12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Морозкина Антонина Игоревна20
 

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»

 

Утверждено

приказом от ____________г. №__________

Рабочая программа

по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

Обучающегося 3 класса

Валюка Артема

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС вариант II)

на 2018-2019 учебный год

Количество часов в неделю:1

Количество часов за год:35

 

Составил:

учитель Морозкина А.И.

Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол №___ от _____________ г.

Согласовано:

заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

АООП НОО ОВЗ УО (ИН) (вариант II) от 01.02.2016 г. приказ № 516-1/02-03 по ГОУ ТО «ТОЦО»;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

    Федеральный государственный образовательный стандарт
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

    Постановление от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    Примерная (адаптированная) основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • учебный план ГОУ ТО «ТОЦО» для обучающихся от 30.08.2018 г. приказ № 02-03/298 по ГОУ ТО «ТОЦО».

    Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

Учебно-методический комплекс

Пиктограммы с жестами и символами (картинками).

Карточки Г.Домана

Карточки с сюжетными картинками

Мозаика

Пазлы

Прописи

Литература

1. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой. – СП.: КАРО,2006

2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2015г

Формы и средства контроля

Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий.

 Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащейся.

Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся по предметам:

Оценка «5» ставится, если обучающаяся:

- выполняет задания самостоятельно;

- выполняет задания по словесной инструкции;

- выполняет задания по образцу;

- выполняет задания по подражанию.

 Оценка «4» ставится, если обучающаяся:

- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной

помощи;

- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;

- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.

 Оценка «3» ставится, если обучающаяся:

- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;

- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;

- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.

Оценка «2»  не выставляется.

Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.

Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: «речь и альтернативная коммуникация»

Предметные результаты:

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Реагирование на собственное имя

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

Выражение своих желаний словом (предложением)

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

Экспрессивная речь:

называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

Личностные результаты:

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

Принятие контакта, инициированного взрослым.

Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

Планирование учебного дня.

Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

Следование расписанию дня.

Формирование учебного поведения:

Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

Принятие помощи учителя на групповом занятии

Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

Выполнение задания полностью (от начала до конца)

Выполнение задания с заданными качественными параметрами

Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Используемые педагогические технологии и методы обучения:

игровые технологии, коррекционные технологии, здоровье сберегающие, технология уровневой дифференциации, технология сотрудничества « ученик-учитель», личностно-ориентированные технологии, ИКТ технологии.

Сетка часов

Предмет

Количество часов

в неделю

Количество

часов по четвертям

четвертям

Количество часов

за год

 

I

II

III

IV

Учебный предмет

«Речь и альтернативная коммуникация»

1

8

8

10

9

35

Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации.

Целью обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Содержание учебного курса

Программно-методический материал представлен следующими разделами:

«Коммуникация»,

«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,

«Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Формы организации учебных занятий:

Урок.

Уроки формирования новых знаний:

Уроки обучения умениям и навыкам.

Комбинированный урок.

Практикумы.

Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.

Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

Тематический план

1 четверть – 8 занятий

N раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

1,2

Диагностика.

2

3

Моё имя.

1

4

Звукоподражание. Слоговые песенки.

1

5

Моя семья

1

6

Выражение жестом приветствия и прощания.

1

7

Звукоподражание. Слоговые песенки.

1

8

Резервный урок

1

II четверть – 8 занятий

N раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

1

Выражение согласия звуком и жестом

1

2

Выражение несогласия звуком и жестом

1

3

Выражение согласия-несогласия звуком и жестом

1

4

Посуда: бутылочка для питья, кружка

1

5

Посуда: тарелка, ложка

1

6,7

Эмоциональное состояние. Радость. Грусть.

2

8

Резервный урок

1

III четверть – 10 занятий

N раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

1,2

Звукоподражание. Домашние животные: кошка, собака

2

3

Фрукты. Яблоко

1

4

Фрукты. Груша

1

5,6

Звукоподражание. Домашние животные: коза, корова

2

7

Фрукты. Мандарин

1

8

Фрукты. Банан

1

9,10

Резервный урок

2

IV четверть – 9 занятий

N раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

1,2

Звукоподражание. Домашние птицы: курица, петух, гуси

2

3,4

Овощи. Картофель

2

5,6

Овощи. Морковь

2

7,8

Резервный урок

2

9

Повторение

1


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.