Рабочая программа по учебному курсу «Учимся писать сочинения и изложения» для 2 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»города Гая Оренбургской области
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 6
учителей ______________ «_____»________20 г.
______________________ ________/ Л.А. Варламова/
Протокол №__ от ____/ Красноборова И.В./ «____»________20 _г.
______/ ____________ /
руководитель ШМО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учимся писать сочинения и изложения»
для обучающихся _2 В _класса
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Илющенко Т.В.
г. Гай
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Учимся писать сочинения и изложения» для 2 класса В разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;
- Основной программы начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- учебного плана МБОУ «СОШ №6».
программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение»,
Для реализации программы используются:
Т. В. Губернская «Учимся писать изложение и сочинение»-М. Эксмо
Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение», рабочая тетрадь в 2-х частях.-М.: Издательство Рост
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий:
- способствовать развитию умений грамотно писать сочинения и изложения;
- содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа разработана для обучающихся 2 в класса с учетом психологических особенностей и учебных возможностей детей.
Достижение планируемых результатов обучения осуществляется на основе реализации системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Исходя из уровня подготовки учеников 2 В класса на каждый отдельно взятом уроке применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения на уроке: |
Методы обучения: |
классно-урочные, индивидуальные, групповые, дифференцированное обучение |
Объяснительно-иллюстративный Репродуктивные Поисковые Творческие Эвристические Проблемные Диалогические Игровые. |
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника: личностно-ориентированная, деятельностная технология, здоровьесберегающие, игровые технологии, ИКТ, проектно-исследовательская деятельность и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учениками второго класса школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты учащихся второго класса
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества у второклассников со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 В классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.
Особое внимание уделяется:
- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;
- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;
- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;
- построению текста (начало, основная часть, заключение);
- пониманию учеником, о чём он пишет.
№ |
Содержательная линия |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Формы организации учебной деятельности |
1. |
Речь - устная и письменная. Текст |
5ч. |
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
2. |
Предложения по цели высказывания. |
1ч |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов. |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
3. |
С большой буквы. |
3 |
Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
4. |
Разделительный мягкий знак. |
4 |
Учить безошибочно писать слова с мягким знаком |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
5. |
Корень. Родственные слова |
2ч |
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
6. |
Парные звонкие и глухие согласные |
3ч |
различать, сравнивать: звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
7. |
Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах |
3ч |
Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
8. |
Разделительный твердый знак |
4ч |
Учить безошибочно писать слова с твердым знаком |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
9. |
Обучающее изложение |
1ч |
Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. |
Фронтальная Индивидуальная Групповая Работа в паре |
10. |
Изложение с творческим заданием |
1ч |
||
11. |
Сжатое изложение |
1ч |
||
12. |
Выборочное изложение |
1ч |
||
13. |
Комплексна работа над изложением и сочинением Изложение с заменой лица. |
1ч |
||
14. |
Сочинение на заданную тему |
1ч |
||
15. |
Изложение повествование. |
1ч |
||
Сочинение на заданную тему |
1ч |
Тематическое планирование
№ |
Темы разделов |
Планируемые результаты |
|
Личностные |
Метапредметные |
||
1. |
Речь - устная и письменная. Текст |
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества у второклассников со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 В классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
2. |
Предложения по цели высказывания. |
||
3. |
С большой буквы. |
||
4. |
Разделительный мягкий знак. |
||
5. |
Корень. Родственные слова |
||
6. |
Парные звонкие и глухие согласные |
||
7. |
Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах |
||
8. |
Разделительный твердый знак |
||
9. |
Обучающее изложение |
||
10. |
Изложение с творческим заданием |
||
11. |
Сжатое изложение |
||
12. |
Выборочное изложение |
||
13. |
Комплексна работа над изложением и сочинением Изложение с заменой лица. |
||
14. |
Сочинение на заданную тему |
||
15. |
Изложение повествование. |
||
Сочинение на заданную тему |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Тип урока |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Примечания |
|
план |
факт |
|||||
1. |
Речь - устная и письменная. Текст. Задания 1-2. |
УОНМ |
1 |
|||
2. |
Речь - устная и письменная. Текст. Задания 3-4. |
УОНМ |
1 |
|||
3. |
Речь - устная и письменная. Текст. Задания 5-6. |
УОНМ |
1 |
|||
4. |
Речь - устная и письменная. Текст. Задания 7-8. |
УОНМ |
1 |
|||
5. |
Речь - устная и письменная. Текст. Задания 9-11. |
УОНМ |
1 |
|||
6. |
Предложения по цели высказывания… Задания 12-14 |
УОНМ |
1 |
|||
7. |
С большой буквы… Задания 15-16 |
УОНМ |
1 |
|||
8. |
С большой буквы… Задания 17-18 |
УОНМ |
1 |
|||
9. |
С большой буквы… Задания 19-20 |
УОНМ |
1 |
|||
10. |
Разделительный мягкий знак… Задания 23-24 |
УОНМ |
1 |
|||
11. |
Разделительный мягкий знак… Задания 25-26 |
УОНМ |
1 |
|||
12. |
Разделительный мягкий знак… Задания 27-28 |
УОНМ |
1 |
|||
13. |
Разделительный мягкий знак… Задания 29-31 |
УОНМ |
1 |
|||
14. |
Корень. Родственные слова Задания 32-33 |
УОНМ |
1 |
|||
15. |
Корень. Родственные слова Задания 34-36. |
УОНМ |
1 |
|||
16. |
Парные звонкие и глухие согласные Задания 37-38 |
УОНМ |
1 |
|||
17. |
Парные звонкие и глухие согласные Задания 39-40. |
УОНМ |
1 |
|||
18. |
Парные звонкие и глухие согласные Задания 41-42. |
УОНМ |
1 |
|||
19. |
Парные звонкие и глухие согласные Задания 43-45. |
УОНМ |
1 |
|||
20. |
Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 46-47. |
УОНМ |
1 |
|||
21. |
Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 48-49. |
УОНМ |
1 |
|||
22. |
Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах Задания 50-51. |
УОНМ |
1 |
|||
23. |
Разделительный твердый знак Задания 52-53 |
УОНМ |
1 |
|||
24. |
Разделительный твердый знак Задания 54-55 |
УОНМ |
1 |
|||
25. |
Разделительный твердый знак Задания 56-57 |
УОНМ |
1 |
|||
26. |
Разделительный твердый знак Задания 58-59 |
УОНМ |
1 |
|||
27. |
Обучающее изложение «Находчивая галка» |
УОНМ |
1 |
|||
28. |
Изложение с творческим заданием «Брат и сестра» |
УОНМ |
1 |
|||
29. |
Сжатое изложение «Времена года» |
УОНМ |
1 |
|||
30. |
Выборочное изложение «Катин подарок» |
УОНМ |
1 |
|||
31. |
Комплексна работа над изложением и сочинением «Лето и осень» Изложение с заменой лица. |
УОНМ |
1 |
|||
32. |
Сочинение на заданную тему «За лесными богатствами» |
УОНМ |
1 |
|||
33. |
Изложение повествование. «Зима» |
УОНМ |
1 |
|||
34. |
Сочинение на заданную тему «Зимние забавы» |
УОНМ |
1 |
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
1. С.А. Есенина Как научить Вашего ребёнка писать изложения. 2 класс. Пособие для детей 8-10 лет. Издание для дополнительного образования. М.: Грамотей, 2015
2. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2012