ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающуюсреду стала очень острой и приняла огромные масштабы. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеетшкола. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.
Цель программы:формирование у обучающихся на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачипрограммы:
Сформироватьсистемуэколого-биологическихзнаний.
Сформировать знания о многообразии живыхформ родного края. Обогатитьобщийисформироватьтематическийсловарныйзапас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике. Развиватьспособностичувствоватькрасотуприродыивыражатьэмоции. Развивать индивидуальные способности детей.
Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Сформироватьпредставлениеосамоценностилюбойформыжизни.
Сформироватьпотребностиэкологическицелесообразногоповеденияи деятельности человека.
Сформироватьчувствакрасотыприродыприизготовленииподелок.
Сформироватьчувствоответственностизаинструменты,оборудование кабинета.
Прививатьлюбовьктруду,учитьдоводитьдоконцаначатоедело.
Место Курса В Учебном ПЛАНЕ
В учебном плане по внеурочной деятельности МБОУ ЦО №42 занятия по курсу «ЭкологиЯ»в 6б классепредставлены с расчетом 1часвнеделю,34 часа в год. Внеурочные занятия проводятся во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие, а также беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии, решении кейсов, встречи с эковолонтёрами. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Отличительная особенность программы состоит в повышенииэффективности экологической и краеведческой работы со школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.
Содержание Курса Внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел1.Введениевкурсвнеурочнойдеятельности«ЭкологиЯ»(3ч)
Давайте знакомиться. Игры и упражнения, помогающиепознакомиться. Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы в рамках программы.
Кто защищаетприроду. Понятия«экология» как наука,«экология» как состояние окружающей среды, «экологическаядеятельность». Российские и международные экологические организации,работа которых нацелена на сохранение планеты .
Экологично ли проходит мой день. Повседневные действия,которые могут нанести ущерб природе. Способы уменьшенияпоследствий наших повседневных действий для природы.
Раздел2.Правилаэкологичногообразажизни(7ч)
Путешествие пластиковойбутылки. Содержимое нашегопакета с мусором. Пластик в общем объёме мусора . Под-готовка пластиковой бутылки к переработке .
Сдай батарейку. Использование разных типов батареек, элементов питания дома и в промышленности. Вред использованных батареек для природы. Правила сбора и утилизации использованных батареек .
Как отдыхать экологично (2). Отдых на природе. Что значит отдыхать экологично . Как выглядят места отдыха людей, не заботящихся о природе . Правила экологичного отдыха .
Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности. Функциональное назначение знаков .
О чём говорит маркировкатоваров (2). Что такое маркиров-ка и экомаркировкатоваров. Процессполученияэкомаркировки на товар . Экологические знаки на упаковке . Экомаркировка и экологическая чистота циклапроизводстваипродажи товара .
Раздел3.Здоровье своими руками(5ч)
Звук и здоровье. Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека . Звукиздоровье . «Шумовоезагрязнение» . Природные и техногенные звуки . Частота звука и громкость звука:ихвлияниена физическоеипсихическоездоровье человека .
Транспортвокругнас (2).Современныетранспортныесредства итипы двигателей . Соотношение машин с различными типами двигателей на дорогах России и сравнение их характеристик с точки зрения состава выхлопных газов . Влияние выхлопныхгазовназдоровьечеловека . Болезни,связанные с качеством воздуха . Способы минимизации выбросов выхлоп- ных газов двигателя внутреннего сгорания . Экологические стандарты топлива в России . Электромобиль .
Экология питания(2). Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и углеводы; вода; витамины . Количество приемов пищи . Домашняя еда и фастфуд . Упаковка для еды в магазине и дома . Правила хранения продуктов длительного хранения и скоропортящихся продуктов . Вегетарианство . Расчёт массы тела . Анорексия . Питание во время стрессовых ситуаций .
Раздел4.Экологическиенавыки(19ч)
Практикум по сортировке неорганическогомусора.Вопрос об утилизации мусора и его место среди экологических проблем планеты . Как утилизируютмусор . Чтотакоесортиров- ка мусора . Правила сортировки мусора . Одноразовая посуда . Места для сбора разных видов мусора .
Потребительскоеобщество.Чтотакое«потребительскоеобщество».
Егохарактеристики.Ограничениепотребления.
Экология нашего города (2). Наш город с точки зрения экологии . Природные особенности местности, в котороймы живём . Промышленные предприятия города и района .Трассы и магистрали . Экологические проблемыгородаиспособы их решения .
Какойбывает энергия. Получение энергии и способы её экономии дома, в школе, вгороде. Чтотакое«зелёнаяэнергия» . Солнечныестанции, ветряки,приливныеэлектростанции — их плюсы и минусы для экологии . Расчёт стоимости электроэнергии .
Пернатыедрузья.Птицынашегокрая.Значениептицдляприроды.
Охранаптиц.Зимующиептицы.Кормушкиикормдляптиц.
Санитары нашей природы. Основные функции санитаров природы. Животные, птицы, насекомые, помогающие сохранить окружающую природу. Санитары леса и мусор в лесу .
Экологический практикум(2).Правилаочисткиводоёмови рек от мусора.Правиласборамусоравлесуипарке. Правилапосадкисаженцев деревьев. Правиласборамакулатуры . Правила создания экологической тропы .
Почему лишь немногие живут экологично? Как экологичный образ жизни позволит сохранить жизнь на планете . Глобальные экологические вызовы . Усилия народов и стран мира по сохранению жизни на планете .
Созданиесоциальнойрекламы(2).Значениесоциальнойрекламы.
Примерысоциальнойрекламы.Экологическаясоциальнаяреклама.
КраснаякнигаТульскойобласти(2).ЦельсозданияКраснойкниги.
СтруктураКраснойкниги.РазныецветастраницКраснойкниги.
День Земли. История возникновения Дня Земли . Акции, которые проводятся ко Дню Земли . Акции «Час Земли», «Зелёный марафон» .
Игровойпрактикум.Экологическаяигра«Что?Где?Когда?».Игра
«Экологическое лото» . Возможности игры для формирования экологичного образа жизни .
Экологическая карта города (района) (3). Карта города (района), где обозначены все «экологические места»: пункты приёма пластиковой тары, батареек, макулатуры; места наибольшего загрязнения воздуха, экологические тропы и т . д .
Планируемые Результаты Освоения Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностныерезультаты
Личностныерезультатыотражаютготовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опытадеятельностинаеёоснове,в том числе:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Экологичный образ жизни»; готовность к разнообразной совместной деятельности;выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса .
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много- конфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, на- родов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины в науке, технологиях и трудовых достижениях наро- да, с которыми школьники будут знакомиться в ходе экскурсий экологической направленности .
В сфере духовно-нравственного воспитания: воспитание моральных ценностей и норм в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, по- ведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм; осознание необходимости брать на себя ответственность в ситуации экологического выбора, активное неприятие асоциальных поступков .
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду .
В сфере физическоговоспитания,формированиякультуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение правил гигиены, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); способность адаптироваться к изменяющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям; осмысление собственного опыта и выстраивание дальнейших целей, связанных с будущей профессиональной жизнью; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека .
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода задачи; применение знаний, полученных в ходе изучения курса «ЭкологиЯ»; осознание важности обучения для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор, построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей . Принятие идеи экологизации современного общества с необходимостью сохранения живой природы и защите её от негативного антропогенного воз- действия, вызванного потребительским отношением человека . В сфереэкологического воспитания:применениесоциальных и естественно-научных знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданинаи потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологическойнаправленности.
В сфере понимания ценности научногопознания:овладение языковой и читательской культурой как средством познаниямира,средством самосовершенствования человека; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности в процессе изучения экологии, осмысление собственного опыта, анализ своих поступков и стремлениесовершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия .
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта и основных социальных ролей; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе уумение учиться удругихлюдей, получатьвсовместнойдеятельностино-выезнания, навыки и компетенции; развитие способности осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числевсфереэкологии; умениеоперироватьтерминами ипредставлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду; способность осознавать стрессовуюситуацию, оцениватьпроисходящие измененияиихпоследствия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации .
Метапредметныерезультаты
Универсальные познавательные действия: выявлять дефицит информации о той или иной стороне экологически значимой деятельности, находить способы решения возникших проблем; использовать вопросы какинструментдляпознания; аргументировать свою позицию, мнение; оцениватьдостоверностьинформации,полученной входеработысинтернет- источниками; самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанных с тем или иным экологически обоснованным выбором; применять раз- личные методы при поиске и отборе информации, связанной с экологически значимой деятельностью и дальнейшим изучением курса; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию; находить аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версиюь в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников курса «Экологичный образ жизни» .
Универсальные коммуникативные действия: формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённыхв курс; выражать свою точкузрения; понимать намерения других участников занятий курса «ЭкологиЯ», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях; в корректной форме формулироватьсвои возражения; в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса по экологии; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких участников курса «ЭкологиЯ», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые шштурм и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса .
Универсальные регулятивные действия: выявлять проблемы, возникающие в ходе изучения курса; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственностьзарешения, принимаемыевпроцессевключения в различные виды активности в сфере экологии; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть в рамках экологически обоснованной деятельности; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса, уметь находить позитивное в любой ситуации; уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихсяситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциями; уметьставитьсебя на место другого человека, осознанно относиться к другому человеку, его мнению, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним .
Предметныерезультаты
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе экологи- чески значимой деятельности школьников .
Предметныерезультатывключают:
Биология: формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание ролибиологии в формировании современной естественно-научной картины мира; умение применять систему биологических знаний; формирование представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов,об антропогенных факторах; формирование представлений об экосистемах и значении биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живойприроды;владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме(в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений); умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; формирование основ экологическойграмотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и по- ступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности;неприятиевредныхпривычекизависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; формирование мотивации к продолжению изучения биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования .
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве; умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды; умение выбирать ииспользовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практическихзадачвповседневной жизни; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения, задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия .
Химия: владение правилами поведениявцеляхсбережения здоровья и окружающейприроднойсреды;пониманиевреда(опасности)воздействияна живые организмы определённых веществ, способов уменьшения и предотвращения их вредного воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека .
Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизнидляобеспечениябезопасности при обращении с бытовымиприборами и техническими устройствами, сохранения здоровья исоблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физикиитехнологий для рационального природопользования .
Технология: понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохо-яйственного производства, энергетики и транспорта .
Основы безопасности жизнедеятельности: формирование культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями для предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении,наулице,наприроде,ввобщественныхместахинамассовы мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды); формирование социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих .
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюденийиличныхвпечатлений, чтенияучебно-научной, художественной и научно-популярной литературы .
Литература:овладениеумениемиспользоватьсловариисправочники, втом числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи .
Физическая культура:формирование привычки к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой; умение планировать самостоятельные занятия физической куль- турой и строить индивидуальные программы оздоровления и физического развития.
Тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания, а также рабочей программой воспитания МБОУ ЦО №42. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальноеразвитиеобучающегося. Приэтомрезультатомработыпедагогав первую очередь является личностное развитие ребёнка . Личностных результатов педагог может достичь, увлекая ребёнка совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, наполняя занятия ценностным содержанием .
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в МБОУ ЦО №42 в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов внеурочной деятельности, направленных на развитие познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности.
Названиераздела | Количество часов | ЦОР/ЭОР | |
1. | Введение в курс внеурочной деятельности «ЭкологиЯ» | 3 | |
2. | Правила экологичного образа жизни | 5 | |
3. | Здоровьесвоимируками | 7 | |
4. | Экологическиенавыки | 19 |
Описание УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра кинофильмов, помещение для тренингов, изобразительные инструменты и материалы.
Литературадополнительная
АшихминаТ.Я.Школьныйэкологическиймониторинг:учеб.-метод.пособие
/ Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.;Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2000.
Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российскийаспект/В.И.Данилов-Данильян,М.Ч.Залиханов,К.С.Лосев.
— М.,2001.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться»/ Е. Н. Дзятковская. — М.:Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Ирина Владимировна Казарцева
Котова Екатерина Викторовна
Шкавро Светлана Анатольевна