12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукьянова Галина Ивановна1373
учитель истории и обществознания
Россия, Ставропольский край, Светлоград

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 3

г. Светлограда Петровского района Ставропольского края

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей общественных дисциплин

Протокол № от г.

Принято на заседании научно-методического совета

Протокол № от г.

 

Утверждено

приказом МБОУЛ № 3

от года № –пр

мп

Рабочая программа элективного курса

Основы финансовой грамотности

8 класс

Разработчик:

Лукьянова Г.И., учитель истории и обществознания

квалификационная категория:

 

высшая по должности «учитель»

Светлоград, 2016-2017 учебный год

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………3

Содержание ……………………………………………………………….5

Тематический план………………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………………10

 

Пояснительная записка

Курс «Основы финансовой грамотности» является важным средством просвещения учащихся 8-х классов и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Целью программы курса «Основы финансовой грамотности» является формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

Основными задачами являются:

-  формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;

- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;

- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Результатом освоения программы является развитие следующих основ финансовой грамотности:

- понимание смысла понятий потребности и экономические блага, ограниченность ресурсов;

- представления об основах действия рынка и сущности денег;

- сущность и необходимость кредитования и страхования;

- правила ведения учёта личных расходов и доходов, планирование;

- умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.

Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико - ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.

Программа рассчитана на 35 часов в 8 классе в качестве элективного курса «Основы финансовой грамотности». Результативность работы отслеживается через проверку применения полученных знаний в обычной жизни, отзывы родителей, педагогов.

Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.

 

Технология

Ожидаемый результат

Приёмы

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
Формирование коммуникативных навыков и ответственности.

Урок дискуссия:

«Устный конспект», построение кластеров – схем, мозговая атака; работа в парах, чтение с вопросами; синквейны, эссе


 

 

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Урок моделирование: создание проектов разного вида: информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на занятии.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. Развитие навыка работы в программе Microsoft Excel. Работа с конструкторами видео.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». Рекомендуемые формы: урок импровизация, деловая игра, практикум, размышление, экономическая игра, викторина, лабораторная работа, урок делового общения, конкурс видеороликов, интеллектуальная игра, видео урок, математический турнир.

Интерактивная игра:

Экскурсия

Урок дискуссионного размышления на тему

Формы проведения уроков могут быть изменены педагогом. Список использованной литературы указывает на источники, в которых дана полная разработка предложенных уроков. Ссылки на источники информации указаны в примечаниях.

Используемая система оценивания:

 

Виды письменных работ учащихся.

Виды устных работ учащихся

1

Тесты разного уровня

Работа над понятиями

2

Письменные источники (документы)

Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.

3

Составление плана ответа

Ответы на вопросы по содержанию параграфа.

4

Эссе

Устные сообщения по дополнительному материалу.

5

Решения практических задач.

Публичная защита проекта.

6

Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения)

Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. Математические расчёты процентов.

7

Составление кластера – схемы.

Участие в ролевых играх.

8

Составление таблицы

Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

9

Подготовка письменных сообщений, рефератов.

Оценка различных суждений о социальных объектах.

Оценочная деятельность проводится учителем в ходе выполнения заданий. Результативность работы с классом отслеживается путем проведения входного и итогового тестирования

Содержание

«Потребности и блага» 6 часов

Потребности человека Экономические блага Ограниченность ресурсов Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.

Компетенции:

Понимать противоречия роста человеческих потребностей и ограниченности ресурсов.

Представлять процесс обмена товаров и услуг с помощью бартера и на деньги.

«Рынок» 2 часа

Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок. Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование.

Компетенции:

Определять спрос и предложение, объяснять действие рыночного механизма.

Понимать структуру цены и роль издержек в её формировании.

«Деньги» 5 часов

Деньги. Функции денег: единица счета, средство обмена, средствоВиды денег. Валюты разных стран. Курсы валют. Инфляция и реальный доход.

Компетенции:

Понимать сущность денег как средства обмена, сбережения, измерения стоимости и платежа.

Приводить примеры функций денег.

Понимать, что наличные деньги – не единственная форма оплаты товаров и услуг.

Знать, что обменные курсы могут изменяться во времени. Уметь различать российские деньги и иностранную валюту. Уметь определять подлинность денежных единиц. Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Знать об обесценивании денежной единицы, различат понятия реальный и номинальный доход

«Доходы и расходы» 7 часов

Личные и семейные доходы. Труд как основной источник дохода. Заработная плата Личный финансовый план. Сбережения Коммунальные расходы и их учёт. Баланс расходов и доходов.

Компетенции:

Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения

Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.

Определять роль умственного и физического труда в структуре доходов семьи.

Понимать влияние образования на последующую карьеру.

Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы.

Понимать смысл заработной платы как денежного вознаграждения за трудовую деятельность на предприятии, фирме, в организации.

Видеть разницу между предпринимательской прибылью и заработной платой.

Видеть перспективы улучшения своего финансового положения и оценивать риски и угрозы.

Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.

«Бюджет» 7 часов

Бюджет и его виды. Оценка доходов семейного бюджета. Оценка расходов семейного бюджета. Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи. Роль налогов в семейном бюджете. Страхование как защита от рисков. Права потребителя.

Компетенции:

Уметь контролировать изменения в платёжных документах.

Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды

Осознавать необходимость учета и планирования доходов и расходов семьи, государства, личности.

Понимать, что такое личный и семейный доход и знать пути его повышения.

Понимать, что такое личные и семейные расходы, знать общие принципы управления расходами.

Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.

Уметь вести запись доходов и расходов, понимать обязательность декларации доходов и уплаты налогов.

Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент. Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.

Определять право на имущество и обязанность его содержать и сохранять.

«Банк и кредит» 7 часов

Банки и их функции. Механизм получения банковской прибыли. Банковский процент. Кредитные и депозитные операции банков. Банковский кредит и условия его предоставления. Банковская карта. Виды карт Способы оплаты товаров через Интернет Банкротство и способы его избежать.

Компетенции:

Понимать роль банков как финансовых организаций необходимых для развития экономики.

Уметь объяснить источник прибыли банков, знать способы исчисления банковского процента.

Уметь различать кредитные и депозитные операции, вычислять выгоду от их проведения.

Знать условия предоставления кредита и уметь оценивать свои возможности для его получения, понимать обязательность выплаты кредита банку.

Уметь пользоваться банковской картой и знать правила безопасности при пользовании банкоматом.

Знать о платёжных системах в сети Интернет.

Осознавать роль финансовой грамотности в достижении благополучия и предотвращении банкротства.

 

Тематический план

Тема

Часы

Развитие компетенций

Форма занятия

«Потребности и блага» 6 часов

Потребности человека

1

Уметь давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания

Вводное тестирование, работа с пирамидой потребностей

Экономические блага

1

Видеть различия в понятии экономические блага и ресурсы

Урок моделирование богатство страны

Ограниченность ресурсов

1

Понимать противоречия роста человеческих потребностей и ограниченности ресурсов

Урок дискуссия об ограниченности ресурсов и росте потребностей общества

Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.

1

Представлять процесс обмена товаров и услуг с помощью бартера и на деньги

Урок моделирование создание модели движения денежных платежей

«Рынок» 2 часа

Рынок и спрос.

1

Определять спрос и предложение, объяснять действие рыночного механизма

Урок импровизация: торговля или натуральный обмен

Цена товара

1

Понимать структуру цены и роль издержек в её формировании

Урок моделирования: элементы входящие в цену и их значение

«Деньги» 5 часов

Деньги.

1

Понимать сущность денег как средства обмена, сбережения, измерения стоимости и платежа

Деловая игра

«Справедливые цены»

Функции денег: единица счета, средство обмена, средство накопления.

1

Приводить примеры функций денег

Деловая игра «Сокровища Эллады»

Виды денег.

1

Понимать, что наличные деньги – не единственная форма оплаты товаров и услуг

Урок практикум

Валюты разных стран. Курсы валют.

1

Знать, что обменные курсы могут изменяться во времени. Уметь различать российские деньги и иностранную валюту. Уметь определять подлинность денежных единиц. Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Урок практикум сравнение денег, валют разных стран

Инфляция и реальный доход.

1

Знать об обесценивании денежной единицы, различат понятия реальный и номинальный доход

Урок размышление Как сохранить капитал?

«Доходы и расходы» 7 часов

Личные и семейные доходы

1

Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения

Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами

Практическая работа по составлению семейного бюджета

Труд как основной источник дохода

1

Определять роль умственного и физического труда в структуре доходов семьи

Понимать влияние образования на последующую карьеру.

Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы

Эссе на тему

«Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни.»

Заработная плата

1

Понимать смысл заработной платы как денежного вознаграждения за трудовую деятельность на предприятии, фирме, в организации. Видеть разницу между предпринимательской прибылью и заработной платой.

Урок решения задач на производительность труда и заработную плату

Личный финансовый план

1

Видеть перспективы улучшения своего финансового положения и оценивать риски и угрозы

Урок создание модели личного финансового плана

Сбережения

1

Быть мотивированным на улучшение своего материального положения

Деловая игра «Как разместить сбережения если они есть?»

Коммунальные расходы и их учёт

1

Уметь контролировать изменения в платёжных документах

Практическая работа : Лови ошибку!

Баланс расходов и доходов

1

Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды

Урок дискуссия Общество потребления За или против!

«Бюджет» 7 часов

Бюджет и его виды

1

Осознавать необходимость учета и планирования доходов и расходов семьи, государства, личности

Урок игра

«Давайте посчитаем!»

Промежуточное тестирование

Оценка доходов семейного бюджета

1

Понимать, что такое личный и семейный доход и знать пути его повышения

Урок размышление, экономическая игра Семейный бюджет

http://fingram26.ru/obuchayushchie-igry/

Оценка расходов семейного бюджета

1

Понимать, что такое личные и семейные расходы, знать общие принципы управления расходами

Урок дискуссия

Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи

1

Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода

Викторина «Права потребителя»

Роль налогов в семейном бюджете

1

Уметь вести запись доходов и расходов, понимать обязательность декларации доходов и уплаты налогов

Лабораторная работа

Страхование как защита от рисков

1

Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент. Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.

Урок делового общения с представителями страховой компании

Права потребителя

1

Определять право на имущество и обязанность его содержать и сохранять

Конкурс видеороликов Осторожно мошенники!

«Банк и кредит» 7 часов

Банки и их функции.

1

Понимать роль банков как финансовых организаций необходимых для развития экономики

Интеллектуальная игра

http://fingram26.ru/obuchayushchie-igry/

Механизм получения банковской прибыли. Банковский процент.

1

Уметь объяснить источник прибыли банков, знать способы исчисления банковского процента

Видео урок «Банковский процент»

Кредитные и депозитные операции банков.

1

Уметь различать кредитные и депозитные операции, вычислять выгоду от их проведения

Математический турнир «Я - банкир!»

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

Знать условия предоставления кредита и уметь оценивать свои возможности для его получения, понимать обязательность выплаты кредита банку

Интерактивная игра: «Получи кредит в банке»

Банковская карта. Виды карт.

 

Уметь пользоваться банковской картой и знать правила безопасности при пользовании банкоматом.

«Экскурсия к банкомату»

Способы оплаты товаров через Интернет

1

Знать о платёжных системах в сети Интернет

Практическое занятие

Итоговое тестирование

Банкротство и способы его избежать

1

Осознавать роль финансовой грамотности в достижении благополучия и предотвращении банкротства.

Урок дискуссионного размышления на тему «Как не стать банкротом?!»

Список литературы:

  1. Финансовая грамотность «Учебная программа» : инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях (основное общее образование). Екатерина Лавренова, Ольга Рязанова, Игорь Липсиц. Москва ВИТА 2014 г.
  2. Финансовая грамотность для учреждений системы дополнительного школьного образования Волгоградской области: Методические рекомендации для преподавателей. Модуль 1: Основы финансовой грамотности / Абрамов С.А., Бойченко Е.П., Костина С.А. – Волгоград: ГБОУ СПО «ВЭТК», 2015. – 168 с.
  3. Подросток в мире профессий: Программы элективных курсов, материалы к занятиям. М.Р. Григорьева. Волгоград: Учитель, 2009
  4. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания - Е.Н. Травин. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г.
  5. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Е.Г. Фирсов. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

Интернет-источники

  1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
  2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
  3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
  4. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
  5. http://fingram26.ru/
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сомова Светлана Геннадьевна, 23.11.16 в 22:06 0Ответить Пожаловаться
Мне понравилось! Хотелось бы поподробней узнать об играх.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.