«Программа «Мастерская игрушки» в системе дополнительного образования школы»

0
0
Материал опубликован 6 August

Программа «Мастерская игрушки» в системе дополнительного образования школы


Пайгусова Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования Средней общеобразовательной школы № 65, г. Чебоксары


Образовательная программа современной школы включает не только общеобразовательные дисциплины, но и дополнительное образование, реализуемое в рамках внеурочной деятельности. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, указывает на необходимость включения в образовательную программу начальной школы курсов в рамках внеурочной деятельности, которые школа определяет самостоятельно. В подразделе «Направления и цели внеурочной деятельности» Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 года № 372, указывается, что художественно-эстетическая творческая деятельность организуется по типу творческих мастерских в целях расширения знаний об объектах окружающего мира, формирования умений создавать предметы своими руками с использованием различных материалов, развития творческой активности и воспитания трудолюбия. В документе указывается, что к организации внеурочной деятельности могут привлекаться учреждения дополнительного образования и культуры. В данной статье мы рассмотрим организацию процесса обучения на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская игрушка». В настоящее время программа реализуется на базе МАОУ «СОШ № 65» города Чебоксары. Она направлена на формирование системы знаний и умений в области работы с различными материалами и инструментами на основе изготовления мягкой игрушки. Программа разработана для обучающихся 9–11 лет. Подобная программа «Чудеса из ткани» разработана для учащихся 7–9 лет со сроком обучения один год. В процессе разработки программы мы исходили из того, что в условиях компетентностного подхода в образовании все большое значение приобретает овладение учащимися практическими навыками, необходимыми в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Так, для девочек умение шить является базовым умением, т. к. в будущем они будут хозяйками в своих семьях и мамами. Оно является необходимым как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности, если профессия будет связана с шитьем. Создание мягкой игрушки связано с изучение многих важных швейных операций и приемов. Помимо этого формируются эстетические ценностные установки, взгляды и отношения. Работа над мягкой игрушкой формирует такие важные личностные качества как усидчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающему миру. Отсюда возникает ее значимость для образования младших школьников. Программа «Мастерская игрушки» рассчитана на два года обучения. Учебный план первого года обучения рассчитан на 68 часов. На начальном этапе обучения по данной программе учащиеся учатся создавать полуобъемные мягкие игрушки. На этом этапе у них формируется умение отличать полуобъемную игрушку от объемной, понимать ее особенности. Школьники изучают и осваивают в практической деятельности основные и дополнительные материалы, используемые при изготовлении мягкой игрушки. Основные материалы: мех, ситец, штапель, байка, фланель, бархат, плюш, сукно, шерстяная ткань. Дополнительные – пуговицы, бусинки, кожа, проволока и т. д. В процессе обучения они знакомятся с инструментами, используемыми при работе с мягкой игрушкой: иголки, ножницы, клей, наперстки, проволочные щетки для расчесывания искусственного меха, нитки, пинцет и пр. Изучают технику безопасности при работе с инструментами. В программу обучения входит выполнение подготовительных графических работ. Работа над замыслом полуобъемной мягкой игрушки начинается с набросков поискового характера, на основе которых создаются эскизы будущей игрушки. Затем школьники учатся изготавливать простые выкройки. Учащиеся изучают различные способы перевода эскиза на выкройку. Например, посредством с помощью калек или стекла, а также увеличивать или уменьшать выкройки. Практическая работа связана с изготовлением следующих игрушек: игольница «Шляпка», «Мышонок», «Цыпленок», «Птенчик», «Жираф», «Зайчик», чехол для мобильного, «Лунатики»,» «Огуречик-человечек», «Морковка-человечек», «Петушок», «Зайчик-ушастик», «Игривые котята», «Кролик», «Ежик», «Совенок», «Верблюжонок», «Утенок» и т.п. На выполнение одной игрушки отводится два – четыре часа. Это обусловлено следующими факторами: - во-первых, отсутствием опыта изготовления мягкой игрушки; - во-вторых, недостаточной сформированностью опыта работы с различными материалами и необходимыми инструментами; - в-третьих, незначительной степенью сложности заданий, посильных для детей данного возраста и степени подготовленности; - в-четвертых, психофизиологическими особенностями данного возраста (недостаточная сформированность усидчивости, объема внимания, моторики пальцев руки и т.п.). Два занятия достаточно для изготовления данного вида сложности игрушек. Это позволяет поддерживать необходимую мотивацию на достаточно высоком уровне. При длительной работе мотивация младших школьников падает, поэтому программа предусматривает краткосрочные задания. Пример выполнения такого задания представлен на рисунке 1.

t1754482089aa.jpg

Рис. 1. Полуобъемная мягкая игрушка

На этом этапе обучения учащиеся осваивают правила работы и материалы для раскроя: мех, трикотаж, ситец, мыло, карандаш. При этом они изучают особенности раскроя различных материалов с учетом их специфики, а также способы соединения и сшивания деталей игрушки. Ученики осваивают следующие виды швов при сшивании деталей игрушки: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», шов «через край», «петельный шов». На начальном этапе обучения изготовления мягкой игрушки задания имеют репродуктивный характер, т. к. необходимо сформировать базовые умения, необходимые для творческой деятельности. Постепенно вводятся задания на внесение собственных элементов в предлагаемый образец игрушки. Это развивает творческое мышление младшего школьника. На данном этапе обучения педагог использует следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемное изложение. Итогом первого года обучения является выставка работ учащихся. На следующем этапе (второй год обучения) учащиеся переходят к изготовлению мягкой объемной игрушки. Учебный план второго года обучения рассчитан на 68 часов. На этом этапе обучения учащиеся осваивают технологию изготовления мягкой объемной игрушки. В частности, технологию создания веревочных креплений конечностей, технологию создание проволочного каркаса, способы изготовление усов, оформление глаз, носов и ушей. Для этого используются разработанные нами следующие виды игрушек: «Щенок», «Лошадка», «Котик», «Зайчик», «Лягушонок» и т. п. Например, при изготовлении мягкой игрушки «Котик» используются следующие материалы: флис или мех серого, белого, желтого или черного цветов. При изготовлении этой игрушки используются веревочные крепления и проволочный каркас. В ходе работы над игрушкой учащиеся осваивают особенности кроя, навыки сшивания деталей петельным швом, технологию набивки игрушки, а также способы изготовления элементов лицевой части (глаза, усы, ротик). При работе над мягкой игрушкой «Собачка» (пудель) ученики осваивают особенности работы с сыпучими материалами. В частности, специфику кроя сыпучих материалов. Данное задание направлено на совершенствование работы с проволочным каркасом. Особое внимание уделяется созданию образа пуделя.

Работая над игрушкой «Лисенок», школьники закрепляют навыки работы с сыпучими материалами (плюш, бархат, байка, фланель). Совершенствуются навыки кроя сыпучих материалов. Выполняя данное задание, учащиеся осваивают особенности шва «назад иголку». На занятии создается ситуация выбора способа декорирования игрушки. Например, нос лисенка может быть сделан из ниток мулине или бусинки, а глаза из клеенки или маленьких пуговиц. Примеры мягкой игрушки, создаваемой на данном этапе обучения, показаны на рисунке 2.


t1754482089ab.jpg

Рис.2. Объемная игрушка

Программа второго года обучения предусматривает изготовление декоративных изделий и индивидуальное проектирование. Учащиеся выполняют задания по изготовлению чехла для мобильного телефона, сумочки для украшений и т. п. В процессе работы они должны создать эскизы, разработать дизайн-проект изделия, создать необходимые выкройки, изготовить изделие и защитить свой проект. В рамках «Мастерской Деда Мороза» школьники изготавливают новогодние украшения из различных материалов, создают новогодние поздравительные открытки, изготавливают символа Нового года в технике мягкая игрушка. Второй год обучения завершается выставкой – творческим отчетом. На ней представляются работы учащихся, выполненные за год. Программа предусматривает постепенное усложнение учебного материала на каждом этапе обучения. Так, при изучении темы «Курочка с цыплятами» учащиеся создают композицию из нескольких мягких игрушек. При этом ставится задача комбинирования различных материалов. Учащиеся должны самостоятельно выбрать необходимы материалы для создания композиции, объяснить свой выбор. В своей работе педагог использует следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемное изложение, исследовательский. Использования метода проблемного изложения приведем на примере темы «Игрушка «Собачка Тузик». Так, школьникам предлагается самостоятельно подобрать материал для изготовления игрушки (фетр, сукно, драп), а также подобрать гармоничные цвета тканей. В процессе работы над игрушкой они должны самостоятельно предложить тип шва для скрепления деталей, определить необходимый материал для изготовления глаз (черная клеенка или кожа со светлыми подглазниками). Например, педагог может задать вопрос: «Нужно ли в данном случае использовать проволочный каркас для передних и задних лап?» Эвристический, проблемный и исследовательский методы обучения реализуются в проектной деятельности учащихся. Проект рассматривается как индивидуальная творческая работа, отражающая актуальный уровень обученности и развития обучающегося. Проекты реализуются в рамках Мастерской Деда Мороза, участия в различных творческих конкурсах, а также запланированной в рамках учебного плана второго года обучения работы над индивидуальным творческим проектом по изготовлению мягкой игрушки. Программа предусматривает пластичное моделирование учебного процесса исходя из конкретных условий проведения занятий. При необходимости педагог может внести изменения в содержание занятия. Одним из результатов освоения программы является участие учащихся в различных конкурсах. Приведем некоторые примеры результатов участия в конкурсах 2023 года. В республиканском конкурсе «Героям Великой Победы призерами стали двое учащихся учебного объединения «Мастерская игрушки». В республиканском конкурсе «Мама – мое вдохновение!» стали обладателями диплома первой степени. В открытом республиканском творческом конкурсе «Подарок маме своими руками» коллективная работа заняла первое место. Шесть учащихся учебного объединения стали призерами в различных городских творческих конкурсах в 2023 году. Таким образом, можно сделать следующий вывод: включение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественно-творческой направленности в образовательную программу школы способствует творческому развитию школьников, формированию значимых компетенций, необходимых в жизни человека.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации