Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием несовершеннолетних «Зелёный островок» (10–17 лет)
Программа деятельности ЛДП –
лагеря с дневным пребыванием
«Зеленый островок»
(Для детей в возрасте от 10 до 17 лет)
Составила: Никитина Людмила Ивановна,
учитель физики и математики
Содержание
1. Паспорт программы.
2. Перечень организаторов программы.
3. Обоснование программы, актуальность.
4. Цели и задачи программы.
5.Основное содержание программы.
6. Участники программы.
7. Сроки действия программы.
8. Механизмы реализации программы. Условия реализации программы: научно-методическое, мотивационное, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение программы.
9. Факторы риска.
10. Ожидаемые результаты и критерии их оценки.
11. Мониторинг реализации программы.
12. Список литературы и источники.
1. Паспорт программы.
1. |
Номинация, в которой заявлена программа |
Программа профильной смены по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих отдых детей в лагерях с дневным пребыванием. |
2. |
Полное название программы |
Программа деятельности ЛДП – лагеря с дневным пребыванием несовершеннолетних «Зеленый островок». |
3. |
Цель программы |
Создание условий для полноценного летнего отдыха детей; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей. |
4. |
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) |
Учащиеся школы в возрасте от 10 до 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. |
5. |
Сроки реализации программы |
Программа рассчитана на период с 00 июня по 00 июня 2017 года. По продолжительности программа является краткосрочной (в течение лагерной смены). |
6. |
Направление деятельности, направленность программы |
В течение смены планируется реализация программы по блокам: Организационный. Интеллектуальный. Спортивно-оздоровительный. Исторический. Экологический. Творческий. |
7. |
Краткое содержание программы |
В нашем путешествии каждый день смены будет посвящен одной экспедиции. В первой половине дня-выездные мероприятия в музеи и театры, а во второй половине дня-экспедиции Экооотряда. Структура управления Экоотряда «Зеленый осторовок»: Начальник экспедиции – начальник лагерной смены. Заместители начальника экспедиции– воспитатели. Помощники заместителей – вожатые. Члены экспедиции – дети. Все соревновательные мероприятия проводятся вместе, но оцениваются индивидуальные достижения каждого. Участвуя в различных делах, дети зарабатывают жетоны в форме зеленых листочков. В игровой комнате на стенде устанавливается Эко-Дерево. После подведения итогов мероприятия, каждый ребенок, прикрепив на это дерево свой листочек –«экологический символ дня», сможет увидеть, какая из ветвей зеленее. Система стимулирования обеспечивает стремление детей к лидерству и завершается вручением самым активным детям удостоверений участника экспедиции Экоотряда «Зеленый островок». |
8. |
Ожидаемый результат |
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в области истории, экологии, биологии; Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. |
9. |
Название организации Авторы программы |
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 152» Никитина Людмила Ивановна, учитель физики и математики |
10. |
Почтовый адрес организации, авторов программы |
|
11. |
Ф.И.О. руководителя организации |
|
12. |
Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации, авторов |
|
13. |
Имеющийся опыт реализации проекта: Дата создания программы: |
Опыт реализации проекта — 1 год 20.052017 |
14. |
Финансовое обеспечение проекта |
Лагерь содержится за счёт городских бюджетных средств города, Фонда социального страхования, родительских средств. |
15. |
Особая информация и примечания |
2. Перечень организаторов программы.
-директор БОУ г. Омска «СОШ № 152»;
- заместитель директора БОУ г. Омска «СОШ № 152»;
Л.И. Никитина-начальник ЛДП «Зеленый островок».
3. Обоснование программы, актуальность.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
С целью организации летнего отдыха детей на базе БОУ г. Омска «СОШ № 152» ежегодно организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей.
В этом году выбрана необычная форма организации летнего отдыха детей – экспедиция Экоотряда «Зеленый островок».
Экологическая культура - важная часть общечеловеческой культуры. ЛДП (лагерь с дневным пребыванием) с эколого-краеведческим направлением - одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания. Смена учебной деятельности на альтернативные формы коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Актуальность программы ЛДП с эколого-краеведческим направлением заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области полного, так и дополнительного образования.
4. Цели программы.
Создание условий для полноценного летнего отдыха детей; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.
Задачи программы.
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе.
Воспитательные:
Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;
Создание условий для воспитания культуры общения.
Образовательные:
Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, экологии, биологии;
Развивающие:
Создания условия для развития коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
5. Основное содержание программы.
Лета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к веселому отдыху, встрече с друзьями, а главное – отличному настроению.
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Организационный.
Интеллектуальный.
Спортивно-оздоровительный.
Исторический.
Экологический.
Творческий.
Каждый день смены будет посвящен одной экспедиции.
Структура управления.
Начальник экспедиции – начальник лагерной смены.
Заместители начальника экспедиции– воспитатели.
Помощники заместителей – вожатые.
Члены экспедиции – дети.
Все соревновательные мероприятия проводятся вместе, но оцениваются индивидуальные достижения каждого. Участвуя в различных делах, дети зарабатывают жетоны в форме зеленых листочков. В игровой комнате на стенде устанавливается Эко-Дерево. После подведения итогов мероприятия, каждый ребенок, прикрепив на это дерево свой листочек – « экологический символ дня», сможет увидеть, какая из ветвей зеленее. Система стимулирования обеспечивает стремление детей к лидерству и завершается вручением самым активным детям удостоверений участника экспедиции Экоотряда «Зеленый островок».
Символика ЛДПН "Зеленый Островок"
Девиз: "Экспедиция вперед нас к открытиям ведет".
Законы экспедиции:
1. Закон уважения (к старшим, сверстникам, к малышам).
2. Закон культуры речи (не сквернословить).
3. Закон чистоты (чисто там, где не сорят).
4. Закон территории (не покидать без разрешения).
Ритуалы:
На основе традиций народной культуры.
Утренний ритуал "Благо": дети встают в круг, держась за руки, закрывают глаза и мысленно желают добра, блага друг другу, вожатым, грядущему дню.
Вечерний ритуал "Благо": в вечернем кругу вспоминается плохое и хорошее за день; все плохое забывается; все хорошее запоминается (рефлексия дня).
Режим работы ЛДПН «Зеленый островок»
1. |
8.30 – 9.00 |
Утренний сбор в лагере. |
2. |
9.00 – 9.15 |
Утренняя зарядка. |
3. |
9.15- 9.20 |
Ритуал "Благо". |
3. |
9.20 – 10.00 |
Завтрак. |
4. |
10.00 – 10.10 |
Утренняя линейка. Планы на день. |
5. |
10.10 – 13.00 |
Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. |
6. |
13.00 – 14.00 |
Обед. |
7. |
14.00 – 14.25 |
Экспедиции Экоотряда: конкурсы, соревнования, Праздники. |
8. |
14.25-14.30
|
Вечерний сбор отряда. Подведение итогов-цветопись. Ритуал "Благо". |
План-сетка работы ЛДП (лагерь с дневным пребыванием)
№ |
Мероприятия |
Время |
Дата |
Ответственные |
1 |
1) Праздник, посвященный открытию лагеря «Экспедиция начинается!» Маршрутная карта экспедиции. Игры на знакомство: «Расскажи про своего соседа», «Расскажи мне о себе». 2) Участие в городском празднике, посвященном Дню защиты детей. |
10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
2 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Мастер-класс». Изготовление «экологического символа дня». 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
3 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Cлед цивилизации». Конкурс социальных фоторепортажей. Сбор материала для исследовательской работы на микрорайоне. Подведение итогов - крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
4 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Экологическая тропа», посвященная Международному Дню эколога (5 июня). Конкурс экологических листовок и плакатов. Подведение итогов -крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
5 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «У лукоморья дуб зеленый». Викторина по сказкам А.С. Пушкина, посвященная 217-летию со дня рождения. Подведение итогов-крепление «экологического символа дня» на Эко-Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
6 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Фантазеры». Изготовление поделок из бытовых отходов. Подведение итогов -крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
7 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Страничка истории». Беседа, посвященная празднику «День России» (12 июня). 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
8 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Флора и фауна Омской области». Викторина. Подведение итогов -крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
9 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Промежуточная диагностика-методика "Выбора". 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
10 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Спортландия». Подвижные игры на свежем воздухе. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
11 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Берегите природу». Конкурс рисунков. Подведение итогов - крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
12 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Тропа доверия». Игра. Подведение итогов - крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
13 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Я творю чудеса своими руками». Фестиваль творческих дел. Подведение итогов - крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
14 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Караоке-БУМ». Конкурс песен о лете, птицах, животных, деревьях, цветах. Подведение итогов -крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
15 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Путешествие в прошлое. 41-й год», посвященная 72-й годовщине начала ВОВ. Просмотр кинофильма «На войне, как на войне». 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
16 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Молодецкие потехи». Чемпионат лагеря по народным играм. Подведение итогов -крепление «экологического символа дня» на Эко -Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
17 |
1) Ритуал «Благо». 2) Выездные мероприятия: экскурсии в музеи, парки; посещение театров, кинотеатров. 3) Экспедиция Экоотряда «Природа и фантазия». Поделки из природного материала. Подведение итогов - крепление «экологического символа дня» на Эко - Дерево. 4) Вечерний сбор отряда. Подведение итогов - цветопись. Ритуал "Благо». |
9.15-9.20 10.00-13.00 13.30-14.30 |
||
18 |
Закрытие смены «Экспедиция возвращается». Подведение итогов. вручением удостоверений участника экспедиции Экоотряда «Зеленый островок».Итоговое анкетирование. Творческий отзыв - рисунок « Вместе мы отряд". |
10.00-13.00 |
6. Участники программы.
Учащиеся школы в возрасте от 6 до 18 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
7. Сроки действия программы.
Программа рассчитана на период с 00 июня по 00 июня 2017 года. По продолжительности программа является краткосрочной (в течение лагерной смены).
8. Механизмы реализации программы.
Подготовительный этап (май)
1. Проведение родительского собрания: « Летний отдых детей».
2. Формирование контингента лагеря (сбор заявлений).
3. Составление общей характеристики контингента в целом и каждого в отдельности для последующей работы с ними.
4. Формирование педагогических кадров согласно штатному расписанию (начальник лагеря, 2 воспитателя).
5. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию летнего отдыха детей.
6. Подготовка к летнему отдыху помещений, инвентаря.
7. Прогнозирование комплекса мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости школьников.
Организационный этап (1-2 дня)
1. Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей.
2. Запуск программы "Экспедиция Экоотряда «Зеленый островок». Открытие лагерной смены.
3. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. Создание атмосферы настроения «Сделать мир лучше».
Основной этап (июнь)
1. Реализация основной идеи смены - экспедиция Экоотряда "Зеленый островок"
2. Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
Заключительный этап
1. Подведение итогов смены.
2. Выработка перспектив деятельности организации.
3. Анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных о деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
4. Сдача документации в Управление образования.
Условия реализации программы:
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Закон «Об образовании РФ».
Конвенция о правах ребенка (ООН, 1991г.)
Устав БОУ г. Омска « СОШ № 152».
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Областная целевая программа «Организация отдыха и оздоровления детей в Омской области.
Должностные инструкции работников.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Научно-методическое обеспечение программы.
Наличие программы лагеря, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Областная целевая программа «Организация отдыха и оздоровления детей в Омской области.
Мотивационное обеспечение программы.
Система стимулов и поощрений:
Все соревновательные мероприятия проводятся вместе, но оцениваются индивидуальные достижения каждого. После открытия сезона, каждый ребенок выбирает знаки отличия. Участвуя в различных делах, дети зарабатывают жетоны в форме зеленых листочков. В игровой комнате на стенде устанавливается Эко-Дерево. После подведения итогов мероприятия, каждый ребенок, прикрепив на это дерево свой листочек –«экологический символ дня», сможет увидеть, какая из ветвей зеленее.
Система стимулирования обеспечивает стремление детей к лидерству и завершается вручением самым активным детям удостоверений участника экспедиции Экоотряда "Зеленый Островок».
Материально-техническое обеспечение программы.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Помещение |
Применение |
Кабинеты |
Комната отдыха, игровые комнаты |
Спортивный зал |
Занятия спортом, состязания (в случае плохой погоды) |
Спортивная площадка |
Площадка для проведения общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Школьный двор |
Отрядные дела, игры-путешествия |
Медицинский кабинет |
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены |
Школьная библиотека |
Литература для педагогов и детей лагеря |
Комнаты гигиены |
Туалеты раздевалки |
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Финансовое обеспечение программы.
Лагерь содержится за счёт городских бюджетных средств города, Фонда социального страхования, родительских средств. Родительские средства-
на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов.
Кадровое обеспечение программы.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
-начальник лагеря -1;
-воспитатели -2;
-техперсонал - 1.
9. Факторы риска.
Плохие природные условия. Высокая активность клещей. Поломка оргтехники.
10. Ожидаемые результаты и критерии их оценки.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в области истории, экологии, биологии.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Критерии эффективности реализации программы
Самочувствие ребенка в лагере (создание положительного психолого-педагогического климата).
Сформированность физического потенциала (критерий здоровья).
Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
11. Мониторинг реализации программы.
Диагностика
1 день смены |
Входное анкетирование. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в отряде. |
Ежедневно |
Пошаговая диагностика - цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. |
Последний день смены |
Итоговое анкетирование. Творческий отзыв - рисунок « Вместе мы отряд". |
Входная анкета.
Для того, чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной для всех?
2. В каких делах ты хочешь участвовать?
3. Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?
4. Чему ты мог бы научить других?
5. Интересна ли тебе история, культура, природа нашего края?
Итоговая анкета.
1. Что тебе особенно понравилось в лагере?
2. Что тебе не понравилось?
3. В чем лагерь не оправдал твои ожидания?
4. Ты пойдешь на следующий год в лагерь? Если нет, то почему?
5. Появились ли у тебя друзья среди ребят?
6. Чему ты научился в лагере?
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Ежедневная пошаговая диагностика.
Круг разделен на 18 секторов (18 дней-экспедиций). В конце дня изобразить свое настроение всеми цветами радуги.
12. Список литературы и источники.
Добротворский И.Л. Технология успеха. 1001 совет школьнику.
- М.: ВЛАДОС, 2007.
Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере.
– М.: Агропромиздат, 1988.
Куватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе.
- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
Дементьева Ирина Михайловна