Программа дополнительного образования «Эко-кадет» (Для детей 7-11 лет)
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа - интернат "Общеобразовательная школа - интернат среднего общего образования № 17 "Юные спасатели МЧС"
Программа дополнительного образования
«Эко-кадет»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Галимова Лилия Альферовна
Верхняя Салда
2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Эко-кадет» имеет эколого-биологическую направленность с практической ориентацией.
Актуальность программы.
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого требуется новый этап образования – экологическое образование, которое должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников. Воспитание экологической культуры – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.
Отличительные особенности программы заключаются в изменении подхода к содержанию и методам обучения учащихся. В программе заложены различные формы работы, направленные на дополнение и углубление эколого-биологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. В ходе своих наблюдений за окружающим миром учащиеся учатся анализу и синтезу, учатся применять свои теоретические знания на практике. Отличительная особенность программы заключается в организации коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимается своим делом, и в тоже время работает на общий результат группы.
Адресат: программа разработана для учащихся начальной школы, проявляющим интерес к предметам естественного цикла. В группу принимаются все желающие учащиеся, но не более 12 человек.
Форма обучения – очная
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут
Объём программы - 68 часов
Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели.
Уровень освоения программы – ознакомительный
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации программы – традиционная.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуально-групповая, групповая, с использованием ИКТ-технологий.
Занятия проводятся в виде бесед, лекций,
практических занятий, игр. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды.
Формы подведения итогов:
- выставки рисунков, поделок;
- фотовыставки;
- листовки, буклеты, газеты;
- гербарий;
- проекты;
- выступления с докладами среди начальных классов;
- сценка;
- участие в городских, областных, Российских конкурсах.
Цель: формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи:
Обучающие. Формировать:
- систему экологических знаний учащихся, включающих основные законы
экологии растений, животных, человека;
- учебно-исследовательскую компетентность (освоение основного
инструментария для проведения исследования, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов);
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды, развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
Развивающие. Развить:
- экологическое мышление;
- способности к анализу экологических ситуаций; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
- эмоциональную, мотивационную сферы учащихся;
- навыки общения и коммуникации;
- творческие способности учащегося.
Воспитательные. Воспитать:
- уважительное отношение и заботу ко всему живому, собственному месту
проживания;
- активность и ответственность в отношении учащихся к проблемам окружающей среды;
- трудолюбие;
- организованность, собранность, ответственность, предприимчивость,
требовательность к себе;
- культуру общения и поведения, коммуникабельность;
- творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Содержание программы
Учебный план
№ № | Раздел | Кол. часов | Теория | Практика | Формы промежуточной аттестации |
11 | Введение | 2 | 2 | | |
22 | В гости к осени | 14 | 4 | 8 | Коллаж, проект «Эко-дерево», выставка фотографий, выставка рисунков |
33 | Природа и человек | 16 | 6 | 8 | Выставка рисунков, выступление в начальной школе, проект «Эко-Ёлка», выставка фотографий |
44 | Птицы родного края | 6 | 1 | 4 | Проект «Мы кормушку смастерили и столовую открыли» |
55 | Неживая и живая природа | 5 | 2 | 3 | Макет пищевой цепочки |
66 | Экология жилища | 5 | 3 | 2 | Выставка рисунков «Эко-дом» |
77 | Природа моей страны | 7 | 1 | 6 | Презентации «Красная книга», сценка «Эко-сказка» |
88 | Удивительный мир растений | 13 | 3 | 9 | Проект «Растения, спасшие от ран», фотовыставка «Как я улучшил территорию у дома» Викторина - игра |
| Итого | 68 | | | |
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздела/тема | Количество часов | Тип занятия | Сроки |
| Введение | 2 | | |
1 | Что изучает экология? Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат. | 1 | Теоретическое | Сентябрь |
2 | Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. | 1 | Теоретическое | Сентябрь |
| В гости к осени | 14 | | |
3 | Особенности времен года. Изменения в природе. | 1 | Теоретическое | Сентябрь |
4 | Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. | 1 | Теоретическое | Сентябрь |
5 | Гербаризация. Виды гербариев и их значение. | 1 | Теоретическое | Сентябрь |
6 | Экскурсия в парк. Сбор листьев. | 1 | Экскурсия | Сентябрь |
7 | Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Наблюдения в природе. | 1 | Теоретическое | Сентябрь |
8 | Значение природы в жизни человека. Дары природы. Изготовление эко-поделок из природных материалов. | 2 | Практика | Сентябрь-октябрь |
9 | Необычный гербарий. Изготовление коллажа из листьев. | 2 | Практическое | Октябрь |
10 | Осень в красках. Экскурсия. Фотографирование осенней природы. Подготовка к фотовыставке «Осень в деталях» | 1 | Экскурсия | Октябрь |
11 | Необычный гербарий. Подготовка к изготовлению общего коллажа. | 4 | Практическое | Октябрь |
| Природа и человек | 16 | | |
12 | Место человека в природе | 1 | Теоретическое | Ноябрь |
13 | Влияние человека на природу. | 1 | Теоретическое | Ноябрь |
14 | Экологические катастрофы | 1 | Теоретическое | Ноябрь |
15 | Охрана окружающей среды. Создание рисунков, памяток по охране окружающей среды. Выступление в начальных классах. | 2 | Практическое | Ноябрь |
16 | Особо охраняемые природные территории Свердловской области. Их значение. | 1 | Теоретическое | Ноябрь |
17 | Мусор. Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | Теоретическое | Ноябрь |
18 | «Репортаж со свалки» | 1 | Теоретические | Ноябрь |
19 | Изготовление новогодней игрушки из мусора | 3 | Практическое | Декабрь |
20 | «Эко-ёлка». Коллективный проект | 3 | Практическое | Декабрь |
21 | Экскурсия. Фотографирование зимней природы. Подготовка к фотовыставка «Осень в деталях» | 1 | Экскурсия | Декабрь |
22 | Фотовыставка «Зимние чудеса» | 1 | Выставка | Декабрь |
| Птицы родного края | 6 | | |
23 | Знакомство с разнообразием птиц. Их значение в природе. | 1 | Теоретическое | Январь |
24 | Птицы родного края. Экскурсия в парк. Где зимуют птицы? | 1 | Экскурсия | Январь |
25 | Разработка макетов эко-кормушек. Участие в проекте: «Мы кормушку смастерили и столовую открыли» | 4 | Практическое | Январь |
| Живая и неживая природа | 5 | | |
26 | Основные составляющие природы. Живая и неживая природа | 1 | Теоретическое | Февраль |
27 | Взаимосвязь животных и растений друг с другом. Пищевые цепочки | 1 | Теоретическое | Февраль |
28 | Изготовление макета пищевой цепочки | 3 | Практическое | Февраль |
| Экология жилища | 5 | | |
29 | Экология жилья человека. Экологически опасные факторы в быту | 1 | Теоретическое | Февраль |
30 | Экологически грамотный покупатель | 1 | Теоретическое | Февраль |
31 | Энергопотребление в моей семье. Альтернативные источники энергии | 1 | Теоретическое | Февраль |
32 | Альтернативные источники энергии. Составление электрических схем на электронном конструкторе | 1 | Практическое | Март |
33 | Рисунки на тему «Эко-дом» | 1 | Практическое | Март |
| Природа моей страны | 7 | | |
34 | Многообразие природы моей страны | 1 | Теоретическое | Март |
35 | Красная книга. Оформление стенда, презентации. | 2 | Практическое | Март |
36 | Постановка эко-сказки ко Дню Земли | 4 | Практическое | Март-апрель |
| Удивительный мир растений | 13 | | |
37 | Разнообразие растительного мира. Значение растений | 1 | Теоретическое | Апрель |
38 | Лекарственные растения Свердловской области | 1 | Теоретическое | Апрель |
39 | К 9 мая подготовка проекта «Растения, спасшие от ран». | 3 | Практическое | Апрель |
40 | Чем помочь природе? | 1 | Теоретическое | Май |
41 | Уборка пришкольной территории | 1 | Практическое | Май |
42 | Планирование по озеленению пришкольной территории | 1 | Практическое | Май |
43 | Посадка семян цветов для озеленения пришкольного участка | 1 | Практическое | Май |
44 | Фотовыставка «Как я улучшил территорию у дома» (До/после) | 2 | Выставка | Май |
45 | Экологическая игра | 1 | Игра (практическое) | Май |
46 | Викторина для учеников начальной школы | 1 | Викторина (практическое) | Май |
Содержание учебного (тематического) плана
Введение (2 часа)
Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
В гости к осени (14 часов)
Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Экскурсии в парк, сбор осенних листьев, гербаризация. Изучение различных видов гербария. Изготовление эко-коллажа из природных материалов. Экскурсия, фотографирование природы в деталях. Подготовка и работа над общим проектом- необычный гербарий «Эко-дерево».
Природа и человек (16 часов)
Рассмотреть Место человека в природе и его влияние на неё. Экологические катастрофы, причины возникновения и их последствия. Охрана окружающей среды. Создание рисунков, памяток по охране окружающей среды. Выступление в начальных классах. Виртуальное путешествие в особо охраняемые природные территории Свердловской области. Их значение. Узнать откуда берется и куда девается мусор. Свалки их местоположение, влияние на окружающую среду. Перспективы на будущее. Как мы можем бороться с мусором. Участие в проекте «Эко-ёлка», изготовление новогодних игрушек из бросового материала. Экскурсия, фотографирование зимних пейзажей. Фотовыставка «Зимние чудеса»
Птицы родного края (6 часов)
Знакомство с разнообразием птиц. Их значение в природе. Экскурсия, наблюдение за птицами. Как помочь птицам зимой? Работа над проектом «Мы кормушку смастерили и столовую открыли»
Живая и неживая природа (5 часов)
Изучить основные составляющие природы. Живая и неживая природа. Связи между компонентами природы. Пищевые цепи. В природе важен каждый. Изготовление макета пищевой цепочки.
Экология жилища (5 часов) Экология жилья человека. Рассмотреть жизнь человека в городе и деревне, сравнить. Узнать, какие экологически опасные факторы есть в быту. Кто такой экологически грамотный покупатель? На что надо обратить внимание делая покупки в магазине. Эко маркировки. Энергопотребление в моей семье. Альтернативные источники энергии. Работа с электронным конструктором. Изготовление различных электронных цепей. Раздел завершает конкурс рисунков «Эко-дом»
Природа моей страны (7 часов)
Рассмотреть многообразие природы нашей страны. Понятие красная книга, оформить брошюры по разделам красной книги. Выступление в начальных классах. Постановка эко-сказки к «Дню-Земли».
Удивительный мир растений (13 часов)
Рассмотреть многообразие растительного мира. Изучить лекарственные растения Свердловской области. Подготовить проект к «Дню Победы» - «Растения, спасшие от ран». Чем мы можем помочь природе? Уборка пришкольной территории. Планирование мероприятий по озеленению пришкольного участка. Посадка семян цветов. Подготовка к фотовыставке «Как я улучшил территорию у дома», фотографии до /после. Игра по экологии на повторение изученного. Эко-викторина для начальной школы.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Будут знать:
- чем занимается наука экология;
- явления природы;
- листопад, причины, значение для растений
- понятия природа: живая и неживая. Взаимосвязи в природе;
- антропогенное воздействие человек на природу;
-лекарственные растения Свердловской области, их применение;
- как помочь птицам зимой;
- как можно вторично использовать мусор;
- опасные экологические факторы дома;
- альтернативные источники энергии.
Будут уметь:
- оформлять результаты наблюдений в виде знаков, рисунков, описаний;
- работать с гербарными материалами, живыми растениями и Красной книгой;
- оценивать экологическое состояние различных объектов и выявлять
экологически опасные для здоровья человека вещества и факторы;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- осознание ценности каждого живого организма
- чувство бережного отношения к живой природе
- трудолюбие и творческое отношение к трудовой деятельности
- культура общения и коммуникабельность
- чувство ответственности за состояние окружающей среды
- умение оценивать свои достижения на занятиях
- умение сотрудничать в коллектив
Метапредметные результаты:
- работать в паре, группе;
- рассуждать и делать выводы;
- предвидеть последствия людей в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;
- проектировать творческую деятельность при изготовление кормушек, поделок и рисунков;
- проявлять наблюдательность во время экскурсий в живую природу;
Организационно-педагогические условия.
