12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Долейшек Ирина Владимировна484 "болею" творчеством Россия, Краснодарский край, г. Темрюк |
Программа факультативного курса по изобразительному искусству «Волшебство палитры». 5 класс
Программа факультатива по изобразительному искусству в 5 классе
«Волшебство палитры»
автор: Куроптева Ирина Владимировна,
учитель ИЗО и черчения
1 квалификационной категории
г. Архангельск
2016
Пояснительная записка.
Программа факультатива по изобразительному искусству «Волшебство палитры» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО, для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Факультативный курс «Волшебство палитры» направлен на формирование культуры творческой личности учащегося. Развитие художественно-творческих способностей через формирование общечеловеческих нравственных качеств.
Можно ли вообразить мир бесцветным? Цвет создает настроение, успокаивает, волнует. Мы не придаем ему особого значения, тем не менее проявлением цвета любуются все, а не только ценители искусства. Цвет – одно из важнейших средств изображения. Прежде, чем использовать цвет, следует понять, что это такое.
Содержание программы расширяет представления учащихся о цвете и цветовом круге, знакомит со структурой цвета и особенностями его действия. Формирует навыки работы с цветом и его сочетаниями. Закрепляет навыки владения живописными материалами. Развивает творческую активность детей, создает условия для ее пробуждения и реализации, превращая в потребность.
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
Овладение средствами художественного изображения;
Планируемые результаты:
Знать понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», объяснять их значение.
Иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Иметь представление о воздействии цвета на человека.
Уметь работать с цветовым кругом и цветотональной шкалой.
Приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета.
Различать основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Экспериментировать с вариациями цвета.
Характеризовать цвет как средство выразительности.
Объяснять понятие «колорит».
Овладевать навыками живописного изображения.
Содержание курса.
Знакомьтесь, цвет. Рождение цвета: преломление света и цветовой спектр. Отраженный свет, преломленный свет, пропущенный свет, поглощенный свет. Световые лучи. Свет и красящие свойства.
Структура цвета. Яркость. Теплые и холодные цвета. Светлота – самое важное качество цвета. Гамма. Смешивание красок. Контраст. Цветовой круг. Комплементарные (дополнительные) цвета. Оттенки серого. Близкие цвета. Монохромный колорит. Взаимное влияние цветов.
Игра цвета. Свет и тень. Освещение меняет цвет предмета. Цвет и настроение. Цветовая гармония. Цвет в композиции.
Тематическое планирование.
№ | Тема урока | часы | Содержание | Практическая работа |
1 | Как рождается радуга? | 1 | Преломление света, цветовой спектр. | Рисование радуги. |
2 | Свет. | 1 | Отраженный свет. Преломленный свет. Пропущенный свет. Поглощенный свет. | Выполнение рисунка на различных поверхностях: прозрачной глянцевой, прозрачной матовой, холсте. Одним цветом на выбор. Сравнение результата. |
3 | Световые лучи. | 1 | Поглощение и отражение световых лучей. | Рисование зеленой полянки, используя только желтый и синий цвета. |
4 | Смешанные краски. | 1 | Отношение света и красящих веществ. Прозрачные и кроющие краски. | Рисунок «Какого цвета осенняя листва». Получение составных цветов из основных. |
5 | Яркость – первое качество цвета. | 1 | Первичные, вторичные, третичные цвета. | Составление цветового круга. |
6 | Морозные краски. | 1 | Холодные цвета. Особенности рисования в холодной гамме. Знакомство с видами шрифта. | Рисунок «Буква Снежной королевы». |
7 | Летняя песня. | 1 | Теплые цвета. Составление композиции в теплой гамме. Стилевое оформление шрифта. | Рисунок «Буква царя – Солнца». |
8 | Светлота – самое важное качество цвета. | 1 | Осветление, полутон, затемнение. Шкала светосилы. | Упражнения по получению светлой, средней и темной гаммы. |
9 | Разноликая гамма. | 3 | Картина в светлой, средней, темной гамме. Полный тональный диапазон. | Три рисунка в разной гамме. Сравнение и обсуждение результата. |
10 | Рецепт лучшего цвета. | 3 | Как сохранить свежесть цветового тона. Понятие контраста. Получение различных оттенков из основных и составных цветов. | Рисунки: Цирковое представление. Фейерверк. Праздник воздушного шарика. |
11 | Насыщенность цвета. | 1 | Смешивание красок с изменением их насыщенности. | Рисунок неба, моря или поля ржи. |
12 | Комплементарные (дополнительные) цвета. | 5 | Прямые/истинные комплементарные цвета. Разделенные дополнительные цвета. Двойные комплементарные цвета. Триада. Взаимно комплементарные цвета. | Работы в технике аппликации. Рисование с натуры и по представлению. |
13 | Оттенки серого. | 1 | Получение оттенков серого. Варианты применения оттенков серого в рисунке. | Упражнения на получение оттенков серого. |
14 | Близкие цвета. | 1 | Управляющий цвет. Группировка цветов по расположению в цветовом круге. | Составление карты близких цветов. |
15 | Монохромный колорит. | 2 | Понятие «монохромный колорит». Монохромные семейства цветов. | Рисунок в теплой и холодной монохромной гамме. |
16 | Взаимное влияние цветов. | 1 | Иллюзия глубины, пространства, объемной формы. Перспективные изображения. | Упражнения по созданию иллюзии глубины на рисунке. |
17 | Свет и тень. | 1 | Создание объема в рисунке. Изображение тени предмета. | Натюрморт. |
18 | Освещение и цвет. | 1 | Изменение цвета в зависимости от освещения. | Натюрморт днем и вечером. |
19 | Цветовое настроение. | 2 | Психологическое воздействие цвета на настроение человека. | Рисование шума, тепла, прохлады, спокойствия и т.п. |
20 | Цветовая гармония. | 2 | «Объединяющий» цвет. Понятие «гармония» | Рисунок по памяти и представлению. |
21 | Цвет в композиции. | 2 | Применение цвета для создания композиционного центра. Баланс в выборе цветов. | Рисунок по представлению. |
22 | Рождение картины. | 1 | Обобщение знаний по курсу. | Коллективная работа по созданию рисунка. |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012.
Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО Минобрнауки России, 7 августа 2015г № 08-1228
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2013 – 128 с.
Методический фонд:
репродукции картин художников;
тематические плакаты, таблицы и картинки;
муляжи для рисования;
детские работы, как примеры выполнения работ.
Список литературы
1. Виноградова Г.Н. Уроки рисования с натуры – М.: Просвещение, 1980.
2. Газета «Искусство» (выпуски разных лет издания).
3. Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение, 1987.
4. Каменева Е. Какого цвета радуга? – М.: Детская литература, 1975.
5. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1989.