Программа факультативного курса по изобразительному искусству «Волшебство палитры» (5 класс)
Программа факультатива по изобразительному искусству в 5 классе
«Волшебство палитры»
автор: Куроптева Ирина Владимировна,
учитель ИЗО и черчения
1 квалификационной категории
г. Архангельск
2016
Пояснительная записка.
Программа факультатива по изобразительному искусству «Волшебство палитры» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО, для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Факультативный курс «Волшебство палитры» направлен на формирование культуры творческой личности учащегося. Развитие художественно-творческих способностей через формирование общечеловеческих нравственных качеств.
Можно ли вообразить мир бесцветным? Цвет создает настроение, успокаивает, волнует. Мы не придаем ему особого значения, тем не менее проявлением цвета любуются все, а не только ценители искусства. Цвет – одно из важнейших средств изображения. Прежде, чем использовать цвет, следует понять, что это такое.
Содержание программы расширяет представления учащихся о цвете и цветовом круге, знакомит со структурой цвета и особенностями его действия. Формирует навыки работы с цветом и его сочетаниями. Закрепляет навыки владения живописными материалами. Развивает творческую активность детей, создает условия для ее пробуждения и реализации, превращая в потребность.
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
Овладение средствами художественного изображения;
Планируемые результаты:
Знать понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», объяснять их значение.
Иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Иметь представление о воздействии цвета на человека.
Уметь работать с цветовым кругом и цветотональной шкалой.
Приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета.
Различать основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Экспериментировать с вариациями цвета.
Характеризовать цвет как средство выразительности.
Объяснять понятие «колорит».
Овладевать навыками живописного изображения.
Содержание курса.
Знакомьтесь, цвет. Рождение цвета: преломление света и цветовой спектр. Отраженный свет, преломленный свет, пропущенный свет, поглощенный свет. Световые лучи. Свет и красящие свойства.
Структура цвета. Яркость. Теплые и холодные цвета. Светлота – самое важное качество цвета. Гамма. Смешивание красок. Контраст. Цветовой круг. Комплементарные (дополнительные) цвета. Оттенки серого. Близкие цвета. Монохромный колорит. Взаимное влияние цветов.
Игра цвета. Свет и тень. Освещение меняет цвет предмета. Цвет и настроение. Цветовая гармония. Цвет в композиции.
Тематическое планирование.
№ |
Тема урока |
часы |
Содержание |
Практическая работа |
1 |
Как рождается радуга? |
1 |
Преломление света, цветовой спектр. |
Рисование радуги. |
2 |
Свет. |
1 |
Отраженный свет. Преломленный свет. Пропущенный свет. Поглощенный свет. |
Выполнение рисунка на различных поверхностях: прозрачной глянцевой, прозрачной матовой, холсте. Одним цветом на выбор. Сравнение результата. |
3 |
Световые лучи. |
1 |
Поглощение и отражение световых лучей. |
Рисование зеленой полянки, используя только желтый и синий цвета. |
4 |
Смешанные краски. |
1 |
Отношение света и красящих веществ. Прозрачные и кроющие краски. |
Рисунок «Какого цвета осенняя листва». Получение составных цветов из основных. |
5 |
Яркость – первое качество цвета. |
1 |
Первичные, вторичные, третичные цвета. |
Составление цветового круга. |
6 |
Морозные краски. |
1 |
Холодные цвета. Особенности рисования в холодной гамме. Знакомство с видами шрифта. |
Рисунок «Буква Снежной королевы». |
7 |
Летняя песня. |
1 |
Теплые цвета. Составление композиции в теплой гамме. Стилевое оформление шрифта. |
Рисунок «Буква царя – Солнца». |
8 |
Светлота – самое важное качество цвета. |
1 |
Осветление, полутон, затемнение. Шкала светосилы. |
Упражнения по получению светлой, средней и темной гаммы. |
9 |
Разноликая гамма. |
3 |
Картина в светлой, средней, темной гамме. Полный тональный диапазон. |
Три рисунка в разной гамме. Сравнение и обсуждение результата. |
10 |
Рецепт лучшего цвета. |
3 |
Как сохранить свежесть цветового тона. Понятие контраста. Получение различных оттенков из основных и составных цветов. |
Рисунки: Цирковое представление. Фейерверк. Праздник воздушного шарика. |
11 |
Насыщенность цвета. |
1 |
Смешивание красок с изменением их насыщенности. |
Рисунок неба, моря или поля ржи. |
12 |
Комплементарные (дополнительные) цвета. |
5 |
Прямые/истинные комплементарные цвета. Разделенные дополнительные цвета. Двойные комплементарные цвета. Триада. Взаимно комплементарные цвета. |
Работы в технике аппликации. Рисование с натуры и по представлению. |
13 |
Оттенки серого. |
1 |
Получение оттенков серого. Варианты применения оттенков серого в рисунке. |
Упражнения на получение оттенков серого. |
14 |
Близкие цвета. |
1 |
Управляющий цвет. Группировка цветов по расположению в цветовом круге. |
Составление карты близких цветов. |
15 |
Монохромный колорит. |
2 |
Понятие «монохромный колорит». Монохромные семейства цветов. |
Рисунок в теплой и холодной монохромной гамме. |
16 |
Взаимное влияние цветов. |
1 |
Иллюзия глубины, пространства, объемной формы. Перспективные изображения. |
Упражнения по созданию иллюзии глубины на рисунке. |
17 |
Свет и тень. |
1 |
Создание объема в рисунке. Изображение тени предмета. |
Натюрморт. |
18 |
Освещение и цвет. |
1 |
Изменение цвета в зависимости от освещения. |
Натюрморт днем и вечером. |
19 |
Цветовое настроение. |
2 |
Психологическое воздействие цвета на настроение человека. |
Рисование шума, тепла, прохлады, спокойствия и т.п. |
20 |
Цветовая гармония. |
2 |
«Объединяющий» цвет. Понятие «гармония» |
Рисунок по памяти и представлению. |
21 |
Цвет в композиции. |
2 |
Применение цвета для создания композиционного центра. Баланс в выборе цветов. |
Рисунок по представлению. |
22 |
Рождение картины. |
1 |
Обобщение знаний по курсу. |
Коллективная работа по созданию рисунка. |
Итого |
34 |
Учебно-методическое обеспечение
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012.
Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО Минобрнауки России, 7 августа 2015г № 08-1228
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2013 – 128 с.
Методический фонд:
репродукции картин художников;
тематические плакаты, таблицы и картинки;
муляжи для рисования;
детские работы, как примеры выполнения работ.
Список литературы
1. Виноградова Г.Н. Уроки рисования с натуры – М.: Просвещение, 1980.
2. Газета «Искусство» (выпуски разных лет издания).
3. Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение, 1987.
4. Каменева Е. Какого цвета радуга? – М.: Детская литература, 1975.
5. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1989.