Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Наша планета»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЯНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ
ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО»
ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и одобрена на заседании экспертного совета ЦОПП Брянской области Протокол №___ от «___» _________г. Председатель экспертного совета _______________ Н.В. Макавьева | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________________ ______________________________________________________________ ___________ ___________________ «___» ______________ г. |
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Наша планета»
Возраст детей: 7-17 лет
Разработчик:
ЦОПП Брянской области
Селифонова Екатерина Алексеевна,
методист
Брянск
2023
Содержание
Пояснительная записка____________________________________________3
Паспорт программы_______________________________________________4
Цель и задачи программы__________________________________________6
Участники программы летнего оздоровительного лагеря _______________7
Этапы реализации программы ______________________________________8
Идеи и принципы организации работы лагеря ________________________10
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов ________________11
Направления деятельности лагеря __________________________________15
Механизм реализации программы лагеря ____________________________16
Календарный план работы смены летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Наша Планета» ________________________18
Приложения _____________________________________________________22
Пояснительная записка
Организация отдыха, занятости, оздоровления детей и подростков в летний период – одна из наиболее важных задач современности. Летние каникулы для учащихся – пора надежд, время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за учебный год напряжения, восполнения израсходованного заряда энергии, восстановления здоровья, период свободного общения.
В последние годы наблюдается возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Ежегодно для школьников в летние каникулы проводятся смены в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей. Для того, чтобы отдых сделать полноценным, была разработана образовательная программа «Наша планета» (далее по тексту – Программа).
Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть объединяет различные направления оздоровления, труда, отдыха, досуга и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа деятельности летнего лагеря «Наша планета» направлена на создание комфортной психологической среды, дополняющей и корректирующей воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Актуальность программы «Наша планета» заложена в следующих ее качествах:
Социальная полезность - у детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, навыки общения и взаимодействия.
Многообразие направлений деятельности - образовательная программа лагеря предлагает различные виды детской активности, как индивидуальной, так и коллективной.
Свободный выбор вида деятельности - профиль деятельности выбирается ребенком самостоятельно, в соответствии с его интересами, увлечениями и талантами.
Паспорт программы
Название детского лагеря | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Наша планета» |
Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Наша планета» |
Автор – составитель программы | Методист ЦОПП Брянской области Селифонова Екатерина Алексеевна |
Форма проведения | Оздоровительный лагерь дневного пребывания |
Сроки действия программы | Программа реализуется в период летних каникул |
Продолжительность летней смены | 21 день |
Целевая группа | Обучающиеся средних образовательных школ от 7 до 17 лет |
Условия участия в программе | Заявления родителей |
Цель программы | Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
Задачи программы | Создание условий для организованного отдыха детей; Приобщение ребят к творческим видам деятельности; стремление к познанию окружающего мира, посредством включения в различные виды трудовой деятельности; Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры; Формирование у ребят навыков общения и толерантности; Создание условий для физического оздоровления детей и развитие мотивации здорового образа жизни, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка; Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале; Воспитание гражданственности, патриотизма в процессе коллективного взаимодействия. |
Направление деятельности | 1. Социально-патриотическое; 2. Спортивно-оздоровительное; 3. Художественно-творческое; 4. Экологическое. |
Ожидаемый результат | Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья; Развитие лидерских и организаторских качеств детей, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности; Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности; Личностный рост участников смены; Формирование коллектива единомышленников – детей и педагогов, взаимодействующих на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества; Мотивация на дальнейшую творческую и познавательную деятельность по окончании летней смены. |
Финансовое обеспечение | Целевое использование средств (областного, местного бюджетов), выделенных на питание детей в период летних каникул. Для обеспечения деятельности летнего лагеря могут быть привлечены спонсорские средства. |
Цель и задачи программы
Цель программы: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы:
Создание условий для организованного отдыха детей;
Приобщение ребят к творческим видам деятельности; стремление к познанию окружающего мира, посредством включения в различные виды трудовой деятельности;
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
Формирование у ребят навыков общения и толерантности;
Создание условий для физического оздоровления детей и развитие мотивации здорового образа жизни, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка;
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
Воспитание гражданственности, патриотизма в процессе коллективного взаимодействия.
Участники программы
летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Наша планета» реализуется средними образовательными школами или учреждениями дополнительного образования. Программа реализуется в период летних каникул - одна смена составляет 21 день. Участниками программы являются обучающиеся средних образовательных школ от 7 до 17 лет.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастном отряде в количестве 25 человек.
Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по школе.
Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы, на базе которой расположен лагерь, совместно с начальником лагеря. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
- проведение совещаний при директоре по подготовке учреждения к летнему сезону;
- издание приказа по средней образовательной школе об организации отдыха детей в каникулярный период;
- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Наша планета»;
- составление необходимой документации для деятельности летнего лагеря (план мероприятий, положение, должностные обязанности, инструкции);
- подготовка методического материала для работников;
- отбор кадров для работы.
Знакомство с лагерем.
Педагогической идеей программы является приобщение школьников разных возрастных групп к труду в категориях: сад-огород и сделай сам. Все дети, посещающие летний лагерь, участвуют в процессе выращивания и ухода за культурами, расположенными на пришкольном участке (грядки, теплицы, плодово-ягодные кустарники и деревья). Также важную роль играет формирование навыков ведения здорового образа жизни.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча и знакомство с детьми и родителями (законными представителями), проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- анкетирование детей и родителей (законных представителей);
- знакомство ребят друг с другом, с педагогическим коллективом;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство участников смены с правилами жизнедеятельности лагеря;
- планирование отрядных мероприятий, мастер – классов, творческих мастерских;
- формирование коллективов отрядов, органов самоуправления, выявление Лидеров;
- оформление отрядных мест;
- вовлечение всех участников программы в совместную деятельность, мотивация на взаимодействие;
- выработка основных законов и правил жизнедеятельности отряда;
- корректировка плана-сетки воспитательных мероприятий на смену;
- праздник открытия смены.
Основной период
- запуск программы;
- реализация основной идеи смены:
- создание единого воспитательного пространства как фактора формирования и личностного роста ребенка;
- вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел. Реализация творческого, физического и духовного потенциала воспитанников;
- формирование коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей, развитие инициативы;
- организация и проведение отрядных и массовых мероприятий, творческих мастерских, конкурсов;
- корректировка программы относительно практического развития событий;
- подведение итогов каждого дня по результатам работы, подведение итога по окончанию летней смены;
- ежедневное отслеживание эмоционального состояния детей. Рефлексия, проведение диагностики, коррекция планов, форм, методов работы.
4. Итоговый этап - подведение итогов.
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности лагеря;
- анализ предложений (отзыв о смене, пожелания, советы) участников лагеря - детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
- объявление победителей в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (рекомендуется отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка);
- праздник закрытия смены;
- социально-психолого-педагогический анализ результатов по проведению смены.
5. Анализ полученных результатов
- анализ данных психолого-педагогических диагностик;
- определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям.
- анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных участниками лагеря;
- анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей;
- определение перспективных задач на следующий год.
Идеи и принципы организации работы лагеря
Основная идея программы летнего оздоровительного лагеря предоставить возможность для личностного роста ребенка. Занимаясь различными видами деятельности, ребенок знакомится и выбирает для себя профессии, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным и моральным ценностям. Будучи активным участником в лагере, ребенок, после окончания смены, начинает использовать приобретенные знания в школе, в классе, компании друзей, в семье с целью организации совместных и личных хобби. В каждый этап программы летнего лагеря, включены разнообразные типы труда и отдыха, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребенка, а также всестороннего развития его личности.
Принцип комплексного подхода - использование целого ряда приемов и методик по организации и осуществлению досуговой, здоровье сберегающей и профилактической деятельности.
Принцип активности - подразумевает участие каждого члена отряда в совместной деятельности, активное усвоение обучающимися новых социально-нравственных знаний, в том числе и в области здоровья, самопознания, и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности; признание активной роли самого ребёнка в сохранении собственного здоровья, умении выстраивать свои отношения с окружающими.
Принцип деятельности - подразумевает создание многоплановой деятельности, организацию совместной досуговой и трудовой деятельности воспитанников со сверстниками и педагогами (воспитателями).
Принцип личностного подхода - согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности участников лагеря (внимание, развитость тех или иных способностей, сформированность навыков общения), то есть выяснять, чем конкретный воспитанник отличается от своих сверстников и как, в связи с этим следует выстраивать воспитательную работу с ним; опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка.
Принцип поощрения - любое достижение воспитанника лагеря должно быть замечено и одобрено, подчеркнута значимость и ценность каждого члена отряда.
Принцип открытости - информирование о деятельности лагеря (в том числе родителей, воспитанников) через сайт школы, родительских групп, группы Вконтакте.
