Программа лагеря с дневным пребыванием «Ладошки солнца»
16
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Программа
детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Ладошки солнца»
Автор:
КаримоваТ.С., педагог-организатор
г. Сыктывкар
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 1.1. Особенности программы 1.2. Основные принципы программы 1.3. Возраст и категория участников смены | 3 4 4 4 |
2. Концепция программы 2.1. Цель программы 2.2. Задачи программы 2.3. Концептуальные подходы в организации деятельности | 6 6 6 6 |
3. Содержание программы 3.1. Основные направления деятельности 3.2. Работа творческих кружков, спортивных секций и клубов по интересам 3.3. Сроки реализации программы 3.4. Информационные формы работы 3.5. Кадровое обеспечение 3.6. Материально-техническое обеспечение 3.7. Финансовое обеспечение | 8 8 10 10 10 11 11 11 |
4. Механизм реализации программы 4.1. Подготовительный этап 4.2. Адаптивно-организационный этап 4.3. Основной этап 4.4. Заключительный этап | 13 13 13 13 14 |
5. Режим дня | 16 |
6. Календарный план проведения мероприятий | 17 |
7. Ожидаемые результаты | 22 |
Использованная литература | 24 |
Приложение № 1 | 25 |
Приложение № 2 | 30 |
Приложение № 3 | 32 |
Приложение № 4 | 34 |
Приложение № 5 | 41 |
Приложение № 6 | 48 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных её качеств.
Духовно-нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение – формировались в исторической практике человека и отражены в эстетической, духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования. Глобальными задачами нравственного воспитания в школе (во всех его формах) является духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Всё это обусловило построение новых комплексных программ в конкретных педагогических системах, в том числе и летних оздоровительных лагерях.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала, формирование потребности в здоровом образе жизни, приобщение к культуре своего народа, воспитание стремления к внутреннему самосовершенствованию эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
В план работы вошли мероприятия культурологической, краеведческой, социологической и другой направленности, основанные на изучении коми-земли, посвящённые 100-летию образования Республики Коми .
1.1. Особенности программы
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых, при этом все имеют равные права и обязанности;
научное социально-педагогическое обоснование программы;
соединение дополнительного образовательного компонента с практической деятельностью детей и взрослых в игровой ситуации программы;
неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности;
праздничная, доброжелательная атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
1.2. Основные принципы программы
развитие творчества и самодеятельности;
игровая основа организации деятельности;
разумное сочетание социально-личностно-значимой направленности деятельности;
единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных, возрастных особенностей;
массовость и добровольность участия детей в программе;
дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
отношения детей и взрослых на основе взаимосогласия, взаимодействия.
1.3. Возраст и категории участников смены
Участниками детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием являются дети из семей различных категорий: малообеспеченных, семей, находящихся в социально опасном положении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, состоящие на различных видах профилактических учётах; одаренные дети, дети-спортсмены.
Все участники смены подразделяются на две возрастные категории: младшая 1-3 классы и старшая – 4-6 классы.
Количество детей в смене составляет 40 человек, из них формируются 2 отряда по 20 человек.
2. концепция программы
2.1. Цель программы
Создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и духовно-нравственное развитие, приобщение к культурному наследию Республики Коми.
2.2. Задачи программы
оздоровление учащихся и укрепление позитивных установок, мотивации на здоровый активный образ жизни;
формирование духовно–нравственного, творческого потенциала учащихся;
развитие и формирование общепринятых норм поведения, ценностей, традиций, основ коллективной деятельности, сотрудничества, сотворчества в новых условиях;
создание условий для формирования социального положительного опыта взаимодействия ребёнка с окружающим миром;
развитие интереса к изучению родного края и традиционной культуры коми народа;
формирование чувства патриотизма и ответственности за будущее своей республики;
воспитание у учащихся уважительного отношения к историческому наследию малой родины, страны.
2.3. Концептуальные подходы в организации деятельности
индивидуальный подход к каждому ребёнку;
удовлетворение интересов наибольшего количества участников смены организацией разнообразных пространств деятельности;
одобрение достижений ребенка, в какой–либо деятельности, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности;
исключение какого–либо давления на детей, создание обстановки доверия и открытости;
помощь ребёнку в самоанализе, оценивании собственной деятельности, в самостоятельном решение проблем.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Основные направления
1. Спортивно-оздоровительное:
соблюдение санитарно-гигиенических норм;
летняя олимпиада коми спортивных игр;
турниры по футболу, пионерболу, бадминтону, настольному теннису;
национальная спортивная игра «По тропе Перы богатыря»;
отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности,
составление творческих работ о ЗОЖ;
просмотр презентации на коми языке «Куд» (энциклопедия) о соблюдении правил ЗОЖ; школьного видеофильма «Мы выбираем»;
участие в городских спортивно-массовых мероприятиях.
2. Социально-психологическое:
выполнение правил поведения в ДОЛ детьми и подростками;
оформление отрядных уголков;
изготовление буклетов и распространение в микрорайоне ДОЛ для проведения промоакций:
«Ваши дети», посвящённая Международному дню защиты детей;
«Коми море» о необходимости оптимального сохранения зелёного богатства республики;
«Чери» (рыба) об уменьшении численности рыб из-за загрязнения и браконьерского вылова сетями;
«Помните о войне», посвящённая Дню памяти и скорби;
«Кодекс чести хозяина» об ответственности за приручение «братьев меньших»;
«Моя Родина – Республика Коми»
проведение «огоньков» по итогам дня в отрядах;
участие в социальном проекте дизайнов «Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики»;
работа социального педагога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних;
военно-патриотическая игра «Победители»
3. Художественно-эстетическое:
фотовыставки совместных работ детей и родителей, посвящённых Году ребёнка и 90-летию Республики Коми: «Менам котыр» (Моя семья), «Я – малыш, я – большой», «Менам муса инъяс» (Мои любимые местечки);
выставка декоративно-прикладного творчества детей «Зарни кияс» (Золотые руки);
фоторепортаж «История рядом», посвящённый скульптурным памятникам, архитектурным проектам на улицах столицы республики;
просмотр фильма «Коми в семье финно-угорских народов», «Современные коми поэты», «Музеи и галереи мира» в видеосалоне (каб. ИКТ);
музыкальный фестиваль песен о любви к коми земле «Войвывса кодзув» (Звезда Севера).
4. Культурно-краеведческое, интеллектуальное
конкурс чтецов «Северное сияние», чтение стихотворений на русском, коми, украинском, азербайджанском и других языках;
интеллектуальная настольная игра «Перымса Степан» (Стефан Пермский);
интеллектуальная интерактивная игра «Мусса Чужанiн» (Любимая Родина);
КТД в форме викторины «Коми парма»;
игры-драматизации на основе коми сказок на коми языке «Сёркни» (Репка), «Чом» (Теремок);
экскурсия по родному городу «Старинные улочки Усть-Сысольска»;
информационное занятие в музее Сыктывкарского государственного университета «Жизнь народа коми в далёком прошлом»;
вечеринка в стиле этно (этнодискотека);
оформление краеведческого уголка «Зарань»;
интеллектуальная интерактивная игра «Первое путешествие по Вселенной» с элементами НРК.
Работа творческих кружков, спортивных секций и клубов
по интересам
спортивная секция «Настольный теннис»;
спортивная секция «Мини-футбол»;
шахматно-шашечный клуб «Гелиос»;
клуб любителей лёгкой атлетики «Ош» (Медведь);
клуб почитателей боевых единоборств «Щит и меч»;
клуб знатоков «Кубик Рубика»;
клуб любителей коми кухни «öмидз тусь» (Малинка);
кружок «Просто оригами»;
кружок «Тестопластика как арттерапия»;
кружок изостудии «Уна рöма» (Разноцветье) художественная роспись по разным видам материала, от камня до ткани.
3.3. Сроки реализации программы
Смена продолжается 21 день и реализуется с 01 по 30 июня 2011г. Режим работы лагеря с 09.00 до 15.00; 5-дневная неделя.
3.4. Информационные формы работы
Фотогазета;
Методический информационный центр;
Краеведческий уголок;
Стимулирующая таблица;
Общелагерный уголок.
3.5. Кадровое обеспечение
Для успешного проведения смены очень важно подобрать квалифицированный педагогический коллектив. Программу реализуют опытные работники МОУ «СОШ № 7»: учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, библиотекарь, учителя музыки, истории, педагог-организатор ОБЖ.
К работе в смене привлекаются учителя биологии и экологии, школьный фельдшер, представители субъектов государственной системы профилактики, социальный педагог, педагог-психолог, работники столовой.
Подготовка педагогических кадров осуществлялась через систему обучения инструктивно-методического семинара «Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере».
Реализация программы решается путем привлечения сотрудников городских музеев.
3.6. Материально–техническое обеспечение
Для успешного выполнения программы имеется: 2 игровые комнаты; кабинет с телевизором, DVD, караоке и другими техническими средствами; компьютерный класс; информационный кабинет с методическим сопровождением и наглядными пособиями к программе; библиотека с подбором художественной и специальной литературы; спортивный зал и футбольный корт, спортивный инвентарь, настольные игры и канцелярские товары; призовой фонд, грамоты, сувенирная продукция, подарки.
3.6. Финансовое обеспечение
Финансирование программы осуществляется за счет родительских средств и средств, выделенных на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей на 2020 год
Смета расходов
Наименование | Количество | Цена | Стоимость | Источник финансирования | |
Цветные карандаши (16 цв.) | 2 шт. | 45руб. | 90 руб. | Родительские взносы | |
Фломастеры (18 цв.) | 2 шт. | 75 руб. | 150 руб. | Родительские взносы | |
Бумага для принтера | 1 шт. | 150 руб. | 150 руб. | Школа | |
Ткань для изготовления флажков | 3 м. | 90 руб. | 270 руб. | Родительские взносы | |
Краска для рисования на ткани | 2 шт. | 135 руб. | 270 руб. | Родительские взносы | |
Блокноты | 10 шт. | 8 руб. | 80 руб. | Родительские взносы | |
Цветные мелки | 10 шт. | 17 руб. | 170 руб. | Родительские взносы | |
Цветная бумага | 10 шт. | 18 руб. | 180 руб. | Родительские взносы | |
Грамоты | 40 шт. | 5 руб. | 200 руб. | Школа | |
Посещение филармонии | 40 билетов | 40 руб. | 1600 руб. | Родительские взносы | |
Посещение театра «Буратино» | 40 билетов | 50 руб. | 2000 руб. | Родительские взносы | |
Санитарно-гигиени-ческие принадлежнос-ти (бумажные салфет-ки, одноразовые стака-ны, туалетная бумага и др.) | | | 1500 руб. | Школа | |
Вода питьевая | 5 шт. | 80 руб. | 400 руб. | Родительские взносы | |
Итого расходы | 7050 руб. | |
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Подготовительный этап (май)
подготовка материально-технической базы;
разработка программы и методического сопровождения;
подбор квалифицированных педагогических кадров;
проведение обучающих семинаров с кадрами;
4.2. Адаптивно-организационный этап (1-3 день)
Задачи:
организация знакомства ребят друг с другом, с взрослыми, нормами и правилами;
создание условий для самопрезентации, проявления лучших качеств личности, способностей;
создание условий для принятия каждого воспитанника в коллективе сверстников и взрослых;
определение перспектив деятельности и личностных смыслов пребывания в лагере;
проведение мониторинга здоровья, инструктажа по технике безопасности.
Основные формы работы:
оформление отрядного места;
игры на знакомство;
демонстрация видов кружковой работы, клубов по интересам;
праздник открытия смены.
4.3. Основной этап (4-18 день)
Задачи:
вариативное программирование (выбор видов кружковой деятельности);
включение в разнообразную совместную деятельность;
развитие коллектива;
моделирование ситуации успеха для каждого воспитанника и отрядов;
создание условий для полноценного отдыха, оздоровления, развития;
создание положительного эмоционального настроя, благоприятного микроклимата коллектива.
Основные формы работы:
составление художественных, декоративно-прикладных выставок, экспозиций;
состязание в спортивных турнирах, соревнованиях, олимпиадах;
проведение промоакций;
реализация социального проекта дизайнов «Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики»;
участие в интеллектуальных играх, викторинах;
открытие краеведческого уголка «Зарань»;
создание творческих работ о ЗОЖ;
просмотр презентаций о ЗОЖ, видеофильмов учащихся школы;
участие в конкурсах художественной самодеятельности;
встреча с редакцией газет «Радуга», «Йöлöга».
4.4. Заключительный этап (19-21 день)
Задачи:
организация подведения итогов смены;
закрепление и реализация приобретённых знаний;
организация личной и групповой рефлексии;
проведение мониторинга здоровья, диагностики;
составление информационного отчёта о проведённой смене.
Основные формы работы:
открытие площадки дизайн проектов «Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики»;
подведение итогов национальной спортивной игрой «По тропе Перы богатыря»;
закрытие смены музыкальным фестивалем песен о любви к коми земле «Войвывса кодзув» (Звезда Севера);
награждение на торжественной линейке закрытия смены.
5. РЕЖИМ ДНЯ ЛАГЕРЯ «ЛАДОШКИ СОЛНЦА»
«Здравствуй, солнышко моё!» 08.45 – 09.00 | Встреча воспитанников. |
«Солнечные зайчики» 09.00 – 09.15 | Утренняя зарядка. |
«Солнечный круг» 09.15 – 09.30 | Информационная линейка. |
«Солнечная батарейка» 09.30 – 10.00 | Завтрак. |
«Активное солнышко» 10.00 – 11.00 | Творческая подготовка для проведения игр, акций, праздников, проектов, открытий выставок, фестивалей. |
«Спортивное солнышко» 11.00 – 12.00 | Час здоровья: проведение спортивных турниров, состязаний, национальных коми игр. |
«Добрый лучик» 12.00 – 13.30 | Проведение конкурсов, акций, фестивалей, интеллектуальных интерактивных игр, краеведческих викторин, реализация социальных проектов. |
«Солнечная батарейка» 13.30 – 14.00 | Обед. |
«Интересное солнышко» 14.00 – 14.45 | Посещение кружков, секций, клубов по интересам. |
«Ладошки солнца» 14.45 – 15.00 | Рефлексия, подведение итогов за день. Уход домой. |
6. Календарный план мероприятий
Дата проведения | Название основного мероприятия дня | Ответственные |
01.06 | День знакомств. Участие в городском празднике «Солнечного детства лик» (ДТДиУМ), подготовка к открытию лагеря «Шондi нюм»; демонстрация кружковой деятельности, изготовление буклетов и распространение в микрорайоне ДОЛ для проведения промоакции «Ваши дети», посвящённой Международному дню защиты детей; «АБВГДЕЙКА ОБЖ». | Начальник лагеря, воспитатели, педагоги ДО |
02.06 | Оформление отрядных уголков; выбор кружковой деятельности по интересам; открытие лагеря; открытие фотовыставки совместных работ детей и родителей, посвящённых Году ребёнка: «Менам котыр» (моя семья), «Я – малыш, я – большой»; соревнования по спортивному ориентированию «Ориент – шоу» (ДТДиУМ); «АБВГДЕЙКА ОБЖ». | Педагог-организатор, воспитатели, педагоги ДО |
03.06 | Информационное занятие в музее Сыктывкарского государственного университета «Жизнь народа коми в далёком прошлом» (вход свободный); промоакция «Моя Родина – Республика коми»; турнир по шахматам города Сыктывкара. | Педагог-организатор, воспитатели |
06.06 | Экскурсия по родному городу «Старинные улочки Усть-Сысольска»; командная игра «Азбука дорожного движения» (ДТДиУМ); 1-ый этап участия в социальном проекте дизайнов «Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики»; «В гостях у нас» беседа с сотрудниками ОГПН г. Сыктывкара. | Педагог-организатор, воспитатели, учитель биологии, учитель технологии, трудовое объединение |
07.06 | КТД в форме викторины «Коми парма»; посещение краеведческого музея при химико-биологическом университете (вход свободный); промоакция «Чери» (рыба) об уменьшении численности рыб из-за загрязнения и браконьерского вылова сетями; концертная программа филармонии города «Что такое лето?» | Педагог-организатор, воспитатели, библиотекарь |
08.06 | Открытие выставки детских рисунков фоторабот, посвящённых 90-летию Республики Коми «Менам муса инъяс» (Мои любимые местечки); Турнир по мини-футболу, пионерболу; «В гостях у нас» встреча с журналистами детской газеты Республики Коми «Радуга». | Педагог-организатор, воспитатели, педагоги ДО |
09.06 | Занятие-игра «Здравствуй, сказка!»; информационное занятие «Легенды о Пере Богатыре»; турнир по бадминтону, настольному теннису. | Педагог-организатор, воспитатели, педагоги ДО |
10.06 | Промоакция «Коми море» о необходимости оптимального сохранения зелёного богатства республики; интеллектуальная интерактивная игра «Муса Чужанiн» (Любимая Родина), театрализованное кукольное представление театра кукол «Буратино» МАОУ ДОД «ДТДиУМ». | Педагог-организатор, воспитатели, учитель истории |
14.06 | Фоторепортаж «История рядом», посвящённый скульптурным памятникам, архитектурным проектам на улицах столицы республики; соревнование «Весёлые старты». | Педагог-организатор, воспитатели, педагоги ДО |
15.06 | Летняя олимпиада коми спортивных игр; просмотр презентации на коми языке «Куд» о соблюдении правил ЗОЖ и школьного видеофильма «Мы выбираем»; игра путешествие «Зов тайги» (ДТДиУМ). | Педагог-организатор, воспитатели, преподаватель ОБЖ |
16.о6 | Составление творческих работ о ЗОЖ; 2-ой этап участия в социальном проекте дизайнов «Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики» | Педагог-организатор, воспитатели, преподаватель ОБЖ |
17.06 | Конкурс чтецов «Северное сияние», чтение стихотворений на русском, коми, украинском, азербайджанском и других языках; просмотр фильма «Музеи и галереи мира» | Педагог-организатор, воспитатели, учитель ИКТ |
20.06 | Интеллектуальная настольная игра «Стефан Пермский»; просмотр фильма «Современные коми и русские поэты». | Педагог-организатор, воспитатели, библиотекарь |
21.06 | Оформление-открытие краеведческого уголка «Шондi нюм»; книга презентаций рекордов: шахматно-шашечный клуб «Гелиос», клуб любителей лёгкой атлетики «Ош» (Медведь), клуб почитателей боевых единоборств «Щит и меч»; «В гостях у нас» встреча с журналистами детской газеты «Йöлöга». | Педагог-организатор, воспитатели, преподаватель ОБЖ |
22.06 | Национальная спортивная игра «По тропе Перы богатыря»; выставка декоративно-прикладного творчества детей «Зарни кияс» (золотые руки), городской конкурс чтецов «Нам этот мир завещано беречь». | Педагог-организатор, воспитатели, педагоги ДО |
23.06 | Промоакция «Помните о войне», посвящённая Дню памяти и скорби; военно-патриотическая игра «Победители». | Педагог-организатор, воспитатели |
24.06 | Поход с играми на местности; открытие социального проекта дизайнов «Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики» | Педагог-организатор, воспитатели |
27.06 | КТД игры-драматизации на основе коми сказок на коми языке «Сёркни» (репка), «Чом» (теремок); творческое занятие «Кодекс чести хозяина» об ответственности за приручение «братьев меньших» » и промоакция. | Педагог-организатор, воспитатели |
28.06 | Парад мастер-классов творческих кружков, клубов по интересам: клуб знатоков «Кубик Рубика»; клуб любителей коми кухни «öмидз тусь» (Малинка); кружок «Просто оригами»; кружок «Тестопластика, как арттерапия»; кружок изостудии «Уна рöмъяс» (Разноцветье) художественная роспись по разным видам материала, от камня до ткани. | Педагог-организатор, воспитатели, педагоги ДО |
29.06 | Музыкальный фестиваль песен о любви к коми земле «Войвывса кодзув» (Звезда Севера). | Педагог-организатор, воспитатели |
30.06 | Интеллектуальная интерактивная игра «Первое путешествие по Вселенной» с элементами НРК, «АБВГДЕЙКА ОБЖ», закрытие лагеря в форме этновечеринки (этнодискотека) | Начальник лагеря, воспитатели, педагоги ДО |
7. Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается | Форма контроля |
общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья; укрепление психофизиологических сил детей и подростков. | Мониторинг фельдшера школы, тестирование учащихся психологом школы. |
развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способ-ностей, детской самостоятельности и самодеятельности; личностный рост участников смены; укрепление связей между разновоз-растными группами детей; развитие коммуникативных способ-ностей и толерантности. | Составление диагностической карты «Лидерские качества и творческие способности учащихся в начале и в конце работы ДОЛ» педагогом-организатором, психологом школы. |
получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности; повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. формирование позитивного социаль-ного опыта и межличностного обще-ния, проявление самостоятельности у детей. | Анализ успешности в последовательной реализации социальных творческих проектов, акций и других коллективных видов деятельности воспитателями лагеря в стимулирующей таблице. |
приобретение новых знаний о куль-туре коми народа, его самобытности; приобретение новых знаний о родном крае и умений в результате занятий в кружках, реализации проектной деятельности, участия в акциях, выставках, конкурсах; расширение кругозора детей; повышение общей культуры учащих-ся, привитие им социально-нрав-ственных норм. | Оформление в кабинете истории краеведческого уголка «Зарань»: презентация лучших конкурсных работ фотовыставок, итогов национальных спортивных и интеллектуально-краеведческих игр, декоративных этноподелок, созданных учащимися и педагогами. |
создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период. | Ежедневный фотоотчёт старшего воспитателя о деятельности в лагерном уголке. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Л.И. Краева, Т.А. Грузнова, Н.Д. Мартынец Современные педагогические технологии. – Сыктывкар, 1999. – 20с.
М.Г. Фридман Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха.- М.:»Просвещение» 1991. – 170с.
Школа лидера. Программа лагеря и методические материалы. Цикл учебно-развивающих занятий для старшеклассников им. А.Н. Лутошкина «Комсорг». – Нижний Новгород,2008. – 51-54с.
Сборник методических материалов по вопросам летнего отдыха детей и подростков для начальников детских оздоровительных лагерей / Сост.: Г.Н. Степарева, О.М. Беляева. – Сыктывкар: ГОУДОД "Коми республиканский центр детско – юношеского туризма и экскурсий", 2008. – с.
Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128 с.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации в лагере и школе. Изд. 3-е, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 224 с.
Должиков И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 176 с.
Мир, созданный для детей: Сборник педагогических разработок образовательных учреждений – лауреатов премии имени А.А. Католикова. – Сыктывкар, 2002. – 141 с.
Огнёва С.Г. Школа интересных каникул. – Волгоград: Учитель, 2007. – 2006 с.
Приложение № 1
Летняя олимпиада коми спортивных игр
«Игры-поединки Перы Богатыря»
Цель: познакомить воспитанников с традиционными видами состязаний народа коми
Пояснение к проведению игры
Перед проведением спортивной национальной игры необходимо познакомить учащихся с народными преданиями о Пере Богатыре. При знакомстве целесообразно обратить внимание учащихся на одежду прошлого (лаз), внимательно рассмотреть предметы, связанные с охотой и бытом, (охотничьи лыжи – лямпа и койбедь, лук и стрелы, шердын, ступу и толчею), ещё раз объяснить назначение этих предметов. Для дальнейшей работы по этой теме можно предложить учащимся конкурс рисунков «По тропе Перы Богатыря», далее провести спортивную национальную коми игру «Игры поединки Перы Богатыря»».
Литература для использования:
«Пера-Богатырь». Сказки финно-угорских народов. Сыктывкар, 1985г.
«Легенды и сказания народа коми» Альбом репродукций и графических работ В. Г. Игнатова Сыктывкар, 1985
«Коми легенды и предания». Сост. Рочев Ю. Сыктывкар, 1984
«Лесной человек Яг Морт» Сказки. Пересказ Любарской А. Сыктывкар, 1982
Методический приём: игра проводится в форме весёлых стартов.
Оснащение:
жерди (3 жерди на команду);
полотно для чума (2 полотна);
гимнастические палки (1 палка на 2-4 человека);
мешок, весом 2-3 кг. (2 мешка)
доски-плахи (такое же кол-во);
свисток;
мел (1-2 кусочка);
рулетка;
гимнастические обручи разного цвета и размера (8-10 шт.)
«ягоды» (муляжи - вырезанные кружочки из бумаги, по форме и цвету они должны соответствовать морошке, голубике, землянике, чернике, бруснике, клюкве) - по 15-30 штук каждого вида;
корзинки-набирушки (по 1 на команду из 6 человек);
экипировка участников в соответствии с темой
Примерный план проведения:
«Чум» - постройка чума из жердей
«Три заячьих прыжка» прыжки в длину
«Лес-кормилец» сбор ягод в корзинку-набирушку
«Сила богатырская» перетягивание на палке
«Добыча охотника» переноска «добычи»
«Состязания коми богатырей» перетягивание на согнутых пальцах рук
ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ СОСТЯЗНИЙ
«Сила богатырская» перетягивание на палке
Для состязания можно использовать деревянную гимнастическую палку и доску-плаху. Два участника садятся лицом друг к другу, между ними судья ставит доску-плаху на ребро. В эту доску оба участника упираются ступнями. Иногда участники просто упираются в ступни друг друга. По уговору участники поочерёдно держат хват палки: в 1-ой попытке один из них захватывает палку в середине (справа и слева от средней линии), другой – за его кистями, тоже справ и слева; во второй попытке захват палки меняют: кто держал в середине, тот теперь держит по краям за руками другого; в третьей попытке располагают руки на палке чередуясь; в четвёртой попытке захват меняют ещё раз.
Перетягивание начинается по сигналу. Каждый участник в паре тянет палку на себя, не выпуская из рук, стараясь перетянуть противника на себя или перекинуть его рывком себе за спину, или вырвать палку из рук противника. Если это удалось, то он выигрывает схватку.
Проигравший поединок выбывает из дальнейших состязаний, а победитель встречается со следующим участником.
«Три заячьих прыжка»
Соревнование проводится на ровной площадке. Прыжки можно проводить с места или с разбега. Замеры прыжков делаются рулеткой. Можно после первого прыжка поставить «пас» - метку, и лишь при улучшении прыжка менять метку.
Прыжок выполняется обязательно толчком одновременно двумя ногами во всех трёх прыжках, которые совершаются в непрерывном темпе с приземлением после каждого из трёх прыжков обеих ног на одной линии, не выставляя одну из них вперёд.
Каждому участнику предоставляется по три попытки. В зачёт берётся лучший результат из трёх попыток.
«Сбор ягод»
Проводится в форме эстафеты из 6 этапов:
1 этап – «Сбор морошки»
2 этап – «Сбор земляники»
3 этап – «Сбор голубики»
4 этап – «Сбор черники»
5 этап – «Сбор брусники»
6 этап – «Сбор клюквы»
На каждом этапе от команды принимает участие один член команды, в каждой команде 6 участниц. Корзинка – набирушка передаётся от одной участницы команды к другой и выполняет роль эстафетной палочки. Получив корзинку – набирушку стартующий обязан чётко, внятно и громко произнести соответствующие этапу призыв – объявление, например «мырпом вотöм» на коми, а затем «сбор морошки» на русском языке, после этого отправляется бегом на сбор соответствующей «ягоды». Цель: набрать как можно больше «ягод», которые «выросли на полянке» (в гимнастическом обруче).
Расположение обручей («ягодных мест») произвольное, за 10-15 и более метров от стартовой линии – хаотично. «Ягоды» можно «посеять» по-разному: 1)в каждом обруче смесь из разных «ягод», 2)каждый сорт «ягод» отдельно в нескольких обручах.
В результате состязания определяется самая лучшая сборщица ягод и команда, набравшая наибольшее количество ягод.
«Перетягивание на согнутых пальцах рук»
В личном первенстве во всех этих состязаниях победитель определяется из 6 человек. Поединки проходят по круговой системе (каждый с каждым) или с выбытием каждого проигравшего.
Поединок начинается после жеребьевки. Проводится линия шириной до 5-10 см. Встав, лицом друг к другу, не заступая за линию на сторону противника, оба участника делают захват (зацеп) большим пальцем правой руки друг друга, широко расставив ноги для устойчивого положения, одну ногу поставив у самой линии. Начинают перетягиваться по сигналу. Затем поочерёдно Перетягивание делают каждым пальцем, включая мизинец. Ио же происходит и на пальцах левой руки. Победа слагается из суммы побед на каждом пальце обеих рук, т. е. максимум для победы. При счёте 5:5 назначается дополнительный поединок.
Правила поединка:
1) Заставить противника разогнуть палец, не разгибая при этом свой палец.
2) Перетянуть противника за черту на свою сторону.
После соревнования пар встречаются победившие. Победивший всех, объявляется «богатырём».
Примечание: В перетягивании на палке и на согнутых пальцах рук принимают участие мальчики, а девочки являются судьями. В «сборе ягод» - девочки, «три заячьих прыжка» проводится, как смешанное состязание.
Приложение № 2
Интеллектуальная настольная игра
«Стефан Пермский»
Авторы:
Кулиш М.В., педагог-организатор
Колегова М.В., учитель начальных классов
Положение игры:
Цель: закрепить первоначальные знания о святителе земли коми Стефане Пермском
Возрастная категория учащихся 7-10 лет.
Правила игры:
Все участники ставят свои фишки на старт. Ребята по очереди кидают кубик и движутся. Участник, который останавливается на вопросительном знаке, должен ответить на вопрос из предложенной ведущим карточки. Если участник даёт правильный ответ, то он остаётся на месте, если не отвечает, то делает 1 шаг назад. За каждый правильный ответ участник игры получает 1 жетон, в конце игры участники считают свои жетоны. Выигрывает тот, кто придёт первый и у кого будет больше жетонов.
Движение
Пропуск хода
Движение по стрелке
Вопрос
Вопросы на карточках:
С какой целью Стефан Пермский пришёл в Коми край? | Почему святителя земли коми стали называть Пермским? |
Где родился Стефан Пермский? | 4) Как называлась первая азбука для жителей коми края, составленная Стефаном Пермским? |
В каком районе Сыктывкара находится построенный собор Стефана Пермского? | 5) Расскажите одну из легенд о Стефане Пермском. |
Приложение № 3
Социальный проект дизайнов
«Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики»
Цель: создать красочное оформление ландшафтного дизайна к
празднованию 90-летия Республики Коми
Задачи:
формирование у детей навыков видения социальных проблем и путей их решения;
демонстрация художественных, технических возможностей и программных разработок дизайн-проектов;
создать условия для совместной трудовой деятельности детей, родителей, воспитателей, участников трудового объединения;
формирование позитивного социального опыта и межличностного общения, проявление самостоятельности у детей.
Участники проекта: Детский оздоровительный лагерь «Ладошки Солнца», трудовое объединение при МОУ «СОШ № 7»
Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Сроки реализации: июнь 2011года
Реализация социального проекта дизайнов
1 этап (1 неделя июня): Разработка художественных проектов – дизайнов учащимися. Конкурс на лучший проект.
2 этап (2-3 неделя): Практическая реализация дизайн-проектов на пришкольном участке: Посадка учащимися, родителями, воспитателями, участниками трудового объединения красивоцветущих грунтовых растений, изготовление декоративных ограждений для клумб и других элементов технического оформления дизайна. Прополка от сорняков, полив, рыхление почвы.
3 этап (4 неделя): Открытие ландшафтного проекта дизайнов «Праздничное оформление фасада школы к юбилею республики»
Приложение № 4
Коми Парма
Автор – Кулиш М.В.
Пояснительная записка
«Коми парма» познавательное КТД, в форме викторины и практического занятия, знакомит детей и взрослых с растениями и животными родных лесов, обучает правилам поведения и ТБ в лесу, учит разумно использовать дары природы на благо людей.
Начинается КТД с общего сбора на большой поляне, где каждой команде выдаётся маршрутный лист с указанием порядка прохождения полян. Тропинки от поляны к поляне промаркированы.
На пребывание на каждой поляне отводится примерно 12 минут и 3 минуты на переход. За временем следят капитаны команд.
Ведущие – сказочные персонажи ставят в маршрутный листок условные оценки и свои подписи.
Побеждает команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Ход КТД
Общий сбор Под непонятные звуки, улюлюканье из леса с разных сторон выбегают "лесные жители" (это могут быть ведущие поляны): лешие, кикиморы, страшила, старички-лесовички и др.
А что это вы тут делаете?
Опять в наши леса пожаловали? Зачем?
Ведущий: Мы приехали отдохнуть, развлечься!
Знаем мы ваши развлечения!
После вашего ухода лес целую неделю болеет.
Ведущий: Болеет? Как это?
А так! Вы когда пальчик обожжёте, больно вам? А, посмотрите, сколько в лесу плешин из-за костров. Сгорают травки, кусты, цветы. А ведь это всё живое!
А сколько деревьев зеленых губите!
А сколько мусора после вас остаётся!
Нет, не пустим мы вас в лес!
Уходите отсюда!
Ведущий: Позвольте, лесные жители, мы понимаем, как обидно вам за своё жилище, но не лишайте нас радости общения с лесом! МЫ обещаем, что будем выполнить все правила, которые вы перед нами поставите. Ну, пожалуйста!
Ну, что ж. Нам необходимо посоветоваться с Вöрса-Лешим.
Только после клятвы Вöрса мы пустим вас в свой лес! (Сказочные жители зовут Лешего)
Вöрса: Я чувствую, это хорошие люди. Но кое-кто из них забывает, что они в гостях у нас. Кто-то бросил бумагу, громко включал музыку, что мои птицы испугались и улетели с этой поляны. Если так будет продолжаться, я вынужден буду выгнать вас из леса!
Ведущий: Уважаемый Вöрса! Мы готовы выполнить все ваши правила и условия.
Вöрса: Ну что ж, поверю вам! Но и проверять буду!
Герои: Вöрса, зачитай им свою клятву! Пусть поклянутся вести себя в лесу так, чтобы лес тоже был рад встрече с ними!
Вöрса: Что ж, вы готовы принять такую клятву?
Зачитывает Клятву: Мы, гости коми пармы клянёмся вести себя в лесу так, как ведут себя вежливые гости.
Клянёмся! Зелёных деревьев не ломать, цветов без надобности не рвать.
Клянёмся! Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда!
Клянёмся! Громко музыку не включать и не кричать, чтобы птицам рядом с нами захотелось петь.
Клянёмся! Не сорить, не мусорить в лесу. И поддерживать лесную красоту!
Клянёмся! Костры жечь только на кострищах и не портить травянистые жилища
Клянёмся! При отъезде всё за собой убрать, чтоб захотелось придти сюда опять.
Клянёмся!"
Вöрса: Ну что ж, я буду пристально следить за соблюдением клятвы. А чтобы вы убедились, что добрых, вежливых людей мы всегда рады видеть у себя в гостях, приглашаю вас в путешествие по моему царству. Ходить вы будете от поляны к поляне. А чтобы не заблудились и не толпились, вот вам ваши маршрутные листы.
Команды расходятся по полянам
Первая поляна «Зелёная аптека» (ведущая поляны Ромашка).
Отгадайте загадки и расскажите, когда и как применяются эти лекарственные растения:
1. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки
Махонькие лопушки.
Нам он как хороший друг:
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Подорожник прикладывают к ссадинам, порезам, ранам. Он обладает также противовоспалительным действием при ожогах, нарывах, укусах комаров и пчёл.
2. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки. (Земляника)
В лечебных цепях используются листья, настой из которых является хорошим противоцинготным средством.
3. Встретились двое. Один другого спрашивает:
Это чёрная?
Нет, это красная.
А почему она белая?
Потому что зелёная? (Смородина)
Чёрная смородина одно из основных витаминоносных растений. Настой из листьев используется для профилактики цинги, при мочекаменной болезни.
4. Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала,
И ребятам мила. (Черника)
Используется в сушёном виде как лечебное средство при желудочных заболеваниях.
5. Красные горошки рассыпаны на кочках. (Клюква)
В ягодах клюквы содержится большое количество витамин С, который стимулирует иммунную систему от различных заболеваний.
Вторая Поляна (ведущий поляны Робинзон).
Вопросы Робинзона:
1. Как добыть пресную воду.
2. Способы добычи огня.
3. Способ построения жилища.
4. Как определить стороны света без компаса.
5. Составьте меню блюд из диких растений.
Третья Поляна (ведущая Дюймовочка).
Отгадайте загадки:
1. Это растение было завезено в Европу из Америки в XVII веке. Его называли то мексиканским цветком, то перуанской хризантемой. В Россию этот экзотический цветок попал во второй половине XVII века. Растение это долго оставалось бы украшением городов, если бы не редкостная прозорливость Данилы Бокарева, крепостного графа Шереметьева. О каком растении идёт речь и в чём заслуга Данилы Бокарева? (Подсолнечник, подсолнечное масло).
2. Какое дерево в наших краях цветёт последним? (Липа, в 20-х числах июня).
3. Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Земляника, зверобой, мята, цветы липы, листья малины, плоды шиповника и т.д.).
4. Назовите растения с названиями животных. (Водограс лягушачий, кошачья лапка двудомная, клевер котики, собачья петрушка, волчья ягода, вороний глаз и др.).
5. Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова. (Одуванчик).
6. Я травянистое растение, С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударенье, И превращаюсь я в конфету. (Ирис).
7. Все знакомы с нами: яркие, как пламя, Мы однофамильцы с мелкими гвоздями. (Гвоздики).
8. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики).
9. Что в хлебе родится, а есть не годится. (Василёк).
10. Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи.
Четвёртая Поляна Михаила Потапыча (ведущий поляны Медведь)
Конкурс загадок о животных.
1. Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы уши больше головы. (Заяц).
2. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса).
3. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белка).
4. Хоть и круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач. (Ежик).
5. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Медведь).
6. Что за кузнецы в лесу куют? (Дятел).
7. Непоседе пёстрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
8. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь).
9. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (Нет).
10. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Ондатра).
11. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз, и вверх, а какая - только вверх? (Поползень и дятел).
12. Назовите животных нашего края, занесённых в Красную книгу. (Соболь, куница, бобр, лось, русская выхухоль, выдра).
Пятая поляна (ведущий поляны Вöрса)
Вöрса проводит "инструктаж" по правилам поведения и технике безопасности в лесу, а также конкурс на лучшего кострового.
Берендей: - Надо твердо усвоить, что запрещено разводить костры очень больших размеров среди хвойных молодняков и зарослей вереска; между поверхностными корнями и под кронами деревьев; у валежен, захламлённых ветровалом и буреломом: в лесосеках с оставленными побочными материалами; на торфяных почвах; среди сухой травы, тростников, камышей: не расстоянии ближе трёх метров от деревьев: но площадях, не очищенных от минерального слоя; нельзя поджигать сухую траву, при сильном ветре, оставлять его без присмотра, уходить из леса, не засыпав или не залив костёр водой, а также не дождавшись полного прекращения выделения дыма или пара.
Для проведения конкурса следует очистить поляну от сушняка, заготовить хворост для костра; ознакомить ребят с рекомендациями, как правильно подготовить костровое место; рассказать, какие бывают виды костров
Вöрса рассказывает о мерах предосторожности и неотложной помощи при укусах клещей. (см. Медицинский справочник туриста, АА. Коструб; М.Профиздат,1986).
Шестая поляна (ведущий поляны Незнайка)
Незнайка просит рассказать, что за растения живут на его поляне.
Седьмая поляна (ведущая поляны - Соловушка)
Соловушка предлагает вспомнить как можно больше песен на тему: "птицы", "животные", "погода", "деревья", "цветы".
Подведение итогов, награждение лучших команд-знатоков
Приложение № 5
«Первое путешествие по Вселенной»
интеллектуальная интерактивная игра,
посвящённая 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина
Авторы игры:
Сисак Олег, учащийся 8 класса
Ермолина Алина, учащаяся 7а класса
Консультанты
Кулиш М.В., педагог-организатор
Джавадов Э.А., учитель информатики
Условия игры
Участниками интеллектуальной игры могут быть учащиеся 6-8 классов.
В интеллектуальной игре могут принимать участие 2 команды и более.
Система оценок и время обдумывания определяется организаторами.
При неправильном ответе вопрос переходит следующей команде.
Домашнее задание: познакомиться с биографиями Ю.А.Гагарина и других космонавтов, устройством первой пилотируемой человеком ракетой, астрономическими понятиями, выбрать название команде, соответствующее теме интеллектуальной игры, каждому участнику продумать космомодель будущего.
План проведения игры
Вступление. Организация начала.
В первой части игротехники предлагают участникам игры просмотреть слайды о первом космонавте Земли – Ю.А.Гагарине, его полёте в космос на пилотируемом корабле.
(Приложение №1, электронная версия)
Основная часть.
Во второй основной части участники знакомятся с составом жюри, правилами и отвечают на вопросы игры.
(Приложение №2, электронная версия)
Участвуют в творческой мастерской по моделированию космической техники будущего и в её презентации.
Заключительная часть.
В последней части игротехники благодарят учащихся за участие в игре и предоставляют слово жюри для подведения итогов, награждения лучших знатоков-команд.
Цель:
пропаганда достижений отечественной космонавтики;
воспитание у учащихся уважительного отношения к историческому наследию страны;
популяризация компьютерных знаний, демонстрация возможностей технических и программных разработок.
Реквизит:
медиапроектор,
экран,
ноутбук,
приложение № 1 – презентация о первом полёте человека в космос;
приложение № 2 – интерактивная игра «Первое путешествие по Вселенной»;
дипломы для награждения команд;
цветная бумага, картон, клей, кисточка, цветные карандаши, ножницы.
Домашнее задание:
познакомиться с биографиями Ю.А.Гагарина и других космонавтов;
устройством первой пилотируемой человеком ракетой;
астрономическими понятиями;
выбрать название команде, соответствующее теме игры;
каждому участнику продумать космомодель будущего.
Участники игры: 2 команды
Ход игры
Вступление Организация начала | В этом году исполняется 50 лет первому полёту в космос. Первое путешествие по просторам Вселенной совершил наш космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. Как это произошло, какие событию предшествовали этому полёту и кто работал над первыми космическими аппаратами? Внимание на экран. |
Презентация, приложение №1 | (Учащиеся смотрят презентацию о первом полёте человека в космос – приложение № 1) |
Основная часть | Предлагаем вам принять участие в интеллектуальной интерактивной игре «Первое путешествие по Вселенной». Итак, прежде чем начать игру, необходимо познакомиться с её правилами. |
Знакомство с правилами игры | Вам будет представлена таблица, в которой 5 категорий по 6 вопросов. Каждый вопрос оценивается в 10 баллов. Команда по своему усмотрению выбирает номер вопроса в любой категории. Время на обдумывание ответа – 20 секунд, при неправильном ответе вопрос переходит команде соперников. |
Знакомство с жюри | Ваши ответы оценивает жюри в составе: Власовой Анны, председателя ШДОО «Школьная планета №7», Рудаковой Н.К., заместителя директора Центра патриотического воспитания г.Сыктывкара по ВР, Сбоевой С.В., заместителя директора школы по УВР. |
| Внимание на экран. Первой выбирает категорию и вопрос команда «Восток». |
Интерактивная игра «Первое путешествие по Вселенной», приложение №2 | |
Категория | «Астрономия» По каким цветам различают звёзды? (Белые, голубые, жёлтые, красные) Как называется единая звёздная система? (Галактика) Назовите особую единицу длины, которой пользуются астрономы? (Световой год) Как называется космическое пространство и всё, что его заполняет? (Вселенная) Какова скорость света? (300 тыс. км в секунду) Назовите главное отличие Земли от других планет. (На Земле есть жизнь) |
Категория | «Первопроходцы космоса» Колумб космоса, Первый гражданин Вселенной, Сын Земли. Кого так называют люди нашей планеты? ( Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт Земли) Каждый знаменитый человек когда – то тоже учился в школе, и обязательно на его пути был умный, талантливый учитель. Таким учителем у Юрия Гагарина был учитель физики Лев Михайлович Беспалов. Это у него в домашней библиотеке он взял маленький томик и прочёл слова: «Земля – колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Чьи эти слова? (Это слова Константина Эдуардовича Циолковского) Под руководством этого человека созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос. (Королёв Сергей Павлович) Кто из космонавтов совершил первый выход в космос. (Леонов Алексей Архипович, лётчик-космонавт СССР) Первая в мире женщина-космонавт. (Терешкова Валентина Владимировна, Лётчик-космонавт СССР) Как известно, прежде чем полетел человек, в космосе побывали так называемые биологические объекты. Назовите их. (Собаки, крысы, кролики) |
Категория | «Учебные моменты» Как известно, космонавтов готовили очень тщательно. Испытывали, как они переносят холод, жару, перегрузки. А для каких испытаний использовалась сурдокамера? (Сурдокамера полностью изолировала человека от внешнего мира. Космонавт оставался там, на определённое время. Таким образом, проверялась способность человека переносить одиночество.) В стихотворении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается памятник архитектуры – Петровский замок. Как он связан с именем Гагарина и других космонавтов? (В этом здании расположена военно – воздушная академия имени Н.Е.Жуковского – в ней учился Ю. Гагарин, он был её выпускником. В настоящее время, кроме этого старинного здания, академия имеет множество филиалов) Кого космонавты называли «отец русской авиации»? (Николая Егоровича Жуковского) О ком Юрий Гагарин сказал такие слова и почему? «Он был натренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полёт, приберегая для второго более тяжёлого». (Это сказано о Германе Титове, который был дублёром Ю. Гагарина. Впоследствии Герман действительно совершил полёт на корабле «Восток – 2», он был вторым космонавтом Земли) Какие улицы Сыктывкара названы в честь космонавтов? (Улица Комарова, улица Космонавтов) В г. Киржаче первые космонавты жили, тренировались и постоянно ощущали моральную, а при необходимости, и материальную поддержку со стороны местных жителей. Каким даром они ответили на радушие и приветливость киржачан? (Одной из звёзд в созвездии Рыб присвоено наименование «Киржач», администрации района выдан на вечное хранение соответствующий сертификат) |
Категория | «Первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин» Как связаны города Люберцы и Саратов с именем первого космонавта в мире? (Там Юрий Алексеевич учился в ремесленном училище и Индустриальном техникуме) Какое воинское звание получил Юрий Гагарин, находясь в космосе? (Майор авиации) Как называлось родное село Юрия Гагарина? (Клушино) Город детства Юрия Гагарина сейчас называется Гагарин. Как он раньше назывался? (Гжатск) Какие слова высечены при входе на мемориал, место гибели Юрия Гагарина? («Земля, поклонись человеку») Как называлась книга Юрия Гагарина, которую он стал писать, как только вернулся из космоса? («Дорога в космос») |
Категория | «Первый пилотируемый космический корабль» Как назывался космический корабль, на котором полетел Ю. Гагарин? (Восток – 1) Какова была скорость у Востока – 1? (28км/сек.) Назовите общую массу первого пилотируемого космического корабля. (4.73 тонны) Где находился первый пилот при полёте? (В катапультируемом кресле) За сколько минут облетела ракета планету? (За 108 минут) Сколько ступеней имела ракета-носитель корабля? (Три ступени) |
Творческая мастерская по моделированию | Спасибо за игру, вы блестяще отвечали. А теперь предлагаем каждой команде открыть своё конструкторское аэрокосмическое бюро, в котором вы будете заниматься моделированием будущих космических аппаратов. Объектами вашей работы могут быть космические корабли, искусственные спутники Земли, планетоходы. Всё необходимое для моделирования готово, можете приступать. |
Творческая мастерская по моделированию | (Участники приступают к моделированию космических аппаратов) (В течение работы мастерской звучит песня «Земля в иллюминаторе», «Большая Медведица») |
Презентация моделей на выставке | Ваши работы ждут на выставке «Космомодель будущего» - начинаем презентацию космических кораблей, искусственных спутников Земли, планетоходов. |
Заключительная часть | Благодарим вас за участие в интеллектуальной интерактивной игре «Первое путешествие по Вселенной». Вы показали отличные знания, умение моделировать, неиссякаемую любознательность и волю к победе. |
Церемония награждения | Просим жюри подвести итоги. |
| (Жюри объявляет результат игры каждой команды, проводит церемонию награждения). |
Использованная литература
Научно-методический журнал «Читаем, учимся, играем», М. № 4 2006г
Детская энциклопедия «Тайна природы», Москва «Махаон». 2006г
Энциклопедия «Открытие мира юношеством», Москва «Терра». 1997г