Программа элективного курса «Духовная жизнь в России XX в.» (10, 11 класс)
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Программа элективного курса
«Духовная жизнь в России XX в.»
10,11 класс
Разработала:
Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
г. Магнитогорск
АВТОРЫ: А.Г.Колосков, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова,
Элективный курс «Духовная жизнь в России XX в.» предлагается для изучения в старших классах различных типов средних учебных заведений (общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и др.), проведения факультативных занятий. Его назначение — раскрыть неоднозначность, противоречивость, богатство духовной жизни народов России на протяжении целого столетия, ознакомить юношество со взглядами представителей отечественной общественной мысли, науки и культуры, чья деятельность в разные годы определяла общественное сознание и духовно-нравственный облик россиян.
Программа исходит из того, что духовная жизнь России дооктябрьского, советского и постсоветского периодов — это единый процесс, этапы которого связаны между собой определенной преемственностью. В программе представлены различные стороны жизни общества (социально-экономическая, политическая, этническая и др.), преломленные сквозь призму их духовного осмысления современниками и потомками.
Стержневая идея курса — раскрытие духовной и культурной жизни многонационального и многоконфессионального российского общества через созидательную деятельность людей, отдельных личностей, чьи взгляды и идеалы оказывали решающее влияние на развитие общества и нравственную атмосферу в нем. При отборе персоналий учитывалось, насколько их жизнь и деятельность могут служить примером для выбора стереотипа поведения в различных исторических ситуациях, правил духовного выживания в условиях, неблагоприятных для реализации личностного потенциала.
Материал программы содержит формулировки, позволяющие привлечь внимание к таким нравственным категориям и понятиям, как долг, честь, совесть, благородство, толерантность, милосердие, добро, служение Отечеству и др. Представляется, что подобный подход к отбору содержания курса даст возможность объективно рассмотреть место и роль духовной культуры в жизни народа и общества, показать вклад России в сокровищницу мировой цивилизации.
В основу программы положен проблемно-хронологический принцип. Определяющим фактором для выделения разделов курса служат хронологические рамки, в которых протекала духовная и культурная жизнь общества, формировалось общественное сознание, складывались мировоззренческие устои и традиции народов России. Разделы, в свою очередь, состоят из тем, отражающих особенности того или иного этапа жизни страны, которые проявились наиболее ярко и определяли в целом развитие общественной мысли, деятельность идеологов различных движений и социальных групп населения, представителей науки и культуры.
Рассмотрение круга включенных в программу вопросов позволит подвести учащихся к пониманию важности духовности как универсального типа гуманистической ценности, непременного условия формирования национального самосознания, приобщить их к опыту духовной и культурной жизни предшествующих поколений, поможет им уяснить собственные идеалы, определить лично значимые нравственные ориентиры.
В программе в общей форме даны указания об использовании документальных источников различных видов и жанров, а также краеведческого материала, позволяющих показать многоаспектность процесса духовного и культурного развития общества в России в XX в. В качестве документов могут выступать произведения различных жанров фольклора, мемуарные и дневниковые записи, фрагменты из работ историков, публицистов, философов и др.
Курс рассчитан на 68 часов. Количество учебного времени на изучение отдельных разделов и тем определяет учитель с учетом конкретных условий. Он также имеет право выбрать в каждой теме материал для более подробного изучения, равно как и дополнить содержание программы сведениями регионально-краеведческого характера и т.п.
Курс может изучаться параллельно с основным курсом «Истории России» на старшей ступени в качестве элективного курса. Отдельные его темы могут быть использованы учителем при изучении историко-культурной проблематики в основном курсе.
Программа предусматривает достаточно широкое поле для дискуссий, коллективного обсуждения проблем духовной и культурной жизни российского общества в прошлом и настоящем.
Авторский коллектив: А.Г.Колосков, д.п.н., Л.И.Ларина, к.п.н., Е.А.Гевуркова, к.п.н.
Авторы пояснительной записки — А.Г.Колосков, Л.И.Ларина.
Содержание курса.
Раздел I Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)
Тема 1. Осмысление исторического пути России на рубеже веков
Обращение представителей отечественной общественной мысли к вопросам духовной и социальной жизни страны.
Продолжение споров об исторических судьбах России, ее культуре, различиях и сходстве между европейским и российским путями развития.
Россия и духовные ценности Востока. Усиление к началу XX в. взаимодействия культур, роли общечеловеческих ценностей как основы преемственности и непрерывности противоречивого, но единого всемирного историко-культурного процесса. Духовность и нравственность. Индивид, личность в системе духовных ценностей начала XX в.
Представители религиозно-философской мысли (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.) о внутреннем совершенствовании человека как источнике общественного и духовного развития, нравственного преобразования России, об особенностях ее культуры, о роли интеллигенции и власти.
Тема 2. Многообразие проявлений духовной жизни общества
Общие характеристики духовной жизни различных слоев населения. Быт, мораль, сознание жителей городов. Усиление роли городов как центров культуры в начале XX в. Массовая культура и культура элитарная.
Особенности образа жизни горожан в условиях экономического кризиса в России на рубеже веков, их влияние на формирование общественных взглядов. Новое в укладе и темпе жизни. Досуг и развлечения представителей различных сословий горожан. Народные обычаи и традиции.
Роль семьи в духовном становлении личности, изменение этой роли к началу XX в. Религиозно-нравственные устои семьи. Духовные запросы, культурные потребности. «Дух времени»: ожидание перемен и страх перед ними, чувство их близости и неизбежности.
Образ жизни сельского населения. Дворянская усадьба в начале XX в.: традиции и новые веяния. Особенности психологии крестьян. Патриархальность крестьянской семьи, влияние общины, новые черты в ее развитии. Досуг и развлечения в крестьянской среде. Народные ремесла, центры их развития.
Тема 3. Национальные особенности духовной жизни народов России
Роль религиозных верований. Национальные традиции. Рост национального самосознания. Развитие и взаимодействие культур в многонациональной России. Влияние политических отношений на общественную, культурную и духовную жизнь разных народов.
Тема 4. Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей
Самодержавие и уровень народного сознания. Общественно-политические отношения, их влияние на характер и интенсивность духовной жизни общества. Идеи свободы, понимание и толкование их различными слоями общества.
Православие — одна из основ духовной жизни общества. Роль других религиозных конфессий в идейной и духовной жизни страны. Государственные и общественные деятели России (В.М.Пуришкевич, П.Б.Струве, П.Н.Милюков, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин и др.) о российской действительности, о стоящих перед страной проблемах. Отношение различных слоев общества к реформам и революции. Нравственные проблемы: насилие, террор и мирный, эволюционный путь развития.
Влияние либеральных и социалистических взглядов на духовную жизнь общества. Место марксистских идей в общественном сознании. В.И.Ленин и борьба его сторонников за распространение своих идей в обществе. Марксизм и интеллигенция. Влияние революционных событий 1905-1907 гг. на сознание россиян, их взгляды и менталитет.
Различные идейные течения (революционеры, «веховцы», «толстовцы» и др.) о роли личности, ее правах и свободах, путях их воплощения. Особенности реализации духовных возможностей и потребностей человека в условиях общественно-политической жизни России начала XX в.
Тема 5. Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества.
Тяга к просвещению и культурным ценностям широких слоев общества. Просветительские начинания в рабочей и крестьянской среде. Роль передовых педагогов, ученых-просветителей (К.А.Тимирязева, Н.Е.Жуковского, П.Ф.Лесгафта, В.П.Вахтерова, С.Т.Шацкого и др.) в подъеме российского просвещения и культуры. Зарождение и значение деятельности добровольных образовательных обществ, школ, народных университетов, рабочих курсов и т.п. как демократических элементов культуры.
Относительная демократизация образования. Различные типы учебных заведений в России, их вклад в приумножение духовности и повышение уровня культуры населения страны. Вузы России, их влияние на духовное развитие общества. Место и роль студенчества в общественной и культурной жизни страны. Деятельность энтузиастов книгоиздательства (Н.А.Рубакина, И.Д.Сытина и др.), их роль в развитии просвещения и культуры.
Тема 6. Духовная жизнь общества и наука
Материалистические и идеалистические течения в естествознании и общественных науках. Развитие научной мысли в России в условиях подъема интереса к науке и ее достижениям, к проблемам общественной жизни в начале XX в. Гуманистическая направленность деятельности ученых, их научных открытий, изобретений в области естествознания.
Характеристика деятелей отечественной науки как представителей русской культуры: сочетание индивидуальных качеств и типичных для эпохи черт. С.А.Чаплыгин, П.Н.Лебедев, Н.В.Склифосовский, И.П.Павлов, И.И.Мечников, Д.И.Менделеев, Н.Е.Жуковский и др.
Достижения общественных наук. Труды отечественных историков (В.О.Ключевского, М.Н.Покровского, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, М.И.Семевского и др.), их влияние на общественное сознание.
Научные связи с представителями науки и общественной мысли Запада. Влияние идей российских ученых мирового уровня на западную и восточную культуры.
Тема 7. Роль литературы и искусства в духовной жизни общества
Творческие, нравственные поиски представителей литературы и искусства, их воздействие на общественную жизнь.
Серебряный век отечественной культуры — российский Ренессанс. Влияние творчества В.Я.Брюсова, А.А.Блока, Л.Н.Андреева, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Д.С.Мережковского, И.Северянина, А.Белого и других на духовную жизнь общества.
Проявление творческих начал личности в различных видах искусства: театр — М.Н.Ермолова, К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд и др.; музыка — А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин и др.; живопись — В.А.Серов, И.Е.Репин, К.А.Коровин, И.И.Шишкин и др.; архитектура — Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев.
Модернистские искания в российской живописи: М.А.Врубель, «мирискусники» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов и др.), И.Э.Грабарь, Б.М.Кустодиев, К.С.Малевич, В.Е.Татлин, В.В.Кандинский.
Традиционализм и поиски новых направлений и форм в литературе и искусстве — характерные черты развития культуры России начала XX в. Стремление искусства к национальному самовыражению.
Российские меценаты (П.М.Третьяков, С.Т.Морозов, С.И.Щукин, С.И.Мамонтов, А.А.Бахрушин, М.К.Тенишева и др.), их роль в обогащении культурной жизни страны.
Тема 8. Первая мировая война и изменения в общественном сознании
Подъем патриотических настроений. Различие взглядов в обществе по вопросам о войне, защите Отечества, патриотическом долге. Ход военных действий и изменения в массовом сознании. Духовно-психологическое и нравственное состояние человека на войне. Роль войны в революционизировании сознания различных слоев российского общества.
Исторические источники и краеведческие материалы по темам раздела.
Раздел II Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)
Тема 1. Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании
Гражданская война как национальная трагедия и источник надлома в мировосприятии личности. Удар по отечественной культуре, православной вере, многим национальный традициям, нанесенный в результате революционных потрясений 1917-1922 гг.
Воздействие традиционных культурных ценностей на чувства и сознание современников. Установление господства новых идей о роли человека в обществе в послереволюционное время. Изменение представлений о ценностях культуры, понимания значимости духовного наследия, морали и нравственности в новых общественных условиях. Классовая заданность официальных оценок явлений культуры и духовной жизни страны.
Советская власть и интеллигенция: сложный характер взаимоотношений, принятие новых идеалов и противостояние им. Сотрудничество и размежевание по политическим мотивам. Стремление «верхов» сохранять элементы свободного научного творчества в сферах науки, не опасных для социалистической идеологии.
Попытка искусственно оторвать Россию от процессов, происходящих в мировой культуре. Избирательность властей во взаимодействии с представителями культур других стран и народов.
Изоляция культурной ветви — российского зарубежья в послереволюционные годы, замалчивание достижений ее представителей. Влияние русской эмиграции на культурную жизнь стран ее пребывания, мировую науку и культуру.
Тема 2. Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.
Противоречивость, неоднозначность духовных и культурных процессов в период перехода от «военно-коммунистических» способов хозяйствования к новой экономической политике. Некоторые элементы духовной свободы в период нэпа и гонения на видных российских ученых. Эмиграция добровольная и принудительная. «Философский пароход» 1922 г. — высылка из страны известных философов, историков, экономистов, социологов. Негативные последствия этой административной акции для интеллектуального и духовного развития страны.
«Великий перелом» в экономике страны, переход к административно-командной системе и отражение этих процессов в духовной и культурной жизни народа. Изменение образа жизни, духовных традиций в городе и деревне. Рост населения городов. Трудовой энтузиазм, порыв масс к созиданию новой жизни. Строительство заводов, фабрик, дорог, электростанций, шахт, городов и унификация взглядов, сознания людей.
Крестьянский уклад, быт российской деревни в условиях принудительной коллективизации. Разрушение нравственных устоев и семейных традиций. Изменение трудовой этики крестьянства. Формирование новых нравственных ориентиров.
Советская власть и церковь. Разнузданное безбожие в официальной идеологии. Закрытие церквей. Преследование за религиозную деятельность. Судебные процессы над священнослужителями. Судьба патриарха Тихона. Разрушение храма Христа Спасителя (1931) и других церковных сооружений — удар по духовным основам и историческим традициям народа.
Тема 3. Направленность, достижения и издержки культурной революции
Массированная пропаганда неизбежности классовой борьбы — начальный элемент культурной революции, постулат, внедряемый в сознание общества. Изменения в области народного образования, успехи в ликвидации неграмотности и массового просвещения народа. Развитие высшей школы, изменение ее состава.
Успехи в области науки: Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, И.П.Павлов и др. Идеи космизма, ноосферы в трудах В.И.Вернадского, Н.К.Рериха. Разгром ряда научных направлений. Воздействие на общественное сознание «Краткого курса ВКП(б)». Формирование новых поведенческих стереотипов. Судьбы российских ученых в условиях тоталитарного режима.
Противоречивые процессы в развитии литературы и искусства. Прекращение деятельности Пролеткульта и РАППа. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Создание творческих союзов, установление над ними жесткого партийного контроля.
Власть и писатель: М.Горький, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков, А.П.Платонов, Е.И.Замятин, А.Н.Толстой, М.А.Шолохов и др. — различие их судеб.
Многообразие форм развития духовной и культурной жизни в стране и возникшая в начале 30-х гг. тенденция к унификации и подчиненности культуры идеологическим установкам. Влияние политических процессов и репрессий на общественное сознание, морально-нравственные устои личности. Человек в системе ценностей нового общества: духовные интересы, потребности. Феномены массового сознания. Роль комсомола в формировании духовного облика молодежи.
Изменения в жизни и сознании народов национальных окраин. Достижения и утраты в развитии их духовности и культуры.
Общественные деятели и писатели Запада (Р.Роллан, Л.Фейхтвангер, А.Жид) и другие современники о духовной жизни, развитии экономики и культуры в СССР: противоречивые оценки, споры, разногласия. Современные дискуссии об успехах и потерях в духовной и культурной жизни страны в 20-30-е гг.
Исторические источники и краеведческие материалы по темам раздела.
Раздел III Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)
Тема 1. Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы
Государственная политика контроля и регламентации всех сторон духовной и культурной жизни людей. Формирование средствами пропаганды, образования, литературы и искусства общественного сознания в духе официальной идеологии. Обращение к стереотипам массового сознания: социальный оптимизм, коллективизм, героизм трудовых будней, разоблачение «врагов» и т.д. Доминирование идей патриотизма, защиты Отечества в исторической науке, литературе и искусстве.
Влияние идеологизации всех сторон культурной жизни на духовно-нравственную атмосферу в стране. Типы социального поведения людей конца 30-х — начала 40-х гг. Проявления конформизма.
Жизнь, быт, досуг и увлечения рабочих, крестьян, интеллигенции. Организация массовых шествий, празднеств, спортивных парадов: замысел, результаты. Энтузиазм народа, наивный романтизм и суровые реалии жизни.
Тема 2. Подъем национального самосознания народов страны в годы войны
Духовное единение советских людей в стремлении защитить Отечество, разгромить агрессора. Ощущение справедливости и всенародного характера Великой Отечественной войны.
Трагедия первых месяцев войны и ее воздействие на духовную атмосферу в стране, морально-психологическое состояние народа. Мучительная переоценка в общественном сознании мифа о войне «малой кровью» и на чужой территории. Нравственные истоки мужества, стойкости и героизма бойцов Красной Армии и тружеников тыла.
Обращение политического руководства страны к героико-патриотическим традициям отечественной истории. Речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г., выступления И.В.Сталина 3 июля, 6 и 7 ноября 1941 г. Возрождение атрибутов прежней российской государственности: учреждение орденов, носящих имена великих предков, введение погон, гвардейских званий. Создание нового Государственного гимна СССР.
Изменение государственной политики по отношению к Русской православной церкви, другим конфессиям. Духовный мир и быт советских людей в условиях военных лет. Отражение в общественном сознании войны как величайшей народной трагедии.
Духовная и культурная жизнь блокадного Ленинграда. Работа школ, библиотек, театральных групп. Творческая деятельность Д.Д.Шостаковича, Н.С.Тихонова, О.Ф.Берггольц, В.В.Вишневского.
Тема 3. Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом
Духовное противостояние фашизму. Пропаганда героического прошлого народов страны, развенчание нацистской идеологии превосходства арийской расы (труды Е.В.Тарле, Б.Д.Грекова, А.М.Панкратовой, М.В.Нечкиной, И.И.Минца, Н.М.Дружинина, М.Н.Тихомирова и др.).
Воспитание патриотизма, любви к Родине и ненависти к врагу — ведущее направление в публицистике, литературе, искусстве военной поры (творчество А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, К.М.Симо
Кино на службе сражающегося народа. Тема героизма, величия подвига, морально-волевых и духовных качеств советских людей в фильмах «Два бойца», «Она защищает Родину», «Радуга», «Секретарь райкома» и др. Концертная деятельность на фронте (Л.А.Русланова, Л.О.Утесов, К.И.Шульженко, С.Я.Лемешев, А.И.Райкин и др.). Образ противника в народном сознании, в трактовке официальной идеологии (лозунги, плакаты, частушки, анекдоты, стихи).
Исторические источники (солдатские письма, мемуары), краеведческие материалы о духовной и культурной жизни в военные годы.
Раздел IV .Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953)
Тема 1. Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране
Победа в Великой Отечественной войне — источник духовного подъема всего общества. Изменения в воззрениях народа-победителя: рост самоуважения, понимание самоценности личности, критичность мышления. Ожидание перемен: развитие прав и свобод личности, демократических начал в общественной жизни.
Несбывшиеся надежды на смягчение существующего режима в условиях апогея культа личности Сталина. Разрыв между пробудившимся общественным самосознанием и жесткими рамками авторитарно-бюрократической системы власти. Нарастание в обществе, среди части молодежи и научно-технической интеллигенции, критических настроений.
Тема 2. Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами
Начало «холодной войны, установление «железного занавеса». Негативные последствия этих факторов для духовной культуры страны. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» (1947). Кампания по борьбе с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Привлечение к участию в ней общественности, представителей научной и творческой интеллигенции. Возобновление репрессий. Последствия этих акций для духовной и психологической атмосферы в обществе 40-х гг. Цена нравственного выбора ученого в условиях тоталитарного общества.
Тема 3. Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве
Наступление на свободу творчества: Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. в области литературы, кино, театрального дела, музыки.
Судьба талантливой, неординарной личности в жестких рамках идеологического контроля (А.А.Ахматова, М.М.Зощенко, А.Пллатонов, А.Ф.Лосев, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович и др.).
Поощрение руководством страны создания произведений литературы и искусства, лакирующих советскую действительность. Формирование с помощью средств массовой информации и искусства личности «нового человека».
Жесткая государственная регламентация всех сфер духовной и культурной жизни общества. Усиление цензурного гнета.
Тема 4. Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери
Ликвидация атомной монополии США (И.В.Курчатов, А.Д.Сахаров, Ю.Б.Харитон, ЛЕ.Тамм и др.). Подчиненность научных исследований и практических разработок задаче создания ракетно-ядерного щита. Отрицательное влияние культа личности на развитие ряда наук (генетики, кибернетики, политэкономии, философии, языкознания).
Культурное строительство на селе. Восстановление и расширение сети начальных и средних школ, учреждений культуры (клубов, библиотек, изб-читален, домов культуры).
Массовая культура в городе и деревне. Наличие культурных центров в столицах республик. Духовная жизнь социальных групп и слоев населения страны. Типы социального поведения людей в городе и сельской местности.
Исторические источники, краеведческие материалы о духовной жизни и культуре советского общества в первое послевоенное десятилетие.
Раздел V Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964)
Тема 1. Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина
Благотворное воздействие на общественное сознание отмены антирабочих законов, реабилитации части жертв террора, снятия политических обвинений с репрессированных народов. Влияние отдельных демократических преобразований на оживление духовной жизни, оздоровление нравственной атмосферы в стране. Трудный процесс восприятия общественным сознанием правды о' культе личности.
Тема 2. Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества
Ослабление тотального контроля над духовной культурой и образом жизни людей. «Шестидесятники» (Б.А.Ахмадулина, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, Р.И.Рождественский и др.): их нравственные идеалы и гражданская позиция. Вечера в Политехническом музее. Духовные поиски молодежи. Восприятие культурных достижений Запада (произведения Э.-М.Ремарка, Э.Хемингуэя и др.).
Позиции различных групп творческой интеллигенции. «Новый мир» А.Т.Твардовского — духовный центр «шестидесятников». Создание новых литературно-художественных и исторических журналов («Юность», «Молодая гвардия», «Вопросы литературы», «История СССР» и др.). Популярность и духовное воздействие на зрителя новых московских театров — «Современника» О.Н.Ефремова, «Таганки» Ю.П.Любимова. Гражданские и нравственные проблемы в литературе и искусстве (А.И.Солженицын, И.Г.Эренбург, Б.Л.Пастернак, Э.И.Неизвестный, Р.Р.Фальк и др.). Обращение киноискусства к проблемам современности («Высота», «Весна на Заречной улице» и др.), его воздействие на общественное сознание.
Идеалы и интересы молодежи города и деревни. Усиление контактов с молодежью других стран. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Москва, 1957 г .). Расцвет самодеятельного искусства. Возрождение народных традиций проведения праздников песни, конкурсов творческих коллективов. Изменения в быте, нравах и духовной культуре. Типы социального поведения людей в городе и на селе.
Воздействие достижений в освоении космоса, ракето- и авиастроении на общественное сознание и патриотические чувства народа. Духовно-нравственный облик ученых, представлявших эти направления в отечественной науке (С.И.Королев, М.К.Янгель, В.П.Глушко, А.Н.Туполев, О.К.Антонов и др.).
Тема 3. Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг.
Усиление нетерпимости к инакомыслию. Попытки подчинить художественное творчество идеологии. Гонения на Б.Л.Пастернака. Критика творчества писателей и поэтов (Д.А.Гранина, В.Д.Дудинцева, А.А.Вознесенского и др.), скульпторов и художников (Э.И Неизвестного, Б.Жуковского, Э.М.Белютина и др.; «бульдозерная выставка»). Разочарование в среде интеллигенции изменением позиции руководства страны по отношению к творческому самовыражению. Начало диссидентского движения (В.К.Буковский, К.Х, Галансков, А.Гинзбург и др.). Влияние конца «оттепели» на духовную и культурную жизнь общества. Крушение надежд на возможность кардинального изменения духовной жизни народа.
Ориентация в формировании духовного облика человека на моральный кодекс строителя коммунизма. Несовпадение пропагандируемых идей и реальных условий жизни. Неверие в провозглашаемые лозунги. Встречи представителей партийного руководства и правительства с творческой интеллигенцией: содержание и атмосфера.
Исторические источники, краеведческие материалы о состоянии и особенностях духовной жизни страны в годы «оттепели».
Раздел VI. Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)
Тема 1. Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия
Акцент на теорию обострения идеологической борьбы как обоснование для запретов, ограничений в духовной и культурной жизни. Отношение власти к творческой интеллигенции. Российская духовная оппозиция (А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров, А.А.Зиновьев, В.Е.Максимов, В.П.Аксенов и др.). Диссидентство как феномен духовной жизни советского общества 70-х гг. Самиздат и «тамиздат». Вынужденная эмиграция из СССР (М.Л.Ростропович, Г.П.Вишневская, А.А.Тарковский, Ю.П.Любимов, В.П.Некрасов, Э.И.Неизвестный и др.). Притеснения ученых-историков (П.В.Волобуев, М.Я.Гефтер, КН.Тарновский). Запрет на некоторые театральные постановки, эстрадные представления, показ ряда кинофильмов.
Тема 2. Насаждение парадности и идейного догматизма в политической жизни, их влияние на духовно-нравственный облик народа
Манипулирование массовым сознанием. Спекуляция на светлых идеалах. Углубление разрыва между словом и делом. Пагубное влияние на духовную атмосферу в обществе поощрения угодничества и славословия, массовой раздачи наград, званий, премий. Нарастание социальной апатии среди значительной части населения. Падение нравов: распространение пьянства, наркомании, проституции, рост преступности. Оскудение духовной сферы. Эрозия идеалов и двоемыслие. Усиление потребительских настроений. Замалчивание в средствах массовой информации реальных противоречий в общественной жизни страны.
Молодежная культура. Проявления апатии и нигилизма в молодежной среде. Влияние западной культуры на юношество: мода, нравы, стиль жизни, восприятие мира. Духовная жизнь и быт различных социальных групп и слоев: культурные увлечения, досуг, особенности личного восприятия общественно-политических и социальных процессов в стране.
Тема 3. Вызревание в обществе понимания необходимости перемен
Формирование идей о путях реформирования общественно-политической, социально-экономической и культурной сфер жизни общества. Распространение неформальных объединений как противодействие застойным явлениям в обществе, стремление к свободе, защите достоинства личности. Активизация правозащитного движения в СССР. Вклад литературы и искусства в подготовку нравственных и социально-психологических предпосылок перестройки (проза «деревенщиков» Ф.А.Абрамова, В.И.Белова, Б.А.Можаева, В.П.Астафьева; книги Д.А.Гранина, А.Н.Рыбакова, А.А.Бека, В.Г.Распутина, Ю.В.Трифонова, В.Д.Дудинцева; фильмы Т.Е.Абуладзе, А.Г.Германа; пьесы В.С.Розова, А.И.Гельмана и др.).
Исторические источники, краеведческие материалы о духовной жизни советского общества в эти годы.
Раздел VII . Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991)
Тема 1. Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни
Оживление социальной и духовной активности народа в условиях гласности и политического плюрализма. Популярность в обществе новых идейных и духовных ценностей; приоритет «человеческого фактора», свобода личности, демократизация общественной жизни, смягчение цензуры в средствах массовой информации, ослабление контроля над творчеством и др.
Возникновение и деятельность общественных движений, политических партий, их лидеры. Роль различных групп интеллигенции в расширении гласности и процесса демократизации советского общества. Литературно-публицистическая полемика второй половины 80-х гг. по вопросам общественного развития.
Тема 2. Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей
Переосмысление основных этапов и вех отечественной истории. Споры и дискуссии. Обращение к духовному и культурному наследию российской эмиграции (труды С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и др.).
Возвращение народу произведений писателей, поэтов, художников (А.Л. Платонова, В.В.Набокова, Д.С.Мережковского, А.И.Солженицына, В.С.Гроссмана, Н.С.Гумилева, И.А.Бродского, К.С.Малевича, В.В.Кандинского, М.Шагала и др.). Восстановление в советском гражданстве представителей творческой и научной интеллигенции из числа эмигрантов (В.Н.Войновича, Ю.П.Любимова, М.Л.Ростроповича, Г.П.Вишневской, Г.Н.Владимова и др.).
Новые явления и процессы, характерные для литературы и искусства. Носители национальной культуры и духовности (Д.С.Лихачев, В.С.Розов, В.П.Астафьев, Б.Л.Васильев, В.Г.Распутин и др.). Религия как часть национальной культуры, хранительница народных традиций.
Неоднозначность процессов в сфере культуры, образования и науки. Проникновение в страну произведений западной культуры: позитивные и негативные последствия. Отток из страны квалифицированных специалистов. Падение образовательного уровня. Духовная жизнь и быт социальных групп населения: нравы, вкусы, настроения.
Отношение общества к противоречивым процессам в социально-политической, духовной и культурной жизни страны. Размежевание общественных сил, творческой и научной интеллигенции на основе политических идей и воззрений. Влияние межнациональных конфликтов на нравственно-психологическую атмосферу в обществе.
Исторические источники 80-х — начала 90-х гг., краеведческие материалы о духовной жизни, культуре и быте людей в эти годы.
Раздел VIII. Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — наст, вр.)
Тема 1. Развитие национального самосознания и духовного потенциала народов России в условиях новой государственности
Восприятие в массовом сознании масштабных политических и социально-экономических перемен в российском обществе. Споры по вопросу о модели развития России, поляризация взглядов представителей различных движений, объединений и партий. Социальное размежевание в обществе и его влияние на девальвацию духовных ценностей, культуры в целом. Умонастроения различных социальных групп населения в городе и на селе.
Признание в Конституции РФ идеологического многообразия и многопартийности, свободы слова и массовой информации. Запрещение цензуры. Переоценка ценностных ориентации, связанных с историей России в XX в. Интерес общественности к духовному и культурному наследию прошлого, трудам российских историков и философов (сочинения Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, И.А.Ильина, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Г.П.Федотова и др.)
Тема 2. Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры
Появление новых организационных форм художественного творчества (самодеятельных объединений молодежи, театров, ансамблей, частных музеев и т.п.). Воплощение идеи вариативности образования на практике. Переход от унитарной системы к развивающему, личностно-порождающему образованию. Расширение культурных связей с зарубежными странами. Возвращение обществу многих духовных и культурных ценностей русского и других народов. Восстановление в законных правах религий всех народов России. Свобода совести, веротерпимость как духовные ценности. Участие Русской православной церкви и других религиозных организаций в духовном обновлении общества.
Противоречивость культурного процесса в условиях рыночной системы ценностей. Свобода творчества, отсутствие партийного контроля и падение нравственного тонуса культуры. Переориентация многих учреждений культуры на удовлетворение запросов массового потребителя. Либерализация нравов, ее последствия для духовной жизни общества. Разрыв культурных и духовных связей со странами СНГ. Возникновение препятствий в обмене и взаимообогащении национальных культур. Эмиграция из России научных и творческих кадров. Коммерциализация культуры.
Быт и семья в условиях рынка: нравы, духовные запросы и интересы, наличие высоких гражданских идеалов. Разные возможности приобщения к духовным и культурным ценностям, которыми обладают граждане России.
Резкое снижение на фоне произошедшего в стране кризиса воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовных и патриотических ценностей. Ослабление духовного и культурного потенциала россиян: причины, последствия. Распространение в обществе равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государственным институтам.
Обеспечение духовно-нравственного единства общества, снижение остроты идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, формирование атмосферы толерантности в обществе — актуальные проблемы современной России.
Историки, политологи, культурологи о духовной и культурной жизни в России: споры и дискуссии.
Исторические источники, краеведческие материалы по темам раздела.
