Программа коррекции и развития внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 15 March 2022


Программа коррекции и развития внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Среди психических явлений внимание занимает особое место: как отмечают многие психологи, оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы. Благодаря вниманию выражаются интересы, определяется направленность личности. Внимание выступает как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

 Для всех детей с ОВЗ (дети с ЗПР) характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. Отмечается недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания, быстрая истощаемость, что в свою очередь, приводит к снижению темпа деятельности в процессе работы. Характерно, что нарушение внимания в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение, концентрация, устойчивость на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Дети с ЗПР, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Таким образом, развитие внимания является действительно очень важной коррекционной задачей. В связи с этим мы определили цель нашей работы: коррекция и развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Для развития и коррекции внимания детей с ОВЗ была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 15 занятий, которые проходят 1 раз в неделю, длительность занятия 20 – 25 минут. Занятия по развитию внимания проводятся в индивидуальной и м\групповой форме (2 человека)


Цель: создание оптимальных возможностей и условий для развития внимания; развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема); развитие эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение;

развивать сенсорное, слуховое, моторно - двигательное внимание;

развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;

способствовать повышению познавательного интереса;

способствовать повышению мотива достижения успеха и снижения мотивации избегания неудачи, развитие самооценки.

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:

Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.

Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.

Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, чтобы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является повышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, невозможность долго сидеть на одном месте. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.

4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника - игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.

5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, память. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.

9. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием.

11. Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.

Требования к реализации программы

Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими низкий уровень развития свойств внимания. Система занятий предназначена для коррекции внимания у детей с особенностями психофизического развития. Предлагаемая программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от усвоения программного материала ребенком. Каждое занятие программы включает в себя графические задания, которые направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве.

Структура занятия:

I. Вводная часть (Разминка.) 2-3 мин

Цель: настроить ребенка на положительную работу.

Упражнения на переключение внимания и ориентировку в окружающем: «Найди в кабинете игрушку», «Что изменилось», «Ищи безостановочно»
Развитие активного слухового внимания: «Смотри на руки», «Слушай команду», «Слушай звуки»

II. Основная часть: 10 мин

Цель: коррекция основных видов и свойств памяти.

1. Развитие произвольности, концентрации, устойчивости внимания, навыков графической деятельности: «Найди все отличия», «Найди дорожку», «Сравни картинки», «Срисовывание по клеточкам», «Найди и зачеркни», «Корректурная проба», «Дорисуй» (работа в рабочей тетради-10 мин)

2.Развитие моторно-двигательного внимания «Слушай и исполняй», «Замри», «День-ночь», «Кто летает?» (динамическая пауза-2-3 мин)

3. Развитие внимания и мелкой моторики рук «Развивающие кубики», «Разноцветные кубики», «Найди два одинаковых предмета», «Исключение лишнего», «Выкладывание предложенного узора из палочек», «Нанизывание бусинок по образцу», «Выкладывание узора из мозаики по образцу», «Конструирование по образцу», «Сложи картинку» (игры с дидактическими пособиями- 7 мин)

III. Заключительная часть: 2 мин

Рефлексия проведенного занятия

Материально-техническое обеспечение:

Рабочие тетради

Дидактические игры, картинки на развитие свойств внимания

Простые и цветные карандаши

Игры и пособия для развития моторики рук (кубики, счётные палочки, мозаика, бусины)

Игрушки

Предполагаемые результаты:

Внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к норме;

Обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения;

Расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.








Комплекс занятий на развитие внимания у детей 5-7 лет с ЗПР


Занятие № 1

Задачи: настроить на работу; развитие активного внимания; развитие сенсорного внимания, объема внимания; развитие моторно – двигательного внимания.

Вводная часть.

Упражнение «Найди в кабинете игрушку». Игра «Слушай звуки»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Дорисуй»

2. Игра «Кто летает?» (динамическая пауза)

3. Д\игра «Круг, треугольник, квадрат»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 2

Задачи: развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания и переключение внимания, развитие моторно – двигательного внимания

Вводная часть.

Упражнение «Найди в кабинете игрушку». Игра «Что слышно?»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Лабиринты»

2. Игра «Кто летает?» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Выкладывание узора из палочек по образцу»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 3

Задачи: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, сенсорного и слухового внимания,

I. Вводная часть.

Упражнение «Найди в кабинете игрушку». Игра «Смотри на руки»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Раскрась также»

2. Упражнение «Слушай и исполняй» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Найди одинаковые предметы»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 4

Задачи: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие моторно – двигательной памяти, воспитание выдержки

Вводная часть

Упражнение «Что изменилось» Игра «Что слышно?»

Основная часть.

1. Упражнение «Найди и зачеркни»

2. Упражнение «Слушай и исполняй» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Выложи по образцу»

III. Заключительная часть (рефлексия)

Занятие № 5

Задачи: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, воспитание выдержки

I. Вводная часть

Упражнение «Ищи безостановочно». Игра «Что слышно?»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Выполни по образцу»

2. Игра «День-ночь» (динамическая пауза)

3. Игра «Кто сбежал из зоопарка?»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 6

Задачи: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие моторно – двигательной памяти

I. Вводная часть

Упражнение «Ищи безостановочно» Игра «Слушай команду»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Найди и раскрась лишний»

2. Игра «День-ночь» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Сложи картинку по образцу»

III. Заключительная часть (рефлексия)

Занятие № 7

Задачи: развитие сенсорного внимания, произвольного внимания, мелкой моторики, координации и ритмизации движений

I. Вводная часть

Упражнение «Ищи безостановочно» Игра «Что слышно?»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Лабиринты»

2. Игра «Запомни движение и повтори» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Найди отличия»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 8

Задачи: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, развитие моторно – двигательной памяти, координации и ритмизации движений.

I. Вводная часть

Игра «По новым местам». Упражнение «Попади в цель»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Дорисуй»

2. Игра «Запомни движение и повтори» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Выкладывание узора из палочек по образцу»

III. Заключительная часть (рефлексия)





Занятие № 9

Задачи: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, развитие моторно – двигательной памяти, координации и ритмизации движений.

I. Вводная часть

Игра «По новым местам». Упражнение «Попади в цель»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Найди и зачеркни»

2. Игра «Запретные движения» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Конструирование по образцу»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 10

Задачи: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, развитие моторно – двигательной памяти, координации и ритмизации движений.

I. Вводная часть

Игра «Ищи безостановочно». Упражнение «Попади в цель»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Найди пару и раскрась»

2. Игра «Запретные движения» (динамическая пауза)

3. Игра «Кто сбежал из зоопарка?»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 11

Задачи: Формирование слухового и сенсорного внимания, развитие моторно – двигательной памяти, воспитание выдержки, произвольности поведения

I. Вводная часть

Игра «Кто знает, пусть дальше считает». Упражнение «Что слышно»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Нарисуй такой же»

2. Игра «Стоп, хлоп, раз!» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Круг, треугольник, квадрат»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 12

Задачи: Формирование слухового и сенсорного внимания, развитие моторно – двигательной памяти, воспитание выдержки, произвольности поведения

I. Вводная часть

Игра «Ищи безостановочно». Упражнение «Попади в цель»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Выполни по образцу»

2. Игра «Стоп, хлоп, раз!» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Что изменилось?»

III. Заключительная часть (рефлексия)





Занятие № 13

Задачи: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, развитие моторно – двигательной памяти, координации и ритмизации движений.

I. Вводная часть

Игра «Хлопни в ладоши». Упражнение «Смотри на руки»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Лабиринты»

2. Игра «Делай как я» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Выложи по образцу»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 14

Задачи: Формирование слухового и сенсорного внимания, развитие моторно – двигательной памяти, воспитание выдержки, произвольности поведения

I. Вводная часть

Игра «Хлопни в ладоши». Упражнение «Смотри на руки»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Найди и раскрась лишний»

2. Игра «Делай как я» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Выкладывание узора из мозаики»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Занятие № 15

Задачи: Формирование слухового и сенсорного внимания, развитие моторно – двигательной памяти, воспитание выдержки, произвольности поведения

I. Вводная часть

Игра «Хлопни в ладоши». Упражнение «Попади в цель»

II. Основная часть.

1. Упражнение «Найди и зачеркни»

2. Игра «Делай как я» (динамическая пауза)

3. Упражнение «Что изменилось?»

III. Заключительная часть (рефлексия)


Литература

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 2000

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.

Григорьева Л.П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. // Ж. Дефектология № 1, 2002

Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1977.

Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс,1998

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л. «Наука»,1985

Иванов М. М. Техника эффективного запоминания.

Малашинская Л.И., Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. =104 с.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.

Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. С. 21. ** Там же.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации