Программа курса дополнительного образования по географии 5-9 классов «Географическое краеведение»
ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 5-9 КЛАССОВ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Автор:
Фамилия, И.О. _____Козленко Ольга Петровна__________________________
Должность________ учитель географии________________________________
Место работы______МБОУ СОШ №7__г. Донецк Ростовская область___
Пояснительная записка.
Стремительная урбанизация и развитие промышленности изменили характер духовного мира человека. Немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения имеет привитие им любви к своему краю, а через неё любви к Родине. Решать эту задачу помогает географическое краеведение, целью которого является географическое изучение, как ближайших окрестностей, так и более отдалённых мест.
Краеведческая работа наряду с тем, что воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, способствует фундаментальному изучению природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
В условиях гуманизации российского общества на первый план выходит человек с его устремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности – является возможность выбора деятельности, интересной для неё.
Дополнительная образовательная программа «Географическое краеведение», являясь профилированной программой, предполагает создание условий для удовлетворения познавательных интересов, приобретения знаний и самореализации подростков в таких областях знаний как география, краеведение, история, экология.
Программа даёт возможность изучить явления природы и создаёт основу для углубления понятий о природе, о причинах определённой последовательности изменения органического мира, в том числе в результате хозяйственной деятельности человека.
Программа «Географическое краеведение» предполагает изучение экологических проблем родного края. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей культуры населения, от понимания истоков, сущность возникших проблем. Поэтому экологическое воспитание становится крайне необходимым в современных условиях. Программа предполагает привлечение внимания детей к экологическим проблемам нашего города, и рассмотрение вариантов решения этих проблем. В ходе работы по программе «Географическое краеведение» будет систематически привлекаться доступный пониманию обучающихся материал из современной экономической и политической жизни, проводиться работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы.
Занятия географическим краеведением способствуют развитию общего интеллектуального и творческого потенциала детей.
Творческая одарённость предполагает умение переструктурировать информацию, стремление всё делать и мыслить по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, поэтому программа предполагает организацию творческой, исследовательской и проектной деятельности.
Программа «Географическое краеведение» решает также задачи общеразвивающего характера: расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности контингента.
Программа рассчитана на подростков 11-15 лет, учащихся 5-9 классов. В этом возрасте наблюдаются следующие психические новообразования: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений; заметное развитие волевых качеств; повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность; потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Личностными новообразованиями являются формирование самосознания, самоотношения и самоуправления, появление «чувства взрослости».
Основное новообразование возраста – социальное сознание, перенесённое внутрь, - самосознание. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи, с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды.
Программа носит личностно – ориентированный характер, что предполагает отношение к ребёнку как к субъекту развития и воспитания, со своей особенной Я – концепцией, поощрение его индивидуальности, предоставление ему возможности для самовыражения и самоактуализации посредством участия в совместной и индивидуальной познавательной, исследовательской, проектной, социальной деятельности.
Цели программы:
Создание условий для развития интереса личности к экологической, природоохранной и краеведческой исследовательской деятельности.
Развитие целостного представления об окружающем мире во всём его многообразии, роли и месте Донского края во всемирном, национальном, природном и культурном наследии.
Овладение обучающимися практическими навыками для изучения природных, исторических, культурных особенностей родного края.
Развитие интеллектуальных, творческих способностей.
Задачи:
Сформировать экологическое сознание, умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности во время походов и экскурсий.
Развивать навыки бережного отношения к природе.
Создать у обучающихся целостное представление о природе своего края, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов.
Развивать у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.
Создать условия для приобретения первичных и профессиональных умений и навыков у подростков в процессе занятий.
Воспитывать любовь к своему краю.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа «Географическое краеведение» включает в себя материалы следующих областей знаний: география, краеведение, история, экология, биология.
Содержание программы нацелено на то, чтобы создать у ребят целостное представление о природе своего края, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, сформировать навыки поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду.
Предполагается вовлекать учащихся в различные сферы поисково-исследовательской работы воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы; формировать экологический стиль мышления и ценностное отношение к реальному природно – социальному окружению, развивать у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико – ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.
Основные разделы программы по изучению своего края:
Туристические возможности Ростовской области
Культурное, историческое и природное наследие Ростовской области.
Геологическое строение и полезные ископаемые Ростовской области.
Состояние окружающей среды Ростовской области.
Топографическая подготовка.
Обучающиеся получают знания:
о географическом строении своей местности, об ориентировании на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, об азимуте и движении по азимуту.
о состоянии водных и почвенных ресурсов в нашем крае,
о строении и составе атмосферы, о влиянии атмосферных загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека.
Продолжительность образовательного процесса - 1 учебный год (для учащихся 5 - 9 классов) – 72 учебных часа.
Формы и режим занятий.
Режим занятия - 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Время учебного часа для учащихся – 40 минут.
Специфика занятий предполагает как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися.
Основные формы занятий.Изучение родного края связано с поиском полезных ископаемых, сбором образцов горных пород, изучением местных рек, озёр, растительности, почв, микроклимата, составления топографических карт, охраны природы. В ходе занятий обучающиеся встретятся с экологом города, с руководителями предприятий, которые тем или иным образом загрязняют окружающую среду, чтобы узнать, какие меры предпринимаются для решения экологических проблем, и сами будут вести наблюдения за загрязнением окружающей среды. Практическим вкладом самих учащихся может быть озеленение своего города, забота о птицах. Поэтому в основу программы положен экскурсионно – практический принцип. При реализации программе используются следующие формы занятий.
Теоретические (лекции, беседы),
Творческие работы,
Проектные работы
Деловые и творческие игры
Тренинги общения
Наблюдения в природе
Викторины, конкурсы
Результаты работы детского объединения могут быть оформлены в виде итоговой выставки, рефератов, коллекций, исследовательских работ, проектов.
Условия для реализации программы.Методическое обеспечение (литература, подборки игр, творческих заданий).
Дидактическое обеспечение (коллекция минералов, разделённая на группы, либо по химическому составу, либо по их использованию, либо по месту нахождения).
Коллекция горных пород.
Макет (рельефа, интрузивных процессов).
ИКТ ресурсы и ЭОР.
Личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств, нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
6) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
7) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты освоения образовательной программы.
Обучающиеся знают:
Особенности природы края
Правила поведения в лесу, на природе
Источники загрязнения воздуха, воды, почвы
Полезные ископаемые края
Экологические проблемы
Отличать и определять растения и животных, занесённых в Красную книгу Ростовской области
Проводить самостоятельные наблюдения за погодой
Искать и отбирать нужную информацию
Выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой
Ориентироваться на местности
Читать топографические карты.
Сотрудничества в достижении коллективной цели
Составления плана местности
Составления гербариев
Характерным результатом программы является появление осмысленного отношения обучающихся к природным и социальным явлениям, активной жизненной позиции,
развитие ответственности, целеустремлённости, коммуникативных навыков, навыков бережного отношения к природе, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая диагностика.
Проверка знаний:Строения и состава атмосферы
Зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды
Состояния водных и почвенных ресурсов в нашем крае
Основ ориентирования на местности
Основной закон экологии: «Всё со всем связано».
Проводить самостоятельно наблюдения на природе и вести дневник наблюдений;
Распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали
Ориентироваться на местности по солнцу, компасу и природным признакам
Изучать и исследовать, творчески оформлять полученные знания и впечатления;
Сравнивать природные объекты, находить в них существенные отличительные признаки.
Проверка навыков:
Группового взаимодействия
Работы с научной литературой, с приборами для метеонаблюдений
Сбора документальных материалов, фотографирования.
Кроме того, предполагается отследить уровень мотивации и ценностных приоритетов обучающихся.
Критерии оценки итоговой диагностики.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся (когнитивные):
Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
Осмысленность и свобода использования специальной терминологии
Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся (деятельностно-практические):
качество выполнения практического задания
Технологичность практической деятельности
Зарисовка, описание обнажения горных пород
Составление коллекции
Умение отбирать и обрабатывать образцы горных пород.
Критерии уровня воспитательности и мотивации детей (мотивационно-ценностные, коммуникативные):
Культура организации практической деятельности
Культура поведения
Творческое отношение к выполнению практического задания
Аккуратность и ответственность при работе
Степень участия в групповой деятельности.
Подбор содержания материала
Туристические возможности своего края
Физико-географическая и экологическая характеристика края; географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение.
Метеорологические наблюдения
Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство микроклимат. Вычерчивание графиков схем.
Экологические основы охраны природы.
Рациональное использование и охрана природных ресурсов. Использование и охрана недр. Современные ландшафты, как факторы здоровья. Основные загрязнители воздушной среды г. Донецка. Санитарное состояние почвы.
Качество воды в реке «Северский Донец». Водо-охранное строительство. Сброс загрязняющих веществ в Северский Донец. Здоровье человека и загрязнение окружающей среды.
Геологические события:
Развитие жизни на Земле в докембрии, палеозое мезозое, кайнозое. Знакомство с горными породами своего края. Изменение рельефа в нашем крае. Грунтовые и подземные воды. Гидрологическое обследование района. Измерение скорости течения реки. Составление схемы разреза живого сечения реки.
Топографическая подготовка
Виды карт. План, схема. Масштабы. Чтение карты и составление схемы маршрута. Ориентирование на местности с помощью карты; компаса, местных признаков. Чтение топографических и географических карт. Составление плана местности. Нахождение азимута на местности.
Полезные ископаемые своего края.
Геологические строение местности. Полезные ископаемые своего края. Практические занятия с коллекциями полезных ископаемых. Экскурсия на ближайший карьер. Составление коллекций.
Изучение промышленного предприятия.
Географическое положение. Историко-географический обзор предприятия. Основные средства производства. Автоматизация и механизация предприятия. Составление схемы производственных связей.
История казачества на Дону
Происхождение донского казачества. Традиции донских казаков. Войсковой круг. Уклад жизни и быта донских казаков. Казачий фольклор. Золотые имена Дона. Религия и церковь в жизни донских казаков. Обычаи, обряды и язык донских казаков. Встреча с казачьим атаманом.
Организация, подготовка и проведение походов.
Определение цели и района похода. Комплектование группы и распределение обязанностей. Разработка маршрута. Оформление путевых документов. Проведение подхода.
Подведение итогов работы.
Оформление практических работ, составление фотоальбомов. Изготовление наглядных пособий. Организация выставки.
Тематическое планирование детского объединения «Краеведы»
Программа «Географическое краеведение»
1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Всего |
Дата |
||
Теория |
Практика |
|||||
В группе |
В подгруппе |
|||||
1 |
Географическое положение нашего города Донецка |
1 |
1 |
|||
2 |
Рельеф Ростовской области |
1 |
1 |
|||
3 |
Климат, почвы Ростовской области |
1 |
1 |
|||
4-5 |
Растительный и животный мир Ростовской области |
1 |
1 |
2 |
||
6 |
Гидрологическая сеть края |
1 |
1 |
|||
7 |
Местные признаки и прогноз погоды |
1 |
1 |
|||
8 |
Приборы для метеонаблюдений |
1 |
1 |
|||
9 |
Вычерчивание графиков, схем |
1 |
1 |
|||
10 |
Рациональное использование и охрана природных ресурсов |
1 |
1 |
|||
11 |
Использование и охрана недр |
1 |
1 |
|||
12-13 |
Современные ландшафты. Опасные природные явления. |
1 |
1 |
2 |
||
14 |
Образование и развитие оврагов. |
1 |
1 |
|||
15 |
Основные загрязнители окружающей среды |
1 |
1 |
|||
16 |
Санитарное состояние почвы |
1 |
1 |
|||
17 |
Состояние водных ресурсов края |
1 |
1 |
|||
18 |
Качество воды в Северском Донце |
1 |
1 |
|||
19 |
Водоохранное строительство |
1 |
1 |
|||
20 |
Сброс загрязняющих веществ в воду |
1 |
1 |
|||
21 |
Качество питьевой воды |
1 |
1 |
|||
22 |
Здоровье человека и окружающая среда |
1 |
1 |
|||
23 |
Мероприятия по очистке воды |
1 |
1 |
|||
24 |
Развитие жизни на Земле в докембрии |
1 |
1 |
|||
25 |
Развитие жизни на Земле в полеозое |
1 |
1 |
|||
26 |
Развитие жизни на Земле во 2 половине полеозоя |
1 |
1 |
|||
27 |
Развитие жизни на Земле в мезозое |
1 |
1 |
|||
28 |
Развитие жизни на Земле в юрском периоде |
1 |
1 |
|||
29 |
Развитие жизни на Земле в кайнозое |
1 |
1 |
|||
30 |
Четвертичный период |
1 |
1 |
|||
31 |
Оледенение |
1 |
1 |
|||
32 |
Изменение растительного и животного мира |
1 |
1 |
|||
33 |
Знакомство с горными породами края |
1 |
1 |
|||
34 |
Изменение рельефа в нашем крае |
1 |
1 |
|||
35 |
Грунтовые и подземные воды |
1 |
1 |
|||
36 |
Виды карт |
1 |
1 |
|||
37 |
Чтение карты и составление схемы маршрута |
1 |
1 |
|||
38-39 |
Ориентирование на местности |
1 |
1 |
2 |
||
40 |
Чтение топографических карт |
1 |
1 |
|||
41 |
Чтение географических карт |
1 |
1 |
|||
42-43 |
Составление плана местности |
1 |
1 |
2 |
||
44-45 |
Нахождение азимута на местности |
1 |
1 |
2 |
||
46 |
Геологическое строение местности |
1 |
1 |
|||
47 |
Полезные ископаемые края |
1 |
1 |
|||
48-49 |
Практическая работа с коллекциями полезных ископаемых |
1 |
1 |
2 |
||
50 |
История казачества на Дону |
1 |
1 |
|||
51 |
Древние поселения на Дону. Выбор места и типы поселений в нашем крае. |
1 |
1 |
|||
52-53 |
Народы на Дону. Традиционные жилища людей на Дону, влияние природных условий на их облик, размещение, материалы изготовления. |
1 |
1 |
2 |
||
54-55 |
Традиции Донских казаков |
1 |
1 |
2 |
||
5 6-57 |
Уклад жизни и быта |
1 |
1 |
2 |
||
58 |
Казачий фольклор |
1 |
1 |
|||
58 |
Золотые имена Дона |
1 |
1 |
|||
60-61 |
Религия и церковь в жизни донских казаков |
1 |
1 |
2 |
||
62-63 |
Обычаи, обряды казаков |
1 |
1 |
2 |
||
64-65-66-67 68 |
История моей семьи. (проекты, презентации) |
1 |
2 |
2 |
5 |
|
69-70 |
Экскурсия в парк |
1 |
1 |
2 |
||
71-72 |
Составление фотоальбома |
1 |
1 |
2 |
||
Итого: |
72 часа |
Список литературы:
Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005. 684с.
География Ростовской области. М.И.Мартынова, В.Н. Алексеенко – Ростов-на-Дону: ООО «Терра Принт»
Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие/Т.А.Смагина, М.И.Кизицкий, В.С.Кутилин, В.М.Лиходед, Ю.Н.Меринов, А.А.Гайдаш.- Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
Н.К. Семакин «Внеклассная работа по географии» Москва «Просвещение» 1989г.
И.Р. Голубев; Ю.В. Новиков «Окружающая среда и её охрана» Москва «Просвещение» 1985г.
Казачество. Выпуск №1. ЮМЛ. Новочеркасск 1992г.
А.Е. Мельчуков «В мире ориентиров» Москва «Недра» 1986г.
В.М. Алёшин «Карта в спортивном ориентировании» Москва «Физкультура и спорт» 1983г.
С.С. Кузнецов «Геологические экскурсии» Ленинград «недра» 1978г.
В.А. Обручев «Занимательная геология» Москва 1980г.
Е.А. Криксунов; В.В. Пасечник; А.П. Сидорин «Экология». Издательский дом «Дрофа» 1995г.
Я познаю мир. Детская энциклопедия «Сокровища земли». Москва 2001г.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. Москва «Просвещение» 1983г.
Экология «Я познаю мир» Детская энциклопедия. Москва 1997г. Б.А.Нагорный «География Ростовской области. Ростов – на – Дону 1985г.
М.А. Кривошеева, Н.В. Кислицкая «игра в экологическом воспитании школьников»
Журналы «Дополнительное образование»: № 2, 9 ,11 (2002г.) № 12 (2003г.); № 1, 4, 5, 6, 9 (2004г.); № 3, 4 (2006г.).
Географический школьный атлас Ростовской области.