Программа курса внеурочной деятельности в 9 классе «Занимательная география»
Программа курса внеурочной деятельности
9 класс
«Занимательная география»
2021-2022 учебный год
Учитель: Сидоров Игорь Васильевич
Количество часов всего: 33 (1час в неделю)
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле;
- развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы;
- активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету
Развивающие:
- личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, формирование универсальных учебных действий.
- формирование системного экологического мышления
Воспитательные:
- воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру;
- формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
-совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
Планируемые результаты
Личностные:
- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметные:
- умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;
Предметные:
- овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Содержание
Введение. Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации: Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Население Земли, численность и размещение, типы населенных пунктов, народы и религии, хозяйственная деятельность населения. Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
3. Материки, океаны, народы и страны: Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. География России:
Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
географического описания по карте»
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов в неделю |
1 | Введение | 1 |
Источники географической информации | ||
2 | Изображение Земли | 1 |
3 | Ориентирование | 1 |
4 | Градусная сеть | 1 |
5 | Изображение рельефа | 1 |
Природа Земли и человек | ||
6 | Форма и размеры Земли. Виды движения Земли | 1 |
7 | Пояса освещенности. Тропики и полярные круги | 1 |
8 | Литосфера | 1 |
9 | Гидросфера | 1 |
10 | Атмосфера | 1 |
11 | Биосфера | 1 |
12 | Географическая оболочка | 1 |
13 | Население Земли | 1 |
14 | Природопользование и геоэкология | 1 |
Материки, океаны, народы и страны | ||
15 | Африка | 1 |
16 | Австралия и Океания | 1 |
17 | Южная Америка | 1 |
18 | Антарктида | 1 |
19 | Северная Америка | 1 |
20 | Евразия | 1 |
География России | ||
21 | Географическое положение и границы России | 1 |
22 | Часовые зоны России | 1 |
23 | Административно-территориальное устройство России | 1 |
24 | Природа России | 1 |
25 | Население России | 1 |
26 | Хозяйство России | 1 |
27 | Европейский Север и Северо-Запад | 1 |
28 | Центральная Россия и Европейский Юг | 1 |
29 | Поволжье и Урал | 1 |
30 | Западная и восточная Сибирь | 1 |
31 | Дальний Восток | 1 |
32 | Разбор ОГЭ | 1 |
33 | Разбор ОГЭ | 1 |