Программа элективного курса «Духовная жизнь в России XX в.» (10, 11 класс)

2
0
Материал опубликован 6 January 2022

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»







Программа элективного курса

«Духовная жизнь в России XX в.»

10,11 класс

Разработала:

Гусева Анна Владимировна

учитель истории и обществознания



















г. Магнитогорск

АВТОРЫ: А.Г.Колосков, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова,

 Элективный курс «Духовная жизнь в России XX в.» предлагается для изуче­ния в старших классах различных типов средних учебных заведений (общеобра­зовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и др.), проведения факульта­тивных занятий. Его назначение — рас­крыть неоднозначность, противоречи­вость, богатство духовной жизни народов России на протяжении целого столетия, ознакомить юношество со взглядами представителей отечественной обще­ственной мысли, науки и культуры, чья деятельность в разные годы определяла общественное сознание и духовно-нрав­ственный облик россиян.

Программа исходит из того, что ду­ховная жизнь России дооктябрьского, советского и постсоветского периодов — это единый процесс, этапы которого свя­заны между собой определенной преем­ственностью. В программе представле­ны различные стороны жизни общества (социально-экономическая, политичес­кая, этническая и др.), преломленные сквозь призму их духовного осмысления современниками и потомками.

Стержневая идея курса — раскры­тие духовной и культурной жизни мно­гонационального и многоконфессио­нального российского общества через созидательную деятельность людей, от­дельных личностей, чьи взгляды и иде­алы оказывали решающее влияние на развитие общества и нравственную ат­мосферу в нем. При отборе персоналий учитывалось, насколько их жизнь и де­ятельность могут служить примером для выбора стереотипа поведения в раз­личных исторических ситуациях, правил духовного выживания в условиях, неблагоприятных для реализации лич­ностного потенциала.

Материал программы содержит формулировки, позволяющие привлечь внимание к таким нравственным кате­гориям и понятиям, как долг, честь, со­весть, благородство, толерантность, ми­лосердие, добро, служение Отечеству и др. Представляется, что подобный под­ход к отбору содержания курса даст возможность объективно рассмотреть место и роль духовной культуры в жиз­ни народа и общества, показать вклад России в сокровищницу мировой циви­лизации.

В основу программы положен проб­лемно-хронологический принцип. Опре­деляющим фактором для выделения разделов курса служат хронологичес­кие рамки, в которых протекала духов­ная и культурная жизнь общества, фор­мировалось общественное сознание, складывались мировоззренческие ус­тои и традиции народов России. Разде­лы, в свою очередь, состоят из тем, от­ражающих особенности того или иного этапа жизни страны, которые прояви­лись наиболее ярко и определяли в це­лом развитие общественной мысли, де­ятельность идеологов различных дви­жений и социальных групп населения, представителей науки и культуры.

Рассмотрение круга включенных в программу вопросов позволит подвести учащихся к пониманию важности ду­ховности как универсального типа гу­манистической ценности, непременного условия формирования национального самосознания, приобщить их к опыту духовной и культурной жизни предше­ствующих поколений, поможет им уяс­нить собственные идеалы, определить лично значимые нравственные ориен­тиры.

В программе в общей форме даны указания об использовании докумен­тальных источников различных видов и жанров, а также краеведческого мате­риала, позволяющих показать многоаспектность процесса духовного и куль­турного развития общества в России в XX в. В качестве документов могут вы­ступать произведения различных жан­ров фольклора, мемуарные и дневнико­вые записи, фрагменты из работ исто­риков, публицистов, философов и др.

Курс рассчитан на 68 часов. Количес­тво учебного времени на изучение от­дельных разделов и тем определяет учитель с учетом конкретных условий. Он также имеет право выбрать в каждой теме материал для более подробного из­учения, равно как и дополнить содержа­ние программы сведениями региональ­но-краеведческого характера и т.п.

Курс может изучаться параллельно с основным курсом «Истории России» на старшей ступени в качестве элективно­го курса. Отдельные его темы могут быть использованы учителем при из­учении историко-культурной пробле­матики в основном курсе.

Программа предусматривает доста­точно широкое поле для дискуссий, кол­лективного обсуждения проблем духов­ной и культурной жизни российского общества в прошлом и настоящем.

Авторский коллектив: А.Г.Колосков, д.п.н., Л.И.Ларина, к.п.н., Е.А.Гевуркова, к.п.н.

Авторы пояснительной записки — А.Г.Колосков, Л.И.Ларина.

Содержание курса.

Раздел I Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)

Тема 1. Осмысление исторического пути России на рубеже веков

Обращение представителей отечест­венной общественной мысли к вопросам духовной и социальной жизни страны.

Продолжение споров об исторических судьбах России, ее культуре, различиях и сходстве между европейским и рос­сийским путями развития.

Россия и духовные ценности Восто­ка. Усиление к началу XX в. взаимодей­ствия культур, роли общечеловеческих ценностей как основы преемственности и непрерывности противоречивого, но единого всемирного историко-культур­ного процесса. Духовность и нравствен­ность. Индивид, личность в системе ду­ховных ценностей начала XX в.

