Программа кружка «Бисеринка»

государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
ПРОГРАММА
кружка
"Бисеринка"
Калининград 2016
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГАУ КО ПОО КСТ _____________Т.А. Бугакова «____» сентября 2016г. |
Рекомендовано предметно-цикловой комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Протокол № ___ от «___» ___________201__г.
Председатель ПЦК ___________ Цветаева Л.В.
Составитель:
Литвиненко И.В., преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ | 14 |
СПИСОК УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 15 |
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие творческого потенциала студентов колледжа – проблема, требующая решения. Это возможно посредством составления программ и систем занятий, направленных на развитие художественных способностей обучающихся.
Бисероплетение, вышивка бисером и лентами – вид декоративно-прикладного творчества, создающий условия для соединения умственной и практической деятельности студента. Данное направление в развитии обучающихся имеет огромное значение: помогает развивать способность работать руками, внимание, память, творческое начало, глазомер, логику, формирующую пространственное воображение. Бисероплетение – это освобождение от усталости, тревожного состояния, гнева, появление радости в жизни, поднятие жизненных сил. Творческое развитие студентов осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
На занятиях обучающиеся смогут ознакомиться с разнообразными известными техниками плетения, и с помощью специальных несложных схем смогут получить практические навыки плетения, освоить основы бисероплетения, научатся вышивать бисером. Здесь они получат рекомендации по подбору материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации рабочего места.
Задачи:
Основная задача кружка - освоение учащимися основ бисерного рукоделия, одного из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.
Обучающие:
1. Знакомить студентов с основными понятиями в области бисероплетения.
2. Обучать различным приемам работы с иглой и ножницами.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Освоить технологию изготовления изделий, выполненных в технике «Бисероплетения».
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности студентов.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к технике бисероплетения.
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
3.Расширять коммуникативные способности студентов.
4.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Основное направление - организовывать и контролировать подготовку и изготовление изделий из бисера.
Освоение этих основ – развитие культурного кругозора студента, которое позволит ему хорошо ориентироваться в различных видах вышивки и получить все необходимые знания для украшения одежды и жилища.
Цели:
Основная цель кружка – создать условия для формирования коммуникативных компетенций студентов, воспитывать художественный вкус и приобщать их к процессу творчества и созидания.
- освоение знаний и практических навыков по изготовлению и оформлению изделий с использованием бисера;
- овладение умениями работать с различными материалами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения материала;
- освоение знаний по истории возникновения и распространения искусства изготовления украшений из бисера и лент;
- выработка навыков способствующих формированию умений и навыков организации творческого труда, саморазвитию, самостоятельному решению практических задач.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы теоретических и практических занятий. Материал расположен по принципу «от простого к сложному», последовательно и поэтапно развивая художественно – творческие способности обучающихся. В процессе обучения студенты знакомятся с историей бисероплетения, инструментами, приспособлениями и материалами, осваивают основные приемы работы с бисером, стеклярусом, лентами; учатся читать схемы; изготавливают предметы бижутерии, сувениры; вышивают бисером картины и панно.
Основными критериями эффективности реализации данной программы являются:
- Усвоение и применение студентами полученных знаний, умений, навыков.
- Самостоятельное выполнение изделий от начала и до конца.
- Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы; создавать изделия в технике «Бисероплетение. Вышивка картин бисером», пользуясь инструкционными картами и схемами;
- Развитие внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Расширение коммуникативных способностей студентов;
- Обучение аккуратности в работе.
Все сформированные знания, умения и навыки пригодятся для изготовления эксклюзивных нарядов, украшений, художественных изделий, творческих работ в дальнейшей жизнедеятельности студентов.
Внимание данной программы акцентируется на современных методах и приемах, прогрессивных технологиях изготовления эксклюзивных изделий из бисера или с использованием бисера. Дана характеристика различных видов швов, большое внимание уделяется использованию бисера и лент для украшения элементов одежды. Подробно освещаются особенности обработки и оформления картин из бисера, украшений.
Рассматривается классификация бисера, хранение, его назначение и роль в современной жизни. Большое внимание уделяется особенностям работы с бисером и лентами, приведены требования к оснащению рабочего места вышивальщицы оборудованием, инструментами, материалами.