Календарный учебный график
№ п/п | Основные характеристики образовательного процесса | |
1 | Количество учебных недель | 34 |
2 | Количество учебных дней | 68 |
3 | Количество часов в неделю | 2 |
4 | Количество часов | 68 |
5 | Недель в 1 полугодии | 16 |
6 | Недель во 2 полугодии | 18 |
7 | Начало занятий | 6 сентября |
8 | Каникулы | 29.10.22-6.11.22 29.12.22-8.01.23 18.03.23-26.03.23 |
10 | Окончание учебного года | 20.05.2023 |
Условия реализации программы
Занятия осуществляются в кабинете физики. При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов.
Материально – техническое обеспечение:
Технические средства обучения:
- компьютер;
- средства аудио и видео визуализации;
- гербарии;
-наглядные пособия;
- электронный конструктор.
Материалы: бумага, ватман, природные материалы (листья,
шишки, желуди), бросовый материал, пластилин, цветной картон.
Кадровое обеспечение: учитель начальных классов 1 категории – Галимова Лилия Альферовна.
Методическое обеспечение:
Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки, моделирование, разработка и создание экологических знаков, экологические акции, гербаризация, составление памяток, подготовка докладов и постановка сценок.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению материала.
Формы контроля и оценочные материалы
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные рисунки, поделки, мини-проекты, макеты), а также их внутренние личностные качества (знания, умения), которые относятся к целям программы.
Качество внешней образовательной продукции оценивается по следующим параметрам:
Рисунки, макеты, мини-проекты
Параметры | Низкий | Средний | Высокий |
Самостоятельность выполнения работы | Не может самостоятельно выполнять работу, требуется помощь педагога | Требуется периодическая помощь | Работа выполнена самостоятельно |
Соответствие теме | Не соответствует теме | Частично соответствует теме, | Полностью соответствует теме |
Сложность выполнения работы, креативность. | Работа выполнена по шаблону, без личного участия в разработке. Выбран самый простой образец. | Работа выполнена по шаблону с внесением своих идей. | Работа авторская, содержит интересные элементы. Композиция усложнённая. |
Аккуратность выполненной работы | Работа выполнена небрежно | Работа выполнена аккуратно, но есть недочеты по оформлению | Работа выполнена аккуратно |
Умение описать работу | Не может самостоятельно описать работу | Может описать свою работу с наводящими вопросами от педагога | Описывает работу полными предложениями излагая суть. |
Итоговый контроль проводится в конце всей программы в виде викторины, которая включает в себя разные этапы по проверке знаний и умений относительно программы.
Лист итогового контроля
№ | Ф.И.О | Тема | Уровень В/С/Н | |||||
| | Природа моей страны | Живая и неживая природа | Связи в природе | Человек и природа | Экология жилища | ||
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
Критерии
Высокий уровень (В) - учащийся освоил практически весь объём
знаний, предусмотренных программой за конкретный период 80-100%
Средний уровень (С) - объём усвоенных знаний составляет более ½ 50-80%
Низкий уровень (Н) - учащийся овладел менее чем ½ объёма
знаний, предусмотренных программой, менее 50%
Литература
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003
3. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
4. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
5. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
6. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
7. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993. 6. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом. // География в школе -2002-06гг.;
8. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
9. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001. 9. Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.
10. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
11. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
12. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
13 Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
Интернет-ресурсы
Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
http://ecoportal.su/
Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
М/ф «Три кота сборник осенних серий»
Видео «Влияние человека на эко системы» https://www.youtube.com/watch?v=Bsg225rfmCw&feature=emb_imp_woyt
Видео «Крупнейшие экологические катастрофы» https://www.youtube.com/watch?v=8Bvq3sgXymI&t=7s