12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галимова Лилия Альферовна434
Учитель начальных классов
Россия, Свердловская обл., Верхняя Салда

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа - интернат "Общеобразовательная школа - интернат среднего общего образования № 17 "Юные спасатели МЧС"











Программа дополнительного образования

«Эко-кадет»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель: Галимова Лилия Альферовна



t1667817246aa.png



Верхняя Салда

2022г

Пояснительная записка

Рабочая программа «Эко-кадет» имеет эколого-биологическую направленность с практической ориентацией.

Актуальность программы.

Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого требуется новый этап образования – экологическое образование, которое должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников. Воспитание экологической культуры – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.

Отличительные особенности программы заключаются в изменении подхода к содержанию и методам обучения учащихся. В программе заложены различные формы работы, направленные на дополнение и углубление эколого-биологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. В ходе своих наблюдений за окружающим миром учащиеся учатся анализу и синтезу, учатся применять свои теоретические знания на практике. Отличительная особенность программы заключается в организации коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимается своим делом, и в тоже время работает на общий результат группы.


Адресат: программа разработана для учащихся начальной школы, проявляющим интерес к предметам естественного цикла. В группу принимаются все желающие учащиеся, но не более 12 человек.

Форма обучения – очная

Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут

Объём программы - 68 часов

Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели.

Уровень освоения программы – ознакомительный


Особенности организации образовательного процесса.


Форма реализации программы – традиционная.

Формы обучения: фронтальная работа, индивидуально-групповая, групповая, с использованием ИКТ-технологий.

Занятия проводятся в виде бесед, лекций,
практических занятий, игр. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды.

Формы подведения итогов:

- выставки рисунков, поделок;

- фотовыставки;

- листовки, буклеты, газеты;

- гербарий;

- проекты;

- выступления с докладами среди начальных классов;

- сценка;

- участие в городских, областных, Российских конкурсах.


Цель: формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.

Задачи:      

Обучающие. Формировать:
- систему экологических знаний учащихся, включающих основные законы
экологии растений, животных, человека;

- учебно-исследовательскую компетентность (освоение основного
инструментария для проведения исследования, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов);

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды, развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.


Развивающие. Развить:
- экологическое мышление;
- способности к анализу экологических ситуаций; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
- эмоциональную, мотивационную сферы учащихся;
- навыки общения и коммуникации;
- творческие способности учащегося.
Воспитательные. Воспитать:
- уважительное отношение и заботу ко всему живому, собственному месту
проживания;
- активность и ответственность в отношении учащихся к проблемам окружающей среды;
- трудолюбие;
- организованность, собранность, ответственность, предприимчивость,
требовательность к себе;
- культуру общения и поведения, коммуникабельность;
- творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности.


Содержание программы

Учебный план



№ №

Раздел

Кол. часов

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации

11

Введение

2

2



22

В гости к осени

14

4

8

Коллаж, проект «Эко-дерево», выставка фотографий, выставка рисунков

33

Природа и человек

16

6

8

Выставка рисунков, выступление в начальной школе, проект «Эко-Ёлка», выставка фотографий

44

Птицы родного края

6

1

4

Проект «Мы кормушку смастерили и столовую открыли»

55

Неживая и живая природа

5

2

3

Макет пищевой цепочки

66

Экология жилища

5

3

2

Выставка рисунков «Эко-дом»

77

Природа моей страны

7

1

6

Презентации «Красная книга», сценка «Эко-сказка»

88

Удивительный мир растений

13

3

9

Проект «Растения, спасшие от ран», фотовыставка «Как я улучшил территорию у дома»

Викторина - игра


Итого

68










Учебно-тематическое планирование

Раздела/тема

Количество часов

Тип занятия

Сроки


Введение

2



1

Что изучает экология? Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

1

Теоретическое

Сентябрь

2

Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка.

1

Теоретическое

Сентябрь


В гости к осени

14



3

Особенности времен года. Изменения в природе.

1

Теоретическое

Сентябрь

4

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений.

1

Теоретическое

Сентябрь

5

Гербаризация. Виды гербариев и их значение.

1

Теоретическое

Сентябрь

6

Экскурсия в парк. Сбор листьев.

1

Экскурсия

Сентябрь

7

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Наблюдения в природе.

1

Теоретическое

Сентябрь

8

Значение природы в жизни человека. Дары природы. Изготовление эко-поделок из природных материалов.

2

Практика

Сентябрь-октябрь

9

Необычный гербарий. Изготовление коллажа из листьев.

2

Практическое

Октябрь

10

Осень в красках. Экскурсия. Фотографирование осенней природы. Подготовка к фотовыставке «Осень в деталях»

1

Экскурсия

Октябрь

11

Необычный гербарий. Подготовка к изготовлению общего коллажа.

4

Практическое

Октябрь


Природа и человек

16



12

Место человека в природе

1

Теоретическое

Ноябрь

13

Влияние человека на природу.

1

Теоретическое

Ноябрь

14

Экологические катастрофы

1

Теоретическое

Ноябрь

15

Охрана окружающей среды. Создание рисунков, памяток по охране окружающей среды. Выступление в начальных классах.

2

Практическое

Ноябрь

16

Особо охраняемые природные территории Свердловской области. Их значение.

1

Теоретическое

Ноябрь

17

Мусор. Откуда берется и куда девается мусор?

1

Теоретическое

Ноябрь

18

«Репортаж со свалки»

1

Теоретические

Ноябрь

19

Изготовление новогодней игрушки из мусора

3

Практическое

Декабрь

20

«Эко-ёлка». Коллективный проект

3

Практическое

Декабрь

21

Экскурсия. Фотографирование зимней природы. Подготовка к фотовыставка «Осень в деталях»

1

Экскурсия

Декабрь

22

Фотовыставка «Зимние чудеса»

1

Выставка

Декабрь


Птицы родного края

6



23

Знакомство с разнообразием птиц. Их значение в природе.

1

Теоретическое

Январь

24

Птицы родного края. Экскурсия в парк. Где зимуют птицы?

1

Экскурсия

Январь

25

Разработка макетов эко-кормушек. Участие в проекте: «Мы кормушку смастерили и столовую открыли»

4

Практическое

Январь


Живая и неживая природа

5



26

Основные составляющие природы. Живая и неживая природа

1

Теоретическое

Февраль

27

Взаимосвязь животных и растений друг с другом. Пищевые цепочки

1

Теоретическое

Февраль

28

Изготовление макета пищевой цепочки

3

Практическое

Февраль


Экология жилища

5



29

Экология жилья человека. Экологически опасные факторы в быту

1

Теоретическое

Февраль

30

Экологически грамотный покупатель

1

Теоретическое

Февраль

31

Энергопотребление в моей семье. Альтернативные источники энергии

1

Теоретическое

Февраль

32

Альтернативные источники энергии. Составление электрических схем на электронном конструкторе

1

Практическое

Март

33

Рисунки на тему «Эко-дом»

1

Практическое

Март


Природа моей страны

7



34

Многообразие природы моей страны

1

Теоретическое

Март

35

Красная книга. Оформление стенда, презентации.

2

Практическое

Март

36

Постановка эко-сказки ко Дню Земли

4

Практическое

Март-апрель


Удивительный мир растений

13



37

Разнообразие растительного мира. Значение растений

1

Теоретическое

Апрель

38

Лекарственные растения Свердловской области

1

Теоретическое

Апрель

39

К 9 мая подготовка проекта «Растения, спасшие от ран».

3

Практическое

Апрель

40

Чем помочь природе?

1

Теоретическое

Май

41

Уборка пришкольной территории

1

Практическое

Май

42

Планирование по озеленению пришкольной территории

1

Практическое

Май

43

Посадка семян цветов для озеленения пришкольного участка

1

Практическое

Май

44

Фотовыставка «Как я улучшил территорию у дома» (До/после)

2

Выставка

Май

45

Экологическая игра

1

Игра (практическое)

Май

46

Викторина для учеников начальной школы

1

Викторина

(практическое)

Май



Содержание учебного (тематического) плана

Введение (2 часа)

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

В гости к осени (14 часов)

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Экскурсии в парк, сбор осенних листьев, гербаризация. Изучение различных видов гербария. Изготовление эко-коллажа из природных материалов. Экскурсия, фотографирование природы в деталях. Подготовка и работа над общим проектом- необычный гербарий «Эко-дерево».

Природа и человек (16 часов)

Рассмотреть Место человека в природе и его влияние на неё. Экологические катастрофы, причины возникновения и их последствия. Охрана окружающей среды. Создание рисунков, памяток по охране окружающей среды. Выступление в начальных классах. Виртуальное путешествие в особо охраняемые природные территории Свердловской области. Их значение. Узнать откуда берется и куда девается мусор. Свалки их местоположение, влияние на окружающую среду. Перспективы на будущее. Как мы можем бороться с мусором. Участие в проекте «Эко-ёлка», изготовление новогодних игрушек из бросового материала. Экскурсия, фотографирование зимних пейзажей. Фотовыставка «Зимние чудеса»

Птицы родного края (6 часов)

Знакомство с разнообразием птиц. Их значение в природе. Экскурсия, наблюдение за птицами. Как помочь птицам зимой? Работа над проектом «Мы кормушку смастерили и столовую открыли»

Живая и неживая природа (5 часов)

Изучить основные составляющие природы. Живая и неживая природа. Связи между компонентами природы. Пищевые цепи. В природе важен каждый. Изготовление макета пищевой цепочки.

Экология жилища (5 часов) Экология жилья человека. Рассмотреть жизнь человека в городе и деревне, сравнить. Узнать, какие экологически опасные факторы есть в быту. Кто такой экологически грамотный покупатель? На что надо обратить внимание делая покупки в магазине. Эко маркировки. Энергопотребление в моей семье. Альтернативные источники энергии. Работа с электронным конструктором. Изготовление различных электронных цепей. Раздел завершает конкурс рисунков «Эко-дом»

Природа моей страны (7 часов)

Рассмотреть многообразие природы нашей страны. Понятие красная книга, оформить брошюры по разделам красной книги. Выступление в начальных классах. Постановка эко-сказки к «Дню-Земли».

Удивительный мир растений (13 часов)

Рассмотреть многообразие растительного мира. Изучить лекарственные растения Свердловской области. Подготовить проект к «Дню Победы» - «Растения, спасшие от ран». Чем мы можем помочь природе? Уборка пришкольной территории. Планирование мероприятий по озеленению пришкольного участка. Посадка семян цветов. Подготовка к фотовыставке «Как я улучшил территорию у дома», фотографии до /после. Игра по экологии на повторение изученного. Эко-викторина для начальной школы.


Планируемые результаты.


Предметные результаты:

Будут знать:

- чем занимается наука экология;

- явления природы;

- листопад, причины, значение для растений

- понятия природа: живая и неживая. Взаимосвязи в природе;

- антропогенное воздействие человек на природу;

-лекарственные растения Свердловской области, их применение;

- как помочь птицам зимой;

- как можно вторично использовать мусор;

- опасные экологические факторы дома;

- альтернативные источники энергии.

Будут уметь:

- оформлять результаты наблюдений в виде знаков, рисунков, описаний;

- работать с гербарными материалами, живыми растениями и Красной книгой;

- оценивать экологическое состояние различных объектов и выявлять
экологически опасные для здоровья человека вещества и факторы;

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Личностные результаты:
- осознание ценности каждого живого организма
- чувство бережного отношения к живой природе
- трудолюбие и творческое отношение к трудовой деятельности
- культура общения и коммуникабельность
- чувство ответственности за состояние окружающей среды
- умение оценивать свои достижения на занятиях
- умение сотрудничать в коллектив


Метапредметные результаты:

- работать в паре, группе;
- рассуждать и делать выводы;

- предвидеть последствия людей в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;
- проектировать творческую деятельность при изготовление кормушек, поделок и рисунков;
- проявлять наблюдательность во время экскурсий в живую природу;

Организационно-педагогические условия.

Календарный учебный график

п/п

Основные характеристики образовательного процесса


1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

68

5

Недель в 1 полугодии

16

6

Недель во 2 полугодии

18

7

Начало занятий

6 сентября

8

Каникулы

29.10.22-6.11.22

29.12.22-8.01.23

18.03.23-26.03.23

10

Окончание учебного года

20.05.2023



Условия реализации программы

Занятия осуществляются в кабинете физики. При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов.

Материально – техническое обеспечение:
Технические средства обучения:
- компьютер;
- средства аудио и видео визуализации;
- гербарии;
-наглядные пособия;

- электронный конструктор.
Материалы: бумага, ватман, природные материалы (листья,
шишки, желуди), бросовый материал, пластилин, цветной картон.


Кадровое обеспечение: учитель начальных классов 1 категории – Галимова Лилия Альферовна.


Методическое обеспечение:

Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки, моделирование, разработка и создание экологических знаков, экологические акции, гербаризация, составление памяток, подготовка докладов и постановка сценок.

При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению материала.


Формы контроля и оценочные материалы

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные рисунки, поделки, мини-проекты, макеты), а также их внутренние личностные качества (знания, умения), которые относятся к целям программы.

Качество внешней образовательной продукции оценивается по следующим параметрам:

Рисунки, макеты, мини-проекты


Параметры

Низкий

Средний

Высокий

Самостоятельность выполнения работы

Не может самостоятельно выполнять работу, требуется помощь педагога

Требуется периодическая помощь

Работа выполнена самостоятельно

Соответствие теме

Не соответствует теме

Частично соответствует теме,

Полностью соответствует теме

Сложность выполнения работы, креативность.

Работа выполнена по шаблону, без личного участия в разработке. Выбран самый простой образец.

Работа выполнена по шаблону с внесением своих идей.

Работа авторская, содержит интересные элементы. Композиция усложнённая.

Аккуратность выполненной работы

Работа выполнена небрежно

Работа выполнена аккуратно, но есть недочеты по оформлению

Работа выполнена аккуратно

Умение описать работу

Не может самостоятельно описать работу

Может описать свою работу с наводящими вопросами от педагога

Описывает работу полными предложениями излагая суть.


Итоговый контроль проводится в конце всей программы в виде викторины, которая включает в себя разные этапы по проверке знаний и умений относительно программы.


Лист итогового контроля


Ф.И.О

Тема

Уровень

В/С/Н



Природа моей страны

Живая и неживая природа

Связи в природе

Человек и природа

Экология жилища

1








2









Критерии


Высокий уровень (В) - учащийся освоил практически весь объём
знаний, предусмотренных программой за конкретный период 80-100%

Средний уровень (С) - объём усвоенных знаний составляет более ½ 50-80%

Низкий уровень (Н) - учащийся овладел менее чем ½ объёма
знаний, предусмотренных программой, менее 50%




Литература

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003

3. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10

4. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15

5. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.

6. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.

7. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993. 6. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом. // География в школе -2002-06гг.;

8. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.

9. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001. 9. Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.

10. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

11. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

12. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

13 Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.


Интернет-ресурсы

Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

http://ecoportal.su /

Природа и животные на Rin.ru . http://zoo.rin.ru /

Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html

М/ф «Три кота сборник осенних серий»

Видео «Влияние человека на эко системы» https://www.youtube.com/watch?v=Bsg225rfmCw&feature=emb_imp_woyt

Видео «Крупнейшие экологические катастрофы» https://www.youtube.com/watch?v=8Bvq3sgXymI&t=7s










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.