Основная часть программы посвящена изготовлению изделий с использованием бисера, эстетическим канонам изготовления картин из бисера и лент.
Кружок рассчитан на 40 часов, предполагает изучение теоретического материала (исторические справки, основные термины, теоретические основы работы с бисером и лентами) и практическую работу (освоение основных приемов работы с бисером и лентами, изготовление изделий, картин, творческие задания).
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Основные направления работы кружка. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами, иглой. История бисерного рукоделия. Понятия «бисер», «бусы», «стеклярус». Показ работ, выполненных в технике бисероплетения и картин, вышитых бисером. Демонстрация видеоролика «Авторские модели. Вышивка лентами и бисером».
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БИСЕРОМ (10 ч)
Технические сведения: Материалы, инструменты для работы. Организация рабочего места. Условные обозначения, схемы для работы. Технологическая последовательность изготовления простых цепочек из листочков, цветочков.
Практические работы: Упражнения по освоению приемов плетения бисером. Цепочки «бутончики», «листики», «цветочки», «зигзаг», «крестик», «колечки», «змейка».
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ЛЕНТАМИ (10 ч)
Технические сведения: Материалы, инструменты для работы. Организация рабочего места. Условные обозначения, схемы для работы. Технологическая последовательность выполнения французского, колониального узелков. Выполнение элементов: цветов, бутонов, листьев, стеблей.
Практические работы: Упражнения по освоению приемов работы с лентами. Выполнение французского, колониального узелков. Выполнение элементов: цветов, бутонов, листьев, стеблей.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ БИЖУТЕРИИ (6 ч)
Технические сведения: Особенности изготовления предметов бижутерии. Использование бисера и лент для работы.
Практические работы: Изготовление бус, кулонов, шнуров, колье.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРТИН И ПАННО ИЗ БИСЕРА И ЛЕНТ (12ч)
Технические сведения: Способы выполнения картин из бисера. Вышивка и шитье. Приемы крепления бисера к основе. Способы перевода рисунка на основу. Швы, используемые для крепления: шов «вприкреп», «вперед иголку», «за иголку». Декоративные элементы картины. Техника выполнения вышивки бисером. Ошибки при работе с канвой. Особенности изготовления картин из лент.
Практические работы: Нашивание бисера на основу разных цветов одного размера вплотную друг к другу. Прошивание бисера по контуру с частичным заполнением внутреннего пространства элемента. Вышивание работ бисером на канве с рисунком. Изготовление картин из лент.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п | Наименование темы | Кол-во часов | Содержание занятия | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | Правила поведения в кабинете, ТБ при работе с ножницами и иглой. История бисерного рукоделия. Работы, выполненные из бисера и лент. | Просмотр видеоролика «Авторские модели. Вышивка лентами и бисером». |
2 | Основы техники работы с бисером
| 2 | Материалы, виды бисера, вспомогательные материалы, инструменты, приспособления, схемы работ. | Просмотр видеоролика «Материалы, инструменты, приспособления для работы с бисером». |
3 | Выполнение цепочек «пупырышки», «бутончики» | 2 | Теоретические основы и схемы работы. Условные обозначения. | Подготовка инструментов, рабочего места к работе Выполнение цепочки «пупырышки», «бутончики». |
4 | Выполнение цепочек «листики», «цветочки» | 2 | Теоретические основы и схемы выполнения цепочек «листики» и «цветочки». | Выполнение цепочек «листики», «цветочки». |
5 | Выполнение цепочек «зигзаг», «жучок» | 2 | Теоретические основы и схема выполнения цепочек «зигзаг» и «жучок». | Выполнение цепочек «зигзаг», «жучок». |
6 | Выполнение цепочек «колечки», «змейки»
| 2 | Теоретические основы и схема выполнения цепочек «колечки» и «змейки». | Выполнение цепочек «колечки», «змейки». |
7 | Особенности изготовления предметов бижутерии. Фурнитура | 2 | Фурнитура. Теоретические основы и схемы выполнения браслета, бус. | Изготовление браслета, бус. |
