Рабочая программа авторского элективного курса «Психология в экономике» (10–11 классы)

0
0
Материал опубликован 11 October 2016 в группе

Аннотация к рабочей программе курс: «Психология в экономике»,

 10 класс,  2016-2017 учебный год

Рабочая программа курса: «Психология в экономике» разработана на основе авторской программы элективного курса: «Психология в экономике и управлении»  Винокуровой М.В..(рецензия  №11 от 12 марта 2007 г. ИПКРО) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, основной образовательной программой среднего общего образования МОУ СОШ №2 на 2015-2016 учебный год. 

Учебная литература:

  1. Столяренко А.Д. «Основы психологии». Учебное пособие Р-Д,  «Феникс», 2005г.
  2. Карнышев А.Д., Винокуров М.А. «Введение в экономическую этнопсихологию». – Иркутск, БГУЭиП, 2007г.
  3. Карнышев А.Д.,Бурменко Т.Д., Иванова Е.А.: «Человек и собственность». – Иркутск, Иркутск, БГУЭиП, 2006г.
  4. Экономическая психология в структуре жизненных реалий Пол Вебель, Стефан Ли, - Иркутск, ИГЭА, 2001г.

Цель курса: успешная социализация школьников, освоение и принятие ими социальных норм, завоевание авторитета и приобретение положительного имиджа в своем обществе.

Основные темы курса:

Человек в экономике

Личность в организации

Развитие стрессоустойчивости

Психология делового взаимодействия

Психология личности в экономике и управлении

Лидерство в социальных группах

Психология собственности и денег

Психология маркетинга и рекламы

Человек в мире профессий

Количество  часов: 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в  неделю. 

Разработчик:  учитель экономики  высшей квалификационной категории Винокурова М.В. (10А).  

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа элективного курса: «Психология в экономике» для 10 класса составлена на основе авторской программы элективного курса: «Психология в экономике и управлении»  Винокуровой М.В..(рецензия  №11 от 12 марта 2007 г. ИПКРО)

На изучение курса: «Психология в экономике» в 10 классе старшей школы отводится 1 час в неделю.  Программа  рассчитана на 34 часа. Из них отведено на деловые игры – 3 часа, тренинговые занятия – 2 часа.

Для реализации программного содержания курса используются учебные пособия:

Столяренко А.Д. «Основы психологии». Учебное пособие Р-Д,  «Феникс», 2005г.

Карнышев А.Д., Винокуров М.А. «Введение в экономическую этнопсихологию». – Иркутск, БГУЭиП, 2007г.

Карнышев А.Д.,Бурменко Т.Д., Иванова Е.А.: «Человек и собственность». – Иркутск, Иркутск, БГУЭиП, 2006г.

Экономическая психология в структуре жизненных реалий Пол Вебель, Стефан Ли, - Иркутск, ИГЭА, 2001г.

Цель курса: успешная социализация школьников, освоение и принятие ими социальных норм, завоевание авторитета и приобретение положительного имиджа в своем обществе.

Задачи:

  • четкое понимание учащимися базовых категорий, понятий и определений, знакомство с основными экономическими концепциями в свете психологического обоснования их законов, принципов и взаимодействий;
  • сформировать желание наблюдать, анализировать и объяснить экономические события и ситуации с точки зрения психологической науки, выработать навыки эффективного экономического поведения;
  • способствовать успешному усвоению учащимися  социальных норм и культурных ценностей нашего общества.

Основные положения программы

1 Уровень освоения

2. Ориентация содержания

3. Характер освоения

4. Форма организации УВП

5. Количество учащихся в группе

6. Возраст

7. Условия вхождения в программу

8. Срок освоения

9. Продолжительность занятий

10.Периодичность занятий

общеобразовательная

практическая, социальная

развивающая

групповая, лекционно-практическая

10-12 человек

15-17 лет

включение в учебный план

долгосрочная

1 час

1 час в неделю

 

Календарно-тематическое планирование уроков

№ урока

Тема урока

     Планируемые результаты

           Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Календарные сроки

Корректировка

I четверть (  9 часов)

Раздел 1.  Человек в экономике ( 2 часа)

1/1

Что такое курс  «Психология в экономике и управлении?»

 

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

 

 

3 .09

 

1/2

Роль человека в экономической деятельности

10.09

 

Раздел 2.  Личность в организации ( 7 часов)

2/3

Понятие «организация»

 

 

 

17.09

 

2/4

Корпоративная культура

24.09

 

2/5

Формирование корпоративной культуры и этической модели предприятия

1.10

 

2/6

Организационная структура предприятия

8.10

 

2/7

Человеческий фактор в организации

15.10

 

2/8

Социально-психологический климат в организации

22.10

 

2/9

Деловая игра: «Фирма моей мечты»

29.10

 

II четверть ( 7  часов)

Раздел 3. Развитие стрессоустойчивости ( 1 час)

3/10

Значение и влияние стресса на деловых людей

 

 

 

12.11

 

Раздел 4. Психология делового взаимодействия ( 6 час)

4/11

Понятие «деловое общение», его формы

 

 

 

19.11

 

4/12

Особенности вербального и невербального общения

26.11

 

4/13

Основные фазы беседы. Техники общения

3.12

 

4/14

Конфликты в экономических отношениях.

10.12

 

4/15

Стратегии и техники преодоления конфликтов

17.12

 

4/16

Деловая игра: «Деловое совещание»

24.12

 

III четверть ( 11  часов)

                        Раздел 5.Психология личности в экономике и управлении-4 часа

5/17

Личность-субъект общения и деятельности

 

 

 

14.01

 

5/18

Основные параметры личности

21.01

 

5/19

Значение параметров личности для успешной деятельности

28.01

 

5/20

Тренинговое занятие: «Репетиция уверенности»

4.02

 

                       Раздел  6.Лидерство в социальных группах-3 часа

6/21

Руководство и лидерство, власть и авторитет

 

 

 

11.02

 

6/22

Признаки, характеризующие лидеров

18.02

 

6/23

Стили руководства

25.02

 

Раздел 7.Психология собственности и денег-4 часа

7/24

Понятие «собственник»

 

 

 

3.03

 

7/25

Деньги-вид собственности

10.03

 

7/26

Типология собственников

17.03

 

7/27

Тренинговое занятие:«Типы собственников»

24.03

 

IV четверть ( 7  часов)

8.Психология маркетинга и рекламы-4 часа

8/28

Понятие «маркетинг», «бренд», «торговая марка».

 

 

 

7.04

 

8/29

Группа и ее влияние на потребительское поведение личности

14.04

 

8/30

Реклама

21.04

 

8/31

Деловая игра: «Работа рекламного агентства»

28.04

 

 Раздел 9. Человек в мире профессий-3 часа

9/32

Основные этапы развития человека как субъекта труда

 

 

 

5.05

 

9/33

Основные ориентиры самоопределяющегося человека

12.05

 

9/34

Прфессиограмма

19.05

 

 

 

Содержание программы и требования к уровню подготовки учащихся представлены в авторской программе: «Психология в экономике» Винокуровой М.В.

 

Критерии и нормы оценочной деятельности.

 

. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

 

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 

Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 

Оценка “3”:

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 

Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “1”:

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

 

 Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 

Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками. Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 

Оценка “3” ставится, если ученик:

1)  усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2)  материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3)  показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4)  допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5)  не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6)  испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7)  отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

 

Оценка “2” ставится, если ученик:

1)  не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2)  не делает выводов и обобщений.

3)  не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4)  или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

 

Оценка “1” ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

 

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

 Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

 

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

 

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

 

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2)  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3)  или не более двух-трех негрубых ошибок;

4)  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

 

Оценка “2” ставится, если ученик:

1)  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2)  или если правильно выполнил менее половины работы.

 

Оценка “1” ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации