Рабочая программа элективного курса «Can you speak English?» (8–9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по английскому языку
«Can you speak English?»
для обучающихся 8-9 классов (34 часа)
Авторы:
учителя английского языка
МБОУ «СОШ № 33»
ЭМР Саратовской области
Карлина Лилия Александровна,
Шимина Нина Владимировна,
Данная программа элективного курса по английскому языку – общеобразовательная, предназначена для обучающихся общеобразовательных школ, проявляющих особый интерес к изучению английского языка, готовящихся к сдаче экзаменов.
Цель курса: развивать навыки аудирования и говорения, помочь учащимся успешно ликвидировать трудности и подготовиться к сдаче экзаменов по английскому языку в формате ОГЭ.
Задачи курса:
дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха, тщательнее подготовиться к сдаче экзамена, восполнить пробелы его предыдущей подготовки;
повторить и обобщить материал по тем разделам лексики и словообразования, которые входят во все основные части экзамена;
ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
развивать ряд ключевых умений понимать иноязычную речь; совершенствовать навык прогнозировать содержание текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;
развивать творческий потенциал учащихся;
развивать память, мышление, внимание; формировать творческую, конкурентоспособную личность; развивать логику и гибкость мышления;
способствовать усилению мотивации к изучению языка, воспитывать уважение к культуре англоговорящих стран;
развивать познавательную активность учащихся, представление об особенностях культур стран изучаемого языка.
Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.
Данный курс рассчитан на учащихся 8 – 9 классов, планирующих сдавать экзамен по английскому языку. Количество занятий – 34.
Количество занятий может быть увеличено до 36 в зависимости от уровня подготовки обучающихся за счет привлечения дополнительного материала, предлагаемого в данном курсе для проведения тренингов. Возможно, предложить учащимся тренировочные задания для самостоятельной работы дома и с применением ИКТ, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.
Основной идеей курса является его практическая направленность, овладение речевым минимумом. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности обучающихся.
Основные дидактические принципы:
овладения речевыми аспектами через общение;
взаимосвязанного обучения;
системности;
ситуативности;
индивидуализации;
развития речемыслительной активности и самостоятельности.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
- личностно-ориентированная направленность;
- интеграция основных умений и навыков;
- коммуникативная направленность и системный характер;
- последовательное развитие основных умений и навыков.
Все темы и материал курса соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся. Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ОГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений.
Краткое описание последовательности реализации содержания программы: актуализация знаний учащихся, знакомство с источниками информации, анализ полученной информации, оформление, представление.
В качестве учебно-методического комплекса используется Учебное пособие для подготовки к ОГЭ по английскому языку: говорение серии Exam Skills for Russia MACMILLAN автора Кейт Пикеринг. Система отрабатываемых языковых навыков и речевых умений соотносится с российскими программами обучения английскому языку, а также с кодификатором элементов содержания ОГЭ.
В ходе работы осуществляется как текущий контроль, позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий практически на каждом занятии), так и итоговый - по окончании всего курса.
По итогам прохождения данной программы учащиеся должны:
уметь обобщить и закрепить лексико-грамматический материал, необходимый для успешной сдачи экзамена;
овладеть навыками выполнения экзаменационных заданий;
быть готовым к сдаче экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ в разделе итоговой диагностики умений аудирования и говорения;
Данный курс позволит повысить качество знаний старшеклассников, обогатить их словарный запас, расширить кругозор и развить социокультурные компетенции, получить практические навыки выполнения заданий в формате ОГЭ.
Технология проведения занятий
Каждое занятие является практическим и начинается с обзора лексико- грамматического материала, который может быть сделан как учителем, так и самими учащимися. Особое внимание уделяется произносительной стороне речи – в рамках занятий это достигается за счет прослушивания и многократного проговаривания речевых образцов и лексики. Затем учащиеся приступают к выполнению практических заданий в экзаменационном формате разнообразных по форме и сложности, направленных на повторение и закрепление пройденного материала.
Методы обучения, предусмотренные элективным курсом: вербальный (информирование, объяснение, обсуждение) грамматико-переводный (в работе с текстами), визуальный (наглядно-иллюстративный), интерактивный (групповые формы работы), проектные (выполнение проектной работы)
В рамках курса осуществляется следующие подходы к обучению:
- деятельно-ценностный (знакомство со способами деятельности необходимыми для усвоения того или иного материала),
- дифференцированный (учет уровня обученности учащихся),
- культуроведческий (аутентичность материала),
- прагматичный (приобретение учащимся определенных знаний).
Обобщение лексического материала тесно связано с отрабатываемым грамматическим материалом, что способствует повторению и автоматизации навыков употребления ранее пройденных структур.
Отработка материала проводится в следующей последовательности:
тематическая лексика, вызывающая наибольшие трудности,
отработка навыков через прослушивание текстов различной коммуникативной направленности (на поиск основной идеи, на поиск детальной информации, на работу с контекстом),
речевые образцы,
отработка изученного на материале диалогов.
Данный курс составлен в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных программ и требованиям к элективным курсам.
Система оценки достижений обучающихся
Система оценки достижений обучающихся в овладении навыками и умениями в рамках элективного курса происходит в течение всего срока обучения в виде тренировочных упражнений и тестовых заданий различного уровня сложности для текущего, промежуточного и итогового контроля, а также для коррекции ошибок. Это позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и будет способствовать повышению эффективности обучения английскому языку. По окончанию курса ребята выполняют зачетную работу в формате ОГЭ, которая оценивается в соответствии с критериями, предусмотренными структурой экзамена.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема (раздел) |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Лексический материал |
Речевые клише |
1 |
Personal life Личная жизнь
|
3 |
Групповая работа Взаимообъяснение Самостоятельная работа
Систематизация учебного материала Взаимоконтроль
|
Goth, skater, heavy, emo, introvert, mate Unreliable, hard-working, outgoing, messy, intense, sporty, fun-loving, strict, depressive, reserved, relaxed, understanding, really into, quite keen on, not really bothered about, can’t stand A girl from my class, a mutual friend, classmates, neighbours, one of my parents’ friends, someone I know from… Technophobe, click on, go to, set up, create, upload, join, confirm, an account, register, button, social networking site, email address, security question, password, question forum, social interaction, online profile |
Do you consider yourself to be…? Could you tell us something about…? How far do you think that’s …? What’s your opinion on…? What do you think about…? |
2 |
Life choices Выбор в жизни |
3 |
Групповая работа Самостоятельная работа Систематизация учебного материала Самоконтроль, взаимоконтроль
|
A levels, apprenticeship, vocational training, sixth form, further education, sandwich course, work experience, vacancies, placement Stay on, enroll on, apply on, take on Art, Latin, Greek, citizenship, ICT, PE, maths, biology, physics, chemistry, technical drawing, history, history of music, French, business studies, health studies, the British system, humanities, sciences |
How are you getting on with…? I’m useless at … you should do… I think I’ve had enough of… it’s a good idea to… What do you like doing in your free time? I’m really into… Maybe something like…? I’m quite good at… Sounds OK. I wouldn’t recommend… I don’t know… Cool! I hate… Why don’t you have a think about it? |
3 |
Study abroad Обучение за рубежом |
3 |
Групповая работа Взаимообъяснение Систематизация учебного материала Самоконтроль, взаимоконтроль
|
Apprehensive, excited, relieved, meet new people, feel homesick, learn about another culture, miss friends, different food, too expensive, host family, hall of residence, shared apartment, half board, full board, self-catering, registration, enrolment fee, deposit, balance, course fees, grant Director of Studies, host family member, language student, language school, receptionist Great way of, most of all, good for, personal space, the thing I like about… Conversation classes, business English, survival English, general English, young learners course |
Certainly. How can I help you? How many hours of classes are there per day? I’m interested in a group class. OK, sure. What about social activities? Could you tell me how much … costs? |
4 |
Shopping Покупки |
3 |
Парная работа Взаимообъяснение Самостоятельная работа Систематизация учебного материала Самоконтроль Мини-проект
|
Shop assistant, window shopper, manager, customer, store detective, shoplifter, newsagent, factory outlet, stationer, chemist, supermarket, pound shop, post office, health food shop, convenience store, accessories, kitchenware, perfumery, food hall, shelf, receipt, price tag, aisle, trolley, cash point Lift, escalator, meeting point, till, sound quality, weight, design, memory capacity, heavier, cheaper, bigger, more traditional, more modern Guarantee, credit note, checkout, cash refund, exchange, receipt |
This product is faulty. What’s wrong with it? When I turn it on nothing happens. It doesn’t do anything. I can’t hear anything. It could be the battery. Try rebooting it. This isn’t good enough. I want something done about it. What seems to be the problem? |
5 |
Free time Свободное время |
3 |
Групповая работа Самостоятельная работа Систематизация учебного материала Самоконтроль, взаимоконтроль
|
Basketball, cycling, skiing, work out, aerobics, weight training, badminton, squash, swimming, hockey, martial arts, Pilates, spinning, yoga, darts, pool, tenpin, bowling, running Take something up, pick something up, sign up for something, stick at something, give up something, take part in something Bar, court, track, pool, gym, pitch, mountains, park |
Do you fancy… meeting up with …? going to the cinema? going to a gig? playing pool/ snooker/ darts? Are you free on Saturday night? I wondered if you wanted to go. What’s happening? What’s on? Could we make it a little later? Is there anything else? I’ll give you a call later. We’ll call for you around 7. Oh yeah, nice one. Mmm, maybe. Well, I’ll see. |
6 |
Studying Учёба |
3 |
Парная работа Взаимообъяснение Самостоятельная работа Систематизация учебного материала Самоконтроль, взаимоконтроль |
Attentive, dedicated, exhausted, jubilant, overwhelmed, relieved, stressed, continuous assessment, mock exam, coursework, grades, average mark, re-take, revision Note-taking, summary, assignment, research, plagiarize, review Detailed notes, bullet points, index map, successful revision, speed reading, presenting a project in class |
You all know what I mean by that, don’t you? Don’t forget. Following these simple tips. It’s easy. I’m here today. Remember. And finally. The first thing. The next thing. |
7 |
Getting around Как добраться? |
3 |
Групповая работа Парная работа Взаимообъяснение Систематизация учебного материала Взаимоконтроль Мини-проект
|
Bus lane, traffic jam, pedestrianized area, subway, fine, zebra crossing, highway code, full driving licence, provisional driving licence, parking ticket, traffic warden Right-hand driver, confident drivers, dangerous drivers, driving instructor, speed limit, jump the lights, road rage Tourist destination, spa, hot spring, architecture, museums, galleries, directing, tourist information office |
Turn left. Go straight ahead. Leave the station. Keep straight on into Stall Street. Take the second left. Go up Southgate. Carry on straight across. Go straight up Manvers Street. That brings you to… when you get to the bridge. It’s right opposite you. You’ll see the river on your right. You’ll see a big junction on your right. Follow the road round to the right. It’s on the corner to your left. |
8 |
Eating out Еда вне дома |
3 |
Групповая работа Самостоятельная работа Систематизация учебного материала Самоконтроль, взаимоконтроль
|
Fish and chips, curry, fresh orange juice, cookies, dark chocolate, balanced, exotic, healthy, processed, hot, locally-produced, rich, vegetarian, sausages Too sweet, too sickly, too bitter, too greasy, too spicy, … and saucer, … and pepper. … and fork, … and kidney, … and butter, … and eggs, and cream, and mash, and two veg Bill, cheeseburger, eat in, drive through, fries, ketchup, regular, waiter, mustard, take out, starter, tip, fizzy drinks, main course Checking the order, dividing up the food, giving things, offering to pay, ordering, refusing money |
|
9 |
A Job For Teenagers Работа для подростков |
3 |
Групповая работа Взаимообъяснение Систематизация учебного материала Самоконтроль, взаимоконтроль Мини-проект
|
Responsibility, authority, team member, owner, leader, spending money, save up for, part-time job, night shifts, Saturday job, holiday job, cash in hand, National insurance contributions, tax Shop assistant, ski instructor, newspaper boy/ girl, shelf stacker, barman/ barwoman, fast food attendant, pizza, delivery, person, clerical assistant, waiter Lifeguard, camp counsellor, petrol pump attendant, au pair, earn money, get work experience, learn to be responsible, work in a team |
Could you tell me about the pay and conditions? What kind of qualities and skills are you looking for? What does the job involve? Can you tell me something about the hours of work? |
10 |
University of life Школа жизни |
|
Групповая работа Взаимообъяснение Самостоятельная работа Систематизация учебного материала Самоконтроль
|
Hitchhiking, inter-railing, backpacking, journey, travel, travelling, trip, break, defer, employment, gap year, life experience, school-leavers, take a year out, volunteering A difference, a contribution, make something count, your attitude, your view of the world, your perspective on life, a once-in-a-lifetime experience, a real eye-opener, work experience Study abroad, exchange programme, European Union, cultural exchange, student residence, university course, teaching styles, hands-on approach |
And it must be cheaper than here. And the food, I suppose. For example? Tell me about the markets. Was there anything you didn’t like? |
11 |
Travel Путешествия |
3 |
Групповая работа Взаимообъяснение Самостоятельная работа Систематизация учебного материала Мини-проект
|
Bus, coach, plane, train, ferry, subway, schedule, railroad, baggage check, street car, fare, first class, outward journey, period return, student railcard Passport control, baggage reclaim area, arrivals hall, rail-travellers’ information centre, non-stop service, stopping service, mainline station, journey time, ticket machines, transport system, overground, scheduled stops, direction of travel, destination, the world is your oyster Aisle seat, window seat, advance booking, telephone booking, internet rate, Validate your ticket forward-facing seat, platform, bay stop, book reserve, single return, open ticket, off-peak, rush hour |
|
12 |
Итоговое тестирование |
1 |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
Выполнение заданий в формате ОГЭ |
|
Схема занятий.
Последовательность учебного материала позволяет учащимся повторить и практически закрепить необходимый материал. Подготовка проводится в двух направлениях: с одной стороны, учащиеся обобщают необходимый материал, с другой стороны, приобретают навыки выполнения экзаменационных заданий в данном разделе.
Материал курса предлагается учащимся в следующей последовательности:
отработка произношения;
отработка лексики в упражнениях;
работа с текстами;
аудирование;
монологическое высказывание или диалог.
Все занятия практико-ориентированы.
Каждый из разделов начинается с охвата необходимого обучающимся лексического материала. Лексические навыки развиваются на основе различных видов деятельности-говорения, аудирования и отработки функциональных единиц. Первый урок-это обобщение и расширение словарного запаса, необходимого для освещения заданной темы, закрепление материала посредством заданий, завязанных на контексте (упражнения с фотографиями, заполнение пропусков, синонимы\антонимы, поиск дефиниции). Говорение призвано развивать тему раздела, активизировать и расширить словарный запас посредством комбинирования заданий на прослушивание и говорение, уделяя внимание произношению лексики, имеющей отношение к теме – особенно фонемы. Содержание раздела подается через аудио материалы, акцентируя внимание обучающихся на речевых моделях и образцах. Финальное задание нацеливает учащихся продуктивно использовать весь материал, который был ими изучен в разделе.
Примерный план занятий
Тема: Meeting up.
Занятие 1.
Учебные задачи:
1)совершенствование произносительных навыков;
2)введение и активизация употребления ЛЕ (социальные группы, личные характеристики, отношения) в речи учащихся;
3)практиковать в употреблении прилагательных, синонимов и антонимов;
4)обучение аудированию в формате ЕГЭ;
5)развитие навыков устной речи на основе материала для аудирования.
Воспитательные задачи:
Формирование толерантного отношения к разным социальным группам.
Формирование умения работать в группах.
Лексический материал.
Rely into, quite keen, not really bothered about, can’t stand, introvert, mate, outgoing, unreliable, messy, intense, fun-loving, strict, goth, skater, heavy, emo, hard-working, sporty, depressive, reserved, relaxed, understanding.
Учебные пособия:
слайды, CD с записью, картинки, плакаты с выражениями.
Ход занятия
Организационный момент
Фонетическая зарядка
Pronunciation training (р. 9)
Repeat the words. Режим У – Класс. У-У1.2.3.
3. Речевая зарядка. Ask students to identify the social groups and say which groups are common in their town / country. (презентация)
Label the pictures using words from the Phrase bank. (ex. 1 p. 8)
4. Автоматизация употребления ЛЕ в упражнении на аудирование.
Now, I want you to listen and complete the extracts. While listening highlight the construction ‘be (quite / really / not really) + into’. Students write a sentence to talk about their own interests using this construction. (ex. 2 p. 8)
5. Выполнение упражнений на употребление антонимов.
Students find antonyms and, then drill pronunciation of the adjectives. Then students should choose one adjective to describe themselves and explain why. (р. 8)
6. Обучение чтению.
Teacher asks students to complete the text with the words from the previous exercise. Then listen and check.
7. Работа в парах. Активизация лексики.
Make pairs of students to work together and decide if the adjectives are positive or negative. (ex. 5 p. 8)
Then, ask students to complete the expressions using the Phrase Bank. (ex.3 p.9)
8. Обучение аудированию - выполнение упражнений в формате ОГЭ. Работа в парах.
Students listen to the speakers, discuss the answers with the class. (ex. 1, 2 p. 9)
9. Работа по составлению монологического высказывания. Работа в группах и парах.
Teacher asks students to make two groups: one group describe one of their friends using words and expressions from page 8 (ex. 7 p. 8)
Students from the other group make pairs and practice a dialogue introducing their friend using phrases from page 9 (ex. 5 p. 9)
Teacher gives students some schemes and they make some notes of relevant vocabulary. Their task is to practice natural speaking but not to read aloud.
10. Подведение итогов. (2м)
Занятие 2.
Учебные задачи:
развитие произносительных навыков (ударение, интонация)
расширять словарный запас учащихся, добавляя страноведческую практиковать в употреблении прилагательных, синонимов и антонимов
обучение аудированию с пониманием выборочной информации на основе радиопрограмм
развитие навыков устной речи
Воспитательные задачи:
формирование правил общения в социальных группах
умение работать в группах
Лексический материал.
Technophobe, click on, go to, set up, create, upload, join, confirm, account, register button, social networking site, email address, security question, password, question forum, social interaction, online profile.
Учебные пособия:
слайды, CD с записью, картинки, плакаты с выражениями.
Ход занятия
Организационный момент (1 м)
Фонетическая зарядка (3 м)
Repeat the words. Режим У- Класс. У-У1.2.3.
Training the intonation in the questions (p. 11)
Речевая зарядка (4м).
Ask students to look at the logos and discuss what social networking sites are used by them and which sites are most popular in their country, which they prefer and why. (ex. 1 p. 10)
Введение и активизация употребления ЛЕ (5м)
Now, I want you to read and complete the extracts. (ex. 1 p. 11)
Развитие навыков чтения.
The task is to match the answers to the questions. Before students start, explain that at first they should find key expressions in the questions and then do matching activity. Focus on the expressions we use to collect our ideas before speaking. (ex. 2 p. 11)
Обучение аудированию с пониманием выборочной информации. (7 м)
Students listen to the speakers, discuss the answers with the class. (ex. 2, 3, 5 p.10)
Работа по составлению монологического высказывания. Работа в парах. (11 м)
Teacher gives students some schemes and they make some notes of relevant vocabulary. Their task is to practice natural speaking but not to read aloud. (ex. 5 p. 11)
Подведение итогов. (2м)
Занятие 3.
Учебные задачи:
совершенствование произносительных навыков
обучение аудированию
развитие навыков устной речи на основе материала для аудирования
Воспитательные задачи:
формирование навыков этикета
умение работать в группах
Лексический материал.
Rely into, quite keen, not really bothered about, can’t stand, introvert, mate, outgoing, unreliable, messy, intense, fun-loving, strict, goth, skater, heavy, emo, hard-working, sporty, depressive, reserved, relaxed, understanding, technophobe, click on, go to, set up, create, upload, join, confirm, account, register button, social networking site, email address, security question, password, question forum, social interaction, online profile.
Учебные пособия:
слайды, CD с записью, картинки, плакаты с выражениями.
Ход занятия
Организационный момент
Фонетическая зарядка
Pronunciation training (p. 12, ex. 5 p. 13)
Речевая зарядка. Работа в парах.
Students divide adjectives into positive and negative and then complete the dialogue. (ex. 1, 2 p. 13)
4. Развитие навыков аудированию.
Now, I want you to listen to the dialogue and match the questions to the answers. (ex. 1, 2 p. 12)
5. Развитие навыков диалогической речи. Работа в парах.
Students make pairs and practice a dialogue using questions and answers from ex. 7, 8 p. 13.
10. Подведение итогов.
Методические рекомендации по реализации учебной программы
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом экзамена, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания обучающихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным экзаменационным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Ожидаемые результаты
Главным результатом данного курса является готовность учащихся к сдаче экзамена. К концу данного курса учащиеся также обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки в разделе говорение и аудирование.
Список литературы и электронных ресурсов:
Р.П. Мильруд ОГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. Учебное пособие. П\Р К.С. Махмурян Титул, 2016 (24 с.)
Кейт Пикеринг Учебное пособие для подготовки к ОГЭ по английскому языку: говорение.Exam Skills for Russia. MACMILLAN, 2015 (112с.)
Miles Craven Real Listening and Speaking 3/2 Cambridge University Press,2008 (112с.)
Шидловская С.Н. Английское словообразование English Word Formation: пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 432 с.
studfiles.ru
macmillan.ru
lenglish.ru
fipi.ru
15