Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Планета 200» с дневным пребыванием детей «Весёлые путешественники»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА №200»
Утверждаю:
Директор школы:
______________/Т.Н.Требухова /
Программа
пришкольного летнего оздоровительного лагеря
«Планета 200» с дневным пребыванием детей
при МБОУ «Начальная школа №200»
«Весёлые путешественники»
Срок реализации: с 1 по 22 июня 2018 г.
Составила:
Харитонова Анна Ивановна,
Педагог-организатор
2018 г.
Информационная карта программы
Полное название программы |
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Планета 200» с дневным пребыванием детей при МБОУ «Начальная школа №200» «Весёлые путешественники» |
ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности |
Харитонова Анна Ивановна, педагог-организатор |
Контактный телефон, электронный адрес |
8 9278059092 myl-anya@mail.ru |
Направленность программы |
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря |
Характеристика целевой группы: возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) |
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 11 лет, количество детей 40 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ОВЗ, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. |
Краткая аннотация содержания программы |
Программа - комплексная, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы: эколого-развивающее, оздоровление, трудовая деятельность, художественно-эстетическая, отдых. Основная идея программы заключается в представлении возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно-полезной деятельности. Программа содержит мероприятия, реализующие Программу, условия реализации, ожидаемые результаты, приложения |
Система организации контроля над исполнением программы |
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе. |
Предполагаемый социальный эффект программы |
В результате реализации программы, приобретенные детьми умения и навыки будут успешно применяться в практической деятельности. |
Муниципальное образовательное учреждение |
МБОУ «Начальная школа №200» |
Адрес, телефон |
432072 Ульяновская область, город Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола д.22 |
Место реализации |
Пришкольный летний оздоровительный лагерь «Планета 200» с дневным пребыванием детей при МБОУ «Начальная школа №200» |
Количество детей |
1 смена: 40 человек |
Сроки реализации программы |
Июнь, 2018 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания, межнациональная неприязнь и т. д.). Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись творческих достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир творчества и показать свои умения, никого из детей не оставило равнодушным. Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив педагогов и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить. В этом году работа лагерной смены будет проходить в виде путешествия по планетам. За прошедший год дети стали более эрудированны, физически выносливы, хорошо умеют ориентироваться в разных областях жизни, пора преступать к более серьезным испытаниям и покорить «океаны» во время кругосветного путешествия по неизвестным островам. И назвали мы нашу программу на это лето «Весёлые путешественники».
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создать условия для оздоровления и организованного отдыха учащихся в летний период; для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность лагеря.
Задачи программы:
Пропагандировать здоровый образ жизни. Укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Формировать культурное поведение, санитарно- гигиеническую культуру.
Развивать потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
Формировать положительное отношение родителей к работе органов школьного соуправления и привлекать их к участию в этой деятельности.
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Планета 200» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Методы реализации программы:
методы оздоровления:
- витаминизация;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- экскурсий.
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
- проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
- практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).
- наблюдения (запись наблюдений).
Формы организации деятельности по реализации программы:
|
Возможные риски:
Плохие природные условия;
Поломка техники.
Способы их преодоления:
В случае плохих погодных условий, все мероприятия будут проводиться в здании, на территории отрядных классов (в каждом классе имеется игровая комната) и дополнительных помещений: музыкальный и спортивный залы, изостудия. В случае поломки стационарной техники, она будет заменена на другую (магнитофон, интерактивная доска, ноутбук), либо будет использоваться переносной инструмент (аккордеон, синтезатор).
Участники программы
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, продолжительность пребывания в лагере 18 рабочих дней.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 11 лет, количество детей 40 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ОВЗ, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Механизм реализации программы
Программа реализуется в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря при МБОУ «Начальная школа №200» города Ульяновска.
Личностно-ориентированньгй подход — главная идея в программе гуманизации современного образования и воспитания. Поэтому необходимо осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
В ходе реализации программы мы предполагаем использование дифференцированного подхода с разноуровневыми заданиями, которые составляются воспитателями с учётом знаний и способностей детей. Такие задания будут доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала.
Ожидаемые результаты
здоровьесберегающие навыки: соблюдение правил личной гигиены, режима дня; закаливание, физическая зарядка, разумное сочетание разнообразных видов деятельности;
овладение основными понятиями здорового образа жизни;
умения и навыки, приобретенные в кружках, секциях, мастер-классах;
знакомство с разнообразными формами отдыха; организация и навыки активного отдыха;
навыки самообслуживания: уборка отрядной комнаты, территории, дежурство по столовой и т.д.;
навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми;
знакомство с разнообразными видами игровой деятельности, умение организовывать и проводить различные игры;
умение анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность временного детского коллектива – “рефлексия”;
способы индивидуального и коллективного творчества, навыки коллективно-творческой деятельности;
навыки самоуправления: осуществление функций дежурного командира; дежурство по лагерю; умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела;
умение определять зону своего ближайшего развития, проектирование самореализации.
Направления деятельности летнего оздоровительного лагеря:
Экологическое направление.
Художественно – эстетическое направление.
Спортивно - оздоровительная деятельность.
Трудовая деятельность.
Интеллектуальное направление.
Патриотическое направление.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
изучение эколого-санитарной обстановки на территории школы.
Основные формы работы:
Экологический десант
Операция « Тропинка»
«Экологическое ассорти»
«Зеленый патруль»
Участие в экологических акциях
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
пробуждать в детях чувство прекрасного;
формировать навыки культурного поведения и общения;
прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы работы:
Посещение кинотеатров, музеев;
Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Конкурс рисунков на асфальте «Лето»
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Концерты («Звездопад»)
Творческие игры («День рекордов»)
Праздники («Творческая волна – 2018»)
Выставки.
Спортивно–оздоровительное направление
В лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры (умывание, обтирание, мытьё рук до локтя и др.)
Задачи спортивно-оздоровительной деятельности:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработку и укрепление гигиенических навыков;
привитие здорового образа жизни;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы работы:
утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, пионербол);
подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Вышибалы», «Цепи» и т.д.;
эстафеты («Веселые старты», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки»);
весёлые старты;
часы здоровья;
водные процедуры (ежедневно);
солнечные ванны (ежедневно);
воздушные ванны (ежедневно).
Трудовое направление
Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.
Задачи трудовой деятельности:
вовлечение детей в трудовую деятельность;
развивать способности видеть прекрасное в озеленение нашей школы и города;
развивать навыки по выращиванию цветов;
прививать чувства уважения к труду других людей.
Выставка поделок
Выставка рисунков на тему «Профессии».
Основные формы работы:
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в игровой комнате, отрядном классе, полив цветов, дежурство в столовой, элементарная работа на территории школьного двора);
коллективные трудовые дела;
выставка поделок «Умелые ручки»;
выставка рисунков «Мир профессий»;
защита проектов «Профессия моих родителей»
Интеллектуальное направление
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах.
Задачи интеллектуальной деятельности:
развитие интеллектуальных способностей детей и подростков;
удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
проведение интеллектуальных игр;
проведение шашечных турниров;
организация работы библиотеки.
Игра - путешествие: " По станицам любимых детских книг"
КВН по творчеству А.С. Пушкина"
«Знатоки русского языка»
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
пробуждать в детях чувство любви к Родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Марафон сказок.
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
« Это ты, моя Россия!»
Спортивные соревнования «Снайпер»
Беседа «Символика Российской Федерации»
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила безопасности при терактах»
«По предупреждению кишечных заболеваний»
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
«Если ты один дома»
«Безопасность в доме»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Правила поведения и безопасности человека на воде»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
Беседы:
«Как ухаживать за зубами?»
«Путешествие в страну Витаминию»
«Как беречь глаза?»
«Уроки безопасности при пожаре».
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
- Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»
Сроки и этапы реализации программы:
Программа краткосрочная и включает следующие этапы и сроки реализации:
I этап. Подготовительный – апрель – май 2018 г.
II этап. Организационный –1июня 2018 г.
III этап. Основной – 2 июня- 21 июня 2018 г.
IV этап. Заключительный – 22 июня 2018 г.
I этап. Подготовительный – апрель – май 2018 г.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия смены начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
1) проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
2) издание приказа по школе об открытии пришкольного лагеря;
3) разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря «Планета 200» с дневным пребыванием детей «Весёлые путешественники»;
4) подготовка методического материала для работников лагеря;
5) отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере «Планета 200» с дневным пребыванием детей;
6) составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
7) комплектование отрядов.
II этап. Организационный – 1июня 2018 г.
Основной деятельностью этого этапа является:
1) встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
2) знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3) выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
4) сплочение отряда;
5) формирование законов и условий совместной работы;
6) подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап – 2 июня- 21 июня 2018 г.
Данный этап включает реализацию основных положений программы «Весёлые путешественники». Участники смены пришкольного летнего лагеря «Планета 200» с дневным пребыванием детей :
1) познают, отдыхают, трудятся;
2) делают открытия в себе, в окружающем мире;
3) помогают в проведении мероприятий;
4) учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
5) развивают способность доверять себе и другим;
6) укрепляют свое здоровье;
7) вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческие дела.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.
IV. Заключительный этап – 22 июня 2018 г.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Весёлые путешественники». Все учащиеся делятся на две возрастные группы – два отряда. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является корабль «Детство». Каждый день смены будет посвящен открытию одного из неизведанных островов океана под названием:
Остров встреч и весёлых детей
Остров уюта и красоты
Остров интеллектуалов
Остров подвижных игр
Остров сказок
Остров спорта
Остров юмора
Остров «Неболейка»
Остров героев
Остров рекордов
Остров театра, музыка и танца
Остров мультфильмов
Остров талантов
Остров мастеров
Остров безопасности
Остров добрых дел
Остров неожиданностей
Остров дружбы
Структура управления.
Экипаж корабля: Капитан – начальник лагерной смены.
Боцман – педагог-организатор.
Моряки – воспитатели.
Юнги – дети.
Задача капитана, боцмана и моряков – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Стратегию участия в деле экипажей организуют боцман и моряки.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде.
Стенд выполнен в виде Мирового океана, где центром является корабль «Детство».
Путешествуя в морском пространстве, юнги (дети) открывают каждый день новый, неизведанный ранее остров. Всего островов 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж юнг первым открывший остров (победивший в общелагерном деле), устанавливает на острове свой символический флажок и красочно оформляет его в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Так же планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
За 18 дней корабль «Детство» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и морские пираты, и подводные лодки, и шторм. Каждый член корабля от капитана до юнги должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Экипажем разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый юнга может ежедневно получать «морскую звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых островов тем, или иным экипажем, а также количество «звёзд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Органы соуправления лагеря.
Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые.
Актив, как форма соуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Актив лагеря - это капитан, бортпроводники, диспетчер, детский совет лагеря. Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг.)
В качестве равноправных членов актива входят взрослые:
В совет лагеря - начальник лагеря, воспитатели, педагог-организатор;
В детский совет лагеря – командиры и зам. командиры отрядов.
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуры поведения.
План работы лагерной смены «Весёлые Путешественники»
№ |
Название мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1 |
«Остров встреч и весёлых детей» 1. Торжественная линейка. 2. Праздничная программа театральной студии «Здравствуй, лето красное, веселое, прекрасное!» 3. Оформление отрядного уголка «Наш отрядный дом» 4. Инструктажи по ТБ, ППБ. 5. Анкетирование. |
1 июня |
Начальник лагеря, педагог-организатор Воспитатели. Начальник лагеря Начальник лагеря |
2 |
«Остров уюта и красоты» 1. Оформление игровых комнат, выпуск эмблем отрядов. 2. Открытие сезона. Презентация каждого отряда. 3. Проведение обучающей эвакуации детей. 4. Экологический десант. |
2 июня |
Воспитатели Командиры отрядов, воспитатели. Начальник лагеря. Воспитатели. |
3 |
«Остров интеллектуалов» 1. Интеллектуальная игра «Знатоки природы». 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Творческий конкурс «Знакомьтесь – это мы!» |
4 июня |
Педагог-организатор Инструктор по физ.культуре Воспитатели |
4 |
«Остров подвижных игр» 1. Весёлые старты «Звёздный десант» 2. Игры на сплочение «Вместе веселее». 3. Беседа «Все мы люди разные - все мы люди классные». |
5 июня |
Инструктор по физ.культуре Воспитатели Воспитатели |
5 |
«Остров сказок» 1. Просмотр спектакля «У лукоморья дуб зелёный». 2. Библиотечный час «Сказки Пушкина» 3. Конкурс рисунков на асфальте по сказкам А.С.Пушкина. |
6 июня |
Педагог-организатор Воспитатели Воспитатели |
6 |
«Остров спорта» 1. Весёлые старты с элементами спортивных игр. 2. Шахматно-шашечный турнир. 3. Диалог «Полезные и вредные привычки» |
7 июня |
Инструктор по физ.культуре Воспитатели Воспитатели |
7 |
«Остров юмора» 1. Развлекательная программа «Жить без улыбки – просто ошибка». 2. Конкурс рисунков на асфальте «День улыбки» 3. Конкурс-игра «Лучшая пародия» |
8 июня |
Педагог-организатор Воспитатели Воспитатели, командиры отрядов |
8 |
«Остров «Неболейка». 1. Викторина «Путешествие в страну Витаминию». 2. Экологическое ассорти: «За здоровьем к растениям». 3. «Первая помощь при укусе насекомыми» Зелёный патруль. 4. Игры-эстафеты на воздухе. |
9 июня |
Педагог-организатор, воспитатели Воспитатели Медсестра Воспитатели |
9 |
«Остров героев» 1. Беседа «Символика Российской Федерации», посвящённая Дню России. 2. Выставка рисунков и поделок по теме «Я люблю тебя, Россия!». 3. Спортивные соревнования «Снайпер» |
11 июня |
Педагог-организатор, воспитатели Воспитатели, начальник лагеря Инструктор по физ.культуре |
10 |
«Остров рекордов». 1. Спортивное состязание «Быстрее, выше, сильнее». 2. Творческая игра «Лазертаг». 3. Инструктаж « О правильном поведении на воде. |
13 июня |
Инструктор по физ.культуре Воспитатели Начальник лагеря |
11 |
«Остров театра, музыки и танца» 1. Конкурс «Мисс и Мистер лагеря» 2. Дискотека. 3. Операция «Тропинка» |
14 июня |
Педагог-организатор, воспитатели Начальник лагеря Воспитатели |
12 |
«Остров мультфильмов» 1. Просмотр мультфильмов в кинотеатре. 2. Конкурс рисунков «Мы снимаем кино…». |
15 июня |
Начальник лагеря Воспитатели |
13 |
«Остров Талантов». 1. Игра на тему «Алло, мы ищем таланты» 2. Театр «Воображариум» 3. «Творческая волна-2018» - выставка поделок. |
16 июня |
Воспитатели Начальник лагеря Воспитатели |
14 |
«Остров мастеров» 1. Мастер-класс «Кормушка для птиц» 2. Экскурсия в парк «Сбор природного материала для поделок» |
18 июня |
Педагог-организатор Воспитатели, начальник лагеря |
15 |
«Остров безопасности» 1. Соревнования по ПДД на тему «У дорожных правил нет каникул» 2. Урок безопасности «Один дома», «Безопасная дорога домой» 3. Инструктаж по ПБ. |
19 июня |
Воспитатели Воспитатели Начальник лагеря |
16 |
«Остров добрых дел» 1. Посадка и пересадка цветов на школьной клумбе. 2. Акция «Делай добро» 3. Презентация «По страницам Красной книги». Создание школьной «Красной книги» |
20 июня |
Педагог-организатор, воспитатели Педагог-организатор Воспитатели |
17 |
«Остров дружбы» 1. КТД «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» 2. Спортивный час. 3. Танцевальный марафон «Миру-мир!». |
21 июня |
Воспитатели Инструктор по физ.культуре Воспитатели |
18 |
«Остров неожиданностей». 1. Торжественная линейка. Закрытие лагерной смены. 2. Развлекательные мероприятия «До свидания, лагерь!». 3. Анкетирование. 4.Дискотека. Вручение подарков. |
22 июня |
Начальник лагеря Педагог-организатор Начальник лагеря Начальник лагеря |
Система контроля и оценивания результатов
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования, а так же разработана система стимулирования успешности. Каждый отряд может ежедневно получает цветной кружок за активное участие лагеря. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество кружков по цветам, а также количество кружков в целом. По итогам победители получают награды. Также каждый день заполняется Экран достижений каждого отряда.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
«ДРУГ ПРИРОДЫ»- активное участие в экологических мероприятиях
|
||||
«ЧИСТО-ЛУЧИСТО» – чистота отрядных помещений |
||||
«ДОБРЫЕ ДЕЛА» – оказание какой-либо помощи сотрудникам лагеря |
||||
«БУДЬ ЗДОРОВ!» – участие в мероприятиях оздоровительного цикла |
||||
«ТВОРЧЕСТВО» – активное участие в творческих мероприятиях |
||||
«БОДРОЕ УТРО» – активное участие в утренней зарядке |
||||
«СПОРТ.RU» – активное участие в спортивных мероприятиях |
||||
Вводная диагностика |
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах; |
|||
Пошаговая диагностика |
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. |
|||
Итоговая диагностика |
Анкетирование Творческий отзыв (защита проекта, сочинение, рисунок «Наш отдых в лагере «Планета 200») |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Методические рекомендации по разработке образовательной программы детских летних лагерей.
Устав МБОУ «Начальная школа №200»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Приказы Управления образования администрации города Ульяновска.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Договора с родителями (законными представителями)
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приёмки лагеря.
Планы работы.
Кадровое обеспечение Программы.
Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются педагогические работники школы, медик. Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха.
Приказом по школе назначаются: начальник лагеря, воспитатели из числа педагогических работников школы.
Начальник лагеря руководит их деятельностью, ведёт документацию, отвечает за охрану труда в лагере.
Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
Медицинский работник, назначенный приказом МУЗ ЦРП, осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями к организации безопасного пребывания детей в Лагере.
Перед открытием лагеря проводится занятие с его педагогическим коллективом и отрядом воспитателей, на которых обсуждается программа работы лагеря, режим работы, должностные инструкции, а также инструкции по технике безопасности и противопожарной защите. Затем составляется план работы и правила внутреннего распорядка. Подготовка материальной базы, помещений и приемка их. Последний этап открытие лагеря.
Координирует работу лагеря начальник лагеря, педагог-организатор и воспитатели.
Для полноценного отдыха детей должны использоваться: спортивный инвентарь, канцелярские товары, настольные игры.
Для составления программы и проведения досуговых мероприятий используется материалы из журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Последний звонок», а также педагогическая копилка школы.
МБОУ «Начальная школа №200» в рамках программы взаимодействует и сотрудничает с:
Комиссией по делам несовершеннолетних;
Городским отделом внутренних дел, отделением по делам несовершеннолетних;
ГИБДД;
Пожарной частью №3;
Областной библиотекой №28;
КВЦ «Радуга».
Материально-техническое обеспечение Программы.
Трудовое оборудование (лопаты, метёлки, ведра).
Спортивное оборудование (спортивный зал, спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи, волейбольная сетка).
Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры).
Телевизор, мультимедийная установка, музыкальный центр, компьютер с выходом в Интернет, принтер.
Игровая площадка.
Изостудия.
Музыкальный зал.
Научно-методическое обеспечение:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала и во время лагерной смены;
наличие книг, журналов с разработками различных мероприятий, конкурсов, викторин.
Финансовое обеспечение Программы.
Финансовое обеспечение деятельности лагеря осуществляется за счёт средств родителей и средств, выделенных из бюджета Ульяновской области и города Ульяновска.
Учебно-методическое обеспечение программы
Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А.Великородная, К.В.Щиголь. – М.: ВАКО, 2006
Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.
Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья.-М.:Вентана-Граф, 2006.
http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/scenari-meroprijatii-v-letnem-lagere.html
Дополнительное образование во время лагерной смены.
Занятия в кружках организуются ежедневно.
Кружок по оригами «Чудо из листка» - художественно-эстетическое направление.
Кружок по рисованию «Вдохновение» - художественно-эстетическое направление.
Кружок по шахматам «Король и Королева» - интеллектуально-спортивное направление.
Режим дня.
8.30 - 8.50 Встреча детей «Мы вам рады»;
9.00 - 9.10 Утренняя зарядка: «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;
9.10 - 9.30 Завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;
9.30 - 10.00 Спортивно-оздоровительный час «Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»
10.00-13.00 Экскурсии, походы, мероприятия в отрядах по направлениям лагеря.
13.00-13.30 Обед Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идёт»
13.30 -14.20 Художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия, работа кружков) «Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»
14.20 -14.30 Операция «Уют» «Надо в порядок все привести, в классе убрать и пол подмести!»
14.30 Уход детей по домам «До свидания! До новых встреч!».
Критерии эффективности реализации программы
Самочувствие ребенка в лагере (создание положительного психолого-педагогического климата).
Сформированность физического потенциала (критерий здоровья).
Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
Критерий «открытости школы».
Критерий системности работы.