Программа факультативного курса «Редакция газеты «ШАНС»»

3
1
Материал опубликован 23 April 2016 в группе

Валеева Ф.Р.

В рамках работы с одаренными детьми уже несколько лет я являюсь редактором и корректором школьной газеты «ШАНС» (Школьное Агентство Новостей Сообщает»).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Редакция газеты «ШАНС» имеет социально-педагогическое направление.

Газета является одним из основных элементов школьного самоуправления. Если школьная газета интересна и красочна, любая информация скорее найдёт своего адресата. Обучающиеся смогут собирать необходимый материал (информацию) для газеты на заданную тему номера. Программа курса ознакомит учащихся с профессиями журналиста, редактора, корреспондента и др. Обучающиеся выбирают формат газеты, титульный лист, заголовки, разделы газеты, добывают информацию о школьных мероприятиях, учатся набирать текст на компьютере, что стимулирует их познавательную активность, воспитывает здоровый дух в коллективе, способствовать сплочению.

Цель программы курса «Редакция газеты «ШАНС»: содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности учащихся, развитию общения через средства печати и информации образовательного учреждения.

 

Задачи программы:

воспитательные – обеспечить уровень усвоения содержания программы; воспитывать позитивную атмосферу среди учащихся; умение работать в коллективе;

образовательные - обучать правильной работе с разным материалом; обучать умениям и навыкам профессии, касающиеся при создании газеты; обучение поиска необходимого материала, выделять главное, манере общения с окружающими (во время интервью, опроса);

развивающие – развивать у учащихся следующие качества: мышление, внимание, память, фантазию и т. д.; развитие быстроты реакции, способностей у учащихся при работе с созданием газеты.

С помощью этого курса можно вести активную пропаганду по вопросам нравственного, патриотического, экологического воспитания, создавая условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся.

Новизна программы в том, что происходит совершенствование в ознакомлении с правилами выпуска газеты, умением набирать тексты, правильно оформлять номер, знакомство с современными терминами журналиста, направленности на социализацию обучающихся.

В кружке занимаются учащиеся 13-17 лет (7-11 классы).

Программа реализуется за 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу в форме урока – теория и практика. В структуре урока выделяются следующие этапы:

организационный момент

новизна информации

обсуждение нового материала

поисковая работа

практическая работа

подведение

задания индивидуальные на дом.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

-работать с разными программами компьютера;

-подбирать вопросы во время интервью;

-писать правильно статьи, заметки в газету;

-находить нужный материал выбранной темы;

-редактировать статьи.

Учащиеся должны знать:

-основные профессии в редакции;

-манеры поведения в коллективе и вне его;

-правильность написания заметки, опроса, интервью, репортажа и т. д.

-правила проведения опроса, интервью.

Результаты учащихся проверяются в разных формах: опрос учащихся по изученной теме, проверка написанных статей, сдача редактированных статей, подбор вопросов для интервью по заданной теме, проверка взятых интервью на определённую тему.

Итоги реализации программы проводятся в форме распространения газет, а затем их выставка, проведении исследовательских работ, участие в конференциях, конкурсах юных корреспондентов.

Содержание программы

Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности (в компьютерном классе), обсуждение плана работы на год, знакомство с историей кружка, обсуждение занятий.

Профессии газеты, их история, включает знакомство с профессиями необходимые при создании газеты, такие как журналист, корреспондент, редактор, оператор компьютерного набора, оформитель. Каждый из учащихся пробует на практике ту или иную профессию, распределяем ответственных для реализации газет.

Разделы школьной газеты, включает знакомство с темами «Статья», «Интервью», Заметка». Знакомство с понятиями данных тем, использование их на практике, при индивидуальной работе, либо групповой. Распределение ответственных ребят за каждую колонку в газете.

Этапы издания школьной газеты, включает знакомство с этапами, по которым издаётся газета. Знакомство с правилами поиска необходимой информации для статьи, умение выбрать человека, у которого берём интервью, правилами опроса людей, находившиеся на школьном мероприятии. Выбор титульного листа. Распределение, что необходимо сначала печатать, а что после. Чем сделать газету привлекательной и интересной, например, поздравления учеников и учителей, т. е. публикация имен и фамилий именинников; добавления конкурсов, кроссвордов, тестов и др.

Культура русской речи, включает знакомство с понятием «речь» и её виды (плохая и хорошая), знакомство со стилями русского языка, работа над тезисами, высказываниями учёных, цитат и т. д. Повторение некоторых правил русского языка. Знакомство со словарем – справочником русской речи

Подготовка к выставке изданных газет, либо к конференции, включает подготовку к выставке газет, либо проведение конференции на тему «Необходима ли для школы издание газет?»

Календарно -тематический план программы

Разделы и темы

Количество

часов

Дата

теория

практика

1

Раздел №1

Введение. Жанры журналистики. Появление жанров.

1

   

2

Выбор жанров. Форма изложения материала. Газетные жанры.

1

   

 

3

Собирание и систематизация материала

 

1

 

4

Цитирование – форма передачи чужой речи

1

   

5

Интервью как разновидность информационных газетных жанров

1

   

6

Различие интервью и беседы – жанров журналистики

1

   

7

Собирание и систематизация материала

 

1

 

8

Описание. Деловое и художественное

1

   

9

Путевые заметки.

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров.

1

   

10

Очерк.

Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических жанров.

1

 

 

11

Статья.

Газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов

1

   

12

Собирание и систематизация материала

 

1

 

13

Основы редактирования, издательского дела

Культура письменной речи.

Редактирование как один из видов работ

 

1

 

14

Логические ошибки и способы их устранения

1

   

15

Приёмы правки рукописи.

 

1

 

16

Сбор информации.

Основные методы сбора: изучение документов

 

1

 

17

Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста.

1

   

18

Стилистические средства русского языка.

1

 

.

19

Лексико – фразеологические средства языка. Их использование в речи

Словообразовательные и морфологические средства языка.

 

1

 

20

Редактирование статей

 

1

 

21

Синтаксические средства языка. Стилистические фигуры.

1

   

22

Функциональные стили речи.

1

   

23

Культура письменной речи.

1

   

24

Языковая норма как совокупность правил.

1

   

25

Редактирование текстов. Сбор информации. Собирание и систематизация материала

 

1

 

26

Дизайн газеты, её объём и формат.

 

1

 

27

Оформление заглавной части, логотип.

 

1

 

28

Размещение фотографий и иллюстраций

 

1

 

29

Деление полос на колонки.

 

1

 

30

Встреча с представителями редакций местных газет или журналов.

1

   

31

Экскурсия в типографию.

 

1

 

32

Профессиональная этика журналиста

 

1

 

33

Сбор информации.

Собирание и систематизация материала

1

   

34

Итоговое занятие.

1

   

В программе данного курса используются следующие приёмы и методы работы:

словесный (беседы, дискуссии),

наглядный (демонстрация),

практический (практическая работа)

 

Форма работы: встречи, выставки, интервью.

Средства контроля

Виды и формы контроля: тестирование, проверка рассказов, фельетонов, очерков, выпуск школьных газет.

Планируемые  результаты:

Предметные: умение работать в различных жанрах публицистического стиля; овладение основными навыками журналистского мастерства; выработка умения создавать собственное высказывание логически, грамотно.

Метапредметные: развитие образного и логического мышления, творческих способностей; развитие умения устного и письменного выступления.

Личностные: формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства, повышение информационной культуры, формирование нравственных основ личности будущего журналиста, умение общаться с отдельным человеком и аудиторией.

Комментарии

Спасибо за материал! сама являюсь редактором школьной газеты, и каждый год составляем планирование. Взяла для себя на заметку!

10 August 2017