Программа элективного курса краеведческой направленности «Экология Архангельской области» (8–9 классы)

2
0
Материал опубликован 9 October 2016 в группе

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжма»

Программа элективного курса

«Экология Архангельской области»

Учитель географии I кв. категории Плешакова Л. В.

Коряжма, 2016

 

Программа элективного курса

«Экология Архангельской области»

Пояснительная записка

Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающее влияние человека на природные системы требуют перестройки образования в школе. Представленный курс содержит сведения об исторических этапах взаимодействия человека и природы на территории Архангельской области, о естественных и искусственных экосистемах области, о здоровье человека и влиянии на него природы Севера, а также о региональных аспектах охраны окружающей среды.

Цель курса:

  • формирование экологического мышления у школьников;
  • активизация познавательного интереса учащихся к  изучаемому курсу; 
  • анализ и оценка экологической обстановки своего города;
  • формирование экологически ответственного отношения учащихся к окружающей среде, своему здоровью на основе развития экологического сознания и экологически целесообразной деятельности.

Курс рассматривается как прикладная экологическая область знаний. Базой данного курса является учебное пособие для учащихся 9-11 классов под ред. А. Е. Баталова, Л. В. Морозовой. Предназначен для учащихся 8-9 классов.

Курс состоит из 17 часов, из них зачетных – 2 часа.

Программа курса

Общее количество часов – 17,5

Введение. Территория, эколого-географические условия.(1 ч)

Архангельская область – уникальный регион Севера России. Особенности территории Архангельской области: географическое положение, крайние точки, природные условия. Экосистемы области и их различия.

Этапы взаимодействия человека и природы(1 ч)

Доиндустриальный этап взаимодействия человека и природы. Воздействие человека на природу Севера. Появление поморов. Агроландшафт. Индустриальный этап. Лес - основа хозяйства на Севере. Изменение экосистем во времени под влиянием человека.

Лесные экосистемы, их разнообразие. (1 ч)

Леса Архангельской области: видовое разнообразие древесных пород, подлеска и животных. Ярусность таежных экосистем. Адаптации живых организмов к суровым условиям Севера.

Значение и рациональное использование лесных экосистем. (1 ч)

Биосферное значение леса. Группы лесов. Рациональное лесопользование: охрана лесных массивов от пожаров. Рекреационное значение лесов. Лекарственные растения тайги.

Экосистемы арктических пустынь и тундры, влияние на них человека. (1 ч)

Почвенно-климатические условия экосистем полярных пустынь и тундры. Особенности продуктивности данных экосистем. Пищевые цепи тундровых экосистем. Какое влияние оказывает человек на хрупкую природу тундры? Техногенные воздействие на природу тундры. Охрана природы данной экосистемы.

Луговые системы, их разнообразие и использование. (1 ч)

Что такое луг? Классификации лугов по происхождению, местоположению. Видовое разнообразие луговых трав. Продуктивность лугов и их охрана.

Разнообразие болотных экосистем. (1 ч)

Болото – интразональный тип сообщества. Отличительные особенности болот. Причины образования болот. Их виды. Видовое разнообразие растений на болоте. Животный мир болот. Значение и рациональное использование болот. Необходимость природоохранных мер при эксплуатации болот.

Особенности экосистем пресных водоемов. (1 ч)

Виды пресноводных водоемов. Отличительные особенности пресноводных водоемов. Видовое разнообразие растений и животных на территории пресноводных водоемов. Пищевые связи в пресноводных водоемах. Функции водоемов. Их хозяйственное значение. Необходимость природоохранных мер при эксплуатации пресноводных водоемов.

Моря Архангельской области. Экологическое состояние морей. (1 ч)

Природа Белого, Баренцева и Карского морей: особенности береговой линии, климат, история исследования, флора и фауна. Эксплуатация морей человеком и ее последствия. Охрана природы северных морей.

Агроэкосистемы Архангельской области. (1 ч)

Что такое агроэкосистема? Типы и особенности агроэкосистем в нашей области. Городские экотопы и их взаимодействие с живыми организмами. Видовое разнообразие животных и растений в городской среде. Экологическая пластичность живых организмов в городских условиях.

Зачетный урок по теме «Разнообразие экосистем Архангельской области» (1 ч)

Составление схемы озеленения пришкольной территории с учетом биологических и экологических особенностей растений.

Общие принципы адаптации человека к условиям Севера. (1 ч)

Как организм человека адаптируется к суровой северной природе? Особенности организма постоянных жителей. Генетические особенности северян. Состояние здоровья жителей Севера.

Образ жизни, традиции и здоровье северян. (1 ч)

Влияние северных условия на быт, культуру и здоровье северян. Особенности питания. Традиционные обряды лечения. Экология северного деревенского дома. Экология квартиры. региональные особенности северных квартир.

Экологическая демография. (1 ч)

Демографические процессы. Численность населения Архангельской области и ее изменение. Возрастные пирамиды населения. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на естественный прирост населения в области.

Городские и техногенные ландшафты. (1 ч)

Понятие городских и техногенных ландшафтов. Особенности застройки городов на Севере. Причины возникновения техногенных ландшафтов. Их особенности и распространение на территории Архангельской области.

Особо охраняемые природные территории Архангельской области. (1 ч)

Редкие виды растений и животных и их охрана. Красная книга Архангельской области. Заповедники и национальные парки. Заказники и памятники природы. Экологическое образование в Архангельской области.

Итоговый зачет по курсу «Экология Архангельской области». (1 ч)

Составление экологической карты Архангельской области.

Рекомендуемая литература:

  1. Географии Архангельской области. Учебное пособие по географии для учащихся 7-8 кл. под ред. В. Ф. Изотова, 1977
  2. Экология Архангельской области: учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы/Под ред. А.Е. Баталова, Л.В. Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
  3. Моря СССР. А. Д. Добровольский, Б. С. Залогин. – М.: Издательство Московского университета, 1982


Тематическое планирование

пп

Наименование тем курса

Практические

занятия

Дата

проведения

1.

 

Введение. Территория, эколого-географические условия

Сравнительная характеристика природных зон Архангельской области.

 
2.

 

Этапы взаимодействия человека и природы

   
3.

 

Лесные экосистемы, их разнообразие

Составление таблицы «Почвы и видовой состав растений различных типов еловых лесов»

 
4.

 

Значение и рациональное использование лесных экосистем

Составление кодекса туриста (грибника, ягодника).

 
5.

 

Экосистемы арктических пустынь и тундры, влияние на них человека

   
6.

 

Луговые системы, их разнообразие и использование

Составление таблицы «Экологические условия различных видов лугов»

 
7.

 

Разнообразие болотных экосистем

   
8.

 

Особенности экосистем пресных водоемов

   
9.

 

Моря Архангельской области. Экологическое состояние морей

Адаптивные признаки морских животных разных экологических групп. Презентации.

 
10.

 

Агроэкосистемы Архангельской области

   
11.

 

Зачетный урок по теме «Разнообразие экосистем Архангельской области»

Составление схемы озеленения пришкольной территории с учетом биологических и экологических особенностей растений.

 
12.

 

Общие принципы адаптации человека к условиям Севера

Определение биологического возраста человека

 
13.

 

Образ жизни, традиции и здоровье северян

Экологическое состояние квартиры

 
14.

 

Экологическая демография

   
15.

 

Городские и техногенные ландшафты

   
16.

 

Особо охраняемые природные территории Архангельской области

Презентации уч-ся: Особо охраняемые природные территории Архангельской области.

 
17.

 

Итоговый зачет по курсу «Экология Архангельской области»

Составление экологической карты

 
Комментарии
Комментариев пока нет.