12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Гелисханова219
Работаю учителем русского языка и литературы, стаж свыше 20 лет, более 15 лет веду кружок театральная студия "Синяя птица", третий год веду занятия внеурочной деятельности "Юные журналисты"
Россия, Ростовская обл., Морозовский район х.Беляев
0

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа элективного курса

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»


Гелисханова Анна Петровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Владимировская СОШ, Морозовский район,

Ростовская область

Пояснительная записка

Обучение написанию сочинения-рассуждения – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для среднего и старшего звена, итоговой аттестации выпускников в формате ОГЭ и ЕГЭ. Учителю, работающему в старших классах, необходимо разрабатывать новые подходы к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Современный урок – это урок самореализации ученика, открытия нового, создания образовательного продукта, развития компетенций, коммуникаций.

Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Цели данной программы:

научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

способствовать интеллектуальному развитию ученика;

воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Задачи учебного курса:

теоретические:

Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;

развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

практические:

Совершенствование коммуникативных умений;

Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Воспитание любви и интереса к русскому языку;

Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Теоретической основой курса данного курса являются:

-лингвистический, стилистический анализ текста;

-система языковых понятий и функционирование;

-различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

-прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

- технологии исследовательской деятельности учащихся;

- технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

- способен работать над разнообразной информацией;

-может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

При отборе материала предусматриваются возрастные интересы учащихся и проблематика возраста.

Учебный план

Перечень разделов

Всего ч.

Кол-во лекц.

Кол-во практ

Формы контроля

1




2



3


4



5



6

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе


Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения.


Обучающее сочинение по тексту.


Рецензирование и редактирование творческой работы.


Самостоятельная работа с текстами при помощи рекомендаций учителя.


Самостоятельная творческая работа с текстами.

2




4



4


8



2



2

1




2

1




2



4


6



2



2








Творческая работа


Самостоятельная работа


Творческая работа



Творческая работа








Учебно-тематический план

Перечень разделов

Всего часов

Кол.

лекц.

Кол.

практ.

Формы контроля

Виды контроля

1





2



3


4




5




6







7





8










9








10




11




Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.


Основные аспекты анализа текста


Композиция сочинения


Обучающее сочинение по тексту художественного стиля


Рецензирование, редактирование собственной творческой работы

Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля)


Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам


Рецензирование и редактирование творческих работ.

Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя.


Рецензирование и редактирование творческих работ.

Самостоятельная работа над редактированием текста.



Самостоятельная творческая работа над текстами.


Устное рецензирование творческих работ.




Подведение итогов курса.

2





2



2


2




2




2







2





2










2








2




2

1





1








1





1



1


2




2




2







2





2









2








2




2

Творческая работа





Творческая работа



Творческая работа


Творческая работа




Самостоятельная работа



Самостоятельная работа






Творческая работа





Самостоятельная творческая работа









Самостоятельная работа






Самостоятельная творческая работа








Тематический





Тематический



Тематический


Тематический.

Текущий



Итоговый.




Тематический.

Текущий






Итоговый. Тематический.

Текущий.



итоговый



Содержание программы элективного курса

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю.

Целевая аудитория – 11 класс

1. Текст. Тема, идея, проблема. Стили речи: литературно-художественный, публицистический.
2.
Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение микротемы. Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Роль средств художествен­ной выразительности (лексических, фонети­ческих, синтаксических, стилистических). Лексико-фразеологические особеннос­ти текста. Особенности построения текста (его композиция). Впечатление от данного текста. 
3.
Композиция сочинения – рассуждения. Вступление, основная часть, заключение.
4.
Работа над вступлением. Цели, структура и приёмы написания вступления.
5.
Работа над основной частью. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды комментария. Оценочные слова.
6.
Позиция автора и способы её выражения.


7.
Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте.
8.
Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Типы аргументации. Способы ввода аргументов.


9.
Работа над заключением. Цели и приёмы написания заключения.
10.
Анализ сочинений-рассуждений по текстам.


11.
Самостоятельное написание сочинений по текстам. Экспертная оценка сочинений.

Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. (2ч.)

Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.


Тема 2. Основные аспекты анализа текста (6 ч.)

Тема текста. Проблема. Комментарий проблемы. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.


Тема 3. Композиция сочинения. (4 ч.)

Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.


Тема 4. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. (4 ч.)

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.


Тема 5.Рецензирование творческой работы (2ч.)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.


Тема 6. Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля) (2ч.)

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.


Тема 7. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. (2 ч.)

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.


Тема 8. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического стиля с использованием рекомендаций учителя. (2 ч.)

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.


Тема 9. Самостоятельная работа над редактированием текста. (2 ч.)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.


Тема 10. Самостоятельная творческая работа над текстами (2 ч.)

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.


Тема 11. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса (2 ч.)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.



Планируемый результат

В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представления:

О коммуникативной функции языка;

О литературном языке как основе художественной литературы;

О языковых нормах и их признаках.

Знать:

Смысл понятий: речь устная, письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

Стили речи и их признаки;

Особенности жанра рассуждения;

Признаки текста и его функциональные смысловые типы;

Основные единицы языка, их признаки;

Основные нормы русского литературного языка;

Основные нормы речевого этикета;

Уметь:

Различать стили речи;

Проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

Вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;

Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение; свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая правила построения текста;

Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

Осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать их в творческой работе;

Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.



Содержание контроля

Перечень разделов и тем

Уровень контроля

Требования к знаниям

Требования к умениям

Обще учебные навыки

1

Основные цели и задачи

курса. Основные требования к творческой работе. Основные аспекты

анализа текста.

Уровень знакомства

(распознавания)

Знать основные

требования к работе.

Композиция творческой работы, смысл понятий:

Речь устная и

письменная, ситуация речевого общения


Разбираться в нормах

оценки

Оформлять

записи в тетради

2

Работа с авторскими

текстами

Репродуктивный уровень

Понятия: стили

Речи, типы речи, тема текста, проблема, авторская позиция.

Корректное изложение собственного

Мнения по проблеме, аргументы.


Производить лингвистический анализ текста с

помощью учителя

Оформлять

записи в тетради.

Находить необходимую информацию в тексте.

3

Обучающие работы над созданием собственного

текста

Уровень полноценных знаний

Понятия:

Тема текста,

Проблема, авторская позиция, корректное

изложение собственного мнения по проблеме, аргументы.

Композиция

текста. Основные нормы литературного

языка, основные

нормы речевого этикета

Производить лингвистический анализ текста, адекватно

передавать

содержание

текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по

заявленной проблеме, подбирать

убедительные док-ва своей точки зрения, уметь составлять текст по заданной модели


Планировать

работу,

аргументированно выражать

собств.

мнение




Формы организации занятий:

-индивидуальные;

- фронтальные;

-групповые.

Технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.



Приложение 1.

(1) У людей, которые приходят ко мне, пишут мне поздравитель­ные открытки, делают вид, что я такой же, как все, и что всё будет в порядке, или не делают вид, а просто тянутся ко мне, может, верят в чудо, в моё выздоровление, есть сострадание. (2) Но немало таких, которые презирают чужую болезнь.

(3) Бедные, здоровые люди не понимают, что весь покой и здоро­вье их условны, что одно мгновение, одна беда — и всё перевернулось, и они сами уже вынуждены ждать помощи и просить о сострадании.

(4) Не желаю я им этого.

(5)Вот с такими я жил бок о бок несколько лет. (6) Сейчас вспоми­наю об этом, как о страшном сне. (7) Это были мои соседи по квар­тире. (8) Мать, отец, дочки. (9) Вроде бы люди как люди. (10) Рабо­тали исправно, семья у них была дружная, своих в обиду не дадут. (11) И вообще всё как полагается: ни пьянства, ни измен, здоровый быт, здоровые отношения и любовь к песне. (12) Как придут домой, радио на всю катушку, слушают музыку, последние известия, обсуж­дают международные события. (13) Аккуратные до удивления люди. (14) Не любят, не терпят беспорядка. (15) Откуда взял, туда и положи. (16) Вещи места знают. (17) Полы натёрты, всё блестит, а тут я. (18) И у меня костыли. (19) И я не летаю, а ковыляю по паркету.(20) А паркет от костылей — того, портится... (21) Тут и начался наш с ними духов­ный разлад, пропасть и непонимание. (22) Сейчас всё это шуточки, а была настоящая война, холодная, со вспышками и нападениями.

(23) Нужно было иметь железные нервы, чтобы под их враждебными взглядами ковылять в ванную и там гнуть позвоночник, вытирая пол, потому что мокрый пол — это нарушение норм общественного пове­дения, это атака на самые устои коммунальной жизни.

(24) И начиналось: если вы больны, так и живите отдельно.

(25) Что я ответить могу? (26) Я бы рад отдельно, я прошу об этом,

да не дают. (27) Больным не место в нашей здоровой жизни. (28) Так решили эти люди и начали против меня осаду, эмбарго и блокаду. (29) И хуже всего им было то, что я не откликался, не лез в баталии, не давал им радости словесной потасовки. (30) Я научился искусству молчания. (31) Клянусь, мне иногда хотелось взять хороший новень­кий автомат... (32) Но это так... в кошмарных видениях.

(33) Автомат бы я не взял, даже если бы мы с ними оказались на необитаемом острове в отсутствии народных судов. (34) К тому вре­мени я уже научился понимать цену жизни, даже их скверной жизни. (35) Итак, я молчал. (36) Я пытался быть выше и от постоянных по­пыток таким и стал. (37) А потом мне становилось так плохо, что всё это уже не волновало меня. (38) Меня не волновали их категории, я мыслил другими, и, только когда я откатывался от бездны, я вспоми­нал о своих коммунальных врагах.

(39) Всё больше я доставлял им хлопот, всё громче я стучал своими костылями, всё труднее мне становилось вытирать полы, не проли­вать воду, и всё нестерпимее становилась обстановка в этой странной обители, соединившей самых разных, совершенно ненужных друг другу людей, что называется коммунальной квартирой.

(40) И я в один прекрасный день понял совершенно отчётливо, что, может быть, самое главное мужество человека в том, чтобы пре­одолеть вот такую мелочную трясину, выбраться из бытовых гнусностей, не поддаться соблазну мелочной расплаты, карликовой войны, копеечного отчаяния.

(41) Потому что мелочи такого рода с огромной силой разъединя­ют множество людей, не выработавших иммунитет к этому. (42) И вот эти люди всерьёз лезут в дрязги, в дурацкую борьбу, опустошаются, тратят нервы, уже не могут остановиться. (43) Когда они постареют, они поймут всю несуразность этой возни, но будет уже очень поздно, слишком много сил отдано мышиной возне, так много зла скопилось внутри, так много страстей потрачено, которые могли бы питать что-то важное, которые должны были двигать человека вперёд.

(44) Я говорю сейчас об этом не потому, что я мудрый судия, меня самого в те годы жёг мелкий, но жгучий огонь, и я немало обгорел на нём прежде, чем закалился.

(По В. Амлинскому)

Амлинский Владимир Ильич (1935—1989)советский писа­тель, автор рассказов, повестей, романов: «Возвращение брата», «Полтора часа дороги», «Московские страницы» и др.


Приложение 2.

Сочинение-рассуждение (клише)

Мне было интересно познакомиться с текстом Владимира Ильича Амлинского, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема сострадания.

По мнению автора, многие люди способны к сочувствию, но есть такие, которые презирают чужую боль, и те, кто поддаётся этому пагубному влиянию.

Подтверждая эту мысль, писатель, с одной стороны, рассказывает о том, как герой текста, инвалид, передвигающийся на костылях, доставлял много хлопот своим соседям по коммунальной квартире: портил паркет, проливал воду на пол в общей ванной комнате. Люди, жившие рядом с рассказчиком, без понимания относились к этому несчастному человеку. Повествователь говорит: «Тут и начался наш с ними духовный разлад, пропасть и непонимание». О каком сострадании могла идти здесь речь, если для «коммунальных врагов» самым главным было соблюдение порядка в квартире, а не сохранение человеческих отношений?

С другой стороны, рассказчик считает, что сам в борьбе с соседями был не прав, не проявлял должного терпения в сложившейся ситуации: «… так много зла скопилось внутри, так много страстей потрачено, которые могли бы питать что-то важное, которые должны были двигать человека вперёд». Эгоизм человека, нуждающегося в сострадании, тоже негативное качество. Надо с пониманием относиться к недостаткам окружающих, тогда можно дождаться их сострадания как высшего проявления человечности.

Позиция В. И. Амлинского, на мой взгляд, такова: «…самое главное мужество человека, чтобы преодолеть вот такую мелочную трясину, выбраться из бытовых гнусностей, не поддаться соблазну мелочной расплаты, карликовой войны, копеечного отчаяния».

Не могу не согласиться с мнением автора. Думаю, если человек способен подняться над суетой, пожертвовать своими мелкими интересами, то в его душе всегда найдётся место для сострадания.

Многие произведения русской литературы рассматривают проблему роли сочувствия в жизни человека. Особенно волнуют меня истории проявления человеческого равнодушия. Размышляя о чёрствости некоторых людей по отношению к своим близким, не могу не вспомнить рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Настя, героиня этого произведения, живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда приходит телеграмма о болезни матери, Настя не сразу едет к ней, а потому и не застаёт Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

Привлекают моё внимание и произведения, в которых воспевается способность человека к состраданию. Таким, по моему мнению, является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Его главная героиня способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как Иешуа остается человеком, даже находясь во власти убийц, а одного из них, Понтия Пилата, исцеляет от головной боли, так и Маргарита, попав в чудовищную компанию грабителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времен и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она старается понять их. Героиня Булгакова потеряла самое дорогое – своего Мастера, но не замкнулась в своём несчастье: она видит горе другого человека, Фриды, и активно сочувствует и помогает ей.

Таким образом, поднятая В. И. Амлинским проблема заставила меня задуматься о том, способен ли я к состраданию и по отношению к своим родным и близким, и по отношению к чужим, посторонним людям, нуждающимся в моём участии.





Приложение 3.

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Композиция сочинения

Ключевые понятия

Проблема

Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами)

Позиция автора

Своё отношение к позиции автора

Обоснование своего отношения к позиции автора

Проблема

Проблема - вопрос, над которым рассуждает автор

Проблематика текстов ЕГЭ

- Человек и общество

- Человек и культура

- Человек и культура

- Человек и человек

Способы формулирования проблемы

Вопросительное предложение

Конструкция «Проблема чего»

Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).

Автор поднимает проблему отцов и детей.

Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

В центре внимания автора проблема дружбы.

В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

От позиции автора к проблеме

1. Выявите основную мысль текста

2. Запишите её в виде законченного предложения

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста


Пример

Позиция автора

Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема

Каким должно быть отношение человека к родному языку?


Выявление проблемы в художественном тексте

Проанализируйте поступки, отношения героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм)

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова


Комментарий

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.


Логика комментирования

Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора


Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Типы информации в тексте

Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.

Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.

Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.


Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отншение к природе.

Прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.


Структура комментария

Комментарий

Первый пример

Связь между примерами

Второй пример




Пояснение к примеру


Пояснение к примеру


Примеры-иллюстрации

Публицистический текст

Художественный текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

В центре внимания автора случай….

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».

Писатель изображает (кого, что)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Герой говорит: «Цитата».

Публицист спорит (с кем)…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Симпатии автора на стороне героя, который…


Пояснение к примерам

Публицистический текст

Художественный текст

Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что...

Смысл этого высказывания в том, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Эти события автор описывает, чтобы…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…


Пример + пояснение

«Цитата», - пишет автор, чтобы…

«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.


Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения

Типовые констукции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причины

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.


Где обозначать связь между примерами?

Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>

Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…


Что проверяет эксперт? К2 (См. Демо-версию)


Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым

«Книги, открывающие нас»

Проблема

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Первый пример (1)


Автор искренне убеждён в том, что книга - это «важное звено в духовной связи людей».


Пояснение к первому примеру (2)


Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Второй пример (3)

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».

Пояснение ко второму примеру (4)

Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Связь между примерами (5)

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволя ют автору показать важность книги и чтения.

Позиция автора

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.


Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»

Фрагмент сочинения

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!

Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»

Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля.

Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.

Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.

Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.

Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения.

Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.

Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?

Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.

Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.

В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)


Проблема


В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.

Первый пример (1)

Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей - мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.

Связь между примерами (3)

Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.

Второй пример (4)

Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей...

Пояснение ко второму примеру (5)

И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.

Позиция автора

Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.


К.Г Паустовский «Акварельные краски»

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

- Трепотня! - мрачно говорил Берг. -У таких, как мы,нетинеможетбытьродины.

- Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. -Ты землю не любишь, чУдак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. <...>

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

...Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

- Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Комментарий.

Первый пример с пояснением

Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

Комментарий.

Второй пример с пояснением

Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.

Смысловая связь между примерами

Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.

Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.


Типичные ошибки комментирования

Комментарий не опирается на текст

Комментарий подменяется пересказом или цитированием

Приведены неподходящие примеры

Приведены примеры без пояснеия

Не указана связь между примерами

Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

Приведены примеры без пояснеия

Не выявлена смысловая связь между примерами

Автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении

Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Г. Паустовский.

Читая текст, мы с удивлением узнаем, что художник Берг не признает слово «родина», равнодушен к природе родного края. «Ты землю не любишь, чудак! А еще художник!» - говорят ему товарищи. Только после долгого пребывания в муромских лесах в герое просыпается любовь к родине. Берг сам хочет понять, какими «неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины». Паустовский хотел показать, как красота природы пробуждает в человеке любовь к родному краю, к своей стране.


Обоснование своего отношения к позиции автора (К4)

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.


Аргументы к пафосу

Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отноение к чему-либо.

Аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что каждый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь.

Сама история человеческого прогресса - это история воплощения мечты: мечты о полёте, об освоении морских глубин, наконец, о покорении космоса! Когда-то всё это казалось несбыточными фантазиями, и только настоящим мечтателям мы обязаны этими достижениями цивилизации.

Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство):

Нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.


Примеры заключений в сочинении

Хорошая речь - важная составляющая имиджа делового человека

Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.


Честность - одно из важнейших качеств человека

Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми. Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять. Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надежных партнеров, которые не подведут, не нарушат данного обещания. Итак, нечестным путем можно добиться сиюминутного, временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.


Художественная литература - это могучее средство духовного обогащения человека

Главное достоинство художественной книги в том, что она не только заставляет человека думать, но и пробуждает его чувства.

Когда-то, ещё в девятом классе, я открыл для себя стихи Федерико Гарсиа Лорки, и с творчества этого испанского поэта началось мое постижение иных художественных миров - Пушкина и Тютчева, Ахматовой и Цветаевой, Блока и Мандельштама… Вместе с авторами и героями художественных книг мы переживаем столько, сколько невозможно пережить и «перечувствовать» за одну человеческую жизнь. Разве можно пренебречь этим бесценным духовным опытом?


Стратегия работы с текстом

> Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

> Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

> Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

> Шаг 4. Напишите заключение.



Приложение 4.

7 секретов написания сочинения ЕГЭ (полезные советы эксперта)

I. План сочинения (важные нюансы)

1. Вступление.

Формулируется одна из проблем текста (вопросом). 2-3 предложения. Например: «Что такое память? Почему она важна для человека? Именно эту проблему поднимает (об этом рассуждает) Д.Д. Иванов в данном тексте».

2. Комментарий проблемы.

Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах. Помним, что комментарий не пересказ. Представляем авторские тезисы, которые логично подводят нас к формулировке позиции.

 3. Позиция автора. 

Это микровывод по комментарию проблемы и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься). 1-3 предложения, началом которых могут стать фразы «Авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция» и т.п.

 4. Личное мнение.

 Начинается связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора».

5. Тезис (мысль, требующая доказательств).

6. Аргументация. Представляем 2 аргумента за или против. Помним, что аргументы не равны примерам.

7. Вывод. По всему тексту сочинения, а не только по личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами. Например: «Таким образом, память является важной составляющей жизни человека, в чём мы убедились на различных примерах».

II. Проблема текста (что это такое и как её определить).

Проблема – это что-то спорное в тексте, поэтому вы увидите разные взгляды на проблему в тексте, который изучаете. Важно обратить внимание на начало и конец текста, потому что они всегда являются сильными позициями. В публицистическом тексте проблема может быть прямо сформулирована в виде вопроса. В художественном тексте нужно научиться «читать между строк», а потому особое внимание уделить финалу, даже если кажется, что текст не окончен.

III. Аргументы (что поможет дилетанту в литературе и истории). 

Аргумент = умозаключение + пример

Аргументы из читательского опыта – это ваше знание литературы, истории, обществознания, экологии и иногда философии…

 Например: «Я согласен с мнением автора. Во-первых, память важна, ведь она соединяет прошлое, настоящее и будущее. К примеру, мы должны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы этот печальный опыт прошлого не повторился в будущем. Во-вторых, память важна и с точки зрения генетики. К примеру, генетическая память помогла человеку развиться от первобытного существа до homo sapiens, согласно теории Ч.Дарвина, и только благодаря этому мы можем говорить об эволюции человечества».

Аргументы всегда должны соотноситься с позицией автора, а значит, чтобы проверить, верно ли подобран тезис, нужно прочитать позицию, после неё добавить «потому что», а потом присоединить ваш тезис. Если фраза получилась логичной, то вы на верном пути, а если логика отсутствует, начинайте работу сначала! 

IV. Композиция (особенности связного текста).

Самое важное в тексте сочинения ЕГЭ – связки.

Связкой для вступления является фраза «Именно эту проблему раскрывает автор в данном тексте».

Важными фразами в комментарии являются следующие: «Автор отмечает…»; « Автор утверждает…»; «Автор замечает…»; «По мнению автора…», «Автор полагает…» и т.п.

При выражении позиции автора важно написать: «В связи с этим авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция».

Аргументы связываем конструкциями: «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны», «с другой стороны», «кроме того»…

Вывод начинается словами «таким образом», «итак», «подводя итог» и т.д.

 V. Типы текстов в ЕГЭ (учимся различать стили). 

Все тексты задания 25 делятся на 2 типа (от этого зависит комментарий): публицистические – художественные. В тексте публицистическом представлены разные мнения о проблеме, из чего и состоит комментарий. Отличие публицистического текста от художественного в ориентации публицистического текста на общественно важную проблему.

В тексте художественном проблема скрыта. При анализе сюжетного текста комментарий включает критическое описание ситуации, а значит, чувствуем тонкую грань критического взгляда, чтобы не перейти на пересказ. 

VI. Критерии оценки (подробности из опыта эксперта). 

Самые «опасные» критерии.

Легко потерять баллы по критериям 4 (аргументы), 5 (композиция), 9 (грамматические ошибки). Особо выделяется критерий 6 (точность, богатство, выразительность речи), который считается поощрительным. Если вы допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой.

VII. Почерк (проблема, бережно сохраненная еще с начальной школы).

Как ни странно, проблема почерка на ЕГЭ становится очень актуальной. Если ваш текст не читается, эксперт имеет право отказаться от проверки, поставив вам 0 баллов (такие случаи уже имели место). Если вы неясно пишете а-о, е-и, эксперт может увидеть и неверный вариант, а значит, вынести орфографическую ошибку







19


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.