Программа летней профильной смены при школе с краеведческой направленностью «Родными тропами»

0
0
Материал опубликован 6 December 2017 в группе

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОО "Школа №15"

пос.Биракан

«___» _____2017г.

___________Е. Р. Каменский

 

Программа

летней профильной смены

при школе

с краеведческой направленностью

«Родными тропами»

пос. Биракан 2015г.

Пояснительная записка

    Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.   Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

    Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, получены от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов  старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.

   Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.

Мы живем в поселке. Его красивая природа, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.

   Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

   Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.

   Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

Профильная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности

Актуальность программы:

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их умственного и творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

В этом году страна отметила 70 - летие победы в ВОВ. В течение учебного года в школе велась поисково-краеведческая работа. Ученики 5 класса принимали участие в поиске и сборе информации об участниках ВОВ, проживавших в пос.Биракан. Данная работа очень заинтересовала ребят, что и натолкнуло на идею продолжения поисково-краеведческой работы в летний период. За 18 дней работы профильной смены "Родными тропами" ребятам предстоит изучение природы родного края, культуры, истории родного края, о жизни и быте жителей поселка в годы ВОВ и др.

Через изучение краеведения ЕАО, ребятам будет прививаться любвь и бережное отношение к природе: к растениям, животным и птицам, сопереживание и желание совершать добрые поступки окружающим людям.

Цель программы:

Создание условий для полноценного оздоровительного, содержательного, познавательно-творческого отдыха детей.

Задачи:

создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей;

организация интересного, полноценного общения ребят;

Создание условий для поисковой деятельности;

создание условий развития творческих способностей ребят;

создание атмосферы сотрудничества, сотворчества;

воспитание любви к Родине, природе, бережного отношения к ней;

помощь малообеспеченным, многодетным семьям;

диагностика и самодиагностика во временном объединении.

География программы:

МБОУ СОО "Школа № 15" пос. Биракан,

Облученский район

Автор программы:

Матычева Е.В. - учитель музыки и МХК

Целевая группа:

Матычева Е.В. - учитель музыки и МХК

Ожидаемый результат:

В ходе реализации программы профильной смены с краеведческой направленностью дети познакомятся как с историей образования ЕАО, так и с историей своего родного поселка Биракан. Узнают особенности ландшафта, разновидности растений и животных наших лесов. Могут научиться наблюдать за природой, вести дневник наблюдений, определять виды растений, распространенных в районе лагеря. Посетят тружеников тыла ВОВ, старожил поселка, окажут им помощь по хозяйству. Ребята приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности – сбор материала, его обработки, анализа и обобщения. Итогом работы детей смены будет создание краеведческого альбома и презентация его на школьной конференции.

Срок реализации программы:

3 июня - 23 июня 2015г.

Условия реализации программы:

место проведения (оформление)

педагог, обслуживающий персонал,

материально – техническое обеспечение смены: площадки, места для проведения дел, призы, грамоты, канцтовары, материалы для оформления и творчества участников.

Содержательное обеспечение (фотоаппарат, компьютерный и информационный класс, Интернет, литература, видео - и аудио файлы и др.)

Ожидаемый результат реализации программы:

1.  Воспитание в детях любви к своей малой Родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

2. Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов

3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.

4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,

5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.

6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в   различных сферах деятельности.

7. Улучшение отношений в среде детей, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.

8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми.

Критерии результативности программы:

итоги диагностики и самодиагностики ребят;

положительные отзывы ребят и родителей о прошедшей смене;

улучшение взаимоотношений детей в группах.

Участники программы:

Дети 5 класса (11-12 лет), педагоги школы, школьная медсестра.

Содержание программы:

Форма: игра – путешествие «Родными тропами»

В ходе смены ребята путешествуют тропами: 

тропа «Мои земляки»

тропа «Моя малая родина»

тропа "результативная"

Принципы реализации программы:

Программа смены проходит в виде ролевой игры – «Родными тропами», что способствует плодотворному сотрудничеству, непринужденному общению педагога и детей, созданию доброжелательной, комфортной обстановки. Программа смены предполагает выходы в природу, с целью её изучения, чувствительного восприятия, обучение бережному отношению к ней. Познание истории ЕАО и поселка, природы и окружающего мира должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания, для этого содержание каждого дня пронизано праздниками и спокойными играми, размышлениями. Дети естественным образом тянуться к познанию, но только тогда когда педагогам удается поддерживать атмосферу радости и доброжелательности.

