Дополнительная программа летней профильной смены «Школа олимпиадной подготовки» (7–9 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ПОТЕНЦИАЛ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ЛЕТНЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
«ШКОЛА ОЛИМПИАДНОЙ ПОДГОТОВКИ»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Количество часов: 20
Автор-составитель:
Сазонова О.С., методист
Барнаул, 2022
Пояснительная записка
Данная программа составлена в рамках действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики».
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
летней профильной смены «Школа Олимпиадной Подготовки» направлена на развитие исследовательско-поисковой культуры учащихся, призвана вооружить их знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы.
Актуальность программы обоснована необходимостью проводить образовательную деятельность с детьми, стимулируя на развитие наиболее талантливых учащихся, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, и в то же время дать возможность остальным обучающимся работать в режиме освоения образовательного минимума, поддерживая и раскрывая их творческие способности.
В соответствии с национальным проектом «Образование» особое внимание должно быть уделено выявлению талантов каждого ребенка и концентрации на ранней профориентации с последующим построением индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности. Согласно основным положениям федерального проекта «Цифровая образовательная среда», необходимо предоставить возможность обучающимся выбирать программы, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.
Новизна. Программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности и предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Цель: создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, исследовательских и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентностей личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.
Задачи
Образовательные:
повышать мотивацию к познанию окружающего мира, путем активизации личностной позиции в образовательном процессе;
обучать правилам тренинга и овладению навыками дискуссии, тренингового общения;
формировать умения и навыки работы с различными источниками информации, культуру устной и письменной речи, активную жизненную позицию;
создавать условия среды общения для творческих и интеллектуально одаренных детей.
Развивающие:
развивать навыки самовоспитания позитивных личностных качеств, позитивного мышления;
развивать навыки конструктивного взаимодействия (групповой работы), самовыражения (резюмирование);
развивать навыки публичного выступления;
развивать интерес и потребности молодёжи в интеллектуальной и творческой деятельности.
Воспитательные:
стимулировать интерес к интеллектуальной деятельности;
воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим;
воспитывать чувство личной ответственности.
Принципы реализации программы:
гуманизм и демократизм;
опережающее обучение;
научность и интегративность;
индивидуализация и дифференциация;
систематичность;
развивающее обучение;
интеграция интеллектуального, морального, эстетического развития.
Организационные условия реализации программы.
Программа рассчитана на 20 часов и ориентирована на обучающихся 12-15 лет, проявляющих интерес к научно–исследовательской деятельности. Основной формой обучения являются занятия. Периодичность проведения занятий: 4 занятия по 1 часу, с десятиминутным перерывом. Нормы наполнения групп: 10-13 человек. Набор обучающихся – свободный.
Группа педагогов-организаторов программы:
Педагоги-психологи - Кижакина Ю.В., Голышевская И.А, Баженов Е.А., Новиковская Е.А, Перова М.С., учитель-логопед - Семыкина И.А., методист Сазонова О.С.
Название | Подготовка к олимпиадам | Проектно – исследовательская деятельность | Расширение и углубление знаний |
Основная задача | Совершенствование и развитие у детей креативности мышления, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении олимпиадных задач | Обеспечить организацию приобретения опыта проектной деятельности, обеспечить научно-педагогическое сопровождение выполнения проекта | Способствовать развитию интереса к предмету, более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности, предметной культуры учащихся. |
Формы работы | Индивидуальные, парные, командные. Интеллектуальные игры. | Консультации, мозговые штурмы, | Семинары, практические занятия. |
Планируемый результат | Обучающиеся смены имеют представления о способах и приёмах решения олимпиадных задач; об особенностях олимпиад различных предметных областей. | Обучающиеся смены имеют представления о работе по индивидуальным проектам (или мини-проектам). | Обучающиеся смены получают возможность интеллектуального роста, получают знания по внепрограммному материалу. |
Планируемые и ожидаемые результаты:
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
готовность и успешность выступления на конкурсах и олимпиадах различных уровней;
формирование творческого имиджа участника объединения;
реализация молодёжных инициатив;
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в деятельности, социальные компетенции;
способность ставить цели и намечать жизненные планы, умение определять самостоятельно и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате визуализации, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, умение объяснять своё отношение к поступкам
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их в коллективе;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, доклад, реферат, резюме и др.);
готовность к сотрудничеству, коллективной работе;
формирование проектных умений:
- генерировать идеи;
- находить не одно, а несколько вариантов решения;
- выбирать наиболее рациональное решение;
- прогнозировать последствия того или иного решения;
- видеть новую проблему;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- работать с различными источниками информации;
- планировать работу, распределять обязанности среди участников объединения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Теория | Практика | Всего | Дата проведения |
День 1 «Знакомство» Сбор участников. Введение. Знакомство с педагогическим коллективом. Установление правил. Распорядок дня и программа смены. Тренинг «Знакомство» Деление на команды. Знакомство с кураторами и членами команды. Беседа и анкетирование, анализ знаний, навыков и умений, ориентация в сфере научных интересов учащихся. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | 2 | 01.06.2022 | |
Практикум по осмыслению собственных предпочтений в сфере научных исследований. «Успешная самопрезентация» Экспедиция» Получение творческого задания. Выбор формы проекта. Распределение ролей. Представление «Визитки» команд. | 0 | 2 | 2 | ||
День 2 «Экшн-тренинг» Практикум по формированию умения работать в команде. Развитие умений сотрудничества и доверия, уверенности в себе и своих силах, готовности к риску, творческий подход и способность к быстрому принятию решений, ответственность за общий результат и опыт максимально эффективно достигать цели. «Успешная самопрезентация». Имидж оратора» Рефлексия 1 дня. Исследование стратегии самопрезентации в ситуации оценивания. Преодоление «страха экзамена», нахождение новых способов убеждения, влияния, раскрытию потенциалов естественности. | 1 | 3 | 4 | 02.06.2022 | |
День 3 «День науки» Практическая работа по сбору материала по предметам (Физика, Литература, Английский). Понятие об эксперименте, опыте. Игры «Разума» Деловая игра «Построй фирму» Творческая, эмоциональная, динамичная форма обучения. Игра позволяет усвоить процесс создания фирмы. «Успешная самопрезентация» «Публичные выступления» Мини-лекция «Публичные выступления» Обсуждения. Знакомство с понятиями «оратор», «ораторское искусство», | 1 | 3 | 4 | 03.06.2022 | |
День 4 «День искусства» Киноклуб. Просмотр фильмов с проблематикой. Рекомендованные фильмы на выбор: 1.CODA: Ребенок глухих родителей (2020); 2. Общество мертвых поэтов (1989); 3. Королевство полной луны (2012); 4. Маленькая мисс Счастье (2006). 5. Тайна Коко (2017). Обсуждения и рассуждения проблемных ситуаций. Анализ поведения героев, разбор мотивов, поступков. Рефлексия. Мастер класс «Живопись» «Успешная самопрезентация» Имидж оратора. Упражнения на поддержание доверия и сплоченности, формирование позитивного образа себя, развитие навыков самопрезентации Занятия по саморегуляции | 1 | 3 | 4 | 06.06.2022 | |
День 5 «Игротека» Презентация команд. Защита творческого задания. «Успешная самопрезентация». Взаимодействие с аудиторией. Мини-лекция «Приемы установления контакта с аудиторией». Упражнение «Реклама» Подведение итогов. Рефлексия личностных результатов тренинга. Упражнение «Вспомнить первое впечатление» | 1 | 3 | 4 | 07.06.2022 | |
Итого часов: | 5 | 15 | 20 | |
Список литературы
Болоникова Е.Н. Оценка качества дополнительного образования: возможен ли рейтинг? // Дополнительное образование и воспитание № 3. –
С. 5-9, 2014.
Егидес А. Психотехника общения // Воспитание школьников.
№ 1-5,1996.
Зырянов В.В. Организация работы с одаренными школьниками в сельской школе // «Будущее Алтая» – программа для одаренных школьников и молодежи (методические материалы, лучшие работы, обмен опытом). – 2010.
Зязин И.А. Основы педагогического мастерства. – М.: 1989.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. –
М.: 2000.
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. –
М.: 2007.
Комарова И.Г. Роль научных обществ в формировании ключевых компетенций школьника // Исследовательская работа школьников: научно-методический журнал. № 2. – С. 94-95, 2013.
Курицына М.Ф. Растим творческую личность – личность исследователя // Исследовательская работа школьников: научно-методический журнал. № 2. – С. 36-42, 2013.
Леонтович А.В. Что нам делать с дополнительным образованием // Дополнительное образование и воспитание. № 4. – С. 3-11, 2014.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: 1987.
Методика воспитательной работы в современной школе. – Москва-Барнаул, 1995.
Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова ; Ин-т психологии РАН ; психологический ин-т РАО. –
М. : Наука, 2010 .
Новосельцева Н.А., В.В.Фёдоров. О создании детских и подростковых клубов по интересам. – М.: 1999.
Прихожан А. Мой портрет в лучах солнца // Воспитание школьников. №6, 1996.
Сальникова Е.И., Смирнова О.С. Программа «Введение в науку» // Исследовательская работа школьников: научно-методический журнал. № 2. – С. 61-67, 2013.
Фокин О. Как вести диспут // Воспитание школьников. –
№ 6,1994 г., №6.; – 1995, № 1-4, 6; № 1-5.1996.
Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: 1998.
Целикова В.В., Егорова М.С. Технология выявления одаренности у обучающихся // Методист: научно-методический журнал. № 3. – С. 2-5, 2014.
Электронные ресурсы:
«Упражнения для регуляции эмоционального состояния» - www.elitarium.ru
«Способы снятия стресса» - www.pkh.ru
«Методы регуляции эмоционального состояния» - www.5psy.ru
«Дыхательные упражнения» - www.psylist.net
Сазонова Оксана Сергеевна