Урок коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» на тему «Путешествие Красной шапочки»
Путешествие Красной шапочки
PPTX / 11.51 Мб
Методическая разработка урока.
Пояснительная записка.
Обобщающий урок по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» с обучающимися классов специальной (коррекционной) школы по Адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).
При обучении используется учебное издание «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
Данный урок представляет собой обобщение изученного за год материала по предмету «Альтернативная коммуникация». На уроке присутствуют все обучающиеся коррекционного курса (с 1-го по 5-ый классы) в количестве 19 человек. Урок проводится в формате итогового праздничного мероприятия в присутствии родителей обучающихся.
Контингент обучающихся – это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Такие дети отличаются крайне низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью. Они способны лишь на некоторое время концентрировать внимание на изучаемом объекте. С целью здоровьесбережения учебный материал преподносится дозированно, преимущественно в игровой форме, с достаточным количеством динамических и нейродинамических пауз. Обучение осуществляется с помощью чередующегося наглядного и практического материала. С целью обогащения чувственного опыта, активизации познавательных процессов и вызывания положительного эмоционального отклика обучающихся регулярно используются «сюрпризные моменты», кукольный театр, сказкотерапия.
Технологическая карта урока.
Тема урока: «Путешествие Красной Шапочки»
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
Цель: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки обучающихся по предмету.
Задачи:
- образовательные – обогащение активного и пассивного словаря расширением представлений о свойствах предметов и явлений; создание условий для восприятия, осознания, дифференциации обучающимися основных цветов, овощей и фруктов путем использования специальных приемов; использование методов, способствующих активизации инициативы обучающихся;
- коррекционно-развивающие – коррекция и развитие мышления через постановку проблемной ситуации и выполнения программированных заданий; развитие и коррекция произвольного внимания через обогащение чувственного опыта; развитие и коррекция самопознания и эмоционального интеллекта; развитие артикуляционного аппарата; коррекция речевого дыхания; коррекция зрительного восприятия; коррекция фонематического слуха и слухового восприятия; коррекция тонкой и общей моторики через организацию динамических и нейродинамических пауз;
- воспитательные – воспитание мотивации к учению; создание положительного эмоционального настроя обучающихся; воспитание чувства ритма; создание благоприятного психологического климата; воспитание положительных нравственных качеств детей.
Оборудование: экран, флипчарт с магнитами, музыкальное оформление, разноцветные ленты с кольцами, разноцветные обручи, корзинка, пирожки с загадками, карточки с изображением фруктов и овощей, пазлы с изображением домика бабушки, ватман с изображением цветка, маркеры настроения-цветные лепестки, костюмы Волка и Красной шапочки.
Ход урока.
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы | ||||||
1. | Орг. момент | Слайд «Весна» Звучит музыка, Выход Красной Шапочки. В зал вприпрыжку вбегает КШ, размахивая корзинкой. КШ: Наступила весна! Как я люблю это время года. Солнышко светит долго. Снег растаял. Птицы вернулись в родные края и весело щебечут. В лесу появляются первоцветы! А самое главное, теперь я могу спокойно навестить свою бабушку! Заждалась она меня! Да, вижу я не одна на лесной полянке. Сколько ребят здесь собралось!? Здравствуйте, друзья! КШ: Как вас много! Вы знаете, кто я? (...) Угадали! А как вас зовут? На счет 3 громко называйте свое имя! 1,2,3! Всей компании пламенный привет, Получить хочу я на вопрос ответ. Кто здесь хлопать, умеет громче? Родители, мальчишки иль девчонки И первыми пусть начинают мальчики! Хлопайте громче, не жалейте пальчики! Молодцы! А может, получится громче немножко, Когда у нас захлопают девочек ладошки?! Здорово! Не определить никак нам победителей, Послушаем, пожалуй, мы – родителей! Молодцы! Хлопали громко и дружно! А теперь всем сразу похлопать нужно! | слушают музыку с интересом разглядывают героиню Дети здороваются, отвечают на вопрос, играют с КШ мальчики хлопают в ладоши девочки хлопают в ладоши дружно аплодируют | визуализация элемент театрализации диалог практические упражнения | ||||||
2. | Постановка цели и задач урока. | КШ: Ну вот и познакомились! А я в гости к бабушке собралась. Хотите отправиться со мной? (…) Здорово! Тогда сегодня мы вместе отправимся в Сказочный Лес, чтобы навестить мою бабушку! А на чем мы туда отправимся, узнаем, если отгадаем загадку: Птица по небу летит, но крылом не шевелит. Замечательный полёт совершает … (Самолет) Слайд «Самолет» КШ: Точно! На самолете! Мы полетим под музыку. Давайте разучим движения. Флешмоб «Самолет» Слайд «Сказочный Лес» КШ: Ух ты! Вот мы и здесь! Скоро я встречу бабушку и буду ее угощать! Кстати, ребята, как вы думаете? Что у меня в корзинке? (…) КШ открывает корзинку и с удивлением обнаруживает пропажу пирожков КШ: А пирожков-то нет! Видно, пока я по лесу гуляла, пирожки-то растеряла! КШ расстраивается | отвечают на вопросы отгадывают загадку выполняют танцевальные движения под музыку отвечают на вопросы | частично-поисковые упражнения беседа визуализация танец (нейродинамический прием) беседа элемент театрализации | ||||||
3. | Актуализация знаний | Звучит музыка Волка Волк крадется через весь класс. Подходит к детям, пугает их Волк: Ууууу! Укушуууу! Что вы тут все делаете в моем лесуууу??? КШ: Здравствуйте, уважаемый Волк. Мы идем в гости к моей бабушке, угостить ее пирожками. Да только пирожки я потеряла… Волк (трясет в лапах пирожки): Вот эти??? КШ: Да!!! Отдайте нам их поскорее, уважаемый Волк! Волк: Ага! Размечтались! Я страсть какой голодный и злоооой! (делает страшный вид) КШ: Я придумала! Давайте мы Вас развеселим! Поиграйте вместе с нами, и тогда у вас улучшится настроение. И вы станете добрым! Правда, ребята? Поиграем с Волком? (…) Волк: Договорились! Если вам удастся меня раздобрить, пирожки ваши! КШ: Ну и славно! Начинаем! | слушают музыку общаются с волком отвечают на вопросы | элемент театрализации проблемная ситуация демонстрация | ||||||
4. | Обобщение и систематизация знаний | 1) Игра на речевое дыхание «Весенний ветерок» Ребята, выбирайте ленточки. Ленту нужно поднять перед собой и подуть на нее. Вспоминайте, вдыхаем мы носом, а выдыхаем ртом. Весенний ветерок может быть легким и теплым, тогда ленточки развеваются слабо. А может быть настоящий ветер. Тогда ленточки развеваются сильно! Попробуем? (Звучит музыка для игр) 2) Подвижная игра «Цветы на полянке» А теперь посмотрите на нашу полянку! Сколько цветов (обручей) на ней: красный, синий, желтый, зеленый. У каждого из вас ленточки такого же цвета, что и обручи. Пока звучит музыка, вы бегаете по полянке. Но только музыка остановится, вам нужно найти свой цветочек-обруч и встать в него! Можно поменяться ленточками и проиграть еще раз (также здесь играют родители, можно «подговорить» родителей занять неподходящий по цвету обруч и попросить детей все исправить) (Музыка для игр) КШ: А знаете ли вы, господин Волк, чтобы быть умным нужно тренировать свои пальцы? Ведь наш интеллект находится на их кончиках! Волк: Это как так? КШ: А вот ребята наши знают, ведь каждое занятие они начинают с пальчиковой гимнастики. Правда, ребята? Может быть научим Волка? 3) Пальчиковая гимнастика «Дом» Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! Волк: Вот! Я уже почувствовал, что поумнел! КШ: А может подобрел? Волк: Недостаточно подобрел. Давайте теперь сыграем в мою любимую игру «Зайцы и волк» 4) Подвижная игра «Зайцы и волк» (Музыка для игр) На одной стороне площадки зайцы, на другом конце площадки (в овраге) – волк. Зайцы скачут, скок, скок, скок, На зеленый на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают – Не идет ли волк. Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда КШ произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг. Волк: Вот теперь и мне весело! Забирайте свои пирожки! Тем более, пирожки я не люблю! (отдает пирожки КШ) Но мне интересно, пирожки у вас с чем? | выбирают ленточки по цвету дуют на ленточки с разной силой играют двигаются ищут свои обручи находят «ошибки» родителей складывают ленточки и садятся на свои места отвечают на вопросы выполняют знакомую пальчиковую гимнастику вместе с героями, проговаривают по возможности стишок слушают стишок играют двигаются смеются изображают зайцев повторяют игру несколько раз. | практические упражнения практические упражнения (нейродинамический прием) поисковые упражнения практические упражнения (нейродинамический прием) слушание и осмысление стишка подражание практические упражнения | ||||||
5. | Применение знаний и умений в новой ситуации | КШ: Спасибо, дорогой наш Волк! Угадаете вместе с ребятами, с чем наши пирожки? Загадки прикреплены на пирожках. После разгадывания загадок пирожки складываются в корзинку
КШ: Ребята! Посмотрите, так с чем же у нас пирожки? На какие две группы можно разделить начинки для пирожков? | отгадывают загадки выходят к столу и находят карточку с изображением подходящих «начинок» прикрепляют карточку-ответ на флипчарт отвечают на вопрос разделяют начинки на фрукты и овощи делают вывод | поисковые упражнения демонстрация предметных картинок практические упражнения синтез анализ | ||||||
6. | Контроль усвоения | Волк: Какие ребята все смышлёные и весёлые! А еще смелые и очень добрые! Мне было с вами очень интересно, а теперь пора по своим волчьим делам бежать! Я вас не забуду, и вы не поминайте лихом! УУУ! Волк убегает. КШ: Ну, вот! Убежал Волк! Здорово он нас напугал, правда, ребята? А нам пора идти дальше! Смотрите, что у меня в корзинке еще нашлось! Два набора больших пазлов с изображением Домика Бабушки для детей и родителей. КШ: Ох, как же наши команды отлично справились со своей задачей. Что же у вас получилось? Да, это же Домик моей бабули! Слайд «Домик Бабушки» | Прощаются с Волком отвечают на вопросы параллельно с родителями собирают большие пазлы | демонстрация практическое упражнение «пазл» демонстрация | ||||||
7. | Рефлексия | КШ: Ну вот мы и пришли! Спасибо, ребята, что проводили меня. Одна бы я точно не справилась! Вам понравилось наше увлекательное путешествие? (…..) Мне тоже очень понравилось с вами. Поглядите какой огромный цветок распустился возле бабушкиного дома. Но от сильного ветра многие лепестки опали. Ребята, вы хотите вернуть цветку его прежнюю красоту? Тогда выбирайте лепесток и приклеивайте к серединке цветка. КШ: Какой прекрасный цветок! Молодцы, ребята! Вот бабушка обрадуется, когда увидит! Побегу и расскажу ей! До свидания, ребята! До новых встреч!!! Звучит музыка Красной Шапочки. КШ делает круг по классу. Машет на прощанье рукой и убегает из класса. | отвечают на вопросы выбирают синие, красные, зеленые и желтые лепестки, приклеивают (самостоятельно либо с помощью педагога) к цветку на ватмане | прием рефлексии демонстрация практические упражнения |
Самоанализ урока.
Организационный компонент урока:
Урок проводился в соответствии с тематическим планированием.
Урок соответствует содержанию, возрастным и познавательным возможностям обучающихся.
Структура урока выдержана: материал преподносился дозировано и последовательно, прослеживалась взаимосвязь с предыдущими занятиями, осуществлялась преемственность этапов урока, оптимально распределялось время, органично чередовался учебный материал с динамическими паузами.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
В соответствии с типом занятия была предусмотрена его следующая структура:
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Контроль усвоения знаний.
Рефлексия.
Структура урока соответствовала методике его проведения в специальной (коррекционной) школе. Считаю, что выбранная структура рациональна, так как позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.
Этапы урока взаимосвязаны, логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного этапа к другому, рационально распределено время на каждый из них. Коррекционно-развивающий материал отобран в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся.
Готовность к уроку была обеспечена достаточно с присутствием необходимого оборудования.
Урок проходил в формате игровой программы с использованием элементов театрализации.
На этапе организационного момента был введен сказочный персонаж для активизации внимания обучающихся.
На втором этапе обучающиеся были органично подведены к постановке цели урока. Единогласно приняли решение отправиться в путешествие с Красной Шапочкой. Активно приняли участие во флешмобе.
На следующем этапе обучающиеся через постановку проблемной ситуации еще раз актуализировали цель своего путешествия. Для обогащения чувственного опыта детей с ТМНР был введен отрицательный сказочный персонаж- голодный и злой Волк. В качестве мотивационного компонента были использованы отобранные волком пирожки.
Этап обобщения и систематизации знаний прошел наиболее активно. Обучающимся было интересно наблюдать игру сказочных персонажей, им хотелось научить Волка тому, что они умеют сами. В ходе органично чередующихся по степени динамики заданий ребятам удалось раздобрить волка и заполучить пирожки.
На этапе применения знаний в новой ситуации обучающиеся узнали, с какой начинкой оказались пирожки: анализировали и синтезировали свои знания.
На этапе контроля знаний и умений обучающиеся попрощались с Волком, еще раз убедившись в том, что добро всегда побеждает зло. Приближаясь к окончанию пути дети и родители разделились на две команды и коллективно на полу собрали большие пазлы с изображением заветного Домика бабушки.
Этап рефлексии традиционно прошел на высоком эмоциональном фоне. Был представлен цветок с растерявшимися лепестками синего, красного, желтого и зеленого цветов. Детям было предложено приклеить недостающие лепестки к сердцевине цветка. Цветные лепестки являлись по сути маркерами детского настроения. Большинство приклеенных лепестков были желтого и зеленого цвета, чуть меньше красного и только один синий. Также на завершающем этапе был подведен итог урока, прокомментирована оценка деятельности обучающихся.
На всех этапах урока соблюдался принцип доступности и учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.
Длительность урока составила 35 минут. В течение учебного времени были организованы разнообразные смены видов деятельности, проводились динамические паузы, сопровождающиеся рифмованными стихотворениями, песнями. Таким образом, был соблюден здоровьесберегающий и охранительный режим детей с ОВЗ.
Интерес детей поддерживался в ходе всех предложенных видов деятельности. Обучающиеся активно участвовали в учебном процессе. Этому способствовало применение различных форм работы. Цель урока была достигнута. Задачи выполнены.
Спасибо за внимание!