12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Баун Надежда Александровна217 Учитель высшей категории, стаж работы 30 лет Россия, Алтайский край, Шипуновский район |
Программа элективного курса по литературе в 10 классе «Учимся писать сочинение»
ПРОГРАММА элективного курса по литературе в 10 классе
«Учимся писать сочинение»
Пояснительная записка
Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
самостоятельно анализировать эпизод;
самостоятельно анализировать литературное произведение;
подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
составить конспекты критической или литературоведческой работы;
самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество количчасов | дата |
1 | Что такое сочинение и каким оно должно быть. | 1 ч | |
2 | Основные требования к сочинению. | 1 ч | |
3-4 | Схемы — анализы: а) прозаического произведения; б) лирического произведения. | 2 ч | |
5-6 | Тема и основная мысль сочинения: а) заглавие, тема и основная мысль сочинения; б) способы раскрытия основной мысли; в) эпиграф; г) тема и жанр сочинения. | 2 ч | |
7-8 | Собирание и систематизация материала для сочинения: а) простой и сложный план; б) тезисы и конспекты; в) цитаты, ссылки, их оформление; г) собирание материала по литературным источникам; д) аннотация. | 2 ч | |
9-10 | Виды сочинений: а) отзыв; б) рецензия. | 2 ч | |
11 | Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); | 1 ч | |
12 | Технология написания сочинения: заключение, виды; | 1 ч | |
13-17 | Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: индивидуальная характеристика героев; сравнительная характеристика героев; групповая характеристика героев; общий анализ литературного произведения; анализ нескольких литературных произведений; анализ эпизода литературного произведения; образ автора; проблемно-обобщающий анализ литературного произведения. | 5ч | |
18 | Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 ч | |
19 | Совершенствование написанного (работа над ошибками). | 1 ч |