Программа дополнительного образования «Страна красивой речи»

2
1
Материал опубликован 18 November 2020 в группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Старомайнский детский сад № 6







ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Страна красивой речи»

Возраст детей 5 -7 лет (Старшая разновозрастная группа)

Срок реализации программы 1 год.










Автор воспитатель:

Павлова Ольга Александровна













Пояснительная записка.

Направленность программы: речевое развитие.

Речевое развитие детей дошкольного возраста, является одним из важнейших направлений дошкольного образования, так как имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. В настоящее время растет число детей, имеющих проблемы в становлении речи: скудность словарного запаса, нарушение звукопроизношения, трудности понимания обращенной речи и т.п., что в итоге может привести к сложностям освоения грамоты, чтения и, как результат неуспеваемости обучения в школе. К тому же дети с нарушениями развития речи имеют трудности в процессе социализации, ведь основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть речевым общением.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Связная речь – не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих нарушение речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказываний детей с нарушением речи характерны:

- нарушения логической последовательности повествования;

- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

- незавершенность микротем;

- возвращение к ранее сказанному;

- длительные паузы на границах фраз;

- отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям Стандарта речевое развитие детей, посещающих дошкольное учреждение образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Программа направлена на развитие речевого творчества детей через развивающие игры. За основу были взяты идеи Джанни Родари, который полагал, что воображение не есть привилегия избранных, им наделены все, и Танниковой Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок». Родители мало уделяют внимание на развитие связной речи, мало читают детям дома сказки так как игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Наша задача помочь ребенку раскрыть в себе талант сочинителя, и в этом могут помочь развивающие игры, созданные на основе сказочных сюжетов.

Программа разработана с учетом рекомендаций ФГОС ДО и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель программы: Способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста, используя различные методы и приемы формирования монологической речи ребенка.

Задачи:

Образовательные:

Формирование монологической речи.

Обогащение и активизация речи детей.

Формирование способности к составлению рифмовок, загадок, небылиц.

Развивающие:

Развитие творческого воображения.

Развитие самостоятельности и инициативности.

Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитательные:

Воспитание интереса к сочинительству.

Воспитание уважения к творчеству сверстников.

Отличительной особенностью программы является то, что занятия проводятся с использованием развивающих игр, способствующих развитию творческого воображения, и дают полную свободу мысли и фантазии ребенка. На каждом занятии воспитатель играет с детьми в одну-две развивающие игры, в процессе которой дети развивают фантазию, воображение, позволяющие им создавать собственные произведения.

Принципы построения программы:

Доступность, учет возрастных потребностей детей.

Систематичность и последовательность.

Наглядность – использование иллюстраций, видеоряда.

Учет индивидуальных способностей детей.

Комфортность – вера в возможности ребенка.

Принцип партнерских взаимоотношений.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут. Форма организации групповая – 5-6 человек.

Участники: Воспитатели, дети старшей группы, родители, логопед

Методы и приемы:

Игровые (развивающие, словесные, театрализованные игры)

Интервьюирование.

Творческие и проблемные задачи.

Оживление предметов.

Сюрпризные моменты.

Художественное слово.

Музыкальное сопровождение.

Ожидаемые результаты:

1.Достаточно хороший уровень владения устной речью, умение связно выражать свои мысли.

2.Умение осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетание в предложении новых слов с уже знакомыми.

3. Высокий уровень развития речевой творческой самостоятельности.

4. Умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений. 

6. Быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. 

7. Самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам. 

8. Внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу. 


Формой подведения итогов для воспитателей станет отчет в виде презентации о работе по дополнительной программе на РМО, итоговое родительское собрание в старшей группе с показом наглядного материала и подведением итогов за год по работе с программой.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

1 этап

Знакомство детей со сказками (чтение, беседы, рассказывание иллюстрации)

Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагаются задания:

-Упражнения на развитие словаря детей;

- Постановка проблемного вопроса поискового характера: «Всегда ли, зачем, почему, если бы?», пример « А если бы дед в сказке не потерял рукавичку, где бы зимовали герои?»

Упражнения «Заколдованный лес», «Тридевятое царство», «Сказочная дерев-

ня» формировать умения рассказывать о времени и месте, где разворачивается сюжет сказки

- Придумать новые названия для известных сказок, например «Колобок» придуманы были новые названия «Непослушный, Колобок», «Путешествие Колобка»

- Задания «Расскажи о любимом сказочном герое», «Сравни сказочных героев» учат описывать характер сказочных персонажей и описывать внешний облик.

2 этап

После знакомства со сказкой предложить детям что – нибудь сделать: вырезать, склеить изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Кто помог деду вытянуть репку», «Кто жил в теремке?»

Отражение эмоционального отношения ребенка к художественным произведениям через аппликацию, рисование, лепку, изготовление атрибутов к драматизации.

Использование схематических изображений.

3 этап

Сочинение сказки.

К сказке «Три медведя»: Придумай сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома у нее никого не было, как повели себя медведи?»

К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным..»

4 этап

Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях «Интервью у сказочного героя», «Беседа чудесных друзей» необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

- нести очень «тяжелый чемодан»;

- дотянуться до высоко висящего яблока, соврать его, откусить, оно кислое;

- передать друг другу веревку, произносить слово «Змея»

- «встретили друга» (улыбнулись)

- «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза)

- «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом)

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек – самоделок, записывали сказочные истории.


Учебно-тематическое планирование


Срок

Тема

Цель

Количество часов

сентябрь

В гостях у сказки.



Репортеры





Волшебные предметы








Волшебные слова


Вспомнить любимые сказки, их героев.


Развивать умение задавать вопросы сказочным персонажам и отвечать на них.


Вспомнить предметы, обладающие волшебными свойствами. Упражнять в умении наделять разные предметы волшебными свойствами.


Вспомнить все волшебные слова, которые помогают героям сказок. Упражнять в придумывании новых волшебных слов.



1



1





1









1

октябрь

Придумывание другого конца сказкам.



Исчезновение героя.





Новый герой.


Развивать умение придумывать разные окончания знакомой сказки.


Развивать умение решать проблемную ситуацию, связанную с исчезновением героя сказки.


Учить вводить в сказку нового героя и придумывать новый сюжет.

2





1






1

Ноябрь

Коллаж из сказок





Герои наоборот

Развивать умение придумывать сказку с героями из нескольких разных сказок.


Упражнять в умении наделять героев противоположными качествами.

2





2

декабрь

Сказка от картинки





Сказка от предмета

Упражнять в умении придумывать сказку по серии несвязанных между собой картинок.


Упражнять в придумывании сказки, отталкиваясь от любого заданного предмета.

2





2

январь

Сказка от пословицы




Сказка от считалки

Упражнять в умении придумывать новую сказку, отталкиваясь от пословицы.


Упражнять в умении придумывать новую сказку, отталкиваясь от считалки.

2





2

Февраль

Превращения





Особая страна









Чудесный мешочек

Учить придумывать сказку от превращения (я превращаюсь в мышку).


Упражнять в придумывании страны с особыми условиями (страна, где нет домов, или где все сладкое), рассказывать о приключениях героя, попавших в эту страну.


Упражнять в умении придумывать сказку с героями, которых ребенок достанет из мешочка случайным выбором.

2





1









1

март

Сказка от слова




Сказка по кругу


Упражнять в умение придумывать сказку от одного слова.


Упражнять в умении совместно составлять сказки

2




2

апрель

Студия «Мультфильм»





Бином фантазии

Развивать воображение детей, учить по собственным рисункам придумывать сюжет мультфильма.


Учить придумывать сказку, взяв за основу два различных предмета (собака-шкаф).

2






2

май

Сериал





Развивать воображение, умение создавать сказки с продолжением.



2



ИТОГО

34

Содержание программы.

«В гостях у сказки». Выставка иллюстраций к сказкам. Отгадывание загадок о сказках. Игры «Потерянные вещи», «Угадай по отрывку», «Распутай сказки».

«Репортеры» Путешествие по сказкам. Игры « Интервьюирование», «Угадай кто я».

«Волшебные предметы» Беседа «Какие волшебные предметы встречаются в сказках, и как они помогают героям». Наделение обычных предметов волшебными свойствами.

«Волшебные слова» Беседа «Волшебные слова, которые помогают героям сказок». Придумывание волшебных слов.

«Придумывание другого конца сказкам» Чтение сказки без концовки. Рисование детьми окончания сказки. Рассказывание своего конца сказки.

«Исчезновение героя» Путешествие по сказкам при помощи видеоряда. Решение творческой задачи, связанной с исчезновением героя сказки.

«Новый герой» Введение в сказку нового героя. Составление новой сказки.

«Коллаж из сказок» Игра «Узнай сказку по картинке». Предложить детям вытянуть наугад несколько картинок из разных сказок и придумать новую сказку.

«Герои наоборот» Чтение сказки. Попросить охарактеризовать героев сказки. Предложить наделить героев противоположными качествами и придумать новую сказку.

«Сказка от картинки» Рассматривание сюжетных картинок. Игра «Опиши». Предложить взять понравившуюся картинку и придумать сказку.

«Сказка от предмета» Игра «Что вокруг» - дети называют предметы, которые их окружают. Затем выбирают любой предмет и придумывают сказку об этом предмете.

«Сказка от пословицы» Вспомнить с детьми знакомые пословицы. Беседа «Почему так говорят». Придумывание сказки по понравившейся пословице.

«Сказка от считалки» Вспомнить считалки. Для чего они нужны. Придумать сказку по любой считалке.

«Превращения» Беседа о волшебниках. Что бы вы сделали, если бы стали волшебниками. В каких сказках происходят волшебные превращения. Игра «Кто кем стал». В кого бы вы хотели превратиться. Придумать сказку о своих приключениях после превращения.

«Особая страна» Предложить придумать волшебную страну. Выбрать себе героя с помощью картинок и рассказать о его приключениях в этой стране.

«Чудесный мешочек» Дети достают из мешочка 3-4 героя и придумывают про них сказку.

«Сказка от слова» Беседа «Зачем нужны слова». Игра «Пойми меня». Дети называют по одному слову и придумывают сказку про это слово.

«Сказка по кругу» Беседа «Откуда берутся сказки». Предложить придумать общую сказку. Каждый должен говорить по одному предложению. Воспитатель начинает, дети по очереди продолжают.

«Студия «Мультфильм» Беседа о мультфильмах. Как создаются мультфильмы. Выбрать несколько героев. Предложить детям придумать и нарисовать сюжет с этими героями (отразить, что они делают, где находятся). Объединить все рисунки и придумать мультфильм по этим рисункам.

«Бином фантазии» Дети с помощью предметных картинок выбирают два слова. Опираясь на эти слова, придумывают свою сказку.

«Сериал» Беседа «Что такое сериал». Выбрать любую сказку и придумать новые сюжеты, которые могут произойти с героями этой сказки. Получится сериал по сказке, т.е. сказка с продолжением.


Методическое обеспечение программы

Картотека развивающих речевых игр.

Конспекты занятий.

Наглядный, раздаточный материал.

Презентации к занятиям.


Материально-техническое обеспечение программы.

Проектор, ноутбук.

Магнитофон.

Литература

Альтшуллер Г.С. «Краски фантазии. Прилюдия к теории развития творческого воображения. Шанс на приключениях» Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991

Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. Пермь.: 1991. – С. 73-78.

Корзун А.В. «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». Минск, 2000

Мурашковская И. Н. «Когда я стану волшебником» Рига, педагогический центр «Эксперимент» 1994

Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.

Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.

Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008г.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Джанни Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М. Прогресс, 1978

Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких» М., Педагогика 1993

Шустерман З.Г, Шустерман М.н. «Думаем, изобретаем, открываем мир»

«Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ»




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный материал! У нас. как раз разновозрастная группа. Беру в копилочку.

1 April 2021