Представители религиозно-философ­ской мысли (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.) о внут­реннем совершенствовании человека как источнике общественного и духовного развития, нравственного преобразования России, об особенностях ее культуры, о роли интеллигенции и власти.

Тема 2. Многообразие проявлений духовной жизни общества

Общие характеристики духовной жизни различных слоев населения. Быт, мораль, сознание жителей городов. Усиление роли городов как центров культуры в начале XX в. Массовая культура и культура элитарная.

Особенности образа жизни горожан в условиях экономического кризиса в России на рубеже веков, их влияние на формирование общественных взглядов. Новое в укладе и темпе жизни. Досуг и развлечения представителей различ­ных сословий горожан. Народные обы­чаи и традиции.

Роль семьи в духовном становлении личности, изменение этой роли к началу XX в. Религиозно-нравственные устои семьи. Духовные запросы, культурные потребности. «Дух времени»: ожидание перемен и страх перед ними, чувство их близости и неизбежности.

Образ жизни сельского населения. Дворянская усадьба в начале XX в.: тра­диции и новые веяния. Особенности пси­хологии крестьян. Патриархальность крестьянской семьи, влияние общины, новые черты в ее развитии. Досуг и раз­влечения в крестьянской среде. Народ­ные ремесла, центры их развития.

 Тема 3. Национальные особенности духовной жизни народов России

 Роль религиозных верований. Нацио­нальные традиции. Рост национального самосознания. Развитие и взаимодей­ствие культур в многонациональной России. Влияние политических отноше­ний на общественную, культурную и духовную жизнь разных народов.

 Тема 4. Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей

Самодержавие и уровень народного сознания. Общественно-политические отношения, их влияние на характер и интенсивность духовной жизни обще­ства. Идеи свободы, понимание и тол­кование их различными слоями обще­ства.

Православие — одна из основ духов­ной жизни общества. Роль других рели­гиозных конфессий в идейной и духов­ной жизни страны. Государственные и общественные деятели России (В.М.Пуришкевич, П.Б.Струве, П.Н.Милюков, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин и др.) о рос­сийской действительности, о стоящих перед страной проблемах. Отношение различных слоев общества к реформам и революции. Нравственные проблемы: насилие, террор и мирный, эволюцион­ный путь развития.

Влияние либеральных и социалис­тических взглядов на духовную жизнь общества. Место марксистских идей в общественном сознании. В.И.Ленин и борьба его сторонников за распростра­нение своих идей в обществе. Марк­сизм и интеллигенция. Влияние рево­люционных событий 1905-1907 гг. на сознание россиян, их взгляды и мента­литет.

Различные идейные течения (рево­люционеры, «веховцы», «толстовцы» и др.) о роли личности, ее правах и свобо­дах, путях их воплощения. Особенности реализации духовных возможностей и потребностей человека в условиях об­щественно-политической жизни России начала XX в.

 Тема 5. Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества.

 Тяга к просвещению и культурным ценностям широких слоев общества. Просветительские начинания в рабочей и крестьянской среде. Роль передовых пе­дагогов, ученых-просветителей (К.А.Ти­мирязева, Н.Е.Жуковского, П.Ф.Лесгафта, В.П.Вахтерова, С.Т.Шацкого и др.) в подъеме российского просвещения и культуры. Зарождение и значение дея­тельности добровольных образователь­ных обществ, школ, народных универси­тетов, рабочих курсов и т.п. как демокра­тических элементов культуры.

Относительная демократизация об­разования. Различные типы учебных заведений в России, их вклад в приум­ножение духовности и повышение уров­ня культуры населения страны. Вузы России, их влияние на духовное разви­тие общества. Место и роль студенчест­ва в общественной и культурной жизни страны. Деятельность энтузиастов кни­гоиздательства (Н.А.Рубакина, И.Д.Сы­тина и др.), их роль в развитии просве­щения и культуры.

Тема 6. Духовная жизнь общества и наука

 Материалистические и идеалистичес­кие течения в естествознании и обще­ственных науках. Развитие научной мыс­ли в России в условиях подъема интереса к науке и ее достижениям, к проблемам общественной жизни в начале XX в. Гу­манистическая направленность деятель­ности ученых, их научных открытий, изобретений в области естествознания.

Характеристика деятелей отечест­венной науки как представителей рус­ской культуры: сочетание индивидуаль­ных качеств и типичных для эпохи черт. С.А.Чаплыгин, П.Н.Лебедев, Н.В.Склифосовский, И.П.Павлов, И.И.Мечников, Д.И.Менделеев, Н.Е.Жуковский и др.

Достижения общественных наук. Труды отечественных историков (В.О.Ключевского, М.Н.Покровского, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, М.И.Семевского и др.), их влияние на обще­ственное сознание.

Научные связи с представителями науки и общественной мысли Запада. Влияние идей российских ученых миро­вого уровня на западную и восточную культуры.

 Тема 7. Роль литературы и искусства в духовной жизни общества

 Творческие, нравственные поиски представителей литературы и искус­ства, их воздействие на общественную жизнь.

Серебряный век отечественной куль­туры — российский Ренессанс. Влияние творчества В.Я.Брюсова, А.А.Блока, Л.Н.Андреева, А.А.Ахматовой, М.И.Цве­таевой, Д.С.Мережковского, И.Северя­нина, А.Белого и других на духовную жизнь общества.

