Программа профильной смены «Варяг»
ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
на базе МКОУ «Наследницкая СОШ имени воина-интернационалиста Виктора Свеженцева»
«ВАРЯГ»
(для детей, состоящих на профилактическом учете в ПДН МО МВД России в Брединском районе)
2022 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Паспорт программы
3. Цели программы
4. Содержание и формы реализации программы
5. Ожидаемые результаты
6. Приложение
1 - Примерное планирование воспитательных мероприятий в профильном лагере для детей, состоящих на учете в ПДН.
2 - Режим дня лагеря.
3 – Календарный план работы смены (примерный)
Пояснительная записка
За последние десятилетия мир вокруг нас значительно изменился. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. В молодежной среде, к сожалению, процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. За последних 3 года число детей в Брединском муниципльном районе, состоящих на учете в ПДН, не снижается и составляет 14 человек
По данным психологической диагностики 95% детей «группы риска» постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, повышенной тревожности, низкого уровня самооценки, подвержены вовлечению к употреблению ПАВ. Семейное неблагополучие, отсутствие “теплоты”, заботы, доброжелательного контроля со стороны родителей, неспособность родителей и опекунов справиться с проблемами подросткового возраста часто способствуют совершению детьми “группы риска” правонарушений и асоциальных поступков. Рост правонарушений особенно отмечается в выходные и каникулярные дни, когда дети часто предоставлены сами себе. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле.
Решение проблем отклоняющегося поведения подростков возможно лишь на программно-целевой основе. Поэтому работа летней профильной смены рассматривается, как составная часть данной программы.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагерь способствует формированию не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Как показывает практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы.
Укрепление здоровья детей;
Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
Заинтересованность детей в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, через расширение объединений дополнительного образования;
Увлеченность информационно-коммуникационной деятельностью;
Улучшение социально-психологического климата в лагере
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей.
Паспорт программы
Название программы: Программа смены профильного лагеря для детей группы риска «Варяг»
Сроки реализации: 29 октября -4 ноября 2022
Основные разработчики программы:
1.Управления образования Админстрации Брединского муниципального района
2. МКОУ «Наследницкая СОШ имени воина-интернационалиста Виктора Свеженцева»
3. КДН и ЗП администрации Брединского муниципального района
4. ОМВД России по Брединскому району
Участники программы:
Участниками программы являются несовершеннолетние учащиеся общеобразовательных учреждений района, стоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних МВД России по БМР в возрасте от 7 до 15 лет Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастном отряде. Число участников - 3 человека.
Социальные партнеры программы:
- Управление культуры, спорта и молодежной политике Администрации Брединского муниципального района;
- ГБУЗ «Районная больница п. Бреды»
- ГУ "Пожарная часть п.Наследницкий главного управления МЧС России по Челябинской области"
- Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области
Основание для создания программы.
1. Приоритетный национальный проект Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Постановление Администрации муниципального района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей Брединского муниципального района в летний период 2022 года» от 14.03.2022 г. № 192-п.
Цели программы
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во время осенних каникул
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации отдыха, досуга подростков в осенний период.
Воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Задачи программы
1. Создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время осенних каникул с привлечением учреждений дополнительного образования.
2. Оказание педагогической, медицинской, психологической помощи подросткам
3. Объединение усилий всех заинтересованных служб и ведомств на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на создание условий для самореализации личности подростков, оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
4. Приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере отношений сотрудничества, содружества и сотворчества
5.Заниматься устранением отрицательных черт характера; формировать положительные качества: трудолюбие, бережливость, вежливость, исполнительность добросовестность.
6. Развитие творческих способностей школьников
7. Воспитание культуры поведения.
8. Привитие навыков здорового образа жизни.
9.Формирование у подростков общения и толерантности.
10.Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
11.Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
12. Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
Содержание и формы реализации программы
Современных подростков объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых.
Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.
В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и психологической помощи.
Формирование духовно-нравственных и толерантных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, организации экскурсий, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений.
Программа предполагает следующее:
- разрядка и восстановление (отдых, восстановление физических и психологических сил, снятие напряженности, избавление от учебных программ)
- развлечения и любимые занятия
- саморазвитие и самореализация (развитие творческих и физических сил)
- образовательная компенсация (получение знаний вне школьных программ)
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
Спортивный зал;
Кабинет психологической разгрузки;
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
Полноценное питание детей;
Витаминизация;
Гигиена приема пищи;
Режим дня;
Рациональная организация труда и отдыха;
Спортивные игры и соревнования
Механизм реализации
поставленных целей и задач включает в себя следующие направления:
здоровье;
интеллектуально-творческое;
нравственно-патриотическое;
экологическое;
работа с кадрами.
Методическое обеспечение.
- Наличие программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки.
- Должностные инструкции всех участников процесса
Материально-техническое обеспечение.
- Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
- Наличие спортивного инвентаря.
- Наличие канцелярских принадлежностей.
- Аудиоматериалы и видеотехника.
- Призы и награды для стимулирования.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Кадровое обеспечение
1. Управление образования Администрации Брединского муниципального района.
2.Педагоги-воспитатели, педагоги дополнительного образования
3.Специалисты (психолог).
Источники финансирования
Финансирование программы осуществляется в рамках средств выделяемых:
областным бюджетом
местным бюджетом.
Методы оценки эффективности Программы
1.Анкетирование воспитателей, вожатых, специалистов.
2.Тестирование детей в области знаний и навыков здорового образа жизни.
3.Диагностика физического и психического состояния здоровья детей.
4.Анализ документации, деятельности социальных служб в реализации
Программы.
Контроль за исполнением Программы
Управления образования Администрации Брединского униципального района.
Ожидаемые результаты
1. Развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом.
2. Укрепление здоровья детей.
3. Создание особого педагогического пространства, повышенного внимания к детям «группы риска».
4. Воспитательное, духовное, нравственное воздействие на подростка через психологическое и моральное воздействие личностей, воспитателей, психолога
5. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для окружающих и самих себя
6. Социальная психологическая реабилитация «трудных подростков».
7. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений
8. Недопущение темпов роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.
9. Повышение социальной защищенности детского населения.
10. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ОСЕННЕМ ПРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
Задачи:
1. ЗДОРОВЬЕ.
1. Привитие навыков здорового образа жизни.
2. Развитие физических способностей детей через активную спортивную
жизнь в лагере.
3. Обучение приемам и методам оздоровления организма.
4. Профилактика правонарушений и преступлений сред несовершеннолетних в каникулярный период.
2.НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ.
1. Воспитание любви к родной школе, родному краю, своей стране.
2. Воспитание чувства патриотизма, гражданского самосознания.
3. Приобщение к общечеловеческим ценностям.
3.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ.
1.Развитие творческих способностей детей через КТД и индивидуальную деятельность, предоставления возможности реализоваться в соответствии
со своими склонностями и интересами.
2. Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей.
3. Создание условия для успеха, формирования целостного отношения
к нормам жизни, правилам поведения.
4. Развитие уважительных взаимоотношений между взрослыми и детьми в
ходе равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной
деятельности.
4.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ.
1. Воспитание ответственного отношения к природе.
2 Изучение и охрана окружающей среды.
3. Развитие экологического мышления.
4. Воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личностную и общественную ценность.
5. РАБОТА С КАДРАМИ (с воспитателями)
1.Повышение теоретического уровня и совершенствование практических
умений и навыков в воспитательной работе педагогов.
2. Накопление и пополнение методических материалов по внеклассной
работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Режим дня
8.30-9.00 – сбор детей
9.00-9.30 – построение, зарядка
9.30 – 10.00– завтрак
10.00 – 12.30 – спортивная и трудовая деятельность, индивидуальная работа с психологом
13.00-13.30 – обед
13.30 -15.00 – культурно-массовые мероприятия
15.00 -15.20 – построение, уход детей домой
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Календарный план работы смены
Дата | Мероприятия
|
1 день. «Здравствуй, лагерь» 29.10. | 1.Открытие лагерной смены 2.Принятие Законов лагеря «Варяг» 3.Принятие правил поведения в лагере. 4.Занятие психолога на сплочение для детей. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков |
2 день. «Знакомьтесь – это мы» 31.10 | 1. Просмотр мультфильмов. Беседа по просмотренному. https://www.youtube.com/watch?v=SU4BqSh9jZQ https://www.youtube.com/watch?v=zAlN-O2jZDo https://www.youtube.com/watch?v=zLbYg-XX-Bc 2.Спортивные игры на стадионе |
3 день. «Берегите Землю!» 01.11 | 1. Экологический субботник «Сделаем планету чище!» 2. Психологическое занятие на знакомство с применением элементов тренинга. Изотерапия Тема « Мы вместе» 3. Осенняя мастерская «Поделки из бросового материала» |
4 день «Спорт – это жизнь» 02.11 | 1. Осенние спортивные забавы 2. Шахматно - шашечный турнир 3. Просмотр мультфильмов о спорте и ЗОЖ https://www.youtube.com/watch?v=jCDWhI8Pktc |
5 день «Мир без войны» 03.11 | 1. Посещение краеведческого музея п. Наследницкий Беседа «Герои нашего времени» . 2.Посещение храма в п. Наследницкий. Беседа со священнослужителями церкви 3.Музыкальный час «Учим песни о мире» 4. Встреча с психологом. Ролевая игра «Мое личное пространство» |
6 день «Мы за мир!» 04.11 | Парк Победы п.Наследницкий , возложение цветов 2.Групповое заключительное занятие с психологом. «Чемодан пожеланий» с элементами рефлексии. Заполнение заключительной анкеты по поводу отдыха и проводимых мероприятий. https://infourok.ru/programma-raboty-pedagoga-psihologa-v-letnem-ozdorovitelnom-shkolnom-lagere-4268712.html 3. Развлекательно - спортивная программа «До свидания. Лагерь любимый!». Линейка, награждение. |
Потамошнева Наталья Алексеевна