12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Нестеренко Марианна Александровна90 Материал размещён в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР» |
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Подготовка к ОГЭ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района
Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа № 6
Программа элективного курса
по русскому языку
для 9 класса
«Подготовка к ОГЭ »
Автор:
Нестеренко М. А.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Программа рассчитана на 70 ч., по 2 ч. в неделю.
Актуальность данного курса заключается в необходимости подготовки учащихся к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку за курс основной школы для дальнейшего обучения в средней школе.
Элективный курс ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций девятиклассников в области речеведения.
Курс основан на пошаговой системе подготовки к сдаче ГИА по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Необходимый теоретический материал представлен в сжатой и оптимально структурированной форме. В виде алгоритмов предлагается логически выстроенная последовательность действий для выбора правильного ответа. Рассматриваются типичные ошибки при выполнении заданий всех 3 частей экзаменационной работы. Набор тренировочных заданий с методическими рекомендациями и образцами выполнения позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ОГЭ.
Цель: подготовка к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.
Основными задачами элективного курса являются:
1. Обобщить, расширить и углубить знания обучающихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах.
2. Закрепить умения и навыки, связанные с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности.
3. Совершенствовать навыки информационной переработки текстов и создавать собственные речевые произведения различных типов и жанров.
4. Развивать навыки работы со справочной литературой.
5. Обогащать лексический запас учащихся, закреплять и расширять навыки речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
К концу учебного года учащиеся должны знать:
1) основные сведения о языке;
2) определения основных языковых явлений, речеведческих понятий;
3) орфографические и пунктуационные правила;
должны уметь:
1) правильно писать;
2) составлять сложные предложения разных типов;
3) пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
4) создавать тексты разных типов и стилей речи;
5) обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными ранее правилами.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
-самостоятельные и диагностические работы;
-тренировочные упражнения;
-конспекты лекций;
-наблюдения над текстом;
-работа со справочниками;
-тесты
-творческие задания
-комплексный анализ текстов
Планируемые результаты:
Курс будет способствовать развитию познавательного интереса, поможет обучающимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью, работе с текстами, поможет при сдаче ОГЭ.
Фиксирование результата: самостоятельные, тренировочные и диагностические работы.
Тематическое планирование
РАЗДЕЛ 1. ГИА по русскому языку (содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена).
РАЗДЕЛ 2. Тренировочный вариант ГИА по русскому языку. Решение и критерии оценивания частей 1, 2, 3.
РАЗДЕЛ 3. Готовимся к написанию 1 части (сжатого изложения). Основные приёмы компрессии текста.
РАЗДЕЛ 4. Готовимся к выполнению 2 части экзаменационной работы (тестовые задания и алгоритмы их решения). Задания 2 – 14.
РАЗДЕЛ 5. Готовимся к написанию 3 части (сочинения-рассуждения на выбранную тему из 3 предложенных в задании №15). Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения. Варианты выполнения заданий 15. 1, 15. 2, 15. 3.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1. | РАЗДЕЛ 1. ОГЭ по русскому языку. Содержание и структура экзаменационной работы. | Содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
2. | РАЗДЕЛ 2. Тренировочный вариант ГИА по русскому языку. | Решение и критерии оценивания частей 1, 2, 3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
РАЗДЕЛ 3. Готовимся к написанию сжатого изложения. | |||
3. | Сжатое изложение. Способы сжатия текста. | Основные приёмы компрессии текста. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
4. | Сжатое изложение (вариант 1) | Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи. АУДИОЗАПИСЬ 1. | 1ч. |
5. | Сжатое изложение (вариант 2) | Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи. АУДИОЗАПИСЬ 2. | 1ч. |
6. | Сжатое изложение (вариант 3) | Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи. АУДИОЗАПИСЬ 3. | 1 ч. |
7. | Сжатое изложение (вариант 4) | Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи. АУДИОЗАПИСЬ 4. | 1 ч. |
8. | Диагностическая работа. Написание сжатого изложения. | Сжатое изложение. АУДИОЗАПИСЬ 5. | 2 ч. |
9. | |||
10. | Анализ изложений. Работа над ошибками. | Разбор типичных ошибок, допущенных в изложениях. | 1 ч. |
РАЗДЕЛ 4. Готовимся к выполнению 2 части экзаменационной работы. | |||
11. | Смысловой анализ текста. Задание 2 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
12. | Самостоятельная работа по теме «Понимание смысла текста» | Решение задания 2 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
13. | Анализ средств выразительности Задание 3 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
14. | Самостоятельная работа по теме «Средства художественной выразительности» | Решение задания 3 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
15. | Правописание приставок Задание 4 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
16. | Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок» | Решение задания 4 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
17. | Правописание суффиксов различных частей речи Задание 5 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
18. | Самостоятельная работа по теме «Правописание суффиксов различных частей речи» | Решение задания 5 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
19. | Синонимы. Фразеологические обороты Задание 6 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
20. | Самостоятельная работа по теме «Синонимы. Фразеологические обороты» | Решение задания 6 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
21. | Словосочетание Задание 7 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
22. | Самостоятельная работа по теме «Словосочетание» | Решение задания 7 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
23. | Грамматическая (предикативная) основа предложения Задание 8 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
24. | Самостоятельная работа по теме «Грамматическая основа предложения» | Решение задания 8 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
25. | Осложнённое простое предложение Задание 9 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
26. | Самостоятельная работа по теме «Осложнённое простое предложение» | Решение задания 9 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
27. | Знаки препинания при вводных словах и обращениях Задание 10 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
28. | Самостоятельная работа по теме «Знаки препинания при вводных словах и обращениях» | Решение задания 10 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
29. | Синтаксический анализ сложного предложения Задание 11 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
30. | Самостоятельная работа по теме «Синтаксический анализ сложного предложения» | Решение задания 11 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
31. | Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях Задание 12 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
32. | Самостоятельная работа по теме «Знаки препинания в ССП и СПП» | Решение задания 12 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
33. | Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения Задание 13 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
34. | Самостоятельная работа по теме «Синтаксический анализ СПП» | Решение задания 13 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
35. | Сложные предложения с разными видами связи между частями Задание 14 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
36. | Самостоятельная работа по теме «СП с разными видами связи» | Решение задания 14 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
37. | Диагностическая работа | Решение заданий 2 – 14 в формате ОГЭ. | 1 ч. |
38. | Анализ диагностической работы. Работа над ошибками. | Разбор ошибок, допущенных в диагностической работе. | 1 ч. |
РАЗДЕЛ 5. Готовимся к написанию сочинения-рассуждения. | |||
39. | Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения. Критерии оценки. | Формулировка и выполнение задания 15. | 1 ч. |
40.- 49. | Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Задание 15.1. | Написание вариантов сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ПРЕЗЕНТАЦИИ | 10 ч. |
50.- 51. | Самостоятельная работа «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» | Решение задания 15.1 в формате ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту и плану. | 2 ч. |
52. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Анализ содержания сочинений. Разбор орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. | 1 ч. |
53.- 62. | Учимся писать сочинение-рассуждение на свободную тему. Задание 15.3. | Написание вариантов сочинения-рассуждения на свободную тему. ПРЕЗЕНТАЦИИ | 10 ч. |
63.- 64. | Самостоятельная работа «Сочинение-рассуждение на свободную тему» | Решение задания 15.3 в формате ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту и плану. | 2 ч. |
65. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Анализ содержания сочинений. Разбор орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. | 1 ч. |
66. – 69. | Итоговая диагностическая работа. | Решение итоговой работы в форме ГИА. | 4 ч. |
70. | Анализ итоговой диагностической работы. | Разбор ошибок, допущенных в итоговой диагностической работе. Рекомендации к экзамену. | 1 ч. |
Методическое обеспечение курса
Тренировочные и диагностические работы по русскому языку СТАТГРАД.
Драбкина С.В., Субботин Д.И. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие – М., 2013.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.- М., 2013.
Пахнова Т.М. ГИА. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М., 2010.
Егораева Г.Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. – М., 2013.
Цыбулько И.П. ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – М., 2013.
Аудиозаписи текстов для изложений.
Открытый банк заданий.
СДАМ ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
Авторские презентации к тренинговым занятиям.
Печатные материалы для выполнения самостоятельных и диагностических работ.