Программа факультативного курса по изобразительному искусству «Волшебство палитры» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 11 October 2016

 

Программа факультатива по изобразительному искусству в 5 классе

«Волшебство палитры»

автор: Куроптева Ирина Владимировна,

учитель ИЗО и черчения

1 квалификационной категории

 

г. Архангельск

2016

 

Пояснительная записка.

Программа факультатива по изобразительному искусству «Волшебство палитры» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО, для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).

Факультативный курс «Волшебство палитры» направлен на формирование культуры творческой личности учащегося. Развитие художественно-творческих способностей через формирование общечеловеческих нравственных качеств.

Можно ли вообразить мир бесцветным? Цвет создает настроение, успокаивает, волнует. Мы не придаем ему особого значения, тем не менее проявлением цвета любуются все, а не только ценители искусства. Цвет – одно из важнейших средств изображения. Прежде, чем использовать цвет, следует понять, что это такое.

Содержание программы расширяет представления учащихся о цвете и цветовом круге, знакомит со структурой цвета и особенностями его действия. Формирует навыки работы с цветом и его сочетаниями. Закрепляет навыки владения живописными материалами. Развивает творческую активность детей, создает условия для ее пробуждения и реализации, превращая в потребность.

Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

Овладение средствами художественного изображения;

Планируемые результаты:

Знать понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», объяснять их значение.

Иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.

Иметь представление о воздействии цвета на человека.

Уметь работать с цветовым кругом и цветотональной шкалой.

Приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета.

Различать основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.

Экспериментировать с вариациями цвета.

Характеризовать цвет как средство выразительности.

Объяснять понятие «колорит».

Овладевать навыками живописного изображения.


 

Содержание курса.

Знакомьтесь, цвет. Рождение цвета: преломление света и цветовой спектр. Отраженный свет, преломленный свет, пропущенный свет, поглощенный свет. Световые лучи. Свет и красящие свойства.

Структура цвета. Яркость. Теплые и холодные цвета. Светлота – самое важное качество цвета. Гамма. Смешивание красок. Контраст. Цветовой круг. Комплементарные (дополнительные) цвета. Оттенки серого. Близкие цвета. Монохромный колорит. Взаимное влияние цветов.

Игра цвета. Свет и тень. Освещение меняет цвет предмета. Цвет и настроение. Цветовая гармония. Цвет в композиции.


 

Тематическое планирование.

Тема урока

часы

Содержание

Практическая работа

1

Как рождается радуга?

1

Преломление света, цветовой спектр.

Рисование радуги.

2

Свет.

1

Отраженный свет.

Преломленный свет.

Пропущенный свет.

Поглощенный свет.

Выполнение рисунка на различных поверхностях: прозрачной глянцевой, прозрачной матовой, холсте. Одним цветом на выбор. Сравнение результата.

3

Световые лучи.

1

Поглощение и отражение световых лучей.

Рисование зеленой полянки, используя только желтый и синий цвета.

4

Смешанные краски.

1

Отношение света и красящих веществ. Прозрачные и кроющие краски.

Рисунок «Какого цвета осенняя листва». Получение составных цветов из основных.

5

Яркость – первое качество цвета.

1

Первичные, вторичные, третичные цвета.

Составление цветового круга.

6

Морозные краски.

1

Холодные цвета. Особенности рисования в холодной гамме. Знакомство с видами шрифта.

Рисунок «Буква Снежной королевы».

7

Летняя песня.

1

Теплые цвета. Составление композиции в теплой гамме. Стилевое оформление шрифта.

Рисунок «Буква царя – Солнца».

8

Светлота – самое важное качество цвета.

1

Осветление, полутон, затемнение. Шкала светосилы.

Упражнения по получению светлой, средней и темной гаммы.

9

Разноликая гамма.

3

Картина в светлой, средней, темной гамме. Полный тональный диапазон.

Три рисунка в разной гамме. Сравнение и обсуждение результата.

10

Рецепт лучшего цвета.

3

Как сохранить свежесть цветового тона. Понятие контраста. Получение различных оттенков из основных и составных цветов.

Рисунки:

Цирковое представление.

Фейерверк.

Праздник воздушного шарика.

11

Насыщенность цвета.

1

Смешивание красок с изменением их насыщенности.

Рисунок неба, моря или поля ржи.

12

Комплементарные (дополнительные) цвета.

5

Прямые/истинные комплементарные цвета. Разделенные дополнительные цвета. Двойные комплементарные цвета. Триада. Взаимно комплементарные цвета.

Работы в технике аппликации. Рисование с натуры и по представлению.

13

Оттенки серого.

1

Получение оттенков серого. Варианты применения оттенков серого в рисунке.

Упражнения на получение оттенков серого.

14

Близкие цвета.

1

Управляющий цвет. Группировка цветов по расположению в цветовом круге.

Составление карты близких цветов.

15

Монохромный колорит.

2

Понятие «монохромный колорит». Монохромные семейства цветов.

Рисунок в теплой и холодной монохромной гамме.

16

Взаимное влияние цветов.

1

Иллюзия глубины, пространства, объемной формы. Перспективные изображения.

Упражнения по созданию иллюзии глубины на рисунке.

17

Свет и тень.

1

Создание объема в рисунке. Изображение тени предмета.

Натюрморт.

18

Освещение и цвет.

1

Изменение цвета в зависимости от освещения.

Натюрморт днем и вечером.

19

Цветовое настроение.

2

Психологическое воздействие цвета на настроение человека.

Рисование шума, тепла, прохлады, спокойствия и т.п.

20

Цветовая гармония.

2

«Объединяющий» цвет. Понятие «гармония»

Рисунок по памяти и представлению.

21

Цвет в композиции.

2

Применение цвета для создания композиционного центра. Баланс в выборе цветов.

Рисунок по представлению.

22

Рождение картины.

1

Обобщение знаний по курсу.

Коллективная работа по созданию рисунка.

 

Итого

34

   

Учебно-методическое обеспечение

Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012.

Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО Минобрнауки России, 7 августа 2015г № 08-1228

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2013 – 128 с.


Методический фонд:

репродукции картин художников;

тематические плакаты, таблицы и картинки;

муляжи для рисования;

детские работы, как примеры выполнения работ.

 

Список литературы

1. Виноградова Г.Н. Уроки рисования с натуры – М.: Просвещение, 1980.

2. Газета «Искусство» (выпуски разных лет издания).

3. Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение, 1987.

4. Каменева Е. Какого цвета радуга? – М.: Детская литература, 1975.

5. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1989.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.