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов
Программа летнего оздоровительного лагеря будет считаться выполненной, если по окончании летней смены:
Учащиеся
- укрепили физические и психологические силы, развили лидерские и организаторские качества, приобрели новые знания, развили свои творческие способности, креативность, самостоятельность и трудолюбие;
- получили навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
- работая в тесном взаимодействии со взрослыми, способствовали формированию в своем характере и поведении таких умений, как:
- лидерские способности;
- чувство ответственности за себя и за весь коллектив;
- умение общаться со взрослыми;
- высказывание и отстаивание своей точки зрения;
- видение ошибок и умение находить пути их исправления;
- уважение мнения других.
- успешно участвуя в различных мероприятиях повысили социальную активность, осознали уверенность в своих силах и талантах;
- повысили уровень духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитанности;
- приобрели умения адекватно оценивать жизненные ситуации, расставлять приоритеты;
- получили новые знания и расширили свой кругозор. Проводимые мастер - классы, творческие мастерские и беседы помогли в формировании отношения понимания, заботы о людях, окружающей природе, вещам, которые их окружают в повседневной жизни, сохранению и пропаганде семейных ценностей.
Педагоги
- приобрели новый опыт организации трудовой и досуговой деятельности участников лагерных смен в летний период, возможность применения этого опыта в своей педагогической деятельности;
- внедрили новые формы и методы работы в практику деятельности;
- вышли на уровень взаимодействия учеников и педагогов в своей деятельности;
- наладили уважительные и дружеские отношения между педагогами и учениками;
- повысили свой личный уровень профессионализма.
- способствовали развитию трудовых и творческих навыков детей, выявлению способных и одаренных детей.
Учреждение
- будет совершенствовать обеспечение интересного, полезного и познавательного отдыха и досуга детей в условиях летнего оздоровительного лагеря;
- определит перспективы развития программы;
- в результате реализации программы определятся новые инициативы, которые дадут новые возможности в расширении влияния на социум, повышение авторитета учреждения.
Родители детей и подростков
- установят долговременные и доверительные отношения с учреждением;
- получат информацию о трудовых и творческих предпочтениях своих детей;
- получат рекомендации педагогического и социально-психологического сопровождения детей по их воспитанию и развитию.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник (и взрослые и дети) нашел свое место в летнем лагере, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Творческое сотрудничество детей и взрослых.
В начале смены проводится анкетирование воспитанников, целью которого является выявлениях интересов и мотивов пребывания в лагере. В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива. Педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены.
В конце смены проводится итоговое анкетирование воспитанника, с целью выявления удовлетворенности детей и родителей работой летнего лагеря.
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе: анкетирование; планерки лагеря (внутри каждого отряда). |
Текущая диагностика | Отражение при помощи цвета отношения детей к результатам мероприятий и дел лагеря. Ежедневные пятиминутки. |
Итоговая диагностика | Анкетирование «Чему я научился в лагере». Творческий отзыв (рисунок «Я и мой отряд»). |
Механизмом обратной связи служит «Клумба настроения», которое позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно – это итог дня. Каждый день – новый островок с цветами (количество лепестков равняется числу детей в отряде), который в конце дня становится цветным. Дети раскрашивают каждый по одному лепестку в «цвет своего настроения», а воспитатели анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Красный цвет – «Классный день!»
Оранжевый – «Очень хороший день!»
Зеленый – «Нормальный день»
Синий – «Скучный день»
Дополнительно для анализа работы ребятам предлагается заполнить стенд «Забор впечатления», на котором предлагается написать о своих впечатлениях о проведенном дне, оставить отзыв о проведенных мероприятиях.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на собрании отряда, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
зеленый – «лидер-вдохновитель»,
желтый – «активный участник»,
синий – «исполнитель»
Критерии оценки качества реализации программы
Критерии эффективности | Показатели | Способы отслеживания результатов |
Состояние физического здоровья детей | Приобретение навыков здорового образа жизни; Улучшение физического и эмоционального состояния детей и подростков. | Опрос «Мое отношение к здоровью». Педагогическое наблюдение за соблюдением воспитанниками здорового образа жизни. |
Динамика эмоционального состояния и настроения каждого ребенка | Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря. | «Клумба настроения» «Забор впечатлений» |
Практические умения и навыки Уровень активности каждого ребенка | Развитие творческой активности каждого ребенка. Формирование практических умений в различных видах творчества. | Использование новых методик и технологий по привитию детям любви к труду и творчеству. Участие воспитанников во всех творческих мастер-классах, «дачных делах», кулинарных мероприятиях. |
В лагере действует система поощрения, каждый день воспитанники, соревнуясь, зарабатывают за активность и творчество рейтинговые баллы: максимальное количество 3 балла «Житель Планеты 1 уровня», 2 балла – «Житель Планеты 2 уровня», 1 балл – «Житель Планеты 3 уровня», которые поощряются в форме цветков.
Награждение участников смены
На торжественной церемонии закрытия смены все участники получают грамоты, памятные сувениры, свидетельствующие о том, что они проявили себя в каком-либо виде деятельности.
Формы поощрения:
- размещение фотографии в фотоальбоме почета «Наша планета»;
- запись в летописи лагеря с вручением грамоты;
- грамоты, дипломы, памятные сувениры.
Направления деятельности лагеря
Программа является комплексной, включающей в себя различные направления:
- социально-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-творческое;
- экологическое.
Социально-патриотическое направление.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер и должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Формирует активную жизненную позицию воспитанников; воспитывает уважительное отношение к людям разных возрастов; развивает способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; отражает важность семейных ценностей в современном обществе.
Спортивно-оздоровительное направление.
В это направление входят мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья; совершенствования навыков здорового образа жизни; формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; популяризация здорового образа жизни средствами физической культуры и занятиями спортом.
Художественно – творческое направление.
Это направление должно способствовать творческому развитию воспитанников и их инициативе, приобщать к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт; создание условий для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Экологическое направление
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие экологический характер, воспитывающие в воспитанниках любовь и бережное отношение к природе. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботы и уважения по отношению к порученному делу, бережного отношения к природе.
Механизм реализации программы лагеря
Построение механизма реализации программы летнего лагеря представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разностороннее развитие воспитанников.
Программа предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности, как трудовой, так и творческой;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- отдых и досуг.
Для реализации Программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
- социально-патриотический модуль;
- спортивно-оздоровительный модуль;
- художественно-творческий модуль;
- экологический модуль;
- досуговый модуль.
Социально-патриотический модуль | |
- воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, родного края, страны; - воспитание любви к отчему дому, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. | - подвижные народные игры (лапта, цепи кованные, ручеек и т.д.); - экскурсии в краеведческий музей своего города; - отрядные часы «История моей Родины», помогающие воспитаннику осмыслить основные этапы в истории своей страны и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья». |
Спортивно-оздоровительный модуль | |
- вовлечение детей в здоровый образ жизни средствами физической культуры и занятиями спортом; - выработка и укрепление гигиенических навыков; - расширение знаний об охране здоровья. | - утренняя гимнастика (зарядка); - организация двухразового питания детей; - спортивные мероприятия; - подвижные игры на свежем воздухе; - проведение тренировочной эвакуации по пожарной безопасности. |
Художественно-творческий модуль | |
- приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитание потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, в свой быт; - формирование художественно – эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд; - развитие творческих способностей детей. | - экскурсии в музеи и галереи своего города; - изобразительная деятельность (мастер-классы по рисованию акварелью, акриловыми красками); - сделай сам (мастер-классы по заданной теме: перекраска стульев, декупаж и разрисовывание деревянных шкатулок, сосудов и др.); - творческие конкурсы (конкурс рисунков, поделок). |
Экологический модуль | |
- вовлечение детей в различные формы организации экологических мероприятий; - воспитание у детей правильного отношения к родной природе; - пробуждение в детях чувства прекрасного. | - участие в процессе выращивания и ухода за культурами, расположенными на пришкольном участке (грядки, теплицы, плодово-ягодные кустарники и деревья), в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур; - мастер-классы по приготовлению кулинарных блюд (салаты, компоты, варенье и др.) из собранного урожая; - мастер-классы по составлению букетов из цветов и ягод; составлению композиций и изготовление гербария; - мероприятия и игры экологической направленности. |
Досуговый модуль | |
- вовлечение как можно большего количества детей в различные формы организации досуга. | - игры; - проведение линеек, праздников, концертов, конкурсов и др. |
Календарный план работы смены летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Наша Планета»
День смены | Основные мероприятия |
1 день | 1. Открытие лагеря. Выбор актива, оформление отрядных уголков: название отряда, девиз, эмблема. 2. Перекличка «Давайте познакомимся!». 3. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес». 4. Профилактическая беседа «Безопасный маршрут домой». 5. Ознакомление с правилами поведения в лагере (инструктажи по технике безопасности, противопожарной безопасности, правила поведения на воде, оказание первой медицинской помощи и др.). 6. Ознакомление с инфраструктурой лагеря: корпуса, столовая, медицинский пункт, пришкольный участок (грядки, теплицы, плодово-ягодные кустарники и деревья), футбольная, волейбольная, баскетбольная площадки. |
2 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Мастер-класс по составлению композиций и изготовлению гербария. 4. Игры на свежем воздухе по интересам: футбол, волейбол, баскетбол |
3 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Сделай сам (мастер-класс «Авторский стул» - ремонт и перекраска стульев) 4. Оформление стенгазеты «Здравствуй, лагерь!» |
4 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Посещение Краеведческого музея города. 3. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 4. Конкурс-выставка «Авторский стул» |
5 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Мастер-класс по составлению букетов из цветов и ягод 4. Игры на свежем воздухе по интересам: футбол, волейбол, баскетбол |
6 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Лекция по теме «Здоровый образ жизни: правильное питание» с участием приглашенного специалиста. 3. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 4. Конкурс-выставка букетов из цветов и ягод. |
7 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Приготовление компота из сезонных ягод-плодов, собранных на пришкольном участке и принесенных с собой. 4. Сладкий стол с компотом и печеньем. |
8 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Посещение киносеанса в кинотеатре. 3. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 4. Сделай сам (мастер-класс «Волшебная шкатулка» - декупаж шкатулок) |
9 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Лекция по теме «Противопожарная безопасность» с участием приглашенного специалиста. 3. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 4. Конкурс-выставка «Волшебная шкатулка» |
10 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Игра «Креативный садовод»: угадывание цветов по описанию, составление букетов в соответствии с сочетанием цветовой гаммы. 4. Сделай сам (мастер-класс «Сосуд желаний» - разрисовывание ваз, стаканов) |
11 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Лекция по теме «Здоровый образ жизни: спорт в нашей жизни» с участием приглашенного специалиста. 3. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 4. Конкурс-выставка «Сосуд желаний» |
12 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Выпекание пирожков с начинкой из сезонных ягод-плодов, собранных на пришкольном участке и принесенных с собой. 4.Чаепитие с пирожками. |
13 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Лекция по теме «Защита окружающей среды: вред пластика» с участием приглашенного специалиста. 3. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 4. Мастер-класс по рисованию акварелью. |
14 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Конкурс-выставка рисунков акварелью. 4. Игры на свежем воздухе по интересам: футбол, волейбол, баскетбол. |
15 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Приготовление салатов из сезонных овощей и зелени, собранных на пришкольном участке и принесенных с собой. 4.Чаепитие с бутербродами и салатами. |
16 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Сделай сам (мастер-класс «Сладких снов» - изготовление декоративных подушек из старых вещей) 4. Игры на свежем воздухе по интересам: футбол, волейбол, баскетбол |
17 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3.Конкурс-выставка «Сладких снов». 4. Посещение ТЮЗа города. |
18 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Лекция по теме «Великая Победа: помним, гордимся!». 3. Конкурс детских работ на тему «Герои нашей семьи». 4. Игры на свежем воздухе по интересам: футбол, волейбол, баскетбол. |
19 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Мастер-класс по рисованию акриловыми красками. 4. Оформление стенгазеты «Лагерь, до свидания!» |
20 день | 1. Утренняя гимнастика (зарядка). 2. Деятельность на пришкольном участке (в соответствии с попаданием лагерной смены на период цветения/плодоношения тех или иных культур). 3. Конкурс-выставка рисунков акриловыми красками. 4. Игры на свежем воздухе по интересам: футбол, волейбол, баскетбол |
21 день | 1. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес». 2. Развлекательная программа «До новых встреч, друзья!». 3. Акция «Почта пожеланий». 4. Чемпионат лагеря по играм на свежем воздухе: футбол волейбол, баскетбол. 5. Конкурс-выставка гербария. 6. Праздничный концерт, посвященный закрытию лагерной смены. Подведение итогов. 7. Повторный инструктаж по правилам безопасности в период каникул. |
Приложение 1
Анкетирование детей (в начале смены)
1. Нравится ли тебе в лагере?
- да
- нет
2. Какие отношения между ребятами в вашем отряде?
- доброжелательные, дружные
- напряженные, бывают ссоры
- враждебные, агрессивные
3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? _________________________
4.Нравится ли тебе участвовать в делах отряда?
- да, всегда
- иногда
- нет, не нравится
- другое ______________________________________________________
Приложение 2
Анкета для детей (в середине смены)
Дорогой друг, давай поразмышляем о лагере, поговорим о том, что тебе нравится и не нравится в жизни лагеря, что в нем необходимо изменить. Твои искренние суждения помогут сделать наш школьный летний лагерь приятным местом проведения своего лета. Предлагаем тебе ответить на следующие вопросы:
Нравится ли тебе школьный лагерь?
- да
- больше, чем да
- трудно сказать (и да, и нет)
- больше нет, чем да; нет.
Что больше всего тебе нравится в лагере? _____________________
__________________________________________________________________
Если бы ты стал начальником лагеря, то чтобы ты внес бы в жизнь школьного летнего лагеря? ___________________________________________
__________________________________________________________________
А сейчас предлагаем выполнить небольшое задание. Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в какой степени ты согласен с ними. Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – совершенно не согласен
Я утром иду в лагерь с радостью | 0 1 2 3 4 |
В лагере у меня обычно хорошее настроение | 0 1 2 3 4 |
У нас хорошие воспитатели | 0 1 2 3 4 |
К нашим воспитателям можно обращаться за советом и помощью в трудной ситуации | 0 1 2 3 4 |
У меня есть любимый воспитатель | 0 1 2 3 4 |
В лагере я всегда свободно могу высказать мнение | 0 1 2 3 4 |
Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей | 0 1 2 3 4 |
У меня есть любимые дела в лагере | 0 1 2 3 4 |
Я считаю, что лагерь мне помогает подготовиться к самостоятельной жизни | 0 1 2 3 4 |
Приложение 3
Анкетирование детей (в конце смены)
Дорогой друг!
Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно.
Фамилия, имя_________________________________________________
Возраст (сколько тебе лет) ______________________________________
Отряд ________________________________________________________
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере? _____________________
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?
- организатором
- активным участником
- генератором идей (предлагал новые идеи)
- наблюдателем (на все смотрел со стороны)
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?
- в организации и проведении дел в команде
- в активном участии в общих лагерных мероприятиях
- в спорте
- в прикладном творчестве
- свой вариант
Какие отряды, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их: _____________________________
__________________________________________________________________
Самым трудным для меня в лагере было: __________________________
__________________________________________________________________
За время, проведенное в лагере, я стал, научился: ___________________
__________________________________________________________________
Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось): _____________
__________________________________________________________________
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать: ______________________________
__________________________________________________________________
Приложение 4
Уважаемые родители!
Ваш ребенок приходит в лагерь. Для успешной работы мы должны располагать необходимой информацией. Мы предлагаем Вам заполнить анкету. Заранее вам благодарны.
1.Фамилия, имя, ребенка________________________________________
__________________________________________________________________
2 Дата рождения _______________________________________________
3.Домашний адрес ___________________________телефон ___________
4. ФИО родителей, место работы родителей, телефон
Мать: ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отец: ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.Бывал ли Ваш ребенок раньше в лагерях (ДА/НЕТ) __________________________________________________________________
6. Чем увлекается Ваш ребенок? Какие секции и кружки посещает
7. Как он ощущает себя в детском коллективе (нужное подчеркните): «как рыба в воде», сдержанно, сторожен, замкнут в себе, другое __________________________________________________________________
8.Страдает ли ребенок хроническими заболеваниями? Какими?
9. Имеет ли ребенок противопоказания для занятия физической культурой?
Какие?
10 Есть ли ограничения при пребывании на солнце? (ДА/НЕТ) __________________________________________________________________
11 Наличие аллергических реакций (ДА/НЕТ) __________________________________________________________________
Укажите источник аллергии (продукты, медикаменты и т.д.)
12 Дополнительная информация, которую вы хотите сообщить нам о своем ребенке______________________________________________________
Спасибо!
Приложение 5
Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) проведением мероприятий по отдыху детей и деятельностью летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Наша планета»
1. Первый ли раз Ваш ребенок находится в нашем лагере? Если нет, то укажите, пожалуйста, количество сезонов пребывания ребенка в лагере _____
2. Нравится ли вашему ребенку в лагере? ___________ (да, нет).
3. Какими, по рассказу ребенка, мероприятиями в лагере он больше всего доволен? _____________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Есть ли у Вас, как у родителя, потребность в работе нашего лагеря? __________________________________________________________________