Проявление творческих начал лич­ности в различных видах искусства: те­атр — М.Н.Ермолова, К.С.Станислав­ский, В.Э.Мейерхольд и др.; музыка — А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.С.Про­кофьев, И.Ф.Стравинский, С.В.Рахма­нинов, Ф.И.Шаляпин и др.; живопись — В.А.Серов, И.Е.Репин, К.А.Коровин, И.И.Шишкин и др.; архитектура — Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев.

Модернистские искания в россий­ской живописи: М.А.Врубель, «мирис­кусники» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов и др.), И.Э.Грабарь, Б.М.Кустодиев, К.С.Мале­вич, В.Е.Татлин, В.В.Кандинский.

Традиционализм и поиски новых на­правлений и форм в литературе и ис­кусстве — характерные черты разви­тия культуры России начала XX в. Стремление искусства к национальному самовыражению.

Российские меценаты (П.М.Третья­ков, С.Т.Морозов, С.И.Щукин, С.И.Ма­монтов, А.А.Бахрушин, М.К.Тенишева и др.), их роль в обогащении культурной жизни страны.

 Тема 8. Первая мировая война и изменения в общественном сознании

 Подъем патриотических настроений. Различие взглядов в обществе по вопросам о войне, защите Отечества, патрио­тическом долге. Ход военных действий и изменения в массовом сознании. Духов­но-психологическое и нравственное со­стояние человека на войне. Роль войны в революционизировании сознания раз­личных слоев российского общества.

Исторические источники и краевед­ческие материалы по темам раздела.

Раздел II Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)

Тема 1. Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании

 Гражданская война как националь­ная трагедия и источник надлома в миро­восприятии личности. Удар по отечест­венной культуре, православной вере, многим национальный традициям, на­несенный в результате революционных потрясений 1917-1922 гг.

Воздействие традиционных куль­турных ценностей на чувства и созна­ние современников. Установление гос­подства новых идей о роли человека в обществе в послереволюционное время. Изменение представлений о ценностях культуры, понимания значимости ду­ховного наследия, морали и нравствен­ности в новых общественных условиях. Классовая заданность официальных оценок явлений культуры и духовной жизни страны.

Советская власть и интеллигенция: сложный характер взаимоотношений, принятие новых идеалов и противостоя­ние им. Сотрудничество и размежева­ние по политическим мотивам. Стрем­ление «верхов» сохранять элементы свободного научного творчества в сфе­рах науки, не опасных для социалисти­ческой идеологии.

Попытка искусственно оторвать Рос­сию от процессов, происходящих в миро­вой культуре. Избирательность властей во взаимодействии с представителями культур других стран и народов.

 Изоляция культурной ветви — рос­сийского зарубежья в послереволюци­онные годы, замалчивание достиже­ний ее представителей. Влияние рус­ской эмиграции на культурную жизнь стран ее пребывания, мировую науку и культуру.

 Тема 2. Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.

 Противоречивость, неоднозначность духовных и культурных процессов в пе­риод перехода от «военно-коммунисти­ческих» способов хозяйствования к но­вой экономической политике. Некото­рые элементы духовной свободы в пери­од нэпа и гонения на видных российских ученых. Эмиграция добровольная и принудительная. «Философский паро­ход» 1922 г. — высылка из страны изве­стных философов, историков, экономи­стов, социологов. Негативные послед­ствия этой административной акции для интеллектуального и духовного развития страны.

«Великий перелом» в экономике страны, переход к административно-ко­мандной системе и отражение этих про­цессов в духовной и культурной жизни народа. Изменение образа жизни, ду­ховных традиций в городе и деревне. Рост населения городов. Трудовой энту­зиазм, порыв масс к созиданию новой жизни. Строительство заводов, фабрик, дорог, электростанций, шахт, городов и унификация взглядов, сознания людей.

Крестьянский уклад, быт российской деревни в условиях принудительной коллективизации. Разрушение нрав­ственных устоев и семейных традиций. Изменение трудовой этики крестьян­ства. Формирование новых нравствен­ных ориентиров.

Советская власть и церковь. Разнуз­данное безбожие в официальной идеоло­гии. Закрытие церквей. Преследование за религиозную деятельность. Судебные процессы над священнослужителями. Судьба патриарха Тихона. Разрушение храма Христа Спасителя (1931) и других церковных сооружений — удар по ду­ховным основам и историческим тради­циям народа.

 Тема 3. Направленность, достижения и издержки культурной революции

 Массированная пропаганда неиз­бежности классовой борьбы — началь­ный элемент культурной революции, постулат, внедряемый в сознание обще­ства. Изменения в области народного об­разования, успехи в ликвидации негра­мотности и массового просвещения на­рода. Развитие высшей школы, измене­ние ее состава.

Успехи в области науки: Н.И.Вави­лов, А.Л.Чижевский, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, И.П.Павлов и др. Идеи космизма, ноосферы в трудах В.И.Вернадского, Н.К.Рериха. Разгром ряда научных направлений. Воздей­ствие на общественное сознание «Крат­кого курса ВКП(б)». Формирование но­вых поведенческих стереотипов. Судь­бы российских ученых в условиях тота­литарного режима.

Противоречивые процессы в разви­тии литературы и искусства. Прекра­щение деятельности Пролеткульта и РАППа. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художест­венных организаций» (1932). Создание творческих союзов, установление над ними жесткого партийного контроля.

Власть и писатель: М.Горький, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.А.Бул­гаков, А.П.Платонов, Е.И.Замятин, А.Н.Толстой, М.А.Шолохов и др. — раз­личие их судеб.

Многообразие форм развития духов­ной и культурной жизни в стране и воз­никшая в начале 30-х гг. тенденция к унификации и подчиненности культуры идеологическим установкам. Влияние политических процессов и репрессий на общественное сознание, морально-нравственные устои личности. Человек в системе ценностей нового общества: духовные интересы, потребности. Фено­мены массового сознания. Роль комсо­мола в формировании духовного облика молодежи.

Изменения в жизни и сознании наро­дов национальных окраин. Достижения и утраты в развитии их духовности и культуры.

Общественные деятели и писатели Запада (Р.Роллан, Л.Фейхтвангер, А.Жид) и другие современники о духов­ной жизни, развитии экономики и куль­туры в СССР: противоречивые оценки, споры, разногласия. Современные дис­куссии об успехах и потерях в духовной и культурной жизни страны в 20-30-е гг.

Исторические источники и краевед­ческие материалы по темам раздела.

Раздел III Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

Тема 1. Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы

 Государственная политика контроля и регламентации всех сторон духовной и культурной жизни людей. Формиро­вание средствами пропаганды, образо­вания, литературы и искусства обще­ственного сознания в духе официальной идеологии. Обращение к стереотипам массового сознания: социальный опти­мизм, коллективизм, героизм трудовых будней, разоблачение «врагов» и т.д. До­минирование идей патриотизма, защи­ты Отечества в исторической науке, ли­тературе и искусстве.

Влияние идеологизации всех сторон культурной жизни на духовно-нрав­ственную атмосферу в стране. Типы социального поведения людей конца 30-х — начала 40-х гг. Проявления кон­формизма.

Жизнь, быт, досуг и увлечения рабо­чих, крестьян, интеллигенции. Органи­зация массовых шествий, празднеств, спортивных парадов: замысел, резуль­таты. Энтузиазм народа, наивный ро­мантизм и суровые реалии жизни.

 Тема 2. Подъем национального самосознания народов страны в годы войны

 Духовное единение советских людей в стремлении защитить Отечество, раз­громить агрессора. Ощущение справедливости и всенародного характера Ве­ликой Отечественной войны.

Трагедия первых месяцев войны и ее воздействие на духовную атмосферу в стране, морально-психологическое со­стояние народа. Мучительная пере­оценка в общественном сознании мифа о войне «малой кровью» и на чужой тер­ритории. Нравственные истоки мужест­ва, стойкости и героизма бойцов Крас­ной Армии и тружеников тыла.

Обращение политического руковод­ства страны к героико-патриотическим традициям отечественной истории. Речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г., выступ­ления И.В.Сталина 3 июля, 6 и 7 ноября 1941 г. Возрождение атрибутов прежней российской государственности: учреж­дение орденов, носящих имена великих предков, введение погон, гвардейских званий. Создание нового Государствен­ного гимна СССР.

Изменение государственной полити­ки по отношению к Русской православ­ной церкви, другим конфессиям. Духов­ный мир и быт советских людей в усло­виях военных лет. Отражение в обще­ственном сознании войны как величай­шей народной трагедии.

Духовная и культурная жизнь бло­кадного Ленинграда. Работа школ, биб­лиотек, театральных групп. Творчес­кая деятельность Д.Д.Шостаковича, Н.С.Тихонова, О.Ф.Берггольц, В.В.Виш­невского.

 Тема 3. Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом

 Духовное противостояние фашиз­му. Пропаганда героического прошлого народов страны, развенчание нацист­ской идеологии превосходства арий­ской расы (труды Е.В.Тарле, Б.Д.Гре­кова, А.М.Панкратовой, М.В.Нечкиной, И.И.Минца, Н.М.Дружинина, М.Н.Ти­хомирова и др.).

Воспитание патриотизма, любви к Родине и ненависти к врагу — ведущее направление в публицистике, литера­туре, искусстве военной поры (творчес­тво А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, К.М.Симо

Кино на службе сражающегося наро­да. Тема героизма, величия подвига, морально-волевых и духовных качеств советских людей в фильмах «Два бойца», «Она защищает Родину», «Радуга», «Секретарь райкома» и др. Концертная деятельность на фронте (Л.А.Руслано­ва, Л.О.Утесов, К.И.Шульженко, С.Я.Лемешев, А.И.Райкин и др.). Образ против­ника в народном сознании, в трактовке официальной идеологии (лозунги, пла­каты, частушки, анекдоты, стихи).

Исторические источники (солдат­ские письма, мемуары), краеведческие материалы о духовной и культурной жизни в военные годы.

