Программа элективного курса по литературе в 10 классе «Учимся писать сочинение»
ПРОГРАММА элективного курса по литературе в 10 классе
«Учимся писать сочинение»
Пояснительная записка
Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
самостоятельно анализировать эпизод;
самостоятельно анализировать литературное произведение;
подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
составить конспекты критической или литературоведческой работы;
самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество количчасов |
дата |
1 |
Что такое сочинение и каким оно должно быть. |
1 ч |
|
2 |
Основные требования к сочинению. |
1 ч |
|
3-4 |
Схемы — анализы: а) прозаического произведения; б) лирического произведения. |
2 ч |
|
5-6 |
Тема и основная мысль сочинения: а) заглавие, тема и основная мысль сочинения; б) способы раскрытия основной мысли; в) эпиграф; г) тема и жанр сочинения. |
2 ч |
|
7-8 |
Собирание и систематизация материала для сочинения: а) простой и сложный план; б) тезисы и конспекты; в) цитаты, ссылки, их оформление; г) собирание материала по литературным источникам; д) аннотация. |
2 ч |
|
9-10 |
Виды сочинений: а) отзыв; б) рецензия. |
2 ч |
|
11 |
Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); |
1 ч |
|
12 |
Технология написания сочинения: заключение, виды; |
1 ч |
|
13-17 |
Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: индивидуальная характеристика героев; сравнительная характеристика героев; групповая характеристика героев; общий анализ литературного произведения; анализ нескольких литературных произведений; анализ эпизода литературного произведения; образ автора; проблемно-обобщающий анализ литературного произведения. |
5ч |
|
18 |
Классификация ошибок. Критерии оценок. |
1 ч |
|
19 |
Совершенствование написанного (работа над ошибками). |
1 ч |