8 | Особенности изготовления серег | 2 | Формы подвесок. | Изготовление серег. |
9 | Основы техники работы с лентами | 2 | Материалы, виды лент, вспомогательные материалы, инструменты, схемы работ. | Выполнение французского узелка. |
10 | Выполнение колониального узелка и маленькой розочки | 2 | Теоретические основы и схема выполнения колониального узелка и маленькой розочки. | Выполнение колониального узелка, маленькой розочки. |
11 | Выполнение стебельчатой розы | 2 | Теоретические основы и схема выполнения стебельчатой розы | Выполнение стебельчатой розы |
12 | Выполнение листьев, стеблей | 2 | Теоретические основы и схема выполнения листьев | Выполнение листьев, стеблей |
13 | Выполнение подснежника и мимозы | 2 | Теоретические основы и схема выполнения подснежника и мимозы | Выполнение подснежника и мимозы |
14 | Выполнение колье «хризантемы» | 2 | Материалы, теоретические основы и схема выполнения колье «хризантемы» | Изготовление колье «хризантемы», |
15 | Изготовление картин и панно из бисера | 2 | Способы выполнения картин из бисера. Вышивка и шитье. Приемы крепления бисера к основе. | Освоение приемов крепления бисера к основе |
16 | Вышивка картины бисером | 2 | Подбор бисера, выбор рисунка, подготовка основы для вышивки | Вышивание работ бисером на канве. Перевод рисунка на основу. |
17 | Вышивка картины бисером | 2 | Приемы крепления бисера к основе. Швы, используемые для крепления. | Вышивание работ бисером на канве с рисунком. |
18 | Изготовление картин из бисера и лент | 2 | Вышивка икон. | Вышивание работ бисером на канве с рисунком. |
19 | Выполнение отделочных работ готовой вышивки. Как оформить вышивку в рамку | 2 | Теоретические основы оформления картин | Просмотр видеоролика «Как оформить вышивку в рамку» |
20 | Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка “Бисеринка” за год. Подготовка к выставке | 2 | | Проведение выставки работ учащихся. |
| Итого: | 40ч. | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Студенты должны:
знать/понимать:
-- историю бисероплетения, название, классификацию, виды и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, ленты);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы, пяльцы);
- правила безопасного труда при работе с иглой и ножницами;
- основные приемы плетения бисером, методы низания бусин, способы перевода рисунка на основу, различные техники выполнения вышивки бисером, лентами.
уметь:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать его изготовление и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- изготавливать изделия из бисера и лент: цветы, салфетки, бижутерию; вышивать картины и панно;
- применять полученные знания и навыки для украшения одежды и жилища.
СПИСОК УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. М.: Аст-Пресс, 2009-125с.
Аполозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Аст-Пресс, 2009-145с
Дополнительные источники:
Артынская Е.Е. Пасхальные композиции. М.: Культура и традиции.2009-24 с.
Божко Л.Н. Бисер. Уроки мастерства. М.: ОЛМА Медиа, 2011
Бульба Н.С. Скульптура из бисера.М.: Аст-Пресс 2010-112с
Валюх Г. Федорова М. Цветы и букеты. М.: Культура и традиции.2009-24 с.
Виноградова Е. Г. Картины и панно из бисера. М.: Сова, 2009
Гашицкая Р. Цветы из пайеток. М.: Мартин 2009-70с
Зайцева Н. К. Искусство бисероплетения. – М.: ОЛМА Медиа, 2009
Джейн Дэвис Энциклопедия вышивки бисером. Более 200 видов вышивки и моделей. М.: ОЛМА Медиа, 2012
Кочетова С. Мягкая игрушка с бисером. М.: рикол классик,2010-80с
Куликова И.А. Программа факультатива «Бисерные фантазии», 2012
Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла, М.: Аст-Пресс 2009-174с
Максимова М. В., Кузьмина М. А. Вышивка. Первые шаги, М.: Эксмо, 2009
Сахненко Е. Н. Игра в бисер. Рукоделие, Ростов н/Д.: Феникс, 2009
Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетем бабочек из бисера, Ростов н/Д.: Феникс, 2009
Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетем снежинки из бисера, Ростов н/Д.: Феникс, 2009
Федорова М., Зотова М. Кабошоны с бисером, М.: Культура и традиции.2009-32 с.
Донателла Чиоттти "БИСЕР - украшения своими руками" М. 2012
15