Формы работы – интерактивные, дети непосредственные участники при подготовке, проведении и подведении итогов мероприятий, педагогом и участниками ведется постоянная диагностика эмоционального состояния.

Виды деятельности: познавательная, проектная, спортивно-оздоровительная, экологическая, трудовая, художественно – творческая.

Весь процесс делится на следующие разделы:


1.Спортивно-оздоровительный раздел:
- Постоянное пребывание на свежем воздухе;
- Организация здорового питания детей с использованием натуральных продуктов;
- Общая физическая подготовка;
- Пешие экскурсии;
- ежедневная утренняя зарядка;

- Подвижные и спортивные игры.

2. Раздел духовно-нравственного воспитания:
- Занятия по изучению истории края ;
- Ежедневное напутственное обращение к воспитанникам и подведение итогов прошедшего дня во время построения;
- Награждение и поощрение воспитанников по заслугам установленными знаками отличия и подарками;
- Утренние и вечерние построения;

-Привитие любви и бережного отношения к природе.


3. Интеллектуально-развивающий раздел.
- Организация коллективно-творческих дел:
а) занятия, рисованию и моделированию;
б) разучивание песен, стихотворений;
- Интеллектуально-развивающие занятия:
а) проведение занимательных опытов;
б) обеспечение печатными материалами для самостоятельных работ.
- Проведение викторин, интеллектуальных турниров и конкурсов;
- Проведение конкурсов ;

- проектная деятельность

4. Общественно-полезный труд.
- Работы по обустройству лагеря;
- Уборка территории лагеря;

- помощь ветеранам и труженикам тыла
 

5. Досуговые мероприятия.
- Организация экскурсий;
- Просмотры мультфильмов, художественных фильмов;

- выход в ДК, библиотеку и др.

- организация праздников.

Механизмы реализации программы:

Программа ориентирована на первичный, временный детский коллектив.

Режим работы смены с 8.30.00 до 15.00, обед в 13.00 часов.

День начинается линейкой, где объявляются план работы на текущий день; в течение дня ребята обеспечиваются трехразовым питанием (завтрак, обед, полдник), участвуют в культурно-массовых мероприятиях, раскрывают свои творческие способности.

На притяжении всей смены ребята изучают историю родного края, подбирают и ищут нужный материал по краеведению. Изучают природу своей родной местности, наблюдают за ней, ведут дневники наблюдений, изучают растительность, животных, что способствует развитию и расширению кругозора детей.

Заканчивается день линейкой, на которой ребята самостоятельно подводят итоги пройденного дня и защищают свои мини проекты.

Основные технологии:

исследовательская,

поисковая,

КТД,

Проектная,

группового взаимодействия.

Система аналитической деятельности (средства и способы):

В ходе работы будет проведена ежедневная диагностика. Это настроение дня, оценка детьми и взрослыми проведенного дела и степени своего участия в деятельности, оценка своих чувств, переживаний, эмоций, связанных с проведенным делом и др. Анализ может быть индивидуальным, групповым, коллективным.

Структура органов детского самоуправления:

Организация взаимодействия летней профильной смены "Родными тропами"с социумом

Правила жизни в профильном отряде

отряд – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.

 

Законы лагеря

Главный закон «Все новое узнай и в отряд передай».

Закон «Ноль-ноль» (Все делай вовремя, никогда не опаздывай).

Мы в дружбу верим, все как один и руку дружбы всегда подадим.

Будь всегда весел, бодр, никогда не падай духом.

Будь настойчив и трудолюбив в задуманном

Инструктажи

Вводный инструктаж (начальник лагеря).

Инструктаж по ПДД (педагог).

Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий (начальник лагеря).

Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (педагог).

Текущие инструктажи (педагог).

Словарь смены

Название смены - «Родными тропами"

Дети – краеведы

педагог – Старший краевед

Столовая – привал

Дежурные по лагерю - дозорные

Старшие в отрядах – проводники

Редколлегия - журналисты

Самоуправление в лагере – «Большой Совет краеведов»

Распорядок дня

8.30 – 9.00 – прием детей

9.00 — Начало работы смены

9.00–9.10 — Организационная линейка . Инструктаж по технике безопасности на рабочих местах.

9.10-9.20 – утренняя зарядка

9.20 – 9.40 - завтрак

9.40–12.00 — Коллективное творческое дело

12.00-12.30 – Игры на свежем воздухе

12.30–13.00 — Обед.

13.00– 14.00 - подвижные игры, конкурсы, работа журналистов и пресс –

центра.

14.00– сбор «Совета», подведение итогов дня

МБОУСОО «Школа №15» пос. Биракан

ПЛАН РАБОТЫ

ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «РОДНЫМИ ТРОПАМИ»

1 неделя

Тропа «Моя малая Родина»

2 неделя

Тропа «Мои земляки»

3 неделя

"Результативная"

1 день

Комплектование отряда.

Вводное занятие.

Линейка – старт профильной смены «Родными просторами»

Благоустройство отрядного места.

Выбор тем мини- проектов

8 день

Экскурсия в виртуальный школьный музей

Подвижные игры.

Диспут «Кто я, где мои корни?».

15 день

Викторина «Наш родной край»

Мастерская «Очумелые ручки» Изготовление поделок для жителей социального дома

2 день

История моей малой Родины

Экскурсия по главным улицам поселка.

9 день

Страницы истории школы. «Село в годы ВОВ».

История пос.Заречный. Экскурсия на улицы пос.Заречный

16 день

Экологический десант (уборка территории ручья)

Оформление собранной информации в альбом

3 день

Беседа о правилах поведения в общественных местах.ППД.

Составление списка жителей - сторожил и участников ВОВ, тружеников тыла.

10 день

Встреча со старожилами села .

Веселые старты.

Конкурс «Песня о Родине».

Беседа «Село в годы ВОВ».

17 день

Оформление - мини-проектов.

Игра "Кругосветное путешествие"

4 день

Беседа «Основание родного села».

Экскурсия в пожарную часть МЧС. Беседа о Пушкине.

11 день

Встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами тыла.

«Мы этой памяти верны» (возложение цветов к памятнику погибших в годы ВОВ).

Подвижные игры.

18 день

«Экологический десант»

уборка территории школы

Конференция (защита мини- проектов)

5 день

Экскурсия к реке.

Картографирование улиц поселка

12 день

Беседа «Герои родного села».

Экскурсия в «Лесхоз"

Сбор информации.

 

6 день

История больницы, История бумажной фабрики. Экскурсия

13 день

Экскурсия в с/библиотеку «Работа с исторической литературой».

Спортивные игры.

 

7 день

Экскурсия на сопку. Наблюдение за природой. Сбор трав для гербария

14 день

Экскурсия в поселковый совет

Экскурсия в ДК

 

 

 

МОНИТОРИНГ

Ежедневно оформляется стенд " Настроение дня".

Ребятам предложено по завершению дня выразить свои эмоции и впечатления и отобразить их на листе "Настроение дня".

Диагностическое обеспечение.

Входящая - диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.

Цель: Изучение интереса учащихся.

Анкета на входе.

Диагностика интересов.

Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых:

Чем вы любите заниматься в свободное время?

Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?

Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?

В какие игры вы любите играть?

Каким видом спорта вы занимаетесь?

Какие телепередачи вы любите?

Чем бы вы хотели заняться летом?

Интересуетесь ли прошлым нашего поселка?

Спасибо за ответы!

Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 11-12 лет).

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в профильной смене.

Анкета на выходе

1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в краеведческой смене?

 

Да

 

Скорее да, чем нет

 

Затрудняюсь ответить

 

Скорее нет, чем да

 

Нет

 
 

 


2. Насколько интересно был организован твой отдых?

Очень интересно

 

интересно

 

Затрудняюсь ответить

 

Не интересно

 

3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?

Участие в конкурсах, концертах

 

Спортивные мероприятия

 

Экскурсии

 

Встречи с интересными людьми

 

Закрытие

 

Другое

 

4. Какие новые способности ты раскрыл в себе?

Поисковые

 

Спортивные

 

Организаторские

 

Затрудняюсь ответить

 

5. Твои предложения по проведению отдыха в профильной смене.

_____________________________________________________________

Методическое обеспечение:

1.В.Пашнина «Праздник хорошего настроения» : Ярославль, Ак. развития –

2006

2.Филипенко А. «Звонко песни мы поем» М..: Советский композитор, 1983

3.С.Кочурова «Большая книга школьных праздников» Ярославль,

Ак.развития, 2006

4. Журнал №20 «Сценарии школьных праздников» М.: «Школьная пресса»,

2001

5.Журнал «Последний звонок» 2008 год, 2009год

6. Н.Б. Троицкая «Сценарии школьных праздников» : Москва 2004

7. С.А. Каплунова «Летний лагерь от А до Я»; М.: 2007

8. Интернет - ресурсы


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

14

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.