Раздел IV .Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953)

 Тема 1. Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране

 Победа в Великой Отечественной войне — источник духовного подъема всего общества. Изменения в воззрени­ях народа-победителя: рост самоуваже­ния, понимание самоценности личности, критичность мышления. Ожидание пе­ремен: развитие прав и свобод личнос­ти, демократических начал в обще­ственной жизни.

Несбывшиеся надежды на смягче­ние существующего режима в услови­ях апогея культа личности Сталина. Разрыв между пробудившимся обще­ственным самосознанием и жесткими рамками авторитарно-бюрократичес­кой системы власти. Нарастание в обществе, среди части молодежи и науч­но-технической интеллигенции, крити­ческих настроений.

 Тема 2. Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами

 Начало «холодной войны, установле­ние «железного занавеса». Негативные последствия этих факторов для духов­ной культуры страны. Указ Президиу­ма Верховного Совета СССР «О воспре­щении браков между гражданами СССР и иностранцами» (1947). Кампания по борьбе с «космополитизмом» и «низко­поклонством перед Западом». Привле­чение к участию в ней общественности, представителей научной и творческой интеллигенции. Возобновление репрес­сий. Последствия этих акций для духов­ной и психологической атмосферы в об­ществе 40-х гг. Цена нравственного вы­бора ученого в условиях тоталитарного общества.

Тема 3. Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве

 Наступление на свободу творчества: Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. в области литературы, кино, театраль­ного дела, музыки.

Судьба талантливой, неординарной личности в жестких рамках идеологиче­ского контроля (А.А.Ахматова, М.М.Зо­щенко, А.Пллатонов, А.Ф.Лосев, С.С.Про­кофьев, Д.Д.Шостакович и др.).

Поощрение руководством страны создания произведений литературы и искусства, лакирующих советскую действительность. Формирование с по­мощью средств массовой информации и искусства личности «нового челове­ка».

Жесткая государственная регламен­тация всех сфер духовной и культурной жизни общества. Усиление цензурного гнета.

 Тема 4. Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери

 Ликвидация атомной монополии США (И.В.Курчатов, А.Д.Сахаров, Ю.Б.Харитон, ЛЕ.Тамм и др.). Подчи­ненность научных исследований и прак­тических разработок задаче создания ракетно-ядерного щита. Отрицательное влияние культа личности на развитие ряда наук (генетики, кибернетики, по­литэкономии, философии, языкозна­ния).

Культурное строительство на селе. Восстановление и расширение сети на­чальных и средних школ, учреждений культуры (клубов, библиотек, изб-чита­лен, домов культуры).

Массовая культура в городе и дерев­не. Наличие культурных центров в сто­лицах республик. Духовная жизнь со­циальных групп и слоев населения страны. Типы социального поведения людей в городе и сельской местности.

Исторические источники, краевед­ческие материалы о духовной жизни и культуре советского общества в первое послевоенное десятилетие.

Раздел V  Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964)

Тема 1. Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина

 Благотворное воздействие на обще­ственное сознание отмены антирабочих законов, реабилитации части жертв тер­рора, снятия политических обвинений с репрессированных народов. Влияние от­дельных демократических преобразова­ний на оживление духовной жизни, оздоровление нравственной атмосферы в стране. Трудный процесс восприятия общественным сознанием правды о' культе личности.

 Тема 2. Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества

 Ослабление тотального контроля над духовной культурой и образом жизни людей. «Шестидесятники» (Б.А.Ахмадулина, А.А.Вознесенский, Е.А.Евту­шенко, Б.Ш.Окуджава, Р.И.Рождест­венский и др.): их нравственные идеалы и гражданская позиция. Вечера в По­литехническом музее. Духовные поис­ки молодежи. Восприятие культурных достижений Запада (произведения Э.-М.Ремарка, Э.Хемингуэя и др.).

Позиции различных групп творчес­кой интеллигенции. «Новый мир» А.Т.Твардовского — духовный центр «шестидесятников». Создание новых литературно-художественных и исто­рических журналов («Юность», «Моло­дая гвардия», «Вопросы литературы», «История СССР» и др.). Популярность и духовное воздействие на зрителя новых московских театров — «Современника» О.Н.Ефремова, «Таганки» Ю.П.Любимо­ва. Гражданские и нравственные пробле­мы в литературе и искусстве (А.И.Солженицын, И.Г.Эренбург, Б.Л.Пастернак, Э.И.Неизвестный, Р.Р.Фальк и др.). Обра­щение киноискусства к проблемам со­временности («Высота», «Весна на За­речной улице» и др.), его воздействие на общественное сознание.

Идеалы и интересы молодежи города и деревни. Усиление контактов с моло­дежью других стран. VI Всемирный фе­стиваль молодежи и студентов (Москва, 1957 г .). Расцвет самодеятельного искус­ства. Возрождение народных традиций проведения праздников песни, конкур­сов творческих коллективов. Изменения в быте, нравах и духовной культуре. Ти­пы социального поведения людей в го­роде и на селе.

Воздействие достижений в освоении космоса, ракето- и авиастроении на об­щественное сознание и патриотические чувства народа. Духовно-нравственный облик ученых, представлявших эти на­правления в отечественной науке (С.И.Королев, М.К.Янгель, В.П.Глушко, А.Н.Туполев, О.К.Антонов и др.).

 Тема 3. Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг.

 Усиление нетерпимости к инакомыс­лию. Попытки подчинить художествен­ное творчество идеологии. Гонения на Б.Л.Пастернака. Критика творчества пи­сателей и поэтов (Д.А.Гранина, В.Д.Дудинцева, А.А.Вознесенского и др.), скульпторов и художников (Э.И Неизвестного, Б.Жуковского, Э.М.Белютина и др.; «бульдозерная выставка»). Разочарова­ние в среде интеллигенции изменением позиции руководства страны по отноше­нию к творческому самовыражению. На­чало диссидентского движения (В.К.Бу­ковский, К.Х, Галансков, А.Гинзбург и др.). Влияние конца «оттепели» на духовную и культурную жизнь общества. Крушение надежд на возможность кардинального изменения духовной жизни народа.

Ориентация в формировании духов­ного облика человека на моральный ко­декс строителя коммунизма. Несовпа­дение пропагандируемых идей и ре­альных условий жизни. Неверие в про­возглашаемые лозунги. Встречи пред­ставителей партийного руководства и правительства с творческой интелли­генцией: содержание и атмосфера.

Исторические источники, краевед­ческие материалы о состоянии и особен­ностях духовной жизни страны в годы «оттепели».

Раздел VI. Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)

Тема 1. Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия

 Акцент на теорию обострения идео­логической борьбы как обоснование для запретов, ограничений в духовной и культурной жизни. Отношение власти к творческой интеллигенции. Российская духовная оппозиция (А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров, А.А.Зиновьев, В.Е.Максимов, В.П.Аксенов и др.). Диссидентство как феномен духовной жизни советско­го общества 70-х гг. Самиздат и «тамиз­дат». Вынужденная эмиграция из СССР (М.Л.Ростропович, Г.П.Вишневская, А.А.Тарковский, Ю.П.Любимов, В.П.Не­красов, Э.И.Неизвестный и др.). Притес­нения ученых-историков (П.В.Волобуев, М.Я.Гефтер, КН.Тарновский). Запрет на некоторые театральные постановки, эс­традные представления, показ ряда ки­нофильмов.

 Тема 2. Насаждение парадности и идейного догматизма в политической жизни, их влияние на духовно-нравственный облик народа

 Манипулирование массовым созна­нием. Спекуляция на светлых идеалах. Углубление разрыва между словом и делом. Пагубное влияние на духовную атмосферу в обществе поощрения угод­ничества и славословия, массовой раз­дачи наград, званий, премий. Нараста­ние социальной апатии среди значи­тельной части населения. Падение нра­вов: распространение пьянства, нарко­мании, проституции, рост преступности. Оскудение духовной сферы. Эрозия идеалов и двоемыслие. Усиление потре­бительских настроений. Замалчивание в средствах массовой информации ре­альных противоречий в общественной жизни страны.

Молодежная культура. Проявления апатии и нигилизма в молодежной сре­де. Влияние западной культуры на юно­шество: мода, нравы, стиль жизни, восприятие мира. Духовная жизнь и быт различных социальных групп и слоев: культурные увлечения, досуг, особен­ности личного восприятия обществен­но-политических и социальных процес­сов в стране.

 Тема 3. Вызревание в обществе понимания необходимости перемен

 Формирование идей о путях рефор­мирования общественно-политической, социально-экономической и культурной сфер жизни общества. Распространение неформальных объединений как проти­водействие застойным явлениям в об­ществе, стремление к свободе, защите достоинства личности. Активизация правозащитного движения в СССР. Вклад литературы и искусства в подго­товку нравственных и социально-психо­логических предпосылок перестройки (проза «деревенщиков» Ф.А.Абрамова, В.И.Белова, Б.А.Можаева, В.П.Астафьева; книги Д.А.Гранина, А.Н.Рыбакова, А.А.Бека, В.Г.Распутина, Ю.В.Трифоно­ва, В.Д.Дудинцева; фильмы Т.Е.Абулад­зе, А.Г.Германа; пьесы В.С.Розова, А.И.Гельмана и др.).

Исторические источники, краевед­ческие материалы о духовной жизни со­ветского общества в эти годы.

Раздел VII . Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991)

Тема 1. Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни

 Оживление социальной и духовной активности народа в условиях гласнос­ти и политического плюрализма. Попу­лярность в обществе новых идейных и духовных ценностей; приоритет «чело­веческого фактора», свобода личности, демократизация общественной жизни, смягчение цензуры в средствах массо­вой информации, ослабление контроля над творчеством и др.

Возникновение и деятельность об­щественных движений, политических партий, их лидеры. Роль различных групп интеллигенции в расширении гласности и процесса демократизации советского общества. Литературно-пуб­лицистическая полемика второй поло­вины 80-х гг. по вопросам общественно­го развития.

 Тема 2. Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей

 Переосмысление основных этапов и вех отечественной истории. Споры и ди­скуссии. Обращение к духовному и культурному наследию российской эмиграции (труды С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и др.).

Возвращение народу произведений писателей, поэтов, художников (А.Л. Платонова, В.В.Набокова, Д.С.Мережковского, А.И.Солженицына, В.С.Гроссмана, Н.С.Гумилева, И.А.Бродского, К.С.Ма­левича, В.В.Кандинского, М.Шагала и др.). Восстановление в советском граж­данстве представителей творческой и научной интеллигенции из числа эмиг­рантов (В.Н.Войновича, Ю.П.Любимова, М.Л.Ростроповича, Г.П.Вишневской, Г.Н.Владимова и др.).

Новые явления и процессы, харак­терные для литературы и искусства. Носители национальной культуры и ду­ховности (Д.С.Лихачев, В.С.Розов, В.П.Астафьев, Б.Л.Васильев, В.Г.Распу­тин и др.). Религия как часть националь­ной культуры, хранительница народ­ных традиций.

Неоднозначность процессов в сфере культуры, образования и науки. Про­никновение в страну произведений за­падной культуры: позитивные и нега­тивные последствия. Отток из страны квалифицированных специалистов. Па­дение образовательного уровня. Духов­ная жизнь и быт социальных групп на­селения: нравы, вкусы, настроения.

Отношение общества к противоречи­вым процессам в социально-политичес­кой, духовной и культурной жизни страны. Размежевание общественных сил, творческой и научной интеллигенции на основе политических идей и воз­зрений. Влияние межнациональных конфликтов на нравственно-психологи­ческую атмосферу в обществе.

Исторические источники 80-х — на­чала 90-х гг., краеведческие материалы о духовной жизни, культуре и быте лю­дей в эти годы.

Раздел VIII. Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — наст, вр.)

Тема 1. Развитие национального самосознания и духовного потенциала народов России в условиях новой государственности

 Восприятие в массовом сознании масштабных политических и социаль­но-экономических перемен в россий­ском обществе. Споры по вопросу о мо­дели развития России, поляризация взглядов представителей различных движений, объединений и партий. Со­циальное размежевание в обществе и его влияние на девальвацию духовных ценностей, культуры в целом. Умонаст­роения различных социальных групп населения в городе и на селе.

Признание в Конституции РФ идео­логического многообразия и многопар­тийности, свободы слова и массовой ин­формации. Запрещение цензуры. Пере­оценка ценностных ориентации, связан­ных с историей России в XX в. Интерес общественности к духовному и куль­турному наследию прошлого, трудам российских историков и философов (со­чинения Н.М.Карамзина, С.М.Соловье­ва, В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, И.А.Ильина, В.В.Розанова, Н.А.Бердяе­ва, Г.П.Федотова и др.)

 Тема 2. Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры

 Появление новых организационных форм художественного творчества (са­модеятельных объединений молоде­жи, театров, ансамблей, частных музеев и т.п.). Воплощение идеи вариатив­ности образования на практике. Пере­ход от унитарной системы к развиваю­щему, личностно-порождающему об­разованию. Расширение культурных связей с зарубежными странами. Воз­вращение обществу многих духовных и культурных ценностей русского и других народов. Восстановление в за­конных правах религий всех народов России. Свобода совести, веротерпи­мость как духовные ценности. Участие Русской православной церкви и дру­гих религиозных организаций в духов­ном обновлении общества.

Противоречивость культурного про­цесса в условиях рыночной системы ценностей. Свобода творчества, отсут­ствие партийного контроля и падение нравственного тонуса культуры. Пере­ориентация многих учреждений куль­туры на удовлетворение запросов мас­сового потребителя. Либерализация нравов, ее последствия для духовной жизни общества. Разрыв культурных и духовных связей со странами СНГ. Воз­никновение препятствий в обмене и вза­имообогащении национальных культур. Эмиграция из России научных и твор­ческих кадров. Коммерциализация культуры.

Быт и семья в условиях рынка: нра­вы, духовные запросы и интересы, на­личие высоких гражданских идеалов. Разные возможности приобщения к ду­ховным и культурным ценностям, кото­рыми обладают граждане России.

Резкое снижение на фоне произо­шедшего в стране кризиса воспитатель­ного воздействия российской культуры, искусства и образования как важней­ших факторов формирования духовных и патриотических ценностей. Ослабле­ние духовного и культурного потенциа­ла россиян: причины, последствия. Рас­пространение в обществе равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, не­мотивированной агрессии, неуважи­тельного отношения к государственным институтам.

Обеспечение духовно-нравственно­го единства общества, снижение остро­ты идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, формиро­вание атмосферы толерантности в об­ществе — актуальные проблемы со­временной России.

Историки, политологи, культурологи о духовной и культурной жизни в Рос­сии: споры и дискуссии.

Исторические источники, краевед­ческие материалы по темам раздела.

Тематическое планирование

Раздел

Запланировано

Фактически проведено

Раздел I Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)

20


Раздел II Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)

8


Раздел III Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

8


Раздел IV Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953)

8


Раздел V  Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964)

6


Раздел VI Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)

6


Раздел VII Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991)

6


Раздел VIII Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — настоящее время)

6


итого

68




Календарно-тематическое планирование

дата

урока

тема

примечание



Раздел I Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)



1.1

Осмысление исторического пути России на рубеже веков



2.2

Осмысление исторического пути России на рубеже веков



3.3

Россия и духовные ценности Восто­ка.



4.4

Россия и духовные ценности Восто­ка.



5.5

Многообразие проявлений духовной жизни общества



6.6

Многообразие проявлений духовной жизни общества



7.7

Национальные особенности духовной жизни народов России



8.8

Национальные особенности духовной жизни народов России



9.9

Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей



10.10

Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей



11.11

Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества.



12.12

Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества.



13.13

Духовная жизнь общества и наука



14.14

Духовная жизнь общества и наука



15.15

Роль литературы и искусства в духовной жизни общества



16.16

Роль литературы и искусства в духовной жизни общества



17.17

Первая мировая война и изменения в общественном сознании



18.18

Первая мировая война и изменения в общественном сознании



19.19

Различие взглядов в обществе по вопросам о войне, защите Отечества



20.20

Подъем патриотических настроений.




Раздел II Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)



21.1

Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании



22.2

Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании



23.3

Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.



24.4

Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.



25.5

Направленность, достижения и издержки культурной революции



26.6

Направленность, достижения и издержки культурной революции



27.7

Изменения в жизни и сознании наро­дов национальных окраин.



28.8

Общественные деятели и писатели Запада




Раздел III Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)



29.1

Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы



30.2

Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы



31.3

Подъем национального самосознания народов страны в годы войны



32.4

Подъем национального самосознания народов страны в годы войны



33.5

Духовная и культурная жизнь бло­кадного Ленинграда.



34.6

Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом



35.7

Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом



36.8

Кино на службе сражающегося наро­да.




Раздел IV .Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953)



37.1

Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране



38.2

Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране



39.3

Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами



40.4

Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами



41.5

Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве



42.6

Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве



43.7

Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери



44.8

Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери




Раздел V  Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964)



45.1

Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина



46.2

Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина



47.3

Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества



48.4

Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества



49.5

Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг.



50.6

Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг.




Раздел VI. Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)



51.1

Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия



52.2

Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия



53.3

Манипулирование массовым созна­нием.



54.4

Молодежная культура.



55.5

Вызревание в обществе понимания необходимости перемен



56.6

Вызревание в обществе понимания необходимости перемен




Раздел VII . Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991)



57.1

Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни



58.2

Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни



59.3

Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей



60.4

Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей



61.5

Новые явления и процессы, харак­терные для литературы и искусства.



62.6

Неоднозначность процессов в сфере культуры, образования и науки.




Раздел VIII. Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — настоящее время)



63.1

Развитие национального самосознания и духовного потенциала народов России 



64.2

Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры



65.3

Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры



66.4

Эмиграция из России научных и твор­ческих кадров



67.5

Историки, политологи, культурологи о духовной и культурной жизни в Рос­сии



68.6

Актуальные проблемы со­временной России


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

 Ожидаемые результаты развития ученика:

владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;

владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;

умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;

умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;

умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т. д.);

умение представить результаты своей деятельности в форме эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т. п.

Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.



Литература

Анучин Д.Н. О людях русской науки и культуры. М., 1952.

Балакина Т.И. История русской куль­туры // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.

Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990.

Б о ханов А.И. Коллекционеры и меце­наты в России. М., 1989.

Волошин М. Лики творчества. М., 1989.

Голомшток И. Тоталитарное искус­ство. М., 1994.

Государственная программа «Патриоти­ческое воспитание граждан Российской Фе­дерации на 2001-2005 гг.». М., 2001.

Дмитриев С.С. Очерки истории рус­ской культуры начала XX в.: Книга для учи­теля. М., 1985.

Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.

Ермаков В.Т. Культура предреволю­ционной России // Россия в XX веке. Исто­рики мира спорят. М., 1994.

Знаменский О.Н. Интеллигенция на­кануне Великого Октября. Л., 1988.

Искусство советского времени. В поисках нового понимания. М., 1993.

История культуры России. М., 1993.

История русского и советского искусства. М., 1989.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1993.

Кошман Л.В. История русской культу­ры. XIX — начало XX в.: Учебно-метод. по­собие. М., 1971.

Куманев В.А. 30-е годы в судьбах оте­чественной интеллигенции. М., 1991.

Лапшин В.Л. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М., 1993.

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной вой­ны. М., 1977.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. 4-е изд. М., 1986.

Мыслители русского зарубежья: Бердя­ев, Федотов. СПб., 1992.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. М., 2000.

Пожарская М.Н. Русские сезоны в Па­риже. 1908-1999. М., 1988.

Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.

Он же. Искусство XX века. 1901- 1945. М ., 1991.

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919—1939. М., 19Э4.

Рапоцкая Л.Л. Искусство Серебряного века. М., 1996.

Русская художественная культура вто­рой половины XX в. М., 1996.

Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.

Сарабьянов Д.В. История русского ис­кусства конца XIX — начала XX в.: Учеб. по­собие. Л., 1993.

Серебряный век русской поэзии / Сост. Н.В.Банников. М., 1993.

Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М., 1988.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России. 1900-1910 гг. М., 1980.

Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX в. М., 1990.

Шульгин B. C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX - XX вв.: Учеб. пособие. М., 1998.

Хрестоматия по истории русской куль­туры. М., 1995.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. М., 1990.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации