Рабочая программа по учебному курсу «Учимся писать сочинения и изложения» для 2 класса

1
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»города Гая Оренбургской области

«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 6

учителей ______________ «_____»________20 г.

______________________ ________/ Л.А. Варламова/

Протокол №__ от ____/ Красноборова И.В./ «____»________20 _г.

______/ ____________ /

руководитель ШМО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Учимся писать сочинения и изложения»

для обучающихся _2 В _класса

на 2017/2018 учебный год

Учитель: Илющенко Т.В.

г. Гай

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Учимся писать сочинения и изложения» для 2 класса В разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;

- Основной программы начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- учебного плана МБОУ «СОШ №6».

программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение»,

Для реализации программы используются:

Т. В. Губернская «Учимся писать изложение и сочинение»-М. Эксмо

Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение», рабочая тетрадь в 2-х частях.-М.: Издательство Рост

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий:

- способствовать развитию умений грамотно писать сочинения и изложения;

- содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников;

- воспитывать познавательный интерес к родному языку;

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа разработана для обучающихся 2 в класса с учетом психологических особенностей и учебных возможностей детей.

Достижение планируемых результатов обучения осуществляется на основе реализации системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Исходя из уровня подготовки учеников 2 В класса на каждый отдельно взятом уроке применяются следующие формы, методы обучения:

формы обучения на уроке:

Методы обучения:

классно-урочные,

индивидуальные,

групповые,

дифференцированное обучение

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивные

Поисковые

Творческие

Эвристические

Проблемные

Диалогические

Игровые.


 

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника: личностно-ориентированная, деятельностная технология, здоровьесберегающие, игровые технологии, ИКТ, проектно-исследовательская деятельность и др.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учениками второго класса школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты учащихся второго класса

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества у второклассников со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 В классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


 

Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.

Особое внимание уделяется:

- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;

- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;

- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;

- построению текста (начало, основная часть, заключение);

- пониманию учеником, о чём он пишет.

Содержательная линия

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Формы организации

учебной деятельности

1.

Речь - устная и письменная. Текст

5ч.

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуника­тивной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со­ставленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

2.

Предложения по цели высказывания.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения. Составлять предложения из слов. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно.

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения.

Составлять предложение из деформированных слов.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

3.

С большой буквы.

3

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

4.

Разделительный мягкий знак.

4

Учить безошибочно писать слова с мягким знаком

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

5.

Корень. Родственные слова

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными кор­нями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

6.

Парные звонкие и глухие согласные

различать, сравнивать:

звуки и буквы;

ударные и безударные гласные звуки;

твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

7.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударе­ния. Различать ударные и безударные слоги.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

8.

Разделительный твердый знак

Учить безошибочно писать слова с твердым знаком

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

9.

Обучающее изложение

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуника­тивной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со­ставленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в паре

10.

Изложение с творческим заданием

11.

Сжатое изложение

12.

Выборочное изложение

13.

Комплексна работа над изложением и сочинением Изложение с заменой лица.

14.

Сочинение на заданную тему

15.

Изложение повествование.

 

Сочинение на заданную тему

Тематическое планирование

Темы разделов

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

1.

Речь - устная и письменная. Текст

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества у второклассников со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 В классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2.

Предложения по цели высказывания.

3.

С большой буквы.

4.

Разделительный мягкий знак.

5.

Корень. Родственные слова

6.

Парные звонкие и глухие согласные

7.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах

8.

Разделительный твердый знак

9.

Обучающее изложение

10.

Изложение с творческим заданием

11.

Сжатое изложение

12.

Выборочное изложение

13.

Комплексна работа над изложением и сочинением Изложение с заменой лица.

14.

Сочинение на заданную тему

15.

Изложение повествование.

 

Сочинение на заданную тему


 

Календарно-тематическое планирование


 

п/п

Раздел, тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

Примечания

план

факт

1.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 1-2.

УОНМ

1

     

2.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 3-4.

УОНМ

1

     

3.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 5-6.

УОНМ

1

     

4.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 7-8.

УОНМ

1

     

5.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 9-11.

УОНМ

1

     

6.

Предложения по цели высказывания… Задания 12-14

УОНМ

1

     

7.

С большой буквы… Задания 15-16

УОНМ

1

     

8.

С большой буквы… Задания 17-18

УОНМ

1

     

9.

С большой буквы… Задания 19-20

УОНМ

1

     

10.

Разделительный мягкий знак… Задания 23-24

УОНМ

1

     

11.

Разделительный мягкий знак… Задания 25-26

УОНМ

1

     

12.

Разделительный мягкий знак… Задания 27-28

УОНМ

1

     

13.

Разделительный мягкий знак… Задания 29-31

УОНМ

1

     

14.

Корень. Родственные слова Задания 32-33

УОНМ

1

     

15.

Корень. Родственные слова Задания 34-36.

УОНМ

1

     

16.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 37-38

УОНМ

1

     

17.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 39-40.

УОНМ

1

     

18.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 41-42.

УОНМ

1

     

19.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 43-45.

УОНМ

1

     

20.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 46-47.

УОНМ

1

     

21.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 48-49.

УОНМ

1

     

22.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах Задания 50-51.

УОНМ

1

     

23.

Разделительный твердый знак Задания 52-53

УОНМ

1

     

24.

Разделительный твердый знак Задания 54-55

УОНМ

1

     

25.

Разделительный твердый знак Задания 56-57

УОНМ

1

     

26.

Разделительный твердый знак Задания 58-59

УОНМ

1

     

27.

Обучающее изложение «Находчивая галка»

УОНМ

1

     

28.

Изложение с творческим заданием «Брат и сестра»

УОНМ

1

     

29.

Сжатое изложение «Времена года»

УОНМ

1

     

30.

Выборочное изложение «Катин подарок»

УОНМ

1

     

31.

Комплексна работа над изложением и сочинением «Лето и осень» Изложение с заменой лица.

УОНМ

1

     

32.

Сочинение на заданную тему «За лесными богатствами»

УОНМ

1

     

33.

Изложение повествование. «Зима»

УОНМ

1

     

34.

Сочинение на заданную тему «Зимние забавы»

УОНМ

1

     

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

1. С.А. Есенина Как научить Вашего ребёнка писать изложения. 2 класс. Пособие для детей 8-10 лет. Издание для дополнительного образования. М.: Грамотей, 2015

2. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2012

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.