, которые стимулируют общественно полезную деятельность, и побуждает к выработке активной жизненной позиции.




Отличительная особенность программы


Программа представляет собой технологию развития творческого слушания музыки и формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.


Адресат программы


Программа адресована детям 6-7 лет (подготовительная к школе группа).


Объём и срок освоения программы:

24 часа в год, 1 час в неделю по 30 минут.


Форма обучения.

Форма обучения – очная. Форма занятий – групповая.


Особенности организации образовательного процесса


Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально – образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению).

Режим занятий

Количество часов в неделю -1.

Продолжительность занятий - 30 минут.

Количество часов за год – 24.


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель: развитие творческого слушания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.


Задачи:


- Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыке;


- Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра);


- Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений);


- Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).


1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей» (октябрь).


Дать детям представление о том, что музыка разных времен (как программная, так и не программная) выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.


Познакомить детей с основными жанрами музыки (прелюдия, ноктюрн, этюд, соната, симфония, концерт, опера, балет и др.).



Развивать умения сравнивать контрастные произведения разных жанров, одного жанра, пьесы с одинаковыми или близкими названиями, различать оттенки настроений в близких по эмоциональному содержанию произведениях.


Знакомить детей с выразительными возможностями музыкальных инструментов (клавесин, орган, фортепиано, инструменты симфонического оркестра, народного оркестра).


Развивать способности слышать и выражать смену настроений, наиболее яркие выразительные средства музыки, в движениях (в движениях рук, танцевальных, образных). Формировать навыки выразительных движений, творческие умения.

Развивать умения находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру звучащему произведению; ритмично и выразительно играть на музыкальных инструментах, слыша и передавая смену характера музыки.


Тема 2. «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь).


Дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Песня напевная, плавная, протяжная, звонкая. Жанры народных песен (хороводная, плясовая, детский фольклор). Учить детей сравнивать песни, разные по характеру. Танец отрывистый, легкий, грациозный, подвижный, плавный, неторопливый. Побуждать детей сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого (русская плясовая, хоровод, менуэт, гавот, полька, вальс и др.), одинаковые танцы, различая в них оттенки настроений. Марш четкий, отчетливый, размеренный. Побуждать детей сравнивать разные по характеру марши (торжественный, бодрый, шутливый). Дать детям представление о том, что песня, танец и марш встречаются в других произведениях. Развивать у детей представления о чертах песенности, танцевальности и маршевости в музыке. Дать детям представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша).

Обучать детей вокально – хоровым навыкам и умениям (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, ансамбль). Побуждать детей к творчеству, применяя систему творческих заданий. Систематически развивать звуковысотный слух, применяя музыкально – дидактические игры и пособия.

Обучать детей навыкам музыкально – ритмических движений, развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных движений.

Развивать чувство ритма. Побуждать детей к танцевальному творчеству, применяя систему творческих заданий.


Тема 3. «Музыка рассказывает о животных и птицах» (январь).

Дать детям представления об изобразительных возможностях музыки. Побуждать детей сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый). Учить детей передавать в танцевальных, образных движениях, пантомимике характерные черты образов персонажей, изображаемых в музыке. Развивать творчество в музыкально – ритмических движениях, умения находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру музыкальным образам и оркестровывать произведения.

Развивать образную речь детей, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств выражения музыки.


Тема 4. «Природа и музыка» (февраль).


Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Раскрывать возможности отдельных выразительных средств в создании образа. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой). Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки. Различать выразительные средства разных искусств. Находить черты сходства и различия настроений, образов.

Различать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.

Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.


Тема 5: «Сказка в музыке» (март)


Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки )темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска).

Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке.

Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих движениях, инструментовке, инсценировать сказку.




Тема 6. «Музыкальные инструменты и игрушки» (апрель)



Расширять представление детей об изобразительных возможностях музыки, ее возможностях передавать не только голоса птиц и животных, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.


Знакомить детей с первыми музыкальными инструментами, возникшими в древности, с основными группами инструментов и их выразительными возможностями. Закреплять и расширять представления детей о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях.


Тема

Репертуар

Тема 1. «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» (октябрь)


Тревожная минута. С. Майкапар;

Раздумье. С. Майкапар;

Прелюдия №4 ми минор. Ф. Шопен;

Первая потеря. Р. Шуман;

Соната №17 ре минор (фрагмент 3-й части). Л. Бетховен;

Утренняя молитва. П. Чайковский;

В церкви. П. Чайковский;

Ave, Maria. Ф. Шуберт;

Порыв, Р. Шуман;

Раскаяние (фрагмент). С. Прокофьев.

Слеза, М. Мусоргский;

Разлука (фрагмент). М. Глинка;

Ноктюрн. П. Чайковский;

Музыкальный момент. Ф. Шуберт;

Соната №7 ре мажор. Й. Гайдн;

Знакомство с симфоническим циклом В. Моцарта

Тема 2. «Песня, танец, марш»

(ноябрь, декабрь)

Во поле береза стояла. Обр. Н.Римского-

Корсакова;

Во поле березонька стояла. Обр. А.Гурилева;

Голова ль ты моя, головушка. Обр. Н.Римского- Корсакова;

П.Чайковский. Русская песня (обработка

русской народной песни «Голова ль ты моя, головушка») («Детский альбом»);

Песенка. Д. Кабалевский;

Боевая песенка. Д. Кабалевский;

Песня итальянских моряков. Р. Шуман;

Песня моряков. С. Майкапар;

Серенада Ф. Шуберт;

Марш. С. Прокофьев;

Марш (из оперы «Аида»). Д. Верди;

Вальс Д. Кабалевский;

Вальс. С. Майкапар;

Вальс. П. Чайковский;

Маленький вальс. Н. Леви,;

Будь ловким! Н. Ладухин;

Вальс. И. Брамс;

Сентиментальный вальс (фрагмент). П. Чайковский;

Вальс. С. Прокофьев;

Гавот («Классическая симфония»). С. Прокофьев;

Гавот. С. Майкапар;

Старинный танец. Д. Кабалевский;

Старинный танец. Г. Свиридов;

Менуэт. С. Майкапар;

Менуэт. И.-С. Бах;

Менуэт. В. Моцарт;

Менуэт. Г. Перселл;

Менуэт. Л. Баккерини;

Танцевальная сюита «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича

Тема 3. «Животные, птицы в музыке».

Поет – поет соловушка (русская народная

мелодия в обработке Г.Лобачева);

М.Красев. Синичка;

Р.Шуман. Совенок;

А.Аренский. Птичка летает;

Э.Григ.Птичка;

В.Калинников.Тень – тень, Журавель;

П.Чайковский. Песня жаворонка («Детский

альбом»);

П.Чайковский. Песнь жаворонка («Времена

года»);

М.Глинка. Жаворонок;

К.Сен – Санс. Осел, Кенгуру, Аквариум,

Лебедь («карнавал животных»);

Н.Римский – Корсаков. Полет шмеля (опера

«Сказка о царе Салтане»);

К.Сен – Санс. Птичик («карнавал животных»);

К.Сен – Санс. Антилопы, Длинноухие

персонажи («карнавал животных»);

А.Алябьев.Соловей, обр. Ф.Листа; Ж – Ф Рамо. Пение птиц; М.Равель. Печальные птицы.

Тема 4. «Природа и музыка»

Г.Свиридов. Дождик («Альбом пьес для

детей» (март);

С.Майкапар. Облака плывут («Бирюльки»);

Э.Григ. Утро (сюита из музыки драме

Г.Ибсена «Пер Гюнт»);

М.Мусоргский. Рассвет на Москве – реке

(вступление к опере «Хованщина»);

С.Прокофьев.Вечер («Детская музыка»);

Р.Шуман. Вечером, Ночью («Фантаксические

пьесы»);

А.Вивальди. Концерт «Осень» («времена

года»);

С.Прокофьев. Фея осени (балет «Золушка»);

П.Чайковский. Осень («Детские песни»),

Ноябрь («Времена года»);

Ц.Кюи. Зима;

Р.Шуман. Зимой («Альбом для юношества»);

Г.Свиридов. Тройка (музыкальные иллюстрациик повести А.С.Пушкина «Метель»);

А.Вивальди. Концерт «Зима», 1 – я и 2 – я части («Времена года»;

П.Чайковский. 1 – я симфония «Зимние грезы», 2 – я часть;

Г.Свиридов. Зима («Альбом пьес для детей»); А.Гречанинов. Подснежник; П.Чайковский. Подснежник («Времена года»);

Р.Шуман. Май, милый май! («Альбом для юношества»);

С.Прокофьев. Фея Весны (балет «Золушка»). А.Вивальди. Концерт «Лето», 2 – я и 3 – я части («Времена года»);

Л.Бетховен. 6 – я симфония, 4 – я часть – «Гроза»);

А.Аренский. Незабудка; М.Балакерев. В саду.

Тема 5. «Сказка в музыке»

П.Чайковский. Нянина сказка, Баба Яга

(«Детский альбом»);

М.Мусоргский. Избушка на курьих ножках

(«Картинки с выставки»;

Сказочка («Детская музыка»);

С.Майкапар. Мимолетное виденье

(«Бирюльки»);

Э.Григ. Танец Эльфов («Лирические пьесы»),

В пещере горного короля (сюита из музыки к

драме Г.Ибсена «Петр Гюнт»), Шествие

гномов, соч. 54, № 3;

М.Мусоргский. Гном.Старый замок

(«Картинки с выставки»);

Э.Григ.Кобольд;

А.Лядов. Баба – яга, Кикимора;

Н.Римский – Корсаков. Океан – море синее

(опера «Сказка о царе Салтане»);

П.Чайковский. Лебеди, Танец лебедей, Одетта

и Зигфрид, Измена, Финал, Вальс, вальс (балет

«Лебединое озеро»), Дуэт Мари и Принца,

Колыбельная, Мыши, Финальный вальс, Фея

драже (балет «Щелкунчик»), Принцесса и

принц, Интродукция (Фея Сирени, Фея

Карабос, Вальс, Танец с веретеном, Красная

шапочка и Волк (балет «спящая красавица).

Тема 6

«Музыкальные инструменты и игрушки»

Праздничные пасхальные звоны колоколов

Э.Григ. Колокольный звон;

Ф.Лист. Кампанелла;

Тамбурин. Ж.-Ф. Рамо;

Волынка. И.-С. Бах;

Волынка. Л. Моцарт

М.Мусоргский. Богатырские ворота («картинки с выставки»);

С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2, 1 – я часть;

М.Мусоргский. Рассвет на Москве – реке

(вступление к опере «Хованщина»);

И.Стравинский. Масленица (балет

«Петрушка»);

С.Прокофьев. Бой часов (балет «Золушка»);

Симфоническая сказка «Петя и волк»;

И.С.Бах. Органная токката ре минор;

А.Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром ре

Минор (1 – я часть); Концерт для мандалины с оркестром до мажор (1 – я часть); Концерт для флейты с оркестром соль минор (4 – я часть); Концерт для виолончели с оркестром соль минор, (1– я часть); Концерт для скрипки с оркестром ля минор (1 – я часть);

В.Моцарт. Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор (1 – я часть)


1.4. Планируемые результаты


Дети воспринимают произведения мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также ими накоплены знания о народной музыке, они выражают свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).


2. Комплекс организационно-педагогических условий


Материально – техническое обеспечение:

- Музыкальный зал;

- Фортепиано или синтезатор;

- Детские музыкальные инструменты – бубен, барабан, маракасы, погремушки, деревянные ложки, металлофон, треугольник, колокольчики.

- Музыкальный центр;

- Экран,

- Ноутбук.

Информационное обеспечение:

- Учебно-методические пособия (методические разработки занятий и дидактических игр);

- Иллюстрации;

- СД и ДВД диски;

- Презентации;

- Интернет.


Кадровое обеспечение:

Работу проводит музыкальный руководитель.




Методическое обеспечение программы «Музыкальные шедевры»:

- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры: песня, танец, марш». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -240 с.

- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры: настроение, чувства в музыке». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -208с.

- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры: Сказка в музыке, Музыкальные инструменты». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -208с.

- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры: музыка о животных и птицах». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -128с.

- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры: природа и музыка». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -176с.


Формы аттестации:

Входящая диагностика знаний, умений и навыков;

Текущий контроль;

Промежуточная аттестация;

Итоговая аттестация.

Входящая диагностика проводится с целью выявления знаний, умений и навыков учащихся.

Текущий контроль осуществляется регулярно музыкальным руководителем. Это наблюдение за выполнением поставленных на занятии задач.

Промежуточная аттестация проводится в форме участия в праздниках, концертах, тематических вечерах;

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения дополнительной образовательной программы. Итоговая аттестация проходит в форме итогового занятия в игровой форме.


Методические материалы


Технология О.П. Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.


Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению).

Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам:

- тематическому,

- концентрическому (цикличности),

- контрастного сопоставления произведений, - синкретизма,

- адаптивности.


Принципы построения программы:


- тематический. Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке;


- концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) позволяет легко вернуться в следующем году

к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития


- контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.


- принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы;


- принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально-ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки), кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.




Методы обучения:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке



Особые методы, разработанные О.П. Радыновой:


Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет

Заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной

отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот

метод применяется с учётом возрастных особенностей.

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.

Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию». Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Словесное уподобление характеру звучания музыки эмоционально -выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменения настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -

выразительная роль средств языка разных искусств: живописи,

художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.


Форма организации образовательного процесса – групповая.

Формы организации учебного занятия – беседа, игра, творческая мастерская.


Педагогические технологии:

- технология игровой деятельности,

- технология разноуровнего обучения,

- интерактивная технология.


Алгоритм учебного занятия:

Музыкальное приветствие.

Музыкально-ритмические движения.

Беседа.

Слушание музыки.

Музыкально – дидактические игры (игра на музыкальных инструментах)

Пение.

Музыкальное прощание.

Виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятий и настроя детей.



Критерии оценки уровня сформированности музыкальной культуры


Критерии оценки уровня сформированности музыкальной культуры детей основаны на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты:

- эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение;

- интонационный опыт восприятия музыки;

- опыт музыкальной деятельности и развитие способностей; музыкально-эстетическое сознание стетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус);

- эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением музыкально-эстетического сознания и музыкально-творческую активность детей.

Показатели уровня сформированности каждого компонента музыкальной культуры суммировались в общие показатели, так как некоторые из них свидетельствовали о развитии нескольких структурных компонентов музыкальной культуры.

Эмоциональная отзывчивость является показателем развития интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности, выразительности исполнения. Она диагностируется по внешним проявлениям детей во время слушания музыки – продолжительности внимания, моторно-двигательным реакциям.

Интерес к музыке, кроме учета показателей эмоциональной отзывчивости, диагностируется по просьбам повторить произведение, наличию любимых произведений, желанию слушать музыку, вкус детей по предпочтениям.

Развитие музыкального мышления является одновременно показателем интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, музыкальнобразовательных знаний, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности. Оно диагностируется по высказываниям детей о характере музыки, смене настроений в частях произведения пределения формы), по определению жанра, средств музыкальной выразительности, оценочным суждениям о красоте музыки, предпочтениям, оригинальности творческих проявлений.

Музыкально-образовательные знания детей определяются по ответам на систему вопросов о музыкальных инструментах, о композиторах, самой музыке, жанрах, средствах выразительности.

Проявление воображения диагностируется по образности высказываний о характере музыки, по степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности пении, музыкальноитмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Интонационный опыт восприятия музыки фиксируется по наличию любимых произведений, вокализаций (пению любимых мелодий, мелодических интонаций).

Показателями уровня формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста являются:

-сосредоточенность внимания;

- продолжительность восприятия;

- двигательная активность, выразительность исполнения (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах);

- оригинальность творческих проявлений (ритмопластических образов, двигательных импровизаций, интонационно-окрашенных вокализаций, импровизаций на музыкальных инструментах);

- глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке.

Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале, то есть компонентов музыкальностетического сознания детей, проявлением которого является эмоционально-оценочное отношение к музыке, свидетельствующее о началах становления музыкальной культуры ребенка.










Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

Группа: Подготовительная группа.

Цель: Развитие интереса к слушанию музыки.

Период мониторинга: Стартовый (начало года).

Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень





Фамилия, имя ребёнка



Сосредоточен-ность внимания



Продолжительность восприятия

Двигательная активность, выразительность испол-нения (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах


Оригинальность творческих проявлений


Глубина высказываний о музыке, наличие любимых произведений

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







15







16







17







18








Список литературы



Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: песня, танец, марш». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -240 с.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: настроение, чувства в музыке». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -208с.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: Сказка в музыке, Музыкальные инструменты». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -208с.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: музыка о животных и птицах». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -128с.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: природа и музыка». – М.: ТЦ Сфера, 2014. -176с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации