Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Подготовка к ОГЭ»

3
0
Материал опубликован 16 February 2019 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района

Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 6

Программа элективного курса

по русскому языку

для 9 класса

«Подготовка к ОГЭ »

                                                                                                                       

                                                                                                                            Автор:

Нестеренко М. А.,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Программа рассчитана на 70 ч., по 2 ч. в неделю.

Актуальность данного курса заключается в необходимости подготовки учащихся к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку за курс основной школы для дальнейшего обучения в средней школе.

Элективный курс ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций девятиклассников в области речеведения.

Курс основан на пошаговой системе подготовки к сдаче ГИА по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Необходимый теоретический материал представлен в сжатой и оптимально структурированной форме. В виде алгоритмов предлагается логически выстроенная последовательность действий для выбора правильного ответа. Рассматриваются типичные ошибки при выполнении заданий всех 3 частей экзаменационной работы. Набор тренировочных заданий с методическими рекомендациями и образцами выполнения позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ОГЭ.

Цель: подготовка к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Основными задачами элективного курса являются:

1. Обобщить, расширить и углубить знания обучающихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах.

2. Закрепить умения и навыки, связанные с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности.

3. Совершенствовать навыки информационной переработки текстов и создавать собственные речевые произведения различных типов и жанров.

4. Развивать навыки работы со справочной литературой.

5. Обогащать лексический запас учащихся, закреплять и расширять навыки речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка).

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

К концу учебного года учащиеся должны знать:

1) основные сведения о языке;

2) определения основных языковых явлений, речеведческих понятий;

3) орфографические и пунктуационные правила;

должны уметь:

1) правильно писать;

2) составлять сложные предложения разных типов;

3) пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

4) создавать тексты разных типов и стилей речи;

5) обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными ранее правилами.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

-самостоятельные и диагностические работы;

-тренировочные упражнения;

-конспекты лекций;

-наблюдения над текстом;

-работа со справочниками;

-тесты

-творческие задания

-комплексный анализ текстов

Планируемые результаты:

Курс будет способствовать развитию познавательного интереса, поможет обучающимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью, работе с текстами, поможет при сдаче ОГЭ.

Фиксирование результата: самостоятельные, тренировочные и диагностические работы.

Тематическое планирование

РАЗДЕЛ 1. ГИА по русскому языку (содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена).

РАЗДЕЛ 2. Тренировочный вариант ГИА по русскому языку. Решение и критерии оценивания частей 1, 2, 3.

РАЗДЕЛ 3. Готовимся к написанию 1 части (сжатого изложения). Основные приёмы компрессии текста.

РАЗДЕЛ 4. Готовимся к выполнению 2 части экзаменационной работы (тестовые задания и алгоритмы их решения). Задания 2 – 14.

 

РАЗДЕЛ 5. Готовимся к написанию 3 части (сочинения-рассуждения на выбранную тему из 3 предложенных в задании №15). Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения. Варианты выполнения заданий 15. 1, 15. 2, 15. 3.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1.

РАЗДЕЛ 1. ОГЭ по русскому языку. Содержание и структура экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

2.

РАЗДЕЛ 2. Тренировочный вариант ГИА по русскому языку.

Решение и критерии оценивания частей 1, 2, 3.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

РАЗДЕЛ 3. Готовимся к написанию сжатого изложения.

3.

Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Основные приёмы компрессии текста.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

4.

Сжатое изложение

(вариант 1)

Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи.

АУДИОЗАПИСЬ 1.

1ч.

5.

Сжатое изложение

(вариант 2)

Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи.

АУДИОЗАПИСЬ 2.

1ч.

6.

Сжатое изложение

(вариант 3)

Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи.

АУДИОЗАПИСЬ 3.

1 ч.

7.

Сжатое изложение

(вариант 4)

Написание сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи.

АУДИОЗАПИСЬ 4.

1 ч.

8.

Диагностическая работа. Написание сжатого изложения.

Сжатое изложение.

АУДИОЗАПИСЬ 5.

2 ч.

9.

10.

Анализ изложений. Работа над ошибками.

Разбор типичных ошибок, допущенных в изложениях.

1 ч.

РАЗДЕЛ 4. Готовимся к выполнению 2 части экзаменационной работы.

11.

Смысловой анализ текста.

Задание 2

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

12.

Самостоятельная работа по теме

«Понимание смысла текста»

Решение задания 2 в формате ОГЭ.

1 ч.

13.

Анализ средств выразительности

Задание 3

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

14.

Самостоятельная работа по теме

«Средства художественной выразительности»

Решение задания 3 в формате ОГЭ.

1 ч.

15.

Правописание приставок

Задание 4

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

16.

Самостоятельная работа по теме

«Правописание приставок»

Решение задания 4 в формате ОГЭ.

1 ч.

17.

Правописание суффиксов различных частей речи

Задание 5

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

18.

Самостоятельная работа по теме

«Правописание суффиксов различных частей речи»

Решение задания 5 в формате ОГЭ.

1 ч.

19.

Синонимы. Фразеологические обороты

Задание 6

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

20.

Самостоятельная работа по теме

«Синонимы. Фразеологические обороты»

Решение задания 6 в формате ОГЭ.

1 ч.

21.

Словосочетание

Задание 7

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

22.

Самостоятельная работа по теме

«Словосочетание»

Решение задания 7 в формате ОГЭ.

1 ч.

23.

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Задание 8

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

24.

Самостоятельная работа по теме

«Грамматическая основа предложения»

Решение задания 8 в формате ОГЭ.

1 ч.

25.

Осложнённое простое предложение

Задание 9

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

26.

Самостоятельная работа по теме

«Осложнённое простое предложение»

Решение задания 9 в формате ОГЭ.

1 ч.

27.

Знаки пре­пи­на­ния при ввод­ных словах и обращениях

Задание 10

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

28.

Самостоятельная работа по теме

«Знаки пре­пи­на­ния при ввод­ных словах и обращениях»

Решение задания 10 в формате ОГЭ.

1 ч.

29.

Синтаксический анализ сложного предложения

Задание 11

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

30.

Самостоятельная работа по теме

«Синтаксический анализ сложного предложения»

Решение задания 11 в формате ОГЭ.

1 ч.

31.

Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях

Задание 12

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

32.

Самостоятельная работа по теме

«Знаки препинания в ССП и СПП»

Решение задания 12 в формате ОГЭ.

1 ч.

33.

Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения

Задание 13

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

34.

Самостоятельная работа по теме

«Синтаксический анализ СПП»

Решение задания 13 в формате ОГЭ.

1 ч.

35.

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Задание 14

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

36.

Самостоятельная работа по теме

«СП с разными видами связи»

Решение задания 14 в формате ОГЭ.

1 ч.

37.

Диагностическая работа

Решение заданий 2 – 14 в формате ОГЭ.

1 ч.

38.

Анализ диагностической работы. Работа над ошибками.

Разбор ошибок, допущенных в диагностической работе.

1 ч.

РАЗДЕЛ 5. Готовимся к написанию сочинения-рассуждения.

39.

Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения.

Критерии оценки.

Формулировка и выполнение задания 15.

1 ч.

40.-

49.

Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Задание 15.1.

Написание вариантов сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

ПРЕЗЕНТАЦИИ

10 ч.

50.-

51.

Самостоятельная работа

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Решение задания 15.1 в формате ОГЭ.

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту и плану.

2 ч.

52.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Анализ содержания сочинений. Разбор орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок.

1 ч.

53.- 62.

Учимся писать сочинение-рассуждение на свободную тему.

Задание 15.3.

Написание вариантов сочинения-рассуждения на свободную тему.

ПРЕЗЕНТАЦИИ

10 ч.

63.- 64.

Самостоятельная работа

«Сочинение-рассуждение на свободную тему»

Решение задания 15.3 в формате ОГЭ.

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту и плану.

2 ч.

65.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Анализ содержания сочинений. Разбор орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок.

1 ч.

66. – 69.

Итоговая диагностическая работа.

Решение итоговой работы в форме ГИА.

4 ч.

70.

Анализ итоговой диагностической работы.

Разбор ошибок, допущенных в итоговой диагностической работе. Рекомендации к экзамену.

1 ч.

Методическое обеспечение курса

Тренировочные и диагностические работы по русскому языку СТАТГРАД.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие – М., 2013.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.- М., 2013.

Пахнова Т.М. ГИА. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М., 2010.

Егораева Г.Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. – М., 2013.

Цыбулько И.П. ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – М., 2013.

Аудиозаписи текстов для изложений.

Открытый банк заданий. http://www.fipi.ru/

СДАМ ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. http://rus.sdamgia.ru

Авторские презентации к тренинговым занятиям.

Печатные материалы для выполнения самостоятельных и диагностических работ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации