Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация. Вариант 2» (3 класс)
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
|
Утверждено приказом от ____________г. №__________ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
Обучающегося 3 класса
Валюка Артема
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС вариант II)
на 2018-2019 учебный год
Количество часов в неделю:1
Количество часов за год:35
Составил:
учитель Морозкина А.И.
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол №___ от _____________ г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
АООП НОО ОВЗ УО (ИН) (вариант II) от 01.02.2016 г. приказ № 516-1/02-03 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);Постановление от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Примерная (адаптированная) основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-
учебный план ГОУ ТО «ТОЦО» для обучающихся от 30.08.2018 г. приказ № 02-03/298 по ГОУ ТО «ТОЦО».
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Пиктограммы с жестами и символами (картинками).
Карточки Г.Домана
Карточки с сюжетными картинками
Мозаика
Пазлы
Прописи
Литература
1. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой. – СП.: КАРО,2006
2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2015г
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащейся.
Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся по предметам:
Оценка «5» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной
помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: «речь и альтернативная коммуникация»
Предметные результаты:
Коммуникация с использованием вербальных средств:
Реагирование на собственное имя
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
Выражение своих желаний словом (предложением)
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
Экспрессивная речь:
называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
Личностные результаты:
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Планирование учебного дня.
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Принятие помощи учителя на групповом занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Используемые педагогические технологии и методы обучения:
игровые технологии, коррекционные технологии, здоровье сберегающие, технология уровневой дифференциации, технология сотрудничества « ученик-учитель», личностно-ориентированные технологии, ИКТ технологии.
Сетка часов
Предмет |
Количество часов в неделю |
Количество часов по четвертям четвертям |
Количество часов за год |
||||
I |
II |
III |
IV |
||||
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» |
1 |
8 |
8 |
10 |
9 |
35 |
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации.
Целью обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Содержание учебного курса
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
«Коммуникация»,
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,
«Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Формы организации учебных занятий:
Урок.
Уроки формирования новых знаний:
Уроки обучения умениям и навыкам.
Комбинированный урок.
Практикумы.
Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Тематический план
1 четверть – 8 занятий
N раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
1,2 |
Диагностика. |
2 |
3 |
Моё имя. |
1 |
4 |
Звукоподражание. Слоговые песенки. |
1 |
5 |
Моя семья |
1 |
6 |
Выражение жестом приветствия и прощания. |
1 |
7 |
Звукоподражание. Слоговые песенки. |
1 |
8 |
Резервный урок |
1 |
II четверть – 8 занятий
N раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
1 |
Выражение согласия звуком и жестом |
1 |
2 |
Выражение несогласия звуком и жестом |
1 |
3 |
Выражение согласия-несогласия звуком и жестом |
1 |
4 |
Посуда: бутылочка для питья, кружка |
1 |
5 |
Посуда: тарелка, ложка |
1 |
6,7 |
Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. |
2 |
8 |
Резервный урок |
1 |
III четверть – 10 занятий
N раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
1,2 |
Звукоподражание. Домашние животные: кошка, собака |
2 |
3 |
Фрукты. Яблоко |
1 |
4 |
Фрукты. Груша |
1 |
5,6 |
Звукоподражание. Домашние животные: коза, корова |
2 |
7 |
Фрукты. Мандарин |
1 |
8 |
Фрукты. Банан |
1 |
9,10 |
Резервный урок |
2 |
IV четверть – 9 занятий
N раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
1,2 |
Звукоподражание. Домашние птицы: курица, петух, гуси |
2 |
3,4 |
Овощи. Картофель |
2 |
5,6 |
Овощи. Морковь |
2 |
7,8 |
Резервный урок |
2 |
9 |
Повторение |
1 |