Календарный план с определением заданий по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
Тема | Кол-во часов | Основной вид деятельности обучающихся | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||
1-ый модуль | ||||
Обследование | | |||
Человек Артикуляция: звук «А» | | Рассматривание схемы тела человека. Называние частей тела с опорой на реальные предметы и картинки. Упражнение “Это Я”. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого – упражнение “Покажи на себе и на кукле”, “Зеркало”. | Рассматривание схемы тела человека. Д.и. «Покажи где». Развивать общую моторику и координацию движений, подражательность – упражнение “Это Я”. | Рассматривание схемы тела человека. Д.и. «Покажи где». Развивать общую моторику и координацию движений, подражательность – упражнение “Это Я”. |
Помещение школы | | Экскурсия по школе. Ознакомление с расположением классного кабинета, столовой, туалета, гардероба и тд. Выполнение поручений по словесному поручению учителя. | Экскурсия по школе. Ознакомление с расположением классного кабинета, столовой, туалета, гардероба и тд. | Ознакомление с расположением классного кабинета, столовой, туалета, гардероба. Ориентирование в классном кабинете. |
Семья Артикуляция: звук «У» | | Формировать умение показывать и называть членов своей семьи – упражнение “Кто это?” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Формировать умение отвечать на вопрос кто это? Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля). Пальчиковая игра “Моя семья”. | Формировать умение показывать членов своей семьи – упражнение “Покажи, где” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля). Пальчиковая игра “Моя семья”. | Формировать умение показывать членов своей семьи – упражнение “Покажи, где” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Пальчиковая игра “Моя семья”. |
2-ой модуль | ||||
Осень Артикуляция: «АУ» | | Рассматривание картин об осени. Запоминать короткие патешки об осени. Д.и. «Осень, осень приходи!» | Рассматривание картин об осени. Д.и. «Осень, осень приходи!». Дыхательное упражнение «Листопад». Д.и. «Выполни команду» | Рассматривание картин об осени. Д.и. «Осень, осень приходи!». |
Овощи Артикуляция: «УА» | | Подбор обобщающего слова. Рассматривание и называние овощей. Игра “Где много, а где мало?” Д.И. “У кого картинка?” (парные картинки). Пальчиковые игры. | Рассматривание овощей. Упражнение “У кого картинка?” (парные картинки). Пальчиковые игры. | Рассматривание овощей. Упражнение “Узнай и покажи овощ”. Пальчиковые игры. |
Фрукты Артикуляция: «И» | | Подбор обобщающего слова. Рассматривание и называние овощей. Игра “Где много, а где мало?” Д.И. “У кого картинка?” (парные картинки). Пальчиковые игры. | Рассматривание овощей. Упражнение “У кого картинка?” (парные картинки). Пальчиковые игры. | Рассматривание овощей. Упражнение “Узнай и покажи овощ”. Пальчиковые игры. |
Овощи и фрукты Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты» | | Подбор обобщающего слова. Упражнение “Покажи картинку”. Д.И. «Разложи правильно». Пальчиковые игры. | Упражнение “Покажи картинку”. Д.И. «Разложи правильно». Пальчиковые игры. | Упражнение “Покажи картинку”. Д.И. «Разложи правильно». Пальчиковые игры. |
3-ий модуль | ||||
Одежда Артикуляция: «О» | | Подбор обобщающего слова. Упражнение “Отгадай загадку – покажи отгадку”. Обучать пониманию вопросов где? кто? кому? Упражнение “Найди два одинаковых платья, которые сшила мышка”. Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» | Упражнение “Отгадай загадку – покажи отгадку”. Упражнение “Найди два одинаковых платья, которые сшила мышка”. Пальчиковые игры. | Упражнение “Отгадай загадку – покажи отгадку”. Упражнение “Найди два одинаковых платья, которые сшила мышка”. Пальчиковые игры. |
Игрушки Артикуляция: «ИО» | | Подбор обобщающего слова. Упражнение “Покажи”. Различение и называние цветов. Подвижная игра “Мишка с куклой”. Пальчиковая игра “Барабанщики”. Дыхательное упражнение. | Обучать умению Упражнение “Покажи”. Пальчиковая игра “Барабанщики”. Договаривание за логопедом звуков и слогов. Дыхательное упражнение. | Упражнение “Покажи”. Пальчиковая игра “Барабанщики”. Дыхательное упражнение. Игра с кубиками «Построй как я» |
Посуда Артикуляция: «Н – Н*», НА, НО, НУ | | Подбор обобщающего слова. У кого – д/и “У кого?”, лото “Посуда” (у меня, у Вани, у Ани и т.д.). Д.И. «Внимательные ушки». Пальчиковые игры. | у кого – д/и “У кого?”, лото “Посуда” (у меня, у Вани, у Ани и т.д.). Подговаривание патешек. Пальчиковые игры. | Упражнение “Покажи”. Пальчиковые игры. |
Домашние животные Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА | | Подбор обобщающего слова. Лото “Домашние животные”. Лото “Один-много”. Упражнение “Как кричит?”. Пальчиковые игры. | Лото “Домашние животные”. Упражнение “Как кричит?”. Пальчиковые игры. | Лото “Домашние животные”. Пальчиковые игры. |
Дикие животные | | Подбор обобщающего слова. Игра “Лото”. Д/и “Мишка и зайчик”. Пальчиковые игры. | Игра “Лото”. Пальчиковые игры. | Игра “Лото”. Пальчиковые игры. |
Новогодний праздник Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ | | Учить узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук , учить проводить волнистые линии –упражнение “Обведи гирлянды по точкам”. Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди две одинаковые ёлочные игрушки”. | Учить узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, учить проводить волнистые линии –упражнение “Обведи гирлянды по точкам”. | Учить узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. |
4-ый модуль | ||||
Новогодний праздник Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ | | Учить узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук , учить проводить волнистые линии –упражнение “Обведи гирлянды по точкам”. Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди две одинаковые ёлочные игрушки”. | Учить узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, учить проводить волнистые линии –упражнение “Обведи гирлянды по точкам”. | Учить узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. |
Зима Артикуляция: «К-К*», «Г-Г*» | | Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, учить проводить прямые горизонтальные линии – упражнение “Прокати комочки по дорожкам”. Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди каждому снеговику пару”. Обучать умению группировать предметы по цвету, закреплять знания основных цветов и умение их различать – упражнение “Найди рукавички одинакового цвета”. | Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, учить проводить прямые горизонтальные линии – упражнение “Прокати комочки по дорожкам”. Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди каждому снеговику пару”. Обучать умению группировать предметы по цвету, закреплять знания основных цветов и умение их различать – упражнение “Найди рукавички одинакового цвета”. | Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, учить проводить прямые горизонтальные линии – упражнение “Прокати комочки по дорожкам”. Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди каждому снеговику пару”. |
Транспорт Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы» | | Подбор обобщающего слова. Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать транспорт (машину, поезд, пароход, самолет) – игра “Лото”. Закреплять умение выполнять простые действия типа: покажи машину (самолет, пароход, поезд), возьми машину, покатай машину. Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, за, около, от, из – упражнение “Что где?” Развивать речевой слух, умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – упражнение “Найди картинку” (парные картинки). Развивать слуховое внимание, восприятие на слух различных транспортных шумов – игра “Звуки улицы”. | Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать транспорт (машину, поезд, пароход, самолет) – игра “Лото”. Закреплять умение выполнять простые действия типа: покажи машину (самолет, пароход, поезд), возьми машину, покатай машину. Развивать речевой слух, умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – упражнение “Найди картинку” (парные картинки). | Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать транспорт (машину, поезд, пароход, самолет) – игра “Лото”. Закреплять умение выполнять простые действия типа: покажи машину (самолет, пароход, поезд), возьми машину, покатай машину. |
День защитника отечества | | Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Что делает человечек?” Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Вот солдатики идут”. Развивать силу кистей рук и быстроту движения пальцев – пальчиковая игра “Барабанчики”. | Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Что делает человечек?” Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Вот солдатики идут”. | Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Что делает человечек?” Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Вот солдатики идут”. |
5-ый модуль | ||||
День защитника отечества | | Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Что делает человечек?” Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Вот солдатики идут”. Развивать силу кистей рук и быстроту движения пальцев – пальчиковая игра “Барабанчики”. | Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Что делает человечек?” Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Вот солдатики идут”. | Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Что делает человечек?” Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Вот солдатики идут”. |
Транспорт | | - | | |
Мама, мамин праздник Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*», | | Учить узнавать предметы по словесному описанию – упражнение “Подарок для мамы”. Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп – половник). | Учить узнавать предметы по словесному описанию – упражнение “Подарок для мамы”. Учить строить фразы из двух слов: это мама, вот папа, тут баба. | Учить узнавать предметы по словесному описанию – упражнение “Подарок для мамы”. |
Дикие животные | | Подбор обобщающего слова. Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме “Дикие животные” - д/и “У кого картинка?” Учить отгадывать предметы по словесному описанию. Учить понимать грамматические категории числа существительных и глаголов и вопросы к ним: что делает? что делают? Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около – упражнение “Белочка и грибы”. | Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме “Дикие животные” - д/и “У кого картинка?” Учить отгадывать предметы по словесному описанию. | Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме “Дикие животные” - д/и “У кого картинка?” Учить отгадывать предметы по словесному описанию. |
Части суток Артикуляция: «Й», «ЙА», | | | | |
Мебель Артикуляция: «Й», «ЙУ», | | Подбор обобщающего слова. Формировать обобщающее понятие “мебель”, уточнять и расширять пассивный словарь по теме (названия предметов мебели и их назначения) – упражнение “Посидим, полежим!” Расширять пассивный глагольный словарь: пойди, возьми, покажи, спать, сидеть, хранить – упражнение “Что для чего?”. Пополнять словарь детей прилагательными: большой, маленький. Формировать умение договаривать слоги – упражнение “Дом большой, дом маленький”. | Формировать обобщающее понятие “мебель”, уточнять и расширять пассивный словарь по теме (названия предметов мебели и их назначения) – упражнение “Посидим, полежим!” | Формировать обобщающее понятие “мебель”, уточнять и расширять пассивный словарь по теме (названия предметов мебели и их назначения) – упражнение “Посидим, полежим!” |
Весна Артикуляция: «Й», «ЙЭ», | | | | |
Промежуточная аттестация | | Тестирование | ||
6-ой модуль | ||||
Профессии Артикуляция: «С» | | | | |
Птицы весной Артикуляция: «С*» | | Развивать речевой слух – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – д/и “Найди картинку”. Развивать зрительное внимание, учить быстро и самостоятельно находить одинаковые предметы – упражнение “Найди двух одинаковых птичек”. | Развивать речевой слух – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – д/и “Найди картинку”. Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди двух одинаковых птичек”. | Развивать речевой слух – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – д/и “Найди картинку”. Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди двух одинаковых птичек”. |
Деревья Артикуляция: «С» | | | | - |
Цветы Артикуляция: «З» | | Подбор обобщающего слова. Уточнять и обогащать словарь по теме существительными – названиями цветов: одуванчик, ромашка, мак, лютик, кашка; существительными – названиями частей растений: стебель, листья, цветок; формировать обобщающее понятие “цветы”. Развивать речевой слух, обучать различению слов сходных по звучанию и отличающихся одним звуком: мак, лак, рак, мал, мак, Мук – упражнение “Слушай внимательно”. | Уточнять и обогащать словарь по теме существительными – названиями цветов: одуванчик, ромашка, мак, лютик, кашка; формировать обобщающее понятие “цветы”. Развивать зрительное внимание, умение находить одинаковые предметы – упражнение “Подбери пару каждому цветочку”. | Уточнять и обогащать словарь по теме существительными – названиями цветов: одуванчик, ромашка, мак, лютик, кашка; формировать обобщающее понятие “цветы”. |
Части тела | | Формировать пассивный словарь по теме: голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза, понимание целостных словосочетаний – упражнение “Что делает?” Развивать кисти рук, подражание движениям рук взрослого, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи – упражнение “Ладошки”. | Формировать пассивный словарь по теме: голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза, понимание целостных словосочетаний – упражнение “Что делает?” Развивать кисти рук, подражание движениям рук взрослого, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи – упражнение “Ладошки”. | Формировать пассивный словарь по теме: голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза, понимание целостных словосочетаний – упражнение “Что делает?” Развивать кисти рук, подражание движениям рук взрослого, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи – упражнение “Ладошки”. |
Лето | | Уточнять и расширят пассивный глагольный словарь – д/и “Выполняй команды!” ; “Что делает человечек?” | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |