Программа лагеря с дневным пребыванием «Планета детства»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия»
Программа лагеря с дневным пребыванием
«Планета детства»
(для детей 6-18 лет)
ГОРБАЧЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА,
НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Александровск, 2024
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа лагеря с дневным пребыванием «Планета детства» |
2 | Учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» |
3 | ФИО автора(ов) программы | Горбачева Елена Юрьевна |
4 | Краткое содержание программы | Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в каникулярное время. Работа площадки обеспечивает организацию содержательного досуга как средство профилактики детской безнадзорности. Данная программа направлена на реализацию малозатратных форм занятости детей, доступна для всех социальных слоев населения, предлагает удобный режим работы, создает благоприятную воспитательную среду для детей «группы риска» и личностный рост каждого ребенка через участие в выбранном виде деятельности. |
5 | Целевая группа и механизм ее формирования | Дети, обучающиеся в МБОУ «Гимназия». Формирование состава смены детей осуществляется на основании заявлений родителей. |
6 | Возраст и количество участников программы | 6 – 18 лет 100 человек |
7 | Срок проведения площадки | Июнь 2024 |
8 | Место реализации программы с указанием предполагаемой базы | 618320 Пермский край, г.Александровск, Пионерская, 10 |
9 | Предполагаемые конечные результаты реализации программы (кратко) | Данная программа позволит детям нашего города, не выезжающим на время каникул, продолжить занятия в школе и одновременно отдохнуть, проводя время с теми ребятами, с которыми общались в течение года и познакомиться с новыми детьми. Программа обеспечивает условия для творческого развития личности ребенка, профилактику безнадзорности детей, формирование детского коллектива и социализацию детей. |
10 | Показатели, по которым оценивается результативность реализации программы | - Количество детей, ежедневно посещающих лагерь с дневным пребыванием; - Количество взрослых, привлекаемых к участию в мероприятиях; - Отсутствие правонарушений, совершенных детьми и подростками, посещающими площадку; - Количество проведенных мероприятий |
Цель: обеспечение содержательного досуга детей
Задачи:
организовать проведение культурно-досуговых мероприятий;
обеспечить профилактику безнадзорности детей;
совершенствовать творческие навыки ребят;
развить у детей чувства товарищества и взаимопомощи;
воспитание нравственно-патриотических чувств у детей.
Концепция программы
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом дать полноценный, правильно организованный летний отдых своим детям.
Наиболее распространённой формой организации детей остаются летние досуговые лагеря с дневным пребыванием, создаваемые при образовательном учреждении. Это наиболее доступный и для многих единственный выход из положения, особенно для малообеспеченных семей. Ведь не у всех есть возможность отправить ребенка в загородные летние лагеря или в санаторий. Да к тому же многие дети не хотят расставаться со своими родителями надолго.
Посещая лагерь с дневным пребыванием при школе, ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни он находится в кругу семьи.
Разработка программы лагеря с дневным пребыванием «Планета детства» на 2024 год вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
работой по укреплению здоровья учащихся и формированию у них потребности здорового образа жизни;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.
Программа «Планета детства» является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания. По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение 15 дней, построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей от 6 до 18 лет.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию на детской площадке стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества.
Лагерь с дневным пребыванием размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия»
Целевая группа и механизм ее формирования.
Участниками программы являются неорганизованные в летний период дети, обучающихся в МБОУ «Гимназия» в возрасте от 6 до 18 лет из различных социальных групп. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, а также детям находящимся в трудной жизненной ситуации. Механизм формирования состава осуществляется на добровольной основе путем активного информирования. Максимальная наполняемость – 100 человек.
Детям, из числа льготной категории: многодетные, малообеспеченные, ОВЗ, группа риска, предоставляется льготная путевка, без родительского взноса. При одновременном участии 2 и более детей из одной семьи данных категории, льгота предоставляется только для одного ребенка.
Предполагаемые сроки и место реализации: июнь 2024 год, МБОУ «Гимназия»
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – февраль - май
Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
1. проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке учреждения к летнему сезону;
2. издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;
3. разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием «Планета детства»
4. подготовка методического материала для работников летней досуговой площадки;
5. отбор кадров для работы на лагеря с дневным пребыванием;
6. составление необходимой документации для деятельности летней площадки (план мероприятий, режим дня, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
1. встреча детей, сбор заявлений, подписание родителями договора.
2. запуск программы «Планета детства»;
3. знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
1. реализация основной идеи смены;
2. вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
3. работа отрядов.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
1. подведение итогов смены;
2. выработка перспектив деятельности организации;
3. анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности лагеря с дневным пребыванием в будущем.
Индивидуальные и коллективные формы работы лагеря с дневным пребыванием осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Совместные дела и общение ребенка со сверстниками и педагогами в условиях летней досуговой площадки позволяют обучать воспитанников нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагают к раскрытию их способностей, проявлению инициативы, способствуют приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.
Режим работы лагеря с дневным пребыванием
9.00-9.15 – прием детей
9.15-9.30 – построение, зарядка
9.30 – 10.00 – завтрак
10.00-13.00 – отрядные дела (Один раз в неделю по расписанию организуются танцевальный час и час психолога)
13.00-14.00 - общелагерное мероприятие
14.00-14.30 – обед
Кадровое обеспечение
В реализации проекта участвуют:
Учителя МБОУ «Гимназия»
Социальный педагог
Педагог - психолог
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией учреждения. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана мероприятий.
Материально-техническое обеспечение
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Показатели, по которым оценивается результативность реализации программы
Данная программа позволит детям нашего города, не уезжающим на время каникул, продолжить занятия в школе и одновременно отдохнуть, проводя время с теми ребятами, с которыми общались в течение года и познакомиться с новыми детьми.
Ежедневно в лагере с дневным пребыванием дети будут принимать участие в коллективно-творческих делах, играть на свежем воздухе.
Дети в течение смены смогут проявить свои творческие способности, изготавливая поделки и рисуя на различные темы.
Между детьми разных возрастов появятся товарищеские отношения.
Будут удовлетворены потребности детей в творчестве и игре.
Родители в данный период времени будут спокойны за своих детей, у них повысится заинтересованность в регулярном посещении детьми Дома детского творчества.
Критерии оценки результатов программы
Количество детей посещающих лагерь с дневным пребыванием.
Активность и участие детей в коллективно–творческих делах.
Уровень и характер взаимоотношений в детской среде.
Устойчивый интерес ребят к игровой и творческой деятельности.
Удовлетворенность детей своим творчеством и результатами в играх.
Заинтересованность родителей в посещении детьми лагеря с дневным пребыванием.
Литература
Вознюк Н.Г. Полная энциклопедия развивающих игр для детей. – М., 2009. – 45 с.
Гусев Д.А. Большая книга головоломок. – Москва, 2007 г.
Дополнительные образовательные программы. №5, 2009; №2, 2010;№ 5, 2011.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
Леонтьева О.С. 500 головоломок для умеющих мыслить логически. – М., 2008.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М.,1983
Рассел Кен, Филип Картер. Хитроумные головоломки. – М., 2007.
Учимся. Читаем. Играем. Выпуски 2006, 2007.
Фирсова Волохов А. В., Мирошкина И.И. Команда нашего двора. – Нижний Новгород, 2006.
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». – М., 2005.
Сухин И. Игры с буквами и словами. Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках. – М., 1998.
Сухин И. Игры с буквами и словами. Шарады. Анаграммы. – М., 1998.
Проект расписания
День | Общелагерные мероприятия | Отрядные дела | ||||
Отряд 1 | Отряд 2 | Отряд 3 | Отряд 4 | Отряд 5 | ||
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ | 12.00 Линейка «Здравствуй, ПЛАНЕТА ДЕТСТВА!» Игровая программа «Детство – прекрасная пора!» | Беседа: «Правила лагеря и отряда» Взвешивание Подготовка к общелагерному мероприятию (визитка команды: название, эмблема, девиз 2-3 мин) | Беседа: «Правила лагеря и отряда» Взвешивание Подготовка к общелагерному мероприятию (визитка команды: название, эмблема, девиз 2-3 мин) | Беседа: «Правила лагеря и отряда» Взвешивание Подготовка к общелагерному мероприятию (визитка команды: название, эмблема, девиз 2-3 мин) | Беседа: «Правила лагеря и отряда» Взвешивание Подготовка к общелагерному мероприятию (визитка команды: название, эмблема, девиз 2-3 мин) | Беседа: «Правила лагеря и отряда» Взвешивание Подготовка к общелагерному мероприятию (визитка команды: название, эмблема, девиз 2-3 мин) |
ДЕНЬ ВТОРОЙ | Конкурс рисунков о лете «Я рисую лето!» (Ответственные ______________.) | 10-00 танцы 10-30 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 10-30 танцы 11-00 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 11-00 танцы 11-30 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 11-30 танцы 12-00 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 12-00 танцы 12-30 психолог Отрядные дела |
ДЕНЬ ТРЕТИЙ | «Мы за порядок на нашей планете» (мероприятие экологической направленности) (Ответственные _______________) | | | | | |
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ | Спортивная эстафета «Я + ТЫ = МЫ» (ответственный учитель физкультуры | 10.00 Спортивная эстафета «Я + ТЫ = МЫ» Отрядные дела | Отрядные дела 11.00 Спортивная эстафета «Я + ТЫ = МЫ» Отрядные дела | 10.00 Спортивная эстафета «Я + ТЫ = МЫ» Отрядные дела | Отрядные дела 11.00 Спортивная эстафета «Я + ТЫ = МЫ» Отрядные дела | Отрядные дела 12.00 Спортивная эстафета «Я + ТЫ = МЫ» Отрядные дела |
ДЕНЬ ПЯТЫЙ | «День друзей» (мероприятие творческой направленности) (Ответственные _______________) | | | | | |
ДЕНЬ ШЕСТОЙ | | 10-00 танцы 10-30 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 10-30 танцы 11-00 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 11-00 танцы 11-30 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 11-30 танцы 12-00 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 12-00 танцы 12-30 психолог Отрядные дела |
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ | «День России» (мероприятие интеллектуально-познавательной направленности) (Ответственные _______________) | | | | | |
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ | Своя игра «Здоровье» (Ответственные _______________) | 10.00 Своя игра «Здоровье» | 11.00 Своя игра «Здоровье» | 10.00 Своя игра «Здоровье» | 11.00 Своя игра «Здоровье» | 12.00 Своя игра «Здоровье» |
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ | «Турслет – сила!!!» (мероприятие спортивно-оздоровительной направленности) (Ответственные учителя физкультуры) | | | | | |
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ | | 10-00 танцы 10-30 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 10-30 танцы 11-00 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 11-00 танцы 11-30 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 11-30 танцы 12-00 психолог Отрядные дела | Отрядные дела 12-00 танцы 12-30 психолог Отрядные дела |
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ | Поездка в г.Соликамск | Отрядные дела | Отрядные дела | Отрядные дела | Отрядные дела | Отрядные дела |
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ | Конкурс инсценированной песни | | | | | |
ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ | Конкурс поделок из бросового материала на летнюю тематику «Вторая жизнь» (Ответственные ______________) | Отрядные дела | Отрядные дела | Отрядные дела | Отрядные дела | Отрядные дела |
ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ | «Что такое хорошо? Что такое плохо? (мероприятие духовно-нравственной направленности) (Ответственные_________________) | | | | | |
ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ | Игровая программа «Мы – веселые ребята» | Подготовка к общелагерному мероприятию | Подготовка к общелагерному мероприятию | Подготовка к общелагерному мероприятию | Подготовка к общелагерному мероприятию | Подготовка к общелагерному мероприятию |
8