Программа элективного курса «Смысловое чтение и работа с текстом»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Программа элективного курса
«Смысловое чтение и работа с текстом»
Составитель: Ли Юлия Александровна
учитель русского языка и литературы
п. Висим 2024
Пояснительная записка
Новая парадигма образования в информационном обществе центрируется на формировании социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле. Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части присутствуют в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегиальный подход в обучении чтению имеет положительные моменты:
- развивает самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, приёмы понимания текста, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
- способствует развитию общеучебных умений школьников, формированию культуры умственного труда.
Данный подход учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя.
Цель курса: формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы
Задачи курса:
1. Углубления базовых знаний по теории текста;
2. Использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
2. Использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
3. Использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
4. Использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты: учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты: учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты: учащиеся получат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Текст. Основные признаки текста. Тема текста. Основная мысль |
1 |
2 |
Микротемы текста. План текста |
1 |
3 |
Синтаксис текста. Способы связи предложений в тексте |
1 |
4 |
Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования |
1 |
5 |
Описание. Языковые средства описания |
1 |
6 |
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения |
1 |
7 |
Функциональные стили речи, их признаки. Тексты разных стилей |
1 |
8 |
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое |
1 |
9 |
Предтекстовые стратегии. Глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста) |
1 |
10 |
Предтекстовые стратегии. Рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия) |
1 |
11 |
Предтекстовые стратегии. Мозговой штурм (актуализация знаний, имеющих отношение к изучаемой теме) |
1 |
12 |
Предтекстовые стратегии. "Ассоциативный куст" |
1 |
13 |
Формируем установку на чтение. «Алфавит за круглым столом» |
1 |
14 |
Формируем установку на чтение. «Соревнуемся с писателем» |
1 |
15 |
Учимся ставить цель чтения. «Знаю – хочу узнать – узнал» |
1 |
16 |
Виды работы с текстом. «Чтение с остановками» |
1 |
17 |
Виды работы с текстом. «Чтение в кружок» |
1 |
18 |
Виды работы с текстом. ««Чтение про себя с вопросами» |
1 |
19 |
Виды работы с текстом. «Чтение в парах – обобщение в парах» |
1 |
20 |
Виды работ с текстом. «Узелки на память» |
1 |
21 |
Диалог с текстом. «Толстые и тонкие» вопросы |
1 |
22 |
Диалог с текстом. «Верные и неверные утверждения» |
1 |
23 |
Диалог с текстом. «Отношения между вопросом и ответом» |
1 |
24 |
Работа с текстом после чтения. Кластер |
1 |
25 |
Работа с текстом после чтения. Фишбоун |
1 |
26 |
Работа с текстом после чтения. Бортовой журнал (дневник двойных записей) |
1 |
27 |
Работа с текстом после чтения. Синквейн |
1 |
28 |
Работа с текстом после чтения. «Ромашка Блума» |
1 |
29 |
Работа с текстом после чтения. «Шесть шляп» |
1 |
30 |
Смысловое свертывание «G-S-R (Аннотация. Краткий пересказ. Пересказ)» |
1 |
31 |
Самопроверка и оценка понимания текста. «Тайм-аут» |
1 |
32 |
Даймонд как прием рефлексии содержания текста |
1 |
33 |
Диаграмма Венна как прием понимания информационных источников |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Творческие отчеты |
1 |
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа и предназначена для 7 – 8 классов.
Учебно-методическое обеспечение
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2011.
2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.
дораб. – М.: Просвещение, 2011.
3. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
4.Междисциплинарная Программа Смысловое чтение
http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7
5.Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с
текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.htm
6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. –
Москва: АРКТИ, 2001.
7. Зайцева О.Н. Задания на понимание текста. – Издательство «Экзамен» 2013
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
1. Открытые материалы по исследованию PISA на сайте Центра оценки качества образования (ЦОКО) Института стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО). Подборка материалов по читательской грамотности http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018rl.html
2. Открытый банк оценочных средств по русскому языку ФИПИ (I–XI классы) Раздел проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Подборка материалов по читательской грамотности: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/chitatelskayagramotnost.ph
3. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru