ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Издательства «Просвещение», Москва 2013 г. по курсу «Математика» 1-4 классы. Авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева, по курсу «Трудовое обучение», Автор Н.Н.Павлова., 2009 по курсу «Чтение» 1-4, автор В.В. Воронкова и на основе методики «Глобальное чтение» Глена Домана, по курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» 1-4 классы. Автор: В. В. Воронкова, по курсу «Изобразительное искусство» 1-4 классы, автор И. А. Грошенков.
Программа состоит из двух видов учебной деятельности: работа в классе с учителем и самостоятельная работа с родителями дома.
Срок реализации программы 1 год.
Математика –170ч.
Чтение -170ч.
Письмо -170 ч.
Труд – 68 ч.
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности – 68 ч.
Изобразительное искусство - 34 ч.
Учебные пособия:
-Т.В.Алышева Математика: Учебник для 1 класса С (К) ОУ VIII вида в 2-х частях, Москва, Просвещение, 2013 г.
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд:
-Е.Д.Худенко, С.Н.Кремнёва Развитие речи: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIIIвида. Е.Д.Худенко,С.Н.Кремнёва-М.:АРКТИ, 2013г.
Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающейся с РДА. Рабочая программа разработана в связи с тем, что умственный и физический уровень развития ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении, поэтому ребенок обучается по индивидуальной программе в соответствии со своими возможностями.
Внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью, нестойкостью, утомляемость наступает через 5-7 минут. Движения девочки неуклюжи, неловки, не развиты навыки самообслуживания. У девочки также слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Знания усваиваются механически. Она практически не реагируют на обращение и сама не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Ученица использует стереотипные формы поведения. Наблюдаются моторные стереотипные действия. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Психомоторное недоразвитие проявляется в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве, суетливости.
Ребёнок не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Хорошо выполняет тестовые задания на установление последовательности событий, но не делает задания на установление пространственных отношений, переключение и распределение внимания. Преобладающий вид памяти – зрительный. Запоминает механически и слова, и цифры.
С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. В работе с аутичными детьми надо опираться на принцип «от общего - к частному, от целого - к части». Для успешного обучения надо учитывать необходимо их собственные интересы, обыгрывание заданий. Учитывая особенности девочки (не пишет, не разговаривает),обучение происходит устно, на наглядном материале. Форма работы: индивидуальная.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
практическая деятельность.
Продолжительность занятия: 40мин.
Математика.
Целью программы является – овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Задачи обучения «Математике»:
1. Изучение чисел от 10 до 20, решение примеров в пределах 20
2. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления.
3. Обогащение речи специфическими математическими терминами и выражениями.
4. Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.
В авторскую программу В.В. Воронковой по математике были внесены изменения и дополнения путем:
- выполнения облегченных вариантов примеров, задач, других заданий в пределах программных тем;
- включение упражнений на коррекцию зрительного восприятия и памяти;
- все задания выполняются с помощью дидактического материала.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Программа должны быть направлена на обучение понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
В младших классах необходимо пробудить у учащейся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений.
Темы изучения включённых в программу вопросов приведены в соответствие с темами, избранными учителем из учебника.
Исходя из того, что обучающаяся в прошлом учебном году по состоянию здоровья усвоила программу частично, то в этом учебном году в I, II четверти много часов уделено повторению пройденного за прошедший год.
Метапредметные действия
Познавательные БУД:
- ориентироваться в наглядных материалах под руководством учителя;
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебным предметом «математика».
Коммуникативные БУД:
-уметь слушать и понимать простые вопросы учителя;
Регулятивные БУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов:
Личностные результаты:
-уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
-заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
Предметные результаты
различать 3 предмета по цвету, величине, размеру;
сравнивать предметы по одному признаку;
знать числа второй десятки;
решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;
различать геометрические фигуры.
Основные требования к знаниям и умениям обучающейся.
- различать 3 предмета по цвету, величине, размеру;
-выкладывать числовой ряд второго десятка;
-решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 ;
-чертить прямую;
-обводить геометрические фигуры по трафарету.
Содержание тематического планирования
3 класс
№ п/п | Тема раздела | Требования к знаниям и умениям | Кол-во часов | Обору дование | |
Рабо та в клас се | Работа с роди телями | ||||
1 | Первая пятёрка | Название обозначения чисел от 1 до 5. Счет предметов. Количественные порядковые числительные число и цифра 0, соответствие количества, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел. Состав чисел от 1 до 5. Таблицы состава чисел в пределах 5. Письмо чисел подразумевает – выкладывание с помощью природных материалов ( косточек, палочек, и т.д.), прочерчивание на песке и индивидуальной доске. | 16 | 24 | Трафареты. Табли цы. Набор карто чек на сравне ние. |
2 | Первый десяток | Название обозначение чисел от 5 до 10. Счет предметов. Количественные числительные число и цифра 0, соответствие количества, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Состав числа первого десятка их двух слагаемых. Таблицы состава чисел в пределах 10. Числовой ряд от 1 до 10. Свойства чисел в числовом ряду. Прибавление и вычитание по 1, 2, 3,5 в пределах 10.Состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых. Сравнение количества предметов и чисел. Решение задач на нахождение суммы и остатка. Построение отрезков равных по длине, заданной длины. Сравнение отрезков по длине.
| 16 | 24 | Набор карто чек с цифра ми. Набор карто чек с изображениями предме тов в разном количестве. Дейст вия сложе ния и вычита ния в предме ной и знако вой форме. |
3 | Счет в пределах 20 без перехода через разряд | Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости. Прямая, луч, отрезок. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам. | 27 | 42 | Набор карто чек с цифра ми. Набор карто чек с изображениями предме тов в разном количестве. Дейст вия сложе ния и вычита ния в предме ной и знако вой форме. |
3 | Повторение. | 9 | 12 |
Тематическое планирование
Предмет – математика.
Класс –3.
Количество часов –170.
№ | Наименование разделов, тем урока. | Кол-во часов | |||
Работа в классе | Работа с роди телями | ||||
I четверть Раздел 1. | 16 ч. | 24 ч. | |||
1.1 | Вводный урок. | 1 | |||
1.2 | Число и цифра 1,2,3,4,5.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. Выкладывание чисел | 2 | 3 | ||
1.2 | Числовой ряд. Заполнение пропусков в числовом ряду. | 2 | 4 | ||
1.3 | Состав чисел. | 2 | 3 | ||
1.4 | Сравнение количества предметов: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел | 2 | 4 | ||
1.5 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. | 3 | 5 | ||
1.6 | Решение задач на сложение с помощью дидактического материала и счётного материала. | 3 | 5 | ||
1.7 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | |||
II четверть Раздел 2. Первая десятка | 16 ч. | 24 ч. | |||
2.1 | Образование числа 6. Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. Выкладывание числа 6. | 1 | 2 | ||
2.2 | Прямой и обратный счет в пределах 6. Соседи числа. Решение примеров с «окошками». | 1 | 2 | ||
2.3 | Состав числа 6. | 1 | 2 | ||
2.4 | Сравнение чисел. Отрезок. | 1 | 2 | ||
2.5 | Число и цифра 7,8. | 1 | 2 | ||
2.6 | Прямой и обратный счет в пределах 7,8. Соседи числа. Соотношение количества предметов и числа. | 1 | 2 | ||
2.7 | Решение примеров и задач. Сравнение чисел. | 1 | 2 | ||
2.8 | Состав чисел 7,8. | 1 | 2 | ||
2.9 | Число и цифра 9,10 | 1 | 2 | ||
2.10 | Сравнение чисел. Состав чисел 6-10 | 2 | 2 | ||
2.11 | Решение примеров на сложение в пределах 10. | 2 | 2 | ||
2.12 | Решение примеров на вычитание в пределах 10 | 2 | 2 | ||
2.13 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | |||
III четверть Раздел 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд | 20 ч. | 30 ч. | |||
3.1 | Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес., 1 дес. – 10 ед. Число 11. Получение, название, обозначение. | 1 | |||
3.2 | Числовой ряд от 1-10,10-20. | 1 | 1 | ||
3.3 | Состав числа 11. | 1 | |||
3.4 | Число 12. Получение, название, обозначение. | 1 | |||
3.5 | Состав числа 12. | 1 | |||
3.6 | Число 13. Получение, название, обозначение. | 1 | |||
3.7 | Состав числа 13. | 1 | |||
3.8 | Решение примеров типа 10+2;10+3;10+1 | 1 | 1 | ||
3.9 | Числовой ряд 1 – 13.Сравнение чисел. | 1 | |||
3.10 | Решение примеров на вычитание(11-1;12-2;13-3) | 1 | |||
3.11 | Упражнение на определение количества предметов и обозначение цифрой. | 2 | |||
3.12 | Выкладывание чисел 11,12,13. | 1 | 1 | ||
3.13 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | 1 | 1 | ||
3.14 | Числовой ряд 1 – 13. Решение примеров. | 2 | |||
3.15 | Число 14. Получение, название, обозначение. | 1 | 2 | ||
3.16 | Число 14. Нахождение суммы и остатка. | 1 | |||
3.17 | Число 15. Получение, название, обозначение. | 1 | |||
3.18 | Число 15. Нахождение суммы и остатка. | 1 | 2 | ||
3.19 | Сравнение чисел. Решение примеров. | 2 | |||
3.20 | Число 16. Получение, название, обозначение. | 1 | |||
3.21 | Числовой ряд 1 – 16. | 1 | |||
3.22 | Числовой ряд 1 – 16. Сравнение чисел. | 1 | 2 | ||
3.23 | Числовой ряд 1 – 16. Решение примеров и задач. | 1 | |||
3.24 | Числовой ряд 1 – 16. Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 | |||
3.25 | Числовой ряд 1 – 16. Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | 1 | ||
3.26 | Числа 17, 18, 19. Получение, название, обозначение. | 1 | 1 | ||
3.27 | Числа 17, 18, 19. Состав чисел из десятков и единиц. | 1 | |||
3.28 | Числовой ряд 1 – 19. Состав чисел из десятков и единиц. | 1 | |||
3.29 | Числовой ряд 1 – 19. Сравнение чисел. | 1 | |||
3.30 | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. | 1 | |||
3.31 | Построение отрезков . | 1 | |||
3.32 | Число 20. Получение, название, обозначение. Соотношение: 20 ед. – 2 дес. | 1 | 1 | ||
3.33 | Числовой ряд 1 - 20. Однозначные и двузначные числа. Сравнение чисел. | 1 | |||
3.34 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | |||
IV четверть | 16 ч. | 24 ч. | |||
3.35 | Состав чисел из десятков и единиц. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 3 | 4 | ||
3.36 | Решение примеров и задач. | 2 | 4 | ||
3.37 | Состав чисел из десятков и единиц. Вычитание из двузначного числа десятка. | 2 | 4 | ||
Повторение. | 9 | 12 | |||
4.1 | Числовой ряд 1 – 20. Способы образования двузначных чисел. Сравнение чисел. | 2 | 3 | ||
4.2 | Получение, название, обозначение выученных чисел. | 2 | 3 | ||
4.3 | Решение примеров в пределах 20 без перехода через десяток. | 2 | 3 | ||
4.4 | Решение задач в пределах 20 без перехода через десяток. | 2 | 3 | ||
4.5 | Обобщение материала по теме: «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток» с проведением контрольной работы. | 1 |
Проверка знаний и умений учащихся по математике
Знания и умения учащейся по математике оценивается по результатам текущих и итоговых работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученице, если она:
а) может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями,
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу;
в) умеет производить вычисления с помощью наглядного материала;
г) правильно узнаёт геометрические фигуры.
Оценка «4» ставится ученице, если её ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) допускает отдельные неточности, ошибки, нуждается в дополнительных вопросах;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительной помощи учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнаёт геометрические фигуры.
Все недочёты в работе ученица легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание на существенных особенностях задания, приёмах его выполнения, способах объяснения. Если ученица в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ей может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится ученице, если она:
а) производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением алгоритма действий;
в) понимает и составляет пример после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнаёт геометрические фигуры со значительной помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученице, если она обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, если она обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего её познавательным возможностям.
Контрольная работа по математике в 3 классе
1 четверть
Посчитать и записать числа от 2 до 5.
Показать большее число.
1 и 4 2 и 5
Показать меньшее число.
4 и 3 1 и 2
Решить примеры.
3+1= 3+2=
4-2= 5-1=
Начертить фигуру по опорным точкам.
Контрольная работа
II четверть
1.Построить числовой ряд от 2 до 10.
2.Сравнить числа.
2 и 7 1 и 8
3.Решить примеры.
4+1= 3-1=
2+4= 8-4=
4. Начертить отрезок 3 см.
III четверть.
Решить задачу.
На тарелке лежало 5 яблок. Мама принесла ещё 2 яблока. Сколько всего стало?
Решить примеры:
10+4= 15-5=
5+5= 8-4=
3.Выложить число, состоящий из 1 дес. 3 ед.; 1 дес. 7 ед.; 6 ед.
4.Построить треугольник, квадрат.
Итоговая контрольная работа по математике во 3 классе
Решить задачу:
Во дворе играли 16 детей. 10 детей ушли домой. Сколько детей осталось играть во дворе?
Решить примеры:
10+3= 17-7=
6+10= 17-10=
2+10= 19-10 =
Записать пропущенные числа
11,… ,13 15, …,17 18, …, 20
Начертить отрезок 5 см.
Список литературы для учителя и учащегося
Список литературы для учителя:
М.С.Лызова Весёлый счёт, Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1990г.
Е.Л. Плешакова Математика. Коррекционно-развивающие занятия. 1- 4 классы, - Волгоград, «Учитель», 2009 г.
М.Н.Перова Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе, Москва, «Просвещение», 1976г.
А.А.Смоленцева Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, Москва, «Просвещение», 1993г.
Л,Чилингирова Играя, учимся математике, Москва, «Просвещение», 1993г.
А.А.Шабанова Математика. Коррекционно-развивающие занятия. 1- 2 классы, - Волгоград, «Учитель», 2007 г.
В.В.Эк Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы, Москва, «Просвещение», 1990г.
Интернет-источники:
http://suhin.narod.ru/zag1.htm
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.openworld.ru/school/m.cgi
http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz
http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000193
Список литературы для учащегося:
Т.В.Алышева Математика, 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2013 г.
С.И.Волкова Альбом по математике и конструированию, 1 класс 1992г.
Трудовое обучение
Программа расширена за счёт введения национально-регионального компонента.
Цель: формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме.
Основные задачи:
Воспитание положительных качеств личности, (трудолюбие, настойчивости, умения работать самостоятельно).
Формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.
Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы). Контролировать свою работу в процессе трудового обучения осуществляется исправление недостаточной познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащейся при выполнении трудовых заданий. Из программы 3 класса убраны темы с текстильным материалом и иголкой, так как ученица не соблюдает правила техники безопасности.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с пластилином.
работа с природным материалом.
работа с картоном и бумагой.
работа с солёным тестом
Метапредметные действия
Познавательные БУД:
- формировать умения соотносить изделия с образцом учителя;
- коррегировать познавательные процессы путем наблюдения, сравнения, классификации предметов.
Коммуникативные БУД:
-уметь слушать и понимать простые вопросы учителя;
Регулятивные БУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- формировать умения выполнять инструкцию учителя;
- выполнять и контролировать свои действия по образцу, данному учителем;
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных
и предметных результатов:
Личностные результаты:
-заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
Предметные результаты:
-различать названия материалов, объектов работы;
-работать с инструментами с помощью учителя;
-повторять показанные учителем приёмы выполнения работы;
-выполнять простейшие операции по наглядной или устной инструкции учителя
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | |
Работа в клас се | Работа с родителя ми | ||
34 | 34 | ||
1 | Работа с природным материалом | 5 | 6 |
2 | Работа с пластилином | 12 | 11 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 9 | 9 |
4 | Работа с солёным тестом | 8 | 8 |
№ | темы | содержание |
1 | Работа с природным материалом | Технические сведения: свойства природных материалов (хрупкий, колючий); форма, величина, цвет. Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Приёмы работы: наклеивание на бумагу клеем засушенных листьев, составление по образцу предметной картинки, соединение пластилином . |
2 | Работа с пластилином | Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел, дидактического материала. Лепка по образцу учителя. |
3 | Работа с бумагой и картоном | Мозаика из бумаги, (разметить геометрические фигуры на квадрате, разрезать и составить предметы из геометрических фигур), плоских игрушек,мебели Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. |
4. | Работа с солёным тестом. | Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила. Изготовление объёмных фигур и фигур на плоскости. Раскрашивание. |
Национально-региональный компонент 3 класс
- Аппликация из засушенных листьев «Что нам северная осень принесла».
- Нанесение орнамента Коми народа.
- Аппликация «Весна приходит в Инту».
-Изготовление фигурки первоцвета в наших краях
Тематическое планирование
Предмет – трудовое обучение
Класс – 3
Количество часов –68.
№ п/п | НРК | Наименование разделов, тем урока | Кол-во часов | ||
Рабо та в классе | Работа с родителями | ||||
I четверть | 8 ч. | 8 ч. | |||
1 | Раздел 1.Работа с природным материалом | ||||
2 | Сбор природного материала | 1 | 1 | ||
3 | Самостоятельное изготовление по образцу черепахи из скорлупы грецкого ореха, бумаги. | 1 | 1 | ||
4 | Изготовление панно из пластилина и природного материала. | 1 | 2 | ||
5 | Составление композиции из засушенных листьев | 1 | 1 | ||
6 | нрк | Аппликация из засушенных листьев «Что нам северная осень принесла». | 1 | 1 | |
7 | Раздел 3. Работа с пластилином Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел. | 1 | 1 | ||
8 | Лепка дидактического материала - кубик большой и маленький, брусок высокий и низкий. | 2 | 1 | ||
2 четверть | 8 ч. | 8 ч. | |||
1 | Лепка по образцу столярных инструментов. | 2 | |||
2 | Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка, утенка, утки и гуся. | 2 | 2 | ||
3 | Нанесение с помощью стека геометрического орнамента. | 1 | |||
4 | НРК | Нанесение орнамента Коми народа. | 1 | ||
5 | Составление узора из природного материала способом мозаика. | 1 | 1 | ||
6 | Лепка по представлению свободной композиции: Колобок и Лиса, Лиса и журавль, Маша и медведь. | 1 | 2 | ||
7 | Лепка пирамидки. | 1 | 2 | ||
3 четверть | 10 ч. | 10 ч. | |||
1 | Лепка по образцу (с натуры) посуды конической формы: ведерко, цветной горшок. | 1 | 1 | ||
2 | Раздел 3. Работа с бумагой и картоном. Мозаика из бумаги, (разметить геометрические фигуры на квадрате, разрезать и составить предметы из геометрических фигур). | 1 | 1 | ||
3 | Изготовление из картона плоских игрушек в форме стилизованного изображения грибов, овощей, рыбок. | 1 | 1 | ||
4 | Еловая ветка из петель. | 1 | 1 | ||
5 | Изготовление поздравительной открытки | 1 | |||
6 | Изготовление макета к сказке «Теремок». | 1 | 1 | ||
7 | Изготовление закладки из тонкого картона, разметка бумаги и картона по линейке. | 1 | |||
8 | Аппликация «Грузовик». | 1 | 1 | ||
9 | Изготовление по образцу мебели из коробочек, картона и бумаги. | 2 | 1 | ||
10 | Изготовление по образцу плоской модели трехцветного светофора. | 1 | 1 | ||
11 | НРК | Аппликация «Весна приходит в Инту». | 1 | ||
IV четверть. Раздел 4. Работа с солёным тестом | 8 ч. | 8 ч. | |||
1 | Изготовление фигурки «Гусеница» | 1 | 1 | ||
2 | Изготовление фигурки «Улитка» | 1 | 1 | ||
3 | Раскрашивание изготовленных фигур. | 2 | |||
4 | Изготовление фигурки «Гриб» | 1 | 1 | ||
5 | Изготовление фигурки «Овечка» | 2 | 1 | ||
6 | НРК | Изготовление фигурки первоцвета в наших краях | 1 | ||
7 | Раскрашивание изготовленных фигур. | 1 | 1 | ||
8 | Изготовление фигурки «Мышка» | 1 | 1 |
Оценка знаний и умений.
При оценке знаний и умений учащиеся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности, выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практичное изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам качества:
Степень самостоятельности учащейся при выполнении трудовых заданий.
Характер деятельности (репродуктивная, творческая).
Качество выполняемых работ и итогового продукта.
При оценке выполнения практических заданий учитель может руководствоваться следующими критериями:
«5» - работа выполнена самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно;
«4» - работа выполнена с небольшой помощью учителя, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена с помощью учителя, с нарушениями технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно.
«2» - ученица самостоятельно не справилась с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершённый вид.
Основные требования к знаниям и умениям обучающейся.
-повторять показанные учителем приёмы выполнения работы;
-выполнять самостоятельно простейшие операции по наглядной или устной инструкции учителя.
-работать с инструментами с помощью учителя.
Литература для учителей и учащейся:
Литература для учителей:
М.А.Афанасьева Уроки трудового обучения в 1-4 классах Коми школ, Сыктывкар, Коми книжное издательство 1989г.
С.А.Богатеева Занятия аппликацией в детском саду, М.,»Просвещение» 1990г.
Г.Бубекина, Т.Гославская Самоделки из природного материала, «Молодая гвардия» 1950г.
Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013г.
Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 2 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2012 г.
С.В.Колесник Азбука мастерства 1,2,3,4 классы, Саратов, «Лицей», 2004г.
Ю.Ю.В.Межуева Уроки труда 1,2,3 классы, Саратов, «Лицей» 2006г.
Т.А.Николкина Уроки труда в начальной школе 1-2 классов, «Учитель», Волгоград 2007г.
Н. П. Павлова Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы, Москва, «Просвещение» 1988г.
JI.B.Пантелеева Детское рукоделие, М., «Просвещение» 2005г
Н.А,Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология. Уроки творчества. 1,2,3 классы, Самара, «Учебная литература» 2008г.
Литература для учащейся:
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 2 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Рабочая тетрадь для 2 класса С(К)ОУ VIII вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.
Программа по чтению
Целью программы является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие.
Задачами организации занятий по обучению чтению глобальным методом является:
формирование мотивации к процессу обучения в целом;
развитие у ребёнка интереса к процессу чтения;
формирование образа буквы, узнавание её в слове;
понимание единицы речи слово, предложение.
В связи с тем, что ученица не разговаривает, уроки чтения проводятся по методике «глобальное чтение». В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Параллельно с глобальным чтением слов ребёнок учится произносить звуки и узнавать с буквы.
Учитывая особенности данного ребёнка (категорически отказывается писать, рисовать ручкой, карандашом и фломастерами) в предмет чтение внесены элементы письма: знакомство с рукописными буквами, формирование понятий - буква, слово, предложение, работа с деформированными предложениями.
Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познавательных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основная форма обучения - занятие. По дидактическим целям выделяют такие типы занятий:
- занятия по сообщению нового материала;
- занятия по закреплению умений и навыков;
- занятия по обобщению и систематизации знаний;
- итоговые, проверочные занятия;
- комбинированные (объединенные).
Общие дидактические требования к занятиям
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Связь содержания занятия с жизнью, опора на опыт ребёнка.
7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
9. Эмоциональный положительный фон занятия.
10. Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
В работе по развитию речи применяются разные группы методов и в основном - в сочетании: наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (рассказ учителя, чтение произведений детской литературы, беседа, чтение стихов, слушание аудиозаписей); практические (игра, практические действия, труд).
Метапредметные действия:
Познавательные БУД:
- формировать умения узнавать слова и буквы.
- ориентироваться в наглядных материалах под руководством учителя;
- развивать фонематическое и зрительное восприятие, правильное произношение изучаемых звуков.
Коммуникативные БУД:
-уметь слушать и понимать простые вопросы учителя;
Регулятивные БУД:
- уметь выполнять задания по словесной инструкции с частичной помощью учителя.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов:
Личностные результаты:
-уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
-заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
Предметные результаты
различать звуки на слух;
знать буквы «и», «л», «ш», «р»;
соотносить слова с предметными картинками;
составлять простые предложения
Содержательные линии.
№ | Наименование раздела | Содержание. | Кол-во часов | |||
Работа в классе | Работа в с родителями |
| ||||
1 | Повторение пройденного материала. | Чтение слов по темам: "Животные", "Знакомые слова" ,"Продукты питания", "Овощи-фрукты","Игрушки" .Узнавание букв А,У,М,С,О,Х,П. произношение звуков «а», «у», «м», «с», «о», «х», «п». Нахождение этих звуков в словах. | 20 ч. | 24 ч. | ||
2 1этап. | Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого | Формирование понятий «ДА», «НЕТ» Использование в общении словосочетаний, выражающих желание: дай, хочу, люблю. Развитие понимания отдельных просьб и обращений взрослого (показать предмет, выполнить действие с этим предметом,) Научить понимать вопросы: Что? Кто? Что делает? Что делают? Где? Откуда? Куда? | 38 | 70 | ||
2 этап | Активизация словарного запаса | Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает?Понимать вопросы к простой сюжетной картинке (ответы с помощью наглядного материала) Слова-прилагательные (Соотнести слово и картинку) Различение и употребление пространственного расположения предметов Различение единственного и множественного числа существительного. Определение действующих лиц на сюжетной картинке. | ||||
3 этап | Предложения | Формирование понятий – буква, слово, предложение. Правило правописания предложения. Определение действующих лиц на сюжетной картинке. Распространение простых предложений определениями Соотношение картинки и предложения, типа: мальчик бежит, мальчик спит и т.д. | ||||
4 этап | Изучение букв. | Изучение печатных букв «И», «Л», «Ш», «Р». «Чтение» слов с этими буквами. | ||||
Повторение | Повторение изученного за год. | 10 ч. | 8 ч. |
Тематическое планирование
Предмет – чтение и развитие речи
Класс – 3
Количество часов –170.
№ п\п | темы | Кол-во часов | |
Работа в классе | Работа с родителями | ||
I четверть | 16 ч. | 24 ч. | |
1 | Повторение пройденного материала. Буквы и звуки «А», «У», «М». | 2 | |
2 | Слова по теме " Семья" | 2 | 2 |
3 | Слова по теме "Дом" | 3 | 2 |
4 | Повторение слов-действий. Составление простых предложений. | 1 | 2 |
5 | Слова по теме "Части тела" | 1 | 2 |
6 | Слова по теме "Животные", "Кто как говорит?" "Детёныши". | 2 | 2 |
7 | Буква и звук «С».Слова с буквой «С» | 2 | 2 |
8 | Буква и звук «О».Слова с буквой "О" | 2 | 2 |
9 | Буква и звук «Х».Слова с буквой "Х". | 1 | 2 |
10 | Буква и звук «П».Слова с буквой "П". | 1 | 3 |
11 | Чтение изученных слов и букв. | 1 | 3 |
II четверть | 16 ч. | 24 ч. | |
1. | Формирование понятий «ДА», «НЕТ» | 2 | 3 |
2. | Использование в общении словосочетаний, выражающих желание: дай, хочу, люблю. | 3 | 6 |
3. | Соотношение картинки и предложения, типа: мальчик бежит, мальчик спит и т.д. | 3 | 4 |
4. | Распознавание простых предложений. | 2 | 3 |
5. | Развитие понимания отдельных просьб и обращений взрослого(показать предмет, выполнить действие с этим предметом) | 3 | 4 |
6 | Закрепление по пройденным темам. | 3 | 4 |
III четверть | 20 ч. | 30 ч. | |
1. | Буква и звук «И». Слова с буквой «И» . | 1 | 3 |
2. | Понимать вопросы к простой сюжетной картинке (ответы с помощью наглядного материала) | 2 | 3 |
3. | Буква и звук «Р». Слова с буквой «Р». | 2 | 3 |
4. | Различение единственного и множественного числа существительного. | 2 | 3 |
5. | Буква и звук «Л». Слова с буквой «Л». | 2 | 3 |
6. | Слова-прилагательные (Соотнести слово и картинку) | 2 | 3 |
7. | Буква и звук «Ш». Слова с буквой «Ш». | 2 | 3 |
8. | Определение действующих лиц на сюжетной картинке. | 3 | 3 |
9. | Научить понимать вопросы: Что? Кто? Что делает? Что делают? Где? Откуда? Куда? | 2 | 3 |
10. | Повторение пройденного | 2 | 3 |
IV четверть | 16 ч. | 24 ч. | |
1. | Распространение простых предложений определениями | 2 | 3 |
2. | Буква и звук «Ы». Слова с буквой «Ы». | 2 | 3 |
3. | Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает? | 2 | 3 |
4. | Различение и употребление пространственного расположения предметов | 2 | 3 |
5. | Составление предложения по вопросам и сюжетным картинкам. | 2 | 4 |
6. | Распознавание в словах изученные буквы. | 3 | 4 |
7. | Повторение пройденного за год. | 3 | 4 |
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученице, если она: распознаёт печатные буквы, находит их самостоятельно в словах, распознаёт слова, соотносит слова с картинками, составляет простые предложения, понимает обращённые к ней вопросы.
Оценка «4» ставится ученице, если она: распознаёт печатные буквы с незначительной помощью учителя, находит их в словах, распознаёт слова(15 из 20 слов), соотносит слова с картинками, составляет простые предложения с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученице, если она: затрудняется в распознавании слов и букв, допускает 3-4 ошибки; выполняет задания с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученице, если она: затрудняется показывать изученные слова и буквы даже с помощью учителя, не составляет простых предложений, не соотносит слова с картинками.
Основные требования к знаниям и умениям обучающейся:
-различать звуки на слух;
-знать буквы «и», «ш», «л», «р»;
-соотносить слова с предметными картинками;
-составлять простые предложения
Литература: Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с. Дюкен Франсуаза, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми: Учебное пособие. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. Н.Б.Лаврентьева “Обучение детей с аутизмом: создание “личного букваря”.ж. «Дефектология» № 6,2008 г О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В. Воронковой
|
Программа по письму
Целью программы является формирование элементарных понятий по предмету письмо и развитие речи.
Задачами организации занятий является:
1.формирование мотивации к процессу обучения в целом;
2.побуждение к процессу письма, как средства коммуникации;
3.формирование образа буквы, узнавание её в слове;
4.понимание единицы речи слово, предложение.
Занятия проводятся в устной форме, так как ученица отказывается писать. Программа построена в виде знакомства рукописных букв и формирование понятий – буква, слово, предложение, изучений правил правописания предложения. В программу не включены упражнения по развитию мелкой моторики рук, так как у ученицы развиты достаточно навыки работы с кисточкой, с бисером и крупой. Ребенок-аутист не видит взаимосвязи между написанием слов и исполнением каких-либо своих потребностей, а значит, не видит смысла в самом процессе письма.
Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познавательных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего пассивного словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основная форма обучения - занятие. По дидактическим целям выделяют такие типы занятий:
- занятия по сообщению нового материала;
- занятия по закреплению умений и навыков;
- занятия по обобщению и систематизации знаний;
- итоговые, проверочные занятия;
- комбинированные (объединенные).
Общие дидактические требования к занятиям
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Связь содержания занятия с жизнью, опора на опыт ребёнка.
7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
9. Эмоциональный положительный фон занятия.
10. Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
Метапредметные действия:
Познавательные БУД:
- формировать умения узнавать слова и буквы.
- ориентироваться в наглядных материалах под руководством учителя;
- развивать фонематическое и зрительное восприятие.
Коммуникативные БУД:
-уметь слушать и понимать простые вопросы учителя;
Регулятивные БУД:
- уметь выполнять задания по словесной инструкции с частичной помощью учителя.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов:
Личностные результаты:
-уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
-заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
Предметные результаты
различать звуки на слух;
знать рукописные буквы «а»,»у», «м», «с», «о», «х», «п», «р», «и», «л», «ш»;
соотносить рукописные буквы с печатными;
составлять простые предложения
Содержательные линии.
№ | Наименование раздела | Содержание. | Кол-во часов | |||
Работа в классе 17 | Работа в с родителями 153 |
| ||||
1 | Рукописные буквы | Знакомство с алфавитом. Знакомство с рукописными буквами , соотношение их с печатными. Распознавание в словах. Звуки гласные и согласные. | 14 | 123 | ||
2 | Предложения | Формирование понятий – буква, слово, предложение. Правило правописания предложения. Распространение простых предложений определениями | 3 | 17 | ||
3 | Повторение | Повторение изученного за год. | 13 ч. |
Тематическое планирование
Предмет – чтение и развитие речи
Класс – 3
Количество часов –170.
№ п\п | темы | Кол-во часов | |
Работа в классе | Работа с родителями | ||
I четверть | 4 ч. | 36 ч. | |
1 | Знакомство с алфавитом. | 1 | 5 |
2 | Буква и звук «Аа». | 1 | 6 |
3 | Буква и звук «Мм», «Сс». | 1 | 6 |
4 | Буква и звук «Оо», «Уу». | 1 | 6 |
5 | Повторение пройденного материала | 13 | |
II четверть | 4 | 36 ч. | |
1 | Понятие гласные и согласные буквы. | 1 | 6 |
2 | Буква и звук «Хх», «Пп». | 1 | 5 |
3 | Распознавание простых предложений. | 1 | 6 |
4 | Распознавание изученных букв в словах. | 1 | 6 |
5 | Повторение пройденного материала. | 13 | |
III четверть | 5 ч. | 45 ч. | |
1 | Буква и звук «Ии». | 1 | 5 |
2 | Буква и звук «Рр». | 1 | 5 |
3 | Распознавание изученных букв в словах. | 10 | |
4 | Соотношение печатных и рукописных букв. | 3 | |
5 | Формирование понятий – буква, слово, предложение. | 1 | 3 |
6 | Правило правописания предложения. | 1 | 3 |
7 | Буква и звук «Лл» | 1 | 3 |
8 | Буква и звук «Шш» | 3 | |
9 | Закрепление по пройденным темам. | 10 | |
IV четверть | 4 ч. | 36 ч. | |
1 | Буква и звук «Ыы» | 1 | 6 |
2 | Распознавание в словах изученные буквы. | 1 | 5 |
3 | Соотношение изученных рукописных букв с печатными. | 1 | 6 |
4 | Предложение. | 1 | 6 |
5 | Повторение пройденного за год. | 13 |
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученице, если она: распознаёт рукописные буквы, находит их самостоятельно в словах, распознаёт слова, соотносит слова с картинками, составляет простые предложения, понимает обращённые к ней вопросы.
Оценка «4» ставится ученице, если она: распознаёт рукописные буквы с незначительной помощью учителя, находит их в словах, распознаёт слова(15 из 20 слов), соотносит слова с картинками, составляет простые предложения с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученице, если она: затрудняется в распознавании слов и букв, допускает 3-4 ошибки; выполняет задания с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученице, если она: затрудняется показывать изученные слова и буквы даже с помощью учителя, не составляет простых предложений, не соотносит слова с картинками.
Основные требования к знаниям и умениям обучающейся:
-различать звуки на слух;
-знать печатные и прописные буквы «Ии», «Шш», «Лл», «Рр»;
-соотносить слова с предметными картинками;
-составлять простые предложения
Литература: Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с. Дюкен Франсуаза, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми: Учебное пособие. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. Н.Б.Лаврентьева “Обучение детей с аутизмом: создание “личного букваря”.ж. «Дефектология» № 6,2008 г О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В. Воронковой
|
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Программа учитывает психофизические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как движения девочки неуклюжи, неловки, не развиты навыки самообслуживания ,также слабо развита мелкая моторика пальцев рук, поэтому в программу включены практические работы.
Целью уроков данного курса является расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире, который находится вне поля её чувствительного опыта, обогащение пассивного словарного запаса неговорящего ребёнка и исправление дефектов познавательной деятельности.
Задачи данного курса:
-формировать элементарные представления и понятия.
-обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
-делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
-способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается пассивный словарный запас учащейся. Учитывая у данного ребёнка нарушение восприятия и особенности памяти (значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный) основным методом обучения является беседа с показом наглядного материала. В этом учебном году с целью социализации аутичного ребёнка в программу включены экскурсии.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
-формирование интереса (мотивации) к учению;
- представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в наглядных пособиях под руководством учителя;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить (при помощи жестов);
- уметь слушать и понимать простые вопросы учителя;
Регулятивные УУД:
- умение выполнять задания по словесной инструкции с помощью учителя;
Предметные результаты
-показывать предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру);
-принимать участие в беседе в соответствии со своими возможностями ( с помощью жестов, показов определенных картинок и т.д.);
-знать названия изучаемых предметов, части предметов.
Содержательные линии
№ раздела | тема | Содержание | Кол-во часов | |
Работа в классе 34 ч. | Работа с родителями 34 ч. | |||
1. | Времена года. | Погода (дни летние, солнечные, пасмурные, идёт дождь, снег. Погода сегодня, вчера, Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлёт птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лёд, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, перелёт птиц, распускание почек. | 8 | 7 |
2 | Птицы. | Ворона, воробей, голубь -местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносит человеку. | 2 | 2 |
3 | Культура поведения. | Как вести себя в школе, в гостях, за столом. Как правильно пользоваться ложкой, вилкой. | 3 | 3 |
4 | Насекомые. | Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различие по внешнему виду. | 2 | 1 |
5 | Овощи,фрукты,деревья. | Овощи,фрукты.Деревья,кустарники.Деревья:берёза,ёлка. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах Употребление в пищу. Лимон, апельсин. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение. | 4 | 3 |
6 | Охрана здоровья. | Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытьё); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытьё рук и ног. | 4 | 5 |
7 | Дом. Адрес. | Город. Дом. Квартира. Домашний адрес. Дорога в школу и домой. | 1 | 4 |
8 | Комнатные растения | Фикус, бегония,кактус. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив) | 2 | 2 |
9 | Домашние животные | Кошка, собака. Узнавание и называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу приносят кошки и собаки человеку, как заботится о них человек. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения. | 2 | 1 |
10 | Дикие животные | Волк, лиса,заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дики животные, сравнение. | 3 | 3 |
11 | Повторение. | Повторение пройденного материала. Контрольный тест за год. | 3 | 3 |
Тематическое планирование
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Класс -3
Количество часов –68.
№ | Наименование темы | ||
Работа в классе | Работа с родителями | ||
I четверть | 8 ч | 8 ч. | |
1 | Времена года. Лето, осень, зима, весна. Признаки изменений. |
1 | 1 |
2. | Изменения в природе, жизни растений и животных в разные месяцы. | 1 | 2 |
3 | Экскурсия в осенний лес. | 1 | |
4 | Птицы. Ворона, воробей, голубь | 2 | 2 |
5 | Культура поведения. | 2 | 3 |
6 | Практическая работа. Правила поведения за столом. | 1 | |
II четверть | 8 ч. | 8 ч. | |
1 | Насекомые. Жук, бабочка. | 2 | 1 |
2 | Овощи, фрукты, деревья. Деревья: берёза, ёлка. | 2 | 1 |
3 | Морковь, репа, лук. | 1 | 1 |
4 | Лимон, апельсин. | 1 | 1 |
5 | Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание. | 1 | 1 |
6 | Уход за волосами, за кожей ,за ногтями. | 1 | 3 |
III четверть | 10 ч. | 10 ч. | |
1 | Мытьё рук и ног (практическая работа) | 2 | 1 |
2 | Зима. Зимние забавы. | 1 | 1 |
3 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе зимой». | 1 | |
4 | Дом. Адрес. Город. Дом. Квартира. Домашний адрес. | 1 | 2 |
5 | Дорога в школу и домой. | 2 | |
6 | Комнатные растения. Фикус, бегония,кактус. | 1 | 1 |
7 | Уход за комнатными растениями (практическая работа) | 1 | 1 |
8 | Домашние животные: кролик,кошка,собака.. | 2 | 1 |
9 | Дикие и домашние животные (сравнение). | 1 | 1 |
IV четверть | 8 ч. | 8 ч. | |
1 | Дикие животные. Волк, лиса, заяц. | 2 | 2 |
2 | Весна. Осенние изменения в природе. | 2 | 2 |
3 | Экскурсия на природу. | 1 | 1 |
5 | Повторение пройденного. | 2 | 3 |
6 | Контрольный тест. | 1 |
Оценка знаний и умений.
При оценке устных ответов по развитию речи принимается во внимание:
-правильность ответа по содержанию, используя наглядный материал;
-правильное сравнение и классификация.
Оценка «5» ставится ученице, если она обнаруживает понимание материала, показывает на наглядном материале предметы и явления; сравнивает и классифицирует, выполняет практические работы.
Оценка «4» ставится ученице, если она обнаруживает понимание материала, но допускает 2-3 ошибки, показывает на наглядном материале предметы и явления; сравнивает и классифицирует с незначительной помощью учителя, выполняет практические работы.
Оценка «3» ставится ученице, если она обнаруживает понимание материала, но допускает 3-5 ошибок, показывает на наглядном материале предметы и явления с помощью учителя; не может сравнивать и классифицировать, выполняет практические работы с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученице, если она обнаруживает непонимание материала, не показывает на наглядном материале предметы и явления; не может сравнивать и классифицировать даже с помощью учителя, не выполняет практические работы .
Основные требования к знаниям и умениям обучающейся:
-знать дикие и домашние животные,комнатные растения,птиц,насекомых.
-классифицировать фрукты, овощи, деревья, времена года.
-различать сезонные изменения в природе; части тела человека;
-уметь ухаживать за комнатными растениями, ухаживать за своими волосами и ногтями.
-принимать участие в беседе и в практических работах в соответствии со своими возможностями ( с помощью жестов, показов определенных картинок и т.д.);
-знать названия изучаемых предметов, части предметов.
Литература для учителя и обучающейся
Литература для учителя:
Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова Планирование уроков развития речи в 2 классе специальных (коррекционных) школ У1П вида, М,, «Аркти», 2003г.
В.В.Воронкова Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, М., «Школа- Пресс», 1994г.
А.Дорохов. Про тебя самого, Коми книжное издательство, 1990г.
Литература для обучающейся:
Е.Д. Худенко, И. А. Терехова Знакомство с окружающим миром, учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида, 2 класс, «Аркти», 2004г.
-Е.Д.Худенко, С.Н.Кремнёва Развитие речи: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида. Е.Д.Худенко, С.Н.Кремнёва-М.:АРКТИ, 2003г.
Д.Денисова .Школа семи гномов. Серия книг для занятий с детьми./М.,- "Мозаика-синтез",2013.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Программа составлена с учётом психофизических возможностей обучающейся: ученица может только удерживать кисточку незначительное время и выполнять хаотические, непроизвольные движения на листе бумаги. При этом она даже не смотрит на бумагу и кисточку. Категорически отказывается работать с карандашами и фломастерами.
Цель уроков изобразительного искусства: совершенствование эмоционально-волевой, двигательно-моторной сферы, поддержка интереса к использованию в деятельности письменной речи (рисование, обводка, штриховка, раскрашивание картинок). Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации обучающейся.
Основные задачи курса:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- содействовать развитию у обучающейся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования разнообразных упражнений.
Для решения этих задач программой предусмотрены разнообразные виды занятий.
Программа расширена за счёт введения национально-регионального компонента.
Рисование на тему «Осень в Инте».
Декоративное рисование узора в круге, с использованием элементов узора Коми народа.
Декоративное рисование узора в полосе с использованием элементов узоров Коми края.
Рисование с натуры весенних цветов севера.
Метапредметные действия:
Познавательные БУД:
- формировать умение «читать» образец и последовательно выполнять рисунок.
- коррегировать познавательные процессы путем наблюдения, сравнения, классификации предметов.
Коммуникативные БУД:
-уметь слушать и понимать простые инструкции учителя;
Регулятивные БУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-ориентироваться на листе бумаги;
- формировать умения выполнять инструкцию учителя;
- выполнять и контролировать свои действия по образцу, данному учителем;
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов:
Личностные результаты:
-заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
Предметные результаты:
-различать цвета, технику выполнения;
-работать с инструментами с помощью учителя;
-повторять показанные учителем приёмы выполнения работы;
-выполнять простейшие операции по наглядной или устной инструкции учителя
Содержательные линии
Раздел программы | содержание | Кол-во часов | ||
Работа в классе | Работа с родителями | |||
Декоративное рисование | Проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умение рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету, составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге, совершенствовать навык раскрашивания рисунка, равномерно накладывать штрихи без изменения нажима в одном направлении, не выходя за контур, учить использовать в узорах красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, оранжевый и фиолетовый цвета. | 4 | 4 | |
Рисование на темы | Уточнять и обобщать зрительные представления учащихся об окружающей действительности, учить их передавать в рисунке основную форму знакомых предметов, развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке, изображать по представлению округлую форму частей предмета, а также предавать пространственные отношения предметов и их частей. | 6 | 6 | |
Рисование с натуры | Правильно размещать изображения на листе бумаги, различать и называть формы предметов, развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную форму отдельных предметов, соблюдать в рисунке пространственные отношения словами (посередине, справа, слева), определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы, аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. | 7 | 7 |
Тематическое планирование
Предмет –изобразительное искусство.
Количество часов –34 .
№ | Наименование разделов, тем урока. | Кол-во часов | ||
Работа в классе | Работа с родителями | |||
I четверть | 4 ч. | 4 ч. | ||
1.1 | Декоративное рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу. | 1 | 1 | |
1.2 | Декоративное рисование узора в полосе. | 1 | 1 | |
1.3 | НРК Декоративное рисование узора в круге, с использованием элементов узора Коми народа. | 1 | ||
1.4 | Декоративное рисование орнамента в квадрате. | 1 | 1 | |
1.5 | Декоративное рисование в квадрате узора из веточек ели. | 1 | ||
II четверть | 4ч. | 4 ч. | ||
2.1 | Рисование с натуры овощей и фруктов. | 1 | 3 | |
2.2 | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы. | 1 | ||
2.3 | Рисование с натуры ветки ели. Беседа. | 1 | 1 | |
2.4 | Рисование с натуры елочных украшений. | 1 | ||
III четверть | 5 ч. | 5 ч. | ||
3.1 | Рисование с натуры праздничных флажков. | 1 | 1 | |
3.2 | Рисование на тему «Ветка с елочными игрушками». | 1 | 1 | |
3.3 | Рисование на тему «Снежные бабы». | 1 | 1 | |
3.4 | Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». | 1 | 2 | |
3.5 | НРК Рисование на тему «Город украшенный к празднику весны». | 1 | ||
IVчетверть | 4 ч. | 4 ч. | ||
4.1 | Рисование с натуры праздничного флажка. | 1 | 1 | |
4.2 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 | 1 | |
4.3 | НРК Рисование с натуры весенних цветов севера. Беседа | 2 | 2 |
Оценка знаний и умений.
При оценке знаний и умений по изобразительному искусству следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности, выполнения задания (ориентировку на листе бумаги, правильное выполнение разнообразных приёмов рисования, качество готового рисунка).
Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам качества:
Степень самостоятельности учащейся при выполнении заданий.
Характер деятельности (репродуктивная, творческая).
Качество выполняемых работ и итогового продукта.
Критерии оценивания
Оценка «5» ставится, если обучающаяся умеет
- передавать форму, величину, цвет и положение в пространстве изображённых предметов,
- умеет изображать предметы округлой формы,
- выполняет построение узоров;
Оценка «4» ставится ученице, если её работы в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», при выполнении рисунков допускает некоторые ошибки. Все недочёты в работе ученица легко исправляет при незначительной помощи учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если она неточно передаёт форму изображаемых предметов, требуется помощь учителя при выполнении рисунков.
Оценка «2» ставится, если ученица не усваивает программный материал, не может воспользоваться помощью учителя.
Основные требования к знаниям и умениям обучающейся
3 класс
-правильно держать тетрадь для рисования и кисточку;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
-использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать рисунок цветными красками, соблюдая контуры изображения;
-различать цвета.
Литература для учителей:
1.И.А.Грошенков Занятия изобразительным искусством ко вспомогательной школе, -М., «Просвещение», 1993 г.
2.Т.С.Комарова Занятия по изобразительной деятельности, -М., «Просвещение», 1991г.
3.С.А.Фёдоров, М Н. Семенова Изобразительное искусство, -М., «Просвещение», 1970г.
Интернет-источники:
https://sites.google.com›site/tkvgelearning/…