Программа элективного курса краеведческой направленности «Экология Архангельской области» (8–9 классы)
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжма» Программа элективного курса «Экология Архангельской области» Учитель географии I кв. категории Плешакова Л. В. Коряжма, 2016 |
Программа элективного курса
«Экология Архангельской области»
Пояснительная записка
Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающее влияние человека на природные системы требуют перестройки образования в школе. Представленный курс содержит сведения об исторических этапах взаимодействия человека и природы на территории Архангельской области, о естественных и искусственных экосистемах области, о здоровье человека и влиянии на него природы Севера, а также о региональных аспектах охраны окружающей среды.
Цель курса:
- формирование экологического мышления у школьников;
- активизация познавательного интереса учащихся к изучаемому курсу;
- анализ и оценка экологической обстановки своего города;
- формирование экологически ответственного отношения учащихся к окружающей среде, своему здоровью на основе развития экологического сознания и экологически целесообразной деятельности.
Курс рассматривается как прикладная экологическая область знаний. Базой данного курса является учебное пособие для учащихся 9-11 классов под ред. А. Е. Баталова, Л. В. Морозовой. Предназначен для учащихся 8-9 классов.
Курс состоит из 17 часов, из них зачетных – 2 часа.
Программа курса
Общее количество часов – 17,5
Введение. Территория, эколого-географические условия.(1 ч)
Архангельская область – уникальный регион Севера России. Особенности территории Архангельской области: географическое положение, крайние точки, природные условия. Экосистемы области и их различия.
Этапы взаимодействия человека и природы(1 ч)
Доиндустриальный этап взаимодействия человека и природы. Воздействие человека на природу Севера. Появление поморов. Агроландшафт. Индустриальный этап. Лес - основа хозяйства на Севере. Изменение экосистем во времени под влиянием человека.
Лесные экосистемы, их разнообразие. (1 ч)
Леса Архангельской области: видовое разнообразие древесных пород, подлеска и животных. Ярусность таежных экосистем. Адаптации живых организмов к суровым условиям Севера.
Значение и рациональное использование лесных экосистем. (1 ч)
Биосферное значение леса. Группы лесов. Рациональное лесопользование: охрана лесных массивов от пожаров. Рекреационное значение лесов. Лекарственные растения тайги.
Экосистемы арктических пустынь и тундры, влияние на них человека. (1 ч)
Почвенно-климатические условия экосистем полярных пустынь и тундры. Особенности продуктивности данных экосистем. Пищевые цепи тундровых экосистем. Какое влияние оказывает человек на хрупкую природу тундры? Техногенные воздействие на природу тундры. Охрана природы данной экосистемы.
Луговые системы, их разнообразие и использование. (1 ч)
Что такое луг? Классификации лугов по происхождению, местоположению. Видовое разнообразие луговых трав. Продуктивность лугов и их охрана.
Разнообразие болотных экосистем. (1 ч)
Болото – интразональный тип сообщества. Отличительные особенности болот. Причины образования болот. Их виды. Видовое разнообразие растений на болоте. Животный мир болот. Значение и рациональное использование болот. Необходимость природоохранных мер при эксплуатации болот.
Особенности экосистем пресных водоемов. (1 ч)
Виды пресноводных водоемов. Отличительные особенности пресноводных водоемов. Видовое разнообразие растений и животных на территории пресноводных водоемов. Пищевые связи в пресноводных водоемах. Функции водоемов. Их хозяйственное значение. Необходимость природоохранных мер при эксплуатации пресноводных водоемов.
Моря Архангельской области. Экологическое состояние морей. (1 ч)
Природа Белого, Баренцева и Карского морей: особенности береговой линии, климат, история исследования, флора и фауна. Эксплуатация морей человеком и ее последствия. Охрана природы северных морей.
Агроэкосистемы Архангельской области. (1 ч)
Что такое агроэкосистема? Типы и особенности агроэкосистем в нашей области. Городские экотопы и их взаимодействие с живыми организмами. Видовое разнообразие животных и растений в городской среде. Экологическая пластичность живых организмов в городских условиях.
Зачетный урок по теме «Разнообразие экосистем Архангельской области» (1 ч)
Составление схемы озеленения пришкольной территории с учетом биологических и экологических особенностей растений.
Общие принципы адаптации человека к условиям Севера. (1 ч)
Как организм человека адаптируется к суровой северной природе? Особенности организма постоянных жителей. Генетические особенности северян. Состояние здоровья жителей Севера.
Образ жизни, традиции и здоровье северян. (1 ч)
Влияние северных условия на быт, культуру и здоровье северян. Особенности питания. Традиционные обряды лечения. Экология северного деревенского дома. Экология квартиры. региональные особенности северных квартир.
Экологическая демография. (1 ч)
Демографические процессы. Численность населения Архангельской области и ее изменение. Возрастные пирамиды населения. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на естественный прирост населения в области.
Городские и техногенные ландшафты. (1 ч)
Понятие городских и техногенных ландшафтов. Особенности застройки городов на Севере. Причины возникновения техногенных ландшафтов. Их особенности и распространение на территории Архангельской области.
Особо охраняемые природные территории Архангельской области. (1 ч)
Редкие виды растений и животных и их охрана. Красная книга Архангельской области. Заповедники и национальные парки. Заказники и памятники природы. Экологическое образование в Архангельской области.
Итоговый зачет по курсу «Экология Архангельской области». (1 ч)
Составление экологической карты Архангельской области.
Рекомендуемая литература:
- Географии Архангельской области. Учебное пособие по географии для учащихся 7-8 кл. под ред. В. Ф. Изотова, 1977
- Экология Архангельской области: учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы/Под ред. А.Е. Баталова, Л.В. Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
- Моря СССР. А. Д. Добровольский, Б. С. Залогин. – М.: Издательство Московского университета, 1982
Тематическое планирование
№ пп |
Наименование тем курса |
Практические занятия |
Дата проведения |
1.
|
Введение. Территория, эколого-географические условия |
Сравнительная характеристика природных зон Архангельской области. |
|
2.
|
Этапы взаимодействия человека и природы |
||
3.
|
Лесные экосистемы, их разнообразие |
Составление таблицы «Почвы и видовой состав растений различных типов еловых лесов» |
|
4.
|
Значение и рациональное использование лесных экосистем |
Составление кодекса туриста (грибника, ягодника). |
|
5.
|
Экосистемы арктических пустынь и тундры, влияние на них человека |
||
6.
|
Луговые системы, их разнообразие и использование |
Составление таблицы «Экологические условия различных видов лугов» |
|
7.
|
Разнообразие болотных экосистем |
||
8.
|
Особенности экосистем пресных водоемов |
||
9.
|
Моря Архангельской области. Экологическое состояние морей |
Адаптивные признаки морских животных разных экологических групп. Презентации. |
|
10.
|
Агроэкосистемы Архангельской области |
||
11.
|
Зачетный урок по теме «Разнообразие экосистем Архангельской области» |
Составление схемы озеленения пришкольной территории с учетом биологических и экологических особенностей растений. |
|
12.
|
Общие принципы адаптации человека к условиям Севера |
Определение биологического возраста человека |
|
13.
|
Образ жизни, традиции и здоровье северян |
Экологическое состояние квартиры |
|
14.
|
Экологическая демография |
||
15.
|
Городские и техногенные ландшафты |
||
16.
|
Особо охраняемые природные территории Архангельской области |
Презентации уч-ся: Особо охраняемые природные территории Архангельской области. |
|
17.
|
Итоговый зачет по курсу «Экология Архангельской области» |
Составление экологической карты |