12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучина Екатерина Юрьевна392
увлекающийся педагог
Россия, Коми респ., Ухта
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»


Путешествие Красной шапочки
PPTX / 11.51 Мб

Методическая разработка урока.

Пояснительная записка.


Обобщающий урок по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» с обучающимися классов специальной (коррекционной) школы по Адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

При обучении используется учебное издание «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

Данный урок представляет собой обобщение изученного за год материала по предмету «Альтернативная коммуникация». На уроке присутствуют все обучающиеся коррекционного курса (с 1-го по 5-ый классы) в количестве 19 человек. Урок проводится в формате итогового праздничного мероприятия в присутствии родителей обучающихся.

Контингент обучающихся – это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Такие дети отличаются крайне низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью. Они способны лишь на некоторое время концентрировать внимание на изучаемом объекте. С целью здоровьесбережения учебный материал преподносится дозированно, преимущественно в игровой форме, с достаточным количеством динамических и нейродинамических пауз. Обучение осуществляется с помощью чередующегося наглядного и практического материала. С целью обогащения чувственного опыта, активизации познавательных процессов и вызывания положительного эмоционального отклика обучающихся регулярно используются «сюрпризные моменты», кукольный театр, сказкотерапия.










Технологическая карта урока.


Тема урока: «Путешествие Красной Шапочки»

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.


Цель: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки обучающихся по предмету.

Задачи:

- образовательные – обогащение активного и пассивного словаря расширением представлений о свойствах предметов и явлений; создание условий для восприятия, осознания, дифференциации обучающимися основных цветов, овощей и фруктов путем использования специальных приемов; использование методов, способствующих активизации инициативы обучающихся;


- коррекционно-развивающие – коррекция и развитие мышления через постановку проблемной ситуации и выполнения программированных заданий; развитие и коррекция произвольного внимания через обогащение чувственного опыта; развитие и коррекция самопознания и эмоционального интеллекта; развитие артикуляционного аппарата; коррекция речевого дыхания; коррекция зрительного восприятия; коррекция фонематического слуха и слухового восприятия; коррекция тонкой и общей моторики через организацию динамических и нейродинамических пауз;


- воспитательные – воспитание мотивации к учению; создание положительного эмоционального настроя обучающихся; воспитание чувства ритма; создание благоприятного психологического климата; воспитание положительных нравственных качеств детей.


Оборудование: экран, флипчарт с магнитами, музыкальное оформление, разноцветные ленты с кольцами, разноцветные обручи, корзинка, пирожки с загадками, карточки с изображением фруктов и овощей, пазлы с изображением домика бабушки, ватман с изображением цветка, маркеры настроения-цветные лепестки, костюмы Волка и Красной шапочки.


Ход урока.


п/п

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы и приемы работы

1.

Орг.

момент

Слайд «Весна»

Звучит музыка, Выход Красной Шапочки.

В зал вприпрыжку вбегает КШ, размахивая корзинкой.

КШ: Наступила весна! Как я люблю это время года. Солнышко светит долго. Снег растаял. Птицы вернулись в родные края и весело щебечут. В лесу появляются первоцветы! А самое главное, теперь я могу спокойно навестить свою бабушку! Заждалась она меня!

Да, вижу я не одна на лесной полянке. Сколько ребят здесь собралось!?

Здравствуйте, друзья!

КШ: Как вас много! Вы знаете, кто я? (...) Угадали! А как вас зовут? На счет 3 громко называйте свое имя! 1,2,3!

Всей компании пламенный привет,

Получить хочу я на вопрос ответ.

Кто здесь хлопать, умеет громче?

Родители, мальчишки иль девчонки

И первыми пусть начинают мальчики!

Хлопайте громче, не жалейте пальчики!  Молодцы!

А может, получится громче немножко,

Когда у нас захлопают девочек ладошки?!  Здорово!

Не определить никак нам победителей,

Послушаем, пожалуй, мы – родителей!

Молодцы! Хлопали громко и дружно!

А теперь всем сразу похлопать нужно! 


слушают музыку


с интересом разглядывают героиню






Дети здороваются, отвечают на вопрос, играют с КШ




мальчики хлопают в ладоши

девочки хлопают в ладоши



дружно аплодируют


визуализация


элемент театрализации







диалог


практические упражнения

2.

Постановка цели и задач урока.

КШ: Ну вот и познакомились! А я в гости к бабушке собралась. Хотите отправиться со мной? (…) Здорово! Тогда сегодня мы вместе отправимся в Сказочный Лес, чтобы навестить мою бабушку! А на чем мы туда отправимся, узнаем, если отгадаем загадку:

Птица по небу летит, но крылом не шевелит. Замечательный полёт совершает … (Самолет)

Слайд «Самолет»

КШ: Точно! На самолете! Мы полетим под музыку. Давайте разучим движения.

Флешмоб «Самолет»


Слайд «Сказочный Лес»

КШ: Ух ты! Вот мы и здесь! Скоро я встречу бабушку и буду ее угощать! Кстати, ребята, как вы думаете? Что у меня в корзинке? (…)

КШ открывает корзинку

и с удивлением обнаруживает пропажу пирожков

КШ: А пирожков-то нет! Видно, пока я по лесу гуляла, пирожки-то растеряла!

КШ расстраивается

отвечают на вопросы






отгадывают загадку


выполняют танцевальные движения под музыку





отвечают на вопросы








частично-поисковые упражнения


беседа




визуализация

танец

(нейродинамический прием)



беседа




элемент театрализации



3.

Актуализация знаний

Звучит музыка Волка

Волк крадется через весь класс.

Подходит к детям, пугает их

Волк: Ууууу! Укушуууу! Что вы тут все делаете в моем лесуууу???

КШ: Здравствуйте, уважаемый Волк. Мы идем в гости к моей бабушке, угостить ее пирожками. Да только пирожки я потеряла…

Волк (трясет в лапах пирожки): Вот эти???

КШ: Да!!! Отдайте нам их поскорее, уважаемый Волк!

Волк: Ага! Размечтались! Я страсть какой голодный и злоооой! (делает страшный вид)

КШ: Я придумала! Давайте мы Вас развеселим! Поиграйте вместе с нами, и тогда у вас улучшится настроение. И вы станете добрым! Правда, ребята? Поиграем с Волком? (…)

Волк: Договорились! Если вам удастся меня раздобрить, пирожки ваши!

КШ: Ну и славно! Начинаем!

слушают музыку


общаются с волком










отвечают на вопросы

элемент театрализации




проблемная ситуация


демонстрация

4.

Обобщение и систематизация знаний

1) Игра на речевое дыхание «Весенний ветерок» Ребята, выбирайте ленточки. Ленту нужно поднять перед собой и подуть на нее. Вспоминайте, вдыхаем мы носом, а выдыхаем ртом. Весенний ветерок может быть легким и теплым, тогда ленточки развеваются слабо. А может быть настоящий ветер. Тогда ленточки развеваются сильно! Попробуем? (Звучит музыка для игр)

2) Подвижная игра «Цветы на полянке»

А теперь посмотрите на нашу полянку! Сколько цветов (обручей) на ней: красный, синий, желтый, зеленый. У каждого из вас ленточки такого же цвета, что и обручи. Пока звучит музыка, вы бегаете по полянке. Но только музыка остановится, вам нужно найти свой цветочек-обруч и встать в него! Можно поменяться ленточками и проиграть еще раз (также здесь играют родители, можно «подговорить» родителей занять неподходящий по цвету обруч и попросить детей все исправить) (Музыка для игр)

КШ: А знаете ли вы, господин Волк, чтобы быть умным нужно тренировать свои пальцы? Ведь наш интеллект находится на их кончиках!

Волк: Это как так?

КШ: А вот ребята наши знают, ведь каждое занятие они начинают с пальчиковой гимнастики. Правда, ребята? Может быть научим Волка?

3) Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Волк: Вот! Я уже почувствовал, что поумнел!

КШ: А может подобрел?

Волк: Недостаточно подобрел. Давайте теперь сыграем в мою любимую игру «Зайцы и волк»

4) Подвижная игра «Зайцы и волк» (Музыка для игр)

 На одной стороне площадки зайцы, на другом конце площадки (в овраге) – волк.

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

   Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда КШ произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг.

Волк: Вот теперь и мне весело! Забирайте свои пирожки!

Тем более, пирожки я не люблю! (отдает пирожки КШ)

Но мне интересно, пирожки у вас с чем?



выбирают ленточки по цвету


дуют на ленточки с разной силой




играют

двигаются

ищут свои обручи


находят «ошибки» родителей

складывают ленточки

и садятся на свои места





отвечают на вопросы




выполняют знакомую пальчиковую гимнастику вместе с героями, проговаривают по возможности стишок










слушают стишок

играют

двигаются

смеются


изображают зайцев





повторяют игру несколько раз.




практические упражнения







практические упражнения

(нейродинамический прием)


поисковые упражнения











практические упражнения

(нейродинамический прием)












слушание и осмысление стишка



подражание





практические упражнения


5.

Применение знаний и умений в новой ситуации

КШ: Спасибо, дорогой наш Волк! Угадаете вместе с ребятами, с чем наши пирожки?


Загадки прикреплены на пирожках. После разгадывания загадок пирожки складываются в корзинку


Листик к листику прижался, Червячок чтоб не забрался. Мне нужна всегда водица, Чтобы силой укрепиться. И расту я густо, густо- Я зелёная… (Капуста)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко) 

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
(Картошка)

В огороде — желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. 
(Тыква)

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)

Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала … (Груша)

КШ: Ребята! Посмотрите, так с чем же у нас пирожки? На какие две группы можно разделить начинки для пирожков?








отгадывают загадки


выходят к столу и находят карточку с изображением подходящих «начинок»


прикрепляют карточку-ответ на флипчарт


отвечают на вопрос


разделяют начинки на фрукты и овощи


делают вывод








поисковые упражнения


демонстрация предметных картинок


практические упражнения


синтез


анализ

6.

Контроль усвоения

Волк: Какие ребята все смышлёные и весёлые! А еще смелые и очень добрые! Мне было с вами очень интересно, а теперь пора по своим волчьим делам бежать! Я вас не забуду, и вы не поминайте лихом! УУУ! Волк убегает.

КШ: Ну, вот! Убежал Волк! Здорово он нас напугал, правда, ребята? А нам пора идти дальше! Смотрите, что у меня в корзинке еще нашлось!

Два набора больших пазлов с изображением Домика Бабушки для детей и родителей.

КШ: Ох, как же наши команды отлично справились со своей задачей. Что же у вас получилось? Да, это же Домик моей бабули!

Слайд «Домик Бабушки»



Прощаются с Волком






отвечают на вопросы


параллельно с родителями собирают большие пазлы










демонстрация


практическое упражнение «пазл»


демонстрация



7.

Рефлексия

КШ: Ну вот мы и пришли! Спасибо, ребята, что проводили меня. Одна бы я точно не справилась! Вам понравилось наше увлекательное путешествие? (…..) Мне тоже очень понравилось с вами. Поглядите какой огромный цветок распустился возле бабушкиного дома. Но от сильного ветра многие лепестки опали. Ребята, вы хотите вернуть цветку его прежнюю красоту? Тогда выбирайте лепесток и приклеивайте к серединке цветка.

КШ: Какой прекрасный цветок! Молодцы, ребята! Вот бабушка обрадуется, когда увидит! Побегу и расскажу ей! До свидания, ребята! До новых встреч!!!

Звучит музыка Красной Шапочки. КШ делает круг по классу. Машет на прощанье рукой и убегает из класса.

отвечают на вопросы


выбирают синие, красные, зеленые и желтые лепестки, приклеивают (самостоятельно либо с помощью педагога) к цветку на ватмане

прием рефлексии


демонстрация


практические упражнения



Самоанализ урока.

Организационный компонент урока:

Урок проводился в соответствии с тематическим планированием.

Урок соответствует содержанию, возрастным и познавательным возможностям обучающихся.

Структура урока выдержана: материал преподносился дозировано и последовательно, прослеживалась взаимосвязь с предыдущими занятиями, осуществлялась преемственность этапов урока, оптимально распределялось время, органично чередовался учебный материал с динамическими паузами.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.


В соответствии с типом занятия была предусмотрена его следующая структура:

Организационный момент.

Постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Контроль усвоения знаний.

Рефлексия.

Структура урока соответствовала методике его проведения в специальной (коррекционной) школе. Считаю, что выбранная структура рациональна, так как позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

Этапы урока взаимосвязаны, логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного этапа к другому, рационально распределено время на каждый из них. Коррекционно-развивающий материал отобран в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся.

Готовность к уроку была обеспечена достаточно с присутствием необходимого оборудования.

Урок проходил в формате игровой программы с использованием элементов театрализации.

На этапе организационного момента был введен сказочный персонаж для активизации внимания обучающихся.

На втором этапе обучающиеся были органично подведены к постановке цели урока. Единогласно приняли решение отправиться в путешествие с Красной Шапочкой. Активно приняли участие во флешмобе.

На следующем этапе обучающиеся через постановку проблемной ситуации еще раз актуализировали цель своего путешествия. Для обогащения чувственного опыта детей с ТМНР был введен отрицательный сказочный персонаж- голодный и злой Волк. В качестве мотивационного компонента были использованы отобранные волком пирожки.

Этап обобщения и систематизации знаний прошел наиболее активно. Обучающимся было интересно наблюдать игру сказочных персонажей, им хотелось научить Волка тому, что они умеют сами. В ходе органично чередующихся по степени динамики заданий ребятам удалось раздобрить волка и заполучить пирожки.

На этапе применения знаний в новой ситуации обучающиеся узнали, с какой начинкой оказались пирожки: анализировали и синтезировали свои знания.

На этапе контроля знаний и умений обучающиеся попрощались с Волком, еще раз убедившись в том, что добро всегда побеждает зло. Приближаясь к окончанию пути дети и родители разделились на две команды и коллективно на полу собрали большие пазлы с изображением заветного Домика бабушки.

Этап рефлексии традиционно прошел на высоком эмоциональном фоне. Был представлен цветок с растерявшимися лепестками синего, красного, желтого и зеленого цветов. Детям было предложено приклеить недостающие лепестки к сердцевине цветка. Цветные лепестки являлись по сути маркерами детского настроения. Большинство приклеенных лепестков были желтого и зеленого цвета, чуть меньше красного и только один синий. Также на завершающем этапе был подведен итог урока, прокомментирована оценка деятельности обучающихся.

На всех этапах урока соблюдался принцип доступности и учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.

Длительность урока составила 35 минут. В течение учебного времени были организованы разнообразные смены видов деятельности, проводились динамические паузы, сопровождающиеся рифмованными стихотворениями, песнями. Таким образом, был соблюден здоровьесберегающий и охранительный режим детей с ОВЗ.

Интерес детей поддерживался в ходе всех предложенных видов деятельности. Обучающиеся активно участвовали в учебном процессе. Этому способствовало применение различных форм работы. Цель урока была достигнута. Задачи выполнены.









Спасибо за внимание!





t1670854989aa.png

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.