12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сидорова Татьяна1968 Россия, Свердловская обл., Красноуфимск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа «Хореография»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад»
|
|
Общеразвивающая программа дополнительного
образования художественной направленности
«Хореография»
(срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)
Красноуфимск, 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 5 |
I.2. | Планируемые результаты Программы | 6 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1 | Описание образовательной деятельности | 8 |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 15 |
2.3 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 16 |
2.4 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 18 |
2.5 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 19 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 21 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 21 |
3.2. | Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 21 |
3.3. | Расписание занятий | 21 |
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности «Хореография».
Составитель: Сидорова Т.В.
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Хореография», ориентирована на развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений у детей.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей старшего дошкольного возраста ориентирована на:
- развитие мышечной выразительности тела: формирует фигуру и осанку, укрепляет здоровье;
- формирование выразительных движенческих навыков: умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;
- развитие темпо-метро-ритмическую чувствительность, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения;
- формирование личностных качеств: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;
- воспитание коммуникативных способностей детей: развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного действия.
- пробуждение интереса к изучению родной национальной хореографической культуры и толерантность к национальным культурам других народов.
Программа «Хореография» вводит детей в большой и удивительный мир танцев, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества – обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного. Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне – гармоничной личности дошкольника.
Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Хореография не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств
В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.
Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
Актуальность хореографического образования: Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы.
Цель: формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений, развитие исполнительских способностей детей.
Задачи:
Обучающие:
изучение элементов классического, народного, бального, современного танцев;
формирование музыкально-ритмических навыков (умение двигаться и реализовывать себя под музыку);
обучение правильному дыханию (дыхательные упражнения);
изучение упражнений для развития тела и укрепления здоровья (улучшение физических данных, формирование осанки
-умение слышать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок, менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами.
Развивающие:
совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);
развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения;
развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку;
развитие координации и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные:
воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Отличительной особенностью данной Программы является то, что содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В Программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений. Предполагается, что освоение основных разделов Программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по Программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Новизна Программы является адаптация и совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей к дальнейшему обучению в хореографической студии.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы построения программы:
- Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий.
- Принцип «от простого – к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование физических нагрузок с музыкально-ритмическими играми.
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.
- Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям во время исполнения танца.
- Принцип сотворчества педагога и воспитанника: взаимодействие педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения.
Необходимыми условиями по организации педагогического процесса является:
использование современных технологий организации педагогического процесса;
знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством, особенностями танцевальных движений, отличительными особенностями национальных костюмов.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
Ребенок на этапе освоения Программы:
- знают назначение отдельных упражнений хореографии;
- умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
- выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку;
- проявляют желание двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ;
- умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
- владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
- умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп; пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, поочерёдное выбрасывание ног вперёд, приставной шаг с приседанием; с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд.
- выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).
- знают основные танцевальные позиции рук и ног.
- умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку.
- способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Критерии оценки освоения Программы: Для выявления эффективности освоения программы используются следующие методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематическое планирование
Планирование разработана на месяц, в месяц 8 занятий, каждое из занятий включает различные структурные элементы
№ | Структурные элементы занятий | Октябрь 8 занятий | Ноябрь 8 занятий | Декабрь 8 занятий | Январь 8 занятий | Февраль 8 занятий | Март 8 занятий | Апрель 8 занятий | Май 8 занятий |
| Элементы музыкальной грамоты. | + | + | + | |||||
| Элементы партерной гимнастики | + | + | + | + | + | + | + | |
| Упражнения на развитие ориентации в пространстве | + | + | + | |||||
| Упражнения на развитие художественно - творческих способностей | + | + | + | + | + | + | + | |
| Изучение поклона | + | |||||||
| Отработка основных танцевальных шагов: | + | + | + | + | + | + | ||
| Основные положения рук в классическом танце | + | + | + | |||||
| Основные положения ног в классическом танце | + | + | + | |||||
| Танцевальная игра | + | + | + | + | ||||
| Постановка танца | + | + | + | + | + | + | ||
| Отчетный концерт | + | + |
Содержание деятельности
Октябрь (8 занятий):
Элементы музыкальной грамоты:
Определение и передача в движения:
характера музыки (веселый, грустный);
темпа (медленный, быстрый);
жанров музыки (марш, песня, танец).
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
проснулись – потянулись.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
самостоятельно находить свое место в зале;
построение в линию, в две линии;
построение в круг.
Изучение поклона:
реверанс для девочек;
поклон для мальчиков.
Отработка основных танцевальных шагов:
марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
галоп.
Ноябрь(8 занятий):
Элементы музыкальной грамоты:
Определение и передача в движения:
динамических оттенков (тихо, громко);
куплетной формы (вступление, запев, припев).
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
построение круг в круге;
положение в парах;
свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну;
построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.
Танцевальная игра:
«Догоняшки».
Отработка основных танцевальных шагов:
pas польки;
подскоки.
Постановка танца:
«Смайлики».
Декабрь (8 занятий):
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
у жирафов;
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
«ручеек»
«колонна».
Отработка основных танцевальных шагов:
марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
галоп;
pas польки;
подскоки.
Постановка танца:
«Сон».
Январь(8 занятий):
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Отработка основных танцевальных шагов:
pas польки;
подскоки.
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
«утро».
Танцевальная игра:
«Море волнуется».
Постановка танца:
«А у нас во дворе».
Февраль(8 занятий):
Элементы музыкальной грамоты:
Определение и передача в движения:
характера музыки (веселый, грустный);
темпа (медленный, быстрый);
жанров музыки (марш, песня, танец)
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
«зоопарк» (движения в образах животных: зайца, лисы, волка, кота и мышей и т.д.). Основные положения рук в классическом танце:
подготовительная позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
первая позиция.
Март(8 занятий):
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
«где же наши ручки».
Основные положения рук в классическом танце:
первая позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
вторая позиция.
Постановка танца:
«Варенька».
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):
упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);
упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
«круг».
Отработка основных танцевальных шагов:
pas польки;
подскоки.
Основные положения рук в классическом танце:
вторая позиция.
Основные положения ног в классическом танце:
третья позиция.
Танцевальная игра:
«Где мы были мы не скажем…..».
Постановка танца:
«Веселые горошины».
Май(8 занятий):
Отработка основных танцевальных шагов для открытого урока:
марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
галоп;
pas польки;
подскоки.
Танцевальная игра:
«День-ночь».
Отработка танцев для открытого урока:
«Смайлики»;
«Сон»;
«Веселые горошины»;
«А у нас во дворе»;
«Варенька».
Отработка танцевальных упражнений на развитие художественно - творческих способностей для открытого урока:
«утро»;
«где же наши ручки»;
«круг»;
«лягушки».
Итоговый концерт.
Программное содержание и деятельность детей.
№ | тема | цель | часы | содержание | |||
октябрь | 1-2 | Упражнения с осенними листьями. | Развитие музыкальности, умение координировать движения с музыкой. | 2 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Сплети плетень» Позиции ног: выворотные (точнее, полувыворотные: носки развернуты друг от друга) и параллельные (стопы параллельны). Постановка танца Поклон | ||
3-4 | Танцевальная композиция с осенними листиками | Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений. | 2 | ||||
5-6 | Танцевальная композиция с лентами | Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, внимания, памяти. | 2 | ||||
7-8 | Танцевальная композиция «Осенний парк». | Развитие музыкальности, пластичности и выразительности движений рук | 2 | ||||
ноябрь | Постановка танца «Смайлики» | ||||||
9-10 | Танцевальный этюд «Лирический». | Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. | 2 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Ручеек» Подготовительное положение рук (руки опущены вниз, но не касаются ног, локти округлены, ладони смотрят вверх); Постановка танца Поклон | |||
11-12 | Танцевальный этюд «Кукла». | Развитие образного мышления, выразительности пластики, координаций движений | 2 | ||||
13-14 | Танцевальный этюд «Аквариум». | Развитие музыкальности, способности слышать музыкальные фразы, чувствовать структуру музыки. | 2 | ||||
15-16 | Танцевальная композиция «Игра с мячом». | Развитие координации, точности и ловкости движений, памяти, внимания. | 2 | ||||
декабрь | Постановка танца «Сон». | ||||||
17-18 | Танцевальный этюд «Елочек и снежинок» | Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях. | 2 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Эхо» Упражнения по пластике Постановка танца Поклон | |||
19-20 | Танцевальный этюд «Снеговиков». | Развитие выразительности пластики, воспитание вести себя в группе во время движения | 2 | ||||
21-22 | Танцевальный этюд «Танец снежинок и вьюги». | Способствовать развитию радоваться и сопереживать, формирование чувства такта. | 2 | ||||
23-24 | Танцевальная композиция «Старинная полька». | Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. | 2 | ||||
январь |
25-28 | Танцевальная композиция . «Танец снежинок и вьюги». | Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. | 4 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Совушка» Упражнения на развороты стоп из VI позиции в I позицию поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп. Постановка танца Поклон | ||
29-32 | Танцевальная композиция «Игра с мячом». | Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике. | 4 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Ловушка» Упражнения для выражения эмоций. Постановка танца Поклон | |||
февраль | Постановка танца «Варенька» | ||||||
33-34 | Танцевальный этюд «Танец Богатырей» | Развитие координации, точности движений, выразительности. | 2 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Третий лишний» Упражнения для осанки. Постановка танца Поклон | |||
35-36 | Танцевальный этюд «Менуэт». | Формирование правильной осанки, красивой походки, эмоциональной выразительности движений. | 2 | ||||
37-38 | Танцевальная композиция «Морячка». | Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. | 2 | ||||
39-40 | Танцевальная композиция «Полька» | закрепить полученные навыки, развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. | 2 | ||||
март | Постановка танца «А у нас во дворе» | ||||||
41-42 | Танцевальный этюд «Парный танец» | способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике. | 2 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Платочек» Перестроение в тройки Постановка танца Поклон | |||
43-44 | Танцевальный этюд «Танец тройками”» | развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений, передавать в танце характерные виды движений. | 2 | ||||
45-46 | Танцевальный этюд « Аэробика» | Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. | 2 | ||||
47-48 | Танцевальный этюд «Барбарики» | Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. | 2 | ||||
апрель | Постановка танца «Веселые горошины» | ||||||
49-50 | Танцевальный этюд «Свежий ветер | Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. | 2 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Эхо» Подскоки Постановка танца Поклон | |||
51-52 | Танцевальный этюд «Давай потанцуем» | Развитие внимания, точности движений, развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике, доверительного и теплого отношения друг к другу. | 2 | ||||
53-54 | Танцевальная композиция «Полонез» | развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. | 2 | ||||
55-56 | Танцевальный этюд «Стрелки часов» | Формирование навыков кружения на месте на подскоках в движении, развитие умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе | 2 | ||||
май | 57-58 | Танцевальный этюд «Танец тройками». | Развитие музыкальности, умение координировать движения с музыкой. | 2 | Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Вежливость» Движения на ориентировку в пространстве Постановка танца Поклон | ||
59-60 | Музыкально-ритмическая композиция «Полкис» | Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений. | 2 | ||||
61-62 | Танцевальный этюд «Медленный вальс» | Способствовать развитию координации движений, подвижности психических процессов, внимания, памяти. | 2 | ||||
63-64 | Танцевальная композиция «Вальс» | Способствовать умению ориентироваться, перестраиваться. | 2 | ||||
Всего за год | 64 |
-
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Методика обучения
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в Программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению);
этап углубленного разучивания упражнений;
этап закрепления и совершенствования упражнения.
1. Начальный этап
Этап углубленного разучивания. Этап закрепления и совершенствования
название упражнения;
показ;
объяснение техники;
опробования упражнений.
уточнение двигательных действий;
понимание закономерностей движения;
усовершенствование ритма;
-свободное и слитное выполнение упражнения.
закрепление двигательного навыка;
использование упражнений в комбинации с другими упражнениями;
формирование индивидуального стиля.
Первостепенную роль в занятии по хореографии играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы образовательная деятельность была эффективной, на занятии по ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Отдельные игровые упражнения могут быть использованы в качестве динамических пауз для отдыха - если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом - атрибутом, с которым выполняются движения.
В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа, включаются в занятия имитационные движения, которые очень ценны для дошкольного возраста.
Занятия по хореографии способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом. Формирование творчества в танце - очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие условия.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Именно в этих практиках появляется и обогащается внутренний план действия, оформляется замысел, который становится артикулированным (словесно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результативности (воплощению артикулированного, оформленного замысла в определенном продукте - результате).
Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» первоначальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка.
Так, сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения.
− Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
− Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
− Музыкальная деятельность Музыкальная деятельность организуется в процессе занятий, которые проводятся педагогом в специально оборудованном помещении.
- Двигательная деятельность Основа хореографии – музыка, а движения используются как средство более глубокого их восприятия и понимания. Через движения ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр, строение музыкальной речи). Занятия хореографией помогут успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. На занятиях постоянно уделяется внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.
-
Способы и направления детской инициативы
Танцевальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – танцевльно-музыкальных игр и творческих импровизаций, в движении, театрально-исполнительской деятельности. Руководитель танцевального коллектива консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной танцевальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная танцевальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-7 лет:
− Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
− Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
− Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
− Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
− Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
− Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
− При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
− Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
− Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
− непосредственное общение с каждым ребенком;
− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
− развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
− оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
-
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
По целевым установкам программы можно выделить направления взаимодействия с семьями воспитанников:
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:
Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и развития образовательной системы МАДОУЦРР – детский сад.
Направления деятельности при взаимодействии с родителями:
планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
практическая помощь семье в воспитании детей;
организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
вовлечение родителей в планово – прогностическую, организационную, аналитико – оценочную деятельность детского дошкольного учреждения.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи:
доверительные отношения – обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем семейного воспитания;
подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия - полноправные партнеры воспитания и обучения детей;
единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;
помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и родителей;
личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции родителей, которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком.
Формы работы с родителями:
− информационные стенды (наглядная агитация);
− папки – передвижки;
− консультации;
− буклеты;
− памятки;
− родительские собрания;
− индивидуальные и групповые беседы;
− анкетирование, тестирование.
Мероприятие | Дата | Задача |
Организационное родительское собрание | сентябрь | Ознакомление родителей с работой хореографического кружка. Цели и задачи, форма одежды. |
Анкетирование родителей | сентябрь | Выявление уровня осведомленности родителей о хореографическом кружке, потребности в нем. |
Родительское собрание по итогам обучения | По запросу, не чаще 2 раз в год | Организация совместных усилий по достойному образованию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся. |
Итоговое родительское собрание | Май | Познакомить с итогами года, перспективным планом на следующий учебный год. |
Открытые занятия, концерты | В рамках открытых мероприятий МДОУ ЦРР – детский сад | Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями. |
Анкетирование родителей | Май | Выявление уровня удовлетворенности образовательным процессом |
Распространение информационных материалов | В течение года | Успехи детей Предстоящие мероприятия |
Консультации | В течение года | По запросу родителей |
Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах | В течение года | Сплочение коллектива |
Привлечение родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам | В течение года | Способствовать укреплению сотрудничества между семьёй и хореографическим коллективом |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
Технические средства обучения | ковровое покрытие; музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для сопровождения занятий; видеозаписи разнообразных танцевальных движений 5. мультимедийная система; 6. индивидуальные коврики. |
Учебно-наглядные пособия | Игрушки Дидактические игры, картотека игр, способствующая развитию музыкального слуха, чувства тритма, которые необходимы для занятий хореографией; Детские музыкальные инструменты Презентации Костюмы Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением животных, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений Подборка упражнений и этюдов Видеофильмы 9.Комплекс игр и заданий по разделам тем. 10.Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни творческого коллектив DVD материалы с записями выступлений коллектива 11.DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов |
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Азбука хореографии - Барышникова Т.(г. Москва 1999год).
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. 2-е изд., СПб, ЛОИРО, 2007.
«Танцевальная мозаика» - хореография в детском саду - Слуцкая С.Л.(2006 год).
Ладушки «Потанцуй со мной дружок» - Каплунова И., Новоскольцева И..
«Са-фи-дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей - Фирилёва Ж.Ё.
Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду - М.,Линка-Пресс. 2006.
Танцевальная ритмика - Суворова Т.
8. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство- пресс, 2001.
3.3. Расписание занятий.
Срок реализации программы рассчитан на один год обучения. Программа дополнительного образования реализуется 2 раза в неделю. Продолжительность 1-го занятия 30 минут. Занятия организуются в помещении музыкального зала.
Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 64 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Структура занятия по хореографии - общепринятая и состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально - подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально-¬ритмическая композиция.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и классические танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Рекомендуемая одежда и обувь для занятия:
Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, волосы должны быть собраны в пучок, на ногах чешки. Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки.
Формы подведения итогов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт (2 раза в год).
Основные формы работы:
- по подгруппам;
- групповая.
Условия, необходимые для реализации Программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
- личностное общение педагога с ребенком;
- правильное покрытие пола;
- на каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;
- каждый ребенку рекомендуется иметь одежду и обувь для занятия;
- широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
- атрибуты, наглядные пособия;
- зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
- результативность каждого занимающегося по итогам года.