Проект - Программы летней профильной смены «Движение - жизнь»

9
0
Материал опубликован 27 March 2020

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи

«Северное сияние»







Проект - Программы

летней профильной смены

«Движение - жизнь»

Срок реализации: 1 смена

t1585279519aa.jpg



Автор-составитель: Булатова Татьяна Юрьевна,

методист, педагог-психолог

Бурлак Юлия Викторовна

педагог дополнительного образования





г. Хабаровск

2018 год


Содержание


Информационная карта программы 3

Пояснительная записка 5

Тематическое планирование программы «Движение - Жизнь» 9

СХЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 10

Список литературы: 14

Приложение 1 15

Приложение 2 18



Информационная карта программы

Полное название программы

«Движение - жизнь»

Цель и задачи программы

Цель программы организация отдыха, укрепление здоровья и формирование представления о малой Родине у детей с ослабленным здоровьем.

Задачи программы:

Организовать интересный полноценный оздоровительный отдых детей;

Развивать личность ребенка и его творческие способности;

Способствовать оздоровлению и укреплению здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Формировать потребность в здоровом образе жизни и сознательном отношении детей к укреплению своего здоровья

Способствовать сплочению детского коллектива, поддержанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Формировать интерес к своей малой Родине городу Хабаровск.

Адресат

Учащиеся (возраст 7-15 лет)

Тип лагеря

Профильный лагерь с дневным пребыванием

Краткое содержание программы

Летний профильный лагерь предлагает различные творческие конкурсы, физкультурно-оздоровительная, театральная, досуговая деятельность, тематические экскурсии.

Предполагаемый результат

Ожидаемые результаты:

Общее оздоровление детей и укрепление их здоровья.

Пробуждение социальной активности ребёнка, максимальное участие детей во всех культурных и спортивно - массовых мероприятиях.

Удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей;

Укрепление физических качеств и повышение двигательной активности.

Заинтересованность детей к ведению здорового образа жизни.

Расширение представлений о своей малой Родине.

Сплочение детского коллектива через участие в программе

Автор программы

Бурлак Юлия Викторовна – педагог дополнительного образования

Булатова Татьяна Юрьевна – методист, педагог - психолог

География участников программы

Учащиеся творческих объединений МАУ ДО ДТДиМ «Северное сияние» г. Хабаровска и школьники Северного округа.

Количество участников программы

20 человек

Сроки проведения

1 смена

Количество смен

1

Тип учреждения

МАУ ДО ДТДиМ «Северное сияние» г. Хабаровска

Адрес учреждения и телефон

Хабаровск ул. Руднева-68, тел/телефакс 33-16-09, 33-16-64, 76-39-91.

Финансовое обеспечение программы

Программа обеспечивается в соответствии с нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность МАУ ДО ДТДиМ «Северное сияние» г. Хабаровска.

Социальные партнеры

Отдел социальной поддержки населения по Кировскому и Краснофлотскому районам;

Корейский культурно-просветительский центр;

КСК "Мустанг";

Агенство внутреннего туризма;

ТОГУ бассейн.

Кадровое обеспечение

Бурлак Юлия Викторовна – педагог дополнительного образования.

Булатова Татьяна Юрьевна – педагог – психолог.

Григорьева Ксения Валерьевна - педагог дополнительного образования творческого объединения «Сольное пение»

Конюкова Ольга Николаевна - педагог дополнительного образования образцового коллектива «Ажур».

Пояснительная записка


«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо


В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей, т.к. за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных школьников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность.

Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса.

Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от времени года: в зимний период она снижается, а летом возрастает. Поэтому каникулярное время – самое благоприятное время для оздоровительной работы детей.

Прогулки и игры на свежем воздухе, подвижные игры, физкультурные занятия - лучший ежедневный отдых после учебного года, т.к. двигательная активность у детей в учебный период снижается на 50%.

Движения являются не просто важной, а необходимой частью жизни любого ребенка, потому - что двигаясь, ребенок укрепляет сердечно‑сосудистую, дыхательную и нервную системы организма.

Потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

Программа «Движение - Жизнь» включает разноплановую деятельность и организацию рационального двигательного режима, оздоровление, игровую деятельность, отдых, развитие творческих способностей детей и направлена на создание комфортной, развивающей среды, необходимой для обеспечения адаптации, социализации и оздоровления детей. А также привлечение внимания детей к своей малой Родине в условиях летнего лагеря Дворца творчества детей и молодежи «Северное сияние».

Актуальность программы основывается на требованиях современного времени. Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без двигательной активности. Движение для растущего организма ребенка является важным и незаменимым фактором роста и развития.

Лето для детей это время для нового открытия и познания ребенком себя и окружающим его мира, время знакомства со своим родным городом, с его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, в котором он родился, живет и учится.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной, воспитательной работы в организации летнего отдыха условиях дневного пребывания.

Отличительная особенность программы «Движение - Жизнь», в том, что программа объединяет различные виды деятельности. При этом делается акцент на воспитании любви к родному дому, природе, малой Родине как преобразующим фактором развития ребенка.

Цель программы организация отдыха, укрепление здоровья и формирование представления о малой Родине у детей с ослабленным здоровьем.

Задачи программы:

Организовать интересный полноценный оздоровительный отдых детей;

Развивать личность ребенка и его творческие способности;

Способствовать оздоровлению и укреплению здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Формировать потребность в здоровом образе жизни и сознательном отношении детей к укреплению своего здоровья

Способствовать сплочению детского коллектива, поддержанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Формировать интерес к своей малой Родине городе Хабаровске.


Программа профильной смены разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Декларация прав ребенка (1959 г.); 

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования (от 4.09.2014 г. № 1736-р)

Типовое положение о детском оздоровительном лагере (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2011 г. №18-2/10/1-2188)

Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Концептуальные основы программы «Движение – жизнь»

Концепция программы основана на следующих идеях:

В основе всех физиологических функций организма, обеспечивающих его взаимодействие с внешней средой, лежит движение.

Говоря о движение, мы придерживаемся взглядов академика Н.М. Амосова. «Если человек хочет быть здоровым, то он им будет. И для этого нужно не очень то много. Всего лишь нужно двигаться…»

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

Двигательная активность проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п. Особенно важна двигательная активность для растущего организма.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:

- основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский);

- удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).

- обязательное условие для нормального развития и формирования растущего детского организма. (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.).

Так же в основе концепции программы «Движение – Жизнь» лежит гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности на любовь к своей малой родине – месту, где родился и живет человек.

Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» А любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился и живет. Именно поэтому наши интересы обратились к нашему городу Хабаровску.

Используя в программе «Движение – Жизнь» социально значимое и необходимое направление в работе с детьми, значение которого трудно переоценить, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости за него.

Основные принципы нашей программы, которые мы выделяем:

-Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, а также ориентировать на общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.

- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем Краснофлотского района и т.п.;

Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в лагере, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

-Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

- Принцип историзма. Каждый момент ознакомления детей с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Сроки реализации программы: 21 день.

Ожидаемые результаты:

Общее оздоровление детей и укрепление их здоровья.

Пробуждение социальной активности ребёнка, максимальное участие детей во всех культурных и спортивно- массовых мероприятиях.

Приобретение новых знаний, умений и навыков.

Развитие творческих способностей детей. 

Введение оптимального режима творческой деятельности и отдыха детей.

Укрепление физических качеств и повышение двигательной активности.

Сплочение временного разновозрастного коллектива.

Приобретение знаний, социального опыта и заинтересованности детей к ведению здорового образа жизни.

Содержание программы:

Ключевой идеей лагеря выступает организация разностороннего отдыха направленного на повышение двигательной активности ребенка через игровую, творческую, оздоровительную, воспитательную деятельность. Важнейшие направление в работе лагеря - это активное приобщение детей к здоровому образу жизни, и воспитанию интереса к своей Малой Родине.

Для детей смена в детском лагере — это своеобразное путешествие, реализуемое через развлечения, оздоровительные и развивающие занятия, восстановление (отдых, восстановление физических и психологических сил, снятие напряженности), участия в подвижных, оздоровительных, развивающих играх, творческих мастерских, экскурсий, посещений памятных мест и достопримечательностей города Хабаровска.

Программа состоит из нескольких блоков:

Художественно – творческое;

Физкультурно-оздоровительная деятельность;

Декоративно - прикладное;

Досуговая деятельность;

Психолого – педагогическое сопровождение.


Этапы реализации программы «Движение - Жизнь":

1 этап: подготовительный

Работа с документацией, подбор диагностического минимума для детей с ослабленным здоровьем, изучение анамнеза, анализ результатов физической подготовленности детей. Педагоги и психолог знакомятся с семьей, с пожеланиями родителей.

Исходя из полученных данных проводится корректировка программы с учетом конкретных особенностей детей, произведен подбор развивающих методик и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Подготовка кабинета к проведению лагеря для детей.

Подготовка методического материала для педагогов лагеря.

Подготовка игрового материала.

2 этап: Реализация программы

Реализация основной идеи программы.

Вовлечение детей в творческие мастерские, соревнования, мероприятия, экскурсии.

Применение созданных ресурсов.

Рефлексия.

3 этап: Итоговый

Подготовленные номера для концерта закрытия лагеря;

Подведение итогов смены;

Анализ участия каждого ребенка в жизни лагеря, вручение памятных сувениров.

Анкетирование родителей, детей.



Тематическое планирование программы «Движение - жизнь»


День

Мероприятие

Первый День

Открытие смены

Линейка открытия.

Минутка здоровья

Организационное мероприятие « Открытие летней смены»

Тренинг «Давайте познакомимся»

Конкурс рисунков «Какой я вижу свою жизнь в лагере»

Второй день

Минутка здоровья

Творческие мастерские:

«Переменка»

Игры на воздухе

Третий день

Утренняя гимнастика

Минутка истории

Бассейн

Игры на открытом воздухе

Четвертый день

Минутка здоровья

Квест - игра « В поисках клада»

Пятый день

Минутка истории

Бассейн

Арттерапия

Шестой день

Минутка здоровья

Экскурссия на завод рыб.

Игры на воздухе

Седьмой день

Минутка истории

Творческие мастерские:

«Переменка»

Восьмой день

Минутка здоровья

Мастер - класс «Озеро лотосов»

Бассейн

Девятый день

Минутка здоровья

Экскурсия «Театральная гостинная»

Братья наши меньшие

Игры на воздухе

Десятый день

Минутка здоровья

День здоровья

Экскурсия и квест игра «Амурская тропа»

Одиннадцатый день

Минутка истории

Творческие мастерские

«Энергия творчества»

«Переменка»

Бассейн

Двенадцатый день

Минутка здоровья

Экскурсия обзорная по городу «По историческим местам»

Игры на воздухе

Тринадцатый день

Минутка здоровья

Час психолога

Творческие мастерские

Братья наши меньшие

Четырнадцатый день

Минутка здоровья

Закрытие смены

Концерт


Программные модули:

Оздоровительный

создание системы двигательной активности в течение дня;

утренняя гимнастика (ежедневно);

прогулки с включением подвижных игр;

квест игры;

тропа здоровья;

применение здоровье сберегающих технологий: пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика, оздоровительная гимнастика и т.д.

спортивные досуги, развлечения, праздники, конкурсы, соревнования;

посещение бассейна;

оздоровительные, подвижные, тематические игры.

Психологический

Атмосфера смены должна, пропитана атмосферой творчества, радости, положительных эмоций и ожиданием чего необычного.

Формы работы:

1. анкетирование;

2. индивидуальные беседы;

3. групповая работа;

4. тренинги;

5. консультации.

В течение всей смены педагогом – психологом отслеживается: 

что происходит с отдельным ребенком;

какие процессы происходят с группой в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка);

каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.

 Творческий

Основным назначением творческой деятельности смены является развитие креативности детей.

коллективно-творческая деятельность;

творческие мастерские: театральная, вокальная, хореографическая, декоративно - прикладная;

участие в мероприятиях ДТДиМ (концерты);

экскурсии;

конкурсы;

викторины;

игровые творческие программы;

просмотр видеофильмов, мультфильмов;


Патриотический

посещение музеев;

посещение памятных мест;

экскурсий по городу;

посещение театра;

проведение викторин;

знакомство с геральдикой города и края;

встречи с народными умельцами;

использование дидактических игр;

тематические мастер классы.


Ожидаемые результаты.

Общее оздоровление детей и укрепление их здоровья.

Пробуждение социальной активности ребёнка, максимальное участие детей во всех культурных и спортивно - массовых мероприятиях.

Удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей;

Укрепление физических качеств и повышение двигательной активности.

Заинтересованность детей к ведению здорового образа жизни.

Расширение представлений о своей малой Родине.

Положительного отношения к самому себе, родному городу, окружающему миру, другим людям.

Сплочение детского коллектива.

Развитие коммуникативных способностей ребенка, умение работать в коллективе.

Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

Участие в программе благотворно скажется на нравственном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.

Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.


Список литературы:


1.«Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001

2.«Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.

3.Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.

4.Куцанова Л.В. «Летний досуг с детьми» (книги для воспитателей). – М., 1996.

5.«Фейерверк идей» (в помощь организации досуга) – Омск, 1999

6. «Лето- это маленькая жизнь» - Хабаровск, 2003

7.Титов С.В. «Ура, каникулы» - М., 2001

8.«Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П.

9. Майоровой. «Педагогика каникул» А.А. Маслов.- Омск 2006.

10. «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград 2001.

11. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003

12. «Кипарис» Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова . Москва 1999.

13. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.

14. Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск – 2006.

​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.