Программа элективного курса «Практикум по математике»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА на ШМО учителей математики протокол № |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ СОШ №19 от |
Рабочая программа
элективного курса
«Практикум по математике»
Учитель
Карпова Олеся Викторовна,
Учитель математики
Без категории
МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Черногорск
Республика Хакасия
Общее положение
Рабочая программа учебного курса «Практикум по математике» разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с использованием примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
В учебном плане из части, формируемой участниками образовательных отношений, по согласованию с родителями, на изучение учебного курса «Практикум по математике» на уровне основного общего образования отводится 32-34 часов за 1 год на одного учащегося.
Год обучения (класс) |
Количество часов за учебный год/количество часов в неделю |
|
Первый год обучения (9 класс) |
32-34 часа/1 час |
|
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Практикум по математике»:
1.1. Личностные результаты:
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
1. 2. Метапредметные результаты:
-первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
1. 3. Предметные результаты:
-овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, одночлен, многочлен, алгебраическая дробь, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
-развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
-овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
-овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
2. Содержание учебного курса «Практикум по математике».
Раздел 1. Алгебраические задания базового уровня (14ч)
- Натуральные, рациональные и действительные числа. Дроби.
Арифметические действия над натуральными, рациональными, действительными и дробными числами. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Сравнение чисел. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок.
- Законы арифметических действий. Понятие об иррациональном числе.
Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Степень и корень многочленов с одной переменной.
- Уравнения с одной переменной, корень уравнения. Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней. Решение уравнений методом замены переменной. Решение уравнений методом разложения на множители. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений.
- Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств. Квадратные неравенства.
- Арифметическая и геометрическая последовательности. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии. Формула суммы первых членов прогрессии.
- Область определения и область значения функции. Графики функций, их свойства. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы.
Раздел 2. Геометрические задачи базового уровня (6 часов)
- Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг.
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный, равносторонний, прямоугольный треугольники. Теорема Пифагора. Признаки равенства и признаки подобия. Решение прямоугольных треугольников. Многоугольники, их свойства и признаки. Центральный, вписанный угол. Касательная и секущая к окружности. Вписанные и описанные окружности.
- Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длины дуги окружности. Площадь и ее свойства, формулы нахождения площади для различных фигур планиметрии.
Раздел 3. Реальная математика (6 часов)
- Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Статистические характеристики.
- Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
- Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения.
- Текстовые задачи на практический расчет.
- Решение задач практической направленности.
Раздел 4. Задания повышенного уровня сложности (6 часов)
- Задачи на движение по реке, суше, воздуху. Задачи на определение средней скорости движения. Задачи «на совместную работу». Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Задачи, связанные с банковскими расчётами.
- Функции (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.), их свойства и графики. «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Графики уравнений.
- Решение задач на применение свойств и признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Решение задач на применение свойств четырехугольника, вписанного в окружность. Решение задач на применение формул площади правильных многоугольников и произвольного многоугольника. Геометрия клетчатой бумаги. Выбор верных утверждений.
Итоговое занятие по курсу (2 ч)
- Контроль полученных знаний. Контрольная работа по материалам КИМ ОГЭ.
3. Тематическое планирование учебного курса «Практикум по математике», 9 класс
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Алгебраические задания базового уровня |
14 |
2 |
Геометрические задачи базового уровня |
6 |
3 |
Реальная математика |
6 |
4 |
Задания повышенного уровня сложности |
6 |
5 |
Итоговое занятие |
2 |
|
Общее количество часов |
32-34ч. |
Тематическое планирование учебного курса для 9 класса.
Количество часов за год 32-34
№ |
№п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
|
|
Раздел 1. Алгебраические задания базового уровня (14 часов) |
|
|
|
|
1 |
1 |
Вычисления |
Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа |
1 |
|
|
|
2 |
Вычисления |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
2 |
3 |
Уравнения и неравенства |
Линейные и квадратные уравнения |
1 |
|
|
|
4 |
Уравнения и неравенства |
Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств |
1 |
|
|
|
5 |
Уравнения и неравенства |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
3 |
6 |
Координатная прямая. Графики |
Графики функций и их свойства |
1 |
|
|
|
7 |
Координатная прямая. Графики |
Графики функций и их свойства |
1 |
|
|
|
8 |
Координатная прямая. Графики |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
4 |
9 |
Алгебраические выражения |
Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной |
1 |
|
|
|
10 |
Алгебраические выражения |
Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной |
1 |
|
|
|
11 |
Алгебраические выражения |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
5 |
12 |
Последовательности |
Числовые последовательности. Прогрессии |
1 |
|
|
|
13 |
Последовательности |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
|
14 |
|
Обобщающий тест модуля «Алгебра» базового уровня |
1 |
|
|
|
|
Раздел 2. Геометрические задачи базового уровня (6 часов) |
|
|
|
|
6 |
15 |
Подсчет углов |
Треугольник. Четырехугольник. Окружность |
1 |
|
|
|
16 |
Подсчет углов |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
7 |
17 |
Площади фигур |
Четырехугольники. Треугольник. Окружность и круг |
1 |
|
|
|
18 |
Площади фигур |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
8 |
19 |
Выбор верных утверждений |
Тренировочные задания |
1 |
|
|
|
20 |
|
Обобщающий тест модуля «Геометрия» базового уровня |
1 |
|
|
|
|
Раздел 3. Реальная математика (6часов) |
|
|
|
|
9 |
21 |
Графики и диаграммы. Текстовые задачи |
Чтение графиков и диаграмм |
1 |
|
|
|
22 |
Графики и диаграммы. Текстовые задачи |
Текстовые задачи на практический расчет |
1 |
|
|
|
23 |
Графики и диаграммы. Текстовые задачи |
Тренировочные варианты |
1 |
|
|
|
24 |
Реальная математика. Теория вероятностей |
Решение задач практической направленности |
1 |
|
|
|
25 |
Реальная математика. Теория вероятностей |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей |
1 |
|
|
|
26 |
|
Обобщающий тест модуля «Реальная математика» |
1 |
|
|
|
|
Раздел 4. Задания повышенного уровня сложности (6 часов) |
|
|
|
|
10 |
27 |
|
Преобразования алгебраических выражений |
1 |
|
|
|
28 |
|
Уравнения, неравенства, системы |
1 |
|
|
|
29 |
|
Исследование функции и построение графика. Задания с параметром |
1 |
|
|
|
30 |
|
Текстовые задачи |
1 |
|
|
|
31 |
|
Геометрические задачи |
1 |
|
|
|
32 |
|
Геометрические задачи |
1 |
|
|
11 |
|
Итоговое занятие (2часа) |
|
|
|
|
|
33-34 |
|
Итоговая контрольная работа |
2 |
|
|