Тематическое планирование
Раздел | Запланировано | Фактически проведено |
Раздел I Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917) | 20 | |
Раздел II Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.) | 8 | |
Раздел III Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945) | 8 | |
Раздел IV Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953) | 8 | |
Раздел V Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964) | 6 | |
Раздел VI Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985) | 6 | |
Раздел VII Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991) | 6 | |
Раздел VIII Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — настоящее время) | 6 | |
итого | 68 | |
Календарно-тематическое планирование
дата | № урока | тема | примечание |
| | Раздел I Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917) | |
| 1.1 | Осмысление исторического пути России на рубеже веков | |
| 2.2 | Осмысление исторического пути России на рубеже веков | |
| 3.3 | Россия и духовные ценности Востока. | |
| 4.4 | Россия и духовные ценности Востока. | |
| 5.5 | Многообразие проявлений духовной жизни общества | |
| 6.6 | Многообразие проявлений духовной жизни общества | |
| 7.7 | Национальные особенности духовной жизни народов России | |
| 8.8 | Национальные особенности духовной жизни народов России | |
| 9.9 | Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей | |
| 10.10 | Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей | |
| 11.11 | Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества. | |
| 12.12 | Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества. | |
| 13.13 | Духовная жизнь общества и наука | |
| 14.14 | Духовная жизнь общества и наука | |
| 15.15 | Роль литературы и искусства в духовной жизни общества | |
| 16.16 | Роль литературы и искусства в духовной жизни общества | |
| 17.17 | Первая мировая война и изменения в общественном сознании | |
| 18.18 | Первая мировая война и изменения в общественном сознании | |
| 19.19 | Различие взглядов в обществе по вопросам о войне, защите Отечества | |
| 20.20 | Подъем патриотических настроений. | |
| | Раздел II Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.) | |
| 21.1 | Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании | |
| 22.2 | Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании | |
| 23.3 | Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг. | |
| 24.4 | Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг. | |
| 25.5 | Направленность, достижения и издержки культурной революции | |
| 26.6 | Направленность, достижения и издержки культурной революции | |
| 27.7 | Изменения в жизни и сознании народов национальных окраин. | |
| 28.8 | Общественные деятели и писатели Запада | |
| | Раздел III Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945) | |
| 29.1 | Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы | |
| 30.2 | Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы | |
| 31.3 | Подъем национального самосознания народов страны в годы войны | |
| 32.4 | Подъем национального самосознания народов страны в годы войны | |
| 33.5 | Духовная и культурная жизнь блокадного Ленинграда. | |
| 34.6 | Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом | |
| 35.7 | Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом | |
| 36.8 | Кино на службе сражающегося народа. | |
| | Раздел IV .Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953) | |
| 37.1 | Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране | |
| 38.2 | Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране | |
| 39.3 | Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами | |
| 40.4 | Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами | |
| 41.5 | Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве | |
| 42.6 | Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве | |
| 43.7 | Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери | |
| 44.8 | Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери | |
| | Раздел V Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964) | |
| 45.1 | Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина | |
| 46.2 | Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина | |
| 47.3 | Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества | |
| 48.4 | Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества | |
| 49.5 | Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг. | |
| 50.6 | Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг. | |
| | Раздел VI. Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985) | |
| 51.1 | Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия | |
| 52.2 | Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия | |
| 53.3 | Манипулирование массовым сознанием. | |
| 54.4 | Молодежная культура. | |
| 55.5 | Вызревание в обществе понимания необходимости перемен | |
| 56.6 | Вызревание в обществе понимания необходимости перемен | |
| | Раздел VII . Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991) | |
| 57.1 | Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни | |
| 58.2 | Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни | |
| 59.3 | Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей | |
| 60.4 | Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей | |
| 61.5 | Новые явления и процессы, характерные для литературы и искусства. | |
| 62.6 | Неоднозначность процессов в сфере культуры, образования и науки. | |
| | Раздел VIII. Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — настоящее время) | |
| 63.1 | Развитие национального самосознания и духовного потенциала народов России | |
| 64.2 | Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры | |
| 65.3 | Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры | |
| 66.4 | Эмиграция из России научных и творческих кадров | |
| 67.5 | Историки, политологи, культурологи о духовной и культурной жизни в России | |
| 68.6 | Актуальные проблемы современной России | |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
Ожидаемые результаты развития ученика:
владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;
владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;
умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;
умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;
умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;
умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т. д.);
умение представить результаты своей деятельности в форме эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т. п.
Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.
Литература
Анучин Д.Н. О людях русской науки и культуры. М., 1952.
Балакина Т.И. История русской культуры // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.
Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990.
Б о ханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
Волошин М. Лики творчества. М., 1989.
Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М., 2001.
Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в.: Книга для учителя. М., 1985.
Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
Ермаков В.Т. Культура предреволюционной России // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.
Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. Л., 1988.
Искусство советского времени. В поисках нового понимания. М., 1993.
История культуры России. М., 1993.
История русского и советского искусства. М., 1989.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1993.
Кошман Л.В. История русской культуры. XIX — начало XX в.: Учебно-метод. пособие. М., 1971.
Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991.
Лапшин В.Л. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М., 1993.
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.
Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. 4-е изд. М., 1986.
Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. М., 2000.
Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже. 1908-1999. М., 1988.
Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.
Он же. Искусство XX века. 1901- 1945. М ., 1991.
Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919—1939. М., 19Э4.
Рапоцкая Л.Л. Искусство Серебряного века. М., 1996.
Русская художественная культура второй половины XX в. М., 1996.
Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX в.: Учеб. пособие. Л., 1993.
Серебряный век русской поэзии / Сост. Н.В.Банников. М., 1993.
Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М., 1988.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России. 1900-1910 гг. М., 1980.
Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.
Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX в. М., 1990.
Шульгин B. C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX - XX вв.: Учеб. пособие. М., 1998.
Хрестоматия по истории русской культуры. М., 1995.
Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. М., 1990.